Где куда зачем откуда. Complex sentences with the conjunction words "где", "куда", "откуда", "когда". Вопросы, на которые отвечают наречия

Есть что / где / куда / когда...

цельное по смыслу выражение, сказуемое + союз

1. Цельное по смыслу выражение. Между частями выражения знаки препинания не требуются.

есть что вспомнить! В. Шукшин, Два письма. Таперича, слава богу, благодать, по дорогам деревень и дворов много, есть где от погоды уйти, а допрежь и не приведи создатель, что было! А. Чехов, На большой дороге. Значит, надо поднимать подполье, коли есть куда его поднимать, делать из него лунку с деревянным настилом. В. Распутин, Прощание с Матерой.

2. Сказуемое + союз. Если часть предложения с подчинительным союзом «что, где, куда» можно опустить или переместить, то запятая перед союзом ставится по правилам пунктуационного оформления сложноподчиненных предложений.

Все у нее есть, что только ее душеньке угодно. Н. Тэффи. Нянькина сказка про кобылью голову. «...Золота да серебра по нашим лесам много лежит, – отвечал Артемий. – Записи такие есть, где надо искать...» П. Мельников-Печерский, В лесах. Волки так волки и есть, куда их ни повороти!.. Д. Мамин-Сибиряк, Золотуха.


Словарь-справочник по пунктуации. - М.: Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ . В. В. Свинцов, В. М. Пахомов, И. В. Филатова . 2010 .

Смотреть что такое "есть что / где / куда / когда..." в других словарях:

    ЧТО Толковый словарь Ушакова

    ЧТО - (1) ЧТО (1) [што] чего, чему, что, чем, о чём, местоим. 1. вопросительное. Какой предмет (вещь), какое явление? Что это такое? Чего вы ждете? Что с вами? Чем ты недоволен? Что из того (следует)? «Что нового покажет мне Москва?» Грибоедов. «Что… … Толковый словарь Ушакова

    Что - (1) ЧТО (1) [што] чего, чему, что, чем, о чём, местоим. 1. вопросительное. Какой предмет (вещь), какое явление? Что это такое? Чего вы ждете? Что с вами? Чем ты недоволен? Что из того (следует)? «Что нового покажет мне Москва?» Грибоедов. «Что… … Толковый словарь Ушакова

    ЕСТЬ Толковый словарь Даля

    ЕСТЬ - муж. названье шестой буквы церковной и русской азбуки, е. | Есть, 3 лицо, наст. вр., гл. быть, опускается, подразумеваясь, в русском языке там где употр., на др. языках, напр. он есть добр, он есть сердит и пр.; но есть свойственно языку,… … Толковый словарь Даля

    есть - ЕСТЬ, ем, ешь, ест, едим, едите, едят; ел, ела; ешь; евший; ев; несовер. 1. кого (что). Принимать пищу, употреблять в пищу. Е. хочется. Е. с удовольствием. Не е. мяса. Тоска ест сердце (перен.; разг.). Жучок ест древесину (портит, прогрызая,… … Толковый словарь Ожегова

Зарифмованные грамматические правила

1. Написание -тся и -ться в глаголах

Прежде, чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать,

Так как мягкий знак в вопросе,

И в глаголы его вносим.

2. Написание слов с корнями –бер-/-бир-, -тер-/-тир-, -мер-/-мир- и т.д.

Если есть за корнем А,

В корне будет И всегда,

Вот пример, запоминай:

Ноги выТЕР ? – ВыТИР Ай!

3. Правописание корней –КАС-/-КОС-

Чтобы нам не ошибаться,

Когда –КАС- должен писаться,

А когда напишем –КОС-,

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффикс –А-?

КАС- напишем мы всегда;

КОС- напишем мы тогда,

Когда нет за корнем –А-.

4. Чтобы запомнить алфавит

А, б, в, г, д, е, ё –

Постираем мы бельё.

Ж, з, и, й, к, л, м –

Апельсинку быстро съем.

Н, о, п, р, с, т, у –

Погуляем на мосту.

Ф, х, ц, ч, ш, щ –

Ах, какая чаща!

Не запомнятся никак.

Вот и всё, друзья!

5.Дополнение.

Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся дополнения.

6.Определение.

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой? - ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

7. Вопросы обстоятельства

Семь вопросов – просто чудо!

