Лазурский психология. Александр федорович лазурский, отечественный врач и психолог. Повторная попытка классификации

Александр Фёдорович Лазурский (31 марта (12 апреля) 1874, Переяслав — 27 февраля (12 марта) 1917, Санкт-Петербург) — русский врач и психолог, ученик В.М. Бехтерева, учитель М.Я. Басова и В.Н. Мясищева. Разработал характерологию — психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. Лазурский одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.

Александр Фёдорович Лазурский родился в небогатой семье. Окончил Лубянскую гимназию с золотой медалью и поступил в Военно-медицинскую академию, где активно занимался психологией. После окончания обучения в 1897 году был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В. М. Бехтеревым Клинике душевных и нервных болезней.

Научную деятельность он совмещал с лечебной практикой. Постепенно интересы Лазурского переключились с анатомии и физиологии ума на психологические исследования. В немалой степени этому способствовало открытие в 1895 году Бехтеревым в Клинике душевных и нервных болезней специальной Психологической лаборатории. В 1897 году именно Лазурскому Бехтерев поручил руководство этой лабораторией.

30 ноября 1900 года А. Ф. Лазурский защищает диссертацию «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение».

В 1901-1902 А. Ф. Лазурский находился в зарубежной командировке, во время которой практиковался в Психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге, работал в лаборатории экспериментальной психологии Э. Крепелина в Гейдельберге, а также слушал лекции К. Штумпфа в Берлине.

В 1903 году А.Ф. Лазурский возвратился в Петербург и был избран приват-доцентом Военно-медицинской академии по душевным и нервным болезням, где в дальнейшем читал курс общей психологии. Члены «Русского общества нормальной и патологической психологии» избрали его своим учёным секретарем. Занимая эту должность, он сыграл значительную роль в создании Психоневрологического института и возглавил его кафедру общей психологии.

С 1904 года А.Ф. Лазурский сотрудничал с А.П. Нечаевым в его лаборатории экспериментальной педагогической психологии, руководил специальной комиссией этой лаборатории по разработке экспериментальных методов психологии. Там же он начал проводить конкретные характерологические исследования.

В феврале 1913 года на заседании «Петербургского философского общества» он сделал доклад, изложив свою «новую классификацию личностей». До последних дней жизни именно эта проблема оставалась центральной в его творчестве.

В 1917 году Александр Фёдорович Лазурский скончался после продолжительной болезни.

Книги (4)

Классификация личностей

В книге обосновываются общие основы классификации, объясняется ее главный принцип, даются определения понятий эндопсихики (ядра человеческой личности, которое обуславливает темперамент, характер, умственную одаренность и т.д.) и экзопсихики (в основе ее отношение личности к внешним объектам и среде, реакции на внешние раздражители). Представлены основания выделения психических уровней, характеризуются все их разновидности с описанием психологических характеристик типичных их представителей (чистые, комбинированные, «расчетливые эгоисты», «мечтатели», «художники» и т.п.).

Лазурский дает описания «чистых» и «извращенных» типов, показывает те направления, в которых может изменяться каждый тип. Описаны факторы, влияющие на формирование того или иного типа личности, среди которых важнейшее место занимают социальные.

(1874–1917)

Александр Федорович Лазурский – яркая фигура в истории науки, один из пионеров российской психологии. В первой четверти ХХ века его труды неоднократно переиздавались в нашей стране и за рубежом, снискали ему широкую известность и признание. Лазурский по праву может быть назван одним из основоположников отечественной дифференциальной психологии (сам он, однако, полемизируя с В. Штерном, предлагал отдать предпочтение иному названию – «индивидуальная психология»; одноименная адлерианская теория в ту пору еще не была широко признана). Однако, умерший незадолго до Октябрьской революции, Лазурский, естественно, не мог предвидеть, какими путями пойдет оформление советской психологической мысли на основе марксистско-ленинской доктрины. Вероятно, вследствие такой «недальновидности» о нем с годами вспоминали все реже, и в советской психологической литературе упоминания о нем как правило ограничивались несколькими скупыми строчками. В середине 90-х одна из его книг была переиздана в серии «Памятники психологической мысли», но не привлекла широкого внимания и фактически затерялась в половодье переводных бестселлеров. Сегодня, когда постепенно пробуждается интерес новых поколений психологов к отечественным научным традициям, следует отдать дань одному из видных представителей российской психологии, стоявшему у ее истоков.

