Один папа и две мамы. Ребенок от трёх родителей как прорыв в медицине. Дети от трех родителей: как это возможно? Дети от троих родителей

Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это очень важный период в развитии малыша.

В период малыш осознает себя и стремится к самостоятельности. Он впервые открывает, что он - такой же человек, как и другие, например, как и его родители. Одним из проявлений этого открытия является появление в его речи местоимения «Я». До этого ребенок говорит о себе только в третьем лице либо называет себя по имени.

Новое осознание себя проявляется в стремлении подражать взрослым, имитировать их поведение и пытаться различными способами утвердить свое равенство с ними.

У ребенка начинает формироваться воля, которую называют «автономией» или независимостью. Дети не хотят испытывать излишний контроль со стороны взрослых и стремятся сделать самостоятельный выбор во многих, даже незначительных ситуациях.

Если родители заметили этот момент и поняли, что пора перестроиться и изменить прежнее отношение к ребенку, кризис трех лет может пройти достаточно гладко и безболезненно. В том случае, когда между родителями и ребенком до этого были теплые, дружеские отношения, а в семье царила доброжелательная атмосфера, родители даже удивятся, если им кто-то скажет, что их ребенок находится на сложном этапе развития. Но если родители не осознали, что прежние методы общения с ребенком уже не актуальны на новом возрастном этапе, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого маленького тирана.

Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляются новые любимые словечки и выражения «Я САМ», «НЕ ХОЧУ» и «НЕТ».

Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топать ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом, малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок очень эмоционально выражает свое недовольство.

Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 - 4 года.

Родители в ужасе: с ребенком стало твориться что-то страшное! Частые истерики, порой на грани припадков: попробуй, не купи игрушку, падает на пол и орет как резаный! Невероятное упрямство, непослушание… «Слезь! Это мой стул, я на нем сидел!» - кричит папе, и в глазах неподдельный гнев. Что случилось с малышом? «Упустили момент, и у нас растет какой-то монстр!» - в тревоге констатируют родители. «Распустили донельзя!» - ворчат бабушки и дедушки.

«Ничего подобного, все в полной норме!» - утверждают детские психологи. Просто у ребенка - кризис трех лет, необходимый для его взросления как воздух. Именно на третьем году жизни малыш впервые настойчиво извещает нас: «Я сам! Я уже взрослый!».

Кризис трех лет должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно. Если его нет, с малышом что-то не так. Кризис - это хорошо! Да, родителей ждет трудный период, но он определяет новую, очень важную ступень в развитии ребенка.

Подобных кризисов в жизни ребенка несколько, и каждый из них может стать созидательной и прогрессивной ступенью роста. Именно в три года важно поддержать стремление малыша к самоутверждению и взрослости! Если вашему малышу исполнилось два года: ждите кризис! Он будет нарастать постепенно, достигнет бурного пика - с теми самыми истериками и конфликтами, а потом сойдет на нет, став для малыша великой школой жизни.

Семь признаков кризиса трех лет.


Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов малыша, связанных с нехваткой маминой любви и тепла.

1. Негативизм . Ребенок дает негативную реакцию «нет!» не столько на действие, которое его просят выполнить, сколько на требование или просьбу определенного взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. При этом ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, но может слушаться других.

На первый взгляд, кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать не хочется, например, ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится.

Негативизм - акт социального характера: он более всего адресован конкретным людям. При резком проявлении ребенком негативизма общение с взрослым может приобрести крайнюю форму, когда на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Ешь суп!» - «Не буду!», «Пойдем гулять» - «Не пойду», «Молоко горячее» - «Нет, не горячее» и так далее.

В три года ребенок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с взрослым человеком. Мотив поведения находится уже вне конкретной ситуации. Помните: негативизм не является патологией или изощренным желанием ребенка досадить взрослому.

Конечно, негативизм - кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Когда ребенку говорят «да», а он твердит «нет», малыш дает понять, что он имеет право на собственные взгляды и желает, чтобы с ними считались. Ребенок ведет борьбу за свою автономию, борьбу за свое право выбора, являющуюся совершенно необходимым условием для личностного развития. Наталкиваясь на категорическое неприятие такого поведения со стороны родителей, малыш оказывается в условиях, неблагоприятных для обретения опыта, жизненно необходимого для формирования его личности.

