Антидемократический режим: понятие и виды. Антидемократические режимы: понятие и виды Основные черты антидемократического политического режима

Понятие политического режима

Политический режим (от лат. regimen - управление) - совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Он характеризуется степенью участия граждан в управлении страной, а также уровнем политических свобод в обществе.

Виды политических режимов

Все политические режимы можно разделить на демократические и антидемократические.

Демократический режим

Альбер Камю

“Демократия - не закон большинства, а защита меньшинства.”

Демократический режим - политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция. 1

Уинстон Черчилль

“Лучший аргумент против демократии - пятиминутная беседа со средним избирателем”

Признаки демократического режима:

  1. Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.
  2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.
  3. Неприкосновенность частной собственности.
  4. Свобода средств массовой информации.
  5. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека.
  6. Легитимность государственной власти.
  7. «Силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами.
  8. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения.
  9. Существование гражданского общества с его развитой структурой.
  10. Реальное осуществление принципов правового государства.
  11. В отношении граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом».
  12. Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его.
  13. Свобода вероисповедания.
  14. Принцип разделения властей.

Антидемократические режимы

Антидемократический режим - политический режим, для которого характерно отсут­ ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ ких принципов управления, политического плюрализма.

В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.

Авторитарный режим

Авторитарный режим - (от лат. autoritas - власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

Признаки авторитарного режима:
1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек, или группа лиц.
2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демо кратических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы прини маются по усмотрению правящей элиты.
3. Стремление использовать силу для разрешения кон фликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях . Но при ав торитаризме алгоритм поведения может быть изменен в лю бой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонен тами.
4. Недопущение реальной политической оппозиции и по литической конкуренции.
5. Относительная закрытость правящей элиты , на значения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе откры тых и честных выборов.

Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Термин был введенв политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссо­ лини.

Адольф Гитлер

“Движению нашему не смогли повредить никакие преследования его вождей, никакая клевета, никакая напраслина. Из всех преследований оно выходило все более и более сильным, потому что идеи наши верны, цели наши чисты и готовность наших сторонников к самопожертвованию - вне всякого сомнения.”

Понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении единственной разрешенной идеологии в поли­ тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии - государства.

Признаки тоталитарного режима:

  1. Политическая цензура и пропаганда в СМИ.

    Б.Муссолини

    "Все в государстве, ничего вне государства, никого против государства."

  2. Культ личности, вождизм.
  3. Единственная общеобязательная государственная идеология.
  4. Отсутствие реальных прав и свобод граждан.
  5. Сращивание государственного и партийного аппарата.
  6. Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).
  7. Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).
  8. Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.
  9. Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод.
  10. Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

К антидемократическим режимам относят тоталитарный и авторитарный политические режимы.

Термин "тоталитаризм" возник от латинского totus - весь, целый, полный и был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале ХХ в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Он возник и получил своё распространение в 20-30-е гг. ХХ в. и применялся для обозначения политических систем нацистской германии, большевистского СССР и фашистской Италии. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии. Позднее эта категория была рассмотрена в работах Ф. Хайека «Путь к рабству» (1944), X. Арендт «Происхождение тоталитаризма» (1951), К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956)»

Для режима Муссолини были характерны меньшая концентрация централизация и абсолютизация власти. Наряду с фашистской партией значительным влиянием в стране пользовались военные, аристократия, церковь, государственная бюрократия. Продолжал функционировать, правда, чисто формально, сенат. Парадокс состоит также в том, что Италия оставалась монархией. Итальянский фашизм отличался также меньшей, чем в Германии, интенсивностью террора и репрессий. Учитывая эти факты, можно утверждать, что сущностные характеристики правой разновидности тоталитаризма в наиболее завершенной форме воплотились в германском национал-социализме. Но не стоит забывать про марксизм-ленинизм, который в теории руководствовался благороднейшим из устремлений человечества - коммунистическим построением совершенного и справедливого общественного строя. С этой точки зрения советский режим вдохновлялся возвышенной гуманистической целью, составляющей вековую мечту многих поколений. Нельзя забывать и то, что в течение определенного, хотя по историческим меркам краткого периода коммунистический идеал стал руководством по жизни почти для 40% современного человечества. Однако немаловажная проблема заключается в том, что для реализации поставленных целей на вооружение были взяты, антигуманные средства. В этом контексте смертный грех большевиков состоит в том, что они дискриминировали великий коммунистический идеал.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Одним словом в каждой из вышеперечисленных стран, развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются:

  • -государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
  • -общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;
  • -монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, и культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
  • -государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
  • -доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
  • -господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
  • -фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества.

