Объединение русской православной церкви и зарубежной. Объединение рпц и рпцз: часто задаваемые вопросы. Что объединение сулит зарубежной церкви

История РПЦЗ (иначе ее называют «зарубежной», "карловацкой", или "синодальной", церковью), началась в годы гражданской войны, когда юг России был занят белой армией. В мае 1919 г. там состоялся Церковный Собор, учредивший Временное Высшее Церковное Управление, которое возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) как старейший русский иерарх. Первое заседание Управления состоялось в ноябре 1920 г. на пароходе, следовавшем из Крыма с беженцами в Константинополь - город, который решено было избрать местом своего пребывания.

Каноническим основанием существования РПЦЗ является Постановление Патриарха Тихона, Синода и Высшего Церковного Управления №362, выпущенный в условиях гражданской войны в 1920 году и позволявший епископам, оказавшимся вне связи с центральным церковным управлением, создавать временные объединения.

Однако вскоре решением Сербского Собора Епископов митрополиту Антонию был предоставлен патриарший дворец в Сремских Карловцах (Югославия), где в ноябре 1921 г. открылся Церковный Собор, открыто не признававший коммунистическую власть в России; в ответ на это под давлением большевиков был издан Патриарший Указ 348, упраздняющий Высшее Церковное Управление.

Последующий, в мае 1923 г., Архиерейский Собор (при личном участии 12 епископов и с письменными отзывами от шестнадцати других) постановил, что высшим органом РПЦЗ является ежегодный Собор под председательством митрополита Киевского Антония.

Окончательный разрыв отношений с Москвой произошел в конце 20х годов, когда, после принятия в 1927 году декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти и возможности сотрудничества с ней, подписи под этой декларацией стали требовать и от находившихся за рубежом русских православных епископов, что, конечно же, было для них неприемлемо.

Параллельно с РПЦЗ за рубежом возникла также Архиепископия (экзархат) русских православных приходов в Западной Европе, основанная в Париже митрополитом Евлогием (Георгиевским) и вошедшая в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) Патриарха. Небольшая часть русских эмигрантов сохранила верность Московскому Патриархату.

Во время второй мировой войны новому руководству РПЦЗ пришлось перевести Архиерейский Собор в Мюнхен и пойти на сотрудничество с гитлеровскими властями.

В 1950 г. ее Заграничный Синод переехал в Нью-Йорк.

С Московской Патриархией РПЦЗ не имела полнокровных отношений ввиду разногласий, существующих еще с карловацкого периода. Представители зарубежной церкви называли два главных препятствия на пути к единству. В первую очередь это "сергианство" и "экуменизм» -- сотрудничество РПЦ с безбожной советской властью (декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г.) и участие РПЦ в экуменическом движении - движении к единству всех христианских конфессий, включая католиков и протестантовю Особой критике подвергается членство РПЦ во Всемирном Совете Церквей. Представители же РПЦ считают, что уступки советской власти были единственно возможным условием сохранения церковного института в стране, а участие в экуменическом движении необходимо для свидетельства о православии во внешнем мире.

Процесс воссоединения Русской Церкви оказался непростым. Иерархи зарубежной церкви после распада СССР требовали от Московского Патриархата покаяния за годы сотрудничества с безбожниками, одновременно приняв в свою юрисдикцию ряд приходов на территории России, чем только усугубили раскол. Таким образом, несмотря на освобождение Церкви в России от коммунистического гнета, раскол Русской Церкви сохранился. Призывы к возвращению в лоно Матери-Церкви, неоднократно исходившие из Московской Патриархии, не были восприняты за рубежом.

1 апреля 2003 года Патриарх Алексий II отправил послание, адресованное иерархам, возглавляющим различные православные ветви русского происхождения. Таковых ветвей три: Русская Православная Церковь Московского Патриархата (РПЦ), Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) и Экзархат Константинопольского Патриархата для приходов русской традиции в Западной Европе.

Патриарх Алексий II предложил план, предусматривавший создание полунезависимого Митрополичьего округа, объединяющего все “ветви” Русской Церкви под формальным руководством Московской патриархии и с перспективой предоставления автокефалии в обозримом будущем.

Однако начавшийся вскоре диалог с РПЦЗ продвинулся гораздо дальше, чем застопорившийся процесс формирования митрополичьего округа в Западной Европе.

Ключевую роль в этом процессе сыграла дипломатическая миссия президента РФ В. Путина. Находившийся с визитом в Америке в сентябре 2003 года президент встретился с Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Лавром и членами Синода РПЦЗ и передал им приглашение от Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II посетить Россию и наладить диалог.

17 ноября 2003 года в Москву на встречу с патриархом Алексием II прибыли с официальным визитом архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Илларион и епископ Сан-Францисский и Западноамериканский Кирилл. Виднейшие иерархи РПЦЗ не в первый раз посещали российскую столицу, но этот визит состоялся по официальному приглашению патриарха и благословению главы зарубежной церкви митрополита Лавра.

18 ноября 2003 года состоялась закрытая встреча приехавших епископов с членами Священного синода РПЦ.

19 ноября 2003 года в патриаршей резиденции в Московском Даниловом монастыре завершился второй, расширенный раунд переговоров Патриарха Алексия II с архиереями Русской Православной Церкви за рубежом. В нем приняли участие все члены зарубежной делегации и члены Священного Синода РПЦ. Участники встречи обсудили проблемы сближения Русской Православной Церкви и Зарубежной Церкви, а также создали комиссии для работы над проблемами, мешающими объединению. Со стороны делегации Зарубежной Церкви "выражена просьба простить за все резкие высказывания в адрес Московского патриархата".

13 - 17 декабря 2003 года Зарубежная Церковь провела Архиерейский собор, главной темой которого стала дальнейшая судьба Русской зарубежной церкви и пути ее сближения с Церковью в Отечестве. В преддверии Собора патриарх Алексий направил его участникам специальное послание с призывом преодолеть трагическое разделение между двумя частями Русской церкви. Одновременно Его Святейшество выразил покаяние за те слова и дела, которые не содействовали примирению. Собор принял обращение к пастве и утвердил текст ответного послания патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Участники заседания рассмотрели вопрос о сроках визита первоиерарха Зарубежной церкви митрополита Лавра в Россию.

Комиссиям, которые в декабре 2003 г. были учреждены священноначалием обеих сторон, поручено было выработать совместное понимание следующих тем: о принципах взаимоотношений Церкви и государства; о соответствующих традиции Церкви принципах взаимоотношений Православной Церкви с неправославными общинами, а также межконфессиональными организациями; о статусе РПЦЗ как самоуправляющейся части РПЦ; о канонических условиях для установления евхаристического общения.

С 14 по 28 мая 2004 года состоялся визит делегации РПЦЗ и эпохальная встреча и переговоры двух первосвятителей, глав Русской Православной Церкви Московского патриархата (РПЦ) патриарха Алексия II и Русской православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополита Лавра. Главный их итог - удалось найти общий язык, согласовать подходы и выразить общее желание сторон к объединению. На переговорах было также признано необходимым продолжать общее научно-историческое изучение церковных событий ХХ века, в особенности подвига святых новомучеников и исповедников Российских и опыта существования Церкви в условиях гонений.