Александр Федорович Лазурский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1874 г. в городе Переяславе Полтавской губернии (ныне – Переяслав-Хмельницкий Киевской области Украины). Через несколько лет после его рождения его отец, священнослужитель, получил приход в уездном городке Лубны. Здесь Лазурский поступил в мужскую гимназию, с отличием ее окончил, а в 1891 г. уехал отсюда в Петербург, где поступил в Военно-Медицинскую Академию. В Петербурге судьба свела его с крупнейшим ученым того времени, одним из основоположников целостного человекознания в отечественной науке, В.М. Бехтеревым, под руководством которого в возглавляемой им анатомо-физиологической лаборатории при клинике душевных и нервных болезней Лазурский, будучи третьекурсником, сделал свои первые шаги на нелегком пути научного познания. Наверное, именно царившая в лаборатории атмосфера научного поиска обусловила жизненный выбор Лазурского – его ориентацию не на медицинскую практику, а на исследовательскую деятельность.

На раннем этапе научной деятельности интересы молодого ученого были сосредоточены в сфере анатомии мозга. Этому были посвящены его первые научные работы, выполненные в студенческие годы и опубликованные в издававшемся в Казани журнале «Неврологический вестник».


В ноябре 1896 г. на заседании Собрания врачей Санкт-Петербургской клиники душевных и нервных болезней студенты Лазурский и Акопенко представили на обсуждение результаты выполненного ими психофизиологического исследования «О влиянии мышечных движений (ходьба) на скорость психических процессов». В работе рассматривалась динамика протекания психических процессов (простой реакции, процессов различения, выбора, счета чисел и подбора рифм) до мышечной нагрузки и после нее. Авторы пришли к выводу, что мышечные движения «ускоряющим образом» влияют на психические процессы, хотя указанный эффект проявляется применительно к конкретным исследуемым явлениям по-разному. Обращает на себя внимание высказанная уже в этой ранней работе мысль, что при анализе соотношения психических и физиологических процессов необходимо «считаться с индивидуальностью».

С самого начала творческой деятельности Лазурский активно участвовал в жизни научного сообщества. В журнале «Обозрение психиатрии» неоднократно публиковались его отчеты о научных дискуссиях той поры, в которых он сам принимал участие. Своеобразным признанием молодого ученого явилось его избрание в 1899 г. действительным членом Петербургского Общества психиатров и невропатологов.

После окончания академии с отличием в 1897 г. Лазурский был оставлен в клинике для продолжения исследований и «научного усовершенствования». Научную деятельность он совмещал с лечебной практикой, работая в доме призрения душевнобольных, а также в школе для детей с нервно-психическими отклонениями.

Уже в ранних работах Лазурского закладывались основы объективного, естественнонаучного подхода к пониманию человека и исследованию его психики. Ученый был глубоко убежден, что прогресс в развитии психологического знания обусловлен его связью с естественнонаучной методологией, с исследованиями природных основ психической деятельности, он подчеркивал невозможность разработки проблем психологии без опоры на знания в области анатомии и физиологии центральной нервной системы. Следуя традиции клинической школы Бехтерева, Лазурский большое значение придавал также изучению психопатологии, рассматривая последнюю в качестве важного условия углубления познания механизмов функционирования психики в норме.

Постепенно интересы Лазурского переключились с анатомии и физиологии ума на собственно психологические исследования. В немалой степени этому способствовало открытие в 1895 г. Бехтеревым в клинике душевных и нервных болезней специальной Психологической лаборатории. В 1897 г. именно Лазурскому Бехтерев поручил руководство этой лабораторией.

Еще более укрепилась психологическая ориентация ученого под влиянием зарубежной командировки, в которую он был направлен по решению академии «на казенный счет» с ежегодным содержанием в 3500 рублей на два года (1901–1902 гг.) «для усовершенствования» после получения степени доктора медицины. Во время своего пребывания за границей Лазурский посетил наиболее важные центры мировой психологической науки того времени. Он практиковался в Психологическом институте В. Вундта в Лейпциге, работал в лаборатории экспериментальной психологии Э. Крепелина в Гейдельберге, слушал лекции К. Штумпфа в Берлине.

