Малые и большие народы сибири. Коренное население Сибири. Население Западной и Восточной Сибири Коренные жители сибири назывались

1.Особенности народов Сибири

2.Общая характеристика народов Сибири

3.Народы Сибири накануне русской колонизации

1. Особенности народов Сибири

Кроме антропологических и языковых особенностей, народы Сибири обладают целым рядом специфических, традиционно устойчивых культурно-хозяйственных признаков, характеризующих собой историко-этнографическое многообразие Сибири. В культурно-хозяйственном отношении территорию Сибири можно разделить на две большие исторически сложившиеся области: 1) южную – область древнего скотоводства и земледелия; и 2) северную – область промыслового охотничье-рыболовецкого хозяйства. Границы этих областей не совпадают с границами ландшафтных зон. Устойчивые хозяйственно-культурные типы Сибири сложились в древности в результате различных по времени и характеру историко-культурных процессов, протекавших в условиях однородной природно-хозяйственной среды и под влиянием внешних инокультурных традиций.

К XVII в. среди коренного населения Сибири по преобладающему типу хозяйственной деятельности сложились следующие хозяйственно-культурные типы: 1) пеших охотников и рыболовов таежной зоны и лесотундры; 2) оседлых рыболовов в бассейнах больших и малых рек и озер; 3) оседлых охотников за морским зверем на побережье арктических морей; 4) кочевых таежных оленеводов-охотников и рыболовов; 5) кочевых оленеводов тундры и лесотундры; 6) скотоводов степей и лесостепей.

К пешим охотникам и рыболовам тайги в основном принадлежали в прошлом некоторые группы пеших эвенков, орочей, удегейцев, отдельные группы юкагиров, кетов, селькупов, частично ханты и манси, шорцы. Для этих народов большое значение имела охота на мясного зверя (лося, оленя), рыболовство. Характерным элементом их культуры была ручная нарта.

Оседло-рыболовческий тип хозяйства был широко распространен в прошлом у народов, живущих в бассейнах рр. Амура и Оби: нивхов, нанайцев, ульчей, ительменов, хантов, у части селькупов и приобских манси. Для этих народов рыболовство являлось основным источником существования в течение всего года. Охота имела вспомогательный характер.

Тип оседлых охотников за морским зверем представлен у оседлых чукчей, эскимосов, отчасти оседлых коряков. Хозяйство этих народов основано на добыче морского зверя (моржа, тюленя, кита). Арктические охотники селились на побережьях арктических морей. Продукция морского зверобойного промысла кроме удовлетворения личных потребностей в мясе, жире и шкурах служила также и предметом обмена с соседними родственными группами.

Кочевые таежные оленеводы-охотники и рыболовы представляли собой наиболее распространенный в прошлом тип хозяйства среди народов Сибири. Он был представлен среди эвенков, эвенов, долган, тофаларов, лесных ненцев, северных селькупов, оленных кетов. Географически он охватывал главным образом леса и лесотундры Восточной Сибири, от Енисея до Охотского моря, а также простирался к западу от Енисея. Основу хозяйства составляла охота и содержание оленей, а также рыболовство.

К кочевым оленеводам тундры и лесотундры принадлежат ненцы, оленные чукчи и оленные коряки. Эти народы выработали особый тип хозяйства, основу которого составляет оленеводство. Охота и рыболовство, а также морской промысел имеют вспомогательное значение или совсем отсутствуют. Основным продуктом питания для данной группы народов является мясо оленя. Олень также служит и надежным транспортным средством.

Скотоводство степей и лесостепей в прошлом широко было представлено у якутов – самом северном в мире скотоводческом народе, у алтайцев, хакасов, тувинцев, бурят, сибирских татар. Скотоводство носило товарный характер, продукция почти полностью удовлетворяла потребности населения в мясе, молоке и молочных продуктах. Земледелие у скотоводческих народов (кроме якутов) существовало как подсобная отрасль хозяйства. Частично эти народы занимались охотой и рыболовством.

Наряду с указанными типами хозяйства у ряда народов существовали и переходные типы. Так, например, шорцы и северные алтайцы сочетали оседлое скотоводство с охотой; юкагиры, нганасаны, энцы совмещали оленеводство с охотой как главным занятием.

Разнообразие культурно-хозяйственных типов Сибири определяет специфику освоения коренными народами природной среды, с одной стороны, и уровень их социально-экономического развития, с другой. До прихода русских хозяйственно-культурная специализация не выходила за рамки присваивающей экономики и примитивного (мотыжного) земледелия и скотоводства. Разнообразие природных условий способствовало формированию различных локальных вариантов хозяйственных типов, древнейшими из которых являлись охота и рыболовство.

