Тимофей маякин биография. Военная музыка на службе дипломатии. Положения, выносимые на защиту

В преддверии XI Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня», который пройдет в Москве с 24 августа по 2 сентября, начальник Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ заслуженный артист России, полковник Сергей Дурыгин рассказал корреспонденту РИА Новости Ирине Альшаевой о насыщенном гастрольном графике оркестра, подготовке к главному международному фестивалю военной музыки и о том, как относятся военные музыканты к игре под фонограмму.

В каких мероприятиях участвует Центральный оркестр Минобороны РФ, насколько широка карта его гастролей, как по России, так и за рубежом?

Центральный военный оркестр Минобороны РФ в прошлом году отметил свой 90-летний юбилей. За все время своего существования оркестр объехал весь СССР и представлял наше российское военное музыкальное искусство за рубежом. Сейчас мы, хоть и не часто, но участвуем в фестивалях военных оркестров за границей.

Наша основная задача - музыкальное сопровождение мероприятий, связанных с деятельностью Минобороны России. Самое главное из них, в котором мы ежегодно принимаем участие, - Парад Победы на Красной площади 9 мая, для нас это большая честь. В этом году после 9 мая оркестр был на Дальнем востоке, в Хабаровске. В июне мы были в Тамбове на фестивале «Прощание Славянки» и давали концерт в Крыму. В Белгороде оркестр участвовал в мероприятиях, посвященных 75-летней годовщине танкового сражения на Прохоровском поле. Сейчас мы вернулись из Финляндии. На международном военно-музыкальном фестивале «HaminaTattoo» мы выступали совместно с другими коллективами, в том числе с оркестрами, представляющими армии стран НАТО . В сентябре улетаем на Сахалин, оттуда - на Курилы.

rightХочу отметить, что мы никогда не исполняем музыку под фонограмму. Хоть это и распространенная практика в музыкальной среде, но нам не нравится обманывать публику. Мы видим реакцию наших слушателей на живую музыку - она восхитительна. Люди приходят, слушают, поют, многие вальсируют. Человека тянет к живой музыке, тем она и интересна, что исполняется здесь и сейчас.

Музыкальное руководство фестивалем «Спасская башня» осуществляется в триумвирате учеников и соратников Валерия Халилова . Руководить им выбран начальник Военно-оркестровой службы ВС РФ - главный военный дирижер Тимофей Константинович Маякин . В его состав вошли вы и художественный руководитель, начальник Московского военно-музыкального училища имени Халилова Александр Петрович Герасимов . Как организован процесс руководства, сложно ли его осуществлять, и не мешает ли это организации творческого процесса?

Мы продолжаем традиции, которые были заложены создателями и идейными вдохновителями фестиваля - первым музыкальным руководителем «Спасской башни» (2007-2016 годы), начальником Военно-оркестровой службы ВС РФ - главным военным дирижером (2002-2016 годы) генерал-лейтенантом Валерием Михайловичем Халиловым, руководителем Службы Коменданта Московского Кремля ФСО России - комендантом Московского Кремля генерал-лейтенантом Сергеем Дмитриевичем Хлебниковым , руководителем дирекции Фестиваля «Спасская башня» Сергеем Николаевичем Смирновым . Они стояли у истоков создания фестиваля.

Халилов имел большой опыт участия в фестивалях и знал, как организовываются и проводятся такие мероприятия. Так появилась «Спасская башня» - фестиваль, который занял верхнюю ступень на мировой военно-музыкальной иерархической лестнице. До него самым главным military tattoo считался фестиваль военной музыки в шотландском Эдинбурге. Но мы его затмили и гордимся этим. Мы видим, что сейчас выстраиваются очереди желающих участвовать в «Спасской башне», очень много иностранных коллективов хотят приехать в Москву на наш фестиваль - это прекрасно.

У Халилова, Смирнова и Хлебникова были и есть ученики и соратники. В их числе - мы с Тимофеем Константиновичем и Александром Петровичем. Под руководством Халилова мы приобрели колоссальный опыт, выезжая на фестивали в другие страны и работая в России над подготовкой к «Спасской башне». Мы получили административные и музыкальные знания, понимание того, как организовать такое масштабное мероприятие.

