Системы бесперебойного питания: типы, характеристики, монтаж. Источники бесперебойного питания. Обеспечение непрерывности деятельности организации в нештатных ситуациях Который обеспечивает бесперебойное эффективное функционирование

Костяев Александр Евгеньевич

ФГБОУ ВПО УлГТУ

Ширяева Нататалья Викторовна, Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой

Аннотация:

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы страны является одним из основных приоритетов. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы в стране не возможно при наличии в обращении большого числа подделок, и недееспособных банкнот. Использование УЭК, с 2011 года не принесло особо сильных изменений, проблемой тому является боязнь пользователей карт, за размещенную информацию на карте. Все мероприятия проводимые ЦБ РФ направлены на сокращение числа операций и объемов денежных средств. Так же вводятся ограничения на максимальный размер денежных средств по заключенным и совершаемым сделкам производящихся оплату в наличной форме. Бесперебойное функционирование платежной системы государства является залогом экономического развития государства, роста производства и потребления.

The Bank of Russia is a single centralized system with vertical management structure . Ensuring effective and smooth functioning of the payment system in the country is one of the main priorities .Ensuring effective and smooth functioning of the payment system in the country is not possible in the presence of a large number of outstanding counterfeit banknotes and failed .Using USC since 2011 has not produced particularly strong change problem is the fear that card users , for information posted on the map.All activities conducted by the CBR aimed at reducing the number of transactions and amounts of money .Just introduced restrictions on the maximum amount of funds to market transactions concluded and the paying in cash.Smooth functioning of the payment system of the state is the key to national economic development , the growth of production and consumption.

Ключевые слова:

Центральный Банк, безналичные денежные средства, Универсальная электронная карта, платежная система, пластиковая карта

Central Bank, non-cash means universal electronic card payment system, plastic card


УДК 336.1

Статус Центрального банка РФ (ЦБ РФ), цели его деятельности, функции, полномочия, а также принципы организации и деятельности определяются Конституцией РФ и Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 августа 2002 года № 86-ФЗ.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Основными целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Именно обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы страны становится на современном этапе развития банковской системы одним из основных приоритетов.

Сокращение численности банковских учреждений с середины 90-х годов постепенно приводит к усилению банковской системы, когда банковская система через такой регулятор как ЦБ РФ ужесточает политику в деятельности коммерческих банков и производимых ими операциями.

Как известно именно коммерческие банки производят эмиссию безналичных денежных средств для безналичных расчетов. Их основной задачей было ускорения процессов реализации продукции, взаиморасчетов между контрагентами.

В настоящее время в России в соответствии с действующим законодательством применяются следующие формы безналичных расчетов:

  • расчеты платежными поручениями;
  • расчеты по аккредитиву;
  • расчеты чеками;
  • расчеты по инкассо.

Данное классическое деление на формы безналичных расчетов начинает себя изживать. Использование чеков в последнее время в банковской деятельности для расчетов становится не нужным. В дано случае чек начинают использовать не как средство безналичного обращения а как инструмент оповещения клиента и владельца счета о имеющихся безналичных денежных средствах либо имеющейся задолженности.

Именно изживание, старых классических способов безналичного обращения приводит к появлению совершенно новых инструментов безналичного обращения, адаптированных к современным условиям, а так же отвечающие требованиям участников безналичного обращения.

В последние годы появилось такое название как электронные деньги. Именно в 2011 году был принят Федеральный закон «О национальной платежной системе от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ. Данный федеральный закон лишь устанавливал те определения и регулировал ту деятельность платежной системы в области безналичных расчетов, которые уже сложились в обществе и в банковской среде.

Еще раньше в 2010 году был принят Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" где в главе 6 статье 22 дается определение, какому понятию, как универсальная электронная карта (УЭК).

Разработка и внедрение УЭК в первоначальном этапе состояла в следующее:

  • облегчение системы предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • моментальная оплата государственных и муниципальных услуг с банковского счета владельца карты;
  • совершенствование платежной системы.

Заинтересованность коммерческих банков заключалась в государственной поддержке развития данной платежной системы. ЦБ РФ так же заинтересован в развитии данной платежной системы, так как она регулирует деятельность не юридических лиц, а физических. Львиная доля наличных денежных средств находящихся в обращении в стране находятся именно у физических лиц. Это увеличивает риски подделки и порчи денежных знаков, изготовление последних является не дешевым удовольствием ЦБ. Совершенствование фальшивомонетчиков в области банкнот с каждым годом растет. Последним примером такого высокого уровня является проблема не распознания фальшивок номиналом 5000 рублей платежными банкоматами в октябре 2013 года.

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования действующей платежной системы в стране не возможно при наличии в обращении большого числа подделок, а так же банкнот выпущенных ГОЗНАКом, но которые не в состоянии обеспечить должное функционировании в силу свих физический свойств обветшания и потери своих качеств.

Как говорилось ранее появление электронных денег и пластиковых карт является, положительным моментом в развитии и совершенствовании платежной системы. Использование электронных денежных средств, как безналичной формы обращения денежных знаков, положительно принимается юридическими лицами сокращая производственный процесс, когда предприятие не ждет как раньше нескольких дней до того момента когда перечислятся ему причитающиеся денежные средства. Перечисление денежных средств с помощью компьютеризации становится почти моментальным.

Использованиt пластиковых карт так же положительно воспринялось населением, как России, так и жителями всего мира. Использование данного инструмента оплаты позволяет в полной мере отслеживать денежные потоки, а так же позволяет более лучше контролировать состояние денежной массы в стране, так же контролировать процесс инфляции .

Использование пластиковых карт как инструмента оплаты товаров и услуг, так же является положительным для государства, а именно Налоговых органов, с целью получения дополнительных налоговых отчислений от сделок которые не регламентированы, а так же с уменьшение числа и объемов взяток. Хотя сейчас получение взятки может осуществляться в безналичной форме, но данный факт будет более легко обнаружить, не желе ловить «за руку».

Использование УЭК как платежной системы, внедрение которые происходит с 2010 года с принятием Федерального закона и создании ОАО УЭК, не принесло особо сильных изменений в платежной системе, проблемой тому является боязнь пользователей карт за свою личную конфиденциальную информацию, которая также будет размещаться, и считываться с данной карты.

Все мероприятия, которые проводит ЦБ РФ и правительство направлены на сокращение числа операций и объемов денежных средств, движение которых очень сложно отследить регулирующим органам.

Так же вводятся ограничения на максимальный размер денежных средств по заключенным и совершаемым сделкам производящихся оплату в наличной форме. Данные ограничения уже установлены для юридических лиц в размере 100 000 рублей, а для физических лиц данное ограничение составляет 600 000 рублей, что является достаточно весомой суммой. Минфин выступает с инициативой снижения данного ограничения до уровня 300 000 рублей, что так же позволит ЦБ РФ снизить риски использование фальшивых банкнот в обращении, а так же позволит не существенно, но сократить объем денежной массы в обращении.

