Каких животных и птиц не почитали египтяне. Культы животных в древнем египте. Траур по кошке
Представления древних египтян об окружающем мире значительно отличались от представлений современных людей. Древнеегипетский пантеон состоял из огромного количества богов, которые чаща всего изображались с человеческим телом и головой животного. Поэтому к животным египтяне относились с большим почтением, поклонение животным было возведено в культ…
Гарем священного быка
Как часть древнейшего культа животных у египтян почитался бык. Они считали божеством, сошедшим на землю. Из всех быков по особым приметам выбирали одного, который в дальнейшем выполнял роль священного быка по имени Апис. Он обязательно должен был быть черного цвета с особыми белыми отметинами.
Жил этот бык в Мемфисе, в особом «священном хлеву» при храме. Ему обеспечивали такой уход, о котором многие люди даже не могли мечтать мечтать, кормили и почитали, как бога, даже содержали для него гарем коров.
В день рождения Аписа устраивались праздники, в жертву ему приносили быков. Когда Апис умирал, его хоронили с почестями и приступали к поискам нового священного быка.
Домашнее животное - гиена
Прежде чем остановиться на собаках и кошках, человечество экспериментировало с одомашниванием некоторых довольно странных животных.
5,000 лет назад египтяне держали в качестве домашних питомцев гиен. Рисунки, оставленные на могилах фараонов, показывают, что их использовали для охоты.
Однако, египтяне не испытывали к ним особой любви, зачастую их содержали и откармливали только для еды. И все же хихикающие гиены в качестве домашних животных у египтян не прижились, тем более, что поблизости слонялось множество кошек и собак, которые оказались более подходящими.
Причина смерти - гиппопотам
Фараон Менес жил приблизительно 3000 лет до н.э., и оставил большой след в египетской истории. Ему удалось объединить враждующие царства Египта, которыми он в дальнейшем управлял около 60 лет.
По сведениям древнеегипетского историка Манефона, Менес умер от ран, полученных во время охоты на гиппопотама. Однако больше никаких упоминаний об этой трагедии не сохранилось.
Единственным подтверждением может служить рисунок на камне, изобрающий царя, просящего жизнь у гиппопотама.
Священные мангусты
Египтяне обожали мангустов и считали их одними из самых священных животных. Они поражались храбрости этих маленьких пушистых зверьков,отважно сражавшихся с огромными кобрами.
Египтяне устанавливали бронзовые статуи мангустов, носили амулеты с их изображениями и содержали их в качестве любимых домашних питомцев. Некоторые египтяне даже были похоронены с мумифицированными останками своих любимых мангустов.
Мангусты вошли даже в египетскую мифологию. Согласно одной из историй, бог солнца Ра превращался в мангуста, чтобы бороться со злом.
Убийство кошки каралось смертью
В Египте кошка считалась священным животным, и за ее убийство, даже невольное, полагалась смертью. Не допускалось никаких исключений.
Однажды даже сам король Египта попытался спасти римлянина, который случайно убил кошку, однако ему это не удалось. Даже под угрозой войны с Римом, египтяне линчевали его и оставили труп на улице.
Одно из преданий повествует, как кошки стали причиной того, что египтяне проиграли войну.
В 525 до н.э. царь персов Камбис, перед наступлением приказал своим воинам наловить кошек и прикрепить их к щитам. Египтяне, увидев испуганных кошек, сдались без боя, т.к. не могли причинить боль своим священным животным.
Траур по кошке
Смерть кошки для египтян была трагедией, не меньшей, чем утрата члена семьи. По этому случаю в семье объявлялся траур, при котором все должны были сбрить свои брови.
Тело мертвой кошки бальзамировали, ароматизировали и хоронили, помещая к ней в могилу мышей, крыс и молоко для ее дальнейшей загробной жизни.
Захоронения кошек были огромными. В одном из них было найдено около 80000 забальзамированных кошек.
Охота с гепардами
На больших кошек, таких как львы, охотиться разрешалось. В то же время гепард, по египетским стандартам, считался небольшой, достаточно безопасной кошкой, которую можно было держать даже дома.