Вместе с тем надо учитывать, что «культура» – это внебиологическая адаптация, которая влечет за собой необходимость деятельности. Этим и объясняется такое множество хозяйственно-культурных типов. Особенностью их является щадящее отношение к природным ресурсам. И в этом все хозяйственно-культурные типы сходны между собой. Однако, культура – это, в тоже время, и система знаков, семиотическая модель того или иного общества (этноса). Поэтому единый культурно-хозяйственный тип это еще не общность культуры. Общим является то, что существование многих традиционных культур базируется на определенном способе ведения хозяйства (рыбной ловле, охоте, морском зверобойном промысле, скотоводстве). Однако культуры могут быть разными в плане обычаев, обрядов, традиций, верований.

2. Общая характеристика народов Сибири

Численность коренного населения Сибири до начала русской колонизации составляла около 200 тыс. чел. Северную (тундровую) часть Сибири населяли племена самодийцев, в русских источниках именовавшихся самоедами: ненцы, энцы и нганасаны.

Основным хозяйственным занятием этих племен было оленеводство и охота, а в низовьях Оби, Таза и Енисея – рыбная ловля. Главными объектами промысла были песец, соболь, горностай. Пушнина служила основным товаром при выплате ясака и при торговле. Пушниной также расплачивались в качестве калыма за девушек, которых выбирали себе в жены. Численность сибирских самоедов, включая и племена южных самоедов, достигала около 8 тыс. чел.

Южнее ненцев жили угроязычные племена хантов (остяков) и манси (вогулов). Ханты занимались рыболовством и охотой, в районе Обской губы имели оленьи стада. Основным занятием манси была охота. До прихода русских манси на рр. Туре и Тавде занимались примитивным земледелием, скотоводством, бортничеством. Ареал расселения хантов и манси включал районы Средней и Нижней Оби с притоками, рр. Иртыша, Демьянки и Конды, а также западные и восточные склоны Среднего Урала. Общая численность угроязычных племен Сибири в XVII в. достигала 15-18 тыс. чел.

Восточнее ареала расселения хантов и манси лежали земли южных самодийцев, южных или нарымских селькупов. Долгое время русские называли нарымских селькупов остяками из-за сходства их материальной культуры с хантыйской. Жили селькупы по среднему течению р. Оби и ее притокам. Основным хозяйственным занятием было сезонное рыболовство и охота. Промышляли пушных зверей, лосей, диких оленей, боровую и водоплавающую дичь. До прихода русских южные самодийцы были объединены в военный союз, именовавшийся в русских источниках Пегой Ордой под предводительством князьца Вони.

На востоке от нарымских селькупов обитали племена кетоязычного населения Сибири: кеты (енисейские остяки), арины, котты, ястынцы (4-6 тыс. чел.), расселившиеся по Среднему и Верхнему Енисею. Их основными занятиями были охота и рыболовство. Некоторые группы населения добывали из руды железо, изделия из которого продавали соседям или использовали в хозяйстве.

Верховья Оби и ее притоки, верховья Енисея, Алтай населяли многочисленные и сильно различавшиеся по хозяйственному укладу тюркские племена – предки современных шорцев, алтайцев, хакасов: томские, чулымские и «кузнецкие» татары (около 5–6 тыс. чел.), телеуты (белые калмыки) (около 7–8 тыс. чел.), енисейские киргизы с подчиненными им племенами (8–9 тыс. чел.). Основным занятием большинства этих народностей было кочевое скотоводство. В некоторых местах этой обширной территории было развито мотыжное земледелие и охота. У «кузнецких» татар был развит кузнечный промысел.

Саянское нагорье занимали самодийские и тюркские племена маторов, карагасов, камасинцев, качинцев, кайсотов и др., общей численностью около 2 тыс. чел. Занимались они скотоводством, разведением лошадей, охотой, знали навыки земледелия.

Южнее районов обитания манси, селькупов и кетов были распространены тюркоязычные этнотерриториальные группы – этнические предшественники сибирских татар: барабинцев, теренинцев, иртышских, тобольских, ишимских и тюменских татар. К середине XVI в. значительная часть тюрков Западной Сибири (от Туры на западе до Барабы на востоке) находилась под властью Сибирского ханства. Основным занятием сибирских татар были охота, рыболовство, в Барабинской степи было развито скотоводство. До прихода русских татары уже занимались земледелием. Существовало домашнее производство кож, войлока, холодного оружия, выделка мехов. Татары выступали посредниками в транзитной торговле между Москвой и Средней Азией.

К западу и востоку от Байкала располагались монголоязычные буряты (около 25 тыс. чел.), известные в русских источниках под именем «братов» или «братских людей». Основу их хозяйства составляло кочевое скотоводство. Подсобным занятием было земледелие и собирательство. Достаточно высокое развитие получило железоделательное ремесло.

Значительную территорию от Енисея до Охотского моря, от северной тундры до Приамурья населяли тунгусские племена эвенков и эвенов (около 30 тыс. чел.). Они делились на «оленных» (разводивших оленей), которых было большинство, и «пеших». «Пешие» эвенки и эвены были оседлыми рыболовами и охотились на морского зверя на побережье Охотского моря. Одним из основных занятий обеих групп являлась охота. Главными промысловыми животными были лоси, дикие олени, медведи. Домашние олени использовались эвенками в качестве вьючных и верховых животных.

