Государства европы с федеративным устройством. Федеративное государство. Признаки федеративного государства. Унитарное и федеративное государство. Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного , имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы , основные законы); они наделены правом принимать региональные законы ; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство , столица , герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета .

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты , провинции , республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации , которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз .

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов , кантонов , республик .
  • В союзном государстве верховная законодательная , исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией .
  • Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США , ФРГ , Бразилия , Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента . Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Имитация федерализма

Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия , Соединённые Штаты Америки), во вторых - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия , Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию , в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» - федерация, субъекты которой имеют право сецессии . Предполагается, что таковой станет в будущем ныне конфедеративный Союз России и Белоруссии . Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Союз Советских Социалистических Республик . Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. Перед распадом СССР предполагалось, что «обновлённый» Союз Суверенных Государств будет также «мягкой федерацией».

Современные федеративные государства

Современные федеративные государства на карте мира

Смотреть что такое "Федеративные государства" в других словарях:

    Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… … Википедия

    Federated States of Micronesia … Википедия

    См. также Государства члены ООН (список) В ООН в настоящее время входит 192 государства. Из международно признанных независимых государств в ООН не входит лишь Ватикан. Содержание 1 Первоначальные члены ООН 1.1 … Википедия

    - (Federative States of Micronesia) ФШМ, государство в западной части Тихого ок., в Микронезии, в арх. Каролинские о ва (Центральной и Вост. Каролины). 701,4 км². Население св. 103 тыс. человек (1992), главным образом микронезийцы различных… … Большой Энциклопедический словарь

    Основная статья: Организация Объединённых Наций Число государств членов ООН составляет 192 государства. Страна Число/месяц вступления Год вступления Примечание Австралия 1 ноября 1945 Австрия 14 декабря 1955 Азербайджан 2 … Википедия

    - (Federative States of Micronesia), ФШМ, государство в западной части Тихого океана, в Микронезии, в архипелаге Каролинские острова (Центральная и Восточная Каролины). 701,4 км2. Население 106 тыс. человек (1996), главным образом микронезийцы… … Энциклопедический словарь

    См. также Список государств членов ООН В ООН в настоящее время входит 193 государства. Из международно признанных независимых государств в ООН не входит лишь Ватикан, из частично признанных САДР, Палестина, Китайская Республика (Тай … Википедия

    Федеративные Штаты Микронезии - (Республика Микронезия) (Federated States of Micronesia)Federated States of Micronesia, объединение островных стран, расположенных на приблизительно 600 о вах в архипелаге Каролинские о ва в зап. части Тихого океана, к С. от экватора; пл. 701… … Страны мира. Словарь

Книги

  • Налоговые системы зарубежных стран. Учебник , Тютюрюков Николай Николаевич, Гурнак Александр Владимирович, Князева Анастасия Викторовна. Рассматривается налогообложение в зарубежных странах, с которыми Россия образует международные экономические блоки (ЕАЭС, БРИКС), и стран, которые наиболее тесно связаны торговыми отношениями…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГУ ВПО Московский государственный лингвистический

Университет факультет экономики и права (юридическое отделение)

Курсовая работа

на тему: «Федерация»

по дисциплине: Теория государства и права

Студент: Михайлов Владимир Иванович

Консультант темы: Шелковникова Е.Д.

Москва 2010

Введение

1. Основные признаки федеративного государства

2. Виды федераций

3. Современные федеративные государства

Заключение

Список литературы

Введение

Федерация - это форма государственного устройства, основанная на государственных образованиях, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью. Всего в мире насчитывается 24 федеративных государств, занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения.

Тема моей работы - федеративное государство. Эта тема является актуальной в наше время, потому что современный мир показывает нам переменчивость и динамичность институтов государства. Исчезают старые государства, возникают новые. Предметом постоянных споров и обсуждений становятся не только границы между различными государствами, но даже состав отдельных государств. Возникают и создаются населенные территории, население которых не считает себя частью ни одного из существующих государств (например, Палестина), одновременно возникают государства в государствах (например, республики в составе РФ). Известный российский исследователь федерализма Л.М. Карапетян подчеркивает: “Бесспорно, что общие определения, понятия должны развиваться и уточняться в соответствии с исторической практикой и ее научным осмыслением. Но при этом не следует забывать, что эти уточнения не могут изменить сущностную характеристику рассматриваемого явления или предмета... Задача науки состоит не в том, чтобы оправдывать противоречащую естественно-историческим процессам политическую практику. Она призвана на основе объективного анализа этих процессов выявлять определяющие социального прогресса, вырабатывать обоснованные рекомендации по оптимальной организации жизнедеятельности государства и общества и, конечно же, упреждать волюнтаризм политиков”. Цель данной работы - изложить традиционные положения теории государства и права в области изучения федерального государственного устройства, а также изучить взгляды современных исследователей федерализма. В рамках указанной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

1) дать определение понятию “федерация”;

2) рассмотреть основные типы и виды федераций;

3) выявить преимущества и недостатки федеративного устройства.

4) указать признаки федеративного государства

Объектом данного исследования является федеративные государства как таковые. Предметом исследования являются научные работы по заданной тематике, конституции зарубежных стран, примеры из истории.

Для раскрытия темы был использован всесторонний и объективный круг нормативных и литературных источников: конституции и дополнения к ним наиболее ярких государств, представителей федерализма, работы по заданной теме российских и зарубежных авторов, энциклопедические словари и материал полученный из лекций.