У обычных жителей, конечно, не было в доме гепардов, но короли, в частности Рамзес II, в своем дворце имел множество прирученных гепардов, и даже львов, и он не был единственным. Рисунки на древних могилах часто изображают египетских королей на охоте с прирученными гепардами.
Город священного крокодила
Египетский город Крокодилополис был религиозным центром культа, посвященного богу Собеку, изображавшемуся в виде человека с головой крокодила. В этом городе египтяне держали священного крокодила. Люди со всех концов съезжались, чтобы взглянуть на него. Крокодил был увешан золотом и драгоценностями, и его обслуживала группа священников.
Люди приносили в качестве подарков еду, и священники, открывая крокодилу рот, заставляли его ее съесть. Они даже вливали в его открытый рот вино.
Когда крокодил умирал, его тело заворачивали в тонкую ткань, мумифицировали и хоронили с большими почестями. После этого в качестве священного животного выбирали другого крокодила.
Зарождение жуков-скарабеев
Египтяне считали, что жуки-скарабеи волшебным образом зарождались в экскрементах. Они думали, что жуки-скарабеи обладают волшебной силой, и все, от богатых до бедных, носили этих жуков в качестве амулетов.
Египтяне видели, как скарабеи скатывают в шары экскременты и прячут их в норы. Но они не видели, как впоследствии самки откладывают в них свои яйца, и поэтому считали, что скарабеи появляются из экскрементов чудесным образом и наделяли их волшебной силой.
Война из-за любви к гиппопотамам
Причиной одной из самых больших войн Египта стала любовь фараона Секененра Тао II к гиппопотамам. Он содержал в своем дворце целый бассейн с гиппопотамами. Египет тогда состоял из нескольких королевств.
Однажды фараон Апопи, правитель более сильного королевства, приказал Секененре Тао II избавиться от гиппопотамов, потому что они сильно шумят и мешают ему спать. Это, конечно, была надуманная причина, поскольку Апопи жил в 750 км от гиппопотамов.
Секененра, долгое время терпевший тиранию со стороны Апопи, на этот раз не выдержал и объявил ему войну. И хотя сам он погиб, войну продолжил его сын и другие фараоны. И закончилась она объединением Египта.
По материалам: listverse.com
Инструкция
В первоначальном мироустройстве все имеющиеся божества отождествлялись у египтян с животными и изображались исключительно в их обликах. Чуть позже некоторые боги стали изображаться египтянами в зооморфных формах, т.е. как люди-звери (например, с телом льва и головой человека). Любопытно, что самих животных древние египтяне никогда не отождествляли с богами и не рассматривали в качестве всевышних сил. Исключением можно назвать только те случаи, когда определенное животное считалось «воплощением души» того или иного божества, например, черный бык по имени Мневис, имеющий общие черты с по имени Апис.
Животные, которых почитали древние египтяне, были разнообразны: это и птицы, и копытные животные, и рептилии, и млекопитающие, и даже насекомые. Например, у древних людей существовали культы быка, сокола, кошки, коршуна, ибиса, крокодила и даже жука- . Нередко бывало и так, что какое-то конкретное священное животное, почитаемое одними египтянами, абсолютно не почиталось другими. В этом случае священных животных могли убивать, что зачастую влекло за собой вражду между жителями тех или иных местностей и территорий. К слову сказать, на священных птиц охота была запрещена всегда, а на львов – исключительно в праздники, касающиеся почитаемой египтянами богини Баст.
Культ священных коров и быков был связан с тем, что эти животные помогали людям в сельскохозяйственных работах – на быках пахали днями и ночами. Эти животные олицетворяли собой плодородие и земледелие. Самым почитаемым быком был Апис. Египтяне верили, что он оплодотворяет Небесную Корову, которая приносит в мир золотого теленка – Солнце. Среди культа мифических священных птиц наиболее почитаемыми были Великий Гоготун и Вена. Из реально существующих птиц священными были сокол, коршун и ибис. Крокодилам египтяне поклонялись в основном в Фивах и в Фаюме (ливийская пустыня). Эти рептилии олицетворяли собой бога нильских вод – Себека. Египтяне считали, что крокодилы могут управлять разливами рек, приносящими плодородный ил на их земли.