Сибирь занимает обширную географическую область России. Когда-то в нее входили такие сопредельные государства, как Монголия, Казахстан и часть Китая. Сегодня эта территория принадлежит сугубо Российской Федерации. Несмотря на огромную площадь, населенных пунктов в Сибири сравнительно немного. Большая часть региона занята тундрой и степью.

Описание Сибири

Вся территория делится на Восточную и Западную области. В редких случаях теологи определяют и Южный регион, который представляет собой горную местность Алтая. Площадь Сибири составляет порядка 12,6 миллиона кв. км. Это примерно 73,5 % от общей Интересно, что по площади Сибирь больше, чем та же Канада.

Из основных природных зон, помимо Восточного и Западного регионов, выделяют Прибайкалье и Крупнейшими реками являются Енисей, Иртыш, Ангара, Обь, Амур и Лена. Самыми значимыми озерными акваториями считаются Таймыр, Байкал и Убсу-Нур.

С экономической точки зрения центрами региона можно назвать такие города, как Новосибирск, Тюмень, Омск, Улан-Удэ, Томск и др.

Самой высокой точкой Сибири считается гора Белуха - свыше 4,5 тысячи метров.

История народонаселения

Первыми жителями региона историки называют племена самодийцев. Этот народ жил в северной части. Из-за сурового климата единственным родом занятия было оленеводство. Питались в основном рыбой из прилегающих озер и рек. В южной части Сибири обитал народ манси. Их излюбленным делом была охота. Манси торговали пушниной, которая очень высоко ценилась у западных купцов.

Тюрки - еще одно значимое население Сибири. Обитали в верховьях реки Оби. Занимались кузнечным промыслом и скотоводством. Многие племена тюрков были кочевыми. Чуть западнее от устья Оби проживали буряты. Они прославились добычей и обработкой железа.

Самое многочисленное древнее население Сибири представляли тунгусские племена. Они обосновались на территории от Охотского моря до Енисея. На жизнь зарабатывали оленеводством, охотой и рыболовством. Более зажиточные занимались ремеслом.

На побережье Чукотского моря располагались тысячи эскимосов. У этих племен долгое время было самое медленно культурное и социальное развитие. Их единственные орудия труда - каменный топор и копье. Занимались преимущественно охотой и собирательством.

В 17-м веке наблюдался резкий скачок в развитии якутов и бурят, а также северных татар.

Коренные жители

Население Сибири на сегодняшний день составляют десятки народов. Каждый из них, согласно Конституции России, имеет свое право на национальную идентификацию. Многие народы Северного региона даже получили автономию в составе РФ со всеми вытекающими ветвями самоуправления. Это способствовало не только молниеносному развитию культуры и экономики области, но и сохранению местных традиций и обычаев.

Коренное население Сибири по большей мере состоит из якутов. Их численность варьируется в пределах 480 тысяч человек. Большая часть населения сосредоточена в городе Якутске - столице Якутии.

Следующим по численности народом являются буряты. Их более 460 тысяч человек. является город Улан-Удэ. Главным достоянием республики считается озеро Байкал. Интересно, что именно этот регион признан одним из главных буддистских центров России.

Тувинцы - население Сибири, которое по последней переписи насчитывает около 264 тысяч человек. В республике Тыве до сих пор почитаются шаманы.

Практически поровну населения у таких народов, как алтайцы и хакасы: по 72 тысячи человек. Коренные жители округов являются приверженцами буддизма.

У ненцев численность населения составляет всего 45 тысяч человек. Проживают они на Всю свою историю ненцы были известными кочевниками. Сегодня их приоритетным заработком является оленеводство.

Также на территории Сибири проживают такие народы, как эвенки, чукчи, ханты, шорцы, манси, коряки, селькупы, нанайцы, татары, чуванцы, телеуты, кеты, алеуты и многие другие. У каждого из них есть свои многовековые традиции и легенды.

Численность населения

Динамика демографической составляющей региона значительно колеблется каждые несколько лет. Это связано с массовым переездом молодежи в южные города России и резкими скачками рождаемости и смертности. Иммигрантов в Сибири сравнительно немного. Причиной тому является суровый климат и специфические условия для жизни в деревнях.

По последним данным, численность населения Сибири составляет около 40 миллионов человек. Это более 27 % от общего количества проживающих на территории России людей. По регионам население распределено равномерно. В северной части Сибири большие поселения отсутствуют в силу плохих условий для жизнедеятельности. В среднем на одного человека здесь приходится 0,5 кв. км земли.

Самыми густонаселенными городами являются Новосибирск и Омск - 1,57 и 1,05 млн жителей соответственно. Далее по этому критерию располагаются Красноярск, Тюмень и Барнаул.