Если на данном этапе жизни «нет» маленького человечка полностью игнорируется взрослыми людьми, то мальчик или девочка могут извлечь для себя не лучший жизненный урок. Смысл этого урока сводится примерно к следующему: если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно с мнением авторитетным. Приняв в раннем детстве такое решение, многие мальчики и девочки, радующие родителей и учителей послушанием, далеко не всегда могут сказать «нет», когда старшие товарищи предлагают им принять участие в неблаговидных поступках.

Взрослому, вызывающему у ребенка вспышки негативизма, следует проанализировать характер взаимоотношений с малышом. Быть может, он слишком требователен к ребенку, слишком строг с ним или непоследователен в своих поступках. Иногда взрослый, сам того не желая, может провоцировать вспышки негативизма. Это происходит тогда, когда используется авторитарная модель взаимодействия с ребенком.

Негативизм очень быстро может исчезнуть, если взрослые не будут пускаться в длительные споры с малышом, не будут пытаться «искоренить крамолу» в зародыше и настаивать на своем. При этом негативизм можно превратить в игру, обучающую малыша выражать свои желания и намерения иначе. Можно, например, сыграть в игру «Не хочу». Причем роль непослушного ребенка могла бы сыграть мама. И тогда ребенку самому придется найти правильное решение для «капризной маленькой мамы», подсказав тем самым, как лучше всего себя вести.

На этом примере хорошо видно, что правильная позиция родителей, безусловно, важна. Но важны и приемы, с помощью которых они могут «с честью» выйти из сложной ситуации во взаимоотношениях с ребенком.

2. Упрямство . Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.

Купи шарик!

Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.

Купи машинку!

Она тебе точно нужна?

Через минуту интерес к машинке пропал, и она валяется без колес. Объяснение простое: на самом деле ребенку и шарик, и машинка не интересны, но ему важно настоять на своем. Если мама не купит - истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес, и ваш малыш будет долго с ней играть.

Упрямство - это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему это очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым. Он требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может.

Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямство отличается от настойчивости тем, что упрямый ребенок продолжает настаивать на своем решении, хотя ему этого уже не так сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

Отечественные психологи приводят такой пример упрямства: «Бабушка просит трехлетнего Вову съесть бутерброд. Вова, играющий в это время с конструктором, отказывается. Бабушка просит его снова и снова, принимается уговаривать. Вова не соглашается. Бабушка подходит к нему через сорок минут и опять предлагает съесть бутерброд. Вова, который уже проголодался и не прочь съесть предлагаемый бутерброд, грубо отвечает: «Сказал - не буду есть твой бутерброд! Ни за что не буду!» Бабушка, расстроившись и обидевшись, начинает отчитывать мальчика: «Так с бабушкой нельзя разговаривать. Бабушка старше тебя в двадцать раз. Я лучше тебя знаю, что тебе надо есть».

Вова опускает голову вниз, ноздри его шумно раздуваются, губы плотно сжаты. Бабушка же, увидев опущенную голову внука, думает, что она «победила», и уже благодушно спрашивает: «Ну что, Вова, будешь есть бутерброд?» Вова вместо ответа кидает на пол детали конструктора, топчет их ногами и кричит: «Не буду, не буду, не буду есть твой бутерброд!» Он плачет от того, что, давно уже хочет есть, но не знает, как достойно выйти из создавшейся ситуации и отказаться от своего слова.

Взрослые, которые находятся рядом с ребенком в такой момент, должны научить малыша, как можно поступить в этом случае, а не загонять его в угол своими требованиями. Конечно, бабушка может «выиграть битву», заставив ребенка сделать то, что она требует. Но лучше взрослому не вставать на позицию «кто кого». Это приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка. Кроме того, ребенок может усвоить неконструктивную манеру поведения взрослого, и сам будет действовать подобным образом в дальнейшем.

Как правильно вести себя с упрямым ребенком?

  • Проявляйте чуткость. Поменьше вмешивайтесь в действия ребенка, не торопите его. Порой маме бывает что-то удобнее сделать за ребенка, например, одеть, накормить, убрать и т.д., но не спешите. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие, убирает рассыпанные игрушки и причесывает себя перед зеркалом. Наберитесь терпения. Этот период в отношениях с ребенком является не только его болезнью роста, но и экзаменом для взрослых.
  • Будьте более гибкими и находчивыми. К примеру, ребенок отказывается кушать, хотя вы точно знаете, что он уже должен порядком проголодаться. Не упрашивайте его. А, например, накройте на стол и посадите рядом игрушку. Изобразите, будто она пришла на обед, и просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и покормить ее. Результат бывает потрясающий: многие дети, увлекшись игрой, садятся рядом с игрушкой и как-то незаметно для себя вместе с ней съедают содержимое тарелки.

