Принятие iii программы кпсс. Третья программа кпсс. Из постановления xxii съезда кпсс

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Наши народы переживают один из самых трагических периодов в ты-сячелетней истории России и Советского Союза. Начавшееся в конце 80-х годов, при прямом содействии группы политической измены Горбачёва — Яковлева - Шеварднадзе, открытое наступление империалистической реакции завершилось контрреволюционным переворотом в 1991-1993 годы. Преступно, вопреки решению Всенародного референдума 17 марта 1991 года, был разрушен Союз Советских Социалис-тических Республик. Власть в прежних республиках СССР перешла в ру-ки сил, реставрирующих капитализм.

Главным противоречием общества стал антагонизм между трудом и капиталом, между большинством нищающего народа и богатеющим меньшинством. В обществе путём преступной приватизации насильст-венно сформирован частнокапиталистический тип собственности на ос-новные средства производства. Власть захватил класс буржуазии во гла-ве с олигархами-плутократами и госбюрократами, осуществляющий политику эксплуатации и угнетения трудового народа. Происходит сращивание крупной буржуазии и высшей госбюрократии, подчинение коррумпированного госаппарата их интересам. Продолжается распад производительных сил. Ликвидированы главные достижения социализма - гарантированные государством права на труд, на жилище, на бесплатное образование и лечение, личную безопасность. В государствах на тер-ритории разрушенного СССР насаждаются идеология и политика воинст-вующего национализма и антикоммунизма, приведшие к братоубийст-венным войнам.

Но победа реакции временна. Трудящиеся на своем личном опыте убеждаются, что капитализм, который навязывается народам, - движение вспять, к нищете и бесправию, массовой безработице, полуколониальному существованию. Растёт и ширится протест трудящихся против антинародной политики буржуазных режимов, общество вступает в пору острой классовой борьбы. Возрождается массовое коммунистическое движение, растёт влияние компартий на массы.

На XXIX съезде Коммунистическая партия Советского Союза временно реорганизована в Союз коммунистических партий - КПСС государств, образованных на территории СССР. Укрепление Союза компартий - КПСС, создание единых республиканских партий, активная их деятельность являются важным политическим условием воссоздания Советского союзного государства и единой Коммунистической партии.

Программа содержит принципиальные положения, общие цели и задачи Союза коммунистических партий - КПСС, которые конкретизируются с учётом условий.

I. Основные принципы и цели СКП - КПСС

СКП - КПСС - это добровольный, интернациональный союз равноправных коммунистических партий, действующих в прежних республиках СССР.

СКП - КПСС - это союз коммунистических партий, идейной и организационной основой которого являются творчески развивающийся марксизм-ленинизм, пролетарский интернационализм, демократический централизм.

СКП - КПСС - это союз партийного товарищества, назначение ко-торого состоит в коллективной разработке общих для коммунистических партий проблем, координации политических акций, обмене опытом политической деятельности, в обеспечении единства действий коммунистов.

Главные цели СКП - КПСС:

Восстановление народовластия в форме Советов депутатов трудящихся, советов трудовых коллективов и иных форм самоуправления народа;

Возвращение путём социалистической национализации крупной собственности: земли, природных ресурсов, ключевых отраслей экономики истинному хозяину - трудовому народу, который право собственности делегирует государству и трудовым коллективам. Форма собст-венности определяет тип общественно-экономической формации. Тот класс, который владеет основными средствами производства, у того и власть;

Социальная и экономическая защищённость трудящихся, обеспечение социальной справедливости в обществе: ликвидация эксплуатации и национального гнёта, гарантированное право на труд и его воз-награждение по конечным результатам, бесплатное образование и меди-цинское обслуживание, доступное жильё и социальное обеспечение, лич-ная безопасность, единство прав и обязанностей каждого человека;

Возвращение страны на социалистический путь развития, имея в виду восстановление общественной собственности на основные средст-ва производства, подлинной социалистической демократии, переход че-рез ряд последовательных этапов к высшей фазе коммунизма;

Воссоздание на добровольных началах и социалистических принципах союзного государства суверенных равноправных республик братских советских народов.

II. Социализм и капитализм

XX век проходил под знаком не утихающей борьбы между капитализмом и социализмом. В основе событий, которые потрясли и продолжают потрясать мир, лежит стремительный прогресс производительных сил, научно-техническая революция, ускорившие течение социально-политических процессов во всём мире.

Борьба за обладание возросшим общественным богатством толкнула наиболее агрессивные империалистические государства на развязывание двух мировых войн. Империализм породил кровавый фашизм - буржуазно-националистическую диктатуру, в основе которой массовый террор, господство одной нации над другой. Возмущение трудящихся социальным неравенством, рост их человеческого достоинства и классового сознания вызвали целую полосу социалистических и национально-освободительных революций. Потерпела крах колониальная система. Начался процесс перехода от капитализма к социализму во всемирном масштабе.

Нарастание процесса обобществления производства, обострение про-тиворечий империализма заставили капиталистические страны учитывать опыт Советского Союза, использовать социалистические методы государственного регулирования хозяйственной жизни, модифицируя их для своих нужд. В одних странах это была прямая национализация базовых отраслей промышленности, в других - аккумулирование в госбюджете значительной части национального дохода и направление её на фи-нансирование мер социальной помощи, государственных заказов, в том числе на научные исследования, поддержку аграрного сектора и т. п.

Но как бы ни реформировался капитализм, его сутью остается эксплуатация наёмных работников, то есть безвозмездное присвоение собственниками средств производства и капиталов результатов чужого труда в виде прибавочной стоимости. Тем самым сохраняются экономическое и социальное неравенство и антагонизм между различными классами и странами капиталистического мира. Более того, используя фактор разрушения Советского Союза, правящие классы стремятся свести к минимуму социальные права и гарантии, добытые трудящимися в предыдущий период. В ответ растёт протестное движение рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции.

В рамках мировой системы капитализма не могут быть устранены не-равномерность развития и эксплуатация одних стран другими. После то-го, как США и другие империалистические страны лишились возможнос-ти прямого и открытого грабежа порабощённых народов, они смогли навязать им эксплуатацию экономическую, выкачивают из стран «третьего мира» энергетические ресурсы, широко используют дешёвую рабочую силу и в значительной степени за счёт этого обеспечивают относительно высокий уровень жизни своего населения.

Разрушение Советского Союза развязало руки империалистам для нового передела мира. Стало возможным для США и их союзников по НАТО вводить экономические санкции и блокады государств, борющихся за независимость, и осуществлять против них вооружённые акции в целях насаждения «нового мирового порядка».

Эксплуатируемые народы пребывают в условиях нищеты и бесправия. Неизбежен новый подъём национально-освободительного движения за экономическую и финансовую независимость. Успех этого движения не только приведет к ускоренному развитию ныне отсталых народов, но и сократит резервы поддержания стабильности в развитых капиталис-тических странах.

