Основные социально-экономические права и свободы человека и гражданина, механизм их реализации. Какое право относится к экономическим правам человека? Социальные и экономические права К социально экономическому праву относится

Социальные, политические и так далее. Все они были созданы для того, чтобы регулировать взаимоотношения людей в рамках общества и одновременно формировать наилучшие условия для развития и самореализации каждого индивида. Конечно, при этом не стоит забывать и о том, что с правами приходят и обязанности. Поэтому необходимо относиться к ним внимательно и придерживаться их. А сейчас давайте начнём рассматривать права человека экономические, социальные и политические.

Законодательное регулирование

Где же имеется подтверждение прав и свобод человека? Самый главный документ - это Конституция. Это относится к любому государству с сильными народными институтами (гражданское общество, система выборов и так далее). Затем идёт прописывание отдельных положений и толкований в различных кодексах, законах, нормативных актах и иных юридических формах.

Экономические права человека и гражданина

Давайте начнём именно с того, чтобы ближе всего к нам в повседневной жизни - с хозяйства. Итак, права человека экономические затрагивают такие сферы, как производство, распределение и обмен материальными благами. Каждый индивид может свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской (или иной, не запрещенной, экономической) деятельности. При этом право частной собственности охраняется законом, и человек не может быть лишен нажитого иначе, как согласно решению суда. Также следует отметить, что каждый индивид может выбирать для себя род деятельности, профессию. При этом запрещается любая дискриминация в оплате. Если рассматривать частный случай Российской Федерации, то следует отметить, что гражданин страны имеет право участвовать в создании экономических благ. Под этим понимают возможности трудиться и получать оплату труда, отдыхать, устраивать забастовку, осуществлять предпринимательскую деятельность и обладать частной собственностью. Также у нас есть возможность использование природных и иных объектов общественной собственности. Как видите, хотя права человека экономические и не подносят всё на блюдечке, всё же дают неплохие возможности для труда.

Политические свободы

Их особенностью является то, что они тесно связаны с гражданством индивида. Также в современных реалиях часто политические и экономические права человека переплетаются. Итак, согласно законодательству каждый имеет право создавать объединения на основании конкретных причин (одинаковая идеология, профессиональные общества и так далее). Кроме этого, каждый гражданин обладает правом участвовать в управлении государством через своих представителей или лично. Мы можем избирать и быть выбранными в органы местной и государственной власти. Кроме этого, за гражданами закреплено право на участие в шествиях, митингах и демонстрациях. Политические свободы важны с той точки зрения, что они позволяют всем людям, что живут под управлением определённого государства, принимать участие в жизни общества и страны. Наиболее важным здесь является внесение предложений по работе органов и критика всех недочетов и недостатков их деятельности.

Социально-экономические права человека и гражданина

Это наиболее молодая группа свобод. Она начала формироваться в конце девятнадцатого века и полноценно оформилась уже в двадцатом столетии. Так, было принято, что каждому необходимо гарантировать право на социальное обеспечение при достижении определённого возраста, на случай возникновения болезни, получения инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и так далее. Кроме этого, значительное внимание было уделено и праву на образование. Следующим этапом стало обеспечение охраны здоровья и получения медицинской помощи, экологически чистой среды и возмещение ущерба, если таковое не является возможным. На этом социально-экономические права и свободы человека не заканчиваются. Особое внимание было уделено материнству и детству. В законодательных документах многих стран предусматривается предоставление особой помощи и попечения. Также государством защищается и семья. Следует запомнить, что под социальными правами понимают возможность человека как гражданина обеспечиваться необходимыми условиями жизни, чтобы он имел возможность принимать участие в жизни общества и пользоваться имеющимися благами. Из наиболее важных составных элементов следует выделить следующее:

  • охрана здоровья;
  • безопасный для здоровья и жизни досуг;
  • социальная защита;
  • высокий жизненный уровень, как отдельного человека, так и всей семьи;
  • возможность добровольно соглашаться (или нет) на брак;
  • защита отцовства и материнства.

И это не все социально-экономические права человека, что существуют.