Или еще пример: «Не буду надевать варежки (снимать пижаму, мыть руки и т.д.!» Родитель может спокойным голосом сказать: «Да, конечно, я тебе НЕ РАЗРЕШАЮ надевать варежки на прогулку (снимать пижаму до обеда, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем)». Ребенок обычно сразу начинает надевать варежки, снимать пижаму и т.д. Вот такие «маленькие хитрости», позволяющие не доводить общение до конфликта!

  • Трехлетние дети ожидают от близких людей признания своей независимости и самостоятельности. Поэтому расширяйте права и обязанности малыша. Позволяйте ему в разумных пределах проявить свою самостоятельность.

Ребенку хочется помочь маме навести порядок, - отлично! Дайте ему в руки тряпку, веник или пылесос и не забудьте о похвале. Если родители в этот период начинают предоставлять малышу больше свободы, то этим они поддерживают его новое представление о себе и приучают различать те области жизни, в которых он действительно может вести себя почти как взрослый, и те, в которых он пока еще остается маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве.

3. Строптивость . Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, одеваться. Например, ребенок уже умеет кушать ложкой, но он может наотрез отказываться есть самостоятельно.

В отличие от негативизма, строптивость направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до трех лет. Строптивость выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем реакцию, которой ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствует яркому проявлению строптивости.

От обычной недостаточной податливости ребенка строптивость отличается тенденциозностью. Ребенок бунтует, его недовольное, вызывающее поведение тенденциозно в том смысле, что оно действительно проникнуто скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел дело раньше.

Очень часто родители трехлетних детей жалуются на то, что ребенок вдруг начинает проявлять свою самостоятельность. Он кричит, что сам завяжет шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам перейдет через дорогу. Причем, зачастую он не умеет этого делать, но, тем не менее, требует полной самостоятельности.

Родители в зависимости от ситуации, от индивидуальных особенностей ребенка, от семейных традиций, могут решить проблему разными способами: отвлечь ребенка, уговорить его, позволить ему действовать самостоятельно. Но если это действие опасно для жизни и здоровья малыша, взрослые должны обязательно запретить ребенку делать это (например, переходить дорогу, включать газ).

4. Своеволие . Теперь всегда на первый план выходит то самое, до боли знакомое, «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…

5. Протест, бунт . Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:

Подними, я не могу! - командует маме.

Нет уж, сам подними.

Не могу-у! Ты подними! - и истерика.

6. Обесценивание . Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может обзываться, ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Психологи объясняют: тем самым он напоминает: «Я здесь главный!».

Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. Трехлетний ребенок может отбросить или даже сломать обожаемую игрушку (обесцениваются любимые в прошлом вещи). Такие явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

7. Деспотизм и ревность .

Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!

Попробуй папа пересесть - истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.

В семье с единственным ребенком часто может проявляться деспотизм сына или дочери. В этом случае малыш, во что бы то ни стало, хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание, он хочет стать «господином положения». Средства, которыми он будет пользоваться в этом случае, могут быть, самыми разнообразными, в зависимости от «слабого места» в поведении родителей.

Если в семье несколько детей, этот же симптом можно назвать ревностью. Ребенок вынужден делить власть над окружающими с братом или с сестрой. Такое положение его не устраивает, и он борется за власть изо всех сил. Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся, пытаются подчинить себе соперника, показать, что один из них лучше, «главнее».

Чтобы не произошло подобного, родители должны более чутко относиться к потребностям каждого ребенка в семье. Иногда лучше отложить какие-то домашние дела, но обязательно в течение дня уделить хотя бы несколько минут безраздельного внимания каждому из детей, какого бы возраста они ни были. Любой ребенок нуждается в том, чтобы мама или папа в течение, пусть самого непродолжительного, времени «принадлежали» только ему одному, когда не надо делить родительскую любовь с кем бы то ни было.

Таковы основные симптомы кризиса трех лет. Нетрудно видеть, рассмотрев эти симптомы, что кризис проявляется главным образом в таких чертах, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания, это как бы протест ребенка в логике «Нет!». Это протест маленького человека, требующего самостоятельности, переросшего те нормы взаимодействия и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте.