После гибели Валерия Михайловича встал вопрос о дальнейшей судьбе фестиваля. Коллегиально художественный и общественный совет приняли решение - фестиваль должен продолжаться, дело Валерия Михайловича должно жить. Конечно, руководство «Спасской башней» проходит сообща. Есть Общественный совет и Дирекция фестиваля - на них ложится вся нагрузка по подготовке и организации всего процесса. За музыкальную часть отвечает художественный совет. Само шоу, в которое выливается вся проделанная работа, никогда бы не получилось без режиссерско-постановочной группы. Как видите, чтобы фестиваль жил и развивался, над ним все эти годы работает большая и профессиональная команда.

Музыканты Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ на церемонии закрытия X Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» в Москве

Когда начинается подготовка Центрального военного оркестра Минобороны к фестивалю «Спасская башня», как долго длится, в каком формате?

В связи с нашим плотным графиком гастролей подготовка к «Спасской башне» проходит очень сложно. Можно сказать, что мы готовимся к фестивалю на протяжении года, выступая с концертами.

Каким творческим экспериментом планируете удивить зрителей «Спасской башни»? В прошлом году оркестр исполнил попурри из мультфильмов. В этом году представите что-то новое, или зрители услышат ранее исполняемые оркестром композиции?

Программа уже готова, но есть и другие идеи, сейчас мы их обсуждаем. Могу сказать, что в любом случае, мы выступим на фестивале с новой программой. Наш оркестр никогда не повторялся. Это сложно, особенно учитывая то, что исполняемая нами музыка должна соответствовать нашему консервативному имиджу главного военного оркестра страны. Мы не можем себе позволить то, что могут показывать другие коллективы. Но мы экспериментируем.

Выступление оркестра будет выдержано в рок-джазовых обработках, что мне лично очень нравится. Как руководитель я должен идти в ногу со временем.

rightУ нашего оркестра было много экспериментов - мы пробовали играть классическую музыку в современной обработке, потом экспериментировали с попурри на народные, фольклорные темы - они шли на «ура». Играли музыку из популярных отечественных фильмов и мультфильмов - публика принимала «на отлично». Мы можем играть разную зарубежную музыку, но редко ее исполняем - мы же российский оркестр (улыбается).

Надо сказать, что немцы, французы, норвежцы, голландцы и англичане охотно исполняют наши военные марши, даже на своих парадах. Они просят у нас ноты, мы с радостью с ними делимся. Это вызывает гордость. Военные марши наших композиторов высоки в профессиональном отношении. В них сочетается военная мощь нашей страны, красота и гармония.

Сотрудничает ли оркестр с другими музыкальными коллективами? Планируете ли вы развивать творческое сотрудничество с военными оркестрами из других стран, организовывать взаимные гастроли?

Мы не часто выезжаем за рубеж в связи с плотным гастрольным графиком по России, но в Министерство обороны приходит по два-три обращения в год с просьбой направить наш оркестр в ту или иную страну. Часто руководство военного ведомства отвечает на данные запросы положительно, и мы выезжаем с гастролями за границу. Это очень важно, ведь мы несем миру нашу русскую культуру. Например, в Финляндии на военно-музыкальном фестивале «HaminaTattoo» мы сыграли Чайковского, Шостаковича и Римского-Корсакова. Финнам очень нравится наша классическая музыка. Чтобы оказать дань уважения той стране, в которую мы приезжаем, мы обязательно играем произведение их композитора. В Финляндии мы исполнили музыку финского композитора Яна Сибелиуса .

В нашей деятельности было несколько случаев, когда мы выступали вместе с музыкантами из военных оркестров других стран. В прошлом году по инициативе итальянской стороны состоялся совместный концерт с Оркестром корпуса карабинеров. Именно такие мероприятия символизируют дружбу между странами.

Несколько лет назад на «Спасской башне» мы играли с главным оркестром Бундесвера. Хочу отметить, что в немецкой военной культуре присутствуют музыкальные элементы русской музыкальной культуры. Их некоторые военные марши написаны нашими композиторами. На фоне трагизма отношений между Россией и Германией в прошлом, этот совместный концерт был очень значимым для обеих стран событием. Мы всегда открыты к сотрудничеству с нашими коллегами.

Оркестр исполняет только уже существующие военные и гражданские композиции или также создает музыку самостоятельно? Звучит ли музыка в его исполнении в отечественных фильмах?

