Дворец ашшурбанипала в ниневии. Раскопки библиотеки царя ашшурбанапала в ниненвии. Как люди ориентировались в множестве табличек

Самое раннее упоминание о Ниневии заключается в следующих словах книги Бытия: Из сей земли (Сеннаар) вышел Ассур и построил Ниневию. В библейские времена это был столичный город Ассирийского царства. Ниневия лежала на в. берегу Евфрата близ нынешнего г. Мосула; по изъяснению древних толкователей основана Ассуром, сыном Сима, как видно из указанной выше цитаты. Новейшие же писатели свидетельствуют, что она построена или Нимродом, которым основан Вавилон, или древним царём Нином, основателем Ассирийской монархии, известным своими завоеваниями. Ниневия была обширнейшим городом в свете, имевшая, по свидетельству Диодора Сицилийского, 150 стадий в поперечнике и 480 стадий в окружности (значит около 84 верст в окружности по нашему) и была защищена стенами...

Введение. Ниневия, столица Ассирии.....................................................................2
Эра великих открытий. Дешифровка клинописных знаков....................................4
Предыстория раскопок...........................................................................................5
Начало открытий.....................................................................................................6
Библиотека царя Ашшурбанипала........................................................................10
Эпос о Гильгамеше.............................................................................................17
Дальнейшая судьба археологов............................................................................19
Христианские святыни.........................................................................................24
Вывод........................................................................................................................25
Список использованных источников.......................................................................26

Файлы: 1 файл

Вполне вероятно, Лейард не собирался возобновлять прерванные раскопки, но первые попытки заняться политикой не принесли желаемых результатов. Однако роль полуофициального представителя по изучению памятников в окрестностях Мосула была уже недостаточной для признанного ученого. Лейард возвращался на берега Тигра с солидной суммой денег и должностью атташе при британском посольстве в Стамбуле. В августе 1849 года Лейард возобновил прерванные два года назад исследования. На этот раз он, пользуясь более щедрым финансированием, расчитывал развернуть раскопки одновременно в Ниневии, Вавилоне и на юге Месопотамии. Однако главной целью второй экспедиции была Ниневия.

Из недр холма Куюнджик возникали развалины дворцов ассирийских царей, а внутри этих дворцов скрывались не менее интересные свидетельства ассирийской истории. Одним из важнейших открытий стала так называемая библиотека царя Ашшурбанипала. Впрочем, первая часть этого уникального собрания клинописных табличек была найдена в 1849 году на территории дворца, принадлежавшего царю Сеннахерибу. Спустя три года на территории другого дворца усилиями Рассама были найдены остатки библиотеки самого Ашшурбанипала. К сожалению, описывать отдельно каждую табличку никто не стал, в результате чего при упаковке и распаковке находок, оба собрания были перемешаны, лишив исследователей возможности точно определить место, где были обнаружены тексты.

Библиотека царя Ашшурбанипала.

Перед ним открылись памятники удивительного древнего искусства: изображения богов, царей, воинов и рабов. Из тьмы веков перед ним выступили гигантские изваяния странных чудовищ: одни были с головой быка, другие – с орлиными крыльями и человеческой головой. Кладоискателю удалось отыскать черный базальтовый камень, покрытый барельефами и клинописными знаками – это был памятник, воздвигнутый в XI веке до нашей эры в честь ассирийского царя Салманасара.

Постепенно откопали весь дворец. Он был построен на высокой и обширной искусственной террасе. Вход охраняли две огромные статуи быков с человеческими головами. Рельефы на стенах комнат и коридоров изображали охоту ассирийских царей на львов и сцены из военных походов.

Руины носили явные следы пожара и варварского уничтожения. Алебастровые плиты в беспорядке валялись на земле, обожженные огнем и разбитые на мелкие части; тут и там виднелись остатки обуглившегося дерева. Даже толстые стены не сумели устоять перед неистовой ненавистью неизвестных разрушителей. Чрезвычайно красноречивыми и выразительными показались ему руины: дворец вместе с городом, лежащим рядом, наверное, захватили после яростной схватки войска неприятеля; всех жителей поголовно вырезали, а ограбленные дома и дворец предали огню.

