Дипломная работа: Идеология либерализма и её влияние на современные политические процессы. Предпосылки и история формирования идеологии либерализма Свобода или ограничение

Понятие и сущность политической идеологии, ее функции. Разнообразие политических теорий, концепций и доктрин.

Политическое сознание: понятие, структура и уровни.

Политическое сознание является результатом политической культуры.

Политическое сознание – форма отражения политического бытия, совокупность идей, взглядов, определяющих способность выполнять в политической среде какие-либо функции.

Классификация политического сознания:

По классовому признаку (К. Маркс): пролетарское, буржуазное, мелкобуржуазное

По социальным функциям: консервативное, реформистское, революционное

По типам политического режима: тоталитарное, авторитарное, либеральное, демократическое

По уровню отражения окружающего бытия:

эмпирическое – характеризует непосредственно опыт индивида

обыденное – совокупность идей, взглядов социального слоя, класса, группы людей, возникающих непосредственно из будничной жизни

теоретическое – более высокий уровень, совокупность взглядов и идей на основе исследования научных процессов, является стержнем политической идеологии

научное политическое сознание.

Идеология – концептуальная совокупность идей, представлений и духовных ценностей, предназначенных для обоснования и защиты интересов ее носителей; это система взглядов и идей, в которых выражается отношение к действительности.

Основные функции политической идеологии:

· Когнитивная – знания об обществе, его конфликтах и противоречиях

· Мобилизующая и интеграционная – объединение людей, социальных слоев, классов в единое социальное целое, направляет их на борьбу за свои интересы

· Конструктивная – проявляется при принятии программы действий и реализации ее на практике

· Нормативная – соотношение идеологической нормы и ее реализации на практике

· Компенсаторная – вселяет надежду на благополучное изменение социального бытия, компенсируя неудовлетворительность, дискомфорт

· Воспитательная – одна из важнейших функций политической идеологии

Либерализм – (с лат. свободный) – идейно-политическое направление общественной мысли, выступающее против любых форм контроля за экономической и духовной деятельностью личности и общества со стороны государства. Первая форма политической идеологии, сформировавшейся в обществе.

Главное: идея индивидуальной свободы . Свобода личности полагает уважение к естественным правам человека. Появилась в 17 в. У истоков стояли: Т.Гоббс, Дж. Локк, А. Смит, Т. Джеферсон и др. Следствие первых буржуазных революций. Идеология либерализма впервые воплощена в Декларации прав и свобод 1789 г. во Франции, затем вошла составной частью Декларации прав и свобод гражданина 1949 г. Эпоха либерализма – XIX в. Выделяют либерализм классический и неолиберализм .


Основные идеи классического либерализма:

центральная – идея индивидуальной свободы, т.е. абсолютная ценность личности, равенство всех людей от рождения

в политической области высшая ценность – право, главный тезис: где нет закона, там не может быть свободная личность. Дж. Локк: в основе свободы – право на личную собственность и ее неприкосновенность

равенство всех граждан перед законом

принцип разделения властей, призванный обеспечить свободу и безопасность от произвола тех, в чьих руках власть

разделение власти между различными социальными слоями (идея парламентской демократии)

в экономической области : свобода рыночных отношений, частной собственности, ее неприкосновенность, личная предпринимательская инициатива, полное освобождение экономической деятельности от надзора государства

государство выступает в роли «ночного сторожа» - охраняет собственника и собственность.

идеология сильных и богатых, бедных, не способных работать (антимонопольные законодательства и т.д.)

в социальной сфере отвергает социальное равенство, исходит из естественного неравенства людей, обусловленного биологическими, социальными и историческими факторами.

В середине XX века классический либерализм перерастает в неолиберализм:

  • на смену идее о государстве как «ночном стороже» возникает идея государства «всеобщего благоденствия», предоставляющего права на образование, труд, пенсии. Главная задача – предотвращение социальных конфликтов путем поддержания социально незащищенных слоев общества на основе активного вмешательства в экономическую жизнь, в собственность, в бюджет.
  • создаются программы по государственному доступному для всех слоев медицинскому обслуживанию, бесплатные дошкольные и школьные учебные учреждения
  • получает распространение система социального обеспечения
  • усиление принципа плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных слоев в доступе к власти

У либералов истинная демократия – не правление народа, а свободная конкуренция политических лидеров за голоса избирателей (Япония, Канада). Либерализм больше теоретический.

Тема 3. Либерализм в России

1. Эволюция русского либерализма

Русский либерализм - оригинальный феномен, основывающий-ся на отечественных духовном опыте и традициях. По своему про-исхождению он связан с появлением ростков буржуазной цивилиза-ции и был адекватной формой выражения этого процесса

В России социальную базу либерализма как идеологического, а затем и политического течения составляли помещики, переходив-шие к капиталистическим приемам хозяйствования, дворянская и буржуазная интеллигенция.

Становление либерализма прошло ряд этапов и было прервано Октябрьской революцией.

Зарождение дворянского либерализма относится к 60-м гг. XVIII в. - началу XIX в. (идеи просветительства, критика крепост-ничества и самодержавия, проекты ограничения абсолютизма ). Су-щественное влияние на его становление оказали опыт и идеи либе-рализма Западной Европы.

Уже во второй половине XVIII в. в трудах Семена Ефимовича Десницкого (ок. 1740-1789), Якова Павловича Козельского (ок. 1728 - ок. 1794), Николая Ивановича Новикова (1744-1818) и дру-гих осуждалось крепостное право, защищались свобода, просвеще-ние и самоуправление . Эти мыслители, не требуя прямой отмены крепостничества и ликвидации самодержавия, предлагали дворян-ству приемлемые пути их преобразования, в частности ограничение продажи крестьян и власти монарха представительным органом (Сенатом), укрепление законности.

В первой половине XIX в . либеральная мысль нашла свое выражение, прежде всего, в программе общественных преобразований Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Ближайший по-мощник Александра I и Николая I , он пытался приспособить к са-модержавной форме правления принцип разделения властей, обес-печить гибкость и оперативность государственного механизма, его подотчетность сословиям . Предлагавшиеся им реформы предусмат-ривали некоторую трансформацию самодержавия в плане его само-ограничения путем превращения в конституционную монархию . Эта главная проблема так и не была решена в XIX в.

Теоретические положения классического либерализма использо-вались дворянскими революционерами-декабристами . В обоснова-нии своего протеста против самодержавия они исходили из теории естественного права, и прежде всего, права каждого человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом. Кроме того, они предлагали использовать принцип разделения властей при формировании институтов государственной власти .

В дооктябрьский период либерализм в России был представлен несколькими направлениями (консервативный либерализм, «новый» либерализм ).

Сущность консервативного либерализма - в синтезе основных идей классического либерализма (права и свободы личности, ре-форматорство) и консерватизма (сильная власть, порядок и стабиль-ность, преемственность в развитии, приверженность религиозно-нравственным ценностям ). Для обозначения этого синтеза как синоним используется понятие «либеральный консерватизм». Один из ведущих представителей этого направления П.Б. Струве пола-гал, что формула «либеральный консерватизм» возникает в «какой-то точке, где либерализм и консерватизм, конечно, сходятся...» 1 .

Консервативный либерализм представлял собой программу дея-тельности умеренной интеллигенции в пореформенный период, стремившейся расширить и закрепить общественные преобразова-ния путем диалога с властью, участия в земском самоуправлении и просвещении народа .