Поколения прав человека

Существует несколько подходов для классификации свобод, которыми обладает индивид. В рамках данной статьи будет рассмотрена довольно интересная концепция «поколений» прав человека. Разделение здесь происходит по времени их формирования:

  1. Первое поколение. Сюда относят личные, а также которые были провозглашены Великой Французской революцией.
  2. Второе поколение. Культурные и социально-экономические права, которые возникали как следствие борьбы людей за улучшение своего положения.
  3. Третье поколение. Сюда относят коллективные права, такие как на мир, на разоружение, здоровую окружающую среду, развитие и так далее. Но этот пункт весьма спорен, и сейчас нет единственной точки зрения относительного него.

Личные свободы

В качестве альтернативы их ещё называют гражданскими правами. Большинство из них есть у человека уже с момента его рождения, их запрещается отнимать или как-то ограничивать. Личные свободы служат обеспечению самореализации индивида в качестве самостоятельного члена общества и юридически защищают его от любого незаконного вмешательства. В качестве примера можно привести на уважение достоинства и чести, на личную неприкосновенность, передвижение и так далее.

Экономические и социальные свободы

Их главная цель - это избавление человека от нужды и страха. Благодаря им осуществляется поиск компромиссных решений между работодателем и наёмным работником, предпринимателем и государством и так далее. Причем теоретически они принимают такую форму, чтобы помогать каждому человеку становиться полезным участником глобального социального процесса.

Заключение

Следует отметить, что свободы первого и второго поколений (или же гражданские и экономические) имеют принципиальные различия. Так, соблюдение политических прав не должно зависеть от уровня экономического развития страны. Главным для обеспечения гражданских свобод является наличие воли правительства. Их особенность - то, что политические права можно требовать здесь и сейчас. С всё наоборот. Их соблюдение напрямую зависит от существующего положения в стране, покупательной способности среднестатистического человека и большого количества иных факторов. Так, если экономика является слаборазвитой, то выполнение государством взятых на себя обязательств будет осуществляться с трудом. Этот всегда реализовывается в прогрессивной порядке, по мере развития страны и её хозяйственной жизни.

Наиболее распрастраненной классификацией прав и свобод личности (человека и гражданина) является классификация по содержанию:

1. Личные (гражданские)

2. Политические

3. Социально-экономические

Социальноно-экономические:

Признаки :

1. Для них характерно единство экономического и социально-культурного содержания

2. Эти права нередко выступают как правогарантии и обеспечивают реализацию других прав и свобод (право быть избранным не может реализоваться без денежных средств)

3. Эти права требуют в отношении себя более детальной конкретизации в текущем трудовом, жилищном, гражданском законодательстве. (ст.37КРФ-право на труд и гарантии-отпуск, вознаграждение, справедливый режим.

Права :

Право на труд в широком смысле слова ст. 37 КРФ и ТК (отдых, оплата..)

Свобода предпринимательской деятельности

Право на образование

Право на бесплатную медицинскую помощь.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека включают широкую систему форм воздействия на их реализацию.

Выделим следующие:

Законодательное закрепление экономической деятельности всех её субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами.

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иных гарантий социальной защиты; общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

Осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права;

Создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

Эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся :

1. свобода предпринимательской деятельности,

2. право частной собственности, в том числе и на землю,

3. свобода труда и право на труд в надлежащих условиях,

4. право на отдых, охрана семьи,

5. право социального обеспечения, право на жилище,

6. право на охрану здоровья,

7. на благоприятную окружающую среду,

8. право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания,

9. право пользования учреждениями культуры (ст. ст. 34-44).


Отличие действующей Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых прав и свобод, но и в иной трактовке их содержания.

Инициируя необходимую экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской, и иной не запрещенной законом деятельности (ст.34). Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развитие рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию .

Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст.35). Раньше это право рассматривалось как эксплуатация человека человеком и государство стремилось конституировать коллективные формы собственности, оставляя за гражданами только право личной собственности на сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и личного потребления и удобства. Конституция 1993 года признание и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии её охраны, в том числе посредством судебных органов. В ч.3 ст. 35 установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституция закрепила без каких-либо оговорок и ограничений право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов других лиц (ст. 36 чч. 1, 2)

Государство : запрещает принудительный труд; закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованием безопасности и гигиены, на вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; утверждает право на защиту от безработицы; признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных ФЗ способов их разрешения, включая право на забастовку.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст.38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства. Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п. Ст.38 определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий.