В условиях капитализма человечество не может решить и своих нравственных проблем. Мораль, по которой всё покупается и всё продается, крайний индивидуализм, преступность, коррупция, стремление к сверхпотреблению ради ложного престижа, готовность к применению насилия - не врождённые свойства народов капиталистических стран, а следствие условий их существования. И это ещё одна сфера общест-венного бытия, которая формирует революционное общественное сознание трудящихся и угнетённых масс.

Таким образом, мировая система капитализма имеет неустойчивый характер. Ей свойственны межгосударственные конфликты, гонка воору-жений и мировые войны, экономические кризисы и социальные потрясе-ния. Разразившийся финансово-экономический кризис наряду с безоглядной интеграцией в мировую капиталистическую экономику имеет внутренние корни. Капиталистическому способу производства свойственны непримиримые противоречия между общественным характером производительных сил и частнокапиталистическим типом собственности, стихия рынка, безудержная погоня за прибылью, отсутствие единого плана развития. Единственный способ избавления человечества от фи-нансово-экономических кризисов, социальных потрясений и войн - уничтожение капитализма, перевод наших стран на плановую экономику, социалистический путь развития.

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года, победа советского народа в Великой Отечественной войне проложили дорогу в социалистическое будущее, превратили страну в мировую державу, спасли человечество от фашизма, ускорили развал колониальной системы империализма, создание мировой социалистической системы.

Впервые в мировой истории были построены основы социализма, создан многонациональный Советский Союз, ликвидированы эксплуатация и национальный гнёт, реализованы в масштабе государства и при-менительно к каждому человеку права на труд, отдых, бесплатное образование и лечение, получение жилья, обеспеченную старость, личную безопасность. В кратчайшие исторические сроки страна вышла на передовые рубежи в области образования, науки, культуры, промышленности, постоянно шло повышение жизненного уровня советских людей и одновременно сближение различных групп населения по уровню доходов. Сформировалась новая интернациональная общность людей - советский народ, сложился советский образ жизни.

В основе этих успехов лежали принципиальные преимущества социалистического строя: общественная собственность на средства производства, Советская власть трудящихся, дружба народов, коллективизм, плановость народного хозяйства, возможность концентрации усилий общества на решающих участках и направлениях. И тем не менее социализм в СССР потерпел временное поражение.

III. Причины и уроки
временного поражения социализма

Поражение социализма не было неизбежным следствием, якобы, изначальной порочности социалистического строя, нереформируемости советской системы, как пытаются представить те, кто предал дело социализма. Оно вызвано комплексом объективных и субъективных факторов.

Реальные исторические условия существенно затрудняли строительство социализма, не давали ему в полной мере раскрыть огромные возможности: здесь и отсталость царской России, мелкобуржуазная стихия, постоянная угроза агрессии со стороны империализма, подрывная деятельность иностранных спецслужб, вынужденные и необходимые расходы на оборону, отставание от передовых капиталистических стран в области производства гражданской продукции.

Советский Союз, как никакая другая страна мира, дважды за короткий срок отбрасывался назад, свыше 20 лет ушло на отражение агрессии и восстановление народного хозяйства. Но, несмотря на это, страна достигла высокого уровня экономического развития.

Для Советского государства на этапе создания основ социализма в капиталистическом окружении объективно неизбежной стала жестко централизованная система управления. В определённой степени благодаря ей страна добилась успеха в индустриализации, одержала победу в Великой Отечественной войне, в невиданно короткие сроки восстановила народное хозяйство, первой вырвалась в космос, достигла военно-стратегического паритета с США. Вместе с тем чрезмерное «огосударствление» средств производства, сверхцентрализация в условиях возросших масштабов народного хозяйства, усложнение производственных связей сдерживали развитие инициативы трудовых коллективов, социалистической демократии, набирал силу «теневой» капитал.

Попытки необходимых преобразований в экономике, предпринятые в 50-е и 60-е годы руководством страны, были непоследовательны. Отставание в совершенствовании производственных отношений породило застойные явления в обществе, стало тормозить развитие производительных сил, разлагающе воздействовать на общественное сознание и мораль.

В начале 80-х годов руководством КПСС был поставлен вопрос о не-обходимости общественных преобразований на основе преемственнос-ти, в рамках социализма. Во второй половине 80-х годов по решению XXVII съезда и Пленумов ЦК КПСС началась социалистическая перестройка основных сфер общества, основные направления которой нашли свое конкретное воплощение в 12-м пятилетнем плане (1986-1990 гг.).

Главными ориентирами общественных преобразований являлись бо-лее эффективная экономика, существенное улучшение материальной и духовной жизни населения, расширение реального участия трудящихся в управлении обществом.

В первые годы социалистической перестройки достигнуты самые большие объемы продукции промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства жилья. Впервые прирост продукции получен за счёт увеличения производительности труда, бурно развивалось строительство школ, детских учреждений, больниц, клубов.

Позитивные сдвиги в развитии страны, несмотря на допущенные ошибки, проходили потому, что преобразования в обществе осуществлялись в пределах советской системы с целью её обновления, улучшения, а не разрушения.

В последние годы перестройка утратила социалистическую и демократическую направленность. Это стало следствием ослабления связей КПСС с советским народом, её идейное и организационное разрыхление, образование в ней платформ и фракций, проникновение в руководящий состав партии, государства, партийных и властных структур рес-публик карьеристов, национал-сепаратистов, политическое перерождение группы руководителей страны, переход их на позиции оппортунизма, ликвидаторства компартии и Советского государства. Пагубно отразились допущенные в тридцатые годы грубые нарушения социалистической законности.

Борьба против главной опасности - антисоциалистических, национал-сепаратистских сил подменялась устранением так называемых «консервативных» сил, выступавших на самом деле за улучшение, реформирование общества в рамках советской системы, на принципах социализма. Начался процесс дезорганизации общества, возрастания разрыва между товарной массой и доходами трудящихся, ростом производительности труда и увеличением зарплаты, остро ощущался недостаток потребительских товаров. Набирали силу национал-сепаратистские тенденции. Ослабли позиции СССР на международной арене.

Все это вызвало в обществе социальное напряжение. В стране прошли забастовки работников предприятий разных отраслей произ-водства, возникли политические движения, ориентированные на реставрацию капитализма. Опираясь на активную поддержку внешних сил, «теневую» экономику, «элиту» художественной интеллигенции, часть государственного и партийного аппарата, путём обмана и демагогии эти движения смогли получить поддержку части общества. Разрушительную роль сыграли развернувшие антисоветскую, клеветническую кампанию средства массовой информации, которые были фактически переданы государственно-партийной верхушкой в руки врагов социа-лизма.