Огонь, однако, уничтожил не все, и Лэйард нашел в руинах большое количество образцов древнего искусства: барельефы, статуэтки, скульптуры, печати и клинописные таблички. Среди этих многочисленных предметов особого внимания заслуживает один из замечательнейших шедевров античной скульптуры: барельеф, являющийся фрагментом огромного фриза, на котором изображена раненая львица. Пронзенная тремя стрелами, она ревет от отчаяния и бессильной ярости, волоча по земле парализованные конечности. Талантливое произведение не только свидетельствует о знании анатомии, но и привлекает исключительным реализмом и силой воздействия, на которые способен лишь вдохновенный художник. Хотя величественную голову зверя обволакивают уже первые тени предсмертной усталости, в напряженных мускулах еще пульсирует горячая, дикая, вызывающая ужас жажда жизни. Воспроизводя на плите этот драматический эпизод из охотничьей жизни, древний мастер создал экономный, почти стилизованный рисунок львицы, и, благодаря этому, композиция вызывает глубочайшее восхищение своей несравненной гармонией и красотой.

Находки окончательно подтвердили первоначальное предположение Лэйярда, что он открыл погибшую и давно разыскиваемую столицу Ассирии - Ниневию. Раскопанный дворец выстроил, как это показали позднейшие исследования, царь Сина-хериб, который правил с 704 по 681 г. до н. э.

Самой важной находкой, однако, была именно библиотека, содержащая 30 тыс. клинописных табличек. Основал ее могущественнейший царь Ассирии и один из наиболее образованных людей своего времени Ашшурбанипал (668 - 626 гг. до н. э.), любитель и коллекционер литературных памятников Шумера, Вавилонии и Ассирии. Чтобы собрать в своем дверце все доступные документы Месопотамии, он использовал целую армию писцов-копиистов, рассылал их по стране и, переписываясь с ними, руководил поисками. Таким образом он создал библиотеку, которая сохранилась до наших дней и дала нам в руки ключ к ассиро-вавилонской истории.

Продвигаясь вглубь, во дворце Лейард нашел около 30 тысяч небольших глиняных табличек разнообразной формы, они образовали целый пласт высотой в полметра. Таблички были исписаны очень мелкими клинообразными знаками. Такой клинописью пользовались в древности народы Междуречья. Каждый значок этого письма состоял из клинышков в разных сочетаниях и обозначал слог или слово. Для лучшей сохранности глиняные плитки были обожжены или высушены на солнце.

К сожалению, пошатнувшееся здоровье не позволило Лэйарду продолжить поиски, и его дело продолжил Ормузд Рассам. Ему то и удалось обнаружить самое ценное сокровище - библиотеку, которую пощадили войны и пожары. Это была не привычная для нас библиотека со стеллажами с книгами и свитками, в этой удивительной библиотеке хранились клинописные глиняные таблички, сделанных из глины самого высокого качества. Сначала глину долго месили, а потом делали из нее брикеты размером 32 х 22 сантиметра и толщиной в 2,5 сантиметра. Когда таблетка была готова, писец треугольной железной палочкой писал по сырой таблетке.

Лейярд думал, что эти глиняные таблички не имеют большой ценности, его больше интересовали красивые вещи и рельефы на стенах дворца, но он все же отправил таблички в Лондон. Лет двадцать пролежали они неразобранными в Британском музее: в то время ученые еще только делали первые шаги в расшифровке вавилонской клинописи. Наконец, историки научились читать вавилонские письмена. Прочли они и таблички из дворца Ашшурбанапала. И только тогда стало ясно, какую огромную ценность представляет собой находка. Это была целая библиотека, подобранная заботливо и с большим умением.

Ниневия была царской резиденцией почти девяносто лет и своего расцвета достигла при царе Ашшурбанипале, который правил в 669-633 годы до нашей эры. Во время правления Ашшурбанипала «вся земля была мирным домом», войн почти не было, и свободное время Ашшурбанипал посвящал своей библиотеке, которую он собирал с большой любовью, систематически и со знанием древнего «библиотечного дела».

Того, кто посмеет унести эти таблицы...

пусть покарают своим гневом Ашшур и Бэллит,

а имя его и его наследников пусть

Будет предано забвению в этой Стране...

Столь грозное предупреждение, по замыслу царя Ашшурбанипала, должно было повергнуть в страх и трепет всякого, кто только помыслит о похищении книг из Ниневийской библиотеки. Никто из подданных царя, конечно же, не осмелился.

Часть книг в Ниневийскую библиотеку была привезена из побежденных Ассирией стран, часть покупали в храмах других городов или у частных лиц. С тех пор как появились книги, появились и книголюбы. Сам Ашшурбанипал был рьяным коллекционером, и это не случайно.