Народы Западной Сибири

На города приходится порядка 71 % от общей численности региона. Большая часть населения сосредоточена в Кемеровском и Ханты-Мансийском округах. Тем не менее сельскохозяйственным центром Западной области считается Республика Алтай. Примечательно, что Кемеровский округ занимает первое место по плотности населения - 32 чел./кв. км.

Население Западной Сибири на 50 % состоит из работоспособных жителей. Большая часть занятости приходится на промышленность и сельское хозяйство.

В регионе наблюдается один из самых низких показателей безработицы в стране, за исключением Томской области и Ханты-Мансийска.

Сегодня население Западной Сибири - это русские, ханты, ненцы, тюрки. По вероисповеданию здесь есть и православные, и мусульмане, и буддисты.

Население Восточной Сибири

Доля городских жителей варьируется в пределах 72 %. Самыми экономически развитыми являются Красноярский край и Иркутская область. С точки зрения сельского хозяйства наиболее важным пунктом региона считается Бурятский округ.

С каждым годом население Восточной Сибири становится все меньше. В последнее время наблюдается резкая отрицательная динамика миграции и рождаемости. Также здесь самая низкая в стране. В некоторых районах она составляет 33 кв. км на одного человека. Уровень безработицы высок.

В этнический состав входят такие народы, как монголы, тюрки, русские, буряты, эвенки, долганы, кеты и др. Большая часть населения - православные и буддисты.

Ханты - коренной угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири преимущественно на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов Тюменской области, а также на севере Томской области.

Ханты (устаревшее название "остяки") известены также как югры, однако более точное самоназвание "ханты" (от хантыйского "кантах" - человек, народ) в советское время было закреплено в качестве официального.

До начала XX века русские называли хантов остяками (возможно от "ас-ях" - "народ большой реки"), еще ранее (до XIV века) - югрой, югричами. Коми-зыряне называли хантов егра, ненцы - хаби, татары - уштек (эштек, истек).

Ханты близки к манси , с которыми объединяются под общим названием обские угры.

Среди хантов выделяются три этнографические группы: северная, южная и восточная. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре. Также среди хантов выделяются территориальные группы - васюганские, салымские, казымские ханты.

Северными соседями хантов были ненцы, южными - сибирские татары и томско-нарымские селькупы, восточными - кеты, селькупы, а также кочующие эвенки. Огромная территория расселения и, соответственно, различные культуры соседних народов и способствовали формированию в рамках одного народа трех достаточно различных этнографических групп.

Численность населения

Численность хантов в Российской Федерации составляет по данным переписи населения 2010 года 30943 человек). Из них 61,6% проживают в Ханты-Мансийском АО, 30,7% - в Ямало-Ненецком АО, 2,3% - в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 2,3 % - в Томской области.

Основной ареал обитания ограничен преимущественно нижними течениями рек Обь, Иртыш и их притокам.

Язык и письменность

Язык хантов вместе с мансийским и венгерским составляет обско-угорскую группу уральской семьи языков. Хантыйский язык известен своей необычайной диалектной раздробленностью. Выделяется западная группа - обдорское, приобское и прииртышское наречия и восточная группа - сургутское и вах-васюганское наречия, в свою очередь разделяющиеся на 13 диалектов.

Диалектарная раздробленность затрудняла создание письменности. В 1879 году Н.Григоровский издал букварь на одном из диалектов хантыйского языка. В последствии, священником И.Егоровым на обдорском диалекте создан букварь хантыйского языка, который затем был переведен на ваховско-васюганский диалект.

В 1930-е годы основой хантыйской азбуки послужил казымский диалект, с 1940 года в основу литературного языка был положен среднеобской диалект. В это время письменность первоначально была создана на основе латиницы, а с 1937 основывается на килиллице. В настоящее время письменность существует на основе пяти диалектов хантыйского языка: казымском, сургутском, ваховском, сургутском, среднеобоком.

В современной России 38,5% хантов считают родным языком русский. У части северных хантов распространены также ненецкий и коми языки.

Антропологический тип

Атропологические особенности хантов, позволяют отнести их к уральской контактной расе, которая внутри неоднородна в территориальном соотнесении монголоидных и европеоидных черт. Ханты, наряду с селькупами и ненцами, входят в западносибирскую группу популяций для которой характерно повышение доли монголоидности, по сравнению с другими представителями уральской расы. Причем женщины в большей степени монголообразны, чем мужчины.

По своему складу ханты среднего или даже ниже среднего роста (156-160 см). Имеют обыкновенно прямые черные или каштановые волосы, которые имеют, как правило большую длину и носятся или распущенными, или заплетенными в косы, цвет лица смуглый, глаза темные.

Благодаря уплощенному лицу с несколько выдающимися скулами, толстоватым (но не полным) губам и короткому, вдавленному при корне и широким, вздернутому на конце носу, внешне тип хантов напоминает монгольский. Но, в отличие от типичных монголоидов имеют правильно прорезанные глаза, чаще узкий и длинный череп (долихо- или субдолихоцефальный). Все это придает хантам особый отпечаток, из-за чего некоторые исследователи склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы.