В условиях недемократических политических режимов государство принимает на себя полноту властных полномочий во всех сферах общественной жизни. При этом существуют особенности управления экономикой в условиях тоталитарных и авторитарных режимов. В условиях тоталитаризма управление экономикой осуществляется при помощи командно-административных методов, в основу которых положены властные императивы, не предполагающие, какой бы то ни было свободы субъектов в процессе выбора и претворения в жизнь тех или иных поведенческих установок. Тоталитарное общество спроецировано по образцу и подобию военного лагеря, естественно, что экономика в нем носит милитаризованный характер и направлена на обеспечение нужд военного строительства. Военный сектор в условиях тоталитарной экономики является приоритетным с точки зрения обеспечения научными и материальными ресурсами, остальные направления экономики выступают в качестве производных от военных и рассматриваются в качестве второстепенных. Кроме того, анализируя экономическую политику тоталитарного государства, следует обратить внимание на ее идеологизированный характер. Сращивание управленческого аппарата осуществляющего монопольное господство партии с государственным механизмом неминуемо влечет подчинение законов экономического развития идеологическим догматам, при этом сама экономика начинает рассматриваться в качестве элемента общегосударственной программы формирования общества нового типа, в котором государство выступает в качестве некоего социального организма, подчиняющего, и растворяющего в себе как отдельных индивидов, так и социальные группы. При таком подходе труд начинает рассматриваться как право и одновременно обязанность. Сам по себе отказ от общеполезного труда рассматривается как преступление и влечет за собой применение к виновному соответствующих мер уголовно-правовой ответственности.

Кроме тоталитарного, ни один диктаторский режим, не стремился поставить под свой контроль всю духовную деятельность общества, не насаждал и не утверждал в обществе единой официальной идеологии. Именно партия, обладающая при тоталитарном режиме всей полнотой власти, приводит в активное состояние массы народа для поддержки режима и достижение политических целей. При тоталитаризме становится менее заметной черта между обществом и государством, происходит исчезновение неподконтрольных (автономных) власти сфер общественной жизни.

К антидемократическим политическим режимам относится и авторитарный режим. Его можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. С одной стороны он (авторитарный режим), либеральнее, мягче, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Следует учитывать, что авторитарный режим может существовать только в системе координат, имеющей внешние признаки демократического устройства (формальные или даже реально действующие). При этом авторитарный режим чаще всего имеет имитационные институты, изначально демократические, но в его рамках превращающиеся в инструмент манипуляций и грубого обмана населения (выборы, формально существующие политические партии, якобы "независимые" суды и пр.).

  • -в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
  • -игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
  • -роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
  • -суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
  • -сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
  • -в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
  • -сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";
  • -существует частичный плюрализм;
  • -права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
  • -силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально, либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля над населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы и с антиправительственными движениями. Отменяется конституция и другие законодательные акты, которые заменяют актами военных властей.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

деспотический - режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

тиранический - режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

конституционно-авторитарный политический режим, - при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Однако при авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной форме собственности. В политической жизни общества могут участвовать несколько партий, однако все они должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиция не допускается.

Во взаимоотношениях государства и личности приоритет отдается государственным интересам. Хотя права и свободы граждан закрепляются в конституционных актах, но пользоваться ими можно только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан.

В настоящее время авторитарный режим существует в таких странах, как Северная Корея, Куба, Вьетнам и др. Есть надежда, что со временем в этих странах тоже установятся демократические формы правления, и на земле будет мир и согласие.

Вывод: к антидемократическому политическому режиму в первую очередь относятся тоталитаризм и авторитаризм общими чертами, которых являются ограничения политических и экономических свободы граждан. При осуществлении власти в данном типе режимов не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан государственными органами власти. Но есть и некоторые различия: тоталитаризму свойственен всеобщий контроль, а авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

Форма политического режима - совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется государственная власть. Антидемократический режим – такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан. Признаки антидемократического режима:

· 1. Не учитываются интересы личности при управлении государством;

· 2. Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной, идеологической и др.);

· 3. Огосударствление всех общественных организаций;

· 4. Личность лишена каких-либо прав;

· 5. Реально действует примат государства над правом;

· 6. Наличие милитаризация общественной жизни;

· 7. Не учитываются религиозные убеждения населения;

· 8. Наличие цензуры;

· 9. Отсутствие политического плюрализма.

Антидемократический режим бывает:

· - тоталитарный - разновидность антидемократического режима, при которой осуществляется абсолютный контроль над различными сторонами жизни человека и всего общества в целом.