Их запомнить просто так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

На вопросы: где? когда?
Как? откуда? и куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответ вам, да-да-да

Второстепенные члены предложения

Признак предмета или явления

Обозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ .

Чей? и какой? – ответы просты

(Лишь не хватает волнистой черты!).

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их, без промедления

Сразу отыщешь все ДОПОЛНЕНИЯ !

Вот вопросы: где? куда? как? откуда? и когда?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО в ответ

Никогда не скажет «нет»!

Всё подробно вам расскажет:

Образ действия покажет,

Время, место назовёт

И причину приведёт

8. Причастие

Причастие – дитя глагола и прилагательного – очень храброе и не обособляется, когда одиноким скитается. Но как семьей обзаводится, перед ОСой (определяемым словом) храбрится, а за ней – жала боится, запятыми отгородится.

9. Орфоэпия

Возил не шОфер, а шофЁр.

Не фАрфор, а фарфОр.

Был оглашен не прИговор –

Судебный приговОр.

Строгал не стОляр, а столЯр,

Но дОску – не доскУ.

И слушал в одиночестве

Не «Тоску», а тоскУ.

10. Знаки препинания при однородных членах

Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.

11. Как найти главные члены предложения

Когда перед вами задача - найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщи глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружишь этот глагол
Между другими словами,
То подчеркни его поскорее
Сразу двумя чертами.

Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомнения,
И полюбуйся - перед тобой
Главные члены предложения.

12. Что такое словосочетание

Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.

А кто тут главный - без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда - наоборот,
Запомни как основу.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание:

В нём ходят парою слова,

Но не равны у них права

(В нём слово главное всегда с зависимым шагает!):

Вопрос от главного идёт

И никогда – наоборот!

13. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

ПРИ-

    Приближение.

    Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
    Космонавт прилетел из Вселенной -
    Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет
    Пишется ПРИ-, несомненно.

2. Присоединение.

Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело -
Помни, что ПРИ- говорят обо всем,
Что добрые руки приделали.

3.Близость.

На пригорке придорожном,
В пригороде приморском,
На пришкольном участке пригожем
Даже привередливому - приволье.

4. Неполнота действия.

Язык прикусил - не совсем откусил.
Пригорела - не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой ПРИ-.

    В значении "очень".

    Предлинный достанет до крыши рукой,
    Прежадный не даст вам конфету.
    Кто очень такой или очень сякой –

ПРЕ- мы пишем при этом.

    Сходна с ПЕРЕ-.

    Дожди непрерывные льют в октябре,
    Но грамотным дождь - не преграда.
    Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-,
    Там только ПРЕ- ставить надо...

14.О правописании приставок

Все приставки, как и люди,
Дорожат своим лицом.
Чтоб запомнить внешность каждой,
Быть не надо мудрецом.
Лишь на З и С приставки
В этом отличаются:
Под влиянием соседа
З и С меняются.

15. Правописание приставок на З и С

Ты запомни, что приставки

РАЗ-,ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, ЧЕРЕЗ-, БЕЗ-

Пред согласными глухими

Быстро сменят З на С.

Есть приставочки на З ,
И на С бывают.
Как прилежный ученик
Приставки различает?
Посмотрите на соседа –
Эффективный ход простой! –
И в приставке С пишите,
Если вслед за ним глухой!
Водит дружбу З со звонким –
Вот что нужно знать ребёнку!

16.О правописании суффикса -ЧИК в существительных

Пары подружились,
В вальсе закружились,
Д и Т, З и С,
Ждут от жизни лишь чудес!
Самодостаточен и лих,
Ж танцует за двоих.
Пять согласных –
В крепкой дружбе.
В слове каждый – на посту.
Суффикс -Чик иль -Щик им нужен?
– Чик увидят за версту!
Знает каждый ученик,
Что после них мы пишем -Чик.

17. о разделительном Ъ

Всегда после приставки

Такое правило мое.

Было «сели»,

Стало «съели»,

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

- Твёрдый знак!

Твёрдый знак нам нужен тоже –

Без него писать не сможем:

Съезд, сЪедобный, обЪясненье,

И подЪезд, и обЪявленье.

18. Спряжение глагола

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на –ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ,4 глагола на –АТЬ и 7 глаголов на –ЕТЬ:

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,

ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ,

СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ И ОБИДЕТЬ,

а ещё ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,

НЕНАВИДЕТЬ И СМОТРЕТЬ.

Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению.

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать,

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –е- спрягать нельзя!

Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на –ить ,

Исключая брить, стелить,

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

19. Н и НН в суффиксах имен прилагательных

Вам скажет каждый джентльмен:

Две буквы Н любой порою

Пиши в словах, где –онн- и –енн-,

И только ветреный с одною.

Ему в ответ абориген:

На Н кончается основа,

К ней прибавляешь суффикс –н- -

С двумя НН получаешь слово!

А в суффиксах –ин-, -ан- и –ян-

Пишите Н одно, друзья!

Лишь оловянный , деревянный

И стеклянный пишутся с двумя.

20. Синонимы

Слова – синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас:

Родимый край – Отечество – Отчизна!

Как много в них священного для нас!

21. Антонимы

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный!

Все антонимы всегда

Противоположны!

22. Омонимы

Различен смысл в словах. И что же?

Как близнецы, они похожи:

Груз подаёт подъёмный кран ,

И воду льёт в квартире кран .

23. Прямое и переносное значение слова

Железную подкову кузнец ковал коню.

Я в человеке волю железную ценю:

Хоть звона наковальни не слышала она,

Но, как железо, прочной и крепкой быть должна.

24. Стили речи

Артисты говорят в гримёрной,

Твой друг беседует с тобой –

Стиль это просто разговорный ,

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу –

Знай, в них художественный стиль,

Стиль очень интересный.

Ещё есть стиль публицистический

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок –

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой- официально-деловой .

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль научный !

25. Заглавная буква

Имена, фамилии,

Клички, города

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда!

26. Безударная гласна

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты немедленно её

Ставь под ударение.

27. Разделительный Ь

Перед Е, Ё, И, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья.

ВоробЬи, семЬя, жилЬё –

Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

28. Ь – показатель мягкости

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

ТридцатЬ, двадцатЬ, десятЬ, пятЬ.

Вместо «шесть» получим шест,

Вместо «есть» напишем ест,

Станут пенками «пеньки»,

Уголками – «угольки»,

«Банька» в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

29. Непроизносимые согласные

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

30. Окончания имен прилагательных

Зимним днём, зимним днём

На прогулку мы идём.

Ради шутки, ради смеха

Спросим мы лесное эхо:

«Ты на дереве какОМ?»

Отвечает эхо: «ОМ!»

«Ты под кустиком какИМ?»

Отвечает эхо: «ИМ!»

«Расскажи ты это всем!»

Отвечает эхо: «Ем!»

31. Правописание НЕ с глаголами

НЕ выучил, НЕ делай,

НЕ знаешь, НЕ спеши!

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши!

32. Полные и краткие прилагательные

У полных прилагательных отчаянье:

Куда-то убежало окончание,

Умчалось, разрешенья не спросив,

И стал вдруг смелый смел,

Красивый стал красив!

33. Виды предложений по цели высказывания

По цели всегда различай предложение:

В повествовательном – сообщение,

Вопрос в вопросительном (дашь нам ответ?),

А в побудительном – просьба, совет.

34. Разбор слова по составу

Школьник! При разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

35. Сложное предложение

Одно предложенье простое с другим

Стать предложеньем решили одним.

Простых может три быть, четыре и пять –

Важно их все запятой отделять!

36.Раздельное написание предлога

Машину я свою гоню,

Все окончанья заменю.

В кабине я сижу отдельно,

Со словом я пишусь раздельно,

С лентяями я очень строг!

Меня зовут шофёр ПРЕДЛОГ.

37. Слова-исключения, в которых в корне после шипящих пишется О

Наш О сегодня разозлен:

Шов в капюшоне сделал он.

Накинув вышитый наряд,

Полез за ягодами в сад.

Но шов цеплялся за крыжовник,

И шорох услыхал садовник.

38. Дефисное написание неопределенных местоимений и наречий

При –то, -либо, кое-, -нибудь

Черточку не позабудь!

39. Слова-исключения, в которых в корне после Ц пишется Ы

Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!»

Пришел на цыпочках цыган и на цыпленка «Цыц!» сказал.

(обобщающий урок по теме «Наречие» 7 класс)

Цель: обобщить, закрепить и показать знания по теме «Наречие».

    Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок пройдет в форме игры под названием «Где, куда, когда, откуда, почем, зачем и как?» (Слайд 1). А как вы думаете, почему она так называется? (Потому что говорить мы будем о такой части речи как наречие, которая отвечает на вопросы, указанные в названии игры).

    Повторение изученного.