Паломничество делегации РПЦЗ к российским святыням - в Екатеринбург, Курск, Нижний Новгород и Дивеево - еще раз уверило зарубежных епископов и священников, что вера православная на Руси не исчезла. Итоговый визит патриарха Алексия и митрополита Лавра к президенту Путину, который принимал их в Новоогареве, укрепил переговорный процесс.

С 22 по 24 июня 2004 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата на территории Свято-Даниловского монастыря в Москве, состоялась первая рабочая встреча комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. В работе комиссий принимали участие со стороны Русской Православной Церкви Московского Патриархата председатель комиссии архиепископ Корсунский Иннокентий, архиепископ Верейский Евгений, протоиерей Владислав Цыпин, архимандрит Тихон, протоиерей Николай Балашов, секретарь комиссии.

Со стороны Русской Зарубежной Церкви участвовали председатель комиссии архиепископ Берлинский и Германский Марк епископ Вевейский Амвросий, архимандрит Лука, протоиерей Георгий Ларин, и протоиерей Александр Лебедев, секретарь комиссии.

Комиссии обсудили ряд вопросов в соответствии с договоренностями, достигнутыми во время официального визита делегации Русской Православной Церкви Заграницей, возглавляемой митрополитом Лавром в мае 2004 года. Были выработаны согласованные предложения по вопросам взаимоотношений церкви и государства, по отношениям с инославными и межконфессиональными организациями.

После июньской встречи было объявлено об урегулировании имущественных разногласий. Было объявлено, что в числе прочих подготовлен проект документа "О каноническом статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви".

Споры о прошлом двух ветвей российского православия были преодолены. На июньской встрече был поднят основной вопрос - евхаристического общения. Самое странное в ссоре двух православных церквей, которая длилась без малого 70 лет, - запрет своим прихожанам исповедоваться и причащаться друг у друга..

Документы, выработанные в ходе встречи, были одобрены 5 июля 2004 года на заседании Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви в Сан-Франциско, а 17 августа 2004 года - на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) в Москве.

Кроме того, Синод РПЦ призвал прекратить судебные дела между двумя частями Русской Церкви и активизировать паломническую, издательскую и иную совместную деятельность священнослужителей и мирян.

В июле 2004 года на встрече митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с архиепископом Сиднейским, Австралийским и Новозеландским Илларионом было заявлено, что Русская зарубежная церковь и Московский Патриархат собираются вести совместную пастырскую работу среди православных за пределами России.

С 14 по 16 сентября 2004 года в помещениях Собора Новомучеников и Исповедников Российских Русской Православной Церкви Заграницей в Мюнхене состоялась вторая рабочая встреча комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

В работе комиссий принимали участие со стороны Русской Православной Церкви: председатель комиссии архиепископ Корсунский Иннокентий, архиепископ Верейский Евгений, протоиерей Владислав Цыпин, архимандрит Тихон, протоиерей Николай Балашов, секретарь комиссии.

Со стороны Русской Зарубежной Церкви участвовали председатель комиссии архиепископ Берлинский и Германский Марк, епископ Вевейский Амвросий, архимандрит Лука, протоиерей Николай Артемов и протоиерей Александр Лебедев, секретарь комиссии.
Комиссии продолжили работу, начатую на первой совместной встрече, состоявшейся в Москве с 22 по 24 июня 2004 года.

Итогом двух совместных заседаний стали согласованные проекты документов, затрагивающих весь круг порученных комиссиям вопросов, в частности, об отношениях Церкви и государства, об отношениях Православия с неправославными общинами и межконфессиональными организациями, о каноническом статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви, а также и о преодолении канонических препятствий к установлению евхаристического общения.

В ходе дальнейших совместных заседаний комиссий в Москве (17-19 ноября 2004 года) и в Париже (2-4 марта 2005 года) были подготовлены проекты ряда документов, одобренных впоследствии Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

В соответствии с достигнутой договоренностью, утвержденной решениями Священного Синода Русской Православной Церкви (20 апреля 2005 года) и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви (23 мая 2005 года) Комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом совместно было выработано четыре документа:

1. О совместной работе Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

2. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям.

3. Об отношениях Церкви и государства.

4. Комментарий к совместному документу "Об отношениях Церкви и государства".

21 июня 2005 года на официальных сайтах Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и РПЦЗ одновременно были опубликованы документы встречных комиссий по диалогу Московского патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) о восстановлении церковного единства.

В соответствии с проектом "Акта о каноническом общении" Русская Зарубежная Церковь станет самоуправляемой частью Московского патриархата, наподобие Украинской Православной Церкви.

Согласно проекту, Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) будет самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Высшую власть в пределах Русской зарубежной церкви будет осуществлять ее Архиерейский Собор.

При этом решения, выходящие за пределы компетенции Собора Зарубежной церкви, будут приниматься по согласованию с патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской православной церкви. Вышестоящей инстанцией церковной власти будут Поместный и Архиерейский Собор Московского патриархата - органы, членами которого станут архиереи Русской зарубежной церкви.

Кроме того, согласно документу, "Русская Зарубежная Церковь получает святое миро (особое священное масло) от Патриарха Московского и всея Руси" в знак своего единства со всей полнотой Русской Православной Церкви.

Члены комиссий Русской православной и Русской зарубежной церкви предложили также отказаться от всех взаимных упреков, прозвучавших за долгий период разделения, и признать утратившими силу все ранее изданные акты, которые препятствовали полноте канонического общения.

Акт о каноническом общении вступит в силу в случае принятия его Архиерейским Собором РПЦЗ и Синодом Русской Православной Церкви Московского Патриархата, который получил на это полномочия от Архиерейского Собора РПЦ, проходившего в 2005 году.

6-14 мая 2006 года в Сан-Франциско проходил IV Всезарубежный православный Собор Зарубежной церкви. Он был созван впервые за 32 года - специально для рассмотрения вопроса о готовности духовенства и мирян РПЦЗ к примирению с Церковью в Отечестве. Со всего мира собрались 127 депутатов, 11 архиереев. Среди духовенства и мирян — представители из Германии и Австралии, Южной и Северной Америки, Англии, Сибири и Украины.

IV Собор стал самым значимым по важности проблем, поднятых на нем. Свои приветствия ему прислали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Сербский патриарх Павел, Болгарский патриарх Максим, Грузинский патриарх Илия, Экзарх Вселенского патриарха в Западной Европе архиепископ Георгий, монахи Афона и Оптиной пустыни.

Решающим стал третий день работы Собора. Отчет о проделанной за два года работе в согласительной комиссии сделал архиепископ Берлинский и Германский Марк.

12 мая 2006 года IV Всезарубежный собор в Сан-Франциско принял резолюцию о восстановлении евхаристического общения с Церковью в Отечестве. Резолюция была принята открытым голосованием, почти единогласно. Против высказались менее 5%.

Документ состоит из шести пунктов. Серьезные прения, как и ожидалось, вызвали пункты о взаимоотношениях Церкви и государства, или так называемом "сергианстве", и экуменизме (движении к единству христиан всех конфессий).

Восстановление евхаристического общения означает, что священнослужители РПЦЗ и Церкви в Отечестве смогут служить вместе, а верующие - причащаться на литургии из одной Чаши.