1. Основные признаки федеративного государства

федеративный правовой государство

Прежде чем изучать специфику федеративного государственного устройства, определим само понятие государственного устройства. Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти. Понятие «форма государственного устройства» применяется к странам с однонациональным составом населения. Нередко форму государственного устройства называют формой национально-территориального устройства, административного устройства или формой политико-территориального устройства. В современной литературе принято выделять три основных формы государственного устройства: унитарное, федерацию, конфедерацию. Более правильным представляется мнение о том, что существует две формы государства: именно унитарные и федеративная форма. Унитарная форма государственного устройства характеризуется в основном тем, что в таком государстве существует двухзвенная система органов: высшие и местные органы. Управление в унитарном государстве является наиболее простым. «Федеративное государство - это наиболее сложная форма государственного устройства, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач» Это, по сути, государство, которое состоит из отдельных государств. Те территориальные образования, которые обладают государственностью, являются субъектами федерации. В федеральном государстве существует трехзвенная система государственных органов (федеральные - высшие органы, высшие органы субъектов федерации, местные органы). В федеральном государстве может быть двойное гражданство. В федеральных государствах может существовать двойная система законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. В федеральных государствах может существовать двойная кредитно-денежная система и двойная налоговая система. Таким образом, государственное управление федерального государства является более сложным, чем в унитарном.

Федеративная природа ряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада, Индия и т.д.). Часто также принимают федеративную форму государственного устройства территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) - одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра.

Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный или территориальный принцип, что способствует разрешению национального вопроса. В первом случае федерация образуется из самостоятельных государств преимущественно на договорной основе, во втором - субъектами федерации выступают государственные образования, образованные по территориальному признаку. В США, например, субъектами федерации являются штаты.

Государство состоит из 50 штатов, являющихся равноправными субъектами федерации, столичного федерального округа Колумбия и зависимых территорий. Каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти. Штаты делятся на округа -- более мелкие административные единицы, меньше чем штат и не меньше чем город. Всего по данным Бюро переписи населения США в стране насчитывается 3 141 округ. Полномочия администрации округов и взаимоотношения с муниципальными властями расположенных на их территории населённых пунктов сильно различаются от штата к штату. Местной жизнью населённых пунктов управляют муниципалитеты.

В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.

Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств и создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических) и, как правило, носит временный характер. Впоследствии конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария), или распадается. Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, существовавшее с февраля 1958 по сентябрь 1961, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Конфедерация сочетает в себе признаки внутригосударственной и международно-правовой организации.

Федерация - тоже, что союзное государство, образуются в большинстве случаев посредством сплочения отдельных государств в одно целое; иногда промежуточным звеном является конфедерация. Бывают, однако, случаи, когда в унитарном государстве появляется стремление к самостоятельности отдельных провинций, и оно превращается в федерацию. Так Мексика, бывшая под испанским владычеством единою провинциею и оставшаяся унитарным государством по конституции 1813 г.,обратилась в государство федеративное по конституции 1824 г. Точно также Бразилия, унитарная в эпоху империи, превратилась в федеративную республику. Все ныне существующие федеративные государства состоят из отдельных государств, с вполне определенными территориями. В самое последнее время, однако, в литературе и в политической жизни (именно в политической жизни Австрии) возникла идея о федерации национальностей. Главная задача федерации есть охрана самобытности государства, между тем на сохранение самостоятельного бытия претендуют не только государства, но и национальности. Границы между национальностями не только не совпадают почти нигде с границами государств или провинций, но вовсе не имеют территориального характера. Особенно верно это относительно Австрии. В Богемии и Моравии, кроме господствующего чешского населения, существует немецкое меньшинство; Силезия населена почти поровну чехами и поляками и, кроме того, обладает значительным немецким меньшинством; Галиция делится между русинами и поляками, тоже с значительною примесью немцев и т. д. Наконец, евреи рассеяны повсюду, нигде не составляя видного процента населения. Невозможно так перекроить карту Австрии, чтобы создать федерацию из территорий с однородным национальным населением. Поэтому национальный вопрос является самым больным вопросом в Австрии, в литературе австрийского государственного права возникла мысль организовать национальности вАвстрии так, как организуются церкви в Соединенных Штатах Сев. Америки, т. е. объединить всех людей, принадлежащих к определенной национальности, где бы (в пределах всего государства) они ни жили, и предоставить в их ведение вопросы народного просвещения, языка икультуры, а для решения всех остальных государственных вопросов (суд,полиция и т. д.) соединить их в одну федерацию. Эту идею начала разрабатывать часть австрийской социал-демократии, которая на брюннском партейтаге (съезд выборных какой-либо политической партии в Германии и Австрии) в 1899 г. предложила подробный проект такой федерации. Главные его пункты: "Австрия должна быть демократической федерацией национальностей; каждый живущий в Австрии народ, независимо от обитаемой им территории, должен представлять автономную группу, которая решает все свои национальные задачи (культурные и касающиеся языка) совершенно самостоятельно; территориальные области должны иметь чисто административный характер и не иметь никакого влияния на национальные отношения; в государстве все языки должны быть совершенно равны". Проект встретил ожесточенную оппозицию в среде самой социал-демократической партии; противники указывали на практическую его неосуществимость, направленное на решение вопроса о языке, употребляемом в суде которое должно было решаться властью, организующею суд, следовательно - властью, связанною с территорией; таким образом иное вмешательство этой власти в национальные отношения является безусловно необходимым. Проект был отвергнут партией, но основная егомысль не заглохла и усердно разрабатывается и пропагандируется. Точно также федеративно организовались в1899 г. социалистическая партия Франции.