Данная тенденция сокращения объема денежной массы и жесткого контроля за движением денежной массы в стране, а так же и безналичных денежных средств напоминает мне сюжет фильма «Время» фантастического триллера Эндрю Никкола премьера, которого состоялась в 2011 году. Основной валютой данного фильма было - «Время», которое люди зарабатывали и тратили.

Использование пластиковых карт является перспективным инструментом платежной системы, возможности развития и функционирования пластиковых карт нельзя ограничить конкретным государством, это мировой платежный инструмент. Основной задачей Центральных Банков любого государства является эффективное и правильное направление развития данной системы оплаты относительно платежной системы государства, а так же основных направлений деятельности других смежным государственных органов (налоговые, бюджетные органы).

На мой субъективный взгляд и мое личное мнение развитие платежной системы страны, регулирование которой осуществляет ЦБ РФ будет непосредственно связано с безналичным обращением денежных средств, а основным инструментом расчетов между физическими лицами станут пластиковые карты или их прототипы. Первым аналогом пластиковой карты сложно назвать УЭК, так как это усовершенствованная пластиковая платежная карта, с наличием так же личной идентификационной информации владельца.

Проблемами данной совершенствованной системы можно назвать следующие:

  • недоверие населения
  • отсутствие должной материальной базу для подобных расчетов
  • отсутствие возможности напрямую через банкомат перевода денежных средств с использование сразу 2 пластиковых карт.

К тому же и часть государственных органов, где процветает коррупция, не в восторге от внедрения данной платежной системы.

Тенденция сокращения банковских учреждений за нарушения банковской деятельности так е может повлиять на эффективность платежной системы. Отзыв лицензии у «Мастер-Банка» 20 ноября 2013 года и заморозка операций по счетам вкладчиков данного банка привела к не очень благоприятной ситуации в Московском регионе, который являлся одним из основных на данной территории. Остановка и изъятие денежной массы одного из банка из платежной системы может вызвать затруднения в деятельности и других банковских учреждений.

Сокращение численности банковских учреждений, на мой взгляд, является положительным фактором. Упрощается контроль за деятельностью банковской системы, но рост объемов операций усложняет процесс контроля.

В перспективе развитие платежной системы приведет, какому моменту, когда исчезнет наличное обращение. Все расчеты физических лиц, как основных субъектов операций с наличными денежными средствами, будут происходить в безналичной денежной форме, число банковских учреждений в данном случает в России будет минимальным. Большое количество банковских учреждений порождает конкуренцию за клиентами и вкладчиками, но когда использование новой платежной системы будет обязательным, из-за отсутствия наличности. При сокрещенном числе банковских учреждений относительно их сегодняшней численности в районе 900 банков до 20-40 банков конкуренция банков за клиентов намного снизится относительно условий предоставляемых услуг банков своим клиентам. Возможно, будет действовать один Центральный Банк или несколько банков, во главе которых также будет стоять Центральный Банк.

Так же у населения вместо кошельков будет одна или несколько пластиковых карт и специальный прибор, размером как раз с кошелек, являющийся своеобразным мини банкоматом по перечислению денежных средств с одной пластиковой карты одного расчетного счета на расчетный счет другой пластиковой карты. Использование подобной платежной системы позволит центральному банку как главному эмиссионному центру снизить существенно риски связанные с объемом и контролем денежной массы, отсутствием подделок, возрастает вероятность всевозможных махинаций связанных с воровством денежных средств, но подобные явления можно будет отследить до последнего этапа.

Функционирование платежной системы государства было и есть актуальной темой для всевозможных обсуждений и внедрения новых способов и методов ее совершенствования. Бесперебойное функционирование платежной системы государства является залогом экономического развития государства, роста производства и потребления.

Библиографический список:


1. Костяев А.Е. «Социальная значимость Универсальной электронной карты (УЭК)» - IV Международная научно- практическая конференция «Интеграция науки и практики как условие экономического роста» 15 мая- 5 июня 2013г., Ульяновск 2013. – С. 66-69. 2. Костяев А.Е. «Универсальная электронная карта как платежная система» - IV Международная научно- практическая конференция «Интеграция науки и практики как условие экономического роста» 15 мая- 5 июня 2013г., Ульяновск 2013. – С. 69-72. 3. Национальная платежная система и реализация проекта Универсальной электронной карты А.Н. Никулин г. Ульяновск УлГТУ 4. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Вступил в силу 30 июля 2010 г. 5. Хомякова, Л.И. Управление рисками в платежных системах // Банковское дело. – 2008. – № 9 – С. 81-87

Рецензии:

27.01.2014, 9:34 Мизанбекова Салима Каспиевна
Рецензия : Статья представляет несомненный интерес по использованию унивесальных электронных карт. Но автором отмечено в статье,что изчезнет конкуренция и безналичное денежное обращение, с этим можно не согласиться. В целом статья может быть рекомендована к публикации. доктор экономических наук Республики Казахстан, доктор экономических наук Российской Федерации, профессор Мизанбекова Салима Каспиевна

26.02.2014 23:23 Ответ на рецензию автора Костяев Александр Евгеньевич :
доработано,но все же мое субъективное мнение заключалось не в изчезновении конкуренции совсем а лишь ее ослабление, в результате которого пострадают клиенты.


28.01.2014, 4:09 Назарова Ольга Петровна
Рецензия : Согласна насчет "исчезнет конкуренция и безналичное денежное обращение" с рецензентом - Мизанбекова Салима Каспиевна. Доработать.
3.02.2014, 13:24 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия : Статья рекомендуется к публикации

Развитие любой отрасли промышленности подразумевает расширение или строительство новых объектов и рост их энерговооружения. Потребление большого количества электроэнергии требует для его правильного распределения создание системы, демонстрирующей высокие технические и экономические показатели.

Другими словами, необходимо решение такой проблемы, как рациональное энергообеспечение. Одним из вариантов такой организации может стать , позволяющая эффективнее использовать энергоресурсы и снизить расходы на них. Это существенным образом отразится на себестоимости выпускаемой продукции, так как доля этих затрат колеблется в пределах 5-60%.

Решение вопросов этого направления находится в компетенции специалистов, каковым является компания ЭнергоПремиум, работающая на рынке Санкт-Петербурга и области. Наша профессиональная деятельность базируется на колоссальном опыте, высоком квалификационном уровне сотрудников и на применении последних разработок, включая конкурентоспособное электротехническое оборудование, передовые конструкции систем питания и экономичные аппараты.

Преимущества сотрудничества с EnergoPremium

Будучи профессионалом, осуществляющим и эксплуатацию этих комплексов, наша энергетическая компания понимает важность их стабильной работы. Любые сбои в энергосистеме промышленных и административных объектов приводят к потерям информации, к поломке дорогостоящего оборудования и остановке процессов производства.

Следовательно, в условиях настоящего времени необходимо выполнение главных задач, гарантирующих качественные электромонтажные работы независимо от их сложности. Речь идет:

  • о правильном определении электронагрузок;
  • о рациональной передаче и распределении электроэнергии;
  • об обеспечении необходимого уровня надежности электроснабжения, качества электроэнергии в местах зажимов приемников и их совместимости (электромагнитной) с сетью питания;
  • об экономии ресурсов.