Первые психологические работы Лазурского появились в 90-е гг. ХIХ в. Приступая к разработке психологических проблем, молодой ученый учитывал сложившиеся в данной области традиции, но они становились предметом серьезного критического осмысления, глубокой творческой переработки. Главным критерием истинности вывода, основным способом получения научной фактологии Лазурский однозначно признавал опыт. Опытная стратегия исследования психической активности в работах самого ученого, его учеников и сотрудников Психологической лаборатории оставалась неизменно доминирующей. И поэтому естественным являлось обращение Лазурского к эксперименту в поисках наиболее точного объективного изучения психической реальности. В своих экспериментальных исследованиях он отдавал дань традиционным для того времени проблемам психологии – изучению объема сознания (памяти), процесса образования ассоциаций.

Уже ранние психологические работы Лазурского привлекли к себе внимание научной общественности. Так, после доклада о методе наблюдения (1898 г.) в собрании врачей психиатрической клиники состоялась беседа ученого с репортером «Петербургской газеты», а его доклад «О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения» на одном из заседаний Санкт-Петербургского Философского Общества под председательством А.И. Введенского в марте 1890 г. обсуждался с 9 утра до полуночи. Такой интерес к работам Лазурского был вызван не только актуальностью, новизной и оригинальностью развиваемых им идей, но и четко обозначенной естественнонаучной методологической позицией. Именно поэтому, встречая позитивные в целом отклики в среде врачей, психиатров и других ученых, разделявших позиции объективного подхода к психике человека, научные сообщения и статьи Лазурского вместе с тем подвергались критике сторонниками традиционной метафизической психологии. Так, уже упомянутый доклад в Философском Обществе, по оценке самого Лазурского, потерпел «торжественный провал». Это было следствием развернувшейся в этот период в русской психологии борьбы между принципиально различными подходами в познании психической реальности, водоразделом между которыми явилось понимание роли эксперимента и интроспекции в психологических исследованиях. Лазурский, оказавшийся одним из участников этих достаточно жестких и нелицеприятных дискуссий, тяжело переживал сложившуюся ситуацию и едва не забросил свои изыскания в психологии. Тем не менее, очевидно, не без помощи своего учителя Бехтерева и других, близких по духу коллег, он преодолел этот «творческий кризис» и продолжил работу в области психологии.

Более того, решаемые им задачи становились все более сложными, оригинальными. Он встал на путь, который до него еще никем в отечественной науке не был пройден. Наряду с традиционными для той поры научными проблемами, его чрезвычайно привлекла задача изучения не отдельных психических процессов, а целостной личности. Именно к этому вопросу ученый обратился в первом опубликованном им в 1897 г. психологическом труде «Современное состояние индивидуальной психологии» (заметим: двадцатисемилетний Альфред Адлер в это время только вынашивал свои теоретические идеи). Вероятно, именно подготовка этой статьи, содержащей обзор фактически всех ключевых в то время мировых и отечественных исследований по изучению характера и темперамента, определила сферу будущих научных интересов Лазурского – разработка проблем индивидуальной психологии, точнее – психологии индивидуальности. Цель ее он видел в рассмотрении того, «как видоизменяются душевные свойства у различных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях».

Уже в этой работе четко обозначена перспектива научных исследований Лазурского, которая приведет его к созданию нового самостоятельного направления психологической науки – «научной характерологии». Именно она и стала фундаментальным вкладом Лазурского в сокровищницу отечественной психологической науки. При этом важно отметить, что «индивидуальная психология» полностью отождествлялась им с характерологией, то есть русский ученый выдвинул на передний план решение типологических задач путем выявления наиболее обобщенных типов характеров. Тем самым он противопоставлял свой подход взглядам В. Штерна, который ограничивал задачи дифференциальной психологии лишь анализом индивидуально-психологических различий, не ставя задачей этой области изучение целостной личности.

В 1906 г. тиражом 1000 экземпляров вышел в свет первый крупный труд Лазурского – «Очерк науки о характерах». Как отмечает автор, «две мысли положены в основу этой книги: во-первых, возможность сознательного, научного изучения человеческих характеров; во-вторых – необходимость пользоваться для этой цели понятием наклонности или душевного качества». Основой книги послужил авторский курс лекций по характерологии, прочитанный в Петербурге на педологических курсах при экспериментально-педагогической лаборатории А.П. Нечаева, о котором Лазурский с гордостью писал брату: «Смело могу сказать, что это первый и единственный на сегодня на земном шаре систематический курс характерологии, основанной на современных данных». Именно с этого сочинения начинается известность Лазурского как специалиста по индивидуальной психологии.