Да, мы исполняем и свои композиции, написанные нашими музыкантами. За последние годы много музыкальных произведений для оркестра написал Валерий Халилов. Огромное количество популярных произведений написали в свое время Семен Чернецкий, Василий Агапкин, Илья Шатров . Максу Кюсу принадлежит вальс «Амурские волны», Ивану Дрейзину - вальс «Березка». Эта музыка была неимоверно популярна и ушла в народ.

Центральный военный оркестр записал огромное количество саундтреков для отечественного кино. Если слышите в кино, художественном или документальном, духовой оркестр - 95%, что это наша запись. Когда к нам обращаются режиссеры, мы с удовольствием откликаемся и бесплатно предоставляем для них музыку. Я считаю, что мы категорически не имеем права продавать музыку, потому что мы несем в ней патриотизм. Патриотизм не продается. Скоро на экраны выйдет сериал «Медное солнце» режиссера Карена Оганесяна о военном дирижере. Мы передали много записей, которые, надеюсь, прозвучат в этом фильме.

Музыканты Центрального военного оркестра Министерства Обороны РФ во время закрытия летнего сезона «Военные оркестры в парках», 2017 год - Сколько всего музыкантов насчитывает главный военный оркестр России? Все ли из них военнослужащие?

В оркестре больше 200 человек, из них около 80 - военнослужащие, проходящие службу по контракту и призыву. Он делится на два состава - духовой и симфонический. Это традиционное деление для крупных оркестров. По такому же принципу организованы Президентский оркестр Службы Коменданта Московского Кремля ФСО РФ, оркестры Росгвардии и МЧС России . Однако, в нашем оркестре это не отдельные коллективы. Симфонический оркестр скорее эстрадно-симфонический: эстрадную музыку он исполняет на духовых инструментах в различных аранжировках. Но классическую музыку - Бетховена, Моцарта, Чайковского и других легендарных композиторов - исполняет симфонический состав.

Как заинтересованный в карьере военного музыканта человек может попасть в Центральный оркестр Минобороны? Что для этого необходимо - подтвержденное дипломом музыкальное образование, военный билет?

right- Попасть в оркестр не сложно при наличии вакансий. Но главное - нужно быть прекрасным специалистом, отлично владеть музыкальным инструментом. Также нужно учитывать то, что обязательной для нас, как и для всех военнослужащих, является физическая подготовка - мы сдаем спортивные нормативы. Это правильно - дирижер и музыканты должны быть подтянутыми. Внешний вид должен быть на высоте. Согласитесь, не очень приятно видеть в военном оркестре неопрятного человека.

Однако, главное для военного музыканта - безукоризненно исполнять один из символов нашего государства - гимн России. Музыкант категорически не имеет право исполнять его плохо. Поэтому спортивные нагрузки у нас дозированы, больше времени мы уделяем, конечно, музыке. Только на ежедневную индивидуальную подготовку необходимо уделять не менее трех часов. Я сравниваю музыканта со спортсменом. Стоит спортсмену не позаниматься 2-3 дня, он теряет форму. То же самое с музыкантом. Стоит ему меньше заниматься - он начинает хуже играть.

Мы с Валерием Михайловичем Халиловым постоянно играли по средам в мини-футбол, продолжаем играть с коллегами и сейчас. В память о Валерии Михайловиче мы сделали одинаковые футболки с нашивкой на рукаве «Халилов 7». Валерий Михайлович всегда следил за собой, занимался спортом. Потому что понимал, что должен достойно выглядеть на сцене перед своим зрителем.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации - формирование (специальная служба) Вооружённых Сил Российской Федерации , призванная содействовать духовному и культурному развитию военнослужащих и гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, готовить квалифицированные кадры военных дирижёров и музыкантов .

Подчинена Генеральному штабу Вооружённых Сил Российской Федерации.