Окончательный Акт о каноническом общении РПЦЗ и Церкви в Отечестве должен принять Архиерейский собор Зарубежной Церкви, который состоится в Сан-Франциско 15-19 мая.

На Архиерейском Соборе РПЦЗ, как ожидается, будет принят Акт о каноническом общении, который затем будет подписан Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром и Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым и откроет путь к евхаристическому общению РПЦЗ и Церкви в Отечестве.

Написание статьи о Старце Арсении (Петре Андреевиче Стрельцове в миру) , навеяло мысли о непростых отношениях между двумя русскими православными церквями - Русской Православной Церкви Московского патриархата (далее - РПЦ МП) и Русской Православной Церкви за рубежом (далее - РПЦЗ). Казалось бы, что институт Русской православной церкви один и имеет единые многовековые корни, но советский период вносит серьезный раскол в отношения, не способствуя объединению двух практически идентичных церквей в единую Русскую Православную Церковь. Да и обид, и претензий за много десятилетий советского периода накопилось много у обеих сторон, но надо отдать должное, что их почему то особенно много у РПЦЗ по отношению к РПЦ МП. Так ли эти претензии справедливы на самом деле, а обиды серьезны? Вот об этом и хотелось бы немного порассуждать в данной статье.

История РПЦЗ, которую иногда называют «зарубежной», "карловацкой", или "синодальной" церковью, началась в годы гражданской войны на юге России, который был занят белой армией. В мае 1919 г. состоялся Церковный Собор, учредивший Временное Высшее Церковное Управление, которое возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), как старейший русский иерарх. Первое заседание этого Управления состоялось в ноябре 1920 г. уже на пароходе с беженцами, следовавшем из Крыма в Константинополь. Каноническим основанием существования РПЦЗ является Постановление Патриарха Тихона, Синода и Высшего Церковного Управления №362, который был выпущен в 1920 году в условиях гражданской войны. Это постановление позволяло епископам, оказавшимся вне связи с центральным церковным управлением, создавать временные объединения. Однако вскоре решением Сербского Собора Епископов митрополиту Антонию был предоставлен патриарший дворец в Сремских Карловцах (Югославия), где в ноябре 1921 г. открылся Церковный Собор, открыто не признававший коммунистическую власть в России. В ответ на этот Собор в России под давлением большевиков был издан Патриарший Указ №348, в свою очередь упраздняющий Высшее Церковное Управление. Эти самые действия и можно считать началом раскола Русской Православной Церкви. В мае 1923 г. Архиерейский Собор при личном участии 12 епископов и с письменными отзывами от шестнадцати других, принял постановление, что высшим органом РПЦЗ является ежегодный Собор под председательством митрополита Киевского Антония.

Митрополит Сергий (Страгородский) Фото 1937 года. Тот самый митрополит, породивший понятие "сергианства", оценка жизни и деятельности которого является одним из самых спорных и трудных вопросов церковной истории.

Окончательный разрыв отношений РПЦЗ с Москвой произошел после принятия в 1927 году декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти и возможности сотрудничества с ней. Подписи под этой декларацией стали требовать и от находившихся за рубежом русских православных епископов, которые конечно же отказались это делать. Новым поводом для размежевания в отношениях между церквями стал взятый после войны (конечно же не без давления на РПЦ МП со стороны государства) курс на экуменизм - движение к единству всех христианских конфессий, включая католиков и протестантов. Эти два фактора - сотрудничество с советской властью и попытка начала разговора с представителями других религиозных конфессий и стали главным препятствием для налаживания отношений между РПЦ МП и РПЦЗ. После распада СССР РПЦЗ стала требовать от Московского Патриархата покаяния за годы сотрудничества с безбожниками, выставив это чуть ли не главным условием для диалога.

Так возник главный вопрос, за что извиняться? И нужно ли извиняться перед западными коллегами за то, что РПЦ МП в тяжелейших условиях гонений на православных священников и гнета верующих осталась со своим народом и испила вместе с ним полную чашу сталинских репрессий? Конечно некоторые священники работали на НКВД, вернее сказать были вынуждены работать под давлением сотрудников этой структуры, которые, как говаривал один мой бывший преподаватель, работать умели и "даром свой хлеб не ели". И конечно это их совсем не извиняет. Это никого не извиняет. И грех этих священников, доносивших на своих прихожан "куда надо", исключительно на них самих. Но не все же сотрудничали с НКВД.

Большинство православных священников в СССР прошло через лагеря и расстрелы сохранив силу духа и веры. Человек, к великому сожалению, слаб и не все готовы жертвовать собой во имя идеи или веры. Не все были готовы идти по стопам Христа и принять мученическую смерть. Но ведь были и такие! И те кто готов кинуть камень в сторону тех пастырей, которые сотрудничали с органами, пусть попробует поставить себя на их место и ответить честно самому себе, а смог ли бы он сам отказаться от сотрудничества и поехать из за этого отказа в лагеря ГУЛАГа практически на верную смерть?

Одна из главных претензий к РПЦ МП со стороны РПЦЗ - так называемое "сергианство" - сотрудничество с "безбожной" советской властью.

Не хочется говорить, что православные священники за границей были в значительно лучших условиях. Но это так. Конечно они "не катались как сыр в масле" и у них безусловно были свои проблемы, в основном материальные. Но им не надо было делать такого сложного нравственного выбора, как их коллегам в СССР. Им не надо было ехать в лагеря за их священнический труд и не надо было принимать мучений от пыток в застенках НКВД. Рассуждать из довольно таки благополучной заграницы о том, что не надо было сотрудничать с советской властью было очень легко. Потому что тогда не надо отвечать на другой вопрос, а как тогда надо было сохранять православие в народных массах? Легко требовать жертвы от других. Сложнее себя принести в жертву. Именно поэтому РПЦЗ за время своего существования практически не дала святых мучеников из своих рядов, если можно так выразиться. А те святые, которых они канонизировали (Иоанн Кронштадтский, Ксения Блаженная) умерли еще в дореволюционный период. Зато очень много мучеников было зафиксировано со стороны РПЦ МП. В отличие от РПЦЗ, священники в России остались со своим народом и продолжали свой трудный путь по пути мессианства, поддержки и сохранения православия в народе. И во время Великой Отечественной войны они внесли свой ощутимый вклад в разгром немецко-фашистких войск. Достаточно вспомнить знаменитый крестный ход перед решающими сражениями за Москву, на который беcпрецедентно для того времени дали свое согласование советские власти.

А о том, что и священники РПЦЗ были далеко не герои говорит и тот факт, что во время второй мировой войны новое руководство РПЦЗ пришлось перевело Архиерейский Собор в Мюнхен и сотрудничало с гитлеровскими властями. Митрополит Анастасий (глава Архиерейского собора) благославлял Русскую Освободительную Армию генерала Власова на "освободительный поход" против большевиков. Здесь можно было бы припомнить и скандально знаменитую Псковскую православную миссию, организованную нацистами на оккупированных советских территориях и много чего еще, непростительного и неприемлемого с точки зрения человека родившегося в нашей стране. В 1950 г. Заграничный Синод РПЦЗ переехал в Нью-Йорк и возникает резонный вопрос - а что они делали для улучшения отношений с СССР и материнской РПЦ на исторической Родине во время "холодной войны"? Осознав все это возникает вполне резонный ответ на все их претензии: каяться РПЦ МП перед РПЦЗ не в чем.