Все симптомы находятся вокруг оси «Я» ребенка и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяется отношение ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности. В общем, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: раньше взрослые его «водили за руку», а теперь у него появилась тенденция «ходить самостоятельно». Появляется личное действие и сознание «Я САМ», «Я ХОЧУ», «Я МОГУ», «Я ДЕЛАЮ» (именно в этот период многие дети начинают использовать в речи местоимение «я»).

Кризис трех лет (как, впрочем, и любой другой кризис) будет протекать остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать изменений, происходящих в ребенке, если родители, во что бы то ни стало, стремятся сохранить прежний характер взаимоотношений в семье, который ребенок уже перерос. В этом случае взрослые пытаются сдержать активность и самостоятельность своего чада. Результатом же может стать только нарастающее взаимное непонимание, частые конфликты.

Кризис третьего года жизни - это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет. Он чувствует себя большим человеком и требует соответствующего отношения и уважения! А мы, родители, по-прежнему диктуем и командуем - что надеть, когда есть и спать, чем играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе с взрослыми, но и с самим собой.

Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу самому гораздо тяжелее в этих своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями, буря настигает его изнутри. Вот так в муках происходит становление психики.

Пик кризиса - истерики. Причем если до двух лет они тоже порой случались, но были связаны с переутомлением, и значит, нужно было успокоить и помочь, то теперь истерика стала инструментом манипуляции. Ребенок как будто испытывает родителей (не специально, конечно!), поможет ли такой метод добиться своего желания или нет. Кстати, истерики требуют зрителей - вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди городской улицы.

Кстати, кризис трех лет похож на подростковый кризис. И от того, насколько мудро поведут себя родители, в большой степени будет зависеть, каким будет подростковый период - тяжелой катастрофой с дурными компаниями и мамиными слезами или благополучным, пусть и трудным, обретением взрослости.

Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

  • Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну, почти), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну, развезет воду, разобьет пару тарелок - не велика потеря… Зато сколькому он научится и как сможет самоутвердится!
  • Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора). Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: В черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или с машинкой? Ложкой или вилкой?).
  • Не заставлять, а просить помочь: «Сережа, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже сынок крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем и без конфликта.
  • Необходимо рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам - значит, начинать процесс надо на полчаса раньше.

Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем очень часто на людях. Что делать тогда?

  • На ультимативное требование ребенка говорим твердое и жесткое «Нет!». И отворачиваемся. Главное, сохранить внешнее спокойствие и бесстрастность - как бы тяжело это ни давалось. Малыш кричит, падает на пол, стучит ногами, прохожие смотрят осуждающе… Придется потерпеть. Пойдешь на поводу, и истерика станет у ребенка привычным инструментом манипуляции родителями.
  • Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку, переносим в безопасное место и кладем, как взяли - пусть там покричит. Увы, увещевания в такой момент могут не помочь, придется просто подождать, когда буря минует.
  • Создать приятные перспективы - иногда это тоже помогает успокоить. Например, мама говорит: «Коля, ты раскричался, потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб. По пути купим фломастеры, будем рисовать».
  • Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Чего ты орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…». Лучше скажите с горечью: «Мне очень неприятно, что получился такой крик…» или «Я так сердита на то, что произошло, что мне прямо самой кричать хочется!». Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он тоже будет говорить примерно так: «Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!». И самому легче, когда проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.

Типичными ошибками родителей в период кризиса трех лет их ребенка заключается в отсутствии у них твердой позиции, четкой определенности, чего и как требовать от ребенка, как именно учитывать особенности данного возрастного этапа. Часто разные члены семьи не могут договориться друг с другом о принципах воспитания, что создает дополнительные трудности. Ошибочен также подход, требующий от ребенка полного повиновения родителям и ломающий при этом его волю. Последствием типичных родительских ошибок становится формирование «порочного круга»: ошибки «подстегивают» негативные эмоции ребенка, а их увеличение приводит к увеличению растерянности родителей, неуверенности в себе, к эмоциональным срывам.

Правильные действия родителей подразумевают понимание поведения ребенка, смысла его поступков. Они опираются на четкую позицию, определяющую, когда, как и на чем настаивать, с чем в поведении ребенка мириться, какие воспитательные приемы полезно использовать.