Развязка наступила в августе-декабре 1991 года. Контрреволюционный переворот привел к власти антисоциалистические силы. Под фальшивым флагом строительства «гражданского общества» антинародные правящие режимы в союзе с внешними силами начали ликвидацию Советов, отстранение от власти рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции, насильственную капитализацию общества, растаскивание общественной собственности путем приватизации, формирование буржуазного авторитарного режима.

Является ли поражение социализма в СССР окончательным? Каковы основные уроки? История свидетельствует, что ни одна из общественно-экономических формаций не устанавливалась без «откатных» процессов, реставраций предшествующих политических структур, периодов реакции, но не существовало и не может существовать сил, которые могли бы повернуть историю вспять. И общий кризис, охвативший социалистические страны в 80-90-х годах, это - кризис не самой сущности социализма, а результат искажения и отступления от принципов социализма. Современная история свидетельствует о новом подъёме ком-мунистического движения в мире, успешном строительстве социализма в Китае, Вьетнаме, на Кубе.

Вывод В.И.Ленина о том, что нельзя идти вперёд, не идя к социализму, сохраняет свою актуальность. Реставрация капитализма - движение назад. Общественные преобразования в стране были необходимы и возможны на принципах социализма, в рамках советской системы, без изменения её экономических и политических основ. Отступление от планового начала в развитии экономики, введение нерегулируемых, так называемых договорных свободных цен привело к дезорганизации потребительского рынка, всего народного хозяйства, ускорению разрушения Советского государства.

Ход событий последних лет в значительной мере подтверждает предвидение И.В.Сталина, что по мере строительства социализма сопротивление внутренних и внешних враждебных сил усиливается, приобретает нередко ожесточённые формы. Политическая практика вновь доказывает правильность положения о том, что особую опасность представляют те общественные силы, против которых не ведется политическая борьба. Такими враждебными для общества были антисоциалистические, национал-сепаратистские силы.

Предметом особой заботы коммунистов должны быть творческое развитие и применение марксизма-ленинизма в изменившихся современных условиях. Единство и сплоченность коммунистического движения, чистота партийных рядов, недопущение фракций и платформ, развитие внутрипартийной демократии. Усиление контроля партийных масс за формированием и деятельностью партийных органов, руководящих кадров. Бескомпромиссная борьба с оппортунизмом, искоренение бюрократизма в партии и обществе. Следует всемерно развивать связи партии, всех её звеньев с трудящимися.

IV. Стратегия и тактика СКП - КПСС
в борьбе за восстановление
власти трудящихся

На каждом из этапов политической борьбы компартии объявляют свою стратегию и тактику действий, исходя из расстановки общественно-политических сил и конкретного положения в республиках. Вместе с тем общими стратегическими программными установками коммунистических партий, входящих в СКП - КПСС, являются:

На первом этапе, в качестве оппозиционных партий - политическая борьба с антинародными режимами за возвращение власти и крупной собственности трудящимся, активное противодействие любым шагам правящих режимов, которые ухудшают жизнь людей труда, ущемляют их политические и социальные права;

На втором, восстановительном переходном этапе, после завоевания трудящимися власти - восстановление основ социализма, народного хозяйства при возрастающей роли общественной собственности на средства производства, достойного уровня жизни, социальных гарантий, воссоздание союзного государства. В дальнейшем - переход на более высокую ступень социализма при полном господстве общественной собственности, обеспечение быстрого развития произ-водительных сил, роста производительности труда и благосостояния народа.

На всех этапах особое значение имеют тактика, выбор союзников, методов и способов, узловых участков деятельности компартий.

Социальной опорой компартий, входящих в СКП - КПСС, являются рабочий класс, крестьянство, трудовая интеллигенция. При этом коммунисты учитывают, что среди трудящихся классов и социальных групп происходит расслоение. Внутри них выделяется определённая часть рабочих, служащих, тонкий слой интеллигенции, верхушка армии и других силовых структур, подкармливаемые подачками правительства.

Медленнее идёт имущественное размежевание среди крестьянства. Часть крестьян ведёт сельское хозяйство на базе коллективной собст-венности. Что касается фермеров, то многие из них находятся в тяжёлом положении и практически являются полупролетариатом.

В процессе реставрации капитализма в республиках сформировался класс буржуазии. Следует учитывать, что мелкая буржуазия подвержена колебаниям, склонна к соглашению с правящими режимами. Крупная спе-кулятивно-криминальная буржуазия, скопившая огромные состояния за счёт грабежа народной собственности путём преступной приватизации, вывоза из страны сырьевых ресурсов, тесно связана с международным капиталом, содействует порабощению страны, является опорой нынешних режимов.

Отечественные товаропроизводители, недовольные политикой пра-вительства, вторжением иностранного капитала, могут вовлекаться в совместную борьбу против колониального порабощения наших народов, за развитие производства, экономическую интеграцию республик.

С целью устранения нынешних режимов, восстановления власти трудящихся компартии смогут образовать временные политические ко-алиции, заключать соглашения с широким кругом организаций социалистической, народно-патриотической ориентации. Заключая подобные со-юзы, предпринимая совместные акции, компартии сохраняют свою политическую и организационную самостоятельность. Компартии не могут входить в организационно оформленные блоки с участием антикоммунистических партий и движений.

СКП - КПСС как союз компартий активного политического действия будет бороться за власть трудящихся всеми доступными формами и методами в рамках конституций и законодательства республик, а так-же соответственно действиям антинародной власти. Партии выступают за мирный переход к социализму. Но если буржуазный режим власти будет и впредь проводить политику обнищания и вымирания населения, то трудящиеся имеют полное право на его революционное свержение. Особое значение имеет соединение деятельности коммунистических партий в парламентах, представительных органах власти с организацией массовых протестных действий граждан, как форм классовой борьбы в защиту интересов трудящихся.

Важное значение коммунисты придают продвижению в органы законодательной власти всех уровней рабочих, крестьян, интеллигенции, энергичной работе депутатских фракций коммунистов. Выборы в любые органы, референдумы должны рассматриваться как мирные формы классовой борьбы с привлечением к участию в них всех слоев трудового народа, всех избирателей.

Основные усилия партии сосредоточат в трудовых коллективах и по месту жительства населения с целью их просвещения и организации, разоблачения антинародной сущности правящих режимов, будут добиваться прекращения глумления над российской и советской историей, давать решительный отпор извращениям идей и свершений В.И.Ленина, И.В.Сталина, их соратников. Без очищения сознания людей от напластования лжи о советской эпохе, коммунистической партии невозможно реально вовлечь миллионы людей в борьбу за социализм. Партии организуют массовые акции протеста и солидарности, участвуют в политических мероприятиях, проводимых другими партиями, профсоюзами, общественными движениями. В этой работе следует активнее опираться на ветеранов войны и труда, знающих настоящую цену и значение до-стижений социализма, коммунистов старшего поколения, оставшихся верными партии в самое тяжёлое время.