Кошки являлись священными животными повсеместно и почитались древними египтянами повсеместно, а в особенности в Бубастисе. Считалось, что коша – это богиня Баст. Почитание львов зиждилось на могуществе богинь-львиц и символизировало мощь фараона и силы богини Сохмет. Свиньи в Древнем Египте считались нечистыми животными, ассоциируясь с Сетом, но позже они стали сравниваться с небом. Некоторые жители почитали и их. Почитание бегемотов было связано с культом Таурта, однако широкой популярности этот культ так и не получил. Шакалы в Древнем Египте ассоциировались с богом Анубисом, с пустыней. Навозный жук- тоже считался священным животным. Его культ связывали с культом Хепри. Египтяне верили, что эти жуки могут самозарождаться. Изображения этих насекомых служили амулетами, защищавшими людей от зла и ядовитых укусов.
Несмотря на свое поклонение животным, некоторых из них приходилось все же умерщвлять. Например, на некоторых территориях Древнего Египта жителям приходилось убивать крокодилов. И всему виной были сами священные животные: крокодилов разводилось так много, что они начинали представлять реальную угрозу для жизни людей и других священных животных, например, быков и коров. Любопытно, что умершее священное животное египтяне хоронили со всеми почестями: животное бальзамировалось, укладывалось в саркофаг и предавалось погребению при храмах. Например, умерших кошек хоронили в специальных священных усыпальницах в Бубастисе, быков предавали земле в том месте, где они и умирали, а мертвых коров вообще бросали в реку Нил.
Слайд 2
Цель:
Формирование духовно развитой личности ребенка в процессе приобщения к художественной культуре.
Слайд 3
Задачи:
Познакомить учащихся со священными животными Древнего Египта.
Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете (живущие ныне и ушедшие цивилизации) являются яркими представителями своих традиций, своего искус ства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлых цивилизаций и настоящего времени. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Слайд 4
Три тысячи лет назад до нашей эры в долине Нила на обширной территории возникло единое государство, известное нам как Египет.
Слайд 5
КОШКА
- Широко был распространен культ кошки.
- Великий бог Ра считался великим котом.
- Существовала такжкошачья богиня Бастет.
Богиня Бастет.
Слайд 6
Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.).
Слайд 7
Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие.
Слайд 8
Со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы.
Слайд 9
В Древнем Египте хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги
Слайд 10
Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят.
Слайд 11
СКАРАБЕЙ
Насекомое было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось - хепри.
Слайд 12
Бог Хепри
Хепри - божество с головой скарабея – символизирует утреннее, восходящее Солнце.
Слайд 13
Скарабей питается помётом животных, из которого предварительно скатывает шары.
Слайд 14
Изображения Скарабея священного, вырезанные из камня служили в Древнем Египте предметами культа, амулетами и украшениями.
Слайд 15
БЫКИ и КОРОВЫ
Египтяне поклонялись божественному черному быку Апису
Слайд 16
Коровы также почитались как подательницы пищи; кроме того, их культ был связан с культами Исиды и Хатхор и с представлением о небе как о Небесной Корове.
Слайд 17
Умерших быков бальзамировали, мумии укладывали в саркофаги, которые затем устанавливали в подземных галереях Мемфисского некрополя на западном берегу Нила. В саркофаг клали различные украшения и амулеты.
Слайд 18
Вспомните и назовите священных животных в Древнем Египте.
- Почему в египетской религии так много божественных животных?
- Что олицетворяла богиня Басет и почему египтяне считали кошку священным животным?
- С чем связан культ жука скарабея?
- Что египтяне делали с умершими быками?
Слайд 19
- В египетской религии важная роль отводилась кошке, которая называлась "мяу", звукоподражательным словом, перешедшим во все языки; от него же происходит глагол "мяукать".