Основателем консервативного либерализма был профессор пра-ва Борис Николаевич Чичерин (1828-1904). Суть разработанной им концепции заключалась в синтезе принципов личной и обществен-ной свободы с политическими традициями и нравственно-культур-ными началами народа.

Б.Н. Чичерин значительное внимание уделял проблеме корреля-ции гражданского общества и государства. По его мнению, необхо-димость независимого, автономного гражданского общества выте-кает из природы человека как самоопределяющегося существа. Вместе с тем он указывал на взаимосвязь государства и гражданско-го общества, рассматривая гражданское общество как фундамент государства. Б.Н. Чичерин развивал либеральные идеи правового государства, верховенства закона, ограничивающего любую власть . Однако он не разделял идею естественных и неотчуждаемых прав граждан, поскольку считал, что ее реализация может привести к анархии. По мнению Б.Н. Чичерина, права гражданам должно пре-доставлять государство .

Наиболее разумной формой правления для России Б.Н. Чиче-рин считал конституционную монархию , которая, как он полагал, способна гарантировать устойчивость и гибкость государственной власти . Это может быть достигнуто за счет ее рационального рас-пределения между законодательными, правительственными и су-дебными учреждениями под эгидой монархии

Весьма плодотворна мысль Б.Н. Чичерина о том, что обновле-нию политической жизни способствует принцип политического плюрализма . Огромную роль в этом процессе играет оппозиция, ко-торая критикует власть и заставляет ее выполнять взятые обязатель-ства . Политическая конкуренция способствует появлению наиболее одаренных политиков.

Б.Н. Чичерин отмечал и недостатки политического плюрализ-ма. Партийная принадлежность делает мировосприятие людей од-носторонним, а постоянная политическая борьба ослабляет прави-тельство. Стремление партий любой ценой получить поддержку населения вынуждает использовать такие методы борьбы, как ложь и клевета.

Видным представителем консервативного либерализма был Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885) - крупный философ, историк и правовед. Его политический идеал - неограниченная мо-нархия в соединении с эффективным местным самоуправлением . Он считал, что преждевременное введение конституции, ограничи-вающей власть монарха, могло бы привести к самовластию бюро-кратии и дворянства.

К.Д. Кавелин был приверженцем философии ненасилия, утвер-ждал, что всякое насилие погибнет не под ударами другого насилия, а вследствие исчерпания своих внутренних принципов. Преодолеть социальное зло и несправедливость, с его точки зрения, можно лишь путем формирования общественного мнения и развития пра-восознания.

Известный мыслитель Петр Бернгардович Струве (1870-1944) в результате длительных творческих изысканий пришел к убежде-нию о приоритете религиозно-нравственных ценностей общества и личности . Исходя из принципов национально-консервативного либерализма, он обосновал необходимость создания правового государства в форме конституционной монархии. Согласно П.Б. Стру-ве, новая русская государственность должна опираться на историческое прошлое страны, культурные традиции и творческую дея-тельность всех патриотических сил.

В вопросе о правах личности П.Б. Струве придавал первосте-пенное значение гражданским правам. В этой связи он резко критиковал социализм, отрицающий право человека на част-ную собственность. Отрицание этого права ведет к подрыву прин-ципа свободы и ответственности личности.

П.Б. Струве подчеркивал, что верит «в силу экономического развития на основе свободы и собственности». Вместе с тем он поддерживал «идею разумного вмешательства государства в соци-ально-экономические отношения» в интересах экономически сла-бых слоев населения, т е принцип социальной справедливости.

Консерватизм П.Б. Струве проявился в преувеличении роли государственного начала в общественной жизни. Он видел в госу-дарстве самостоятельную силу, возвышающуюся над обществом и осуществляющую те задачи, которые диктуются логикой его соб-ственного развития. По его мнению, «именно государство есть как бы некая личность, у которой есть свой верховный закон бытия». Этот закон усматривается в могуществе государства как главном мериле жизненных сил страны. Выше личности им ставится также национальное начало, которое, как и государство носит сверхра-зумный и мистический характер.

Слабым местом в концепции П.Б. Струве была также недооцен-ка роли демократии . В вопросе о соотношении законодательной и исполнительной власти в правовом государстве он явно преувели-чивал роль последней . Прерогативы законодательной власти сво-дятся лишь к «соучастию в установлении бюджета» и других зако-нов государства.

Таким образом, понимание П.Б. Струве природы государства и демократии находится в явном противоречии с отстаиваемой им идеей правового государства.

В годы эмиграции П.Б. Струве была обоснована весьма продук-тивная мысль о том, что для политического переустройства пост-коммунистической России необходимо установление полудемо-кратического режима, который, действуя в либеральном духе, ввел бы начала рыночной экономики и гражданского общества и тем са-мым подготовил население к широкому участию в политике. В том же духе высказывались отечественные философы И.А. Ильин и Г.П. Федотов. Впоследствии эту же идею выдвигали отечественные ученые И.М. Клямкин и А.М. Мигранян, писатель А.И. Солже-ницын.

В начале XX в. либеральная политическая мысль приобрела но-вые черты. Своеобразие так называемого «нового» либерализма зак-лючалось в том, что он формировался в обстановке резкой критики идеи правового государства со стороны леворадикальных и реакци-онных сил. Поэтому важнейшими задачами либеральных ученых и политиков были обоснование прогрессивной роли государства в ис-тории человечества и защита основных принципов правового государства. Русские либералы рассматривали социальные права как часть естественных прав человека, настаивали на изменении фаб-ричного законодательства, разрешении деятельности профсоюзов, создании системы государственного и общественного призрения нетрудоспособных и т. Д. Эти проблемы нашли отражение в трудах выдающегося философа и правоведа Павла Ивановича Новгородцева (1866-1924), известных историков и социологов Богдана Алек-сандровича Кистяковского (1868-1918) и Николая Ивановича Кареева (1850-1931).

П.И. Новгородцев разработал концепцию социально-полити-ческих ценностей, включающую как основные ценности (свобода, равенство, солидарность), так и более конкретные ценности (право-вое государство, народный суверенитет и др .).

Главной из наиболее общих ценностей П.И. Новгородцев счи-тал свободу. Она понималась не в негативном аспекте - как отсут-ствие принуждения над человеком со стороны государства и других людей, а в позитивном - как «свобода при помощи государства», обеспечивающего гражданам возможность располагать надлежащи-ми средствами (материальными и духовными) для эффективного участия в социально-политической деятельности.

П.И. Новгородцев идет дальше формального, юридического понимания равенства . Этот принцип означает для него не просто равенство всех перед законом, а создание для всех граждан обще-ственных условий, благоприятствующих их развитию - обеспече-ния определенного уровня образования материального достатка, охраны здоровья .

Принцип солидарности понимался П.И. Новгородцевым как со-гласие и добровольное сотрудничество людей в социально-полити-ческой сфере. Конкретными его проявлениями должны быть согласие по поводу формы политического правления, основных направлений деятельности правительства и т. д.

Ценности свободы, равенства и солидарности представлялись П.И. Новгородцеву универсальными для всех эпох, но имеющими конкретно-историческое содержание .