Именно наличие собственной позволяет оперативно проводить все необходимые измерения в любой удобный момент для заказчика, экономя его время. Причем данные, полученные в результате этих исследования, ложатся в основу разработки предпроектной документации, обосновывающей принятие решения об инвестировании и его целесообразности.

Сфера деятельности

Работая с клиентами, представляющими разноплановые объекты от жилых и общественных сооружений до производственных и административных зданий, компания ЭнергоПремиум стала надежным партнером по оказанию комплекса услуг в области:

  • подготовки, согласования и оформления документов, необходимых для ввода в эксплуатацию электроустановок;
  • решения вопросов электроснабжения и внедрения автоматизированных систем;
  • поиска и осуществления варианта организации оптимального освещения;
  • создания линий электропередач ( и );
  • модернизации, то есть полной или частичной реконструкции электрических сетей.

Гарантом надежности, функциональности и долговечности своего «детища» наша компания считает большой теоретический багаж и накопленные практические знания. Это значит, что при выполнении взятых на себя обязанностей всегда учитывает контакт со сложными инженерными сооружениями, передающими электричество от источника до конечного потребителя. Поэтому во внимание берутся не только требования заинтересованных клиентов, но и обязательное руководство установленными нормами, стандартами и мерами безопасности.

Читайте также:
  1. IX. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.
  2. VI. Право на социальное обеспечение и социальную защиту.
  3. А. Оппозиция логичных и нелогичных действий как исходноеотношение социальной системы. Теория действия Парето и теория действия Вебера
  4. Авиационный и космический мониторинг экологических условий и их картографическое обеспечение.
  5. Автоматизированное рабочее место. Его состав, функции, аппаратное и программное обеспечение.
  6. Аксиома 1. Для создания и осуществления системной деятельности объект этой деятельности необходимо представлять моделью общей системы.
  7. Аксиома 3. Субъект системной деятельности необходимо представлять моделью общей системы.
  8. Аксиома 7. Объект и результат системной деятельности необходимо представлять одной моделью общей системы.

Для реализации этой цели ЦБР выполняет следующие функции:

1) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

2) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами;

3) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

Помимо этого, ЦБР выполняет следующие, присущие только ему функции:

1) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

2) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

3) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно - кредитных, валютно - финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

4) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Для реализации данных функций ЦБР использует обширный спектр инструментов, часть которых подлежит государственной регистрации, как нормативные акты, а часть не подлежит такой регистрации, в том числе:

1) устанавливает процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

2) утверждает нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

3) осуществляет операции на открытом рынке. Под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:

1. купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами;



2. купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами.

4) осуществляет рефинансирование кредитных организаций, то есть кредитование Банком России кредитных организаций.

5) проводит валютные интервенции. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, а также на суммарный спрос и предложение денег.

6) устанавливает ориентиры роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

7) утверждает прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.



8) осуществляет эмиссию облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

1.курсы иностранных валют по отношению к рублю;

2.изменение процентных ставок;

3.размер резервных требований;

4.размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

5.прямые количественные ограничения;

6.правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями и Правительством Российской Федерации:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

2) покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и банковским законодательством, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума:

1.назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

2.назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

3.направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

4.рассматривает основные направления единой государственной денежно - кредитной политики и принимает по ним решение;

5.рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

6.принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово - хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

7.проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

8.заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики).

9.Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для защиты прав и законных интересов вкладчиков банков РФ, укрепления доверия к банковской системе РФ и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему РФ был принят ФЗ «О Страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ. Создание такой системы способствует укреплению банковского сектора в стране, т.к. в случае банкротства и/или ликвидации банка клиенты банка (кредиторы – физические лица) получат денежные средства, внесенные ими в банк. Зная, что возврат денежных средств гарантирован, эти клиенты в значительно меньшей степени будут подвержены панике при неблагоприятных обстоятельствах, и не будут массово изымать свои вклады, что позволит банкам быть более стабильными. Помимо этого, создание системы страхования влечет за собой уменьшение влияния Сбербанка РФ на рынке частных вкладов, монопольное положение которого обеспечивалось гарантиями государства по вкладам физических лиц в данном банке. В условиях гарантирования вкладов в различных банках клиенты могут быть уверенны в возврате своих денежных средств, которые находятся в различных кредитных учреждениях, участниках системы обязательного гарантирования вкладов. В настоящее время система страхования вкладов в различных формах существует в 104 странах мира.

Так же закон определяет компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками РФ, Агентством, ЦБР и органами исполнительной власти РФ в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

Данный закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере.

Основными принципами системы страхования вкладов являются:

1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.

По закону, вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные проценты на сумму вклада.
Вкладчик - гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, любое из указанных лиц, в пользу которого открыт вклад;
Ко вкладам, страхование которых осуществляется в соответствии с законом относятся средства физических лиц, находящиеся на текущих, депозитных, пенсионных, обезличенных металлических, валютных и иных счетах в коммерческих банках, а также денежные средства без открытия счета. В соответствии с законом не подлежат страхованию денежные средства:

1) размещенные на банковских счетах (во вкладах) физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом предпринимательской деятельности, а также размещенные на банковских счетах (во вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной законом профессиональной деятельности;

2) размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;

3) переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;

4) размещенные во вклады в находящихся за пределами территории РФ филиалах банков РФ.

Страхование вкладов осуществляется в силу настоящего Федерального закона и не требует заключения договора страхования.

Страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств:

1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии ЦБР на осуществление банковских операций.

2) введение Банком России в соответствии с законодательством России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Размер возмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммы обязательств по вкладам банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед этим вкладчиком. Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 700 000 рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.

В случае, если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в российской валюте по курсу, установленному ЦБР на день наступления страхового случая. Если банк, в отношении которого наступил страховой случай, выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора, размер возмещения по вкладам определяется исходя из разницы между суммой обязательств банка перед вкладчиком и суммой встречных требований данного банка к вкладчику, возникших до дня наступления страхового случая.

Значение максимального размера страхового возмещения зависит от среднегодовых доходов населения в стране. Так, с момента начала работы системы страхования вкладов максимальный размер страхового возмещения в России вырос в 7 раз. Вначале он составлял 100 000 руб., с 9 августа 2006 года был увеличен до 190 000 руб., с 26 марта 2007 года - до 400 000 руб., а с 1 октября 2008 года - до 700 000 руб. Эта сумма покрывает 99% вкладов в стране. При этом средний вклад отдельно взятого россиянина с учетом того, что 58% накоплений хранится в Сбербанке, составляет 15,5 тысячи рублей. В остальных банках средний вклад составляет примерно 30 тысяч рублей.