Чтобы удачно миновать кризис трех лет, надо помнить о принципах: твердость в намерениях, но гибкость в действиях . При этом важно учитывать индивидуальные особенности малыша. Полезно иметь в запасе различные педагогические приемы, позволяющие родителям помочь своему ребенку успешно миновать кризис и взойти на новую возрастную ступень развития личности.

вот здесь куча интересных статей! - http://www.gromootwod.ru/crisisofthirdyear

Родители просто счастливы

У пары из Одессы, которой мы помогли стать родителями, не получалось забеременеть около 15 лет, - рассказывает директор клиники репродуктивной медицины "Надія" Валерий Зукин.

Мы разговариваем в клинике репродуктивной медицины, где провели первую в мире успешную процедуру пронуклеарного переноса. Результатом стало рождение у 34-х летней женщины первого в мире малыша "от троих" родителей.

Семейная пара из Одессы, по словам доктора, уже потеряла надежду завести собственного ребенка. Им провели несколько процедур ЭКО, в том числе и в Израильских клиниках репродуктивной медицины, которые считаются лучшими в мире. Врачи только разводили руками и предлагали использовать донорские яйцеклетки, на что пара была не согласна – мечтали о своей крохе, похожей на папу и маму, а не на чужих людей. Причиной бесплодия пациентки была невозможность развития эмбриона до стадии бластоцисты: развитие прекращалось на ранних этапах.

Мы в процессе эксперимента не ставили целью переносить эмбрионы. Когда получили нормальный эмбрион, то встал вопрос, что с ним делать. Родителям объяснили, что до этого никто такого не делал. Когда пара узнала, что у нас все получилось и через девять месяцев появится ребенок, они были счастливы, - рассказывает доктор.

После успешной операции семья окончательно перебралась в Киев. Будущая мама находилась на амбулаторном наблюдении в клинике. Беременность протекала нормально, планово, без эксцессов.

Мы очень тщательно наблюдали будущую мать, исследовали, буквально, как космос, - улыбается врач.

Семья из Одессы на достигнутом останавливаться не собирается: в планах рождение еще одного малыша, тем более что в клинике еще есть замороженные эмбрионы, и шансы достаточно велики.

Что такое ребенок "от троих родителей"

Термин ребенок "от троих родителей" означает, что у новорожденного есть ДНК от троих особ – мамы, папы и донора.

Суть методики в том, что ядро переносится в донорскую цитоплазму. Для этого в лаборатории сначала оплодотворяют сперматозоидами отца две яйцеклетки: матери и донора. Потом из оплодотворенной материнской яйцеклетки достают ядро, в котором и находится основная генетическая информация от обоих родителей. Это ядро вживляют в яйцеклетки донора, заменяя им оригинальное. В этой клетке между ядром и оболочкой остаются донорские митохондрии.

В результате манипуляции была получена "реконструированная" яйцеклетка, которая получила генный набор ДНК матери и отца (около 25 тыс. генов) и цитоплазматическое ДНК от донора (37 генов), то есть, фактически, ребенок рождается от "троих родителей". Это подтвердилось при обследовании плода во время беременности в лабораториях Украины и Германии.

Манипуляцию проводил наш эмбриолог Павел Мазур, а перенос делал медицинский директор клиники Виктор Веселовский, - рассказал Валерий Зукин, - Такая процедура обойдется в 5-20 тыс. долларов.

Но рекомендована она далеко не всем. Чтобы были шансы на успех, будущая мать не должна быть старше 37-38 лет, должны нормально функционировать яичники, чтобы был резерв яйцеклеток, и должно быть медицинское заключение, что забеременеть другим путем женщина не может вообще.

В марте ожидается рождение еще одного такого ребенка: вторая женщина находится сейчас на последних месяцах беременности.

В Мексике все было по-другому

Впервые технологию рождения ребенка с тремя ДНК применили в Мексике в апреле 2016 года в семье иорданцев. Правда, в том случае были задействованы неоплодотворенные яйцеклетки. Операцию проводил в Мексике американский хирург Джон Чан, и страна была выбрана не случайно: в США запрещено проводить операции с применением таких методик.

К доктору Чану обратилась иорданская пара. Два ребенка в семье умерли от синдрома Лея - наследственного заболевания. Необходимость зачатия от трех родителей была обусловлена присутствием отвечающих за развитие болезни генов в материнской митохондриальной ДНК. В ходе операции доктор Чан перенес ДНК митохондрий женщины-донора в яйцеклетку матери, обезопасив ее тем самым от синдрома Лея. Сейчас ребенок жив и никаких признаков смертельного недуга у него нет.

