Роберт Фултон и Наутилус капитана Немо – правдивая история создания. Про Фултона, Наполеона и пароход (разоблачаем мифы) Значение первого парохода фултона

Роберт Фултон родился на ферме в Литл Бритейн, Пенсильвания (Little Britain, Pennsylvania), 14 ноября 1765-го. У него было три сестры – Изабелла (Isabella), Элизабет (Elizabeth) и Мэри (Mary), а также младший брат Абрахам (Abraham). Его отец, Роберт, был близким другом отца художника Бенджамина Уэста (Benjamin West). Отец умер, когда Роберту-мл. было три года.

Фултон перебрался в Филадельфию (Philadelphia) на шесть лет, где увлекался рисованием, писал портреты и пейзажи, делал чертежи домов и различных механизмов. Он зарабатывал неплохие деньги, часть которых отправлял домой, чтобы поддержать мать. В 1785-м он купил ферму в Хопуэлле (Hopewell, Pa.), куда переехала вся его семья. Живя в Филадельфии, Фултон познакомился с Бенджамином Франклином (Benjamin Franklin) и другими видными публичными деятелями. В 23 года Роберт решил посетить Европу (Europe).

Наладив переписку с Бенджамином Уэстом, Роберт получил от него приглашение пожить в его доме в Англии (England), где инженер, в конечном итоге, оставался несколько лет. Кисть художника по-прежнему кормила Фултона, постоянно экспериментировавшего с механическими изобретениями, которые он сам же разрабатывал. Роберт получил патент на дноуглубительную машину и др. изобретения.

В 1797-м он оправился в Париж (Paris), где уже был хорошо известен как талантливый инженер. В Париже Фултон изучал французский, немецкий, химию и математику. Здесь же он начал проектировать торпеды и подводные лодки. Он также познакомился с Джеймсом Рамзи (James Rumsey), изобретателем из Вирджинии (Virginia), который еще в 1786-м руководил постройкой первого парохода в Шепердстауне (Shepherdstown).

Сам же Фултон предлагал реализовать его планы по строительству парохода в 1793-м, как правительству Британии, так и США. С 1793-го по 1797-й он конструировал первую рабочую подводную лодку "Наутилус", которая успешно прошла испытания в гавани Гавра (Le Havre) в 1800-м. Он предложил свое изобретение флоту, но на вооружение подлодка принята не была.

Фултон встретился с Робертом Р. Ливингстоном (Robert R. Livingston), который в 1801-м был назначен послом США во Франции. Вместе они решили построить пароход и попробовать запустить его на Сене (Seine). Фултон перебрал несколько различных материалов для корпуса, чтобы добиться водостойкости, делал чертежи и создавал различные модели, пока не остановился на одном из вариантов. Первые испытания парового судна с размерами 20.1 м. x 2.4 м прошли неплохо, правда, пришлось восстанавливать и укреплять корпус. 9 августа 1803-го судно развило скорость 4.8-6.4 км/ч против течения, прежде чем пошло ко дну.

Вместо того чтобы опустить руки, Фултон заказал новый паровой двигатель с большей мощностью. В 1806-м инженер женился на Гарриет Ливингстон (Harriet Livingston), племяннице Роберта Ливингстона. У пары было четверо детей. Новый коммерческий пароход Фултона, получивший название "North River Steamboat" отправился в первое плавание 17 августа 1807-го. Судно, к которому позже прилипло имя "Clermont" (так называлась усадьба Ливингстона), успешно перевез пассажиров из Нью-Йорка (New York City) в Олбани (Albany). 240 км пути были преодолены за 32 часа.

Строительство 44-пушечного военного парохода Фултона, "Demologos", началось в 1814-м. Этот проект для нужд ВМС США был закончен уже после смерти Фултона. Инженер скончался в Нью-Йорке, 24 февраля 1815-го, от туберкулеза.