В 1804 году Военные оркестры вводятся в Донском, Черноморском , Уральском и Оренбургском казачьих войсках . В 1804 г. На Балтийском флоте было определено иметь 100 трубачей, 36 музыкантов и 4 литаврщика. К г. Оркестры Черноморского флота достигают такой же численности, что и балтийские. На протяжении 1808-1809 гг. создаётся большое количество новых гвардейских частей, как пехотных, так и кавалерийских, где Указом Александра I предусматривалось наличие гвардейских военных оркестров численностью в 25 человек. В Преображенском же полку устанавливается штат в 40 человек. Инструментальные составы этих оркестров были уточнены дополнительным указом от 15 апреля 1809 года . В Преображенском полку было 40 инструментов, а в прочих полках гвардии - 25 инструментов. Таким образом, очевидно, что оркестры обогатились новыми инструментами. Преобладающей группой в этих оркестрах являлись деревянные духовые инструменты (28 в оркестре из 40 инструментов и 17 в оркестре из 25 исполнителей). Тем не менее вполне чётко обозначились три основные группы инструментов: деревянные духовые , медные духовые (с натуральным звукорядом) и ударные инструменты . Этот тип оркестра смешанного состава располагал широким оркестровым диапазоном, разнообразием тембровых красок и с успехом мог быть применён для исполнения произведений строевого и концертногорепертуаров . Французский теоретик Ж. Кастнер писал:

«В 1813 году русская музыка, которая всегда сохраняла печать оригинальности, дошла до такой степени совершенства, что привлекла внимание даже немецких музыкантов, возбуждая их похвалы. Русская гвардейская музыка располагала всеми инструментами, которые были в употреблении в ту эпоху, примерно теми же самыми, которые были в ходу в Германии и употребляла их при исполнении блестящих маршей»

Наряду с количественным увеличением состава гвардейских оркестров и обогащением их состава новыми инструментами, были предприняты серьёзные усилия по обучению будущих военных музыкантов. Так, задачей сформированного в 1808 г. Учебного гренадерского батальона наряду с подготовкой унтер-офицеров являлась также подготовка «музыкантов, барабанщиков и флейтщиков» . Учебный батальон состоял из 4-х гренадерских и 2-х «неранжированных рот: музыканской и барабанщичьей» .

В роту, готовившую музыкантов для войск входили капельмейстер и 150 человек, разделявшихся по 25 музыкантов в шести оркестрах. Специально для сигнальной службы в «барабанщечьей» роте готовились барабанщики и флейтщики. Ежегодно Учебный гренадерский батальон должен был выпускать 75 музыкантов для армии. Трубачей для кавалерии готовили в Учебном кавалерийском эскадроне и других воинских частях.

Концертная и просветительская деятельность

Ежегодная концертная деятельность военных оркестров началась в ноябре 1813 года в зале Филармонического общества Санкт-Петербурга , затем в апреле 1814 года, и третий концерт, принёсший доход 52 тысячи рублей − 19 марта 1816 году ко дню вступления русских войск в Париж в 1814 году. Так называемые «инвалидные » концерты, доходы от которых шли ветеранам войны стали проводиться ежегодно, вплоть до начала первой мировой войны. Они шли в обеих столицах и других городах, в которых принимали участие, как правило, сводные оркестры, а также солдатские хоры. В их репертуар неизменно включались произведения героико-патриотического плана: полонезы О.Козловского , хоровая пьеса К. Кавоса «Куплеты 1814 г.», а также произведения классиков - Моцарта, Глюка, Бетховена. Военные оркестры, выйдя за пределы расположения своих частей сыграли определённую положительную роль в воспитании музыкального вкуса слушателей.

Репертуар военно-оркестровой службы

В XIX веке, как и ранее, акцент делался на создание строевой музыки, предназначенной для выполнения оркестрами своей основной служебной функции, то есть маршей. Изданный музыкальным издателем Дальмасом 4-томное издание 208 партитур, написанных в период с 1809 по 1829 годы, явилось вехой для музыкальной культуры России в целом. В собрании представлены два типа маршей: тихие и скорые. Авторами маршей издания Г. Дальмаса являются: А. Дёрфельдт-отец (свыше сорока маршей) , К. Кавос , Н. Титов , О. Козловский , Антонолини , Д. Штейбельт и другие. Сто десять маршей напечатаны без указания авторов. Тихий марш л.-гв. Семёновского полка был написан его командиром генералом А. Римским-Корсаковым . Темами маршей нередко становились народные песни, так, в одном из скорых маршей А. Алябьева использована солдатская песня «Вдоль да по речке». Несколько маршей этого композитора основаны на народно-песенных интонациях .

В основу бодрого и жизнерадостного «Парижского марша 1815 года» композитором положены песни украинского фольклора, где ясно прослеживаются интонационные связи с песней «Дощік, Дощік» .