П.И. Новгородцев отстаивал естественное право человека на выбор формы государственного устройства, рассматривал правовое государство как преграду для частного произвола . Он развивал идею социального государства, которое должно гарантировать ин-дивиду достойное существование. При этом особо подчеркивалась значимость таких прав, как право на труд, социальное страхование, профессиональную организацию и личную свободу. П.И. Новгородцев был одним из основателей конституционно-демократиче-ской партии (кадетов) .

Базовым принципом правового государства П.И. Новгородцев считал политический и идеологический плюрализм . Спор с против-никами этого принципа, согласно П.И. Новгородцеву, является «спором не на жизнь, а на смерть». «Демократия, - писал он, - оз-начает, возможно, полную свободу личности, свободу ее исканий, свободу состязания мнений и систем».

Правовое государство П.И. Новгородцев не мыслил без раз-деления властей на законодательную, исполнительную и судебную, уравновешивающих и контролирующих друг друга. Учение Ш. Монтескье о разделении властей он считал одним из наиболее существенных достижений политической мысли.

Значительное место в трудах П.И. Новгородцева занимает идея народного суверенитета, реализуемого через парламент, партии, ре-ферендумы, плебисциты и т. д. Парламент, полагал он, не может зеркально отражать волю народа, поскольку состоит из представи-телей групп и классов с отличающимися интересами. Поэтому власть должна искать приемлемые, компромиссные решения для основных субъектов политики. Партии рассматривались им как важное звено, соединяющие общество и государство .

Демократию П.И. Новгородцев считал невозможной без вне-парламентской инициативы . «В последнем случае, - писал он, - все определяется нравственными и умственными силами народа, но именно поэтому необходимо и важно для каждой способности от-крыть свободу проявления в политической области».

Важная роль в механизме демократии П.И. Новгородцевым от-водилась общественному мнению. Согласно П.И. Новгородцеву, оно особенно значимо при определении целей общества, но гораздо менее эффективно в определении средств достижения целей : «Это область, в которой требуется не только здравый смысл, присущий массам, но и техническая подготовка и специальные знания».

П.И. Новгородцев высоко ценил заслугу выдающегося русского мыслителя Вл. Соловьева в защите и обосновании общечеловече-ских морально-нравственных идеалов. В этой сфере он, с точки зре-ния П.И. Новгородцева, углублял и развивал западническую докт-рину. «Поскольку западничество было именно доктриной, а не простым продуктом подражательности и заимствований, - отмечал П.И. Новгородцев, - оно вытекало из одного очень важного и глу-бокого догмата: из веры в существование общечеловеческих начал и общеобязательных идеалов. Отсюда его доверие к опыту Запад-ной Европы, далее нас ушедшей вперед, но родственной нам по идеалам и стремлениям; отсюда его протесты против замкнутости и обособленности России. Вот этот догмат и привлекает Соловьева к западникам. То, что сам он использовал как требование вселенского единства и общечеловеческой солидарности, совпадало с основной верой западников».

В целом П.И. Новгородцев был наиболее последовательным мыслителем либерально демократического направления в России начала XX в., превзошедшим своих выдающихся предшественни-ков Б.Н. Чичерина и В.С Соловьева . Многие его мысли весьма ценны и актуальны в условиях современных российских реалий.

По мнению другого известного представителя «нового» либера-лизма Б.А. Кистяковского, в правовом государстве власть будет формироваться на основе всеобщего и равного избирательного пра-ва, народного представительства, а высокая политическая культура облегчит урегулирование социальных конфликтов . Как и П.И. Нов-городцев, Б.А Кистяковский был сторонником идеи социального государства, ставящего своей целью обеспечение права граждан на достойное существование .

Однако Б.А. Кистяковский не был в полном смысле либераль-ным мыслителем, поскольку высшей степенью развития правового государства считал государство социалистическое. Перерастание правового государства в социалистическую стадию мыслилось че-рез преобразования в экономике и социальной сфере. В экономике анархия хозяйственной жизни, присущая капиталистическому про-изводству, должна быть заменена «организованностью производ-ства, характеризующей социалистический строй». В систему прав человека он предлагал включить социально-экономические права, способные радикально улучшить положение социума , - право на труд (понимаемое как право пользоваться землей и другими средствами производства), право на развитие всех способностей, право на участие во всех материальных и духовных благах.

Ограниченность концепции Б.А. Кистяковского состояла в по-пытке совместить либерализм в политике с социализмом в экономи-ке . Общество, где отсутствуют частная собственность на средства производства и рыночное хозяйство, по своей природе не может быть подлинно либеральным

Согласно Н.И. Карееву, культурно-исторический смысл госу-дарственности заключается в последовательном расширении сферы общественного сотрудничества и ограничении области социальных конфликтов. Причины революции он видел в нерешенности обще-ственных проблем, а сами революции сравнивал с бурями и грозами в природе, острым заболеванием в организме.

Н.И. Кареев пророчески предупреждал об основных опаснос-тях революций. Движение, начавшееся под лозунгом свободы, мо-жет привести к новой диктатуре. После революции зачастую возни-кают прежние властные отношения под новыми лозунгами, а общие цели революций уступают место индивидуальным вожделениям.

Идеи либерализма лежали в основе программы партии кадетов, которая объединяла в своих рядах цвет интеллигенции, мечтавшей о радикальном преобразовании России парламентским путем, на базе общечеловеческих ценностей. Кадеты последовательно высту-пали за разделение властей, за создание фундамента гражданского общества и правового государства . В области внешней политики они предусматривали преимущественную ориентацию страны на западные демократии .

Идеи либеральных реформ, осуществляемых сильной государ-ственной властью, определяли политический курс П.А. Столыпина В частности, он предпринимал попытку с помощью государства превратить крестьян в частных собственников, создав тем самым условия для модернизации страны.

Таким образом, в период между 1861 и 1917 гг. либерализм вы-ражал стремление буржуазии к ликвидации сословных привилегий, преобразованию абсолютизма в конституционно-парламентскую монархию, утверждению правового строя. Либеральные теоретики делали акцент на идентичности путей развития России и Западной Европы, единстве исторического процесса. Будучи эволюциониста-ми, они являлись категорическими противниками социальных пере-воротов , считали их аномалиями в жизни общества.

Историческая драма либерализма заключалась в том, что это те-чение не имело широкой социальной базы и являлось помехой для своих радикальных и консервативных противников, стремившихся к столкновению. Призывы либералов к диалогу не были услышаны, и страна оказалась ввергнутой в гражданскую войну. В годы граж-данской войны либерально-буржуазные партии участвовали в воо-руженной борьбе против большевиков. После ее окончания наибо-лее известные либералы (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др.), находясь в эмиграции, сначала возлагали надежды на капита-листическую трансформацию СССР в ходе новой экономической политики, а затем были аналитиками и критиками утверждавшегося тоталитаризма.

Русскими либералами были высказаны глубокие суждения о причинах происшедшей революции и перспективах страны. Так, С.Л. Франк считал, что социализм привлек народ не своим положи-тельным идеалом, а силой неприятия старого порядка, не тем, к чему он стремился, а тем, против чего он восставал. П.И.Новго-родцев констатировал кризис демократической идеи в России, имея в виду неприменимость либеральной демократии в случае сверже-ния большевизма. Российское общество расценивалось им как него-товое к демократии ни в социально-экономическом, ни в культур-ном отношениях .