Снова становится актуальным ленинский тезис о необходимости соединения социализма с рабочим движением. Борьба за власть трудящихся, за социализм завершится успехом в том случае, если эти идеи, овладев сознанием масс, снова станут материальной силой. Этот процесс будет нарастать, охватывая последовательно все группы рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, которые наиболее пострадали от экономической разрухи и ликвидации социальных гарантий.

СКП - КПСС поддерживает формирование на предприятиях и в ре-гионах рабочих советов, забастовочных комитетов и других органов са-моуправления трудящихся.

СКП - КПСС считает, что создание партий социал-демократической ориентации в государствах на территории СССР объективно направлено на раскол рабочего класса, сужение базы коммунистического движения. Вместе с тем компартии, входящие в СКП - КПСС, будут выступать совместно с социал-демократами против обнищания и бесправия людей труда, установления авторитарного режима и по другим проблемам, где имеются общие позиции.

Особое место в деятельности коммунистических партий должно занимать пополнение их рядов за счёт молодёжи, сочетание опытных и молодых коммунистов в руководящих органах всех уровней, без чего невозможно идейно-организационное укрепление партии, преемственность в их политике.

СКП - КПСС рассматривает Союз комсомольских организаций - ВЛКСМ как свой главный кадровый резерв, надежного помощника в до-стижении программных целей, окажет всемерную поддержку и помощь в становлении и развитии комсомольского движения.

СКП - КПСС будет также активно поддерживать женские, ветеранские организации, добиваясь их сплоченности и, в свою очередь, рассчитывает на их поддержку в борьбе за социальную справедливость.

Активное участие коммунистов в профсоюзах, даже стоящих на по-зициях соглашательства, совместные действия в защиту экономических и социальных интересов людей труда будет способствовать возрождению мощного и организованного рабочего движения.

Коммунисты, оставаясь атеистами, выступают за свободу совести, право каждого исповедовать религию или не исповедовать никакой, за строго уважительное отношение к религиозным чувствам верующих, за отделение церкви от государства и школы, против подмены науки верой и использования религии в политических целях. Коммунисты исходят из того, что во имя спасения Родины, восстановления Советского Союза, достойной жизни людей труда, отношения между коммунистами и религиозными конфессиями могут быть отношениями взаимодействия, как это бывало в определённые периоды Советской власти.

События последних лет привели к очищению коммунистических пар-тий от прямых пособников контрреволюции, политических карьеристов и просто массы случайных людей.

Многообразие коммунистических организаций стало неизбежным в условиях, когда общее партийное руководство, как на общесоюзном, так и на республиканском уровнях, было предательски разрушено.

Сейчас, когда борьба за власть трудящихся вступает в решающую фазу, многопартийность в комдвижении разобщает, ослабляет силы коммунистов. Коммунисты выступают за объединение партийных рядов в рамках единых республиканских компартий и вхождение их в Союз ком-мунистических партий - КПСС. Надо иметь в виду, что чем короче будет срок, в который удастся повернуть страну на социалистический путь развития, воссоздать государственный союз советских наций и народностей, тем меньший урон понесут народы каждой республики. Это во многом зависит от создания единых республиканских компартий, их идейной и организационной сплоченности.

На повестку дня со всей остротой выходят вопросы творческого развития теории марксизма-ленинизма, глубокого осмысления проис-ходящих процессов в обществе, выработки верной стратегии и такти-ки коммунистического движения, развертывания агитации и пропаганды в массах. В нынешних условиях особенно актуально положение В.И.Ленина о том, что к массам нужно идти «и в качестве теоретиков, и в качестве пропагандистов, и в качестве агитаторов, и в качестве организаторов».

СКП - КПСС, компартии считают первоочередной задачей борьбу против шовинизма, национал-сепаратизма как с величайшим злом, приносящим трудящимся мучения и страдания, выступают за политическое, социальное равенство и дружбу народов, за интернациональную солидарность людей труда всех наций.

Братоубийственные войны вскрыли связь национализма с антикоммунизмом, пагубность политики поощрения антикоммунизма. В конечном счете, антикоммунизм, шовинизм правящих режимов обернулся гибелью десятков тысяч людей, развалинами городов и сел.

Ущемление прав русского и в целом русскоязычного населения в ря-де республик вызывает раскол в обществе по национальному признаку, что препятствует воссоединению народов в новый Союз.

Только отстранение от власти антинародных режимов, утверждение советского патриотизма и социалистического интернационализма, воссоздание союзного государства могут погасить межнациональные и региональные конфликты, решить проблему разделённых советских на-родов, установить прочный и справедливый мир во всех республиках и регионах союзного государства.

Буржуазные планы интеграции государств, основанные на власти ка-питала, господстве частнокапиталистической собственности, ведут к уси-лению эксплуатации, массовой безработице, к бесправию и бедности большинства людей, к потере независимости народов и стран. Единение братских советских народов на принципах социализма - это путь к единству, независимости, прогрессу, к лучшей жизни людей.

Задача СКП - КПСС, входящих в него коммунистических партий состоит в организации интернационального общественного движения, групп и комитетов содействия ему за воссоздание на добровольных началах и социалистических принципах союзного государства равноправных суверенных республик братских советских народов.

V. Программа действий СКП - КПСС
за восстановление основ социализма,
воссоздание союзного государства

СКП - КПСС выдвигает комплекс задач и мер, которые должны быть реализованы сразу же и в перспективе после перехода власти к трудящимся. Главные из них:

1. Восстановление власти трудящихся

Для этого необходимо:

а) развивать советскую систему власти, обеспечить полновластие Советов и подчинение им исполнительных органов; осуществить широкое представительство в составе Советов рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции путём выбора депутатов по производственно-территориальному принципу;

б) ликвидировать государственные должности и структуры, неподконтрольные Советам (президенты и их представители, губернаторы, мэры, префекты и т. п.);

в) восстановить органы народного контроля, практику всенародного обсуждения важных законопроектов, реально сократить государственный аппарат;

г) обеспечить доступ к средствам массовой информации всех пар-тий и движений. Запретить пропаганду расизма, национализма, насилия и других аморальных явлений, подрывающих нравственные устои семьи, общества, дружбу народов, оскорбляющих национальные традиции и обычаи;

д) восстановить порядок и законность, резко снизить преступность, искоренить спекуляцию, преодолеть пьянство, наркоманию;

широко привлечь трудящихся к восстановлению общественного порядка, обеспечить дееспособность правоохранительных органов, разоружить все военизированные формирования;

пресечь коррупцию и организованную преступность.