Скорые марши более оживлённые по характеру и нередко включали элемент танцевальности или народной песенности. Несколько маршей этого издания сходны по своей метроритмической структуре с современными «колонными» маршами. Несколько маршей имеют своими темами оперные мелодии, например, «Марш Кавалергардского полка» композитора Ф. А. Буальдьё построен на тематическом материале, который композитор использовал в опере «Белая дама» (1825) .

Датой возникновения Военно-оркестровой службы в России принято считать 19 февраля 1711 г. В этот день Петром I был подписан указ № 2319, которым объявлялись «Штаты кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям».

Этими штатами в каждом пехотном полку предусматривались оркестры в составе одного гобоиста-иностранца и восьми гобоистов-русских. Помимо оркестра в полку было определено иметь 16 барабанщиков, осуществлявших сигнальную службу.

Руководили оркестром преимущественно музыканты-иностранцы, имевшие чин унтер-офицера и являвшиеся предшественниками капельмейстеров (должность капельмейстера была введена в оркестрах русской армии в первой половине XVIII века).

Для совершенствования руководства военными оркестрами в первой половине XIX века вводится должность главного капельмейстера войск гвардии, на которую был назначен А. Дерфельд. После его смерти этот пост занимали Ф. Гаазе (1830-1851), А. Чапиевский (1851-1855) и А. Дерфельдт — сын (1855-1869). В 1869 г. должность была упразднена.

Большое значение для развития военной музыки в России имела многосторонняя и активная деятельность Н.А. Римского-Корсакова, являвшегося инспектором военно-морских хоров (оркестров) с момента введения этой должности (1873) до ее упразднения (1884). За 11 лет своей работы на этом посту Римский-Корсаков не только усовершенствовал составы военных оркестров, но и приложил много сил и энергии в деле подбора и обучения кадров военных музыкантов и капельмейстеров.

В период строительства Красной Армии руководящих органов по управлению военными оркестрами, как в центре, так и на местах, еще не существовало. Большая потребность в идеологическом и культурном воспитании личного состава привела к тому, что уже в 1919 г. было создано художественное отделение Агитационно-просветительного отдела Политического управления РВСР, в состав которого входила музыкальная секция, именуемая до марта 1920 г. Музыкальным бюро. Музыкальная секция была разделена на пять подсекций: репертуарную, хоровую, оркестровую, народных инструментов и камерную (просветительные концерты).

Для руководства военными оркестрами на местах в округах организовывались инспекции военных оркестров, возглавляемые инспекторами.

В целях более оперативной организации и руководства военными оркестрами РККА в январе 1921 г. были введены в действие «Положение» и «Штат бюро военных духовых оркестров Красной Армии и Флота при Агитпросветотделе Пура». Этим штатом были введены должности заведующего бюро, его помощника и 30 инструкторов.

В августе 1921 г. Бюро военных духовых оркестров армии и флота было переподчинено Штабу РККА с переименованием его в отдел штаба РККА по управлению военными оркестрами на правах управления. Отдел ведал всеми вопросами организации военных оркестров РККА и руководил их специальной подготовкой. Начальником отдела был назначен В.Л. Мессман.

В 1922 г. произошли новые изменения в организации и руководстве военно-оркестровой службы. Отдел штаба РККА по управлению военными оркестрами был расформирован, а его функции возлагались на Управление по подготовке и службе войск Штаба РККА. Эти изменения, как и последующие, были продиктованы организационными мероприятиями, проводимыми в Красной Армии в связи с военной реформой.

С октября 1924 г. при строевом отделе и отделе по укомплектованию управления РККА вводится должность инспектора по оркестровому делу РККА. С 1 декабря 1931 г. руководство военно-оркестровым делом в РККА было передано Управлению боевой подготовки РККА. Инспектор по военно-оркестровому делу РККА стал подчиняться непосредственно начальнику Штаба Управления боевой подготовки РККА.

В предвоенный и военный периоды (1939-1945) неоднократно изменялось наименование центрального органа Военно-оркестровой службы: Инспекция военных оркестров РККА, Отдел оркестров, затем вновь Инспекция военных оркестров РККА. В разное время они подчинялись Главному управлению формирований Красной Армии, Главному политическому управлению, инспектору пехоты РККА и другим начальникам. В 1947 г. была образована Инспекция военных оркестров Вооруженных Сил Союза ССР с подчинением начальнику штаба Сухопутных войск.