В вышедшей в 1917 г. брошюре «Политическая свобода и соци-ализм» Сергей Иосифович Гессен развивал идеи либерального со-циализма . Главной ценностью такого социализма он считал право, которое позволило бы обуздать капиталистическую эксплуатацию, ограничить получение прибыли и осуществить перераспределение собственности на средства производства между социальными груп-пами - производственными объединениями типа гильдий, потреби-тельскими кооперативами и т. д. Перестройка в экономической сфе-ре будет способствовать удовлетворению потребности людей и изменит роль государства, которое превратится в посредника между общественными союзами, координируя их деятельность, предотвра-щая и разрешая конфликты между ними. т. е. выражая интересы со-циума. Ограничение государства координирующими функциями «есть не что иное, как до своего логического конца идущее пронизание государства правом».

В целом концепция С.И. Гессена близка к идеям гильдейского социализма. Отсутствие частной собственности и рынка, в максимальной степени стимулирующих экономическую инициативу людей, исключает возможность создания эффективной экономики , перестройки социальной и политиче-ской структуры общества на принципах либерализма.

Ход истории в XX в. позволяет сделать вывод о правоте выдви-гавшейся либералами идеи буржуазно-демократических реформах в рамках конституционной монархии как этапа на пути России к пра-вовому государству.

2. Современный либерализм

В советский период отечественной истории официальная пози-ция властей по отношению к либерализму состояла в замалчивании и резко отрицательной оценке его «буржуазности». В массовом со-знании слово «либерализм» приобрело негативный смысл и под влиянием ленинских статей с оскорбительной критикой либералов. Вместе с тем даже во времена тоталитарного режима либеральные ценности имели стойких и мужественных поборников в среде рус-ской эмиграции, отечественных диссидентов и правозащитников.

В отсутствие рынка и правового государства либеральные ори-ентации российских граждан длительное время являлись фактором преимущественно духовного порядка, стилем мышления. Они были свойственны, прежде всего, элитным группам, профессионально со-четавшим высокий уровень образования с необходимостью приня-тия ответственных решений, с многообразием общественных кон-тактов.

Существенную роль в распространении в СССР советского либерализма сыграли «шестидесятники », чье мировоззрение сфор-мировалось в период «хрущевской оттепели» Во второй половине 1980-х гг. они выступили инициаторами модернизации, преобразовав-шей советский либерализм сначала в либерально-демократический социализм, а затем и в либеральную демократию .

Освоению либеральных принципов существенно способствовал горбачевский курс реформ ориентированный на соединение социа-лизма с демократией . Демократизация включала не только соб-ственно демократические меры (введение альтернативных выборов, разделение властей, отмена цензуры), но и ряд либеральных идей (естественные и неотъемлемые права человека, рыночная конкурен-ция, гражданское общество).

Сформулированная М.С. Горбачевым и его окружением кон-цепция «универсальных», «общечеловеческих ценностей» по су-ществу, являлась отечественным вариантом теории конвергенции капитализма и социализма, выдвинутой западными либералами в 1960-х гг. Как известно, создатели этой теории прогнозировали усвоение капитализмом и социализмом лучших черт друг друга и постепенную их трансформацию в «единое индустриальное обще-ство».

В целом идейно-политическая концепция перестройки эволюци-онировала из демократической в либерально-демократическую, прокладывавшую путь к вестернизации российского общества, т. е. внедрению моделей и механизмов, функционировавших на Западе. В 1991 г. либеральная демократия окончательно сменила демокра-тический социализм в качестве основного направления модерниза-ции России.

В 1990-1991 гг. либерализм добился «массового» успеха в Рос-сии, выполняя роль «идеологии антикоммунизма». Представляется однако, что этот успех скорее был вызван охватившим общество эмоциональным подъемом сопутствовавшим крушению «реального социализма». Либеральная риторика присутствовала в высказыва-ниях политических деятелей и программах политических течений различной ориентации (классический пример - название «Либе-рально-демократической партии СССР», созданной в марте 1990 г.).

Однако в этот же период сформировались те черты отечествен-ного либерализма, которые послужили причинами неуклонного сни-жения его влияния . Главными из них оказались:

Ø умозрительное ко-пирование западной модели общественного устройства, причем преимущественно периода ее становления;

Ø недооценка проблемы адаптации принципов либерализма к российским условиям.

Определенную роль в укоренении этих черт в российском либе-рализме сыграло отсутствие сколько-нибудь длительного философско-теоретического и идеологического его вызревания . В течение нескольких десятилетий либеральная традиция по существу была прервана и возобновилась в конце 1980-х - начале 1990-х гг. в форме политико-публицистической атаки на тоталитаризм. При этом прак-тически полностью были проигнорированы высшие достижения российского дооктябрьского либерализма. Эволюция выдающихся либералов Б.Н. Чичерина, К.Д. Кавелина, П.Н. Милюкова и др. заключала в себе важные уроки, которые помогли бы современным либералам избежать многих просчетов и издержек.

Одна из главных тенденций дооктябрьского российского либе-рализма состояла в том, что он последовательно оформлялся в со-циал-либерализм, отторгавший идею невмешательства государства в общественное развитие и культивировавший принцип взаимных обязательств индивидов, классов и государства по отношению друг к другу . Эта тенденция в условиях 1990-х гг. не была принята во вни-мание и не нашла отражения в практической политике.

Российскими либералами не был должным образом учтен опыт ведущего течения западного либерализма XX в - неолиберализма, ассоциирующегося с именами Дж. Кейнса, Ф.Д. Рузвельта, Дж. Гэлбрейта и синтезирующего в себе индивидуализм, демокра-тию и социал-реформизм.

Один из его уроков касается проблемы взаимоотношений между индивидом и обществом. Неолибералы отвергли постулат либера-лизма предшествующих веков о том, что индивидуальные интересы в условиях свободы автоматически удовлетворяют общий интерес . На самом деле, по их мнению, в режиме «естественной свободы» врожденный эгоизм не в состоянии обуздать даже лучшие предста-вители человеческого рода . Поэтому, руководствуясь интересами всех классов и принципами гуманизма, государство и гражданское общество обязаны разрабатывать и поддерживать «правила игры» в социальной сфере и экономике.

Другой урок западного либерализма касается взаимоотношений свободы и демократии. Отечественные либералы в подходе к этой проблеме, по сути, демонстрировали экономический детерминизм, когда доказывали, что экономическая свобода, рыночная конкурен-ция и частная собственность являются условиями и гарантами по-литической демократии. Такое представление является крайне упро-щенным, поскольку демократия автоматически не вытекает из свободы частной собственности и рынка. В действительности кор-реляция между ними достаточно сложна, чрезмерное проявление экономической свободы может наносить ущерб демократии, и на-оборот. Западный либерализм XX в. рассматривает их как самостоя-тельные ценности и нацелен на поиск оптимальной меры в их взаи-модействии.

Следующий урок либерального реформирования 1990-х гг. касал-ся проблемы участия государства в регулировании социальной сфе-ры . Уравнительности социалистической системы либералы проти-вопоставили идею «равенства стартовых возможностей», исходя из того, что государственное вмешательство, направленное на вырав-нивание условий существования индивидов, порочно и антилиберально . По их мнению, каждый человек должен получить то, что заслуживает в силу своих индивидуальных качеств.

С позиций западного либерализма подобный подход является анахронизмом. Простое отстранение государства от участия в раз-витии социальных отношений отнюдь не обеспечивает «равенства возможностей», поскольку «стартовые возможности» будут определяться, прежде всего, социальным происхождением и материальным положением индивидов. По этой причине государство обязано обес-печить условия для реализации индивидуальных способностей тех социальных групп, которые в силу различных причин лишены дос-тупа к таким жизненно важным сферам, как образование и меди-цинское обслуживание.