Ашшурбанипал - редкий случай среди царей Древнего Востока - был образованнейшим человеком для своего времени. Его отец Асаргаддон предполагал сделать сына верховным жрецом, поэтому юный Ашшурбанипал изучал все науки того времени. Любовь к книгам Ашшурбанипал сохранил до конца жизни, поэтому и отвел несколько комнат на втором этаже своего дворца под библиотеку.

Ашшурбанапал хорошо знал письменность и науку своего времени. По его повелению писцы снимали копии с глиняных книг, хранившихся в библиотеках и архивах храмов Вавилона и других центров древней культуры Междуречья. А эти библиотеки составлялись в течение многих столетий.

Библиотека царя Ашшурбанипала хранила на глиняных страницах своих книг почти все, чем были богаты культуры Шумера и Аккада. «Глиняные книги» рассказали миру, что мудрые математики Вавилона не ограничились четырьмя арифметическими действиями. Они легко вычисляли проценты, умели измерять площадь разнообразных геометрических фигур, существовала у них сложная таблица умножения, они знали возведение в квадратную степень и извлечение квадратного корня. Наша семидневная неделя тоже родилась в Междуречье, там же была заложена и основа современной науки о строении и развитии небесных тел.

Ассирийцы по праву могли бы претендовать на звание первопечатников. И чтобы делать это быстро, ассирийцы вырезали на деревянной доске нужные надписи, делали с нее оттиски на глиняных табличках.

Здесь были исторические тексты, свитки законов, хроники (записи событий по годам), рассказывающие о важнейших исторических событиях Вавилонии и Ассирии, договоры между различными странами, медицинские справочники, описания путешествий, отчёты о строительстве царских дворцов, донесения чиновников, сообщения лазутчиков о положении в соседних странах, списки подвластных Ассирии народов с указанием размеров поступавших с них податей, сочинения по медицине, письма, перечни животных, растений и минералов, бухгалтерские книги царских хозяйств, различные жалобы, договоры, документы, составлявшиеся при покупке дома или рабов. Глиняные таблички многое рассказали ученым об истории, культуре, хозяйстве и религии народов древнего Междуречья.

Так, во дворце Ашшурбанапала было собрано несколько тысяч глиняных книг. Они состояли из многих "листов" - табличек одинакового размера. На каждой табличке внизу было написано название книги и стоял номер "листа". Заглавием книги служили начальные слова первой таблички.

В библиотеке книги размещались в определенном порядке, по отраслям знаний. Поиски нужной книги облегчали каталоги - списки, где указывалось название книги и число строк в каждой табличке. На всех глиняных "листах" стоит библиотечный штамп со словами: "Дворец Ашшурбанапала, царя Вселенной, царя Ассирии".

В библиотеке хранились сочинения и по астрономии. В большинстве своем это копии более древних книг. По этим книгам можно проследить зарождение и развитие астрономической науки. В древнем Междуречье при храмах строились многоэтажные (чаще семиэтажные) башни - зиккураты. С самого верхнего этажа зиккуратов жрецы из года в год вели наблюдения за движением небесных светил. Вавилоняне и ассирийцы умели рассчитывать время лунных и солнечных затмений, знали движение небесных светил, видимых простым глазом. Они умели также отличать планеты от звезд. Сохранились таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами. На основании наблюдений за движением Солнца, Луны и звезд жрецы составили календарь. Этот календарь указывал, когда будут разливы рек или спад воды и, следовательно, когда нужно начинать сельскохозяйственные работы.

Вавилонские астрономы пользовались широкой известностью у других древних народов. Однако ассиро-вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрологией, пытавшейся предсказывать будущее по звездам.

Ассирийцы захватили многие соседние государства, даже Египет, и вели торговлю с более далекими странами.

Поэтому ассирийцы были довольно хорошо осведомлены о природе и населении стран древнего Востока.

Ученые нашли в библиотеке Ашшурбанапала географические карты. Еще очень примитивные, эти карты все же охватывали большую территорию от Урарту до Египта. Сохранились и географические справочники ассирийцев с названиями стран, городов и рек. Однако о строении Земли у вавилонян и ассирийцев были самые фантастические представления.

Медицина в то время была тесно связана с магией. Вавилоняне и ассирийцы верили, что все болезни вызываются злыми духами, проникшими в человеческий организм. Чтобы вылечить болезнь, врач стремился изгнать злого духа из тела больного молитвами и заклинаниями. Иногда врачи лепили из глины изображения злых духов и разрушали их, полагая, что от этого больной может выздороветь.

Больших успехов достигла хирургия, так как она была основана на изучении анатомии человеческого организма. Любопытно, что в то время сердце считали органом разума, а о роли мозга ничего не знали.