Все федеративные государства характеризуются следующими юридическими признаками:

1) двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации). Федерализм изначально опирается на строгое двухуровневое разделение властей и полномочий. По этой причине различные уровни власти должны иметь свои ключевые органы и располагать определенными финансовыми средствами, достаточными для осуществления своих задач;

2) наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации;

3) принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило верхняя, представляет интересы субъектов федерации);

4) верховенством федерального права;

5) непризнанием за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками);

6) финансовой зависимостью субъектов федерации от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти: права чеканить монету, права эмиссии банковских билетов и других денежных знаков), посредством которой создается механизм подчинения себе центральной властью субъектов федерации;

7) принципом двойного гражданства;

8) отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации. Такое право за субъектом федерации не признает ни одна из современных конституций федеративного государства. Более того, предпринимавшиеся когда-либо попытки сецессии подавлялись силой оружия. Подобное имело место в 1861--1865 гг. в США в ходе Гражданской войны Севера и Юга, когда силой оружия 11 штатов были "возвращены" в состав федерации; в 1847 г. -- в Швейцарии; сравнительно недавно -- в Нигерии, в некоторых штатах Индии. В то же время в 1965 г. мирно из состава Малайзии вышел Сингапур; в 1971 г. от Индии отделился Восточный Пакистан, образовав государство Бангладеш; таким же способом распалась Чехословацкая Социалистическая Федеративная Республика. Крайне болезненно сецессия протекала в бывшей Социалистической Федеративной Республике Югославии.

От федерации необходимо отличать унитарные государства с элементами политической автономии, децентрализованное государство, иные виды образований, использующих принципы федерализма. К таким образованиям относятся: конфедерация, отличающаяся от федерации более высокой степенью концентрации власти не на уровне центрального правительства, а на уровне составляющих федерацию частей. В федерации составляющие ее части отказываются от собственного суверенитета по ряду вопросов (международные отношения, оборона и др.); в конфедерации государства-члены сохраняют большую независимость и делегируют значительно меньше власти центральным органам управления. Более слабым (по сравнению с конфедерацией) образованием с обладающим минимальной властью центром и государствами-членами, оставляющими за собой широкий суверенитет, является лига, создаваемая с очень ограниченными целями. Ситуация, при которой два государства совместно осуществляют контроль над третьим, предоставляя последнему определенную степень автономии, именуется кондоминиумом (например, Андорра, находящаяся под совместным контролем Франции и Испании).

На федеративный характер современного Российского государства указывают следующие его юридические признаки: территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью; компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; субъекты Федерации обладают правом принятия собственной конституции (устава), имеют свои высшие законодательные и исполнительные органы; в России существует единое гражданство; в российском парламенте имеется палата, представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации); внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, которые официально представляют РФ в межгосударственных отношениях.

К отличительным признакам федерации относятся:

1) наличие собственных органов власти у субъектов федерации;

2) приоритет федеральных законов над региональными;

3) наличие органов местного самоуправления;

4) право субъектов на свободный выход из состава федерации;

5) наличие административно-территориального деления;

6) единый государственный бюджет;

7) верхняя палата парламента состоит из представителей всех субъектов федерации;

8) смешанное федеративно-территориальное деление.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств. Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

2. Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

1)Симметричные

2)асимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных -- конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:

1)территориальные

2)национальные

3)смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных -- по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

1)договорные

2)конституционные

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании Союза ССР).

3. Современные федеративные государства

Европа

Австрийская Республика

1920 г. Принятие конституции Австрийской республики, федеративное устройство. Австрия -- федерация в составе 9 земель (Бургенланд, Каринтия, Нижняя Австрия, Верхняя Австрия, Зальцбург, Штирия, Тироль, Форарльберг, Вена)).

Российская Федерация

(25.12.1991 Верховный совет РСФСР утвердил официальное название Российского государства- Российская Федерация (Россия) Субъекты РФ).

Федеративная Республика Германия

(8 мая 1949 года принял Основной закон будущего государства. Проект закона был подготовлен комитетом немецких специалистов конституционного права. Название «Федеративная Республика Германии» было придуманное Т.Хейсом, будущим первым президентом страны.

23 мая 1949 года Основной закон (конституция) был опубликован и вступил в силу. Таким образом в западной оккупационной зоне была создана Федеративная Республика Германии (ФРГ) со столицей в Бонне. Этот день считается днем образования ФРГ.

3 октября 1990 год - день успешного официального воссоединения Западной и Восточной Германии.Германия -- государство с федеративным устройством; в составе 16 равноправных субъектов -- земель (Lдnder; см. земли республики Германия), три из них -- города (Берлин, Бремен и Гамбург).

Земля

Столица

1.Баден-Вюртемберг

Штутгарт

2. Свободное государство Бавария

4. Бранденбург

5. Свободный ганзейский город Бремен

6. Свободный и ганзейский город Гамбург

Висбаден

8. Мекленбург -- Передняя Померания

9. Нижняя Саксония

Ганновер

10. Северный Рейн -- Вестфалия

Дюссельдорф

11. Рейнланд-Пфальц

Саарбрюккен

13. Свободное государство Саксония

14. Саксония-Анхальт

Магдебург

15. Шлезвиг-Гольштейн

16. Свободное государство Тюрингия

Швейцарская Конфедерация

(Федерация с 1848г. Швейцария -- федеративная республика, состоящая из 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов, наибольшие по территории: Цюрих, Берн, Граубюнден, Вале и Тичино).

Королевство Бельгия

(1830 -- бельгийская революция и в том же году Бельгия вышла из состава нидерландского королевства и получила независимость. Бельгия становится нейтральным королевством во главе с Леопольдом I.)