Тоталитарное государство – государство, в котором административное управление строится на началах всевластия, оно не определяется законом. Из жизни общества исключаются независимое правосудие и права человека, оно попадает под тотальный контроль административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений, осуществляется беспрепятственное подавление личности.

Тоталитарное государство беспредельно расширяет свое вмешательство в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное всеобъемлющее управление осуществимо при диктатуре, основанной на структурной нерасчлененности власти, на монополии работодательства, на однопартийности.

100. Механизм правового регулирования: понятие и элементы (стадии)

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.
Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования вызывается к "жизни" в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем совокупности юридических средств, получило в литературе наименование "механизм правового регулирования". Таким образом, механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность. Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования - специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата. Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования - регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях. "Преодоление препятствий" - тоже не главное. Ведь в подавляющем большинстве случаев никаких препятствий не возникает, все протекает нормально, закономерно. "Преодоление препятствий" - это нечто само собой разумеющееся, на этом не следует специально акцентировать внимание, они лишь возможны, потенциальны. Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.
Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений. В связи с тем, что механизм правового регулирования - сложное понятие, включающее систему правовых средств, возникает потребность отграничить его от другой не менее сложной категории, как, например, "правовая система". Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении (Н.И. Матузов). Названные категории соотносятся как часть (механизм правового регулирования) и целое (правовая система), ибо правовая система - более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией "механизм правового регулирования" и другие категории: "право", "юридическая практика", "господствующая правовая идеология". Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения. Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования: 1) норма права; 2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт); 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др. Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Поэтому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами. 1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права. 2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу". Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент". Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан. Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п. Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт. 3. Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов. Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение. 4. Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей. 5. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты. Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования. 1. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу. 2. Совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования. Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои "слабые стороны": нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) - в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права. 3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка. Интересы человека - вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

Государство характеризуется видом власти, её соотношением с обществом и личностью. Правовое признаёт право как меру свободы, постоянно развивающуюся в сознании социума, меру справедливости, выражающуюся в международных актах, Конституции, законах, рыночных отношениях, в демократических принципах. Государства, не признающие демократию и свободу своих граждан, имеют антидемократические режимы, которые, в свою очередь, подразделяются на определённые виды.

Политический режим

Совокупность методов и приемов, которые служат инструментами государственной власти, называются политическим режимом. Такой режим является барометром на политической арене. Он оказывает влияние на форму правления в государстве, структуру государственного аппарата и государственное устройство. В теории государства термин «политический режим» применяют для обозначения того или иного метода политического господства: парламентаризм, фашизм и т. д. В каждой конкретной стране свой политический режим, свои особенности власти. Как правило, говорят про антидемократические режимы (авторитарные) и демократические.

В правовом государстве демократизм проявляется в принципах народовластия. Аппарат власти выражает общественную волю и действует под социальным контролем. В таком государстве существует реальность прав личности, её защищённости, взаимная ответственность у государственного управленческого аппарата и гражданина, разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную. Политико-правовой режим еще иначе называют государственно-политическим или просто государственным. Все эти названия характеризуют одно и то же понятие.

Признаки, характеризующие антидемократические режимы государственной власти

Методы властвования, противоположные демократическим называют авторитарными, недемократическими. Эти методы являются искажением (деформацией) политического режима. При таком способе управления государством создаются неприемлемые условия для свободного существования граждан.

Равно как при монархической, так и при республиканской формах правления могут быть установлены антидемократические режимы, отрицающие принципы парламентаризма.

Такое управление предполагает централизацию государственной власти и отсутствие буржуазного федерализма. Такая форма властвования тоталитарная и осуществляет контроль над всеми сферами социума: экономической, идеологической, политической, культурной, научной, образовательной, религиозной. Общественные организации, как правило, находятся также под контролем государства.


Антипод демократии

Права граждан в странах, где установлены антидемократические режимы, оговорены конституцией, но в реалиях это только формально, а фактически личность гражданина лишена субъективных прав. При такой власти законность нарушена, ликвидированы правовые начала общественной жизни, также страдают национальные меньшинства. Религиозные убеждения населения, не входящие в планы государственной власти, искореняются или просто игнорируются.

Само понятие антидемократического режима - это антипод демократического. Государственные органы не занимаются проблемами граждан. Вся власть сконцентрирована в руках группы людей, так называемой политической верхушки или одного человека. Участи народных масс в формировании органов управления государством либо отсутствует, либо чисто формальное. В стране, как правило, развит бюрократизм и коррупция. Институты социального контроля за управляющей властью не работают.