Этническая история

В исторических хрониках первые письменные упоминания о народе ханты встречаются в русских и арабских источниках Х века, но доподлинно известно, что предки хантов проживали на территории Урала и Западной Сибири уже 6-5 тысяч лет до н.э., впоследствии они были вытесненными кочевниками в земли Северной Сибири.

Этногенез северных хантов на основе смешения аборигенных и пришлых угорских племен археологи связывают с усть-полуйской культурой (конец I тысячелетия до н.э. - начало I тысячелетия н.э.), локализованной в бассейне реки Обь от устъя Иртыша до Обской губы. Многие традиции этой северной, таежной промысловой культуру наследуют и современные северные ханты. С середины II тысячелетия н.э. северные ханты испытали сильное влияние ненецкой оленеводческой культуры. В зоне непосредственных территориальных контактов ханты частично подверглись ассимиляции со стороны тундровых ненцев (так называемых "семи ненецких родов хантыйского происхождения").

Южные ханты расселены вверх от устья Иртыша. Это территория южной тайги, лесостепи и степи и в культурном плане более тяготеет у югу. В их формировании и последующем этнокультурном развитии значительную роль сыграло южное лесостепное население, наслоившееся на общехантыйскую основу. Значительное влияние на южных хантов оказали тюрки, а позднее русские.
Восточные ханты расселены в Среднем Приобье и по притокам Салым, Пим, Тромъеган, Аган, Вах, Юган, Васюган. Эта группа в большей степени, чем другие, сохраняет северо-сибирские черты культуры, восходящей к уральским традициям - тягловому собаководству, долбленым лодкам, преобладанию распашной одежды, берестяной утвари, промысловой экономике. Другой значимой составляющей культуры восточных хантов является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования юго-западной сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oобитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу.
Таким образом, при наличии общих черт культуры, свойственных хантыйскому этносу, что связывается с ранними этапами их этногенеза и формирования уральской общности, в которую наряду с утрами входили предки кетов и самодийских народов. Последующее культурное "расхождение", формирование этнографических групп, в большей степени определялось процессами этнокультурного взаимодействия с соседними народами.

Таким образом, культура народа, его язык и духовный мир не однородны. Это объясняется тем, что ханты расселились довольно широко, и в разных климатических условиях сформировались различные культуры.

Быт и хозяйство

Основными занятиями северных хантов были оленеводство и охота, реже рыболовство. Культ оленя прослеживается во всех сферах жизни саверных хантов. Олень, без преувеличения, был основой жизни: он был и транспортом, шкуры использовались при строительстве жилищ и пошива одежды. Не случайно, с оленем связаны и многие нормы общественной жизни (собственность на оленей и их наследование), мировоззрения (в погребальном обряде).

Южные ханты в основном занимались рыболовством, однако им были известны также земледелие и скотоводство.

Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у хантов выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений:

  • кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков)
  • постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Северная Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь)
  • постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва)
  • постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки)
  • постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда)
  • Ханты, занимавшиеся охотой и рыболовством имели по 3-4 жилища в разных сезонных поселениях, которые менялись в зависимости от сезона. Такие жилища делали из бревен и ставили прямо на землю, иногда строили землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей.

    Ханты-оленеводы жили переносных жилищах, в чумах, состоящих из поставленных по кругу шестов, скрепленных в центре, покрытых сверху берестой (летом) или шкурами (зимой).

    Религия и верования

    Ханты с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Также у хантов существовали тотемные покровители, семейные божества и покровители-предки. Каждый род имел свое тотемное животное, его почитали, считая одним из далеких родственников. Данное животное нельзя было убивать и употреблять в пищу.

    Медведя почитали повсеместно, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры. При этом на медведя, в отличии от других тотемных животных, можно было охотиться. Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник. Лягушка почиталась как хранительница семейного счастья и помощница рожениц. Были и священные места, место на котором живет покровитель. На таких места запрещалась охота и рыбалка, так как животных охраняет сам покровитель.

    До наших дней традиционные ритуалы и праздники дошли в измененном виде, их адаптировали под современные взгляды и приурочили к определенным событиям. Так, например, медвежий праздник проводят перед выдачей лицензий на отстрел медведя.

    После прихода в Сибирь русских, ханты были обращены в христианство. Оэнако этот процесс был неравномерным и коснулся, прежде всего тех групп хантов, которые испытывали разностороннее влияние русских переселенцев, это, в первую очередь, южные ханты. У прочих групп отмечается наличие религиозного синкретизма, выражающегося в адаптации ряда христианских догм, при преобладании культурной функции традиционной мировоззренческой системы.

    Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

    История народонаселения в Сибири.

    Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

    Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

    Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

    Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

    Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

    К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

    К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены (коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

    Коренные народы Сибири в современном мире.

    Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

    В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

    1. Якуты - самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос.