Федерация Боснии и Герцеговины

(18 марта -- Хорватская республика Герцег-Босна и Республика Босния и Герцеговина подписали Вашингтонское соглашение о создании Федерации Боснии и Герцеговины -- федеративного государства боснийских мусульман и хорватов.)

Азия

Исламская Республика Пакистан

(Пакистан возник в 1947 году в результате раздела территории Британской Индии).

Малайзия

(16 сентября в 1963г. В Куала-Лумпуре состоялось провозглашение нового государства -- Федерации Малайзия).

Объединённые Арабские Эмираты

(2 декабря 1971г. -- провозглашена независимость Объединённых Арабских Эмиратов, объединивших эмираты Абу-Даби, Дубай, Шаржда, Аджман, Умм эль-Кайвайн и Фуджейра, входивших ранее в британский протекторат Договорный Оман).

Республика Индия

Республика Ирак

Африка

Союз Коморы

Федеративная Демократическая Республика Эфиопия

(В 1952-62 гг. страна называлась Федерацией Эфиопии и Эритреи. В 1993г. Эритрея вышла из состава страны, объявив о своей независимости.)

Федеративная Республика Нигерия

(В 1960г. 1 октября -- провозглашена независимость Нигерии от Великобритании. В 1967 году области были расформированы и заменены 12 штатами, напрямую подчинёнными федеральному правительству (только бывшая Среднезападная область избежала дробления). В 1976 году были образованы ещё 9 штатов, а также федеральная столичная территория (ныне Абуджа). В 1987 году были образованы 2 новых штата, в 1991 году -- 9, в 1996 году -- 6).

Судан

(В 1956г. 1 января -- Судан получил независимость от Великобритании и Египта. В административном отношении Судан делится на 25 штатов, иногда называемых также провинциями(Северный Дарфу,Северный Кордофан,Сеннар, Хартум, Центральная Экватория,Восточная Экватория и тд).

Америка

Аргентинская Республика

Аргентина -- федеративная и представительная республика, в состав которой входят 23 провинции и автономный столичный округ(Федеральная столица Буэнос-Айрес, Катамарка, Чако, Чубут, ордова,Корриентес,Энтре-Риос).

Боливарианская Республика Венесуэла

(В 1811г. 5 июля -- Национальный конгресс в Каракасе провозгласил независимость Венесуэлы от Испании).

Канада

(В 1982 г. 17 апреля -- Королева Великобритании Елизавета II провозглашает новую конституцию Канады, предоставляющую полную политическую независимость от Великобритании и включающую в себя первый канадский билль о правах.).

Мексиканские Соединённые Штаты

(В 1810г. 16 сентября -- католический священник Мигель Идальго призывает к освобождению Мексики от власти Испании («Клич Долорес»). Начало войны за независимость Мексики. В 1824г. 31 января -- Учредительный конгресс Мексики принял «Основной закон», гласивший, что «мексиканская нация навсегда свободна и независима»).

Соединённые Штаты Америки

(Дата независимости: 4 июля 1776 (от Великобритании), признана 3 сентября 1783(Парижский мир). Государство состоит из 50 штатов, являющихся равноправными субъектами федерации, столичного федерального округа Колумбия и зависимых территорий. Каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти.)

Федеративная Республика Бразилия

(В 1889г. 15 ноября-- В Бразилии свергается император Педру II. Страна провозглашается республикой.)

Федерация Сент-Кристофер и Невис

Федеративные государства, существовавшие в прошлом :

Европа

Федеративная Республика Испания (1873--1874)

Союз Советских Социалистических Республик (1922--1991)

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945--1992)

Чехословацкая Социалистическая Республика (1968--1990), позднее -- Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990--1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика (1992)

Союзная Республика Югославия (1992--2003)

Азия

Федеративные Малайские Штаты (1896--1946)

Малайский Союз (1946--1948)

Федерация Малайзия (1948--1963)

Соединённые Штаты Индонезии (1949--1950)

Федерация Южной Аравии (1962--1967)

Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (1922-1936)

Африка

Французская Западная Африка (1904--1958)

Французская Экваториальная Африка (1910--1960)

Соединённое Королевство Ливия (1951--1963)

Федерация Родезии и Ньясаленда (1953--1963)

Объединённая Арабская Республика (ОАР, 1958--1971)

Малийская Федерация (1959--1960)

Федеративная Республика Камерун (1961--1972)

Америка

Соединённые Провинции Центральной Америки (1823--1838)

Конфедеративные Штаты Америки (1861--1865)

Новая Гранада (1855--1886)

Вест-Индская Федерация (1958--1962)

Заключение

Федеративное государство является суверенным государством, которое объединяет территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Но федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории.

Федерация - это самая молодая и самая прогрессивная форма государственно-территориального устройства.

Но эффективна ли федеративная форма государственного устройства? Анализ конституционной практики различных федеративных государств показывает, что федерализм является наиболее совершенной формой государственного устройства. Практика показывает, что федеративная форма государственного устройства достаточно активно применяется рядом государств и приносит, как правило, положительные результаты. Сама жизнь все настойчивее показывает необходимость постоянного совершенствования конституционной модели Федерации в России. В этой связи особенно остро встает проблема заимствования зарубежного опыта - процесса весьма противоречивого и сложного. Это, однако, не означает отказа от заимствования зарубежных моделей федерализма и практики их конституционного закрепления, тем более, что чисто российский опыт в этой сфере явно недостаточен. Зарубежный опыт может учитываться в процессе модернизации федерации, но только постепенно и с осторожностью, чтобы страна не лишилась перспектив своего дальнейшего развития.