Первой страной, в которой легализировали и утвердили на законодательном уровне методику цитоплазматического переноса еще в 2015 году, была Великобритания, разработки провели в университете Ньюкасла.

Что касается украинского законодательства, то прямого запрета использования данных методик в стране нет, и этого, по словам Валерия Зукина, достаточно, чтобы их применять.

Этот вопрос в Украине пока никто не поднимал, потому что никто не предполагал, что он возникнет, - говорит доктор, - по большому счету, у нас есть законодательная регуляция применения методики. Прежде всего, это приказы МОЗ и отдельные пункты законов Украины.

Схема с сайта "Женский врач"

КСТАТИ

Интересные факты о детях "из пробирки"

Первые попытки искусственно оплодотворить женщину, страдающую бесплодием, начались в Великобритании еще в конце XVII века. Но успехом завершился лишь перенос эмбриона в полость матки в 1977 году. Первым ребенком в мире, появившимся из "пробирки", 25 июля 1978 года стала Луиза Браун. В Украине в 1990 году, была проведена первая программа экстракорпорального оплодотворения в Харькове.

В 2010 году врач Роберт Эдвардс получил Нобелевскую премию в области физиологии и медицины за развитие области экстракорпорального оплодотворения. 85-летний ученый получил 10 млн. шведских крон (1,5 млн. долларов).

Ученые из Англии провели наблюдения 3 тысяч женщин, использующих метод искусственного оплодотворения, и сделали вывод, что шанс успешного оплодотворения увеличивается весной и летом. Это связано с тем, что организм женщины в это время становится чувствительнее к гормонам, что регулируют активность половых желез.

Интересный случай произошел с жительницей США Надей Сулейман. В результате двух беременностей с помощью искусственного оплодотворения у нее родилось 14 детей - 6 в первый раз и 8 во второй. После этого было принято решение регламентировать количество подсаживаемых женщинам эмбрионов: до 40 лет можно вводить до двух эмбрионов, после 40 - не более трех.

Вероятность успеха при искусственном оплодотворении выше у тех женщин, в организме которых содержится больше витамина Д.

Зачатие ребенка от трех родителей – технология ЭКО, при которой в формировании клеток будущего эмбриона участвуют клетки трех людей: матери, отца и женщины-донора.

Зачем это нужно

Данная процедура позволяет женщинам из группы риска избежать генетических заболеваний у их детей. Речь идет о митохондриальных заболеваниях, которые приводят к мышечной дистрофии, слепоте, остановке сердца и также к летальному исходу. По статистике 1 из 6500 младенцев имеют такого рода отклонения.

При этом будущие дети, рожденные новым методом, навсегда избавятся от дефектных митохондрий, и уже никогда не будут передавать эти заболевания своему потомству.

Технология

Технология была разработана в Университете Ньюкасла. Суть в том, чтобы улучшить качество митохондрии (они отвечают за снабжение клеток энергией). Метохондрии имеют свою ДНК, которая не влияет на внешность и характер младенца. Повреждения в метохондриях приводят к рождению детей с генетическими дефектами. Метохондрию берут от женщины-донора, мать предоставляет свою яйцеклетку, а отец - сперматозоид.

Зачатие происходит в пробирке, а затем клетки будущего ребенка пересаживают в матку непосредственно матери. Таким образом, будущий ребенок будет обладать ДНК донора всего на 0,1 %, но его собственные клетки будут избавлены от некачественных метохондрий.

Стоит отметить, что в середине 2014 года британское Управление по оплодотворению и эмбриологии человека признало данную технологию безопасной. Первые опыты на приматах были проведены в начале 2000-х годов .

Узаконенное зачатие от трех родителей

Великобритания стала первой страной, где зачатие от трех родителей принято на уровне закона. В феврале 2015 года законодатели Великобритании (Палата Общин британского парламента) окончательно одобрили эту технологию как разрешенную в стране. Этому предшествовала обширная дискуссия в обществе и научном сообществе. Но даже после принятия закона остается немало критиков этой технологии и в Великобритании, и в других странах, включая Россию.

Ученые рекомендовали при этом отбирать доноров таким образом, чтобы их митохондриальный геном был в целом похож на митохондриальный геном будущей матери, чтобы избежать сильных изменений в геноме будущего ребенка и будущих поколений. Хотя практически маловероятно, что будущий ребенок будет похож на донора, так как речь идет только об одной десятой процента будущей ДНК.