Большое внимание ученый уделял поиску и исследованию интегральных личностных образований, которые в наибольшей степени отражали бы специфику индивидуальности человека. В этом контексте особый интерес представляет учение Лазурского о способностях, поскольку понятия «наклонность», «склонность», «способность», «душевное качество» занимают центральное место в его концепции личности.

В феврале 1913 г. на заседании Петербургского Философского Общества он сделал доклад, изложив свою «новую классификацию личностей». До последних дней жизни именно эта проблема оставалась центральной в его творчестве.

Исходя из идеи целостности, функционального единства нервно-психической организации личности и стремясь реализовать ее в конкретном эмпирическом исследовании, Лазурский обращается к поиску адекватного данному подходу метода. Направление и смысл методических поисков Лазурского в это время достаточно точно выражают следующие его высказывания: «Чем выше и сложнее исследуемое явление, тем проще и ближе к жизни должен быть применяемый метод», «общий ход развития экспериментальной психологии неизбежно ведет к тому, что мы постепенно будем расширять область применения эксперимента, но в связи с этим будем расширять также и само понятие эксперимента».

В декабре 1910 г. на I съезде экспериментальной педагогики он выступил с докладом о «естественном эксперименте», в котором изложил суть нового метода, подчеркивая его «несомненные преимущества» по сравнению с наблюдением и лабораторным экспериментом. Суть данного метода состоит в том, что любой вид реальной деятельности рассматривается с точки зрения того, какая группа личностных характеристик выступает в нем ярче всего. И исследователь, предлагая человеку или группе лиц этот вид деятельности в реальной, конкретной жизненной ситуации, фиксирует степень выраженности изучаемой характеристики. Особую ценность этого метода Лазурский видел в его применении в школьной практике для составления целостной характеристики школьника, так как он давал возможность педагогу «глубже заглянуть в психическую жизнь своих питомцев с помощью тех средств, которые всегда находятся в руках». Таким образом, можно сказать. Что Лазурский фактически одним из первых в отечественной психологии осуществил конкретно-эмпирическое исследование психики ребенка в условиях деятельности, заложив тем самым «первые кирпичики» в будущую психологическую теорию деятельности, получившую развитие в последующих трудах советских психологов. С.Л. Рубинштейн подчеркивал высокую ценность и значимость предложенного Лазурским метода естественного эксперимента, развивая этот метод с позиций субъектно-деятельностного подхода.

Занимаясь разработкой острейших для своего времени вопросов психологии, Лазурский постоянно сталкивался с негативным отношением к себе со стороны как метафизических психологов, так и некоторых психиатров, которые находили его психологические исследования надуманно-умозрительными. Вследствие назревшего конфликта в 1913 г. он увольняется из Военно-медицинской Академии и устраивается штатным клиническим ассистентом по психиатрии в Женский Медицинский институт.

Безвременная кончина Лазурского в марте 1917 г. не позволила завершить большие творческие планы. В частности, осталась незаконченной книга, над которой он работал в последние годы «Классификация личностей». Подготовить эту разработку к изданию по инициативе товарищей и учеников было предложено ближайшему его сотруднику В.Н. Мясищеву. Книга была опубликована в 1921 г.

Похороны состоялись 16 марта (по старому стилю) 1917 г. на Смоленском кладбище в Петрограде. Обнаружить его могилу к настоящему времени не удалось…

По мнению близко знавших его людей, Лазурский, «всю свою жизнь отдавший изучению личности человека, сам был глубоко гармоничной, светлой, высокоморальной личностью. Необыкновенно скромный и миролюбивый, он не имел врагов; чуждый рисовки и стремления к популярности, он завоевал широкую известность. Мягкий, чуткий и деликатный, щепетильно честный и добрый, он привлекал к себе сердца окружающих, и смерть его в расцвете сил и таланта кажется такой несправедливой!»

Номинация «Проект года в психологической науке»

Реферат проекта

«А.Ф. Лазурский (1874-1917). Теория личности: 100 лет забвения и развития» (комплекс мероприятий, посвященных 100-летию со дня смерти А.Ф. Лазурского: монография, международная конференция, памятная доска)

Актуальность

В 2017 году исполнилось 100 лет со дня смерти Александра Фёдоровича Лазурского выдающегося российского ученого - психолога, психотерапевта, психиатра, педагога.