Финансовой основой системы является фонд обязательного страхования вкладов. По данным на 1 декабря 2009 года его размер составляет 93,1 млрд. руб. Основными источниками формирования Фонда являются имущественный взнос государства (6,9 млрд. руб.), страховые взносы банков и доходы от инвестирования средств Фонда. Страховые взносы едины для всех банков - участников ССВ и подлежат уплате банком на ежеквартальной основе. Ставка страховых взносов банков в Фонд устанавливается советом директоров Агентства и в настоящее время составляет 0,1 % среднего размера страхуемых вкладов физических лиц в банке за соответствующий квартал. Важной задачей функционирования Агентства является также поддержка и санация проблемных банков. На 1 ноября 2009 года Агентство по страхованию вкладов потратило на санацию банков 304 миллиарда рублей. Из них 175 миллиардов рублей составляют заемные средства ЦБР. 129 миллиардов предоставлены из федерального бюджета.

Второй уровень банковской системы РФ сформирован из кредитных организаций, филиалы и представительства иностранных банков.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1(ред. от 27.12.2009) "О банках и банковской деятельности"(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010) кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБР имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В соответствии с законодательством, на территории РФ могут функционировать иностранные банки. Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Для получения разрешения на создание иностранного банка в РФ может учитываться:

1. Уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России. На 2010 год такая квота не установлена.

2. Банк России может принимать во внимание размер иностранных инвестиций в банковской системе Российской Федерации из государств места нахождения учредителей, а также характер двусторонних отношений между Российской Федерацией и государством места нахождения каждого из учредителей.

3. ЦБР могут приниматься меры особого контроля в отношении иностранных инвестиций в банковскую систему Российской Федерации от учредителей - нерезидентов с местом регистрации в одном из государств с льготным налоговым режимом и отсутствием тарифных методов таможенного регулирования или в отношении инвестиций от резидента, в котором доля такого нерезидента превышает 50 процентов.

4. Основным учредителем дочерней кредитной организации с иностранными инвестициями признается иностранный банк, который в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые своей дочерней кредитной организацией.

5. Финансовое положение и деловая репутация учредителей – нерезидентов.

6. Количество работников - граждан Российской Федерации должно составлять не менее 75 процентов от общего количества работников кредитной организации с иностранными инвестициями.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 180 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в которой указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. На 05.02.2010 года в российскую банковскую систему входит 1158 кредитных организаций. В том числе 49 небанковских кредитных организаций, представляющих в большинстве расчетные центры. В соответствии со «Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года», большинство российских банков должно значительно увеличить свой капитал к 2015 году. Финансовый же анализ деятельности банков и обоснованный прогноз развития банковской системы России, позволяют утверждать, что значительное количество банков к указанному времени не сможет сформировать требуемый уровень капитала, что повлечет за собой закрытие значительного количества кредитных институтов. При этом отметим, что в России банков на тысячу человек населения меньше в 20 раз чем в Австрии, в 18 – чем в Германии, в 16 – чем в Италии, в 14 – чем во Франции, в 10 – чем в США, в 9 – в Великобритании.

Право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если:

1) размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее 3 миллиардов 600 миллионов рублей;

2) банк соблюдает установленную ЦБР обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства. Кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства. Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств.

Конфигурация организационно-правовой формы банков предполагает возможность функционирования филиалов, представительств и внутренних структурных подразделений. Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.

Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции.

Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией. Руководители филиалов и представительств назначаются руководителем создавшей их кредитной организации и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности. Филиалы кредитной организации с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации регистрируются Банком России в особом порядке на основании «Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями « от 23.04.97г. № 437. Внутренним структурным подразделением кредитной организации или ее филиала является ее (его) подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации (ее филиала) и осуществляющее от ее имени банковские операции, перечень которых установлен ЦБР в рамках лицензии Банка России, выданной кредитной организации (положения о филиале кредитной организации).

Банковское законодательство РФ предполагает возможность объединения кредитных организаций в форме банковской группы и банковского холдинга. Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций). Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Под существенным влиянием понимается возможность определять решения, принимаемые органами управления, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица. Для эффективного управления деятельностью может быть создана управляющая компания банковского холдинга, эта компания не может заниматься банковской, страховой, торговой и производственной деятельностью.

Помимо этого, кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и дочерние организации , а также после уведомления Банка России - представительства.

Для защиты своих интересов и консолидации банковского сообщества, кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации , не преследующие цели извлечения прибыли. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.

Длительная история существования банков обусловлена необходимостью для юридических, физических лиц, государственных органов власти функций, выполняемых кредитными организациями. К ним относится:

1. Привлечение временно свободных средств;

2. Посредничество в кредите;

3. Выпуск кредитных средств обращения;

4. Экономия издержек обращения;

5. Накопление и сбережение средств;

6. Аккумулирование накоплений и превращение их в капитал.

Роль и влияние банков на различные сферы экономики в течение длительного времени существования банковской системы претерпели серьезные изменения. На современном этапе развития, западные специалисты считают, что банк определяется той ролью, которую он играет. К ролям современного коммерческого банка в экономике относятся: банк как универсальный магазин финансовых услуг; банк как делатель денег; банк как информационный процессор.

Роль банка, как универсального магазина заключается в том, что «универсальный магазин» привлекает большее количество клиентов, в идеале – всех клиентов, которые получают необходимые им финансовые услуги в соответствии с потребностями и материальными возможностями клиентов банка.

Роль банка, как делателя денег заключается в его способности создавать денежную массу в процессе кредитования дополнительных потребностей заемщиков. Такой способностью не обладает никакой иной финансовый посредник.

Самой актуальной и противоречивой ролью банка является роль информационного процессора. Основной причиной существования финансовых посредников в экономике сторонники теории финансового посредничества считают несовершенство информации (информационную асимметрию). Банк обладает информационным преимуществом, будучи финансовым посредником – обслуживая счета, рассматривая кредитные заявки и бизнес-планы, работая на фондовых, валютных и иных рынках, проводя непрерывный анализ сложившейся конъюнктуры рынка. Иначе говоря, информационный процессор включает получение, переработку и накопление информации как текущей, так и о прошлом, как инсайдерской, так и публичной информации о рынках и хозяйствующих субъектах с целью минимизации рисков и увеличения доходов. Банк, обладая этой информацией, может принимать решения в своей деятельности, повышающие его доходность и минимизируя риски. В силу непрозрачности отношений между банками и предприятиями банки пытаются уменьшить свои риски через сокращение предложения и доступность кредитов, требуют чрезмерного обеспечения.

Для реализации данных функций банк может выполнять большой спектр операций, являясь сложным и многофункциональным институтом. К пассивным операциям банка относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

2) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

3) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

5) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

К активным операциям относятся:

1) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

2) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

3) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

4) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

В внебалансовым операция относятся:

1) выдача банковских гарантий;

2) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

3) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

4) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с ценными бумагами, как в рамках банковского законодательства, так и как профессиональный участник рынка ценных бумаг, на основании специальных лицензий.