2. Возвращение страны
на социалистический путь развития:

а) восстановить общенародную собственность на природные ресурсы, основные средства производства, допуская при этом частный сектор в сфере мелкотоварного производства и реализации потребитель-ских товаров и услуг;

прекратить приватизацию общенародной собственности, пересмотреть результаты приватизации, вернуть трудовым коллективам, государству незаконно присвоенное имущество;

сохранить в восстановительный период в собственности трудовых коллективов предприятия, полностью перешедшие в коллективную собственность; в собственности работников предприятий - полученные или купленные ими акции этих предприятий, обеспечив равенство руководителей и рядовых работников;

отменить частную собственность на землю и право её купли-продажи; закрепить землю бессрочно за теми, кто её обрабатывает, в том числе для семейных хозяйств, садовых участков с правом наследования;

б) ввести государственную монополию на банковское дело, национализировать банковскую, биржевую и страховую деятельность, пересмотреть все закупочные, оптовые и розничные цены, установить эквивалентный обмен между промышленностью и сельским хозяйством;

в) поднять промышленное и сельскохозяйственное производство до уровня 1989 года, для чего:

Ввести государственное регулирование в сочетании с широкой хозяйственной самостоятельностью предприятий, разработать план вос-становления экономики, прежде всего, производства продовольствия и потребительских товаров;

Провести модернизацию машиностроительного комплекса и на этой основе обеспечить техническое переоснащение промышленности и сельского хозяйства, рост производства наукоёмкой, ресурсосберегающей продукции, опираясь главным образом на собственные силы. Развитие экономики должно сопровождаться сохранением и защитой ок-ружающей среды;

Обеспечить государственную поддержку агропромышленному ком-плексу, здравоохранению, культуре, образованию, фундаментальной науке;

г) снизить уровень социальной дифференциации, провести комплекс мер по изъятию капиталов, нажитых на спекуляции, распродаже нацио-нального богатства, использовании наёмного труда. Устранить диспропорции в оплате отдельных групп трудящихся, максимально использовать принцип оплаты по труду, поощрять талант, квалификацию и трудолюбие;

д) восстановить социальные гарантии: обеспечить полную занятость трудоспособного населения, законодательно гарантировать трудоустрой-ство молодёжи, отменить все виды платного здравоохранения и образования. Расширить жилищное строительство до уровня 1986-1989 го-дов с бесплатным предоставлением жилья нуждающимся;

восстановить в полном объёме общедоступность пользования всеми видами транспорта и связи; осуществить меры по восстановлению системы общественного питания по общедоступным ценам;

оказать государственную поддержку росту рождаемости, дополнительную помощь матери и ребёнку, возобновить работу всех детских учреждений;

е) разработать и реализовать государственную программу оздоровления духовной жизни народа, распространять лучшие образцы отечественной и мировой культуры, прекратить насаждение западничества и американизма, вывести искусство, культуру и спорт из сферы коммерции, создать благоприятные условия для деятельности художественной интеллигенции.

3. Восстановление независимости страны

Ввести государственную монополию внешней торговли на сырьё и стратегические товары, не допускать продажи предприятий иностранным компаниям.

На XXII съезде Коммунистической партии СССР Н.С. Хрущёву предстояло доложить Программу построения коммунизма. (Первая программа партии, тогда ещё РСДРП, звала к peволюции; позже большевики приняли вторую программу – построения социализма).

И Н.С. Хрущёв начал готовиться…

«Прочитав труды академиков, отец остался неудовлетворённым: с одной стороны, конкретные, сроки, а с другой - полная неопределённость, что и как к этим срокам следует сделать. Представлять «академические фантазии» съезду партии он не посчитал возможным. (Подобное обращение – чрезвычайно странно – труды академиков могли быть напечатаны в СССР, только если они соотвестсвовали положениям классиков марксизма-ленинизма. В этой же книге указано, что главный идеолог партии М.А. Суслов отделывался от сложных вопросов о будущем страны «вититеватыми цитатами» из тех же калассиков – Прим. И.Л. Викентьева). И предложил подвести под программу серьёзный фундамент, досконально просчитать, что и сколько получит к моменту построения коммунизма каждый советский гражданин. «Коммунизм требует создания экономических предпосылок. […]

В 1961 году коммунизм для всех, в том числе для отца, означал зажиточную жизнь. Жизнь лучше, чем у кого-либо в мире, в первую очередь лучше, чем Америке, которая, следуя этой странной логике, уже тогда жила в коммунизме. Но я, кажется, зашёл слишком далеко. […]

Накануне Пленума ЦК прогнозисты-экономисты во главе с Косыгиным и Пономарёвым воскресным солнечным июньским днем 1961 года на даче в Горках-9 не докладывали, а скорее, рассказывали отцу о своих наработках. Отец часто практиковал такие воскресные посиделки. На даче, под соснами можно всласть наговориться, пообсуждать без регламента, без телефонных звонков, без ожидающих в приёмной посетителей. Все расселись в кружок в плетёных летних креслах, на травке, отец в легкой вышитой украинской рубашке, остальные кто в галстуках, кто без, но все без пиджаков, было жарко. Говорили по очереди, не вставая с места. Я пристроился позади группы, рядом с помощником отца Шуйским.

Услышанное произвело на меня двойственное впечатление: цифры, конечно, грандиозны, но это только цифры. А где же коммунизм? И где гарантия, что мы обставим американцев, а не они нас? Тут объявили перекур, отец табачного дыма не переносил, и рядом с ним не курили, даже на свежем воздухе. Я увидел, что Пономарёв стоит в отдалении один, решил порасспросить его поподробнее. Борис Николаевич объяснил, что экономика США себя исчерпала, кризис капитализма неотвратим, а мы продолжим движение вперёд. Его слова меня не очень убедили, но тут всех позвали назад и что такое коммунизм, он мне рассказать не успел. И в то, что мы обгоним американцев, мне пришлось поверить секретарю ЦК и академику на слово. Я и поверил. Но достаточно самооправданий и обращенных в прошлое обвинений. Обвинять, собственно, некого и не за что. Ведь речь шла, как мы знаем, даже не о плане, а плане-прогнозе. У прогнозистов же нет возможности заглянуть в будущее, они основываются на опыте прошлого и не в состоянии предвидеть ни грядущие технические, ни иные революции, ни кризисы, ни катаклизмы. Именно поэтому прогнозы редко сбываются. Вспомните наивные романы Жюля Верна , к слову, одного из лучших прогнозистов XIX века, или «провидческие» рассказы ведущих учёных того времени о том, что будет через двадцать-тридцать лет. Их впору помещать на странички юмора. А фантазии-предвидения Айзека Азимова и других пионеров компьютерной эры: гигантские, больше самого большого небоскреба, ламповые электронные мозги, перфокарты и перфоленты...