Ассирийские писцы знали не только свой ассиро-вавилонский, но также и древний шумерский язык. Шумеры изобрели клинописное письмо еще в конце IV тысячелетия до н. э. Позже вавилоняне и ассирийцы заимствовали шумерскую клинопись. В библиотеке Ашшурбанапала были найдены шумеро-вавилонские словари, сборники текстов на шумерском языке с пояснениями трудных для понимания мест, таблицы клинописных знаков, сборники грамматических примеров и упражнений. Они очень помогли европейским ученым в XIX в. расшифровать шумерскую письменность и изучить шумерский язык.

Благодаря древней библиотеке нам хорошо известны легенды, мифы и предания шумеров, вавилонян и ассирийцев. Особенно интересны 12 глиняных табличек, на которых записано замечательное произведение в стихах - эпос о сказочном герое Гильгамеше. Эпос о Гильгамеше возник в Шумере около 2400 г. до н.э., а потом был переведен и на ассиро-вавилонский язык. Поэма воспевает волю к жизни, мужество героя, идущего к своей цели через все испытания, которые посылают ему коварные, злые и мстительные боги, олицетворяющие грозные силы природы.

В своем эпосе древние вавилоняне выразили стремление человека познать законы природы, тайны жизни и смерти, обрести бессмертие.

Древняя хроника описывает падение Ниневии следующим образом:

«Рушительный молот поднимается на тебя, Ниневия! По улицам несутся колесницы, они гремят на площадях. Блеск от них, как от огня, они сверкают, как молнии. Шлюзы отворяются, и дворец превращается в руины… Захватывайте серебро, захватывайте золото, ибо нет предела драгоценностям и множеству всевозможной утвари. Ниневия опустошена, разорена и разграблена. Горе кровавому городу, он весь полон обмана и убийств, в нем не прекращается разбой. Слышится хлопанье бичей, стук вертящихся колес и грохот скачущих колесниц…»

Составлялась в течение 25 лет в ассирийской столице Ниневии по приказу царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.). Служила также государственным архивом.

После смерти царя фонды были рассеяны по различным дворцам. Обнаруженная археологами часть библиотеки состоит из 25 000 глиняных табличек с клинописными текстами. Открытие библиотеки в середине XIX века имело огромное значение для понимания культур Месопотамии и для дешифровки клинописи.


Ашшурбанипал намеревался создать библиотеку, которая должна была исчерпывать все накопленные человечеством знания. Особенно его интересовали сведения, необходимые для управления государством, - о том, как поддерживать постоянное общение с божествами, о предсказании будущего по движению светил и по внутренностям жертвенных животных. Оттого львиную долю фондов составляли тексты заговоров, пророчеств, магических и религиозных ритуалов, мифологических сказаний. Основная часть сведений была извлечена из шумерских и вавилонских текстов специально организованными командами писцов.

Библиотека имела большое собрание медицинских текстов (с упором на лечение при помощи чародейства), однако богатое математическое наследие Вавилонии по непонятным причинам было проигнорировано. Здесь имелись многочисленные списки литературно-эпических сказаний, в частности таблички с эпосом о Гильгамеше и мифологическим переводом Энума элиш, а также таблички с молитвами, песнями, юридическими документами (например, кодекс Хаммурапи), хозяйственными и административными записями, письмами, астрономическими и историческими трудами, записями политического характера, списками царей и поэтическими текстами.

Тексты были написаны на ассирийском, вавилонском, диалекте аккадского языка, а также на шумерском языках. Очень многие тексты представлены параллельно на шумерском и аккадском языках, включая энциклопедические издания и словари. Как правило, один текст хранился в шести копиях, что сегодня значительно облегчает работу по дешифровке табличек. На сегодня библиотека Ашшурбанипала является крупнейшим собранием текстов на аккадском языке.

Основание библиотеки состоялось по приказу ассирийского правителя Ашшурбанипала, который отличался большим интересом к текстам и знаниям в целом. Предшественники Ашшурбанипала имели небольшие дворцовые библиотеки, но ни один из них не имел такой страсти к коллекционированию текстов. Ашшурбанипал отправлял многочисленных писцов в разные регионы своей страны, чтобы те изготавливали копии всех текстов, которые они встретят. Кроме того, Ашшурбанипал заказывал у всех крупных храмовых архивов копии текстов, которые затем пересылались ему в Ниневию. Иногда, во время военных походов Ашшурбанипалу удавалось захватить целые клинописные библиотеки, которые он также доставлял в свой дворец.