Банковские системы мира многообразны, но всю их совокупность можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся банковские системы, при которых коммерческие банки могут выполнять весь спектр банковских операций, в настоящее время насчитывающих более 300. Ко второй группе можно отнести банковские системы, при которых отдельные кредитные организации выполняют определенные законодательством или традициями делового оборота только часть банковских операций. Законодательство РФ предполагает универсальность банков, но при этом часть операций кредитных организаций требует получения дополнительных лицензий. В том числе на осуществление брокерских, дилерских операций лицензия выдается Федеральной службой по финансовым рынкам.

Не смотря, на законодательную универсальность, кредитные организации традиционно специализируются на отдельных секторах банковского бизнеса. В соответствии с их деятельностью и структурой, банки можно классифицировать.

1. Классификация по уровню банковской системы:

1.1. Одноуровневые: все кредитные организации находятся на одном уровне и выполняют одинаковые операции; регламентируются и контролируются государственными органами власти.

1.2. Двухуровневые системы: на первом уровне находится эмиссионный центральный банк, осуществляющий также регулирующие функции, на втором уровне – коммерческие банки.

1.3. Трехуровневые системы: на первом уровне находится эмиссионный государственный банк, на втором уровне – крупные федеральные или государственные банки, а также банки с государственным участием. На этот уровень может возлагаться часть задач банковского регулирования и надзора. В США банки второго уровня держат свои депозитные счета в банках первого уровня. Третий уровень представляют коммерческие банки. В США эти банки держат все депозитные счета в банках второго уровня.

2. Классификация по специализации:

2.1. Универсальные: выполняющие всю совокупность банковских операций, сочетающие кредитную и фондовую деятельность.

2.2. Специализированные: выполняющие ограниченный перечень операций.

К специализированным банкам традиционно относят:

1. Ипотечные банки. Основными операциями этих кредитных организаций является предоставление кредитов на строительство недвижимости, обслуживание строительных компаний, выпуск долговых ценных бумаг, обеспеченных залогом недвижимости.

2. Инвестиционные банки. К данной группе относятся банки, специализирующиеся на эмиссионно-учредительских операциях.

3. Потребительские банки. Эти банки занимаются обслуживанием физических лиц, в основном предоставляя им кредиты на покупку дорогостоящих товаров, недвижимости, на обучение, на лечение и т.д.

4. Специализированные банки по отраслям: кредитующие, например, сельское хозяйство, отрасти связи, транспорта, судостроения, экспортно-импортные, нефтяные и т.д.

3. Классификация по структуре капитала:

3.1. Банки с иностранным капиталом.

3.2. Банки с капиталом, сформированным за счет резидентов.

3.3. Банки с государственным капиталом. Создаются для осуществления программ, имеющих общегосударственное значение. Традиционно в странах с реформируемой экономикой достаточно одного такого банка. В России в настоящее время их несколько.

4. Классификация по размеру капитала:

4.1. Крупные банки.

4.2. Средние банки.

4.3. Мелкие банки.

5. Классификация по наличию филиалов:

5.1. Многофилиальные банки.

5.2. Однофилиальные банки.

6. Классификация по размеру совершаемых операций:

6.1. Оптовые банки, выполняющие только крупные хозяйственные операции.

6.2. Розничные банки, обслуживающие физических лиц, а также мелкий и средний бизнес.

7. Классификация по территории охвата:

7.1. Международные банки.

7.2. Национальные банки.

7.3. Региональные банки.

Сложная ситуация на банковском рынке России обусловила возникновение и развитие следующих тенденций. В банковском секторе происходит укрупнение и доминирование крупных многофилиальных банков, часто с государственным участием в капитале. Данные банки имеют значительное число нерыночных преференций, как государства, так и местных органов власти, по сравнению со средними и малыми банками. Такое положение увеличивает риски банковского сектора. Как показал кризис 2008 года, большинству крупных банков понадобилась, и была оказана помощь государства, в то время как региональные банки оказались вполне устойчивыми. В соответствии со «Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» предполагается развитие различных мелких кредитных учреждений небанковского сектора. К ним относятся учреждения кредитных кооперативов, ломбардов, микрофинансовых организаций. Законодательные основы функционирования этих учреждений предполагают минимальный контроль со стороны регуляторов, отсутствие требований по созданию резервов, формализации деятельности, что делает их с одной стороны более рискованными, а с другой – ставит их в привилегированное положение по сравнению с коммерческими банками. Таким образом, в настоящее время самой уязвимой частью банковского сектора РФ стали средние и малые банки, имеющие печальные перспективы.

Отечественное электроснабжение характеризуется невысокой надежностью и неудовлетворительным Это связано с устаревшими электрическими сетями, износом оборудования, низкими характеристиками преобразователей энергии, переходными процессами у источников и пользователей электричества, природными и климатическими факторами. В подобных условиях крайне необходимы системы бесперебойного питания для обеспечения работы потребителей как первой, так и остальных категорий.

Для владельцев квартир и домов стабильная работа электросети также важна. Прекращение работы бытовых приборов - это не самая большая из бед. Гораздо важней безотказное функционирование систем жизнеобеспечения, в частности системы отопления, если она напрямую зависит от электроснабжения. На помощь приходит бесперебойное питание UPS (ИБП) - устройство, защищающее электроприемники от отключения за счет накопления электроэнергии в аккумуляторных батареях (АКБ) и гарантирующее необходимое качество энергии (КЭ) в автономном и сетевом режимах работы.

Прежде чем наметить подход к созданию питания нагрузок без сбоев, следует узнать, какие сбои можно ожидать от отечественных электросетей.

Сбои питания в электросетях

Пониженное напряжение - частое явление в электроснабжении. Но оно не особенно преобладает над повышенным, которое также часто встречается. В ночное время напряжение стабильное, днем оно снижается, а вечером, когда большая часть нагрузок отключается, возрастает.

Нестабильная частота также является сбоем, хотя довольно редким. При высокой загруженности сети она может снизиться до 45 Гц, что приводит к существенным искажениям сигнала, негативно влияющим на работу ИБП. Некоторые устройства воспринимают снижение частоты как аварию, и батарея может быстро разрядиться.

Полное отключение электричества - это не такой уж редкий случай. Электрики не очень считаются с работой электроники и могут неожиданно обесточить здание. Мгновенного отключения электричества достаточно для потери информации на компьютере. При перегрузке сетей могут происходить отключения электричества. Поэтому важно, как надежно поставляет система UPS бесперебойное питание.

Классификация ИБП

Их объединяют в три группы:

  1. Маломощные ИБП для подключения через электрические розетки. Исполнение бывает настольным или напольным, а мощность составляет от 0,25 до 3 кВт.
  2. Устройства средней мощности - от 3 до 30 кВт - содержат блок розеток, встроенных внутрь, или включаются также через группы розеток в сети питания потребителей от щита управления. Устройства изготавливаются для размещения как в офисах, так и в отдельных оборудованных помещениях.
  3. ИБП большой мощности - от 10 до 800 кВт. Располагаются в электромашинных помещениях. Их собирают в группы и создают энергетические системы высокой мощности - до нескольких тысяч кВт.