    2. Буряты - это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии - город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия - это один из основных центров буддизма в России.

    3. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва - одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица - город Кызыл с населением в 110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.

    4. Хакасы - один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.

    5. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно - это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации - Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия - шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.

    6. Ненцы - один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы - кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.

    7. Эвенки - народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса - примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки - народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки - прирожденные охотники и следопыты.

    8. Ханты - коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов - рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков - шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.

    9. Эвены - народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык - тунгусский. Места проживания - Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.

    10. Чукчи - кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия - анимизм. Коренные промыслы - охота и оленеводство.

    11. Шорцы - тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия - шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.

    12. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа - вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.

    13. Нанайцы - малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.

    14. Коряки - коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса - шаманизм. Численность - 8 743 человека.

    15. Долганы - народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность - 7 885 человек.

    16. Сибирские татары - пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались 6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше - по некоторым оценкам до 100 000 человек.

    17. Сойоты - коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.

    18. Нивхи - коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов - 5 162 человека.

    19. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.

    20. Ительмены - это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.

    21. Телеуты - тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.

    22. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки» . Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились.

    Российская Федерация - большое многонациональное государство. Этнический состав страны уникален. Здесь проживает более 190 народов, среди которых коренные, малые и автохтонные, отличающиеся культурой, традициями и бытом.

    На российских землях живет 65 народностей, численность которых не превышает тысячи человек. Их них 25 занимают территории Сибири и Дальнего Востока.

    Географическое положение Сибири

    Это большой историко-географический регион, расположенный в Азиатской части света и охватывающий северо-восточные территории материка Евразия.

    Ее земли протянулись с запада на восток от Уральского горного массива до тихоокеанских акваторий, охватывая весь Дальний восток, где крайней точкой являются водораздельные хребты побережья. Северные и южные окраины совпадают с государственными границами.

    Занимает около 74 % общей площади РФ, что составляет примерно 13,1 млн. км 2 . Население 36 млн. человек, или 25 % от общероссийского.

    Общую площадь региона условно разделяют на две основные части: Западную и Восточную Сибирь, в которых выделяют Южную (горную) область, Северо-восточную и Среднюю.

    История заселения

    Удивительный таежный мир под названием Сибирь стал частью России в период XVI-XVII веков. Название (по одной из версий) произошло от монгольского «Шибир», что означает «болотистая местность, поросшая лесом». Предполагается, что во времена Чингисхана монгольские народы так называли приграничную часть тайги.

    Распространение понятия на большие территории связано с названием столичного города Сибирского ханства, захваченного Русским царством во времена правления Ивана Грозного. Именно тогда началось освоение земель, расположенных восточнее Урала.

    История завоевания начинается с отказа зауральских племен платить дань русскому царю. Частые набеги ханской конницы на русские деревни, принадлежавшие семье Строгановых, вынудили их призвать наемников для борьбы с нежелательными гостями. Тогда небольшой казачий отряд во главе с атаманом Алениным Василием Тимофеевичем, вошедшим в историю под именем Ермак, начал свой легендарный поход за хребет.

    После этого началось массовое переселение в западно-сибирские земли. Следом за казаками туда потянулись охотничьи отряды, крестьяне, духовники и чиновники. Оказавшись за Уралом, пришедшие становились вольными. Здесь не действовало крепостное право и не было помещичьего землевладения. Единственной платой стал государственный налог. Местные племена облагались меховой данью, которая стала существенным вкладом в государственную казну.

    Позднее здесь были построены форпосты, служившие оборонительными укреплениями для дальнейшего покорения края. Вокруг них постепенно выросли города. Так, в 1604 году началось возведение Томска, ставшего крупным культурным и экономическим центром. Вскоре были выстроены Енисейский и Кузнецкий остроги, где расположились администрация и военные гарнизоны, контролировавшие сбор дани.

    Самым массовым процесс переселения стал в конце Смутного времени. Тогда была освоена Восточная Сибирь. В начале XVII века осуществилось заселение берегов Иртыша, Оби и прилегающие к Енисею области. Начали возводиться крупные города - Тюмень, Тобольск, Красноярск. К завершению столетия русские достигли побережья Тихого океана.

    В начале двадцатого века толчком к развитию края стало строительство Транссибирской магистрали. В период Второй Мировой войны сюда эвакуировали многие военно-промышленные предприятия, что привело к резкому росту населения региона. Только в первые годы войны в Сибирь перебралось более 1 млн. человек.

    В послевоенное время началось бурное строительство дорог, заводов, электростанций и железнодорожных линий. Так появились современные символы Сибири - БАМ, Братская ГЭС, Новороссийский Академгородок и иные сооружения.

    Коренные народы

    Современный этнический состав этих земель включает не только русскоязычное население, но и ряд малочисленных народов, проживающих здесь с глубокой древности.