В годы второй мировой войны многие православные иерархи за рубежом сотрудничали с гитлеровскими властями, а глава РПЦЗ Митрополит Анастасий приветствовал "освободительный поход" власовцев на СССР.

А теперь об экуменизме. Первоначально на Московском Всеправославном Совещании, которое состоялось в 1948 году в Москве, Константинопольская, Антиохийская, Александрийская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Греческая, Албанская, Польская и Русская Православные Поместные Церкви высказались против экуменизма. Однако десять лет спустя митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который был в то время председателем ОВЦС, выступая в Московской духовной академии фактически отменил решения московского Всеправославного Совещания и декларировал изменение позиции РПЦ МП по отношению к участию в экуменическом движении. Официально основным предлогом для отступления от решений Совещания послужило мнение о необходимости проповеди Православия среди инославных. Более того, митрополит Николай утверждал, что «благодаря участию одних Православных Церквей» произошла «эволюция экуменического движения»… «соприкасаясь с нашей церковной жизнью, многие деятели экуменического движения совершенно изменили свое представление о православии». А потому митрополит Николай, предлагал «усилить внимание к его развитию».

Так ли это было на самом деле. Думаю что частично и так. Но, с другой стороны, со стороны советской власти было желание взять под контроль все религии, а проще всего это конечно же делать через контроль одного религиозного института. Прибавьте сюда еще проповедовавшийся со стороны советской власти коммунистический интернационализм и объединение всех народов под эгидой единого коммунистического строя, и станет понятно почему экуменистическое направление было поддержано РПЦ МП. Пришлось пойти на это под давлением власти, как бы не хотелось сохранить чистоту православного христианства, тянущегося корнями еще к самому раннему довизантийскому христианству. Пришлось, чтобы сохранить то немногое, что удалось в прошлые годы добиться от властей для сохранения церкви в СССР. А наступили уже Хрущевские времена, а вместе с ними и новый виток борьбы с религией на государственном уровне.

Но такое ли это страшное преступление со стороны церкви, как это пытаются многие представить? А может действительно экуменистическое движение - это единственная возможность христианству сохраниться в сильно изменившемся современном мире? В мире, в котором авторитет христианской церкви, в так называемой Западной цивилизации, упал практически до нуля из за сильно развившегося атеизма, и вообще для мирового христианства наблюдается колоссальнейший спад. А вот мусульманство наоборот переживает новый очень сильный идеологический подъем. Христианство теряет свои позиции во всем мире, а в Африке и Азии идет просто поголовное истребление христиан - самый настоящий геноцид по религиозному признаку. Конечно об объединении всех христианских конфессий в одну можно только мечтать, потому что это никогда не произойдет. Но то, что всем конфессиям нужно как минимум сотрудничать друг с другом и выступать единым фронтом для отстаивания христианских ценностей и морали, это на мой взгляд неоспоримо. И в этом ключе экуменистическое движение имеет право на существование. И занимать здесь догматическую и непоколебимую позицию как минимум глупо, а как максимум преступно, потому что ведет к вырождению христианства как религии. Это ли надо представителям Русской Православной церкви за рубежом?

Однако, несмотря на все имеющиеся противоречия, 17 мая 2007 года все таки состоялось объединение двух церквей, к которому шли многие годы. И объединение произошло не без участия Президента РФ В.В. Путина, что безусловно является еще одним большим плюсом для его исторической оценки. Очень хорошо, что церкви все таки нашли в себе силы подавить все внешнее и наносное для того великого свершения, которое должно поставить точку в разъединении русского народа, произошедшее в результате революции и последующей Гражданской войны. Но говорить, что все хорошо, к сожалению не приходится. На многих религиозных и главным образом зарубежных форумах нет-нет, но промелькнет упрек или раздражение в сторону Московского патриархата. Поэтому данная статья наверное больше предназначена для таких непримиримых верующих догматиков, упертых в непогрешимости и единственноверности РПЦЗ. Кроме того, далеко не все иерархи РПЦЗ восприняли объединение положительно, и событие сближения РПЦ МП и РПЦЗ послужило в свою очередь очень серьезному расколу внутри самой РПЦЗ.

Плохая новость заключается также в том, что все эти противоречия никуда не ушли. И так называемый Западный мир, возглавляемый США, в своей большой геополитической игре против России будет обязательно играть на этих противоречиях и на этом поле. Да и уже, откровенно говоря, такая игра идет на той же самой Украине руками украинских националистов. В погоне за независимостью от "клятых москалей" в том числе и на идеологическом фронте, Украина вольно, или невольно, пытается разрушить единство Русской Православной Церкви. То ли еще будет.

Достигнута принципиальная договоренность об объединении Русской Православной Церкви, разделившейся на две части в 20-е годы прошлого века. Предполагается, что Русская Православная Церковь за границей получит автономный статус в составе Русской Православной Церкви. Это означает, что «зарубежники» будут самостоятельно избирать главу своей Церкви и распоряжаться собственностью, но РПЦЗ будет находиться в каноническом единстве с Московской Патриархией. Как проходит процесс объединения Церквей? Какие обстоятельства объединения требуют особенного обсуждения и разрешения? Ответы на эти и другие вопросы прозвучали в ходе онлайн-конференции, гостями которой были протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, преподаватель МДАиС, заместитель председателя Учебного комитета РПЦ, и Алексей Светозарский, эксперт по истории Православной Церкви, преподаватель МДАиС и Сретенской духовной семинарии, заместитель председателя Учебного комитета РПЦ.

Роман (Нью-Йорк / Москва): Ваше мнение: должна ли Русская Православная Церковь покаяться за те смертные грехи, которые были совершены частью ее руководства и паствы при сотрудничестве с государством? Под Русской Православной Церковью я имею в виду РПЦ МП и РПЦЗ теперь уже в одном лице.

Категория смертных грехов – та материя, которая ведома только Богу. Даже по отношению к анафематствованным грешникам Церковь определяет лишь их статус здесь, на земле, но не их загробную участь. И покаяние – таинство не коллективное, а индивидуальное. Как невозможно креститься за другого человека, так невозможно за него и покаяться. Если же говорить об имевших место прецедентах «сервилизма», недопустимых компромиссов, сотрудничества с властями и карательными органами, то как принцип они уже осуждены и отвергнуты в «Основах социальной концепции РПЦ». Что же касается упреков конкретным иерархам, священнослужителям, деятелям Церкви, то, прежде чем высказать их, следует вспомнить слова Евангелия: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7: 3) К тому же, почти никто из нас и тем более фактически никто из деятелей Зарубежной Церкви не может отнести себя к тем поколениям, которые пережили опытно те беспрецедентные гонения, которые обрушились на Православную Церковь в XX веке.

Роман: Какое значение имеет объединение для простых верующих?

Объединение для простых верующих имеет такое же значение, как если бы Монтекки и Капулетти подружились, забыли все бывшие обиды, вместе помолились на гробе Ромео и Джульетты и навсегда осудили институт кровной мести. Какой бы далекой ни казалась эта аналогия, но преодолено ничуть не меньшее средостение. Лучше сейчас не вспоминать тех слов, которые с обеих сторон были сказаны за эти десятилетия. И то, что две части Русской Церкви готовы оставить все взаимные обиды позади, есть подлинное чудо Божие.