Библиотекари Ашшурбанипала проводили огромную работу по каталогизации, копированию, комментированию и исследованию текстов библиотеки, о чём свидетельствуют в том числе многочисленные глоссарии, списки литературы и комментарии. Сам Ашшурбанипал придавал большое значение упорядочению библиотеки. На каждой табличке было написано его имя (своеобразный экслибрис), в колофоне было приведено название оригинальной таблички, с которой была сделана копия. В библиотеке были сотни кодексов с вощеными страницами, что позволяло исправлять или переписывать текст, написанный на воске. В отличие от клинописных табличек (которые только закаляются во время пожаров), таблички из воска недолговечны. Они не сохранились, равно как и имевшиеся в библиотеке свитки - пергаментные и папирусные. Судя по древним каталогам, до наших дней дошло не более 10 % от всех собранных Ашшурбанипалом фондов.

Огромный массив клинописных текстов дошел до наших дней исключительно благодаря страсти Ашшурбанипала к писаному слову. Во многих случаях древние памятники месопотамской письменности сохранились только в копиях, выполненных по приказу этого правителя. Некоторые из представленных текстов имеют тысячелетнюю историю (хотя сами таблички не очень древние, в нормальных условиях они редко хранились более 200 лет).

Сам Ашшурбанипал гордился тем, что он был единственным ассирийским правителем, который умел читать и писать. На одной из табличек найдена его личная запись:

«Я изучил то, что мне принес мудрый Адапа, овладел всем тайным искусством письма на табличках, стал разбираться в предсказаниях в небе и на земле, участвую в дискуссиях ученых мужей, предсказываю будущее вместе с опытнейшими толкователями предсказания по печени жертвенных животных. Я умею решать сложные, непростые задачи на деление и умножение, постоянно читаю мастерски выписанные таблички на таком сложном языке, как шумерский, или таком трудном для толкования, как аккадский, знаком с допотопным записями камне, которые являются уже совсем непонятными».

Записи самого Ашшурбанипала (вероятно, составленные лучшими писцами) отмечены высокими литературными качествами.

Через поколение после Ашшурбанипала его столица пала под ударами мидян и вавилонян. Библиотека не была разграблена, как обычно бывает в таких случаях, а оказалась погребённой под руинами тех дворцов, где хранилась.

В 1849 году большую часть библиотеки (которая хранилась в северо-западном дворце на берегу Евфрата) нашел британский археолог Остин Генри Лэйард. Через три года ассистент Лэйарда британский дипломат и путешественник Хормузд Расам в противоположном крыле дворца нашел вторую часть библиотеки. Обе части были вывезены на хранение в Британский музей. Открытие библиотеки позволило учёным составить представление об ассирийской культуре «из первых рук». До этого об Ассирии было известно только из трудов Геродота и других историков Эллады, а их источником служили, в свою очередь, персы. Наибольшую сенсацию в научном сообществе произвело обнаружение эпоса о Гильгамеше с изложением библейской истории о всемирном потопе.

При извлечении табличек из-под обломков тщательный учёт места их обнаружения не велся. В Британском музее обе части были помещены в общее хранилище, так что теперь невозможно судить, какие таблички где были найдены. Ученые до сих пор работают над сортировкой отдельных фрагментов («joints»), каталогизацией и дешифровкой текстов. Британский музей вместе с иракскими учеными работает над созданием музея-библиотеки в Ираке, где должны быть представлены репродукции оригинальных табличек.

Библиотека Ашшурбанипала - самая древняя из всех известных библиотек. Составлялась в столице Древней Ассирии – по указанию царя Ашшурбанипала (который правил в 669-633 гг. до н. э.) В библиотеке были собраны в подлинниках и в копиях 25 тыс. глиняных табличек с клинописными текстами. В 1849 г. археологическая экспедиция Британского музея обнаружила эту библиотеку во дворце Ашшурбанипала.

История открытия

1846 год – несостоявшийся английский юрист Остин Генри Лэйярд сбежал из столицы Англии на Восток, куда его всегда манили жаркие страны и погребенные под землей города. Лэйярд наткнулся на столицу Ассирийского царства – город Ниневию, о которой европейцам давно было известно из Библии и которая почти 3 тыс. лет ждала своего открытия.

1849 год – большая часть библиотеки была найдена Лэйардом. Спустя 3 года ассистент Лэйарда английский дипломат и путешественник Ормуз Рассам в противоположном крыле дворца обнаружил вторую часть библиотеки. Среди развалин дворца Ашшурбанипала он нашел несколько комнат, в которые, как могло показаться, кто-то намеренно свалил тысячи клинописных табличек.