- Красота и грациозность котов была по душе египетским скульпторам, поэтому их изваяний весьма много - от совсем маленьких, которые можно было носить как амулет, до больших, почти в натуральную величину.
- Египтяне даже давали имена своим дочерям, означавшие «маленькая кошка»
Знаете ли вы, что...
Слайд 20
В мире существует 3 породы голых кошек-сфинксов:
- канадский сфинкс
- донской сфинкс (или донской лысак)
- петербургский сфинкс (или петерболд)
Слайд 21
Урок окончен.
Спасибо за внимание!
Посмотреть все слайды
Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых божеств-покровителей. Номы были, несомненно, остатками древних племен, объединенных в конце четвертого, тысячелетия до н. э. под общей властью царя. Однако культ номовых богов оказался чрезвычайно устойчивым: он держался до самого конца истории Древнего Египта, уже сочетаясь с поклонением общеегипетским божествам.
В этих местных номовых культах сохранялись глубоко архаические черты, каждый ном чтил свое священное животное, связывавшееся так или иначе с местным богом. Последний изображался нередко или в виде этого животного, или в смешанном, зооантропоморфном образе. Примеры можно приводить без конца. Почти любой представитель египетской фауны почитался в той или иной области (а некоторые и по всей стране). Так, в самом южном номе— Элефантине почитали барана, в Дендере — корову, в Сиуте — шакала, в Гермополе — ибиса и павиана, в Бубастисе - кошку. Покровительницей Нехена, откуда исходило древнейшее объединение Южного Египта, считалась богиня-коршун, а рядом в Нехебе чтили водяную лилию. Древнейший центр объединений Северного Египта— Буго почитал священную змею, а соседняя община Пе — пчелу. Иероглифы, изображающие четыре последних существа, впоследствии стали символизировать объединенный Египет.
Во многих местностях (особенно в Фаюмском оазисе) даже крокодил считался священным и неприкосновенным властителем речных вод, и охота на него строго воспрещалась. Маленьких крокодильчиков помещали в храмовых прудах, откармливали медовыми пирогами и в случае преждевременной смерти мумифицировали, окутывали погребальными пеленами и с почетом погребали.
Огромным почитанием пользовались такие птицы, как ибис, кобчик, коршун, а из насекомых особенно навозный жук (т. н. скарабей).
Иногда из бесчисленных представителейкакого-либо вида животных отбирался один представитель и объявлялся богом. Так, например, со многими сотнями и тысячами быков в Египте не особенно церемонились. Их пасли, погоняли бичами, запрягали в плуги и т. д. Зато одного-единственного быка выбирали соответственно особым приметам (он должен был быть черным, но с белым круглым пятном на лбу, с особыми волосками на хвосте и т. д.). Когда такого исключительного быка после долгих обследований находили, то его приводили в Мемфис, в специальный храм и объявляли священным и неприкосновенным. Когда кончалась его счастливая жизнь, его погребали в специальном склепе (обнаруженном при археологических раскопках) и город погружался в траур. Затем начинались поиски нового Аписа (название божественного быка), и, когда его находили, траур сменяли ликованием.
По-видимому, здесь перед нами остатки древнего тотемизма. Многие исследователи, правда, скептически относятся к такому предположению, так как культ животных в Египте был локальным, а не родовым. Между тем этнография Африки дает нам убедительные примеры перерастания классического родового тотемизма в территориальное почитание животных: так было, например, у племен Южной Нигерии.
Почти все исследователи зато признают, что в почитании местных богов-покровителей происходил процесс антропоморфизации священных животных. По крайней мере, в отношении очень многих богов это не подлежит сомнению: так, кошка превратилась в богиню Бастет, изображавшуюся с кошачьей головой; сокол—в бога Гора. Изображения Тота с головой ибиса, Анубиса с головой собаки, Собека с головой крокодила, богини Сохмет с головой львицы, Хатор с головой коровы и пр. служат очевидным указанием на происхождение этих зооантропоморфных образов от священных животных.