XVIII век известен как период постоянных войн, морских и сухопутных сражений, политических неурядиц и даже смены государственного режима в ходе Великой Французской революции. Вот только изобретателям и ученым не было дела до всего, что потрясало спокойствие царей, королев и правительств, они были всецело захвачены идеей создания совершенной подводной лодки, которая могла бы полностью заменить надводный флот. Этой же идеей зажегся и молодой, перспективный ученый, изобретатель, выходец из среды ирландских эмигрантов, прибывших в Америку в поисках счастливого случая - Роберт Фултон.

С детских лет мальчик упорно занимался рисованием и живописью, планируя стать знаменитым художником и прославить славное имя отца. Но жизнь распорядилась совершенно по-другому. Одним прекрасным днем, собрав остатки семейного бюджета, Роберт Фултон купил билет на корабль, который должен был доставить его в Англию, где парень планировал посвятить себя ремеслу художника.

Американский ученый, изобретатель Роберт Фултон

Долгое плавание показало Роберту, что интересны ему далеко не рисунки, а устройство кораблей, он настолько увлекся судостроением, что изменив первоначальным планам, продолжил путешествие вплоть до достижения берегов Франции, где начал изучать инженерное дело, с тем, чтобы в дальнейшем сконструировать собственную модель корабля.

Учеба во Франции не прошла бесследно. Обладание новыми знаниями и навыками сделало из Фултона одного из самых передовых людей своего времени, новатора в области кораблестроения. Он даже сумел пробиться на личный прием к самому Наполеону Бонапарту для получения денег на постройку подводного корабля под названием Наутилус. Первый консул, которому было не чуждо все новое и современное, не отказал в просьбе.

В 1797 году Фултон получил необходимые средства из казначейства, тотчас же приступив к строительным работам. Подводная лодка была построена в кратчайшие сроки, и в 1800 году была спущена на воду, погрузившись более чем на 7 метров. Но первый успех не остановил Фултона, он продолжил строительство и уже к следующему году Наутилус, диной в 6.5 метров и шириной в 2.2 метра был представлен на суд публики.


Подводная лодка Наутилус

Форма подводной лодки напоминала сточенную сигару, на носу корабля располагалась маленькая рубка с несколькими иллюминаторами. Движение лодки осуществлялось при помощи двух раздельных двигателей, что позволяло ей не только передвигаться под водой, но и на ее поверхности. Наутилус стал первой в мире лодкой, оснащенной подобным оборудованием, при помощи которого можно было двигаться со скоростью не менее 1.5 узлов в час под водой и примерно 3-5 узлов в надводном положении. Необходимо отметить также и то, что после всплытия на поверхность над лодкой раскрывался парус, он собственно и способствовал увеличению скорости судна. Крепилась парусная мачта на особом шарнире, который необходимо было снимать каждый раз перед погружением на глубину, и прятать в специальное отделение, размещенное на корпусе.

Точное происхождение названия лодки неизвестно, но предположительно, что назван подводный корабль так по наименованию морского моллюска - наутилуса, раковину которого напоминала лодка, шедшая под парусом. Маневрирование под водой у Наутилуса осуществлялось при помощи горизонтального руля, а погружалась и всплывала лодка только после заполнения, либо опустошения специальной балластной цистерны. Поскольку Наутилус был предназначен для боевых действий, то на нем должно было остаться место и для вооружения, в качестве которого была использована обычная пороховая мина. Впрочем, помещать мину на саму лодку не стали, ради безопасности экипажа лодки ее тащили за ней на прочном тросе, который также служил и для подводки под дно вражеского корабля. Детонация мины осуществлялась с помощью электрического тока.


Морской моллюск - наутилус

Несмотря на столь совершенное для того времени оснащение и успех первых проведенных испытаний, Роберт Фултон так и не смог испробовать действие лодки в боевых условиях. Французский военный министр отказал в присвоении экипажу Наутилуса воинских званий, необходимых для получения статуса военнопленных, в том случае, если лодка попала бы в плен, в свою очередь, Фултон отказался раскрыть ему секрет движения корабля. Он обиделся и отбыл в Англию. В ответ на предложение своих услуг, английский министр и вовсе посулил изобретателю немалую сумму денег, если он навсегда забудет о своем изобретении.