Конституционно закрепляется право на жилище (ст.40). Оно включает: защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; поощрение органами государственной власти и органами МСУ жилищного строительства и создание условий для него; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных жилищных фондов .

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст.42). К числу социально-экономических относится и право на образование (ст.43). Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования. Развивается сфера и негосударственных учебных заведений и учреждений. Государство устанавливает стандарты обучения.

В соответствии со ст.44 каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

«Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.»

«Социально-экономические права касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условии жизни индивида.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятель­ности. К ним относятся: право на труд; право на собствен­ность; право на предпринимательство; право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на заклю­чение коллективных договоров; право па свободное объедине­ние в национальные или международные организации для за­щиты своих интересов.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уро­вень жизни и социальную защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социаль­ное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслу­живание.»

«1.Право на социальное обеспечение, в том числе и социальное стра­хование. Каж­дый человек, как член общества, имеет право получать необходи­мую поддержку в соответствии со структурой и материальными ре­сурсами каждого государства. Экономический рост, каким бы он ни был, не может обеспечить равное благосостояние для всех членов общества. В Беларуси система социального обеспечения включает социальное страхование, в которое входит бесплатное медицинское обслуживание, пособия в случае болезни, утери трудоспособности, по беременности и родам и др.

2.Право на труд, свободный выбор работы, равную оплату за рав­ный труд, на справедливые и благоприятные условия труда, вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы. Это означает, что он имеет свободу в заключении и расторжении контракта, может работать независимо от образования, ранее полученной профессии, поли­тических убеждений, национальности, цвета кожи и т. д.

Человек имеет право на справедливые и благоприятные усло­вия труда, это значит на такие условия труда, которые бы содей­ствовали эффективности и высокой производительности труда; на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации (при оплате надо исходить из того, что и как сделано, а не кем); на справедливое вознаграждение, которое обеспечивало бы ему достойное существование. Установленный в государстве размер заработной платы должен быть достаточным для нормального существования работника и его семьи.

Проблемы труда в Беларуси регулирует специальный свод законов - Трудовой кодекс Республики Беларусь.

3.Право на отдых и досуг . Эта статья гарантирует право на ограничение трудового дня и на оплачиваемый периодический отпуск. Существуют общеприня­тые (хотя и необязательные) нормы: 7 - 8-часовой рабочий лень, 5 - 6-дневная рабочая неделя, ежегодный отпуск с сохра­нением места работы и заработка.

4.Право на жизненный уровень, необходимый для поддержания. здоровья и благосостояния, включая пищу, обувь, одежду, медицин­ский уход и необходимое социальное обслуживание. Работник и его семья должны иметь достаточные сред­ства для существования, обеспечения нормального жизненного уровня. Нормальный жизненный уровень определяется в разных странах по-разному, но везде он включает возможность удовлет­ворения основных потребностей в питании, жилье, предметах домашнего хозяйства, коммунальных услугах, а также в меди­цинском обслуживании и образовании.

5. Право на наивысший достижимый уровень физического и психи­ческого здоровья. Государства должны принимать меры, необходимые для здорового развития детей, сокращения мертворождаемости и детской смертности, для улучшения состояния окружающей сре­ды, соблюдения гигиены труда, предупреждения и лечения эпи­демических, профессиональных и иных заболеваний и борьбы с ними, для создания условий, которые обеспечивали бы всем не­обходимую медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

6.Право на защиту семьи, материнства и детства. Особое внимание уделяется защите семьи как основной ячейки общества, защите материнства и детства, ко­торые особенно нуждаются в дополнительном внимании и под­держке государства.»

Социально-экономические права и свободы касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34). Гражданский кодекс РФ (статья 2) определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью в различных формах: путем создания юридического лица, являющегося коммерческой организацией; путем государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности требуется наличие специального разрешения (лицензии) в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ.

Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция РФ устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2 статьи 34). Важная роль в поддержке конкуренции и ограничении монополий принадлежит антимонопольному законодательству, основу которого составляет Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ.