Следует обратить внимание на большое количество женских божеств в числе местных покровителей: богини Нехебт, Хатор, Нейт, Сохмет, Нефтида и др. Это связано, по-видимому, с сохранением очень сильных пережитков матриархата у древних египтян.
Номовые божества были вначале, несомненно, племенными божествами. Надо думать, что и каждая община, входившая в ном, чтила своих общинных покровителей (как это известно, например, у ряда земледельческих народов Западной Африки). Но следов этих местных куль-тов до нас не дошло.
Возможно, что еще в эпоху до объединения Египта наметилось начало культа общеегипетских богов: это можно предположить потому, что известные черты культурной общности Египта прослеживаются еще в додинастическую эпоху. Но те божества, культ которых в эпоху фараонов был распространен по всему Египту, получили всеобщее признание лишь да глазах истории. Когда какой-нибудь ном становился центром государственного объединения Египта, его бог-покровитель делался предметом общегосударственного культа. Централизация культа была выражением и в то же время орудием централизации государственной власти.
Древнейшим из общеегипетских богов был сокол Гор, которому вначале поклонялись в Иераконполе и в Эдфу. Вышедшие из этой области цари, «почитатели Гора», были первыми объединителями Египта (1-я и 2--я династии, конец четвертого тысячелетия до н. э.); они и превратили свое племенное божество в общеегипетского бога солнца. Со времени перенесения столицы царства в Мемфис главным официальным богом Египта становится мемфисский бог Птах, о чем свидетельствует Мемфисский богословский трактат. Приход к власти 5-й династии (около 2700 г. до н. э.); связанной с городом Оном (Гелиополем), повлек за собой распространение культа местного бога Атума (Ра), прев-ратившегося в верховное божество Египта. Возвышение Фив как центра нового объединения Египта в эпоху 11-й и 12-й династий привело к тому, что местный, дотоле мало кому известный божок Амон занял место во главе всеегипетского пантеона и был сближен с прежним верховным богом Ра (Амон-Ра). Со времени 26-й Саисской династии (VII в. до н. э.) видное место в культе заняла местная саисская (может быть, ливийская по происхождению) богиня Нейт.
Но всеегипетскими богами становились не только те, которые были богами-покровителями политического центра страны и которые имели шансы занять место во главе пантеона. Другие местные божества в связи с объединением страны тоже приобретали себе почитателей за пределами области первоначального поклонения. Как это бывало и в других странах, подобные божества получали определенную функцию и рассматривались как покровители того или иного вида человеческой деятельности, профессии. Так, гермопольский бог Тот (ибис) стал покровителем писцов и ученых, сиутский Анубис — богом загробного царства, латопольская Сохмет — богиней войны, коптосский Мин — покровителем иностранцев и пр. Многие божества были привязаны к космическим явлениям, причем, конечно, возможно, что некоторым из них космические черты были присущи и тогда, когда они еще были чисто местными покровителями. Большинство богов так или иначе связывалось с солнцем: гелиопольский Атум-Ра, гиераконпольский Гор, бусирисский Осирис, фиванский Амон, абидосский Анхер, файюмский Собек, гермонтский Менту. С луной были связаны Тот, Исида, Хонсу. С небом — Хатор, Нут. С землей — Мин, Геб. Впрочем, некоторые из этих богов, как Геб и Нут, не имели связи с местными культами.
Создание общеегипетского пантеона повлекло за собой установление богословско-мифологических связей между отдельными божествами. Так появились известные триады и эннеады божеств, неодинаковые, впрочем, в разных местностях. Фиванская троица — Амон, Мут, Хонсу; мемфисская — Птах, его супруга. Сохмет и их сын Нефертум. Из эннеад (девятибожий) наиболее распространена была гелиопольская, состоявшая из четырех пар богов во главе с Ра: Ра, Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Все эти божественные группы составляли частью продукт слияния местных культов, частью поро-ждение чисто теологических спекуляций жрецов.
С другой стороны, сближение богов вело подчас к их отождествлению. Жрецы отождествили, например, гелиопольского Атума с Ра, позже, в эпоху Среднего царства, с тем же Ра отождествили фиванского Амона и крокодила-Собека, с Осирисом был отождествлен Хентиементиу, с богиней Хатор — Тефнут.