Предполагается, что в Великобритании данной технологией смогут воспользоваться 150 пар в год и 778 пар в США. И для многих это может стать настоящим спасением. Есть немало британок, которые смогут впервые стать матерью после десятилетий безуспешных попыток. Наконец, ранние выкидыши , которые случаются по причине генетических отклонений, можно предупредить и предотвратить.

Критика

Одним из аргументов скептиков и критиков является возможность негативных последствий такого зачатия, которые будут проявляться у появившегося младенца. В числе этих последствий:

  • Более высокие риски заболеваний, в том числе рака.
  • Необходимость постоянного врачебного наблюдения, хотя бы в первые год жизни.

Критикуют метод не только скептики и некоторые ученые, но также представители традиционных религий, в том числе Римско-католической, Англиканской и Русской православной церквей. Если религия против вторжения в божественный процесс рождения человека, то научные скептики против вторжения в естественный отбор, который признан защитным механизмом человечества против мутации и прочих несовершенств.

Есть и этический момент, который смущает противников метода. Детей от трех родителей уже окрестили «дизайнерскими детьми».

Совсем недавно в научном мире произошло удивительное открытие. Оно не только вызвало скандал и раскололо общество на два противоборствующих лагеря, но и обнадежило очень многих людей, не способных иметь здоровое потомство. Генетики пришли к выводу, что рождение ребенка от одного отца и двух матерей не только реально, но и дает возможность избежать передачи наследственных заболеваний плоду.

Таким родителям врачи гарантируют стопроцентно здорового ребенка, не утратившего похожесть на своих родных.

Как это делают?

Оплодотворение яйцеклетки женщины происходит точно также, как и при всем известной процедуре ЭКО. Но есть важный технический нюанс. Сначала в микробиологической лаборатории из яйцеклетки матери вынимают ядро и заменяют его ядром другой женской яйцеклетки, скажем, полученной от донора. После этого яйцеклетку оплодотворяют семенем отца и возвращают в лоно матери. Известно, как минимум, о двух таких детях, рожденных от трех родителей, один — в Мексике и еще один недавно появился на Украине. Правда, украинские генетики немного изменили технологию. Они сначала провели искусственное оплодотворение обеих женских яйцеклеток - донора и матери, а затем уже осуществили замену ядра яйцеклетки матери донорским материалом. Создатели и участники эксперимента результатом остались довольны.

Зачем это нужно?

Такие заболевания, как врожденная слепота, глухота, болезни мозга, почек, крови, печени и сердца передаются по материнской линии. Они «записаны» в митохондриальной ДНК, которая и составляет ядро женской яйцеклетки. Замена поврежденной ДНК на здоровую кардинальным образом меняет дальнейшее физическое развитие плода. При этом такие важные генетически информационные коды, как похожесть на мать, рост, цвет глаз, кожи и волос «записаны» и в других участках яйцеклетки и будущий человечек обязательно унаследует их от матери. Как, впрочем, и от донора. В ядре женской яйцеклетки содержится много разного рода информации. Иными словами, тест ДНК у такого ребенка обязательно выявит материнство обеих женщин, с вероятностью 50 на 50, хотя могут быть и варианты. И здесь возникают этические, моральные и юридические вопросы, которые уже раскололи научный мир.

«Человек новый, улучшенный»

Многие ученые с мировым именем весьма прохладно восприняли известие о научном прорыве в области человеческой генетики. Они считают, что новый метод оплодотворения яйцеклетки «широко распахивает двери» для генной инженерии, которая на данный момент остается почти во всех странах под запретом. В случае, если метод зачатия от трех родителей будет широко использоваться, то фактически человечество станет получать «генетически модифицированных» детей. Ведь таким образом можно убрать наследственное ожирение, леворукость, низкий рост, крупный нос, а внедрить, например, врожденную пластичность движений, идеальный музыкальный слух, мускульную выносливость. Во всяком случае, можно говорить о том, что через пару-тройку поколений людей, рожденных от трех родителей, на земле могут исчезнуть такие наследственные заболевания, как шизофрения, эпилепсия, гемофилия, врожденные пороки — «волчья пасть» и «заячья губа». Но с морально-этической точки зрения пока это все очень сложно воспринимается, особенно консервативным обществом.

Процесс пошел!