Правильно ли я понимаю, что теперь будет свободное право на обучение в академиях и семинариях России и зарубежья?

Алексей Светозарский: Еще до того, как между РПЦ и РПЦЗ наметились тенденции к объединению, в наших духовных школах, академиях и семинариях проходили обучение клирики РПЦЗ, как на стационаре, так и в секторе заочного обучения. Что же касается знаменитой семинарии в Джорданвилле (США), то в настоящее время там преподают два выпускника наших духовных школ. Преподаватели приглашены священноначалием РПЦЗ и имеют на это благословение Святейшего Патриарха.

Юрий Евгеньевич Антонов (Люберцы): Когда будет подготовлен перечень учебников по основам православной культуры? Есть ли таковой в нашем зарубежье?

Алексей Светозарский: Соответствующие учебники по основам православной культуры разработаны. Наиболее известный – учебник Бородиной. У нас в отечестве неоднократно переиздавался учебник протоиерея РПЦЗ отца Серафима Слободского, являющийся на сегодня самым популярным.

Валентина Скорнова (Рязань): Скажите, пожалуйста, а не приведет ли это объединение к созданию ветви в РПЦЗ ярых противников объединения, которые внесут еще большую смуту в умы зарубежных прихожан?

Алексей Светозарский: Полагаю, что группа противников объединения, численно незначительная, уже оформилась. Возможно, она окажет некоторое влияние на зарубежную паству. Но не будем забывать о том, что их положение будет определяться неприятием соборного решения, которое обязательно для всех членов Церкви. А это неприятие не оставляет шансов для канонически законного устроения церковной жизни. Можно предположить, что противники объединения будут искать контакты с разного рода раскольническими течениями вроде греческих старостильников.

Вадим (Москва): Скажите, пожалуйста, опубликован ли где-либо в печатной или электронной форме русский текст проекта Акта о каноническом общении? Предусматривает ли он вхождение представителей РПЦЗ в состав Священного Синода РПЦ?

Акт о каноническом общении будет опубликован для ознакомления с его содержанием клира и паствы обеих частей Русской Церкви совместно двумя комиссиями, ведущими переговоры, направленные на достижение нашего единства. Тогда же будут сообщены и детали проведения его торжественного подписания.

Павел: Послужит ли участие РПЦ в работе Всемирного Совета Церквей преградой к объединению?

Со стороны IV Всезарубежного Собора было высказано пожелание, чтобы вопрос о участии РПЦ в работе Всемирного Совета Церквей стал одной из тем Поместного Собора РПЦ. Думается, то время, которое пройдет до грядущего Поместного Собора, можно будет плодотворно использовать для снятия недоумений и предубеждений и для выработки единой позиции по отношению к не-православному христианству. В этой связи интересно будет указать, что темой ближайшей общецерковной богословской конференции станет рассмотрение церковного учения о таинствах, что имеет непосредственное отношение именно к характеру и возможности общения с инославными. Не сомневаюсь, что деятельное участие в этой конференции примут богословы и священнослужители РПЦЗ.

Андрей Фадеев (Киев): Расскажите мне, светскому человеку, в чем, собственно, заключаются противоречия, которые разделяли Церкви столько лет?

Алексей Светозарский: Разделение не было вызвано вопросами вероучительного характера, а диктовалось по преимуществу внешними и отчасти политическими причинами.

Мы разнились в отношении к прошлому России, к путям выживания Церкви в условиях тоталитарного режима, в отношениях с не-православным христианским миром. Еще раз повторим, что на сегодня в главном понимание по всем этим проблемам достигнуто.

Александр (Санкт-Петербург): Один из вопросов, который адресовали иерархи РПЦЗ к РПЦ, связан с участием РПЦ во Всемирном Совете Церквей. Насколько взгляды иерархов РПЦ и РПЦЗ различаются по этому вопросу? Имеет ли смысл Русской Православной Церкви участвовать в деятельности этого института, если полемика по богословским вопросом зашла в тупик в связи с разным пониманием сторон не только отдельных положений богословия, но и с разным смыслом, вкладываемым в одни и те же слова? Об этом свидетельствовали и сами участники диалога со стороны РПЦ.

Действительно, отношение к экуменическому движению в последние десятилетия весьма разнилось в отечестве и в Православной Церкви за рубежом. Если еще до 60-х годов XX века РПЦЗ также достаточно тесно сотрудничала с экуменическими организациями, в частности, ее представители участвовали во II Ватиканском Соборе, также как и наблюдатели от нашей Церкви, то со второй половины 60-х годов позиция РПЦЗ по отношению к экуменизму становилась все более критической вплоть до разрыва со всеми теми Поместными Православными Церквями, которые в деятельности ВСЦ участвовали. В то же время наша Церковь, вступив в ВСЦ в 1961 году, стремилась использовать этот институт межконфессионального общения и для свидетельства о православии нашим протестанстским братьям, и для сохранения и поддержания церковной жизни, монашеского делания, богословской науки на территории СССР. Известно, что часто, именно благодаря присутствию иностранных делегаций, удавалось сохранить те или иные богословские школы, монастыри и приходы от закрытия властями. Следует указать, что идеализации ВСЦ и других межконфессиональных институций в нашей Церкви никогда не было. С начала 70-х и до конца 90-х годов XX века на самом высоком иерархическом уровне те или иные стороны деятельности ВСЦ неоднократно подвергались критике с позиций православного богословия и церковного права. Сегодня вопрос о необходимости и мере участия РПЦ в экуменическом движении остается открытым. И священнослужители и богословы русского зарубежья полноправно смогут принять участие в его окончательном решении.

Фаина Дмитриевна: Какую деятельность на территории России вела РПЦЗ за годы своего существования? Ведь, безусловно, такая деятельность имела место.

Алексей Светозарский: В советское время при острой нехватке религиозной литературы в стране, благодаря представителям РПЦЗ, мы имели пусть очень ограниченную, но все же возможность получать таковую, приобщаясь к евангельскому знанию, творениям святых отцов, трудам русских богословов и проповедников. Несомненно, такого рода деятельность вызывает чувство глубокой благодарности. В первые постсоветские годы и даже несколько раньше тогдашнее священноначалие РПЦЗ начало создавать параллельные церковные структуры на канонической территории РПЦ. Сегодня, и это следует с удовлетворением отметить, сами представители РПЦЗ на своем Соборе осудили эту деятельность, признав ее ошибочной. В годы Великой Отечественной войны некоторые представители РПЦЗ пытались развернуть миссионерскую деятельность на временно оккупированных немцами территориях. Но нацистское руководство всячески препятствовало этому и пресекало подобные попытки, опасаясь возрастающего влияния Церкви. Кроме того, традиционная патриотическая ориентация РПЦЗ вызывала особые опасения со стороны идеологов германского рейха.

Мария (Москва): Когда началась активная фаза процесса объединения? Нынешний Собор – это ведь уже следствие определенных переговорных процессов.