Так складывался всеегипетский пантеон. Вероятно, последствием такого же процесса было и общеегипетское почитание священных животных: местные священные животные, древние тотемы. делались предметом всеобщего поклонения. Так, в историческую эпоху по всей стране считались священными кошка, ястреб, ибис, крокодил. Помимо целых видов чтились отдельные особи: известный бык Апис бога Ра в Мемфисе, баран Осириса в Мендесе и другие животные, связанные с наиболее чтимыми богами. Тотемическое происхождение и этого общеегипетского культа животных весьма вероятно. Однако некоторые исследователи вообще относят формирование настоящей зоолатрии к поздней поре истории Египта.
Ни в чем так не сказалась роль египетской религии, как вобожествлении фараона— высшего носителя государственной власти. Уже древнейшие цари-объединители, именовавшие себя почитателями Гора, находились как бы под особым покровительством этого божества и даже прямо принимали его имя. Начиная со времени 5-й династии фараон рассматривается как сын солнечного бога Ра. Вера в то, что царь есть сын бога, живое божество, господствовала с самого начала и до самого конца политической истории Египта, вплоть до победы христианства. Царь самолично выполнял важнейшие религиозные обряды: он основывал храмы, он один мог — по крайней мере в теории — входить в святилище бога и приносить ему жертву; жрецы действовали лишь как бы от его имени. Священный церемониал, которым была окружена вся придворная жизнь: падение на живот перед царем и целование земли у его ног, запрет произносить имя царя, употребление им религиозных эмблем,— отражал и в то же время поддерживал и усиливал веру в божественное происхож-дение царской власти.
Еще в древнейшую эпоху у египтян сложилось и представление об особых божествах — покровителях умерших. Известно много таких заупокойных божеств, чтившихся в разных местностях: Анубис в Сиуте, Сокар в Мемфисе, Хентиементиу в Абидосе и др. Но в период Древнего царства на первое место в качестве покровителей умерших выдвигаются два божества, с образами которых отныне и связывается погребальный культ: солнечный бог Ра и умирающий и воскресающий бог растительности Осирис. Центром, откуда распространялись солярные представления о царстве мертвых, был Гелиополис, средоточие культа Ра. Согласно этим представлениям, души умерших стремятся попасть в солнечную лодку Ра и вместе с ним совершать ежесуточное движение по небу. Исходной точкой этих верований о связи души покойника с солнцем, очевидно, служила идея о западе как о стране умерших: уходящее на запад солнце озаряет своим светом эту страну (отсюда известная теория Фробениуса о «солярном периоде» в истории религии, когда сложилась идея о связи солнца с умершими и о стране душ на западе). У египтян было смутное представление о таинственной стране мрака - дуат, куда нисходит солнце ночью и где пребы-вают души умерших.
Но гораздо большую важность получила в египетском погребальном культе связь его с образом Осириса. Вначале он не имел отношения к погребальным обрядам и верованиям. Но уже в Текстах пирамид (5-я династия) имя его упоминается в заупокойных формулах. В дальнейшем Осирис превратился в повелителя загробного мира и в посмертного судью душ. Связующим звеном культа Осириса с верой в загробную жизнь послужило представление о нем как об умирающем и воскресающем боге. Будучи по мифу первым умершим, Осирис стал изображаться как владыка умерших, а его ежегодное воскресение давало верующим надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может спастись от окончательной гибели. Осириса просили о покровительстве покойнику. Больше того, пытались магически отождествить покойника с Осирисом. Вначале удостаивался такого отождествления лишь царь: в Текстах пирамид умерший царь прямо именуется Осирисом. Позже стали называть Осирисом и других умерших, знатного, а впоследствии и простого происхождения. «Осирис такой-то» — так обычно именуется покойник в погребальных текстах. Идея такого отождествления проста: надо магически обмануть враждебные силы, выдав умершего за великого бога. Главной фигурой погребального культа стал Осирис, в особенности со времени Среднего царства. В Абидосе — втором, после Бусириса, средоточии его культа — стали чтить «гробницу Осириса» (в действительности это была гробница Джера, одного из фараонов 1-й династии), и каждый верующий египтянин желал после смерти быть похороненным возле этого святилища, под защитой Осириса, или хотя бы поставить там свою могильную плиту.