В те древние времена, во время пожара, когда город умирал под ударами мидийских и вавилонских воинов, в губительном для Ниневии огне «глиняные книги» прошли обжиг, закалились и, так смогли сохраниться. Но, к сожалению, многие разбились.

Ормузд Рассам старательно упаковал «глиняные таблички» в ящики и отправил их в Лондон. Однако еще 30 лет понадобилось исследователям, чтобы изучить их и перевести на современный язык.

Что в «глиняных книгах»?

Библиотека хранила на глиняных табличках почти все, чем были богаты культуры Шумера и Аккада. «Глиняные книги» поведали миру, что мудрые математики Вавилона не ограничились четырьмя арифметическими действиями. Они умели вычислять проценты, могли измерять площадь разных геометрических фигур, существовала у них сложная таблица умножения, они знали возведение в квадратную степень и извлечение квадратного корня. Наша неделя из семи дней также родилась в Междуречье, там же была заложена и основа современной науки о строении и развитии небесных тел.

Там были исторические тексты, свитки законов, медицинские справочники, описания путешествий, словари со списками шумерских слоговых знаков и грамматических форм и даже иностранные словари, потому как у Ассирии были связи чуть ли не со всеми странами Передней Азии.

Описание. Организация библиотеки

Ассирийцам по праву можно претендовать на звание первопечатников, ведь сколько царских указов, государственных и хозяйственных документов необходимо было писать и переписать, перед тем как рассылать их во все концы огромного Ассирийского царства! А для быстроты «печатания», ассирийцы вырезали на деревянной доске необходимые надписи, делали с нее оттиски на глиняных табличках. Чем такая доска не печатный станок?

В библиотеке Ашшурбанипала книги хранили в строгом порядке. Внизу каждой таблички было указано полное название книги, а рядом – номер страницы. Кроме этого, во многих табличках каждая последняя строка предыдущей страницы повторялась в начале следующей.

Был в библиотеке и каталог, в котором записывались названия, количество строк, отрасль знаний – отдела, к которому относилась книга. Отыскать необходимую книгу не составляло труда: к каждой полке была прикреплена небольшая глиняная бирка с названием отдела – совсем как в библиотеках нашего времени.

Все книги в ниневийской библиотеке были написаны на глиняных таблетках (таблицах), которые делали из глины высшего качества. Вначале глину долго месили, а после делали из нее брикеты размерами 32 х 22 см и толщиной в 2,5 см. Когда таблица была готова, писец треугольной железной палочкой писал по сырой таблетке.

Если бы мы чудесным образом могли оказаться в библиотеке Ашшурбанипала, скорей всего подумали бы, что попали в громадные винные погреба. На длинных глиняных скамьях стоит множество глиняных сосудов, в них и находятся книги-таблички. Много библиотечных полок также сделаны из глины, потому как в Месопотамии деревья почти не росли и древесина была очень дорогой. На других полках из глины сосуды поменьше, в них собственноручные царские записи, в которых рассказано о военных походах правителей Месопотамии, указы и письма, списки царей, которые когда-то правили в Месопотамии с того самого времени, когда «цари сошли с неба». А в самых маленьких кувшинчиках – песни , сборники пословиц, плачей, гимны богам.

Только в XIX веке результаты археологических раскопок полностью подтвердили…

Создание библиотеки

Часть книг в ниневийской библиотеке была из побежденных Ассирией государств, часть покупалась в храмах других городов или у частных лиц. После того как появились книги, появились и книголюбы. Сам царь Ашшурбанипал был рьяный коллекционер, и это не случайно.

Ашшурбанипал – редкий случай среди царей Древнего Востока – был образованнейшим человеком того времени. Его отец, Асаргаддон, хотел что бы сын стал верховным жрецом, потому юный Ашшурбанипал изучал все науки тех времен. Любовь царя к книгам сохранилась до конца жизни, он отвел несколько комнат на втором этаже своего дворца под библиотеку.

Все «глиняные книги» ниневийской библиотеки старше ее самой, потому как почти все они или копии с шумеро-вавилонских текстов, или древние таблички из государственных и храмовых архивов. По велению царя во всех уголках его обширного царства многочисленные писцы снимали копии с литературных памятников. Работали они с большим старанием, и на многих табличках делалась надпись, которая заверяла идентичность копии и оригинала: «С древнего подлинника записано, а потом сверено» Царь все время требовал, чтобы царские чиновники заботились о пополнении его собрания. Было обнаружено несколько глиняных табличек с его приказами: «Драгоценные таблички, которых нет в Ашшуре, найдите и доставьте их мне».