Одной из главных ошибок реформаторов 1990-х гг. была недо-оценка просветительской деятельности по распространению либе-ральных идей , которой классики либерализма придавали первосте-пенное значение. Так, Людвиг фон Мизес важнейшей задачей либералов считал «убеждение сограждан в необходимости приня-тия либеральной программы».

Сохраняет свою актуальность критика Л.Мизесом либералов за пренебрежение просветительством. «Либералы придерживались мнения, что все люди обладают интеллектуальной способностью правильно трактовать трудные проблемы социального сотрудниче-ства и действовать соответствующим образом. Они были настолько поражены ясностью и самоочевидностью аргументации, с помощью которой пришли к своим политическим идеям, что были просто не в состоянии понять, как это кому-то не удалось их осознать. Они так и не усвоили двух вещей: во-первых , массы не обладают способно-стью мыслить логически; во-вторых , по мнению большинства лю-дей, даже если они и могут признать истину, кратковременная, пусть даже частичная выгода, которой можно воспользоваться сра-зу, представляется более значимой, чем постоянная глобальная вы-года, которая должна быть отложена. Большинство людей не имеют интеллектуальных способностей, необходимых для того, чтобы вду-маться в очень сложные, в конечном счете, проблемы социального сотрудничества, не говоря уже о том, что они не обладают силой воли и не могут пойти на временные жертвы, без которых невоз-можно социальное взаимодействие. Лозунги интервенционизма и социализма, особенно предложения о частичной экспроприации частной собственности, всегда находят восторженное одобрение среди масс, ожидающих получить от этого непосредственную и не-медленную выгоду».

Из вышеизложенного очевидно, что российскими либералами не были осмыслены важнейшие уроки либерализма, дилеммы и противоречия западной цивилизации.

При ретроспективном рассмотрении становится очевидной та-кая особенность российского либерализма, как утопизм, выражав-шийся в неадекватной оценке реального состояния общества и воз-можностей страны для воплощения западных образцов. С учетом этих факторов были неосуществимы планы быстрого и не снижаю-щего экономического положения населения перевода экономики на рыночные рельсы, форсированной массовой фермеризации при от-сутствии необходимых для этого производственно-технической базы и социокультурных предпосылок, создания среднего класса как основы социальной стабильности. Излишне оптимистическими оказались расчеты на переустройство в короткие сроки политиче-ской сферы - утверждение политического плюрализма, многопар-тийности, разделения властей и правовой государственности.

В ходе радикальных реформ восторжествовала обозначившаяся в период перестройки тенденция трансформации власти в собствен-ность . Ее результатом стала замена номенклатурного социализма номенклатурным капитализмом. Относительно массовый и актив-ный в больших городах слой квалифицированных бюджетников, со-ставлявший социальную базу либерально-демократической волны, реформами был размыт и деморализован. Образовался огромный имущественный разрыв между новыми элитами и основной массой населения. В целом вместо планировавшегося радикальными либе-ралами создания американской или европейской модели обществен-ного устройства утвердился причудливый симбиоз раннекапиталистической и латиноамериканской моделей .

Реакцией общества на высокую социальную цену радикальной модернизации явился кризис доверия не только к власти, но и либе-рализму как идеологии, олицетворявшей реформы в глазах граждан . Драматичным следствием курса радикал-либералов стал рост влия-ния коммунистических и национал-патриотических идей и движе-ний, поставивших под угрозу процесс становления демократии.

Несмотря на колоссальные издержки «шоковой терапии» 1990-х гг., историческая роль радикал-либерализма не должна быть преумень-шена: он способствовал демонтажу тоталитарного режима, форми-рованию основ рыночной экономики и политической системы, ос-нованной на разделении властей и многопартийности, положил начало интеграции России в европейские и мировые экономические и политические структуры. По мнению Е. Гайдара , позитивные результаты реформ 1990-х гг. состоят в следующем :

во-первых , осенью 1991 г. Россия оказалась перед реальной угро-зой голода , сравнимого по масштабам с тем, который она пережила во время революции 1917 г. И об этом свидетельствуют газеты. Благодаря проведенным реформам, запуску рыночных механизмов угроза не реализовалась. Но подоб-ное забывается быстро;

во-вторых , приватизация государственного жилья была бесплатной и более либеральной, чем в Восточной Европе, где и сейчас еще во многих странах люди выплачивают государству долги за квартиры, приватизи-рованные в начале 1990-х гг.;

в-третьих , в России рыночная экономика, конкуренция, конвертируемая валюта стали реальностью , принятой обществом, что также является достижением реформ, проведенных в 1990-е гг.

Начиная с 1993 г., в российском либерализме происходит важ-ная качественная перемена - усиление позиций социал-либерализма как демократической альтернативы радикал-либерализму . Это идей-ное течение представлено, прежде всего, партией «Яблоко», продолжительное время возглав-ляемой Г.А. Явлинским.

Социал-либералы считают необходимым пересмотр вульгарных подходов к реформам, учитывая масштабы социального расслоения и диспропорций регионального развития страны, угрожающих ее целостности . Цивилизованное распределение национального дохо-да должно быть таким же приоритетом государственной политики, как и его рост.

Черты социал-либерализма наличествуют в программах и ло-зунгах «Единой России», «Справедливой России» и некоторых дру-гих партий и движений. Социал-либерализм опирается на широкие слои городского и сельского предпринимательства, интеллигенцию.

По мере формирования в России конкурентной среды либера-лизм обретает материальную базу и перестает быть фактором глав-ным образом духовного порядка. В настоящее время он представлен в разных сферах :

в сфере экономики - это свобода предпринима-тельства, внутренней и внешней торговли;

в сфере политики - либе-ральная конституция, общественная система и многопартийность;

в сфере мировоззренческой - идейный плюрализм, свободное рас-пространение философских и религиозных взглядов.

Социальная база отечественного либерализма - прежде всего высокообразован-ные, востребованные люди, жители столиц и мегаполисов, облада-ющие большими адаптационными ресурсами .

В политическом спектре России функционируют две либераль-ные партии - «Правое дело» и «Яблоко». Они - сторонники социально-ориентированного рыночного хозяйства, минимизации государственного вмешательства в экономику. Для них характерны приверженность общечеловеческим принципам политической де-мократии - разделению властей, многопартийности, обеспечению прав личности, независимости СМИ и пр. Разделяя эти принципы, либералы убеждены, что их дальнейшее распространение и укоре-нение в России возможно лишь на основе собственного опыта раз-вития либерализма. В сфере внешней политики они выступают про-тив имперских традиций, изоляционизма и конфронтационности, за интеграцию России в сообщество цивилизованных государств.

В либеральной среде популярен консерватизм как антитеза со-циализму . Слово «консерватизм» широко используется в программ-ных документах «Союза правых сил» и «Яблока», правоцентрист-ской «партии власти» - «Единой России».

Свою первоочередную задачу политическая партия «Союз пра-вых сил» видит в упрочении и развитии институтов демократии и свободного рынка, распространении либеральных идей и ценностей среди всех слоев населения России, и в особенности среди тех. ко-торые представляют собой социальную базу отечественного либера-лизма

В начале XXI в СПС представляются наиболее значимыми сле-дующие проблемы

Воспитание нового демократического гражданского сознания, ос-нованного на понимании государства лишь как инструмента для реализации права граждан на достойную жизнь.