Фултон Роберт Фу́лтон Роберт

(Fulton) (1765-1815), американский изобретатель. Построил (1807) первый в мире пароход «Клермонт».

ФУЛТОН Роберт

ФУ́ЛТОН (Fulton) Роберт (14 ноября 1765, Литл-Бритен, ныне г. Фултон, штат Пенсильвания - 24 февраля 1815, Нью-Йорк), американский изобретатель и инженер. Построил (1807) первый в мире колесный пароход «Клермонт», подводную лодку «Наутилус», паровой военный корабль, работал над системой каналов.
Ювелир и живописец
Фултон был сыном ирландских иммигрантов, владельцев убыточной фермы, которую они заложили и потеряли в 1771. После этого они переехали в Ланкастер, где отец Фултона умер в 1774.
Читать и писать Роберт научился дома, а в возрасте 8 лет был послан в школу квакеров. Позднее он стал учеником в ювелирном магазине в Филадельфии, где он специализировался в живописи миниатюрных портретов на слоновой кости для медальонов и колец. В 1786 молодому художнику посоветовали учиться в Европе. Средства на поездку в Лондон дали несколько торговцев-меценатов. Однако художественное творчество Фултона в Лондоне не имело успеха.
Гребное колесо. Каналы
В это время Фултон стал знакомиться с новыми изобретениями для движения судов. Они заключались в использовании одного весла, приводимого в действие паровым двигателем. Собственные эксперименты привели его к заключению, что наиболее эффективным должно быть использование нескольких автоматически действующих друг за другом весел, т. е. гребных колес с лопастями.
Потерпев поражение как живописец, с 1794 Фултон направил усилия на разработку системы каналов. В 1796 он написал Трактат об усовершенствовании навигации каналов. В нем он предложил полную систему внутреннего водного транспорта, основанную на маленьких каналах, прорытых повсюду в сельской местности. По его проектам было построено несколько мостов на Британских островах, но каналы не были прорыты.
Во Франции. Подводная лодка
В 1797 Фултон переехал в Париж, где предложил идею подводной лодки «Наутилус» для использования в войне Франции с Англией. Подводная лодка должна была подплывать к корпусам британских военных кораблей и доставлять к ним порох, который нужно было позже взрывать. Французское правительство отклонило этот проект как зверский и постыдный опыт борьбы.
В 1800 Фултон построил подводную лодку «Наутилус» за собственный счет и провел ее испытания на Сене. После этого он получил от правительства санкцию на испытание ее в бою, но ветер и течение позволили двум британским судам уклониться от его медленного судна.
Пароход
В 1801 Фултон познакомился с Р. Ливингстоном, членом комитета по разработке американской Декларации независимости (см. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ США) . Р. Ливингстон получил 20-летнюю монополию на навигацию судов в пределах штата Нью-Йорк. Вместе они решили построить пароход, используя проект Фултона. Он имел длину 20 м и двигатель на 8 лошадиных сил. Двигатель разрушил корпус судна, и тогда Р. Фултон заказал другой двигатель на 24 лошадиных силы. Р. Ливингстон сумел продлить монополию на навигацию на реке Гудзон.
Возвратившись в Лондон, Фултон получил от Британского правительства одобрение его проекта подводной лодки, несущей взрывчатые вещества для нападения. Однако две ее атаки против французского флота окончились неудачей. В 1805, после победы адмирала Нельсона над французским флотом в Трафальгарском сражении, стало ясно, что Англия контролирует моря и без оружия Фултона.