Право частной собственности (статья 35). В Конституции РФ право частной собственности рассматривается в двух аспектах. Во-первых, частная собственность одной из важнейших основ конституционного строя (статья 8). Частная собственность указывается в качестве одной из форм собственности, которая признается и охраняется в РФ наравне с другими формами собственности. Во-вторых, частная собственность закрепляется статье 35 Конституции РФ как одно из социально-экономических прав человека и гражданина. Впервые в Конституции РФ без каких-либо оговорок и ограничений было закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (части 1-2 статьи 36).

Конституция РФ предусматривает важные юридические гарантии неприкосновенности частной собственности. Согласно части 3 статьи 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. К числу гарантий права частной собственности отнесено и право наследования. Детально право частной собственности регламентируется Гражданским кодексом РФ.

Права и свободы человека в сфере труда (статья 37). Их содержание претерпело существенные изменения в условиях переориентации на рыночную экономику. К ним относятся:

1) Свобода труда. Она означает, что человек, который не занят какой-то трудовой деятельностью, не может быть привлечен за это к ответственности (административной, материальной и т.д.). Для человека устанавливается свобода выбора – работать или не работать;

2) Право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый человек вправе самостоятельно для себя выбирать тот род деятельности, который будет приносить ему средства к существованию – наемный труд, предпринимательская деятельность или иной способ заработка. Государство не вправе диктовать человеку, чем он должен заниматься, но вместе с тем с государства не снимается обязанность по обеспечению всех необходимых условий для реализации людьми своих способностей;

3) Запрет принудительного труда. При этом государство вправе привлекать своих граждан к выполнению определенных видов деятельности, которые носят общественно значимый характер, – военная служба, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств, принудительные работы на основании вступившего в законную силу приговора суда и т.п. Это не является нарушением запрета принудительного труда, т.к. связано с выполнением встречных конституционных обязанностей граждан по отношению к государству;

3) Право на труд в надлежащих условиях – в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это право обеспечивается посредством ряда федеральных законов – Трудового кодекса РФ, Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ. На смену аттестации рабочих мест и государственной экспертизы условий труда вводится специальная оценка условий труда, которая направлена на учет фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. По результатам специальной оценки определяется порядок уплаты страховых взносов в ПФ РФ на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставляются гарантии и компенсации работникам, а также реализуются иные процедуры в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.). Предусмотрена классификация условий труда по степени вредности и опасности: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные дополнительно подразделяются на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями;

4) Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Трудовой кодекс РФ устанавливает запрет выплаты заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Согласно статье 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения . Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 336-ФЗ минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда, с 1 января 2014 года установлен в сумме 5 554 рублей в месяц. Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. №233 утверждена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2013 г. на душу населения: 7 326 рублей, для трудоспособного населения – 7 896 рублей, пенсионеров – 6 023 рубля, детей – 7 021 рубль. К сожалению, пока требование статьи 133 ТК РФ о соответствии минимального размера оплаты труда величине прожиточного минимума, не выполняется;

5) Право на защиту от безработицы. Это предполагает, что государство обязано проводить политику, направленную на обеспечение максимально полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (в ред. от 2 июля 2013 г.) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в государственные гарантии реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Дается определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Оговаривается запрет принуждения к труду и привлечения к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

6) Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Статья 352 ТК РФ перечисляет основные способы защиты трудовых прав и свобод: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. При этом в процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

В соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки (статья 413 ТК РФ):

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. Так, Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ государственным служащим прямо запрещалось принимать участие в забастовках. Действующий же Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ не содержит, как это было ранее, прямого запрета на проведение забастовки на государственной гражданской службе. Это обусловлено пунктом 2 статьи 55 Конституции РФ, согласно которому в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Из всех известных видов государственной службы (военной, правоохранительной и гражданской) ограничения в праве на забастовку на сегодняшний день установлены только для военной и правоохранительной службы. Государственные гражданские служащие под указанные ограничения не подпадают. Однако фактов забастовок государственных гражданских служащих в России никогда не фиксировалось.

7) Право на отдых. Согласно части 5 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Задача государства заключается в том, чтобы посредством федерального законодательства определить разумную продолжительность рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Государственная защита семьи, материнства и детства (статья 38). Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т. п. (Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г №255-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.), Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ и др.).