Если судить по записям на табличках, библиотека Ашшурбанипала была публичная, об этом гласит, к примеру, такая надпись: «Дворец Ашшурбанипала, царя мира, царя Ассирии, которому бог Набу и богиня Тазмита дали уши, чтобы слышать, и открытые глаза, дабы видеть, что представляет сущность правления. Это клинообразное письмо, проявление бога Набу, бога высшей миссии. Я его написал на плитках, я пронумеровал их, я привел в порядок их, я поместил их в своем дворце для наставления моих подданных».

Наследницей шумерской культуры стала Вавилония, а затем - Ассирия. На протяжении многих веков ассирийские правители вели успешные войны с соседними государствами. В начале VII века до н. э. они подчинили себе Вавилонию, часть Малой Азии и даже Египет. Большую роль в завоевании новых земель сыграло хорошо обученное ассирийское войско: знаменитые ассирийские колесницы, конница и пехота.

Столицей могущественного государства стала древняя Ниневия, основанная в V тысячелетии до н. э. Резиденция ассирийских правителей отличалась большим количеством дворцов. Построенные на возвышениях, окруженные высокими стенами, они поражали роскошной отделкой. Многочисленные скульптуры, золото и мрамор окружали их владельцев. У входа во дворцы стояли статуи крылатых быков с человеческими головами, которые должны были охранять их от злых божеств.

Одним из последних ассирийских правителей был Ашшурбанипал (668 – 626 гг. до н. э.), высокообразованный для своего времени царь - грамотей, умеющий читать и писать. Его отец, ассирийский царь Асархаддон (680 – 669 гг. до н. э.), как считают некоторые исследователи, первоначально хотел сделать из сына верховного жреца. А жрецы были высокообразованными для своего времени людьми, - они должны были уметь читать клинопись и знать священные тексты.

Жрецом Ашшурбанипал не стал, но любовь к чтению у него осталась на всю жизнь. На двух из найденных впоследствии археологами табличках, его рукой было написано, что он знал языки и писцовое искусство всех мастеров письма, присутствовал на собраниях переписчиков, решал сложные задачи с умножением и делением. Не удивительно, что именно этот правитель две с половиной тысячи лет назад собрал в своем дворце в Ниневии богатейшую библиотеку из десятков тысяч клинописных табличек.

В VII веке до н. э. Ашшурбанипал подчинил своей власти огромную территорию. По его личному повелению, в течение всех сорока лет его правления, множество опытных писцов, знающих несколько языков, разъезжали по всему ассирийскому государству. Они разыскивали древние книги в библиотеках и храмах Египта, Ассирии, Вавилона, Аккада, Ларса и, если невозможно было забрать оригиналы, снимали с них копии.

На большинстве копий сохранились пометки, подтверждающие ее точность: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Если подлинник, с которого делалась копия, стерся от времени или был неразборчиво написан, то писцы помечали: “Стерто” или “Не знаю”. Имевшиеся на древних текстах устаревшие знаки писец должен был заменить современными, допускалось сокращение очень длинного текста. “…Разыскивай редкие таблички, хранящиеся в тамошних архивах, - гласил приказ царя, - копий которых у нас в Ассирии нет, и принеси их мне… Никто не смеет отказать тебе в выдаче табличек…”

За довольно небольшой срок Ашшурбанипалу удалось собрать одну из первых библиотек мира, отличавшуюся не только своей величиной, но и полнотой фондов и которая даже сегодня является одной из лучших сокровищниц известных человечеству. В своем фонде она имела десятки тысяч клинописных табличек не только о древних государствах Ассирии и Вавилона, но и по всем известным в то время отраслям знаний. Здесь имелась литература по географии и истории, грамматике и праву, математике и астрономии, медицине и естествознанию, прекрасно была представлена в фондах религиозно-богословская литература: сборники колдовских заклинаний против злых духов, болезней, сглазов и порчи; покаянные псалмы и исповедные вопросники.

Царская библиотека, как свидетельствует запись на одной из табличек, скорее всего, была открыта для широкого пользования, и содержалась в образцовом порядке. Имелись инвентаризационные записи и каталог, велась систематизация фондов. На плитке указывалось название произведения, комната и полка где оно хранилось, отмечалось число строк в табличке.