В том же 1805 части его проектируемого парохода были готовы к отгрузке в Соединенные Штаты.
Прибыв в Нью-Йорк в декабре 1806, Фултон контролирует строительство парохода, которое было запланировано в Париже вместе с Ливингстоном. Он также пытается заинтересовать Американское правительство подводной лодкой, но ее демонстрация окончилась неудачей.
К началу августа 1807 «Пароход» (как его назвал Фултон) длиной 45 м был готов к испытаниям. Его паровой двигатель имел только один цилиндр и использовал в качестве топлива дубовые и сосновые дрова. При испытаниях пароход проплыл расстояние в 240 км от Нью-Йорка до Олбани всего за 32 часа со средней скоростью 4,7 мили/ч, в то время как монополия требовала скорости только 4 мили/ч.
После монтажа мест в каютах парохода, переименованного в «Северный Речной Пароход», Фултон начал коммерческие поездки в сентябре 1807. Каждые две недели он осуществлял три путешествия туда и обратно между Нью-Йорком и Олбани, перевозя пассажиров и легкий фрахт. В течение первого зимнего сезона Фултон расширил корпус корабля, внес усовершенствования в конструкцию коленчатого вала, колес и улучшил пассажирские помещения. После этих модификаций пароход в 1808 был зарегистрирован как «Северный Речной Пароход Клермонт», название которого вскоре пресса уменьшила до «Клермонт»
В 1808 Фултоне женился на племяннице своего партнера, Гарриет Ливингстон.
В 1811 был построен разработанный Р. Фултоном пароход «Новый Орлеан». Он был послан на юг, чтобы утвердить монополию Р. Ливингстона и Р. Фултона в навигации на территории Нового Орлеана. Поездки были медленными и рискованными из-за речных условий и опасности землетрясений.
Паровой военный корабль
В 1812 Р. Фултон построил первый паровой военный корабль для защиты Нью-Йоркской Гавани от Британского флота «Demologos», или «Фултон». Он имел два параллельных корпуса с гребными колесами между ними. Паровой двигатель помещался в одном корпусе, а паровой котел - в другом. Он имел водоизмещение 2, 745 тонны, длину 48 м и скорость не более 6 узлов (или 11 км/ч). В октябре 1814 этот бронированный пароход подвергся успешным морским испытаниям, но никогда не использовался в сражении. В 1829 он был разрушен случайным взрывом.
Патентная борьба
С 1810 три парохода Фултона обслуживали рейсы на реках Гудзон и Раритан. Его пароходы также заменяли паромы в Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии.
Фултон потратил многое из своих капиталов в тяжбах по поводу нарушения его патентных прав на пароходы и в попытках подавить конкурирующих строителей пароходов, которые нашли лазейки в предоставленной государством монополии. Его богатство было затем исчерпано неудачными подводными проектами и финансовой благотворительностью.
После дачи показаний при юридическом слушании в Трентоне в 1815 он простудился по пути к Нью-Йорку, где и умер. Его семейство попросило помощи у американского правительства, и только в 1846 Конгресс выделил 76 300 долларов.
В 1965, в 200-летний юбилей со дня рождения Фултона, в США была выпущена юбилейная марка и штат Пенсильвания приобрел и восстановил двухэтажный сельский дом, в котором он родился.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Фултон Роберт" в других словарях:

    Роберт Фултон Robert Fulton Инже … Википедия

    Фултон (Fulton) Роберт (14.11.1765, Литл Бритен, ныне г. Фултон, штат Пенсильвания, ≈ 24.2.1815, Нью Йорк), американский изобретатель, создатель первого практически пригодного парохода. Был подмастерьем ювелира, занимался живописью. В 1786… … Большая советская энциклопедия

    Фултон, Роберт - ФУ/ЛТОН Роберт (1765 1815) американский изобретатель, создатель первого в мире колёсного парохода. С 1786 г. жил в Англии, был ювелиром и художником. Затем заинтересовался инженерным делом: участвовал в строительстве каналов, шлюзов, водопроводов …

    Фултон - Фултон, Роберт … Морской биографический словарь

    Роберт Фултон - см. Фултон, Роберт … Морской биографический словарь

    Robert Fulton Инженер и изобретатель, создатель первого парохода Дата рождения: 14 ноября, 1765 … Википедия

    Роберт Фултон Robert Fulton Инженер и изобретатель, создатель первого парохода Дата рождения: 14 ноября, 1765 … Википедия

    Распространённое название и фамилия. Содержание 1 Носители фамилии 2 Города 3 Административные единицы … Википедия

    - (1765 1815) американский изобретатель. Построил (1807) первый в мире колесный пароход Клермонт … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Роберт Фултон. Его жизнь и научно-практическая деятельность , Яков Васильевич Абрамов. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии Жизнь замечательных людей, осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839 1900). Написанные в новом для того времени жанре…

Вскоре после эмиграции в Америку в ирландской семье Фултонов – прибавление, сын Боб. А через три года умирает отец многодетного семейства, поденщик на окрестных фермах. Они и раньше прекрасно знали, что такое бедность, но сейчас нужда стала совсем беспросветной. Мать работала тяжко, но образование, хоть и начальное, получили у нее все дети.

В маленьком Роберте нежданно проснулась страсть, которую в их среде всегда считали «баловством» — рисование. В 12 лет мать отвезла его в Филадельфию, чтобы он научился золотых дел мастерству. А он ненавидел это занятие все пять лет учебы, хозяин на него рукой махнул – не будет из парня толку. Семнадцатилетним он уходит из опостылевшей мастерской – выживать, крутиться в окружающем его мире.

И единственное, что он любил и мог делать, было рисование. Карьеру художника Роберт начал вполне по-американски: начал ходить по гостиницам, трактирам и предлагать людям делать их портреты. Вскоре он так на этих портретиках набил руку, что начал зарабатывать вполне прилично. Он завел портретную мастерскую, а потом поехал к своим со всеми деньгами, которые он заработал – и их хватило, чтобы купить матери собственную ферму! Но карьера фермера самого Роберта не соблазняла. Он вернулся в большой город и начал думать, как ему жить дальше. Рисовать купцов с их женами было уже сверх сил. Учиться же живописи тогда в Америке было негде и не у кого.

И так счастливо случилось, что в то время он познакомился со знаменитым уже тогда человеком, ученым, дипломатом, «отцом американской конституции» Бенджаменом Франклином. Тот посмотрел фултоновские картинки и воспламенился помочь молодому таланту – дал ему рекомендательное письмо в Европу к известному художнику, ему предложили деньги на поездку в Старый свет. Роберт взят деньги только на дорогу – и отправился.

В Лондоне он жил в мастерской художника, как и все его ученики, на полном содержании. Но там быстро понял границы своего таланта живописца – ничего выше средненькой посредственности из него не выйдет. А это он почитал за стыдное. Перенес он это открытие мужественно, с достоинством и решил заняться чем-то другим. И этим «чем-то» была чрезвычайно модная в те времена в Англии механика.

Но по уходе из мастерской денег совсем не стало, и Фултон уходит на заводы рабочим. Там уже много было разных механизмов, любознательный американец к ним приглядывается, склонность к механике также оказалась у него врожденной. И тут Роберт сталкивается с человеком уже почти сломленным судьбой и неудачами в деле, которое тот почитал за главнейшее в своей жизни – с его соотечественником-американцем Рамсеем.

Мечтой Рамсея было поставить на корабль паровую машину – и тогда этому принципиально новому судну не грозили больше ни штормы, ни штили. Многие пытались это сделать, но все многочисленные попытки оканчивались полными неудачами. Неудача постигла и Рамсея. Но свою идею он перед смертью эстафетой передал своему молодому соотечественнику. И Фултон настолько увлекся ею, что выполнение ее стало с этих пор заветной мечтой его жизни, которую он никогда не забывал и стремиться к осуществлению которой не переставал, пока не добился, наконец, создания истинного парохода .