И все-таки первые шаги уже сделаны. Несколько государств закрепили в своем законодательстве разрешение на подобную репродуктивную услугу. И приняли такие законы не супер-демократическое государство США или свободная от многих правил Голландия. О своем населении первыми позаботились островные страны, где жители веками «перемешиваясь» в браках, стали друг другу дальними родственниками, порой не подозревая об этом.

Так еще в 2005 году в Новой Зеландии был принят закон, который предусматривает, что ребенок, рожденный с участием донора, документально имеет трех родителей. В австралийском штате Новый Южный Уэльс с 2007 года идут дебаты о том, что дети, так или иначе рожденные при участии донора, должны иметь в свидетельстве о рождении записи о всех своих генетических родителях.

И, наконец, несколько месяцев назад в Великобритании и Ирландии было легализовано получение детей от трех родителей. Методика, известная как митохондриальное замещение, была одобрена Палатой общин и Управлением по эмбриологии и оплодотворению. Англичане и ирландцы, имеющие наследственные заболевания, теперь могут осуществить «тройное ЭКО» и наконец стать родителями здоровых детей.

О рождении первого в мире ребёнка "от троих родителей", который появился на свет после пронуклеарного переноса. Этот термин означает, что малыш является носителем ДНК трёх родителей - основной от отца и матери и митохондриальной ДНК от женщины-донора.

Ранее, напомним, такого рода методика использовалась только для спасения детей от наследственных заболеваний.

Малыш, зачатый не совсем обычным способом, родился 5 января 2017 года. Его матерью стала 34-летняя женщина, которая страдала бесплодием в течение 15 лет и в итоге вместе с мужем решилась на важный шаг. Об этом директор клиники и врач-генетик Валерий Зукин сообщил на недавней пресс-конференции.

До этого женщина во многих местных и зарубежных клиниках пыталась забеременеть при помощи ЭКО, однако каждый раз процедура заканчивалась неудачей. Причиной этого врачи назвали в данном конкретном случае невозможность развития эмбрионов до стадии бластоцисты (это один из ранних этапов развития зародыша).

Именно поэтому использование донорских яйцеклеток было единственным способом родить ребёнка для этой семейной пары. Поясним, что после оплодотворения в яйцеклетке формируется два клеточных ядра (пронуклеусы) - от матери и от отца. Репродуктологи изымают оба эти ядра из материнской яйцеклетки и переносят их в донорскую яйцеклетку, из которой перед этим также изымаются два ядра (она называется энуклеированной).

Таким образом учёные получают "реконструированную" зиготу (то есть оплодотворённую яйцеклетку), которая в данном случае имела генетический набор из примерно 25 тысяч генов от мамы и папы и ещё 37 генов от донора. Поэтому такой способ и называется рождением "от трёх родителей". Он позволяет избежать развития у новорождённого генетических заболеваний: "ненужные" гены остаются в исходной яйцеклетке, а генетический материал в ядрах переносится в донорскую клетку и остаётся неповреждённым.

Когда малыш появился на свет, исследователи провели множество анализов и подтвердили наличие у него генов от трёх человек. Этот случай стал первым в своём роде, но, скорее всего, не будет единственным: уже в марте 2017 года ожидается рождение ещё одного малыша, зачатого тем же способом.

Научный директор клиники "Надежда" Ирина Судома также отметила, что новый репродуктивный метод показан для предотвращения митохондриальных заболеваний у малыша при обычном зачатии, а также если по каким-либо причинам яйцеклетки матери не могут нормально развиваться в зародыши на ранних этапах. "Есть пары, эмбрионы которых имеют значительные хромосомные поломки, причиной которых являются в том числе и митохондрии. Таким пациентам также показан данный метод", — добавила она.

Отметим, что митохондриальные заболевания диагностируются у ребёнка только после его рождения. Они могут проявляться в тяжёлых умственных нарушениях, нервно-психических расстройствах, некоторых формах кардиомиопатии, нарушениях зрения. Часто они приводят к ранней смерти человека.

Законодательство Украины пока что не регулирует нормы использования подобных репродуктивных технологий, однако эксперимент получил одобрение соответствующих этических комитетов.

Напомним, что в сентябре 2016 года в Мексике на свет появился первый ребёнок, который сможет считать родителями . Правда, для его зачатия использовалась методика, несколько отличная от украинской.

Тем временем власти Великобритании процедуру появления на свет детей, имеющих генетический материал от трёх родителей. В США также разрешили создавать детей от трёх родителей, но .