В статье 38 Конституции РФ определены также взаимные права родителей и детей. Закрепляются базовые гарантии сохранения семейных ценностей: забота о детях, их воспитание признается равным правом и обязанностью родителей, на трудоспособных детей, достигших 18 лет, возлагается обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39).

Система социального обеспечения призвана вовлечь все общество в целом в решение задачи содержания тех его членов, которые по каким-либо не зависящим от них причинам не имеют достаточных средств к существованию (материнство, болезнь, инвалидность, старость, потеря кормильца и т.д.). Провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, Конституция РФ признает право каждого на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.

Право на социальное обеспечение предполагает право на получение денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций и т.п.) и право на пользование социальными услугами. Каждая форма социального обеспечения регулируется целым комплексом нормативно-правовых актов. Так, пенсионное обеспечение осуществляется на основе Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ (до1 января 2015 года), Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. (с 1 января 2015 года), Федерального закона «О накопительной пенсии» от 28 декабря 2013 г. №424-ФЗ (с 1 января 2015 года), Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.), Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-I (в ред. от 28 декабря 2013 г.) и др.

Предоставление социальных пособий устанавливается следующими актами: пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством – Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г №255-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.); пособия семье - Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.); пособие по безработице – Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (в ред. от 2 июля 2013 г.); ритуальное пособие – Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» №8-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.).

Виды и порядок оказания социальных услуг регулируются Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ (до 1 января 2015 года), Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ (с 1 января 2015 года), Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2013 г.).

В части 3 статьи 39 Конституции РФ помимо государственных форм социального обеспечения, Российская Федерации поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. На это направлена государственная политика поддержки негосударственных пенсионных фондов (Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.)), создания системы стимулирования добровольного пенсионного обеспечения, повышения его эффективности.

Право на жилище (статья 40). В его содержание входят: 1) право на защиту жилища (никто не может быть произвольно лишен жилища); 2) обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по развитию жилищного строительства, в первую очередь социального жилья – для создания условий для осуществления права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Законодательство РФ поощряет кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система налоговых льгот и бюджетных субсидий.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41). Под охраной здоровья понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в т.ч. санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ.

В Российской Федерации развиваются государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ, а также за счет средств юридических лиц, своих личных средств и иных источников.

В части 3 статьи 41 Конституции РФ особо оговорено, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42). Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья. Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается прежде всего в законодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее.

Право на образование (статья 43). Конституция РФ гарантирует каждому общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (часть 4 статьи 43).

Для обеспечения реализации права образование учащимся и студентам в соответствующих случаях предоставляются государственные стипендии и различного рода льготы (отсрочка от призыва в армию, общежитие и др.).

Наряду с государственными развивается и система частных платных образовательных учреждений различного рода. Они являются дополнением государственной системы и признаны способствовать использованию различных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного им комплекса знаний.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (статья 44). Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Свобода интеллектуального творчества означает недопустимость установления какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сферах. Свобода интеллектуального творчества может быть реализована в виде художественного, научного, технического и других видов творчества. Результатом реализации данной свободы является создание объектов интеллектуальной собственности, которые подлежат защите целым рядом международно-правовых актов и актов национального законодательства (Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.), часть 4 Гражданского кодекса РФ).

Обеспечение возможности беспрепятственного осуществления всех социально-экономических прав и свобод человека и гражданина, перечисленных в Конституции РФ представляет собой одну из важнейших задач государства. К числу основных гарантий указанных прав и свобод можно отнести следующие:

Законодательное определение таких условий осуществления экономической деятельности для всех ее субъектов, при которых человек реально обладал бы всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда в размере не ниже величины прожиточного минимума; установление таких размеров пенсий, пособий, которые обеспечивали достойное существование человека при наступлении социального риска; развитие системы иных гарантий социальной защиты населения; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

Введение действенного механизма контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

Создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

Обеспечение эффективной защиты социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебной защиты.

Социально-экономические права и свободы приходилось завоевывать длительное время. Этот процесс поистине растянулся на столетия. Но даже сейчас нельзя сказать, что есть абсолютно все, что хотелось бы. Но необходимо знать хотя бы то, что уже получено. К тому же процесс получения прав и свобод должен иметь под собой определенную основу. Например, экономическую или ментальную. Без этого никак.