На доске расположены карточки с понятиями и терминами(наречие, признак действия, признак признака, неизменяемость, обстоятельство, образ действия, степень, место, время, причина, цель), которые вы должны логически расставить и на их основе рассказать все об изучаемой части речи.

    Закрепление изученного.

Наиболее сложным вопросом является орфография наречий. Поэтому в ходе нашей игры мы должны будем показать свои умения в правописании этой части речи и еще раз закрепить свои знания. У каждого из вас на столе лежит рабочий лист с заданиями игры, в ходе которой вы будете его заполнять. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетон со словами-наречиями, которые пополнят ваш словарный запас. Кто наберет наибольшее количество жетонов, тот и станет победителем игры. А работать мы будем по такому плану (Слайд 2):

    Где наречия с приставкой НИ?

    Когда пишется Н, а когда НН?

    Куда пропал Ь на конце наречий?

    Откуда появилось слитное, раздельное и дефисное написание наречий?

    Почему в некоторых наречиях на конце пишется А, а у других – О?

    Зачем нужны наречия?

    Как отличить наречие от других частей речи?

Задание 1. «Где?» (Слайд 3)

- Отметьте номера предложений, где пишутся наречия с приставкой НИ.

Проверка выполнения осуществляется с помощью слайда.(Слайд 4)

Задание 2. «Когда?» (Слайд 5)

С помощью перфокарты решите орфографическую задачу: когда пишется Н, а когда НН?

Задание3. «Куда?» (Слайд 6) (Физминутка)

Я буду называть наречия с орфограммой «Ь на конце наречий после шипящих», когда слышите наречие, которое пишется с мягким знаком – приседайте, без мягкого знака – вставайте.

Задание 4. «Откуда?» (Слайд 7) (задание по группам)

Сейчас мы объединим свои усилия для решения сложной задачи «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий». 1-ый ряд: украсит лепестки ромашки наречиями, которые пишутся слитно, 2-ой ряд: раздельно, 3-ий ряд: через дефис. (У каждой группы на столе желтая сердцевина цветка со словом «наречие» и белые лепестки).

Задание 5. «Почему?» (Слайд 8)

У вас на столах лежат карточки с буквами Е,О,А. Я буду называть наречия, а вы поднимать карточку с той буквой, которая пишется на конце слова.

Задание 6. «Зачем?» (Слайд 9)

- Замените слова в скобках образованными от них наречиями и запишите. Подумайте, для чего служат наречия в речи.

Прочитайте.

Задание 7. «Как?» (Слайд 10)

Укажите какой частью речи являются выделенные слова.

Работа со словарем.

    С помощью «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова определите значение наречий СЫЗДАВНА и СЫЗНОВА. К какой группе лексики они относятся?

    Поставьте ударение в наречиях НЕЗАДОЛГО, НЕНАДОЛГО. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

    Запишите в столбик наречия ТОЧНО, НАРОЧНО, СКУЧНО. Рядом запишите их в транскрипции. Есть ли разница в правописании и произношении сочетания ЧН в данных словах. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

    Подведение итогов урока.

Наша игра подошла к концу, подсчитайте свои жетоны, сейчас мы определим победителей. (Выставление оценок).

Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Но некоторые из вас увидели свои пробелы в знаниях по теме «Наречие». Я прошу каждого из вас высказаться, что вы усвоили, а что нет.

Слайд 12:

Я усвоил(а)правописание…

Я не усвоил(а) правописание…

Всем спасибо, до свидания.

Эти "запоминалки" помогут ребенку запомнить некоторые школьные правила русского языка.

Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!

Не путаем одеть-надеть: Надевают одежду, одевают Надежду.

Для запоминания глухих согласных (очень полезная вещь при фонетическом разборе слов): СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! (СТПКХЧШЩЦФ)

Орфография:

Шомпол, чопорный и шоры,

шов, крыжовник и обжоры,

шоколад, шоссе, шофер -

вот и весь набор.

Множественное число:

В детской сказке Колобок

по траве катиться мог

без ботинок, без сапог,

без носков и без чулок.

Шесть гектаров апельсинов,

Яблок, груш и мандаринов,

баклажанов – грядок пять,

помидоров не собрать.

Уважают человека

у туркмен, татар, узбеков,

у таджиков и армян,

у монголов и цыган,

у якутов и тунгусов,

у башкир и белорусов,

у киргизов и грузин,

у бурят и осетин

Безударные гласные в корне слова

Если буква гласная вызвала сомнение – Ты ее немедленно ставь под ударение!