Но никто в Англии после стольких неудач не соглашался рисковать деньгами в хронически неудающемся деле. И Фултон поступил инженером на рытье каналов. Здесь он изобрел первый в мире экскаватор (который развалился при самом начале работы из-за небольшой ошибки в расчетах), предложил специальный плуг для прокладки каналов (которые потом вошли все-таки в употребление), изобрел мельницу для пиления и полировки мрамора, машину для кручения веревок. Но все это было далеко от его мечты. И он переехал через Ла-Манш, во Францию.

Но Франции, воевавшей тогда со всей Европой, было в это время не до «безумных» проектов. Тогда Фултон взялся за проект военный – он изобрел… подводную лодку. Что удивительно, построенная им за свой счет при консультациях с виднейшими французскими учеными деревянная субмарина «Наутилус» с экипажем из трех человек была действительно успешным проектом – она на одной мускульной силе могла погружаться на несколько часов, подплывать к кораблю, закладывать под него бочонки с порохом и взрывать их безопасно для себя. Но военное министерство отказалось от этого проекта – он показался там «слишком кровожадным и нечестным».

Однако, время во Франции Фултон провел не без пользы – подрабатывая на жизнь и на свои проекты живописью, он десять лет упорно изучал математику и химию, физику и механику. Без этой научной подготовки ему вряд ли удалось бы решить великую проблему использования пара в судоходстве. Теперь Фултон ясно увидел причины неудач своих предшественников и мог выработать план, который вел его к цели.

Судьба выручила Фултона в очередной раз, сведя его с новым посланником Соединенных Штатов, Робертом Ливингстоном (известным покупкой у французов и присоединением к Соединенным Штатам Луизианы). Ливингстон был большой любитель механики и один из видных промышленных деятелей Соединенных Штатов. Когда он узнал, что его новый знакомый обуреваем мечтой о пароходе, когда убедился в широте и глубине познаний Фултона, он рискнул ради этой идеи всем своим капиталом.

Вначале компаньонов преследовала одна неудача за другой, но успех, наконец, пришел: построенное ими небольшое судно с паровой машиной целых полтора часа плавало по Сене при стечении огромной толпы народа. Но когда Фултон предложил свое изобретение Франции, Наполеон презрительно бросил: «Корабли без парусов - это нелепость. Место пара на кухне, в кастрюле под крышкой». Фултону нечего было больше ожидать от Франции, незачем было оставаться далее в этой стране. Если где он и мог еще ожидать настоящей оценки для своего изобретения, то разве только в Америке. И Фултон решил возвратиться на родину, чтобы начать там дело практического применения пароходства.

Штат Нью-Йорк выдал им двадцатилетнюю монополию плавания на пароходах по Гудзону при условии выстроить в течение двух лет пароход, который будет идти против течения со скоростью пешехода. Ливингстон и Фултон заказали знаменитому Джеймсу Уатту, изобретателю паровой машины, и его компаньону Болтону (который по отношению к Уатту играл такую же роль, как Ливингстон по отношению к Фултону) паровую машину особого устройства, спроектированного Фултоном. Особенности эти давали машине способность проявлять нужную силу при наименьшем размере ее самой. Фултон отправился в Англию для надзора за изготовлением заказанной машины.

А в Англии очень обеспокоились давними испытаниями подводной лодки Фултона, посчитав ее реальной угрозой своему флоту. Адмиралтейство предложило ее изобретателю 15 тысяч долларов за то, чтобы он навсегда забыл свое создание. Деньги были огромные, но Фултон отказался от сделки.

Фултон привез заказанный им двигатель в Нью-Йорк и поставил его на уже построенное там Ливигстоном судно. Наступил решающий час – в кассе их компании денег больше не было. В августе 1807 года на производство опыта собралась масса народа. Вся набережная покрылась зрителями, которые были настроены очень скептически. Приготовления к отплытию встречались насмешками, когда Фултон поднялся на палубу парохода, готового к отплытию, он был встречен улюлюканьем. Но вот, по данному знаку машина была пущена в ход — и пароход двинулся против течения. Вместо свиста и насмешек раздались крики восторга. И чем больше усиливался ход парохода, тем неистовей выплескивались изумление и восторг толпы.