Если произведение не умещалось на одной табличке, то последняя строка предшествующей записи - повторялась на следующей. Внизу указывались начальные слова самого произведения. Таблички, которые относились к одному произведению, хранились вместе, в отдельном деревянном ящике или глиняном ларе и помещались на специальных полках в систематическом порядке. К полке прикреплялась этикетка с названием отрасли знания.

При раскопках ученые нашли копии первых учебников клинописи, составленных еще в XVIII веке до н. э., различные словари, в том числе, шумеро-аккадский. Во фрагментах сохранился “Учебник для царевича Ашшурбанипала” – двуязычный учебный словарь. Была найдена вавилонская книга Бытия, эпос о Гильгамеше с легендой о потопе, различные сказания и мифы.

Общее количество найденных учеными табличек составляло около 20 тысяч. Основной массив этих уникальных глиняных книг хранится в Британском музее (Лондон).

Одно из главных сокровищ Британского музея - рельефы из дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Нимруде. Каменные плиты с изображением охоты на львов украшали стены царского дворца, раскопанного в середине XIX века сэром Генри Лейардом. Датируются рельефы серединой VII в. до н.э.
Главная тема изображений - прославление мощи царя людей, который побеждает царя зверей. Сейчас, когда все вокруг хочешь – не хочешь, задумываются о природе единоличной власти, «сильной руке» и «альфа-самце» во главе государства, эти изображения стоит рассмотреть повнимательнее.

Итоговая сцена цикла: могучий царь в сопровождении оруженосца разит мечом разъяренного льва. Кстати, человек здесь одного размера со львом, и даже кажется несколько больше зверя. Ашшурбанипал выглядит как ожившая статуя: бесстрастный, словно вросший в землю, с железной хваткой рук.
В другой сцене Ашшурбанипал изображен на колеснице. Завершающий удар опять наносит царь и выполняет эту "работу" с привычной точностью и уверенностью.

Его стрела, несомненно, достигнет цели:

Его нарядный конь спокоен и бесстрашен:

А слуги царя вообще больше похожи на роботов, чем на людей. Они поменьше царя, но так же твердокаменны и крепко сбиты:

Лев в бессильной злобе грызет колесо:

Пустое пространство, где сходятся люди и звери, рассекают стрелы:

Самое потрясающее в рельефах из Ниневии - изображение жертв. Расплющенный зверь превращен в жуткий знак смерти:

Погибающая на наших глазах львица, судорожно поджимает в последний раз лапу:

На земле лежит обессиленный лев, над которым несется царская колесница. В этом фрагменте рельефа опять нарушается реальный масштаб, чтобы подчеркнуть торжество человека:

Насколько похожи друг на друга люди, настолько по-разному умирают звери. И от этого тема страданий становится, во всяком случае, для нас важнее темы торжества сильного царя.

Не всегда понятно как располагаются фигуры львов в пространстве. Иногда кажется, что они одновременно и стоят и лежат.

Мы видим страдания, но царь и его приближенные, глядя как гибнут львы, как хлещет кровь из пасти грозного зверя, испытывали не жалость, а торжество.

Отдельные изображения животных из этих рельефов воспроизводят часто. Но какие-то части цикла известны гораздо меньше. Разглядывая весь комплекс в зале музея, делаешь жуткое открытие: это не охота, а добивание зверей-пленников. Их выпускают из тесных клеток, чтобы стрела или меч царя достигли жертвы наверняка.

Рядом слуги с громадными псами:

Так организуется триумф победителя: изловить, помучить, добить и торжественно продемонстрировать добычу:

Слуги-близнецы легко и дружно несут убитого льва:

Ни царь, ни его подданные-автоматы не воспринимаются нами сейчас как люди, поскольку напрочь лишены страха или сострадания. Около этих рельефов гораздо отчетливее, чем в залах древнегреческого или древнеримского искусства, проступает непроходимая грань между нами и древними цивилизациями. Хотя особой разницы между ритуальным закланием львов и жертвоприношениями на Акрополе или кровавыми представлениями на арене Колизея в общем-то немного. Жестокость в том мире не нуждалась в прикрытии, ее демонстрировали. Но если Греция и Рим – это все-таки человеческий мир, в котором в той или иной мере развивалась демократия, то в ассирийских рельефах «во всей красе» предстает восточная деспотия. Кстати, женщине здесь совсем нет места. Так же, как и Сократу. Страдают в этом мире не люди, а звери. Поэтому именно им мы сочувствуем. И не Ашшурбанипал, а раненная львица стала для нас главной героиней этих рельефов. Именно это изображение сейчас кочует из одной книги в другую.