Алексей Светозарский: Отправной точкой процесса объединения послужили торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, в которых приняли участие некоторые клирики и миряне из РПЦЗ. Речь идет о тех торжествах, которые проходили в СССР. Процесс же объединения вошел в активную стадию после визита Президента Российской Федерации В. В. Путина в США в 2003 году и его встречи с иерархами РПЦЗ. Несомненно, активная фаза процесса объединения была подготовлена контактами представителей РПЦ и РПЦЗ, в частности церковно-научными конференциями, посвященными истории Русской Церкви советского периода. Это было очень правильно, так как причины разделения коренятся именно в исторических обстоятельствах означенного периода.

Роман Михайлов (Тверь): Последние события вызывают у меня ощущение, что мировая либеральная общественность объявила Русской Православной Церкви войну. Не преувеличиваю ли я? Если Вы согласны со мной, то скажите, хватит ли у Церкви сил противоборствовать этой войне?

Положение несогласия с духом века сего есть постоянное положение Церкви Христовой, о котором христиан предупреждал еще Сам Основатель христианской религии – Господь наш Иисус Христос. Ныне, действительно, главным оппонентом церковного мировоззрения в общественном сознании является не воинствующий атеизм марксистского толка, но секулярный гуманизм либеральной демократии. Только не будем переводить это противостояние на уровень недавно вновь популяризированной Дэном Брауном теории заговора. Это противостояние Христа и антихриста, а не масонов и не-масонов. И ярчайшим свидетельством того, что не властью «мировой закулисы» определяется человеческая история и история Церкви, как раз и является переживаемый нами ныне процесс воссоединения русского православия.

Кирилл Проценко (Москва): Какие вопросы, касающиеся воссоединения Церквей, чаще всего задают Ваши прихожане?

Вопрос, по сути дела, один: когда же, наконец, произойдет это воссоединение? Когда, наконец, мы сможем вместе причащаться, когда сможем вместе служить, когда совместная молитва станет возможно не только как частная инициатива, но как общецерковное дело?

Коверякина Е. К.: Процесс объединения начался снизу (в среде прихожан) или это инициатива сверху?

Алексей Светозарский: Как участник церковной жизни, могу засвидетельствовать, что стремление к объединению и симпатии в отношении РПЦЗ в среде православных прихожан, особенно среди молодежи, существовали еще в советский период. Несомненно, те шаги, которые предприняло наше священноначалие на пути сближения с РПЦЗ, нашли отклик и в среде прихожан уже нового поколения.

Окунев Матвей (Липецк): Очень много говорят о расколе русского общества, как следствии раскола двух Церквей. Правомочно ли это? Ведь у нас, да и в других странах, Церковь отделена от государства.

Мне представляется, что разделение русского православия на две ветви было главным на сегодня неизжитым последствием Гражданской войны – одного из самых трагических событий русской истории XX века, когда в течение долгих десятилетий единая русская нация претерпела братоубийственную коллизию и трагедию многомиллионной миграции. Именно объединение русского православия будет означать, что Гражданская война закончилась. И когда мы будем говорить: «Россия, русский народ, Русская Церковь», мы будем иметь в виду одни и те же понятия. Так что это вопрос не в плоскости светскости современного Российского государства, а в плоскости нашей общей истории.

Зеленин Никита: Будет ли на территории России постоянное официальное представительство Русской Зарубежной Церкви? Кто его возглавит?

На сегодня в Москве есть как подворья (представительства) других Поместных Православных Церквей, так и подворья крупных монастырей или групп епархий. В частности, есть Сибирское подворье. Естественно предположить, что для координации взаимодействия и решения текущих вопросов, которых немало будет в ближайшие годы, желательно будет иметь постоянное представительство Русской Зарубежной Церкви. Не будем гадать, кто его может возглавить, благо сейчас есть достаточное количество иерархов и клириков РПЦЗ, принимавших участие в работе совместной комиссии и хорошо знакомых со всеми сохраняющимися проблемами нашего общения.

Юрий Кротких (Челябинск): Я, как человек мирской, но по мере возможностей следящий за церковными событиями, хочу спросить: почему именно сейчас решается вопрос об объединении РПЦ и РПЦЗ? Какой главный движущий фактор?

Алексей Светозарский: Прежде всего потому, что исчезли препятствия, продиктованные политическими причинами, разделявшие нас в течение почти 80 лет. Главным движущим фактором объединения является, на мой взгляд, естественное для православных христиан стремление к церковному единству, заповеданное Самим Спасителем. Кроме того, это естественное стремление людей русской традиции как в отечестве, так и в зарубежье.

Дмитрий: После завершения воссоединения избрание нового главы РПЦЗ будет утверждаться Патриархом всея Руси, или я неправильно понимаю?

Окончательно все аспекты статуса РПЦЗ как части единой Русской Церкви будут опубликованы в «Акте о каноническом общении», который еще только будет опубликован. Но если проводить естественную аналогию с Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, то можно предположить, что при свободе избрания главы, первоиерарха русского зарубежья епископами РПЦЗ, утверждаться он будет Синодом всей Русской Православной Церкви.

Надежда Юрьевна (Нижний Новгород): Какие главные доводы противников объединения?

Главные аргументы противников объединения, проживающих за границей, в последние годы были сняты. Они касались, прежде всего, прославления новомучеников, которое состоялось на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, и отношений с советским государством. Последняя проблема была урегулирована принятием «Основ социальной концепции РПЦ» на том же Соборе. В ней говорится о принципиальной возможности неподчинения Церкви государству, когда государство выдвигает требования, противоречащие евангельскому нравственному закону. Третье возражение относилось к экуменической деятельности Московской Патриархии. Острота возражений в значительной мере снята документом того же Собора 2000 года «Принципы отношения РПЦ к инославию» и выраженной готовности продолжить дискуссию о необходимости и мере участия Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей. Так что на сегодня главным опасением наших зарубежных оппонентов остается страх перед некоей неискренностью побуждений Московской Патриархии, перед тем, что, дескать, реально мы руководствуемся в процессе воссоединения нецерковными мотивами. Но, как правило, эти возражения выдвигают те клирики и миряне зарубежья, которые и в последние годы в России не бывали, и с реальной церковной жизнью нашей не знакомы. Значимой оппозиции внутри РПЦ МП к процессу объединения не было и нет. Скорее можно говорить только об отдельных личностях, либо стоящих на крайне леволиберальных позициях и потому отталкивающихся от РПЦЗ как от консервативного института, либо о крайних апологетах линии митрополита Сергия, которым всякий компромисс с его оппонентами, всякий отход от его тезисов видится неприемлемым. В заключение подчеркну: главное, что мы сейчас наблюдаем, это удивительное стремление поверить друг другу, поверить, что с двух сторон мы хотим прежде всего церковного единства, церковной правды, а не выгод и преимуществ.

Махорина Галя (Москва): Хотелось бы поподробнее узнать о катакомбной Церкви, которая действовала на территории России, была ли подобная Церковь за рубежом?

Алексей Светозарский: Изначально под понятием катакомбной Церкви подразумевался способ существования православных общин в России в условиях давления со стороны безбожного режима. В данном контексте «катакомбные» – это общины, действовавшие в условиях подполья. К ним относились и общины, признававшие юрисдикцию Московской Патриархии. В послевоенный период катакомбной Церковью стали называть себя представители различных течений, не имеющие частого общения друг с другом и друг друга не признающие, но имеющие общую позицию по отношению к РПЦ. Естественно, в условиях зарубежья в существовании катакомбной Церкви никакой необходимости не было. Правда, часть «катакомбных» общин заявляла о том, что признает юрисдикцию РПЦЗ. Вообще история катакомбных движений в поздний советский период крайне запутана и требует прояснения.