Идеология

Все виды антидемократических политических режимов предполагают официальную государственную идеологию, оппозиция отсутствует, а законодательство теряет гуманистическую линию. Главными моментами и принципами государственной политики становятся те, которые обеспечивают государственную идеологию, её целесообразность, волю определённых государственных чиновников.

Авторитаризм, тоталитаризм – это одно и то же понятие антидемократического политического режима, проявляющегося в ограничении политических прав граждан, применении силового давления на инакомыслящих, создание силовых ведомств, ограничение гласности, давление на средства массовой информации, сдерживание развития демократического общества. Сам тоталитаризм в переводе с латинского обозначает "полный". Это форма авторитаризма, с характерной узурпацией власти и ее использования в узких интересах, так называемых клановых. Такой антидемократический государственный режим предполагает чрезмерную милитаризацию и предоставляет чрезвычайные полномочия силовым ведомствам. При таком режиме вполне приемлемы политические репрессии, расизм, фашизм, любое физическое уничтожение оппозиции.


Тоталитаризм

Само понятие тоталитаризма было введено в политику Дж. Джентиле (идеологом итальянского фашизма) в начале XX в. Впервые оно прозвучало в 1925 году на заседании итальянского парламента. Понятие пришлось по вкусу Муссолини. Тогда, в двадцатые годы XX века, началось становление и укрепление тоталитарного государственного устройства на Апеннинском полуострове.

Авторитарный политический режим

Демократический и антидемократический режимы имеют в каждом государстве свою специфику. Как было сказано выше, тоталитарный режим представляет разновидность авторитарного, который в переводе с латинского означает власть и влияние. Этот строй более мягкий по сравнению с тоталитаризмом, но далёк от демократического. Авторитарному режиму присущи все черты недемократического управления государством, вплоть до репрессий. Просто характер этих мер немного менее жесткий, чем у тоталитарного. Политическая власть при таком режиме ограничивается конкретным лицом при минимальном количестве окружающих соратников. Примером такого режима можно назвать Испанский период при правлении Франко или времена власти Пиночета в Чили.


Отличия

При авторитарном режиме суд выступает вспомогательным элементом государственного управления. Народ отчуждён от власти и не имеет никакого на неё влияния. Власть использует командные и административные методы управления. В отличие от тоталитарного режима, авторитарный не практикует массовый террор, но политические репрессии ему присущи. В таком государстве обязательно присутствует цензура, неразвита гласность, отмечается частичный плюрализм. В отличие от тоталитаризма, авторитаризм даёт возможность развиваться сферам социальной жизни, не охваченным контролем государства.

Другие виды антидемократии

Стоит отдельно отметить деспотизм и тиранию как понятие и виды антидемократического политического режима, называемого авторитарным. Деспотизму характерна абсолютная и неограниченная произвольная власть, построенная на самоуправстве. Тирании присуща узурпация, жестокие методы контроля управления государством, единоличие тирана во власти.

Как правило, власть тирана устанавливается с помощью захвата государственного управления путём насилия и переворота.


Если идёт речь о военно-диктаторском режиме, то такая власть захвачена с помощью реальных вооруженных сил, их руководителей и спецслужб путём свержения законного правления гражданскими лицами. При военном режиме во главе стоит высокопоставленный военный офицерского чина или генерал. Власть осуществляется коллегиально. Армия становится господствующей социально-политической силой, активной в реализации внутренних и внешних государственных функций. При таком правлении создается военно-политический аппарат, включающий армию, спецслужбы и большое количество органов внеконституционного характера. Этот аппарат осуществляет политический контроль за населением, общественными организациями, идеологией. В его функции входит борьба с разного рода антиправительственными движениями. Придя к власти, военный режим отменяет конституцию, многие законодательные акты, заменяя их своими актами.


Фашизм

Тоталитаризм бывает «левый» (например, в коммунистической СССР) и «правый» (фашизм). «Правый» сохраняет частную собственность. «Левый» - национализирует ее. Фашизм – это крайнее проявление тоталитарного режима. Это так называемый радикальный тоталитаризм. Фашизм впервые сформировался в Италии и Германии. Итальянский стремился возродить Римскую империю, а в Германии его целью было утвердить господство арийцев как высшей нации. Причинами появления фашизма явились глубокие социальные и экономические кризисы, несостоятельность правящего режима, массовая безработица, кризис либерализма и буржуазии, радикальные изменения в структуре социального пласта и крайняя необходимость модернизации в производственной сфере, милитаризация сознания значительной части социума, антисемитизм и ксенофобия, воинственный антидемократизм, шовинизм.