Список л итературы

1) Конституция РФ, гл. 3 Федеративное устройство., ст. 65, 66, 67

2) Конституция Австрийской республики, гл. 1, ст. 2,3,4,5

3) Статьи конфедерации США, ст.1,2,3

4) Бахлов. Политико-правовая конструкция советской федерации

5)Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001. С. 16.

6) 0.0. Миронов. Теория государства и права: Курс лекций «Формы государственного устройства».

7) Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права

8) Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. -- М.: Юрид. лит., 2002. -- 432 с.

9)Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. -- С.-Пб. 1890--1907.

10) Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации: Сб. аналит. обзоров и рекомендаций / Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. - М., 1995.-294с. И. В.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические аспекты понятия сущности государства, его признаки и классификация. Характеристика, особенности и отличительные черты унитарного и федеративного государственного устройства, их преимущества и недостатки. Россия как федеративная страна.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2011

    Становление и развитие федерализма в России. Преимущества и недостатки федеративного устройства. Степень централизации власти в унитарном государстве. Сущность федерации как исторической формы консолидации государств. Степень гомогенности общества.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2015

    Федерация - одна из основных разновидностей государственного устройства. Тип федеративного устройства; современный подход к классификации. Преимущества и недостатки федеративного устройства.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2004

    История российского федерализма. Анализ конституционно-правовых основ федеративного устройства Российской Федерации. Понятие и виды форм государственного устройства. Влияние федеративного устройства на реализацию государственного управления, пути решения.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2010

    Формы национально-государственного устройства. Национально-культурная автономия. Административно-территориальные единицы унитарного государства, его принципы функционирования. Признаки федеративного государства. Понятие конфедерации, примеры государств.

    реферат , добавлен 06.12.2010

    Сущность формы государственного устройства как национального и административно-территориального строения государства. История формирования и основные признаки унитарного и федеративного государств. Характеристика форм межгосударственного объединения.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2014

    Формы государственного устройства, их классификация и распространенность в мире, направления исследования в теории государства и права. Понятие и общая характеристика унитарного, федеративного и конфедеративного государства, их сравнительное описание.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2015

    Сущность и функции государства как единой политической организации общества. Отличительные черты монархии и республики. Особенности унитарного, конфедеративного и федеративного типов государственного устройства. Понятие и виды политических режимов.

    презентация , добавлен 11.10.2014

    Предпосылки и история развития государственного устройства Российской Федерации. Общее понятие и теория федеративного государства. Наиболее общие черты, характерные для федерации. Принципы и особенности федеративного устройства современной России.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    Развитие федеративного устройства России. Принципы федеративного устройства современной России. Верховенство Конституции и федеральных законов. Равноправие субъектов федерации. Государственная целостность. Единство системы государственной власти.

Государственное устройство во многом определяет основные направления развития и функционирования страны. Федеративные государства, список стран с таким устройством можно найти ниже, сегодня малочисленны – их всего 28. Что присуще такому способу управления и каковы его особенности.

Признаки такого устройства содержаться в главном документе — Конституции, где сказано о том, что присуще федеративному государственному устройству, как осуществляется его функционирование, между какими органами распределена государственная власть.

Сам термин федерация означает , в составе которого находятся несколько отдельных субъектов.

Это добровольный союз республик, которые лишены независимости или собственного суверенитета. Субъекты имеют широкие политические полномочия, но ряд вопросов обязаны согласовывать с управляющим органом всей федерации.

Субъектом может быть, как отдельное государство, так и просто определенное территориальное образование (район, округ), которое имеет ряд государственных признаков. Все остальные вопросы самостоятельного урегулирования внутреннего устройства субъект решает сам в рамках полномочий, указанных в обязательном общегосударственном документе.

Субъекты могут:

  • издавать региональные правовые акты (законы, уставы);
  • иметь личный гражданский институт;
  • иметь столицу и свои символы (флаг, гимн);
  • управлять промышленными объектами;
  • иметь собственное название, сформированное исторически или правовым путем;
  • заключать договоры между собой.

Одновременно они не могут быть частью международных отношений вне федерации или принимать все решения без участия главного управляющего органа страны.

Отличается федеративное государство от унитарного наличием двух высших органов власти: общий для всей державы и конкретного субъекта. Кроме того, конфедерация – это смежное понятие, разница состоит лишь в том, что члены конфедерации являются независимыми суверенными объектами. На практике их отличить достаточно сложно, потому что они имеют очень похожую правовую систему.

Полезно знать ! Швейцарский Союз официально считается конфедерацией, но по факту каждый кантон (область) уже стал классическим субъектом без суверенности. А вот Евросоюз являет собой пример классической конфедерации.

Признаки

У каждого государственного устройства есть свои отличительные признаки, которые прописаны в Конституции и которые определяют принадлежность страны к тому или иному виду.

Признаки федеративных осударств

Для большинства подобных держав характерно наличие общих черт:

  • общая площадь состоит из нескольких отдельных территорий субъектов;
  • все три органа власти в субъектах принадлежат и подчиняются федеральным государственным органам власти соответственно;
  • лишь единая конституция державы может разграничить права и обязанности, а также свободы для всей державы и отдельных ее субъектов;
  • в отдельных государствах области имеют право создать собственную конституцию, которая не должна противоречить общей Конституции;
  • только общегосударственные органы имеют право проводить внешнеполитическую деятельность, поскольку только они являются официальными представителями на международной арене;
  • обязателен 2-палатный парламент, который имеет верхнюю (орган представляет субъекты) и нижнюю (является органом общегосударственного представительства) палаты.

Отличительным признаком федеративного государства является наличие в территориальных органах своих законов.

Типы

Политология имеет собственную современную классификацию ассоциаций, в зависимости от прав, которыми обладают субъекты.