Формирование нового образа Российского государства и нового патриотизма, источником которого была бы не ностальгия по великодержавию, а осознание свободы граждан как основы истин-ного величия страны.

Утверждение прав собственности как священных и неприкосновен-ных, необратимости правовых гарантий на эффективное предпри-нимательство,

Создание компактного и максимально эффективного «государства профессионального управления» и борьба с коррупцией, разъеда-ющей социальный организм России,

Обеспечение верховенства закона и действенных гарантий прав человека,

Создание представительной всероссийской либеральной партии,

Преодоление монополизма в системе информации и коммуникаций,

Проведение поэтапных федеративных реформ путем постепенно-го выравнивания прав и обязанностей субъектов РФ при сохране-нии их регионального и этнокультурного своеобразия,

Обеспечение прав всех народов и этнических групп России на со-хранение своей самобытной культуры, своего языка и традицион-ного образа жизни,

Полномасштабная либерализация рынка труда, обеспеченная зако-нодательно закрепленной свободой перемещения трудовых ресур-сов, эффективная защита прав наемных работников,

Скорейшее построение конкурентоспособной рыночной экономи-ки, способной генерировать средства как для создания новых ра-бочих мест, так и для внедрения в производство надежных приро-доохранительных технологий,

Проведение общенациональной реформы образования, подчинен-ной логике долгосрочной глобальной конкурентоспособности эко-номики

Цель Российской демократической партии «Яблоко» - демокра-тическая, процветающая Россия, сильная страна, способная:

Ø создать общедоступные системы образования и здравоохранения мирового уровня;

Ø преодолеть глубокий экологический и демографический кризис;

Ø на равных конкурировать с ведущими странами мира;

Ø войти в качестве полноправного члена в Европейский союз и дру-гие экономические и оборонные европейские организации.

Ориентир Российской демократической партии «Яблоко» - об-щество равных возможностей, основанное на принципах социаль-ной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. Важнейшее условие существования свободного общества в России она видит не только в расширении частной инициативы, но и созда-нии развитой системы социальной поддержки.

Партия ставит своей задачей реабилитацию демократических ценностей в глазах большинства населения, формирование стабиль-ного демократического порядка, включающего в себя правовое го-сударство, рыночную экономику, гражданское общество, современ-ную систему безопасности и постиндустриальную стратегию в рамках европейского развития.

Рассматривая устойчивую демократию как обязательное усло-вие динамичного развития в XXI в., жизненно необходимое России, РДП считает, что в отсутствие развитых демократических институ-тов попытки правящей элиты установить авторитарную систему, обслуживающую интересы узкой группы лиц, приведут Россию к бюрократическому застою, необратимому отставанию и окончатель-ному превращению в страну третьего мира .

РДП предлагает широкий круг мер с целью защиты демократи-ческих институтов, реализации в полном объеме прав и свобод граждан, формирования среднего класса как гаранта демократии, создания социального рынка, поддержания общественного порядка и оздоровления нравственного облика общества, преодоления эко-логического неблагополучия, обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом, постиндустриальной модернизации страны.

Социал-либералы заявляют о своем российском патриотизме, но не таком, который ставит государство выше личности, ведет к раз-жиганию национальной розни и способен разрушить целостность страны, вызвать ее международную изоляцию. Национальные интересы России они считают несовместимыми с имперскими мифами и шовинистической истерикой. Для них быть патриотом означает работать на благо страны и ее граждан, а не произносить «краси-вые» слова, заниматься поиском внутренних и внешних врагов . Со-хранение целостности страны в ее нынешних границах рассматри-вается как стратегическая задача нации в XXI в.

Будущее России либералы связывают с Европой и европейским путем развития , поскольку она является европейской страной в силу своей исторической судьбы, культурных традиций и географическо-го положения. Они считают, что потенциал российской нации мо-жет раскрыться через призму творческого освоения ценностей евро-пейской цивилизации, в формирование которых существенный вклад внесла великая русская культура. Европейский путь означает рост благосостояния российских граждан, приближение его к евро-пейским стандартам через формирование в нашей стране социаль-но-экономической, политической и экологической модели европей-ского типа , развитие российского законодательства в соответствии с принципами Совета Европы, это мощный импульс, который полу-чит Россия от интеграции с Европейским союзом. Такой интегра-ции, по мнению либералов, требуют интересы национальной безо-пасности страны - в условиях глобальных вызовов Россия и Европа смогут выжить только вместе .

В контексте продолжающегося поиска Россией новой идентич-ности представляется реалистичной и конструктивной позиция тех отечественных ученых либеральной ориентации, которые под ее интеграцией в западное общество понимают не физическое присое-динение к тем или иным международным институтам, а создание внутри страны современных институтов постиндустриального об-щества, обеспечивающих ее конкурентоспособность . Они видят проблему не столько в закреплении России в составе Запада, а в закреплении внутри ее современных институтов, технологий и практик, превращения в «новый Запад». Такая интеграция не только не приведет к потере Россией своей идентичности, уподоблению США и Европейскому союзу, а явится едва ли не единственно на-дежным способом укрепления международного статуса России.

Российские либералы заявляют о своей солидарности с меж-дународным либеральным сообществом в стремлении достойно встретить новые вызовы человечеству в XXI в. Они увере-ны в том, что выживание всех народов в наступившем столетии во многом зависит от того, насколько широкое распространение полу-чат либеральные ценности.

Наиболее известные представители современного экспертного либерализма в области:

Ø политической науки и международных отношений - A.Г. Арбатов, И.М. Бунин, Вл.Л.Иноземцев, А.А. Кара-Мурза, С.А. Караганов, И.М. Клямкин, С.А. Марков, А.М. Мигранян, B.А. Никонов, А.М. Салмин, Г.А. Сатаров, Д.В. Тренин, К.Г. Холодковский, Л.Ф. Шевцова, Ф.В. Шелов-Коведяев, В.Л. Шейнис;

Ø экономики - Е.Т. Гайдар, А.Н. Илларионов, Г.А. Явлинский, Е.Г. Ясин;

Ø правоведения - С.С. Алексеев, М.А. Краснов, А.В. Оболонский;

Ø национальных отношений и федерализма - В.А. Тишков.

Развитие либеральной идеологии и обоснование принципов ли-беральной политики, соответствующей современным российским реалиям, является главной задачей созданного в 2000 г. фонда «Ли-беральная миссия». Фондом издаются публикации, проводятся об-суждения актуальных проблем российской и мировой политики, инициируются интернет-дискуссии с участием не только привер-женцев либеральных взглядов, но и представителей иных политико-идеологических течений, в том числе открытых противников либе-рализма.

В публикациях «Либеральной миссии» отмечается, что диалог -неотъемлемая составляющая часть либерального дискурса, прису-щий именно ему способ публичного существования. Развитие диа-логической культуры рассматривается фондом как одна из главных миссий либералов. При этом не ставится задача переубедить оппо-нентов, заставив их отказаться от своих убеждений. Проблема ви-дится в ином: свои собственные идеалы и взгляды либералы могут осуществить лишь при условии укоренения в обществе диалогиче-ской культуры, позволяющей преодолеть непримиримость идеоло-гических конфронтаций, достичь минимально необходимого обще-ственного консенсуса в отношении базовых ценностей .