Только тот, кто столько трудился над осуществлением своей мечты, кто столько перестрадал за нее, сможет понять, что чувствовал Роберт Фултон, стоя за штурвалом своего первого в мире парохода. А через неделю был и первый регулярный рейс вверх по течению — до Олбани, 240 километров.

Но палуба оказалась пуста – ни один человек не решился ступить на столь необычный корабль, на это шипящее огненное чудовище, извергавшее дым и пламя. Лишь на обратном пути нашелся такой смельчак. «Я предложил бы вам выпить со мною бутылку вина за доверие, которое вы оказали моему судну, но я теперь так беден, что не в состоянии купить этой бутылки. Может быть, впоследствии мы свидимся, когда обстоятельства мои поправятся, и тогда я надеюсь распить с вами не одну бутылку доброго вина в память нынешнего дня», — дрожащим голосом сказал своему первому пассажиру Роберт Фултон (и они действительно встретились впоследствии – и распили-таки эту бутылочку!) .

На радостях Фултон тут же устраивает и свою личную жизнь – он женится на племяннице своего верного компаньона Гарриет Ливингстон. Но мера жизни судьи Ливингстона подошла к концу – но он успел перед смертью увидеть триумф их дела и разделить эту радость с Робертом Фултоном.

Фултон выстроил еще несколько пароходов, в постройке был и огромный по тем временам военный паровой корабль, призванный охранять нью-йоркскую гавань. И в 50 лет от роду умер от простуды…

Сограждане Фултона поняли, каким великим человеком он был, и погребение его приняло характер национального чествования великого изобретателя: весь Нью-Йорк оделся в траур, Законодательная палата прекратила на время свои заседания, все общины и компании Нью-Йорка провожали Фултона в последний путь. И во все время печального шествия неумолкаемо гремели с верфи орудия его последнего парового корабля…

24.02.1815

Роберт Фултон
Robert Fulton

Американский Изобретатель

Роберт Фултон родился 14 ноября 1765 года в городе Маленькая Британия. Вырос в семье фермеров. С раннего детства мальчик интересовался изготовлением оружия, фейерверков, любил чертить и рисовать. Паровыми двигателями увлекся в 12 лет и уже подростком изготовил свою первую лодку с колесным двигателем. После школы Роберт переехал в Филадельфию и устроился сначала помощником ювелира, а потом чертежником.

В 21 год Фултон уезжает в Англию, чтобы изучать там архитектуру. Первый чертеж парохода был создан им и представлен на рассмотрение правительству Англии в 1793 году. В 1800 году изобретатель создает во Франции первую модель подводной лодки «Наутилус». Также продолжает работать над применением паровых двигателей в судостроительстве.

И вот спустя три года, в 1803 году, на реке Сена Фултон испытал первый пароход. Еще несколько лет ушло на усовершенствование модели, за это время Фултон возвращается в Америку. Здесь по реке Гудзон в конце лета 1807 года совершил свое первое плаванье пароход Фултона «Пароход Северной Реки». В наши дни за этим пароходом закрепилось название «Клермонт». На самом деле так называлась усадьба партнера изобретателя, которую пароход посетил первой.

После получения патента на судно Фултон занялся их изготовлением и проектированием военных моделей, например 44-пушечного парохода «Фултон Первый». В 1813 году изобретатель получил эксклюзивное право на постройку пароходов в России, но не успел им воспользоваться, и контракт перешел Чарльзу Берду. Кроме пароходов Фултон занимался проектированием чугунных мостов. Например, на основе его проекта был построен Зеленый мост в Санкт-Петербурге.

... читать ещё >