Александр, Москва: Что вкладывается в часто употребляемое в рамках данной темы понятие «евхаристическое общение»?

Переводя на разговорный язык выражение «евхаристическое общение», скажем, что оно означает возможность не просто заходить друг к другу в храм, не просто приложиться к иконе, а вместе участвовать в таинстве причастия, подходить к чаше тела и крови Христовых. Для духовенства же – это возможность совместного совершения главного православного богослужения – Божественной литургии.

Емельянова Анна Федоровна (Одесса): Как будет решаться вопрос с храмами на Святой Земле? Будет ли там разрешено служение представителям Русской Зарубежной Церкви?

Алексей Светозарский: Вопрос обсуждался в рамках согласительной переговорной комиссии. Насколько известно, кардинально существующий статус-кво меняться не будет, любые вопросы, связанные с имуществом, будут решаться в рамках комиссии при взаимном согласовании. Кстати, хотелось бы отметить традиционно благожелательное отношение к иерархам, духовенству и мирянам РПЦ со стороны сестер обители святой Марии Магдалины в Гефсимании.

Чубарев Анатолий (Пермь): Воссоединение Церквей, когда одна из них объединятся с другой на основе самостоятельности, – это нечто новое или это уже опробованная практика, как, например, с единой Поместной Русской Церковью на Украине?

Статус РПЦЗ как части в единой Русской Церкви в чем-то будет похож на статус Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Имеется в виду глубокая внутренняя автономия и невмешательство в повседневную церковную жизнь со стороны руководящих органов РПЦ МП. С другой стороны, в ней будут особенности, при этом особенности беспрецедентные, происходящие из того, что приходы РПЦЗ расположены во многих странах мира на пяти континентах и существуют на сегодня параллельно нашим приходам. Соответственно, характер взаимодействия и сотрудничества, пути объединения придется находить совершенно заново. Аналогов нет в новейшей истории Православной Церкви, не только русской, но и во вселенском масштабе. Невозможно сейчас оговорить все детали этого взаимодействия. Но принципиально важно, чтобы обе стороны декларировали добрую волю и решительность в нахождении взаимопонимания.

Варвара Порфирьева (Суздаль): Насколько период правления митрополита Сергия был препятствием к воссоединению РПЦ МП и Русской Зарубежной Церкви?

Алексей Светозарский: Полагаю, здесь следует несколько скорректировать сам вопрос, поскольку период правления как раз и является отправной точкой процесса разделения, и мне кажется, что характеризовать этот период следует с точки зрения тех политических реалий, которые существовали тогда и не относить это всецело к личности патриарха Сергия. К личности патриарха Сергия наши зарубежные иерархи относились с уважением, но не принимали его политической или церковно-политической позиции. Если более конкретно, с большим уважением к митрополиту Сергию в публичной печати отзывался митрополит Антоний (Храповицкий), первый иерарх РПЦЗ.

Если формулировать вышесказанное одной фразой, мы не согласимся со знаком равенства, который долгое время в Зарубежной Церкви хотели ставить между понятиями «сергианство» и «сервилизм». Масштабы личности и в каком-то смысле масштабы трагедии патриарха Сергия бесконечно превосходят логику приспособленцев к существовавшим тоталитарным режимам. Причем важно указать, что эти приспособленцы были как на территории СССР, так и на территории национал-социалистической Германии и на территории нынешних демократических США.

Захаров Петр (Москва): Повлечет ли объединение отказ РПЦ от либерализма и возвращение к большей традиционности в православии?

Безусловно, воссоединение двух ветвей РПЦ послужит укреплению позиции тех клириков, мирян, богословов, которые отстаивают традиционные пути развития православия. Очень важно, что с вхождением РПЦЗ в единство русского православия у нас наконец укрепится настоящий церковный консерватизм, который не будет сводим к митингам по поводу ИНН, к идее канонизации Ивана Грозного, к другим либо маргинальным, либо противопоставляющим себя священноначалию начинаниям. И это наличие реальных консерваторов, реального правого крыла в РПЦ, несомненно послужит на благо всего русского православия.

Который им предоставился", - считает зампред комитета Госдумы по международным делам, президент Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая.

"Мы сделали то духовное усилие, без которого России нельзя дальше существовать. Я с оптимизмом смотрю на этот процесс объединения церкви, верю, что окрепнет внутренний стержень, без которого государство - просто территория с полезными ископаемыми, а нация - это просто народонаселение. Вера превращает народонаселение в нацию", - сказала Нарочницкая.
По ее мнению, очень важно для нации найти внутреннее согласие и устранить разделение, особенно в современных условиях, когда не все страны в мире относятся к России благожелательно.

"Объединение для простых верующих имеет такое же значение, как если бы Монтекки и Капулетти подружились, забыли все бывшие обиды, вместе помолились на гробе Ромео и Джульетты и навсегда осудили институт кровной мести. Какой бы далекой ни казалась эта аналогия, но преодолено ничуть не меньшее средостение. Лучше сейчас не поминать тех слов, которые с двух сторон были сказаны за эти десятилетия. И то, что две части русской Церкви готовы оставить все взаимные обиды позади, есть подлинное чудо Божие", - говорит настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов .

В чем заключаются основные противоречия, которые разделяли церкви столько лет?

"Мы разнились в отношении к прошлому России, к путям выживания церкви в условиях тоталитарного режима, в отношениях с неправославным христианским миром.... На сегодня, в главном понимание по всем этим проблемам достигнуто", - рассказывает протоиерей Максим Козлов. "Разделение не было вызвано вопросами вероучительного характера, а диктовалось по преимуществу внешними и отчасти политическими причинами", - разъясняет доцент МДАиС, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения Алексей Светозарский.

Каковы главные доводы противников объединения?

По словам протоиерея Максима Козлова, "главные аргументы противников объединения извне за последние годы были сняты. Они касались, прежде всего, прославления новомучеников, что состоялось на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, и отношений с советским государством. Эта проблема урегулирована принятием основ социальной концепции РПЦ на том же Соборе, где говорится о принципиальной возможности неподчинения Церкви государству, когда последняя выдвигает требования, противоречащие евангельскому нравственному закону. Третье возражение относилось к экуменической деятельности Московской Патриархии. Острота возражений в значительной мере снята документом того же Собора 2000 года - "Принципы отношения РПЦ к инославию" и выраженной готовностью продолжить дискуссию о необходимости и мере участия Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей. На сегодня главным опасением наших зарубежных оппонентов остается страх перед неискренностью побуждений Московской Патриархии. Перед тем, что реально мы руководствуемся внецерковными мотивами. Как правило, эти возражения выдвигают те клирики и миряне зарубежья, которые и в эти годы в России не бывали, и с реальной церковной жизнью нашей не знакомы".

Почему именно сейчас решается вопрос об объединении РПЦ и РПЦЗ? Какой главный движущий фактор?