Типы ИБП

Сейчас распространены 4 типа UPS (ИБП). Общими для всех свойствами являются:

  • фильтрация от импульсов и шумов;
  • устранение искажений формы сигнала;
  • стабилизация напряжения (не у всех моделей);
  • поддержание АКБ заряженной;
  • когда батарея ИБП разрядится, она сначала подает сигнал, а затем отключает потребителя.

Off-line UPS

Принцип действия устройств данной модификации состоит в питании потребителя от действующей сети и мгновенном переключении на автономное резервное питание при аварийных ситуациях (4-12 мс). Они проще и дешевле других типов.

ИБП обычно переключается на работу от встроенного аккумулятора.

При работе от сети устройство подавляет шумы с импульсами и поддерживает напряжение на заданном уровне. Часть энергии затрачивается на подзарядку АКБ. В случае работы сети в нестандартном режиме происходит переключение потребителя на работу от батареи. Каждая модель ИБП по-своему определяет необходимость перехода на этот режим. Время работы через батарею зависит от ее характеристик и потребляемой нагрузкой мощности. В случае разрядки источника резервного питания подается команда на отключение потребителя. Если напряжение сети достигает нормального уровня, ИБП переходит в обычный сетевой режим работы, начинается зарядка АКБ.

Линейно-интерактивные

Модели Line interactive ups оснащены стабилизаторами, которые работают постоянно и обеспечивают редкое подключение аккумуляторов.

Устройство взаимодействует с сетью, контролируя амплитуду и форму сетевого напряжения.

При снижении или увеличении напряжения блок корректирует его величину, переключая отводы автотрансформатора. Таким путем поддерживается его номинальное значение. Если параметр выходит за допустимые пределы и диапазона переключений уже не хватает, ИБП переходит на резервное питание от батареи. Блок может отключаться от основного питания, когда поступает сигнал искаженной формы. Есть модели, которые корректируют форму напряжения без переключения на работу от АКБ.

Феррорезонансный ИБП

Устройство содержит феррорезонансный трансформатор, который работает как стабилизатор напряжения. Его преимуществом является накапливание энергии в магнитном поле, которая высвобождается при переключениях в течение 8-16 мс. Этого промежутка времени достаточно для выхода ИБП на новый режим работы.

Трансформатор выполняет дополнительную функцию фильтра шумов. Искажение входного напряжения не влияет на форму выходного, которая остается синусоидальной.

Double Conversion UPS

Устройство двойного преобразования энергии работает по принципу выпрямления напряжения сети, а затем опять превращает его в переменное стабилизированное. Здесь применяется более мощный выпрямитель, который не только подзаряжает батарею, но также снабжает инвертор стабилизированным постоянным напряжением.

С выхода устройства переменное стабилизированное напряжение поступает на нагрузку.

Когда двойного преобразования недостаточно для корректировки напряжения сети, от батареи поступает дополнительный заряд к инвертору. Переключений не происходит, но режим уже другой.

При выходе из строя инвертора происходит переключение на работу от сети через байпас. Выбор ИБП двойного преобразования для частного использования является нерациональным из-за больших потерь энергии. Данный вид защиты применяют организации, где требуется высокая надежность оборудования.

Виды систем

Системы бесперебойного электроснабжения могут быть централизованными или распределенными. В первом случае на все здание или отдельный этаж работает один ИБП, который справляется со всеми нагрузками.

Бесперебойного питания включают несколько устройств защиты, каждое из которых работает на один компьютер или другую единицу оборудования. Они достаточно эффективны.

Преимущества распределенной системы следующие:

  1. ИБП подбирается специально для отдельного устройства, являющегося наиболее важным или работающего в тяжелых условиях.
  2. Система может постепенно наращиваться, начиная с защиты сервера и переходя на рабочие станции.
  3. Вышедшие из строя ИБП можно заменить на другие, с менее важных элементов системы.
  4. Маломощный ИБП не нуждается в установке и обслуживании специальным персоналом.
  5. Возможность подключения к обычной электросети через розетки.
  6. ИБП применяются независимо друг от друга.

Централизованные системы бесперебойного питания включают ИБП высокого уровня, которые лучше защищают оборудование. Несмотря на их высокую стоимость, в целом достигается экономия средств, поскольку одно устройство обходится дешевле, чем несколько. Но для простых компьютеров система будет стоить дороже, так как для ее обслуживания требуется персонал высокой квалификации или услуги специализированных фирм, производящих монтаж систем бесперебойного питания и их обслуживание.

Она необходима в следующих случаях:

  • компьютеры являются основной нагрузкой сети;
  • некоторые организации нуждаются в очень надежных системах, например банки;
  • потребители существенно различаются по мощности: компьютерная система, связь, система безопасности.

На что обращать внимание при выборе ИБП?

При выборе системы бесперебойного электроснабжения необходимо учитывать несколько важных факторов. Перечислим основные из них.

От чего защищается оборудование?

Прежде всего необходимо провести измерения напряжения в электрической сети. Минимальным циклом по длительности будут сутки. Он в наибольшей степени отражает работу электрической сети. Если приходится работать в выходные дни, нужно получить информацию по недельному циклу, в течение дня и ночи.

Важно определить максимальное и минимальное напряжение, а также мощность и частоту импульсов в сети. Прибором может служить или регистратор.

Простейшим способом для пользователя являются замеры напряжения, во время которых, по его мнению, напряжение достигает максимума и минимума. Не стоит оставлять без внимания выходные дни.

Если у хозяина квартиры есть мощное оборудование, надо измерить напряжение в домашней сети при его включении и выключении. Следует выяснить, как часто отключается напряжение в электросети дома и по каким причинам. Важно наличие в квартире заземляющего провода. При этом следует выяснить, насколько надежно он подключен к шине этажного щита.

Вид защищаемого оборудования

Составляется список оборудования, для которого необходимо применение ИБП. При этом надо знать потребляемую каждым Достаточно определить ее номинальное значение, которое есть в технических характеристиках. Некоторое оборудование иногда потребляет максимальную энергию, в несколько раз превышающую номинал. Для него следует установить запас по мощности.

Период автономной работы

Здесь важно определить, за какой период можно безопасно сохранить данные или завершить необходимые технологические операции (передача информации, сохранение файлов, прием сообщения).

Необходимый персонал

В зависимости от сложности системы требуется определенный штат специалистов для ее эксплуатации. Это необходимо выяснить, чтобы правильно рассчитать все затраты. Цена системы защиты не должна превышать 10 % от стоимости основного оборудования.

ИБП для дома

Для среднего коттеджа удобна система бесперебойного питания UPS (ИБП) мощностью около 15 кВт. Чтобы обеспечить автономную работу на 2-3 часа, нужны 4 аккумулятора суммарной емкостью 2000 Ач. Они позволяют аккумулировать электроэнергию около 7 кВтч.

В доме наиболее важными являются система отопления и бытовая техника с компьютером. Стоимость ИБП зависит от мощности, количества аккумуляторов и производителя. Для котла можно приобрести источник мощностью 360 Вт по цене 7 тыс. Для всего дома понадобится мощность ИБП до 15 кВт, цена которого составляет более 70 тыс. руб.