Ассоциации бывают:

  1. Симметричные – все области (штаты) равны друг перед другом и обладают одинаковыми правами, прописанными в Конституции. Классическим примером является США, где каждый штат в правовом поле равен другому.
  2. Асимметричные – каждая область обладает собственными правами, согласно Конституции, и их правовой статус отличается (Бразилия).

Типы федеративных государств

Также различают державы в зависимости от особенностей образования:

  1. Территориальные – в основе создания лежит территория, которая является общей для нескольких субъектов (США, Германия);
  2. Национальные – основой для объединения является одинаковая национальность жителей разных областей (Чехословакия, Югославия);
  3. Смешанные – формирование осуществляется сразу по обоим признакам: национальность и территория.

Способы и факторы формирования по большей части и определяют будущий характер, содержание и структуру устройства державы.

Типы федеративных государств

Следует отличать особенности формирования от способа:

  • договорные – заключаются путем переговоров между независимыми государствами, которые осознали необходимость объединения в союз;
  • конституционные – создаются на базе ранее существовавшей унитарной державы или империи.

Полезно знать ! Чаще всего субъекты ассоциации, которая была образована конституционным путем, не могут свободно выйти по желанию, поскольку это запрещено Конституцией.

Типы федеративных государств

Также различны подобные страны по мере и способу принятия решений субъектами:

  • централизованные – все решения принимает главные власти, области обладают лишь малой долей автономности (Аргентина, РФ);
  • децентрализованные – каждая область автономна, и главный орган федерации необходим лишь для централизованного управления всей страной, а не конкретной территорией (Швейцария).

Существует такое понятие, как «мягкая федерация» — территориально-правовое объединение субъектов, каждый из которых имеет право сецессии, то есть. свободного выхода. Ярким примером может стать Эфиопия – единственная страна мира, которая конституционно утверждена в таком статусе. Европейский Союз также можно рассматривать как мягкую форму, но он не является страной по международному праву.

Полезное видео: что такое федеративная страна

Федеративные государства

Список стран, имеющих федеральное устройство, можно найти на каждом континенте. Несмотря на малочисленность таких государств, их территория не уступает по размерам всем остальным.

Примеры в Европе:

  • Российская Федерация,
  • Республика Австрия,
  • Швейцария,
  • Республика Германия,
  • Королевство Бельгия.

Азии менее свойственны страны, имеющие федеративное административно-территориальное образование.

Федеративные государства на карте мира

Среди них только можно назвать:

  • Пакистан (исламская),
  • Индию,
  • Демократическую Республику Непал,
  • Малайзию.

В Африке это:

  • Республика Нигерия,
  • Судан (и Южный Судан),
  • Союз Коморы.

На американском континенте наиболее известными представителем являются, конечно, США. Но кроме них там же располагаются:

  • Канада,
  • Мексиканские Штаты,
  • Республика Бразилия,
  • Аргентинская Республика.

Такое же устройство имеют Австралийский Союз и Федеративные Штаты Микронезии (государство в Океании).

Полезное видео: принцип федеративного устройства

Вывод

В основе разделения всегда лежит степень автономности членов ассоциации. Политологи на сегодняшний день не могут дать точное заключение, насколько сильно государственное устройство влияет на степень и скорость развития общества.

Вконтакте

Введение

На политической карте мира федерации составляют лишь одну восьмую часть из почти 200 государств. В то же время интерес, проявляемый к истории и развитию федеративной формы внутригосударственного устройства, несоизмерим с числом стран, ее избравших. К одному из наиболее часто упоминаемых преимуществ федеративного устройства государства относится его способность к изменениям, требуемым временем, и наличие целого ряда вариантов построения федерации. В этой связи нахождение единой модели федеративного устройства, которую можно было бы применить во всех федеративных государствах, представляется нереальным. Современный федерализм в том виде, в каком он представлен в ряде стран Европы, Америки, Азии и других континентов, является плодом длительного развития, результатом осуществления метода проб и ошибок.

В России также процесс формирования федерации продолжается, поскольку до сих пор неясно, какое разделение полномочий между центром и субъектами является оптимальным, будет ли федерация симметричной или ассиметричной.

Цель курсовой работы - анализ истории возникновения и развития федераций в новое и новейшее время в мире.

1. Дать общее понятие федерации, охарактеризовать их положение на современной карте мира.

2. Разделить существующие федерации на группы и характеризовать их особенности.

При написании курсовой работы были использованы учебные пособия и публикации по конституционному праву зарубежных стран и некоторые публикации по федерализму.

Федеративные государства на современной карте мира

Федеративное государство (федерация) - (от позднелат. Foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.

В настоящее время существует около 200 суверенных государств, и только 25 из них являются федерациями. Но какую роль занимают они в современном мире? На этот вопрос можно ответить однозначно - их значение для современного общества неоценимо.

Большинство федераций - крупные и средние государства, в которых в совокупности проживает около трети населения Земли. Из этих двадцати трех государств 1 является всемирным банковским центром (Швейцария), 4 входят в “большую восьмерку” (США, Россия, Канада, Германия), 6 имеют высокий уровень экономического развития (РФ, Австралия, Австрия, Бельгия, Малайзия, ОАЭ). Однако есть и отсталые государства, где промышленность развита крайне слабо (Нигерия) или ее вообще нет (Коморские Острова).

Федеративные государства имеются на всех континентах и, как правило, занимают там лидирующие позиции.

В 2011 г. в мире насчитывалось 25 федерации, что составляло 12 % от общего числа независимых государств мира (в 1901 г. - 10 %). Европа, Азия и Америка на рубеже XX и XXI веков остаются регионами наибольшего распространения федерализма (по 6 федераций). В Азии располагаются две экзотические федерации монархий - ОАЭ и Малайзия. Наконец, 4 - в Африке, 2 - в Австралии и Океании.