"Прежде всего, потому, что исчезли препятствия, продиктованные политическими причинами, разделявшие нас в течение почти 80 лет. Главным движущим фактором объединения является, на мой взгляд, естественное для православных христиан стремление к церковному единству, заповеданное самим Спасителем. Кроме того, это естественное стремление людей русской традиции в отечестве и зарубежье", - считает Алексей Светозарский.

Когда началась активная фаза процесса объединения?

"Отправной точкой процесса объединения послужили торжества, посвященные тысячелетию крещения Руси, в которых приняли участие некоторые клирики и миряне из РПЦЗ (Речь идет о торжествах в России). Процесс же объединения вошел в активную стадию после визита Президента РФ В.В.Путина в США в 2003 году и его встречи с иерархами РПЦЗ. Несомненно, активная фаза процесса объединения была подготовлена контактами представителей РПЦ и РПЦЗ, в частности, церковно-научными конференциями, посвященными истории Русской Церкви советского периода. Это было очень правильно, так как причины, послужившие разделению, коренятся именно в исторических обстоятельствах означенного периода", - рассказал доцент Алексей Светозарский.

Процесс объединения начался снизу (в среде прихожан) или это инициатива сверху?

"Стремление к объединению и симпатии в отношении РПЦЗ в среде православных прихожан, особенно среди молодежи, существовали еще в советский период. Несомненно, те шаги, которые предприняло наше священноначалие на пути сближения с РПЦЗ, нашли отклик и в среде прихожан уже нового поколения", считает Алексей Светозарский.

Есть ли вероятность того, что теперь появится право на свободное обучение в академии и семинариях России и зарубежья?

"Еще до того, как между РПЦ и РПЦЗ наметились тенденции к объединению, в наших духовных школах, академиях и семинариях проходили обучение клирики РПЦЗ, как на стационаре, так и на секторе заочного обучения. Что же касается знаменитой семинарии в Джорданвилле (США), то в настоящее время там преподают два выпускника наших духовных школ. Преподаватели приглашены священноначалием РПЦЗ и имеют на это благословение Святейшего Патриарха", - подчеркнул Алексей Светозарский.

Акт о каноническом общении размещен на официальном портале Московской Патриархии. Также ознакомиться с документом можно .

Который им предоставился", - считает зампред комитета Госдумы по международным делам, президент Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая.

"Мы сделали то духовное усилие, без которого России нельзя дальше существовать. Я с оптимизмом смотрю на этот процесс объединения церкви, верю, что окрепнет внутренний стержень, без которого государство - просто территория с полезными ископаемыми, а нация - это просто народонаселение. Вера превращает народонаселение в нацию", - сказала Нарочницкая.
По ее мнению, очень важно для нации найти внутреннее согласие и устранить разделение, особенно в современных условиях, когда не все страны в мире относятся к России благожелательно.

"Объединение для простых верующих имеет такое же значение, как если бы Монтекки и Капулетти подружились, забыли все бывшие обиды, вместе помолились на гробе Ромео и Джульетты и навсегда осудили институт кровной мести. Какой бы далекой ни казалась эта аналогия, но преодолено ничуть не меньшее средостение. Лучше сейчас не поминать тех слов, которые с двух сторон были сказаны за эти десятилетия. И то, что две части русской Церкви готовы оставить все взаимные обиды позади, есть подлинное чудо Божие", - говорит настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов .

В чем заключаются основные противоречия, которые разделяли церкви столько лет?

"Мы разнились в отношении к прошлому России, к путям выживания церкви в условиях тоталитарного режима, в отношениях с неправославным христианским миром.... На сегодня, в главном понимание по всем этим проблемам достигнуто", - рассказывает протоиерей Максим Козлов. "Разделение не было вызвано вопросами вероучительного характера, а диктовалось по преимуществу внешними и отчасти политическими причинами", - разъясняет доцент МДАиС, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения Алексей Светозарский.

Каковы главные доводы противников объединения?

По словам протоиерея Максима Козлова, "главные аргументы противников объединения извне за последние годы были сняты. Они касались, прежде всего, прославления новомучеников, что состоялось на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, и отношений с советским государством. Эта проблема урегулирована принятием основ социальной концепции РПЦ на том же Соборе, где говорится о принципиальной возможности неподчинения Церкви государству, когда последняя выдвигает требования, противоречащие евангельскому нравственному закону. Третье возражение относилось к экуменической деятельности Московской Патриархии. Острота возражений в значительной мере снята документом того же Собора 2000 года - "Принципы отношения РПЦ к инославию" и выраженной готовностью продолжить дискуссию о необходимости и мере участия Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей. На сегодня главным опасением наших зарубежных оппонентов остается страх перед неискренностью побуждений Московской Патриархии. Перед тем, что реально мы руководствуемся внецерковными мотивами. Как правило, эти возражения выдвигают те клирики и миряне зарубежья, которые и в эти годы в России не бывали, и с реальной церковной жизнью нашей не знакомы".

Почему именно сейчас решается вопрос об объединении РПЦ и РПЦЗ? Какой главный движущий фактор?

"Прежде всего, потому, что исчезли препятствия, продиктованные политическими причинами, разделявшие нас в течение почти 80 лет. Главным движущим фактором объединения является, на мой взгляд, естественное для православных христиан стремление к церковному единству, заповеданное самим Спасителем. Кроме того, это естественное стремление людей русской традиции в отечестве и зарубежье", - считает Алексей Светозарский.

Когда началась активная фаза процесса объединения?

"Отправной точкой процесса объединения послужили торжества, посвященные тысячелетию крещения Руси, в которых приняли участие некоторые клирики и миряне из РПЦЗ (Речь идет о торжествах в России). Процесс же объединения вошел в активную стадию после визита Президента РФ В.В.Путина в США в 2003 году и его встречи с иерархами РПЦЗ. Несомненно, активная фаза процесса объединения была подготовлена контактами представителей РПЦ и РПЦЗ, в частности, церковно-научными конференциями, посвященными истории Русской Церкви советского периода. Это было очень правильно, так как причины, послужившие разделению, коренятся именно в исторических обстоятельствах означенного периода", - рассказал доцент Алексей Светозарский.

Процесс объединения начался снизу (в среде прихожан) или это инициатива сверху?

"Стремление к объединению и симпатии в отношении РПЦЗ в среде православных прихожан, особенно среди молодежи, существовали еще в советский период. Несомненно, те шаги, которые предприняло наше священноначалие на пути сближения с РПЦЗ, нашли отклик и в среде прихожан уже нового поколения", считает Алексей Светозарский.

Есть ли вероятность того, что теперь появится право на свободное обучение в академии и семинариях России и зарубежья?

"Еще до того, как между РПЦ и РПЦЗ наметились тенденции к объединению, в наших духовных школах, академиях и семинариях проходили обучение клирики РПЦЗ, как на стационаре, так и на секторе заочного обучения. Что же касается знаменитой семинарии в Джорданвилле (США), то в настоящее время там преподают два выпускника наших духовных школ. Преподаватели приглашены священноначалием РПЦЗ и имеют на это благословение Святейшего Патриарха", - подчеркнул Алексей Светозарский.

Акт о каноническом общении размещен на официальном портале Московской Патриархии. Также ознакомиться с документом можно .