Кроме преобразователей, необходимы батареи, которые нужно периодически менять. ИБП для дома обходится в круглую сумму. Особенно затратными являются аккумуляторные системы бесперебойного питания.

Несмотря на это, можно сэкономить на ремонте остальной техники. Кроме того, есть альтернативные варианты с применением генераторов. Иногда можно обойтись установкой стабилизаторов напряжения, которые справляются со многими задачами, включая корректное отключение оборудования.

Современные ИБП оснащены понятным интерфейсом. По дисплею можно следить за работой системы, где основными параметрами являются напряжение на входе и выходе, расход мощности, схема работы, заряд батарей.

Какой выбрать ИБП, зависит от потребностей пользователя. Для домашнего компьютера может быть достаточно энергии на время его отключения. Для бесперебойной работы котла в течение 8-9 час потребуется защитное устройство на 1 кВт с тремя АКБ по 65 А/ч.

Заключение

Системы предназначены для обеспечения автономной работы электроприборов и электронной техники непродолжительное время. Основным показателем является мощность ИБП и емкость АКБ. Целесообразно выбирать оборудование, содержащее стабилизатор напряжения.

Время работы через батарею зависит от ее характеристик и потребляемой нагрузкой мощности. В случае разрядки источника резервного питания подается команда на отключение потребителя. Если напряжение сети достигает нормального уровня, ИБП переходит в обычный сетевой режим работы и начинается зарядка АКБ.

К вопросу обеспечения эффективности и бесперебойности функционирования платежных систем.

Законодательство о национальной платежной системе (НПС) и принятые в соответствии с ним нормативные акты Банка России (далее – законодательство) определяют бесперебойность функционирования платежной системы (далее - БФПС) как ее ключевое свойство, а нарушения, влияющие на БФПС, как категорию, по отношению к которой установлены меры воздействия в рамках надзора в НПС.

Вместе с тем вопросы обеспечения эффективности платежной системы законодательством прямо не регулируются за небольшим исключением, связанным с отдельными вопросами обеспечения БФПС. При обеспечении БФПС оператор ПС должен предусмотреть:

Оценку эффективности системы управления рисками (СУР) платежной системы,

Разработку, применение и оценку эффективности методик анализа рисков в платежной системе, рассматриваемых в отношении факторов риска нарушения БФПС.

Представляется, что взаимосвязь бесперебойности и эффективности функционирования заслуживает внимания, в том числе, с учетом лучшей международной практики.

Эффективность и издержки

Вопросы эффективности всегда в той или иной мере рассматриваются с учетом вопросов затрат (издержек). Весьма важной для платежных систем является качество функционирования операционных и технологических средств, информационных систем, которое нуждается в соответствующей оценке, в том числе, с точки зрения издержек. Согласно законодательству такая оценка является обязательной в платежной системе, если функционирование таких средств и систем обеспечивается независимыми организациями.

Вместе с тем издержки информационно-технологического характера не исчерпывают весь состав издержек платежной системы, которые несут ее участники и операторы в процессе ее функционирования. Потенциально большую часть издержек, которые определяются функциональным дизайном платежной системы, включающим прежде всего принятые механизмы осуществления платежного клиринга и расчета, а также реализованные в рамках СУР мероприятия и способы управления рисками.

Размер издержек функционального характера может определяться исходя из:

Стоимости ликвидности,

Стоимости финансовых рисков,

Стоимости отложенной транзакции (задержки платежа).

Все три вида указанных издержек взаимосвязаны и могут быть соотнесены друг с другом при анализе различных дизайнов платежной системы. Основным влияющим фактором в этих издержках является тип расчетного актива, или средств, используемых в платежной системе для перевода денежных средств, которые могут принимать следующие формы:

Средства на счете участника платежной системы в расчетном центре,

Кредит расчетного центра участнику ПС,

Кредит участнику ПС от других участников.

Система может использовать комбинацию всех форм, при этом перевод может быть осуществлен, если достаточным для его проведения является совокупный объем денежных средств. Стоимость средств обычно оценивается путем сопоставления альтернативных возможностей.

В совокупности требования по ликвидности, финансовым рискам и задержкам платежей отражают в различных ракурсах потоки транзакций в платежной системе. Как показано в , участники ПС и операторы УПИ стараются найти оптимальное сочетание между тремя компонентами совокупных затрат, выбирая структуру платежной системы и характеристики соответствующей системы обработки информации.

В целом, системная структура является более эффективной, когда ее стоимостные показатели позиционируют точку на графике ближе к началу координат. Разные участники могут иметь разные точки зрения относительно «веса переменных». В общем, увеличивающаяся потребность в ликвидности, подверженность кредитному риску, ведут к необходимости увеличить скорость расчета. Различные методы сглаживания (упорядочения) платежных потоков, развязка заторов и алгоритмы неттинга могут быть использованы для сокращения потребности в ликвидности и/или подверженности кредитному риску с умеренной величиной возрастания задержки расчета.

Оценка эффективности

Вопросы эффективности рассматриваются различным образом пользователями платежных услуг и операторами, предоставляющими соответствующие услуги (поставщиков услуг).

С точки зрения пользователей эффективность означает то, что выгоды от применения определенного платежного инструмента должны превосходить связанные с ним издержки. Выгоды и издержки включают не только оплату, прямо или косвенно взимаемую банками или другими поставщиками платежных услуг, но также выгоды и издержки, обусловленные многообразными ключевыми особенностями использования различных платежных инструментов.

Со стороны поставщиков услуг эффективность означает, что выгоды, включая доход от предоставления пользователям определенных платежных инструментов, платежных клиринговых услуг и выполнения расчета, должны превосходить затраты на предоставление услуг.

При анализе эффективности платежных систем особое внимание уделяется ожидаемым эффектам:

эффекту масштаба, достигаемому во многом благодаря унифицированным механизмам в рамках межбанковского взаимодействия, в том числе, в части средств автоматизации;

эффекту взаимодополнения, при котором затраты, связанные с поддержанием объединенных механизмов передачи и обработки платежей в межбанковском клиринге, будут меньше, чем по отдельности.

Вместе с тем:

Наличие или отсутствие проявлений ожидаемых эффектов является трудно прогнозируемым;

Различно направленные интересы поставщиков услуг, владельцев системы могут затруднять повышение эффективности межбанковского клиринга,

Возможным является появление «отрицательного экономического эффекта» в связи с существенным увеличением системного риска при нарастании объемов платежей, что обусловлено концентрацией кредитного риска и риска ликвидности, требующего дополнительных ключевых контрольных механизмов по ограничению риска.

Указанные обстоятельства вероятно не являются исчерпывающими для признания того факта, что достижение ожидаемых эффектов от деятельности платежной системы не является предопределенной, а следовательно подвержено риску.