Таблица 1. Страны с федеративным административно-территориальным устройством

Австрийская Республика, Королевство Бельгия, Российская Федерация, ФРГ, Швейцарская Конфедерация, Босния и Герцеговина

Республика Индия, Федерация Малайзия, Союз Мьянма, ОАЭ, Исламская Республика Пакистан, Республика Ирак

Федеративная Исламская Республика Коморские острова, Федеративная Республика Нигерия, Эфиопия, Танзания

Федеративная Республика Бразилия, Боливарианская Республика Венесуэла, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, США, Аргентинская Республика, Федерация Сент-Кристофер и Невис

Австралия и Океания

Австралия, Федеративные Штаты Микронезии

При этом целый ряд федераций, существовавших в прошлом, оказались нежизнеспособными и распались.

Таблица 2. Федерации, существовавшие в прошлом

государство

Республика соединенных провинций

Федеративная Республика Испания

Союз Советских Социалистических Республик

Социалистическая Федеративная Республика Югославия

Чехословацкая Социалистическая Республика

Союзная Республика Югославия

Федеративные Малайские Штаты

Малайский Союз

Федерация Малайзия

Соединённые Штаты Индонезии

Федерация Южной Аравии

Французская Западная Африка

Французская Экваториальная Африка

Соединённое Королевство Ливия

Федерация Родезии и Ньясаленда

Объединённая Арабская Республика

Малийская Федерация

Федеративная Республика Камерун

Южно-Африканская республика

Великая Колумбия

Соединённые Провинции Центральной Америки

Конфедеративные Штаты Америки

Новая Гранада

Вест-Индская Федерация

Сравнение показывает, что на сегодняшний день распавшихся федераций больше, чем существующих, а больше всех с такой формой государственного устройства неудачно экспериментировали страны Африки и Азии.

Некоторые специалисты считают, что можно выделить несколько типов федераций , характерных специфическими траекториями развития. На 25 “конституционных” федераций набирается не менее чем 7 типов.

Западноевропейский ” тип: Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария - старые западноевропейские демократии, связанные (Бельгия, Швейцария) или не связанные с национальной структурой расселения, с длительными традициями самоуправления или независимой государственности составных частей, устойчивым соотношением между политической и этнической идентичностью.

Североамериканский ” тип: США, Канада, Австралия - старые англоязычные “переселенческие” федерации, созданные “снизу” в ходе строительства либеральной демократии, мало связанные с этническими и иными социальными различиями, с устойчивой политической идентичностью, высокой децентрализацией государственной власти.

Латиноамериканский ” тип: Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия - старые “переселенческие” федерации, созданные “сверху” в результате распада испанской и португальской империй из частей их колоний, не связанные с этническими различиями, асимметричные, с большим числом субъектов и высокой централизацией государственной власти, сочетающейся с развитыми институтами самоуправления в субъектах. Многочисленность регионов и асимметричность федерации - создание новых полноправных субъектов из территорий или путем деления “старых” штатов, особенно в районах нового освоения - традиционно использовались в латиноамериканских странах как клапаны для регулирования внутрифедеральных отношений и социальной напряженности.

Островной ” тип: Федеративные Штаты Микронезии, Сент-Китс и Невис, Коморские острова - молодые островные федерации, созданные в результате распада колониальных империй, асимметричные и слабо интегрированные.

Афро-азиатский ” тип: Индия, Малайзия, ОАЭ, ранее ЮАР - молодые, но устойчивые централизованные федерации, созданные “сверху” на базе компромисса между элитами существовавших прежде федеральных государств и/или национальными элитами регионов, ставших субъектами федерации, высоко асимметричные, с сильными различиями в потенциале регионов, как правило, с сохранением существенных элементов авторитарного правления в центре и на местах.

Нигерийский ” тип: Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма - молодые высокоцентрализованные федерации с неустойчивыми авторитарными режимами, возникшие в результате деколонизации, в которых принципы федеративного устройства использованы центральными властями (“сверху) как средство сохранения единства разнородных в этническом, социальном и экономическом отношении регионов, асимметричные, со слабыми и формальными институтами самоуправления на местах, узаконенным частым вмешательством центра в дела регионов, вплоть до коренной перекройки границ между ними

Посткоммунистический ” тип: Российская Федерация, ранее Югославия - страны, которым федерация досталась в наследство от коммунистического режима, причем реформирование затруднено целым рядом институциональных проблем.

Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государство (от позднелатинского foederatio - "союз, объединение") - это форма государственного или национально-территориального устройства, при котором входящие в состав государства члены федерации - земли, штаты, кантоны, провинции, республики, эмираты и др. имеют собственные предметы ведения, в том числе законодательную компетенцию, а также законодательные, исполнительные и судебные органы. Составные части федерации называются субъектами федерации и имеют свое административно-территориальное устройство, свои конституции (штаты в США, земли в ФРГ, республики в Российской федерации) или основные законы, не называющиеся конституциями (например, уставы областей, краев и автономий в Российской федерации). Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов Федерации, их полномочия и др. На всей территории Федерации действуют федеральная конституция и федеральные законы, а также общефедеральные подзаконные акты, федеральные органы государственной власти, федеральные суды. В отличие от автономных образований субъекты Федерации свои конституции принимают сами.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Федеративные государства возникли по-разному. Некоторые из них образовались на основе объединения ранее самостоятельных государств, ставших членами (субъектами) федерации (США в 1787 г. вследствие объединения штатов, Танзания в результате объединения Танганьики и Занзибара в 1964 г., Объединенные Арабские Эмираты в 1971 г.). Таким же образом был образован и СССР 31 декабря 1922 г. Элементы объединительного процесса имели место в Малайзии. Многие федерации были, однако, созданы при принятии конституций или специальными законами (Индия, Пакистан и др.), другие -- сочетали те или иные способы (Россия).