Инспекция военных оркестров Советской Армии в последующем стала именоваться Военно-оркестровой службой Министерства обороны Союза ССР, Военно-оркестровой службой Министерства обороны Российской Федерации, а с 1997 г. — Военно-оркестровой службой Вооруженных Сил Российской Федерации.

В разные годы Военно-оркестровую службу возглавляли: С.А. Чернецкий (1924-1949), И.В. Петров (1950-1958), Н.М. Назаров (1958-1976), Н.М. Михайлов (1976-1993), В.В. Афанасьев (1993-2002), В.М.Халилов (2002-2016).

В настоящее время на отдельной дисциплине (специальный инструмент − медные духовые и ударные инструменты) осуществляет руководство преподаватель (руководитель дисциплины) Рябухин Иван Викторович.

Основной целью отдельной дисциплины является:

  1. Подготовка исполнителя на специальном инструменте как художника - интерпретатора, владеющего необходимыми знаниями сольного и ансамблевого инструментального исполнительского искусства, техническими приемами игры и методикой обучения игре на специальном инструменте.
  2. Совершенствование методической и исследовательской работы преподавателей. Внедрение наиболее эффективных методов педагогической деятельности, использование новых современных образовательных технологий, научных достижений в области исполнительского искусства.

Главные задачи отдельной дисциплины:

  • Разработка и реализация учебных программ по учебным дисциплинам согласно требований ФГОС для СПО третьего поколения.
  • Составление расписания учебных занятий, планирование, организация и реализация учебной, методической, творческо-исполнительской и внеклассной работы.
  • Ведение всех видов учебных занятий, практик и аттестаций суворовцев, предусмотренных учебным планом и учебными программами.
  • Ведение планирующей и отчетной документации по работе дисциплины.
  • Участие педагогов в учебно-методической, научно-практической работе училища.
  • Повышение профессионального мастерства педагогов.
  • Организация и проведение конкурсов на звание «Лучшего исполнителя на специальном инструменте» в училище, а также участие в других музыкальных конкурсах, проводимых на Российском и международном уровне.
  • Внедрение инновационных методов, использование современных технических средств, информационно-коммуникационных технологий в обучении.
  • Развитие и совершенствование учебно-материальной базы дисциплины.
  • Укрепление связей с кафедрой инструментов военного оркестра Военного института (военных дирижеров) Военного университета и другими учебными музыкальными заведениями города Москвы. Контроль за исполнением учебной и трудовой дисциплин.

Все сотрудники отдельной дисциплины имеют высшее профессиональное образование.

2 преподавателя имеют почётные звания:

  • преподаватель Б.Б.Болдырев - «Заслуженный артист Российской Федерации»
  • преподаватель В.П.Матвейчук - «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

1 преподаватель обучается в аспирантуре:

  • преподаватель Д.А.Иванов

Успешно трудятся и передают суворовцам богатый опыт преподаватели, прошедшие большой путь военной службы в рядах Вооруженных Сил:

  • Рябухин Иван Викторович,
  • Назаров Виктор Николаевич,
  • Матвейчук Василий Петрович,
  • Скнарин Александр Васильевич.

Отдельная дисциплина (специальный инструмент - медные духовые и ударные инструменты) является одной из ведущих в Военно-музыкальном училище. История ее создания уходит в далекие 60-е годы. Первым руководителем дисциплины был подполковник Г.И.Мамалыга, плодотворно прослуживший в этой должности с 1961 года по 1969 год.

С 2011 года на должность преподавателя (руководителя дисциплины) назначен И.В.Рябухин.