В городе Бордо,

на улице Бордовой,

закат бАгряный и бАгровый.

На вЕранде вЕтер

На вИтрине Игрушки.

ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.

Буква Ы после Ц в корне слова

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку «Цыц!»

Грамматика

Для верного определения начальной формы глагола: вид не менять, -СЯ не терять.

Вопросы, на которые отвечают наречия:

где, когда, куда, откуда, как, зачем и почему.

Дефис в неопределенных местоимениях

То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.

Либо, кое, ка, нибудь, –

То, таки не позабудь

Написать через дефис,

Как предлог со словом из.

(из-за, из-под)

Кое, либо, то, нибудь

Черточку-то не забудь,

А частицы же, ли, бы

Ты раздельно запиши.

Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!

Н и НН в прилагательных

Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!

Прилагательные с суффиксом -ЯН-:

исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н : в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.

Наречия на шипящую – исключения: Уж замуж невтерпеж.

Непроизносимые согласные в корне слова:

И ужасно, и опасно

Букву Т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно!

Интересно:

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.

До чего ж сегодня день чудесНый,

СоЛнце в небе празДнично горит,

Освещает месТность и окресТность,

И теплом своим серДца бодрит,

Но лежит на пасТбище корова,

ГрусТно смотрят карие глаза,

Потому что ей пастух суровый

«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

Носки и чулки

Носки короткие – слово длинное: носков,

Чулки длинные – слово короткое: чулок.

Такое счастье работать с такими детьми! Быть их штурманом, рулевым, следить за тем, чтобы они не потерялись в океане нового и еще неизведанного, чтобы вопросы стали попутным ветром, а не страшным препятствием. Это невероятно увлекательно, но и неизмеримо сложно, ведь нельзя угадать, что их заинтересует, сложно суметь ответить на все вопросы. А как найти в себе силы признаться в том, что ты сам чего-то не знаешь? Это, наверное, самое сложное. Но если великий Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю», то почему мы, простые учителя, должны знать все? Такое признание может стать еще большим стимулом для ребят: да, мы знаем многоe, но не знаем всего, смотрите, мы тоже задаем вопросы и тоже хотим знать больше.
Так что же значит уметь задавать вопросы? Конечно, это постоянная работа ума, самосовершенствование и самообразование. То есть, с одной стороны, научив спрашивать, мы даем своим ученикам возможность учиться всегда, получать непрерывное образование. И если дети, став уже взрослыми, не потеряют интерес к нашему предмету, будут пользоваться полученными знаниями и стремиться обрести новые, то, значит, мы сумели дать им по-настоящему качественное образование, которое им пригодилось в жизни, а не которое они аккуратно оставили на школьном крыльце сразу после выпускного бала.
Но ведь есть и другая сторона, думаю, более важная. Мы должны научить своих учеников задавать вопросы самим себе, анализировать собственные поступки, задумываться о том, что и почему происходит вокруг них в мире, в стране, в обществе. Пожалуй, лучше всего для этого подходят уроки литературы, на которых мы не только обсуждаем литературные произведения, жизненные пути авторов и образность языка, а рассуждаем о вечных ценностях, обмениваемся мнениями, сопереживаем, сочувствуем героям или не соглашаемся с ними.
Получается, что в первом случае речь идет о любознательности, пытливости, а во втором - о совести и правде.
Задавать вопросы - вещь зачастую неблагодарная, неприятная. Гораздо легче закрыться в своем уютном мирке, надеть футляр, забиться в норку (а для пущей убедительности поставить герань на подоконник и завести канарейку). Меньше знаешь - крепче спишь, но ведь и совесть твоя от этого спит крепче, не правда ли?
Задавать вопросы, на которые нет однозначного ответа, дело сложное и мучительное, но только так, наверное, и можно стать человеком. Я мыслю, следовательно, я существую, я спрашиваю, следовательно, мне не все равно.
Борис Пастернак писал:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Этому мы должны учить, это и будет залогом качественной (читай: полноценной, насыщенной) жизни - спрашивать, искать, подвергать сомнению, не соглашаться. Наши дети должны стремиться, как Пастернак, «дойти до самой сути», а не стать теми, кто, бездумно принимая навязанное свыше, скажет: «Я Пастернака не читал, но осуждаю». В этом цель нашей работы.