Существует ряд признаков, по которым можно отличить федерацию от других форм государственного устройства:

· существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне;

· наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это закрепляется конституциями государств;

· функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов), где федеральная конституция и федеральные законы стоят на верхней позиции;

· высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам - федеральному президенту, правительству, парламенту, судам;

· субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая модуль для построения судебной системы в субъектах федерации;

· используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общую казну, а потом распределяются по субъектам;

· наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности, таможни, подчиняющихся центральному аппарату.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех принципов:

Принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определение предметов ведения.

Принцип совместной компетенции, т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов.

Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий.

В современной юридической теории принято выделять несколько разновидностей федеративных государств: основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные и национальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные; договорные и конститутивные (конституционные).

Территориальная федерация.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов не соответствует числу национальных групп. "В США нет компактно проживающих национальностей, но существуют 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть компактно проживающее славянское меньшинство -- сербы), но созданы 16 земель (субъектов федерации)". По территориальному принципу были построены латиноамериканские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла), Австралия, многие федерации в новых государствах, возникших на месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и Сирии и др.). В основном территориальный принцип лежит в основе федерации в Малайзии, Пакистане.

Национальная федерация.

В национальных федерациях субъекты создаются на основе разделения проживающего населения по национальности. Тезис о создании федераций только по национальному признаку был безусловным требованием марксистско-ленинской теории по вопросам государства. Таким образом, строились федерации в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 г. в Чехословакии. Федерация в странах тоталитарного социализма рассматривалась только как средство решения национального вопроса, объединения распавшейся многонациональной страны, преодоления национальных противоречий и установления их сотрудничества. Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт:

1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.

2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.

4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие.

5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. В подобных федерациях основополагающий принцип - "право наций на самоопределение". То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это, как правило, не требуется.

Помимо прочего на современной политической карте мира можно встретить и так называемые смешанные федерации. Они представляют собой особый вид федераций - национально-территориальные федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые создана на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов - территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеральная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности). Подобный принцип организации государства, несомненно, оправдывает себя в федерациях с обширными территориями и разнородным населением.

Симметричная федерация

В идеале для юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации, имеющих один и тот же правовой статус. Только субъекты являются частями федерации в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных федераций нет, т.к. какие-то элементы различий между субъектами существуют. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента -- бундесрате (от трех до шести голосов независимо от численности представителей земли), в однопалатном совещательном Национальном собрании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России одни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Конституции государствами, другие -- нет, и т.д. На данный момент только в Австрии, Мексике, Бразилии и Аргентине структура федераций с точки зрения правового положения ее составных частей, близка к идеалу симметричной федерации.

Асимметричная федерация

Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов), да и статус субъектов в свою очередь может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения)-- Виргинские Острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах парламента США). В Индии есть шесть "союзных территорий", статус которых ниже статуса штатов: штаты имеют местные парламенты, правительства, а территории управляются федеральными властями. Аналогичная ситуация существует в Австралии, некоторых других государствах.

Как уже было замечено и статус самих субъектов может быть неодинаковым. "В Индии некоторые штаты (штат Джамму и Кашмир) имеют более широкие права по сравнению с другими штатами (для первого штата сделано много исключений из конституции, законы парламента, относящиеся к Сиккиму, требуют согласования с ним), права мелких штатов (Метхалая, Нагаленд) урезаны, хотя в них с разрешения губернатора может не применяться федеральное законодательство по некоторым вопросам, регулируемым племенными обычаями". В Малайзии главы четырех из 13 штатов не участвуют в выборах главы государства. В России, как отмечалось, в составе федерации есть только субъекты. Хотя Конституция говорит, что все они равноправны, по той же Конституции их правовой статус не совсем одинаков. Республики считаются государствами, имеют свою конституцию, могут иметь свое гражданство и государственный язык. Другие пять видов субъектов (области, края, города федерального значения, автономная область и автономные округа) такими правами не обладают.

Нетрадиционные федерации

Наряду с вышеозначенными федерациями существуют также договорные, учредительные и конститутивные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают в своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация). Конститутивные или конституционные федерации создаются "сверху", путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 г.), поправок к ней (в Бельгии в 1993 г.) или закона парламента (реформирование федерации в Индии в 1956 г.).

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

1) Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2) В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3) Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы.

4) В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5) При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6) Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Любая федеративная система может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих pамках конституции и текущего законодательства, когда четко pазгpаничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных госyдаpственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан. Важно исходить так же из того, что федерализм - это не одномерное, а многомерное явление, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Когда речь идет о многомерности федерализма, имеется ввиду существование различных, более или менее одинаково значащих его сторон либо аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических, и дp. Федерализм независимо от того, в какой стране он устанавливается - в США, Германии, России, Канаде - существует не сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл лишь в служении обществу, отдельному человеку.

Федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей. Среди них:

· примирение единства и разнообразия;

· защита от тирании центральное правительство;

· создание условий для участия населения в политических процессах на нескольких уровнях власти;

· создание условий для повышения эффективности производства через региональную конкуренцию и выступление в качестве формы или пути к стимулированию новаторских идей в региональных правительствах.

Главная же из целей - всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.

Таким образом, в федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов. На федеративные формы организации власти тип государства, соотношение классовых сил оказывают самое серьезное влияние.