Наиболее известные исследования отечественных либералов, вышедшие в последнее годы :

Е.Т. Гайдара - «Долгое время. Россия в современном мире: очерки экономической стратегии (М., 2005), «Гибель империи. Уроки для современной России (М., 2006);

Е.Г. Ясина - «Новая эпоха - старые тревоги. Политиче-ская экономия» (М., 2004) и «Приживется ли демократия в России» (М., 2006);

Г.А. Явлинского - «Перспективы России» (М.. 2006), «Стимулы и институты. Переход к рыночной экономике в России» (М., 2007),

«После империи» (Под общ. ред. И.М. Клямкина . М., 2007).

Первая из этих книг претендует на роль своеобразного манифеста неолиберальной идеологии XXI в. Исследования отече-ственных либералов представляют собой, на наш взгляд, важную часть интеллектуальной подготовки перехода России к правовому демократическому строю.

Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что либерализм вновь становится актуальным для России в связи с не-обходимостью постиндустриальной модернизации страны, которая не может быть проведена авторитарным режимом. Такая модерни-зация требует развитой инновационной сферы, свободы бизнеса и его правовой защищенности. Именно либерализм с его упором на институты собственности и конкуренции способен повести Россию по пути модернизационных реформ, обеспечить необходимый тех-нологический рывок в постиндустриализм.

Для возвращения в большую политику либеральным и демокра-тическим силам предстоит решить ряд задач :

Ø объединить разроз-ненные партии в единую структуру;

Ø создать широкую коалицию своих единомышленников;

Ø сформулировать новую идеологему, ко-торая не только исходила бы из либеральной парадигмы, но и учиты-вала преобладающий в общественных настроениях левый тренд - сильную ностальгию по советским временам, гораздо большую вос-требованность идей справедливости и равенства, чем идей граждан-ского общества и незыблемости частной собственности.

Представляется вероятным дрейф демократических партий в сторону социального либерализма, усиления в их программах со-циальной составляющей. Идея доминирования прав личности и за-щиты интересов рядового человека может стать платформой для сближения демократических партий и главной для либерального движения, способной объединить вокруг него миллионы людей. На основе этой идеи обществу следует предложить проект, который максимально отвечал бы его потребностям, суметь объяснить рядо-вому человеку возможности для самореализации, которые откроет перед гражданами демократическая система.

При всех сложностях в становлении российского либерализма его долговременные перспективы представляются благоприятными . По мере укрепления буржуазных и средних слоев - носителей либе-рального сознания, формирования в российском обществе конку-рентной среды, превращения России в один из соперничающих цен-тров силы многополярного мира можно ожидать усиления влияния либерализма, расширения электората либеральных партий и обрете-ния ими реальных шансов на политическое будущее.

Будущее либерализма в России отечественные и зарубежные ис-следователи связывают с формированием его новой, жизнеспособной разновидности, соответствующей современным условиям. Вместе с тем подчеркивается уместность обращения к невостребован-ным идеям русских либералов, сохраняющим актуальность.

Литература

Власкин А.Г. Русские либералы (социальная философия либерального направления первой половины XX века). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.

Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: РОССПЭН, 2006.

Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в современном мире: очерки экономической стратегии. М.: Издательство «Дело», 2005.

Зайцева Т.И. В защиту русского либерализма // Полис. 2006. № 1.

Кара-Мурза А.А. Либерализм против хаоса (Основные интенции либеральной идеологии на Западе и в России) // Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. Хрестоматия. М.: МОНФ ИЦН и УП, 2000.

Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762-1914. М.: Рус-ский путь, 1995.

Либеральный консерватизм: История и современность. Мат. Всерос. науч.-практ. конф. М.: РОССПЭН, 2001.

Российский либерализм: идеи и люди / Под общ. ред. А.А. Кара-Мур-зы. М.: Новое издательство, 2004.

Сидорина Т. Истоки кризиса либерализма по-российски // Свободная мысль. 2008. № 1.

Явлинский Г.А. Перспективы России. М.: ГАЛЛЕЯ-ПРИНТ, 2006.

Явлинский Г.А. Стимулы и институты. Переход к рыночной экономике в России. М. , 2007.

Ясин Е.Г. Новая эпоха - новые тревоги. Политическая экономия. М.: Новое издательство, 2004.

Ясин Е.Г. Приживется ли демократия в России? 2-е изд., испр. М.: Но-вое издательство, 2006.

Большинство исследователей либеральной политической идеологии считают временем её зарождения - конец XVII века, а идейным ядром - теорию ""общественного договора"". Наиболее полное, завершённое развитие идеи этой теории получили в работах Джона Локка (1632-1704), Шарля Монтескье (1689-1755) и Жан-Жака Руссо (1712-1778).

В целом либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Более того, гносеологической предпосылкой либерального мировоззрения является вычленение человеческой индивидуальности, осознание ответственности отдельного человека за свои действия как перед самим собой, так и перед обществом, утверждение представления о равенстве всех людей в своем врожденном, естественном праве на самореализацию. Поэтому неудивительно, что на первоначальном этапе комплекс ценностей и идей, составляющих сущность либерализма, включал индивидуальную свободу, достоинство человеческой личности, терпимость.

Процессу появления теоретических разработок идеологического характера всегда предшествуют определённые изменения в обществе. В случае с либерализмом эти изменения были кардинальными. Европа вступала в Новое время. Во всех сферах общественной жизни происходили свои перемены. В области экономики - это переход от феодального к капиталистическому способу производства; диктат католической церкви в духовной сфере уходил в прошлое, наступала эра религиозной свободы. В структуре общества появились новые социальные группы, так называемое ""третье сословие"". Выразителями интересов которого и стали теоретики ""общественного договора"" и ""естественных прав"".

Идеи основоположника либерализма Джона Локка об ""Естественных правах"" гражданина: на жизнь, свободу, собственность; о разделении ветвей власти пришлись в Англии после Славной революции 1688 года как нельзя кстати. Его политологические наработки были активно использованы в конституционном оформлении Английского государства конца XVII - начала XVIII века. Это случилось, прежде всего, потому, что Джон Локк стал выразителем интересов широких слоёв населения, прежде всего самого активного - ""третьего сословия"".

В противоположность прежним представлениям о том, что индивид обладает политическими, экономическими и иными правами лишь постольку, поскольку он является полноправным гражданином, как считалось в эпоху античности, или в силу того, что принадлежит к определённому сословию, как утверждали в средние века, мыслители Просвещения провозгласили идею ""естественных прав"", неотчуждаемых прав человека. Эти права даны каждому человеку от природы и включают в себя право на жизнь, свободу и собственность или, как записано в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1791 году, право на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Традиции свободы, провозглашенные в Декларации, основаны на естественном праве, на здравом смысле, а не на исторических традициях и обычаях. И Декларация, и конституция США опираются на естественное право граждан менять или низлагать свое правительство и устанавливать те формы власти, которые им представляются наилучшими.

В отличие от Гоббса, Локк и Монтескье рассматривали первобытное (т.е. догосударственное) состояние людей не как ""войну всех против всех"", а как состояние свободы, равенства и независимости, в рамках которой все люди имели равные возможности для мирного, взаимного доброжелательного преуспевания, основанного на частной собственности. Таким образом, Локк и Монтескье более оптимистично, чем Гоббс, оценивают ""человеческую природу"". ""Первобытным людям, доказывает Монтескье, не было необходимости воевать друг с другом. Наоборот, они были кровно заинтересованы в мирных отношениях"". Не могло у них также возникнуть и желания властвовать над другими людьми, ибо это желание связано с более сложными отношениями. Поэтому мир, а не война, по Монтескье, был первым естественным законом человека.