Амат (Амт, Амамат)
|
|
Амон-Ра
|
|
Анубис
|
|
|
Апис
|
Атон
|
|
Атум
|
|
Баст
|
|
Бэс
|
|
Геб
|
|
Гор (Хор)
|
|
Исида
|
|
Маат
|
|
Меритсегер
|
|
Месхент
|
|
Мин
|
|
Монту
|
|
Мут
|
|
Нейт
|
|
Нефертум
|
|
Нефтида
|
|
Нехбет
|
|
Нун
|
|
Нут
|
|
Осирис
|
|
Птах
|
|
Ра
|
|
Рененет
|
|
Ренпет
|
|
Себек
|
|
Селкет (Серкет)
|
|
Серапис
|
|
Сет
|
|
Сехмет
|
|
Сешат
|
|
Сокар
|
|
Таурт
|
|
Тефнут
|
|
Тот
|
|
Упуат
|
|
Хапи
|
|
Хатор
|
|
Хонсу
|
|
Хнум
|
|
Шу
|
Одной из первых цивилизаций на планете, которая зародилась еще на заре человеческой истории, был именно Древний Египет. В древние времена египтяне имели довольно своеобразное представление об окружающем мире, сильно отличающееся от настоящего. Пантеон Древнего Египта был насыщен разнообразными богами, которые зачастую имели голову животного и тело человека, что может удивить наших современников.
Священные животные были окружены почтением и уважением, им поклонялись и их обожествляли. На территории Древнего Египта находится внушительное количество старинных памятников и кладбищ, с многочисленными захоронениями мумифицированных животных, к которым относились как к грозным богам, оказывающим непосредственное влияние на жизнь всей цивилизации.
1. Священный бык
Египтяне очень почитали быков. Из всех этих рогатых животных тщательно выбирался один, которого в дальнейшем считали божеством. Бык играл роль священного и обязательно должен был иметь черный окрас с белыми пятнами.
Божественный бык проживал в Мемфисе в специальном хлеву для священных животных, расположенном при храме. За быком был установлен такой прекрасный уход, какой не могли себе позволить даже самые успешные люди. Животного досыта кормили, оберегали, почитали как бога и даже обеспечили его гаремом коров. Каждый день рождения Аписа шумно праздновался и завершался жертвоприношением быков божеству. Похороны Аписа также отличались своей пышностью, после которых египтяне приступали к выбору следующего божественного быка.
Человечество не сразу выбрало кошек и собак как домашних животных. Сначала древние люди пытались ставить эксперименты над приручением достаточно необычных видов. Более пяти тысяч лет назад египтянам удалось одомашнить гиен и содержать их в качестве своих питомцев. Согласно изображениям, сохранившимся на могилах фараонов, помощь гиен применялась для охоты.
Известно, что египтяне не питали большой любви к этим животным, поэтому заводили и откармливали их исключительно для еды. Да и то до определенного времени, пока более «сговорчивые» собаки и кошки не составили им конкуренцию.
3. Мангусты
К мангустам египтяне питали искренние чувства. Эти отважные пушистые зверьки считались самыми священными животными. О храбрости, которой обладал египетский мангуст в бою с гигантскими кобрами, слагались легенды, а древние египтяне даже изготавливали статуи животных из бронзы, вешали на шеи амулеты с изображением зверьков и содержали их дома.
Исследования показали, что некоторых египтян даже хоронили вместе со своими домашними любимцами, мумифицируя останки животных. Мифология Древнего Египта также пестрит упоминаниями о мангустах. Считалось, что бог солнца Ра умеет превращаться в мангуста, чтобы сражаться с напастями.