Дисциплина медные духовые и ударные инструменты по праву гордится своими выпускниками, среди них:

  • Банк Евгений Леонидович - Заслуженный артист РФ, профессор кафедры Духовых оркестров и ансамблей МГИК, артист оркестра Московского музыкального театра «Геликон-опера» (с 1995 по 2009 гг. являлся директором и инспектором этого оркестра), доцент, майор запаса;
  • Орлов Дмитрий Михайлович - Заслуженный артист России, лауреат Премии города Москвы и кавалер Ордена Дружбы. Художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного симфонического оркестра для детей и юношества. Во время юбилейного концерта в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в октябре 2012 года. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл наградил дирижера Д.М. Орлова орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского;
  • Михайлов Николай Михайлович - начальник Военно-оркестровой службы МО СССР, Главный военный дирижер СССР, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, генерал-майор. После отставки Николай Михайлович стал профессором музыкальной академии им. Гнесиных, Московской городской детской музыкальной школы им. Гнесиных, проводил конференции и семинары, являлся активным участником многих общественных организаций;
  • Солодахин Владимир Михайлович - Главный дирижер Образцового оркестра ВМФ, Народный артист Российской Федерации, капитан I ранга запаса;
  • Скендеров Андрей Карпович - Артист хора в театре «Новая опера», майор запаса;
  • Назаров Виктор Николаевич, преподаватель Военно-музыкального училища по классу трубы, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;
  • Полушин Вячеслав Григорьевич, Заслуженный артист Российской Федерации, полковник запаса, преподаватель военного института (военных дирижеров) Военного университета, в данное время - преподаватель ДМШ им. А.Б.Гольденвейзера;
  • Афонин Геннадий Александрович, Залуженный деятель искусств Российской Федерации, доцент, начальник Московского военно-музыкального училища в 1993-2005 годы, полковник запаса;
  • Макаров Игорь Викторович, Заслуженный артист России, профессор кафедры медных духовых инструментов Московской консерватории, в 1982-1990 гг. − солист Государственного академического симфонического оркестра СССР, с 1990 года − солист Российского национального оркестра;
  • Данильченко Александр Сергеевич - капитан I ранга запаса, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный артист России, в 1972-1994 гг. - военный дирижер оркестров Тихоокеанского флота, в 1996-2007 гг. - начальник - художественный руководитель Концертного оркестра Военно-морского флота России имени Н.Римского-Корсакова, в настоящее время - главный дирижер Концертного образцового оркестра ОАО «РЖД»;
  • Шилклопер Аркадий Фимович - всемирно известный джазовый валторнист, исполнитель на альпенгорне. С 1977 по 1985 год работал в Большом театре СССР, с 1985 по 1989 год в оркестре Московской филармонии, с 1989 года солит-инструменталист, один из известных исполнителей на валторне джазовой и экспериментальной музыки;
  • Аникин Виктор Иванович - начальник кафедры инструментов военных оркестров военного института (военных дирижеров) Военного университета. В данное время − профессор Московского государственного университета культуры и искусств, Заслуженный артист России, полковник запаса;
  • Трунов Михаил Михайлович - начальник Военного института (военных дирижеров) Военного университета, Заслуженный артист Российской Федерации, профессор, полковник;
  • Чугреев Владимир Сергеевич - заместитель начальника Военного института (военных дирижеров) Военного университета по научной работе, профессор, полковник запаса;
  • Колотушкин Андрей Алексеевич − начальник 13 оркестра штаба Московского военного округа, начальник Центрального военного оркестра МО РФ, Заслуженный артист Российской Федерации, полковник запаса, в данное время - дирижер Государственного духового оркестра России;
  • Маякин Тимофей Константинович - начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации - главный военный дирижер, кандидат философских наук, Заслуженный артист Российской Федерации, доцент, полковник;
  • Шевернев Игорь Вячеславович − Главный инспектор Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации, подполковник, и многие другие.
  • Отдельная дисциплина (специальный инструмент - медные духовые и ударные инструменты) является одной из ведущих в Московском военно-музыкальном училище. Она включает следующие дисциплины: «Специальный инструмент», «Родственный инструмент», «Ансамблевое исполнительство», «Педагогическая практика». Изучение этих предметов позволяют заложить очень важные основы для исполнительской деятельности в оркестре.

Преподаватели и концертмейстеры отдельной дисциплины вносят большой вклад в воспитание молодого поколения музыкантов-духовиков. Наши суворовцы всегда долгожданные гости в воинских частях, на концертных площадках Москвы, различных народных и государственных торжествах. Вместе с артистами, составляющими гордость и славу отечественного и мирового искусства суворовцы Московского военно-музыкального училища выступают на сцене Государственного Академического Большого театра, Государственного Кремлевского дворца, Большого зала консерватории имени П.И.Чайковского, Концертного зала имени П.И.Чайковского, Государственного Центрального концертного зала «Россия», на радио и телевидении.