По отношению к происхождению частной собственности у просветителей различные точки зрения. По Локку собственность возникает независимо от государственной власти. Монтескье же считал, что в первобытном обществе отсутствовала частная собственность. Он заявляет, что, отказавшись от естественной независимости, чтобы жить под властью государственных законов, люди отказались и от естественной общности имущества, чтобы жить под властью государственных законов. Он рассматривает, таким образом, частную собственность как сравнительно поздний продукт исторического развития. Частная собственность, по Монтескье, является следствием ""общественного договора"", т.е. ставится в зависимость от юридических норм. Частная собственность - высшее проявление цивилизации. Монтескье полагал, что при частной собственности всякий человек может достичь материального благополучия и истинной свободы, в последствии эта идея стала одним из основных постулатов либеральной идеологии.

Впервые либералами назвали группу людей, готовивших текст конституции в Испании (1812). В Европе понятие «либирализм» связано с классическими теориями английских политэкономов, в которых развивалась мысль о невмешательстве государства в экономику.

Либерализм выступал за развитие личной инициативы, свободу торговли, свободное ценообразование и оплату труда, которые складываются в процессе конкуренции между товаропроизводителями на рынке. Традиционно перволиберальные идеи возводят к эпохе античности, в частности, к учению Сократа об истине и его взглядам на справедливое государство. Позднее римские стоики развивали идею об универсальной природе человека, а их этическое учение о внутренней духовной свободе личности и естественном праве вновь привлекло внимание многих философов и политических мыслителей XVII–XVIII вв. В XVI в. критические философские взгляды Декарта, Мильтона и Спинозы на государство, на человека как существо социальное и рациональное, на религию, право и т.д. предопределили характер развития либеральных идей в Европе.

Немаловажную роль сыграло протестантско-реформаторское движение, выступившее с требованием свободы вероисповедания. Религиозное мировоззрение стало ослабевать в последовавший век расцвета знаний и научно-технических открытий, которые были положены в основу развития капиталистического производства. Буржуазные революции в Англии и Франции XVII–XVIII вв. привели к разрушению феодальных отношений, падению абсолютизма и ограничению привилегий аристократии, а также к появлению нового торгово-промышленного слоя – буржуазии.

С возникновением этого социального слоя начинается период развития капитализма, которому и в идеологии, и в экономике, и в политике соответствует определенная система ценностей, воплотившаяся в либерализме. Последний видел в государстве потенциальную угрозу свободе индивида в обществе. Идеи античных мыслителей и их последователей о естественных правах индивида, о правовом государстве – конституционном правлении, основанном на разделении исполнительной, законодательной и судебной власти, неотъемлемых правах человека на свободу слова, вероисповедания, объединения в политические организации составили политическое кредо либерализма.

В русский язык слово «либерализм» пришло в конце XVIII века из французского (фр. libéralisme ) и означало «вольнодумство». Негативный оттенок до сих пор сохранился в значении «излишняя терпимость, вредная снисходительность, попустительство» («Новый словарь русского языка» под ред. Т. Ф. Ефремова). В английском языке слово liberalism также изначально имело негативный оттенок, но утратило его.

Истоки

Стремление к личной свободе было свойственно представителям всех народов во все века. Яркими примерами являются города-полисы от Древней Греции до европейских с принципом - «воздух города делает свободным», политическая система которых включала многие элементы правового государства и демократии в сочетании со свободой частного предпринимательства.

Либерализм упирается своими корнями в гуманизм, который в период Ренессанса бросил вызов власти католической церкви(следствием чего стали революции: Нидерландская буржуазная революция), английскую Славную революцию (1688 г.), во время которой Виги утвердили своё право выбирать короля, и др. Последнее стало предтечей воззрения, что верховная власть должна принадлежать народу. Полноценные либеральные движения возникли в эпоху Просвещения во Франции, Англии и колониальной Америке. Их противниками были абсолютная монархия, меркантилизм, ортодоксальные религии и клерикализм. Эти либеральные движения также первыми сформулировали концепцию прав личности на основе конституционализма и самоуправления посредством свободно выбранных представителей.

Идею, что свободные личности могут стать основой стабильного общества, выдвинул Джон Локк. Его «Два трактата о правлении» (1690 г.) сформулировали два фундаментальных либеральных принципа: экономической свободы как права на личное владение и пользование собственностью и интеллектуальной свободы, включающей свободу совести. Основой его теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность, которое явилось предтечей современных прав человека. Вступая в общество, граждане заключают общественный договор, согласно которому они отказываются от своих властных полномочий в пользу правительства, чтобы оно защищало их естественные права. В своих взглядах Локк отстаивал интересы английской буржуазии, в частности, он не распространял свободу совести на католиков, а права человека на крестьян и слуг. Локк также не одобрял демократию. Тем не менее, ряд положений его учения легли в основу идеологии американской и французской революций.

В континентальной Европе доктрину о всеобщем равенстве граждан перед законом, которому должны подчиняться даже монархи, развивал Шарль Луи Монтескьё. Основными инструментами ограничения государственной власти Монтескьё считал разделение властей и федерализм. Его последователи, экономисты Жан-Батист Сэй и Дестют де Траси, были страстными популяризаторами «гармонии рынка» и принципа невмешательства государства в экономику. Из мыслителей эпохи Просвещения наибольшее влияние на либеральную мысль оказали две фигуры: Вольтер, который выступал за конституционную монархию, и Жан Жак Руссо, который развил учение о естественной свободе. Оба философа в разной форме отстаивали идею, что естественную свободу личности можно ограничивать, но нельзя уничтожать её суть. Вольтер подчёркивал важность религиозной терпимости и недопустимость пыток и унижения человеческого достоинства.

Наряду с французскими просветителями, важный вклад в либерализм внесли Дэвид Юм, Иммануил Кант и Адам Смит. Дэвид Юм утверждал, что фундаментальные (природные) законы человеческого поведения диктуют нравственные нормы, которые невозможно ни ограничить, ни подавить. Под влиянием этих взглядов Кант дал этическое обоснование правам человека без ссылок на религию (как это имело место до него). Согласно его учению, эти права основываются на априорных законах разума.

Адам Смит развил теорию, что нравственная жизнь и экономическая деятельность возможны без директив со стороны государства и что наиболее сильны те нации, в которых граждане свободны проявлять свою собственную инициативу. Он призывал покончить с феодальным и меркантильным регулированием, с патентами и возникшими благодаря протекции государства монополиями. В «Теории нравственных чувств» (1759 г.) он развил теорию мотивации, которая приводит личную материальную заинтересованность в согласие с нерегулируемым общественным порядком. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он утверждал, что при определённых условиях свободный рынок способен к естественному саморегулированию и способен достичь большей производительности, чем рынок со множеством ограничений. Правительству он отводил решение задач, которые невозможно увязать с жаждой прибыли, например, предотвращение мошенничества или противозаконного применения силы. Его теория налогообложения заключалась в том, что налоги не должны наносить вреда экономике и что процентная ставка налога должна быть постоянной.