К чести отца скажу, что он старался, насколько это возможно, заглянуть за горизонт. К примеру, он настоял, я уже подробно писал об этом, на замораживании темпов прироста производства стали в пользу химии. Но это не предвидение, а трезвая оценка настоящего, уже начавшейся технической революции в конструкционных материалах. Отца вскоре «поправили», после 1964 года производство стали вновь стало приоритетным.

Так что не стоит обвинять в авантюризме, некомпетентности и других грехах ни Госплан, ни Госэкономсовет, составивших план-прогноз, а также Косыгина и отца, принявших на веру их заключения. Мы так же «некомпетентны» в своем будущем, как наши предшественники - в своем. И мы не знаем, что же на самом деле произойдёт через двадцать-тридцать лет, как не знали они. Именно неведение стимулирует нас на свершения во имя будущего. Знай мы правду... Вернусь к Программе. Каким же всем нам, в том числе и отцу, представлялся коммунизм? В первую очередь - всеобщий достаток. Собственно, Программа строительства коммунизма - это очередная попытка одолеть нищету, обеспечить людям жизнь, достойную человека. Она выстраивается в один ряд с освоением целины, строительством дешевого и доступного жилья, но только теперь, за двадцатилетие, надеялся отец, удастся разрешить все оставшиеся проблемы разом.

Плюс - всеобщее равенство. Тут возникало противоречие с провозглашенным отцом принципом материальной заинтересованности, отвергавшим уравниловку, ставившим во главу угла принцип: работаешь лучше - живешь богаче. Не могу сказать, что отец не задумывался о противоречиях в самом подходе к коммунизму. Ещё как задумывался. А вот ответы на свои вопросы находил далеко не всегда. […]

Почему сравнение делается с 1960 годом? Других цифр просто не существовало, в США прогноз развития экономики не производили, а наши экономисты, как я уже отметил, считали, что с 1960 года у них начался застой, расти они больше не в состоянии. Согласно теории, с приближением к коммунизму роль государства возрастала, государственная собственность доминировала в экономике, но в то же время ему предписывалось отмереть. Противоречие, которое в практическом плане оказалось неразрешимым. Решение отложили до лучших времён. Съезд завершился на патетической ноте словами отца: «Наши цели ясны. Наши задачи определены. За работу, товарищи!» Присутствовавшие в зале долго аплодировали стоя. После съезда призыв растиражируют в миллионах плакатов.

Самые доступные из коммунистических новаций начали реализовываться уже в 1962 году: в столовых появились хлебницы с бесплатным хлебом: ешь сколько влезет. В городском транспорте, трамваях, троллейбусах и автобусах исчезли кондукторы, взимавшие плату за проезд: теперь сознательные пассажиры бросают монету в ящик, несознательные - едут так. Со временем число бесплатных услуг населению должно было увеличиваться. […]

Большинство людей до сих пор воспринимает коммунизм как Царство Божие на земле, что-то столь же прекрасное, сколь и недостижимое. Построить такой коммунизм не под силу никому, его можно только пообещать. Будь отец похитрее, поциничнее, записали бы в Программу неуклонный рост благосостояния без цифр, убрали бы сроки, а построение коммунистического «рая» и ещё что-нибудь, столь же заумное, сколь и неопределенное, обозначили бы «в обозримом будущем» (кто знает, как далеко они зрят) - и все прошло бы гладко. Официальные лица при случае на собраниях поминали бы Программу, а рядовые граждане - одни бы верили, другие - не верили...

Со своей приверженностью к конкретике, цифрам и срокам отец, сам того не ведая, с Третьей программой партии попал в историю в прямом и переносном смысле. Кто только не потешается над его словами, что «уже нынешнее поколение будет жить при коммунизме». И поделом ему. Это всё равно что если бы библейские пророки записали в своих скрижалях конкретные сроки Конца Света, Страшного суда и Второго пришествия . Хороши бы они были, когда время подошло бы. Отец оказался непредусмотрительным «пророком». За все несбывшиеся ожидания приходится отвечать ему. Посмертно...

Хрущёв С.Н. , Никита Хрущёв: Реформатор, М., «Время», 2010 г., с.753-760.

В Программе КПСС утверждалось, что к 1980 году советский народ будет жить при коммунизме…

История создания

Для разработки проекта Программы была создана рабочая группа, которая разместилась в санатории Управления делами ЦК КПСС «Сосны», находящемся в ближайшем Подмосковье, во главе с секретарем ЦК КПСС Б. Н. Пономарёвым . Первоначальные работы над созданием проекта новой Программы начались в середине 1958 года, в итоге в течение трёх лет над ней трудились около 100 крупнейших учёных и специалистов .

К весне 1961 года работа над проектом завершилась, и его текст был предоставлен Н. С. Хрущеву . 20, 21, 22 и 25 апреля он формулирует свои замечания. После соответствующей доработки проект Программы был рассмотрен 24 мая на Президиуме ЦК КПСС и 19 июня на Пленуме ЦК. 26 июля 1961 года на заседании Президиума ЦК КПСС текст проекта Программы, предоставленный Программной комиссией, был одобрен .

Всенародное обсуждение

30 июля 1961 года текст проекта Программы был опубликован в газетах «Правда » и «Известия » с тем, чтобы население могло ознакомиться с ним и высказать свои предложения и замечания. Партийные ячейки посылали в центр отчёты об обсуждении проекта Программы партии. Газеты и журналы должны были собирать письма населения, поступающие в редакцию и касающиеся проекта Программы, и направлять их для обработки и анализа в специально созданные рабочие группы.

К 15 сентября 1961 года в 6 журналов и 20 газет поступило в общей сложности 29070 корреспонденций, из которых 5039 было опубликовано. В общей сложности на партийных конференциях и собраниях трудящихся, посвящённых обсуждению этого документа, присутствовало почти 44 млн человек, а с учётом писем в местные газеты, партийные органы, радио и телевидение, по приводимым А. В. Пыжиковым данным, количество корреспонденции составляет 17080 .