Цель проекта

Привлечение внимания широкой научной общественности к наследию А. Ф. Лазурского - автора первой в мире теории личности, одного из основателей Психоневрологического института, автора первого курса «медицинской психологии» в России, одного из основателей отечественной коррекционной педагогики, первого секретаря Русского общества нормальной и патологической психологии.

В рамках проекта «Петербургской школы психотерапии и психологии отношений» был реализован комплекс мероприятий:

  1. Издана коллективная монография: А. Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития/ сост. В. Ю. Слабинский, Н. М. Воищева; под ред. В. Ю. Слабинского; вступ. Ст. В. Ю. Слабинского, закл. Ст. С. А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – 490 с. – (Серия «Классики психотерапии и психологии»). В данную книгу вошла монография А. Ф. Лазурского «Классификация личностей». Основные идеи, изложенные в книге, намного опередили своё время и остаются актуальными по сей день, что иллюстрируется в ряде избранных работ, развивающих идеи А. Ф. Лазурского, написанные известными психотерапевтами, психологами, психиатрами: В. Н. Мясищевым, В. Я. Басовым, В. А. Журавелем, Д. А. Леонтьевым, Е. И. Чехлатым, В. Ю. Слабинским, С. А. Подсадным, Н. М. Воищевой, В. А. Урываевым, Д. С. Дамте, Л. М. Кульгавиным. Монография позволяет восстановить смысловые лакуны и не просто увидеть преемственность поколений в российской психологии личности, но обрести целостное видение сложной, но непротиворечивой и гармоничной концепции личности, являющейся базисом Петербургской, а шире – Российской школы психологии и психотерапии. Экземпляры книги переданы в дар в библиотеки СПбГУ, ФГБУ НМИЦ им. В. М. Бехтерева, ряду других российских библиотек и ВУЗов. Презентации книги были проведены в Санкт-Петербурге, Москве, Твери, Владивостоке.
  2. Организована и проведена международная научно-практическая конференция IX Чтения, посвященные памяти А. Ф. Лазурского. Конференция состоялась в 13 октября 2017 года в Санкт-Петербурге, в ПСПбГМУ имени И.П. Павлова, в рамках Четвертой международной научно-практической конференции «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика». Место проведения конференции было выбрано не случайно. Именно здесь А. Ф. Лазурский заведовал кафедрой и читал авторский курс по медицинской психологии.
  3. В 2017 году была завершена 5-летняя работа инициативной группы (в составе В. Ю. Слабинского, Н. М. Воищевой, В. А. Журавеля) по созданию памятной доски А. Ф. Лазурскому. Председатель конкурсной комиссии – проф. Н. Г. Незнанов. Автор эскиза – известный скульптор, принимавший участие в реставрации Алтаря Храма Христа Спасителя и залов Кремлевского дворца в Москве, Алтаря Морского Никольского Собора в Кронштадте Р. Г. Сайфутдинов (Москва). Воплощение проекта – В. Е. Егорова, лауреат Президентской стипендии в области дизайна, член Союза дизайнеров России (компания «Цифровые мануфактуры», Санкт-Петербург). Памятная доска будет установлена в начале 2018 года в главном корпусе ФГБУ НМИЦ им. В. М. Бехтерева.

Швец (Чурилова) Виктория Александровна Считаю, что данный проект вносит вклад в развитие истории психологической науки и знакомит с творчеством А. Ф. Лазурского очень подробно
Голос из ВКонтакте

Байбакова Елена Витальевна Интересный и важный проект, сохраняющий для современников и будущих поколений труды российского ученого, психолога Александра Федоровича Лазурского и его последователей, развивавших уровневую теорию личности.

Шершнева Наталья Сергеевна Очень интересно было узнать о Лазурский, как об основателе "Теории личности", на котором основанна моя любимая позитивная динамическая психотерапия.

Анохина Ирина Владимировна Что привлекло НЕнаучную общественность, т.е. меня -что А.Ф. Лазурский - автор первой в мире теории личности и один из основателей отечественной коррекционной педагогики. Буду изучать, рада, что столкнулась с этим именем, не слышала раньше.

Потапенко Елена Витальевна Считаю что подобные ученые никак не могут быть забыты их опыт и наработки должны применяться и тиражироваться по этому очень важно их популяризировать, что данный проект и призван делать это важно и нужно

Козленко Елизавета Валерьевна Считаю важным вопрос о Личности и исторический контекст развития этой темы, а также вклад российской научной мысли в этот вопрос.