Вводная информация

Какие основные социально экономические права и свободы признаются в нашем обществе? Здесь можно обратиться к самому главному документу - Конституции. Она предусматривает и гарантирует каждому:

  1. Права и свободы как наивысшую ценность, которая принадлежит человеку с момента его рождения.
  2. Осуществление без нарушений для других лиц. Все равны перед действующим законом и судом.
  3. Приоритет действующих международных норм перед нормативно-правовой основой РФ.
  4. Равенство мужчин и женщин.
  5. Строго определенные условия, из-за которых возможно ограничение прав.

Что это за оговорки? Одновременно защита прав и свобод человека и гражданина не должна использоваться для насильственного изменения действующего конституционного строя, разжигания национальной и расовой ненависти, а также насилия и войны.

Бюрократические моменты

Давайте разберемся с особенно интересными нюансами:

  1. Права гражданина. Под этим подразумевается коллективная воля общества, выполнение которой и должно обеспечивать государство. Это исключительно институт гражданства. Он используется для установления особенной правовой связи.
  2. Права человека. Это неотъемлемые, материально обусловленные, гарантированные государством и неразделимые возможности для индивида иметь и использовать конкретные блага: социальные, экономические, политические, гражданские и культурные.
  3. Свободы человека. По сути, это те же права, но с определенными особенностями. В первую очередь под этим подразумевается невмешательство государственных и прочих социальных субъектов. То есть, возможность совершения собственного выбора.

Задача государства - гарантировать их выполнение, одновременно уменьшая неблагоприятные результаты вмешательства. Вот только как это реализовать?

Социально-экономические права свободы гражданина РФ: общая информация

Они перечисляются в Конституции. Условно, поддаются объединению в две группы:

  1. Естественные права и свободы. Это те, которыми человек обладает от своего рождения, независимо от того, какой уровень развития цивилизации.
  2. Возникающие права и свободы. Связаны с развитием общества и государства.

Необходимо помнить, что все люди являются равными перед законом. Это значит, что во внимание не принимается ни пол, ни язык, ни имущественное положение, должность, место жительства. Например, право граждан на образование закреплено и выполняется независимо от того, о ком ведется речь.

Про обязанности

Необходимое условие реализации прав и свобод - это исполнение юридического долга. В основном законе указывается только ограниченный круг обязанностей. Что же под ними подразумевается? Под юридической обязанностью понимают социальную необходимость определенного поведения человека, которое устанавливается государством. Согласно Конституции, к ним относятся:

  1. Соблюдение нормативно-законодательной базы.
  2. Уплата установленных налогов и сборов.
  3. Сохранение природы и окружающей сред, бережное отношение к природным богатствам.
  4. Забота о детях, а также о нетрудоспособных родителях.
  5. Получить основное среднее (общее) образование.
  6. Защита Отечества.
  7. Забота о сохранении культурного и исторического наследия, хранить памятники истории и культуры.

В полном объеме правами и обязанностями можно пользоваться с восемнадцати лет.

Список

А теперь давайте разберемся с тем, какие именно социально-экономические права свободы гражданина РФ предусмотрены. Если кратко, то это:

  1. Право на частную собственность.
  2. Свобода труда.
  3. Жилище.
  4. Право на ведение предпринимательской деятельности.
  5. Медицинская помощь и охрана здоровья.
  6. Право социальное обеспечение.

Очень важными являются экономические права. Их гарантирование создает предпосылки для свободного выбора гражданами сфер, в которых они будут прилагать трудовые усилия, повышать свое благосостояние, создавать основы для реализации личных, социальных, политических и культурных свобод. Но их не нужно рассматривать как что-то отдельное. Тесно переплелись с ними и социальные права. Они призваны обеспечить достойный уровень жизни для человека, а также обеспечивать его социальную защищенность. Здесь можно упомянуть соцстрахование, пенсионное обеспечение, жилище, медицинское обслуживание, право на отдых, материнство. Давайте рассмотрим их более подробно.