Однако через какое-то время мангусты впали в немилость у египтян, потому что эти животные поедали яйца крокодилов.
4. Культ кошки в Древнем Египте
Кошки в Египте также приравнивались к божественным созданиям. За убийство кошки, даже если оно было случайным, наказанием служила смерть. Исключений по данному вопросу не допускалось. Существует информация, что даже египетский король однажды хотел избавить от смерти римлянина, нечаянно убившего кошку, но у него ничего не вышло. Египтяне не испугались и возможной войны с Римом, линчевав человека прямо на улице, где и остался лежать его труп.
По одной из легенд именно из-за кошек египетский народ проиграл войну. Персидский царь Камбис с 525 году до н.э. готовился к наступлению на Египет и дал приказ своим войскам отловить кошек и прикрепить их на щиты. Египтяне, заметив напуганных священных животных, сразу же сдались врагам, так как не имели права рисковать божественными зверями.
Кошка была приручена египтянами и считалась полноправным членом семьи. Когда кошка умирала, египтяне объявляли траур в семье, при котором все проживающие в доме с кошкой должны были сбрить себе брови. Труп кошки бальзамировался, ароматизировался и хоронился в могиле вместе с мышами, крысами и молоком, которые пригодились бы животному в загробной жизни. В Древнем Египте было огромное количество кошачьих захоронений. В одном из которых исследователями было обнаружено примерно 80 тысяч забальзамированных животных.
5. Гепарды
Несмотря на культ кошек, египтянам не было запрещено охотиться на львов. А гепард на тот момент считался египетским народом небольшой и довольно безопасной кошкой, которую часто содержали в богатых домах.
Обычные жители, конечно, не могли позволить себе завести гепарда, но король Рамзес II имел в своем дворце огромное количество ручных гепардов, как и многие другие представители знати. Иногда египетскими королями одомашнивались и огромные грозные львы, вселяющими страх даже в наших современников.
Город Крокодилополис считался религиозным центром Египта, посвященным божеству Собеку, который изображался в виде человека с крокодильей головой. В этом городе жил священный крокодил, посмотреть на которого приезжали люди со всего Египта. Крокодила украшали золотом и драгоценными камнями, над его обслуживанием трудилась целая команда священников.
Крокодилу привозили в подарок пищу, которую он сразу же съедал. Пасть крокодилу помогали открывать те самые священники, они же заливали ему в рот вино. Умершего крокодила оборачивали тонкой тканью, мумифицировали и устраивали похороны со всеми почестями.
Среди египтян считалось, что жуки-скарабеи мистическим путем зарождаются в экскрементах и наделены волшебными возможностями. Египетский народ замечал, как скарабеи скатывают шары из экскрементов и прячут их в своих норкам. Но люди еще не могли понять, что в каждый шар самка скарабея откладывает яйца, из которых и появлялись жучки. Каждый египтянин считал своим долгом носить талисман в виде чудотворного скарабея, защищающего их от зла, яда и даже дарующего воскрешение после смерти.
Культ скарабеев происходил от солнечного бога Хепри и был непосредственно связан с самозарождением.
8. Птицы
Почитались в Египте и птицы. За нечаянное убийство ибиса, коршуна или сокола провинившемуся грозила смертная казнь. Бога мудрости Тота, изображавшегося с головой ибиса, уважали все древние египтяне. Именно он считался создателем письменности и литературы. Трупы ибисов, олицетворявших мудрость, грацию и тактичность, также бальзамировались.
Самой почитаемой птицей считался сокол, отождествляемый с богом Гором. Сокола всегда считали птицей, покровительствующей и защищающей фараона и его власть.
Коршуны являлись символом неба, а самка белого коршуна – воплощением богини Нехмет, символизирующей могущество.
Заключение
Религия Древнего Египта в течение долгого времени подвергалась изменениям. Древние охотники верили в одних богов, скотоводы и земледельцы почитали других, верования и представления тесно переплетались и взаимодействовали друг с другом. Политические столкновения и развитие страны в социально-экономическом плане также оставило свой отпечаток на системе культов.
12 апреля 2017