Каменева Ольга Владимировна Книга заинтересовала. Хочу приобрести. Я и не знала про теорию Лазурского. Коллективом проделана большая научная и социальная работа для сохранения и поддержания традиции.

Машоха Виктория Александровна Прочитала книгу, осталась очень довольна. Много полезной информации взяла для себя. Помнить, чтить, развивать вклад великих русских психотерапевтов-необходимое, важное дело для современного мира.

Барановская Маргарита Игоревна Огромная работа проделана коллегами, браво! Конференция была интересной и содержательной. Молодцы, что довели до реализации проект с памятной доской Александру Фёдоровичу!

Букина Валерия Олеговна Считаю архиважным работу данного коллектива по сохранению и развитию уникального наследия А.Ф. Лазурского, Методики, развиваемые В.Ю. Слабинским эффективны, проверено на личном опыте

Секачева Ирина Николаевна Очень важный и нужный проект, направленный на возрождение русских традиций в психологии и психотерапии. Спасибо авторам проекта.

Чернова Елена Андревна Народ, не помнящий своих корней, свою историю, погибает, растворяется в многоликом мире. Так и любая наука не может жить и развиваться, если она не основана, не базируется на предыдущем опыте поколений.
Голос из ВКонтакте

Софьина Елизавета Павловна замечательная работа, посвященная деятельности выдающегося русского ученого Лазурского - одного из первых отечественных психологов, который увидел целостную личность главным объектом исследований!

Балакин Никита Сергеевич Прекрасный проект, позволяющий со всей полнотой оценить вклад Александра Фёдоровича Лазурского в развитие отечественной психологической мысли.

Моргачева Татьяна Витальевна Я голосую за возрождение и популяризацию отечественной науки в сфере психологии и психотерапии. Отличный проект, качественная литература.

Капитанова Елена Анатольевна Мой голос в поддержку данного проекта по причине личного интереса к теме и доступности изложения.
Голос из ВКонтакте

Кравченко Михаил Владимирович Для того чтобы двигаться дальше, нужно вспомнить ранее сделанные значимыми учеными наработки, обеспечить доступность качественных фундаментальных материалов широкому кругу особенно (!) специалистов. Эта работа -- пример системного подхода к решению задачи.

Титаева Ольга Евгеньевна Лазурский - великий учёный, глубокий и абсолютно актуальный. Важно пользоваться открыттями, а не изобретать "велосипед".

Антипова Надежда Евгеньевна Такие мероприятия поддерживают науку и ученых, восстанавливают звенья научной мысли в истории. Горжусь!

Волгина Ксения Александровна Мне удалось ознакомиться с мероприятиями в данной номинации, и это именно то, что позволяет сохранять имена... Хочется выразить благодарность авторам.

(1874 - 1917) – отечественный врач и психолог. Сотрудник В.М. Бехтерева, профессор Психоневрологического института в Петербурге.

Разработал "характерологию" – психологическую концепцию индивидуальных различий. Одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого. Лазурский выступал горячим поборником использования психологических знаний в педагогической практике. Наиболее ярко это отразилось в его книге "Школьные характеристики", где он, используя разработанную им программу изучения личности, создает типологию детских характеров.

Лазурский А.Ф. чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на материалистической основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования. Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы клинической персонологии, получающей в наши дни все большее развитие.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

(1874–1917) - русский врач и психолог. Придерживаясь естественнонаучной ориентации, разработал «характерологию» - психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров («Очерк науки о характерах», 1909).

В психической реальности выделял две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности, включающую темперамент , характер и ряд других психофизиологических особенностей; экзопсихику, понимаемую как систему отношений личности к окружающему миру («Общая и экспериментальная психология», 1912). На этой основе построил систему классификации личностей. Л. одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.

Литература

  • Программа исследования личности. - СПб., 1908
  • Очерк науки о характерах. - 1909
  • Школьные характеристики, 2 изд., СПБ, 1913
  • Общая и экспериментальная психология. - 1912; 2-е испр. изд. - 1915
  • К учению о психической активности. - М., 1916.
  • Очерк науки о характерах, 3 изд., П., 1917;
  • Естественный эксперимент и его школьное применение. [Сб. ст.], под ред. А.Ф. Лазурского, П., 1918
  • Классификация личностей. - Л., 1924
  • Психология общая и экспериментальная, 3 изд., Л., 1925
  • Статьи в журнале «Вопросы философии и психологии». - PDF, 150 с.

назад в раздел .