Экономические права

К числу наиболее весомых относят:

  1. Право частной собственности. Каждый может в индивидуальном или коллективном порядке владеть, распоряжаться и пользоваться любым имуществом. Лицо-собственник может быть лишено его исключительно по решению суда. В Уголовном кодексе не предусмотрена конфискация имущества за правонарушения. А национализация вообще исключена из законодательства. При этом принудительное отчуждение частного имущества для государственных потребностей допускается только в случае наличия предварительного равноценного возмещения.
  2. Право наследования. Тесно связано с п. 1 и является сопутствующим ему. Также гарантируется государством.
  3. Право на предпринимательскую деятельность. Каждый может попробовать себя в построении собственной компании. Но если не опускаться до недобросовестной конкуренции и не монополизировать рынок.

Здесь необходимо упомянуть еще право на труд. Во время Советского Союза это было предусмотрено для граждан. Но сейчас, когда есть еще и другие наниматели, кроме государства, право на труд заменили свободой. Что это значит на практике? Человек может трудиться или бездействовать, он волен выбирать профессию и работу. Принудительная эксплуатация запрещена.

Социальные права

Они призваны обеспечить помощь людям в социуме. Здесь следует упомянуть такие моменты:

  1. Право на образование. Оно гарантируется бесплатностью и общедоступностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального обучения. Получать его можно в государственных и муниципальных специализированных учреждениях, а также на предприятиях. Хотя в Российской Федерации предусмотрено также и существование сети частных образовательных организаций. Но при этом все они должны соответствовать установленным федеральным государственным стандартам, которые выдвигают одинаковые требования ко всем.
  2. Право на жилище. Оно заключается в том, что никто не может быть лишен места своего проживания в произвольном порядке. Но при этом государство не возлагает на себя обязанности обеспечения каждого человека жилищем, хотя и создает поощрение для тех, кто им занимается.
  3. Право на медицинское обслуживание. Каждый человек может рассчитывать на охрану здоровья, а также на помощь. Для этого финансируются различные федеральные программы, внедряется обязательное медицинское страхование, стимулируется создание частной системы здравоохранения. Кроме этого, поощряется и деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, развитие физической культуры и спорта, поддержание и улучшение санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия.
  4. Право на социальное обеспечение. Оно отражает общественный характер государства. В данном случае предусматривается создание условий, которые позволят обеспечить достойную жизнь и возможность свободно развиваться человеку.
  5. Право на отдых. Государством гарантируется, что каждый человек может использовать определенное время для восстановления своих сил. Например, выходные и отпуск - это как раз из этой сферы.

Все ли так в действительности?

Социально-экономические права и свободы человека и гражданина хороши, но тут встает вопрос об их реализации. Здесь условно можно разделить их на две группы. В первую относятся так называемые привилегии, то есть предоставление льгот отдельным членам общества. Таковыми должны быть в первую очередь социально уязвимые. Но с другой стороны, права и свободы часто носят декларативный характер. Формально они гарантированы, но вот реальная реализация зависит от существующего социально-экономического положения и доступных государству материальных ресурсов.

Свобода предпринимательской деятельности с использованием собственных способностей и имущества создает вместе с правом частной собственности правовую основу рыночной экономики, что исключает монополию со стороны государства на организацию хозяйственной деятельности. Кроме этого, следует упомянуть еще и о защите семьи, материнства и детства. Поскольку создание семьи и рождение детей является не только частным, но и общественным делом, то оно не обходится без внимания государства. Это выражается в виде компенсации и гарантий беременным, с малолетними детьми, лицам с семейными обязательствами и прочих подобных моментах.

Заключение

Вот и рассмотрено, что представляют собой социально-экономические права и свободы человека и гражданина. Следует отметить, что эта сфера не является чем-то устоявшимся, в ней постоянно происходят определенные изменения. Например, взять тему с жилищем. Ранее ставка делалась на государственное обеспечение ним граждан. Сейчас же центр тяжести сместился. И в приоритете - самообеспечение граждан жилищем самих себя. Или взять право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Человек может рассчитывать на консультативную поддержку. Это делается благодаря средств бюджета. Но вот ее эффективность во многом зависит от качества лекарственного обеспечения. Иными словами, насколько доступна для человека профессиональная фармацевтическая помощь. А это уже зависит от толщины кошелька. То есть не все в равных условиях.