Международная практика

Вопрос об оценке деятельности платежной системы как коммерческого предприятия рассмотрен в документе «Принципы для инфраструктур финансового рынка», принятом в апреле 2012 года Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и Технический комитет Международной организации комиссий по ценным бумагам . Согласно принципу 15 «Общий коммерческий риск» в платежной системе как и в других инфраструктурах финансового рынка (ИФР) необходимо выявлять общий коммерческий риск, а также осуществлять его контроль и управлять им. Необходимо также иметь ликвидные чистые активы, финансируемые за счет собственных средств и достаточные для покрытия потенциальных общих коммерческих убытков, чтобы она могла продолжать осуществление операций и услуг как действующее предприятие в том случае, если эти убытки реализуются. Кроме того, ликвидные чистые активы всегда должны быть достаточны для обеспечения, восстановления или упорядоченного завершения критических операций и услуг.

Кроме того в указанном документе рассмотрены вопросы эффективности (efficiency) и вопросы результативности (effectiveness) в функционировании платежных систем.

Согласно принципу 22 «Эффективность и результативность» «эффективность», как правило, подразумевает ресурсы, необходимые платежной системе для выполнения своих функций, а «результативность» относится к тому, решает ли ИФР поставленные задачи и достигает ли она поставленных целей. Платежная система, которая работает неэффективно или функционирует нерезультативно, может деформировать финансовую деятельность и рыночную структуру, увеличивая не только финансовые и другие риски участников платежной системы, но и риски их клиентов и конечных пользователей.

Эффективность платежной системы зависит, в частности, от выбора схемы клиринга и расчетов (например, брутто, нетто или гибридной схемы расчетов, обработки в реальном режиме времени или в пакетном режиме или гарантийной схемы); операционной структуры (например, связей с несколькими торговыми площадками или источниками услуг); спектра продуктов, по которым производятся клиринг, расчеты или учет; и используемых технологии и процедур (например, процедур и стандартов связи). В конечном счете эффективность платежной системы будет оказывать влияние на использование ее участниками и их клиентами, а также способность этих организаций осуществлять надежное управление риском, которое может оказывать влияние на эффективность финансовых рынков в целом.

Эффективность также подразумевает сокращение издержек. В платежной системе должны контролироваться и, по возможности, сокращаться прямые издержки, в частности связанные с обработкой транзакций, денежными расчетами и подготовкой и исполнением расчетных документов. В платежной системе также должны учитываться и сокращаться косвенные издержки. Как правило, к ним относятся инфраструктурные, административные и другие виды косвенных издержек, связанные с функционированием платежной системы. Некоторые косвенные издержки (и риски) могут быть менее очевидны. Архитектура платежной системы оказывает значительное влияние на издержки ликвидности участников, которые, в свою очередь, оказывают влияние на издержки и риски платежной системы в целом. Однако учет издержек не должен приводить к нарушению надлежащих стандартов надежности и безопасности, предусмотренных Принципами. В платежной системе должны быть отработанные механизмы регулярного анализа своей эффективности, включая издержки и ценовую структуру

Деятельность платежной системы, согласно Принципу 21, может считаться результативной, когда надежно и своевременно выполняются обязательства и обеспечивается безопасность и эффективность для своих участников и рынков, которые она обслуживает. В контексте надзора/наблюдения и аудита результативность платежной системы также может подразумевать соблюдение требований в отношении предоставляемых услуг и безопасности. Для упрощения оценки результативности в платежной системе должны быть точно определенные задачи и цели, которые поддаются количественной оценке и могут быть достигнуты. Например, в платежной системе должны устанавливаться минимальные уровни предоставляемых услуг (такие как время, необходимое для обработки сделки), ожидаемые показатели в области управления риском (такие как уровень финансовых ресурсов, которыми она должна располагать) и бизнес-приоритеты (такие как предложение новых услуг). В платежной системе должны быть установлены отработанные механизмы регулярного анализа своей эффективности, например, периодическую оценку достижения поставленных целей и задач.

Соотнесение требований законодательства о НПС и принятых в соответствии с ним нормативных актов в части вопросов обеспечения БФПС и анализа рисков платежной системы с вопросами обеспечения эффективности и результативности платежной системы позволяет выстраивать различные их взаимосвязи, поскольку прямых требований указанные документы не содержат. При этом общий коммерческий риск может быть рассмотрен как риск возможного несоответствия поставленных и достигаемых целей и задач платежной системы. Различные варианты взаимосвязей, в частности, могут быть построены исходя из вопроса о том, следует ли включать общий коммерческий риск как компоненту риска нарушения БФПС.

При включении показатели, характеризующие эффективность и результативность платежной системы, должны рассматриваться как показатели БФПС и использоваться в обязательном порядке в методике анализа рисков платежной системы.

В противном случае анализ эффективности и результативности платежной системы может быть вынесен за рамки вопросов обеспечения БФПС и может рассматриваться с использованием примеров международной практики, в том числе Принципов 15 и 22.

Роль центрального банка

Для исследования эффективности могут рассматриваться различные характеристики. Неопределенность или риск, с одной стороны, и издержки, с другой стороны, являются двумя основными предметами внимания для анализа платежных систем. Как отмечается в , анализ риска-издержек показывает, что на границе эффективности меньшая степень риска в платежной системе может быть достигнута только за счет более высоких издержек. Графическая иллюстрация границы эффективности изображает сочетание риска и издержек, присущих большинству эффективных платежных систем. Эффективность измеряется с точки зрения общественного благосостояния, инкорпорируя как внешние факторы, так и все издержки, которые понесут плательщики и получатели платежей. Другими словами, эффективные платежные системы не могут снизить риск, не повышая издержек, или снизить издержки, не увеличивая риска.

Центральные банки призваны согласно своему статусу защищать общественные интересы в сфере платежных услуг так же, как и в задачах обеспечения денежно-кредитной политики и финансовой стабильности, поэтому поддержание надежной и эффективной работы платежных систем является неотъемлемой частью его задач.

Вопросы денежно-кредитной политики во многом связаны со стоимостью денег и затратами на их обращение, в том числе при их переводе через платежные системы. Регулирование процентной ставки кредита, а также тарифов на переводы денежных средств через центральный банк, в частности, при выдаче и погашении таких кредитов, а также при выполнении банками резервных требований взаимосвязаны с платежной системой. Проведение эффективной денежно-кредитной политики требует использования эффективных платежных систем, играющих ключевую роль в экономической деятельности. Международная практика показывает, что именно центральные банки рассматриваются как главные лица или эксперты в задачах формирования и развития эффективного платежного процесса, реализуемого как в коммерческой (частной) деятельности, так и в более широком смысле – в плане общественного потребления.

Литература:

1.Leinonen H.(ed.), Soramäki K. Simulating interbank payment and securities settlement mechanisms with the BoF-PPS2 simulator - Liquiditi, risks and speed in payment and settlement systems – a simulation approach. Bank of Finland Studies E:31, 2005

2.Principals for financial market infrastructures. - CPSS BIS, OICU-IOSCO, april 2012.

3.Payment Systems in Global Perspective. – Routledge International Studies in Money and Banking, Londo and New York, 1999.