    Тюркские

    Отличаются культурой, бытом и религиозным укладом. Основная масса современных тюрок являются мусульманами. Но некоторые проповедуют православие, буддизм (тувинцы), существуют бурханисты (алтайская семья), тенгрианцы (хакасы, шорцы, якуты, телеуты).

    Этнокультурные традиции тюркских общин складывались поколениями, со времен средневековья, из разных источников. Но постепенно сформировались особенности, присущие только тюркоязычному этносу. Сюда относят форму ведения хозяйства, жилища, национальную одежду, украшения, пищу и даже средства перемещения. Тюрки обладают собственной духовной культурой, искусством, фольклором и письменностью.

    Тюркские кочевые племена занимаются оленеводством, охотничьим промыслом и рыболовством. Некоторые, например, Чулымцы - мастера деревообработки, изготавливающие лодки, посуду, лыжи и другие изделия из дерева.

    В разных сибирских областях проживает несколько этнических групп, относящихся к тюркоязычным:

    1. Чулымцы. Разместились с северных областях Сибири.
    2. Тофалары. Проживают на территории трех поселений: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара и в западной части Иркутской области.
    3. Шорцы. Обосновались в Кемеровской области, малыми общинами в Хакасии, Красноярском и Алтайском краях.
    4. Долганы. Православный народ Якутии и Красноярского края. Образовался как самостоятельный этнос в начале 20 века, из переселенцев - эвенков, якутов, энцев и крестьян, живших в тундре.
    5. Алтайцы. В состав алтайской семьи входит несколько малочисленных групп, объединенных культурой, языковой принадлежностью и основами хозяйственной деятельности. Это теленгиты, кумандинцы, телеуты, тубалары, челканцы, сойоты, тувинцы.

    Монгольские

    В РФ занимают территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края. Среди них в зависимости от области расселения выделяют 4 основные группы: восточные, западные, северные и южные.

    Буряты относятся к самым северным монгольским народам. Как самостоятельный этнос образовались на землях Баргуджин-Токум (территория современной Республики Бурятия).

    До момента признания буддизма в качестве одной из официальных религий РФ, буряты были приверженцами шаманизма и шаман занимал главенствующую позицию в общине. Но с конца 19 века начался период бурного расцвета новой веры (буддизма) в Бурятии. Он стал важным фактором развития культуры, формирования национального образа жизни, нравственности и искусства региона.

    Самодийские

    Народы, объединенные в одну (самодийскую) группу уральской языковой семьи.

    В ее состав входят:

    1. Ненцы. Коренные жители земель от Кольского полуострова до Таймыра. Делятся на две подгруппы: европейские и азиатские. Азиатские ненцы проживают Тюменской области, Ямало-Ненецком АО. Коренные народы Красноярского края небольшими группами расселились в Ханты-Мансийском АО и Республике Коми. Основной род хозяйства - оленеводство, рыбный и охотничий промысел.
    2. Селькупы. Занимают север Томской и Тюменской области и Красноярского края. Основное направление в религии - православие, но многие селькупы проповедуют шаманизм и анимизм. Кроме промыслового хозяйства занимаются выращиванием сельхоз культур. Развито гончарное дело и керамическое производство.
    3. Нганасаны. Коренной народ Сибири с полуострова Таймыр. Как и многие местные жители, они занимаются разведением оленей, заготовкой пушнины, охотой (включая водоплавающих птиц). Женская половина изготавливает одежду, выделывает шкуры и мастерит поделки.
    4. Энцы. На момент последней переписи практически все энцы были сосредоточены на территории Долгано-Ненецкого АО. Национальный язык практически не используется. Основу быта составляет скотоводство, охота на диких оленей, рыбный и пушной промысел.

    Тунгусо-манчжурские

    Общая численность - 71 794 человека. Сюда входит несколько народов, населяющих различные территории.

    А именно:

    1. Эвенки. Коренные народы Якутии и Восточной Сибири, занимающие земли от Енисея до Охотского моря (территории Бурятии, Красноярска, Забайкальского и Хабаровского края и Иркутской, Амурской, Сахалинской областей).
    2. Эвены. Родственный эвенкам народ, проживающий в основном в Магаданской и Камчатской областях. Кочевые оленеводы и рыболовы.
    3. Нанайцы. Малый этнос, проживающий на побережьях Амура, Уссури и Сунгари. В хозяйстве широко распространено собаководство.

    Кроме крупных этносов на этих землях проживают маленькие группы, численностью не более 3000 человек. Это ульчи, удэгейцы, орочи, негидальцы и ороки.

    Финно-угорские

    К финно-угорской языковой группе относятся ханты, манси, вепсы, саамы.

    Немного подробнее:

    1. Ханты и Манси. Их основная часть разместилась в ХМАО и Ямало-Ненецком АО. Основной род занятий - рыбная ловля, стадное оленеводство и таежная охота. В религии придерживаются веры своих предков - шаманизма, хотя многие проповедуют православное христианство.
    2. Вепсы и саамы. Большей частью проживают в европейской части России, но с 2006 года включены в перечень коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока РФ.