Примечания

Ссылки

  • Фокин А. А. Образы коммунистического будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950-1960-х гг. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Челябинск, 2007

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Третья Падь (станция)
  • Третья Речка

Смотреть что такое "Третья Программа КПСС" в других словарях:

    Программа Коммунистической партии Советского Союза - основной теоретический документ партии, содержащий в себе конечную цель и важнейшие задачи на определённый исторический период. Обязательная для всех коммунистов и партийных организаций, она обеспечивает объединение их усилий для… … Большая советская энциклопедия

    ПРОГРАММА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА - теоретич. документ партии, в к ром определены на конкретный историч. период ее цели, задачи и методы их осуществления. П. намечает деятельность партии на длительное время в соответствии с этим периодом. Программа это значит короткое, ясное и… … Советская историческая энциклопедия

    XXII съезд КПСС - Значок, выпущенный к XXII съезду КПСС XXII съезд КПСС состоялся 17 ок … Википедия

    Двадцать второй съезд КПСС - XXII съезд КПСС состоялся 17 октября 31 октября 1961 года в Москве. Значок, выпущенный к XXII съезду КПСС Присутствовало 4394 делегата с решающим и 405 делегатов с совещательным голосом, а также делегации 80 зарубежных партий. Повестка дня… … Википедия

    Большевистская и марксистская платформы в КПСС

    Марксистская платформа в КПСС - Платформы в КПСС внутрипартийные идейные течения, пользующиеся необходимой (и неизбежной в современных условиях) интеллектуальной самостоятельностью. Дезинтеграция КПСС на идеологические платформы в 1988 91 годах помогла советским коммунистам… … Википедия

    Советская лунная программа - В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

В начале 1960-х Хрущёв объявил о строительстве коммунизма к 1980 году. Одновременно разрабатывалась новая Конституция. Народ живо откликнулся на эти инициативы и стал предлагать свои варианты пути к коммунизму: свободные коммуны, конфискация машин и дач, перевод чинуш в рабочие, переселение евреев в Израиль или Сибирь.

Программа строительства коммунизма к 1980 году была принята на XXII съезде партии в 1961 году. Одновременно народу было предложено включиться в процесс выработки III программы КПСС. К 15 сентября 1961 года в 6 журналов и 20 газет поступило в общей сложности 29.070 корреспонденций, из которых 5039 было опубликовано. В общей сложности на партийных конференциях и собраниях трудящихся, посвящённых обсуждению этого документа, присутствовало 44 млн. человек, они внесли около 150 тыс. пожеланий и предложений.

С этого же времени была начата работа над новой Конституцией. Она тоже широко обсуждалась советскими людьми, от них до 1964 года поступило около 200 тыс. предложений к документу. Эта Конституция была поистине революционной, она превращала СССР в страну демократического социализма.

Основные положения проекта новой Конституции сводились к следующему. Один из ключевых её тезисов: власть должна перейти от партийных органов к советам народных депутатов. Особо ставился вопрос о развитии новых демократических общественно-политических институтов, в частности вводились всенародные обсуждения законопроектов, отчётность избранных руководителей органов управления перед населением, отраслевые совещания трудящихся, органы народного контроля. Отдельно было сказано о введении референдумов, причём первый должен был пройти по поводу принятия данной конституции.

Право законодательной инициативы получали профсоюзы. Комиссии советов получали права контроля над деятельностью министерств и ведомств. Впервые в советской истории предполагалось сделать постоянным состав таких комиссий и перевести часть депутатов на профессиональную деятельность с отрывом от основного производства. Вводились в изменения в деятельность суда и прокуратуры. В частности, санкцию на арест давал только суд, а прокуратура должна была осуществлять надзор, а не административное право.

Большие инновации были включены и текст статей о полномочиях республик, которые значительно расширялись. Союзные республики помимо права выхода из СССР получали право осуществлять дипломатические и экономические сношения с зарубежными странами, иметь свои республиканские армии и по вопросам, не оговоренным в Конституции, осуществлять свой суверенитет. Выборы республиканских органов власти — правительственных советов предполагалось проводить тайным голосованием.

В экономическом разделе текста предполагалось включение тезиса о введении личной собственности и частном мелком хозяйстве.

Итоговый проект Конституции был обсуждён на заседании комиссии 16 июля 1964 года. Однако спустя три месяца Хрущёв был снят со всех постов, новое руководство страны во главе с Брежневым испугалось принимать такую Конституцию, и отдало её в переделку, вычеркнув из неё все новаторские предложения.

Как уже говорилось выше, с конца 1950-х до 1964 года советские граждане написали сотни тысяч предложений по тому, как надо строить коммунизм. Хрущёв впервые с 1920-х годов разрешил народу открытое обсуждение государственных и общественных дел. Но подавляющее число предложений трудящихся шокировало власти - это была смесь крайне-левых (как назвали бы из в 1920-е - троцкистских) и фашистских взглядов на преобразование страны.

Историк Александр Фокин в своей диссертационной работе «Образы коммунистического будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950-60-х» (Вестник Челябинского государственного университета, исторического факультета), показал, какие основные предложения были у советских людей по интенсификации строительства коммунизма.

Частичное воплощение коммунистических идей подразумевало как постепенное внедрение коммунистического принципа распределения, так и его географическую локализованность: коммунизм в Советском Союзе предполагалось создавать первоначально не повсеместно, а в отдельных местах. В письмах имеется много предложений приступить к строительству образцово-показательных предприятий и организовать широкое распространение их опыта, а также «начать в виде эксперимента создание баз, районов и коллективов, где будут иметь место коммунистические отношения людей в производстве и в быту; образовать на территории СССР опытные районы коммунизма с участием всех рас и всех классов нашей планеты, обеспечив эти районы всем необходимым».

К примеру, коммунист и фронтовик И.Романов брался «возглавить, построить и сформировать производственный коллектив тысяч на пять рабочих с коммунистическим укладом общественной жизни на базе одной из новостроек».


Более чёткое выражение идеи наглядного, но территориально ограниченного коммунистического образа жизни можно обнаружить в двух письмах. Тов. Заброда предлагал: «В течение ближайших пяти лет, т.е. с 1962 по 1966 год, построить в различных местах на территории союзных республик СССР в каждой ССР по одному, по типовым проектам, характеризующим национальные особенности архитектуры республики, пятнадцать образцово показательных городов-коммун. Люди, работающие в этих городах, отбираются проверочной комиссией ЦК КПСС. С 1968 года все остальные граждане СССР, а также туристы из-за границы могут знакомиться с условиями и порядками в этих городах-коммунах».

Коммунист Е.И. Тимошенко обратился в редакцию «Комсомольской правды» со следующим соображением: «Где-нибудь в Сибири, на берегу Лены или Енисея, построить коммунистический город-лабораторию по всем правилам коммунизма, во всём отличающийся от современных городов. В этом городе должны жить только люди, которые по своим моральным и душевным качествам вполне соответствуют требованиям этих правил и принципов. Нельзя допускать в этот город пьяниц и хулиганов, с тем чтобы там их воспитывать. В основном, жителями этого города должна быть молодёжь, чтобы как можно резче отделиться от всего старого, к сожалению еще имеющегося в жизни нашего социалистического общества. А такие коммунистические люди, новые люди, у нас уже есть. Вот и собрать их в один город, а потом все будут туда ездить, смотреть на их жизнь и загораться желанием жить так».

В приведённых отрывках из писем явно проступают черты классической утопии наподобие «Города Солнца». Оба варианта народной утопии преследовали дидактические цели, описывая воплощённый в жизнь коммунистический уклад, они наглядно демонстрировали, насколько лучше будет жить в будущем.