    Чукотско-камчатские

    Это большая группа, где наибольшую численность среди других народностей имеют чукчи - коренной народ крайних северо-восточных земель Азии. Самая большая группа проживает на Чукотке, где является основным населением в регионе. Деятельность береговых чукчей - охота на крупное морское животное - тюленя. В летнее время добывают китов и моржей. Дом чукчей называется яранга. Это небольшие многоугольные шатры, закрытые оленьими шкурами.

    Кроме них в Чукотско-камчатскую группу входят коряки, ительмены, алюторцы, камчадалы и кереки.

    Эскимосо-алеутские

    Народы одной языковой семьи: эскимосы и алеуты. Алеуты считаются вымирающим этносом, имеющим в России самую маленькую численность.

    Нивхи

    Являются автохтонным коренным населением территории Приамурья и о. Сахалин. В хозяйственной деятельности основное место занимает рыбный промысел. Менее развито охотничье дело, собирательство и собаководство. Религия нивхов основывалась на анимизме и промысловом культе. Они верили в духов, обитающих везде - на небе, на земле, в воде, тайге.

    Енисейские

    В Сибири проживает народность, относящаяся к Енисейской группе, - кеты. В 2002 году их насчитывалось 1494 человека. Расселены по территории нескольких районов Красноярского края.

    Русское население

    Численность русского населения на землях восточнее Урала быстро увеличивалась в период присоединения Сибири. Причиной стала не только добровольная колонизация, но и принудительное переселение и ссылки. К концу 17 века здесь насчитывалось более 11 тысяч русских крестьянских дворов. К началу 18 века численность русскоязычного населения достигала 180 тысяч. По данным статистики 2002 года, на территории Сибирского Федерального округа проживало 17 530 900 человек русских, что составляло 87,4 % от общего населения региона.

    Традиции

    На российских землях проживает огромное количество народов. Каждый из них отличается собственной культурой, религией, формой хозяйственной деятельности и обычаями, которые передаются из поколения в поколение и бережно хранятся на протяжении веков.

    Каждый малый этнос имеет свой национальный костюм, жилище (дом, чум или иные строения) и уникальные обычаи. Многие из них, особенно приверженцы шаманизма, верили, что всем управляют духи, обитающие повсюду: в воде, земле и небе.

    По поверьям северных народов, животные (к примеру, медведь или волк) являлись личными тотемами мужчин и женщин, достигающих зрелости.

    В сибирских землях существуют коренной народ с очень низкой численностью и практически исчезнувший, культура которого может навсегда затеряться.

    В видео рассказывается о традициях коренных народов Сибири.

    Многочисленные и малые народы

    За пределами Урала проживает 26,144 млн. человек, или 18,3 % от общероссийского населения, но численность этнических групп крайне неодинакова.

    Название Общая численность в регионе Соотношение (в %)
    Якуты 478 100 1,83
    Буряты 461 389 1,76
    Тувинцы 263 934 1,01
    Хакасы 72 959 0,28
    Алтайцы 70 800 0,27
    Ненцы 44 640 0,17
    Эвенки 38 396 0,15
    Ханты 30 943 0,12
    Эвены 21 830 0,08
    Чукчи 15 908 0,06
    Нанайцы 12 160 0,05
    Манси 12 269 0,05
    Шорцы 12 888 0,05
    Коряки 8 743 0,03
    Долганы 7 885 0,03
    Сибирские татары 6 779 0,03
    Нивхи 5 162 0,019
    Селькупы 4 249 0,016
    Сойоты 3 579 0,086
    Ительмены 3 180
    Ульчи 2 913
    Телеуты 2 643
    Эскимосы 1 738
    Удэгейцы 1 657
    Кеты 1 492
    Чуванцы 1 087
    Чулымцы 355 0,018
    Тофалары 761
    Орочи 686
    Негидальцы 567
    Ороки 346
    Нганасаны 834
    Энцы 237
    Тазы 276
    Алюторцы 40
    Кереки 4
    Алеуты 482

    Зауральский регион хранит множество тайн и интересных фактов.

    Вот некоторые из них:

    1. Понятие «Сибирь», уходящее корнями в пятый век, имеет более древнее происхождение чем термин «Русь».
    2. Первые русские переселенцы обосновались в Западной Сибири в 1483 году, еще до начала массового освоения земель, к востоку от Урала.
    3. С конца 17 века сюда активно ссылали каторжан, что привело к увеличению численности населения и разнообразию этнического состава региона.
    4. Жители таежной полосы - прекрасные оленеводы, охотники и рыболовы. Это составляет основу хозяйственной деятельности местных жителей.
    5. Многонациональный состав сибирского населения и суровые условия климата способствуют развитию особого «сибирского характера» - выносливого и многообразного. изучайте по ссылке.

    Видео

    Смотрите увлекательное видео о жизни за Уралом.