В значительной степени построение коммунизма воспринималось как союз производственных и бытовых коммун. В редакцию журнала «Коммунист» поступали письма о том, что коммуны являются основным звеном коммунистического общества, организации, посредством которой будет практически осуществлён коммунистический принцип ―от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Е.А.Лиокумович в своей работе, отправленной в журнал «Коммунсит», отмечает, что «коммунизм представляется как жизнь в условиях всеобщего благоденствия, изобилия в братском единстве и без государственной власти. Это утопия возврата к общине, что и было верным пониманием слова - коммуна».

Советские коммунисты-энтузиасты часто предлагали возвратиться к утопическим идеям 1920-х, которые стали запрещены при сталинизме. К примеру, как образец такого общества приводилось посещение писателем Ф.Панфёровым в 1920-е коммуны «Пролетарская воля» недалеко от Пятигорска. Он вспоминает, как захотел расспросить одну из коммунарок:

-Как её фамилия? - спрашиваю председателя.

Фамилия? А у нас же частные фамилии ликвидированы. Единая у всех фамилия. Эта доярка Анна Пролетволя. Тут вон, на углу, Тихон Пролетволя. Я Николай Пролетволя. Так-то!

Создание изолированных от повседневной советской действительности поселений, обеспеченных всем необходимым, своеобразных анклавов справедливой жизни и всеобщего равенства, должно было предотвратить возможность морального падения кандидатов на роль «нового человека».

Одним из главных положений в идее коммуны была справедливость, основанная на полном равенстве. Призывы к возрождению коммун, в которых отсутствует имущественное расслоение, и обращения к коммунистам отказаться в пользу общества от своего имущества, что тоже можно расценивать как некий вариант коммуны в масштабах целой страны, реализуют стремление населения к равенству и социальной справедливости.

Социальный протест под воздействием проекта Программы партии выражался в апелляции к коммунистическому будущему как идеалу справедливости, вызывало игнорирование частью населения одного из принципов «Кодекса строителя коммунизма»: «кто не работает, тот не ест». При этом под трудом подразумевался физический труд, и поэтому работники умственного труда, особенно бюрократы и руководители, воспринимались как лодыри и нахлебники. Недовольные этим многие авторы писем предлагали ввести порядок, при котором каждый руководящий работник должен был отработать один месяц в году в качестве рабочего или колхозника.

Часто раздавались предложения вообще ввести обязательный труд для всех трудоспособных граждан, в том числе для всех трудоспособных женщин, крайне нетерпимым считался тот факт, что многие женщины, являясь жёнами состоятельных людей и имея дипломы об образовании, не работают.

Например, С. Рудик, не обнаружив в проекте Программы партии прямого указания на отмену паспортной системы, спрашивал: «Неужели в коммунизм наши дети придут с паспортами и милицейскими прописками? Паспортная система, ограничивающая для советского гражданина право свободного выбора местожительства, никак не вяжется с тем новым отношением к труду, которое будет у человека в период коммунизма».

Призывы к созданию коммун и обобществлению имущества зиждились не только на восприятии коммунистов как «новых людей», для которых имущество уже неважно, но и на негативном отношении к разрыву в положении между различными группами населения при постоянном постулировании идей бесклассового общества без привилегированных слоёв в советском обществе, где преимущества даются только за личные заслуги. Если некоторые авторы писем предлагали коммунистам добровольно отказаться от своего имущества, то другие настаивали на его принудительном изъятии.

Некоторые авторы развивали данную мысль, дополняя её не только предложением одномоментного изъятия, но и запретом на дальнейшую продажу автомобилей, и изданием закона, запрещающего иметь собственные дома и сдавать жильё в наём.

Особое неприятие вызывали люди, которые получали нетрудовые доходы от сдачи своих домов на юге в курортный сезон, поскольку они одновременно были и частновладельцами и спекулянтами. Население жаждало справедливости и в финансовом вопросе. Поступали предложения проверить источники доходов всех вкладчиков в сберегательных кассах, и «деньги, нажитые нечестным путём, передать государству для использования на строительство коммунизма, а в будущем постепенно заменить наличные деньги именными лимитными книжками».

Наиболее радикальное воплощение стремления к борьбе с тунеядцами можно обнаружить в письме К.К. Лавренко, который призывал упразднить такой «рассадник тунеядства», как 3 группа инвалидности.

Много внимания было уделено и национальному вопросу, в первую очередь - еврейскому. К примеру, В.Сыроваткин писал: «Евреи являются в СССР привилегированной нацией, т.к. они занимаются только умственным или лёгким трудом и не работают в шахтах, у станков, на тракторе и т.д., поэтому дружба с ними невозможна».

В сознании автора евреи выделяются из категории советских граждан, с которыми либо можно дружить, либо нельзя, это подчёркивает инородность евреев в рамках Советского Союза. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дальше В.Сыроваткин предлагает или выселить всех евреев в Израиль, или собрать их в автономной области на Амуре или даже севернее.

Много предложений было и по реформированию семьи. Так, П.И.Гребнюк призывал не только к коллективному пользованию продуктами труда и коллективному воспитанию детей, но и к ликвидации способа жительства отдельными квартирами и устранению разделения людей на семьи, поскольку семья в его понимании была источником частнособственнического воспитания.

Не была обделена вниманием и проблема алкоголизма. Пьянство воспринималось как большое социальное зло, без искоренения которого нельзя построить коммунизм. Поэтому многие люди призывали к некоему варианту «сухого закона», дабы в течение первого десятилетия «эпохи развёрнутого строительства коммунизма» прекратить оборот спиртных напитков свыше 20 градусов».

Такой радикализм во взглядах сотен тысяч, если не миллионов советских граждан, порядком напугал номенклатуру. Одной из причин снятия Хрущёва со всех постов был в том страх высшей бюрократии перед возможным наделением правами таких советских энтузиастов ультра-коммунизма и фашизма. Приход к власти группы Брежнева по сути символизировал отказ номенклатуры от эволюции социализма.

Сегодня это катастрофически примитивное враньё для слабоумных не канает. Коммунизм выглядит примитивной
приманкой напёрсточников, устроившихся на плечах трудящихся. Сегодня коммунизм разобрали на детальки и
продают дуракам по кусочкам: равенство дикарей и академиков, любителей отрезать головы с теми, у кого не
осталось воспоминаний о жизни в каменном веке, несчастных закутанных по макушку с незакутанными, давят на
всеобщую справедливость, на "средний класс", на "*уё-моё". Вождям из подворотни просто хана без коммунизма.
Они сегодня его разбирают по частям и украшают ими ёлку капитализма. А слабоумные водят хороводы вокруг
этой ёлки и выполняют команды с телевизоров. Цивилизации приходят и разваливаются, а сделать человека
дурным и внушить ему что-то такое - нет никаких проблем. Это дело хорошо налажено в последний век особенно.