Во второй половине xix в. Во второй половине xix века. Россия в царствование Александра III

Углубление социально-экономического кризиса в стране, поражение в Крымской войне Крымская война (1853-1856 , также Восточная война - война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства) вызвали необходимость проведения кардинальных социально-экономических реформ. Крестьянская реформа 1861 года и последовавшая за ней серия буржуазных реформ способствовали, постепенному превращению абсолютной монархии в буржуазию, серия контрреформ Александра III (1881-1894) не смогла изменить этого развития.

Высший законосовещательный орган – Государственный совет (в 1886г. принято новое «Учреждение Государственного совета», регламентирующего его деятельность). Гос. Совет состоял из 5-ти департаментов: законов, гражданских и духовных дел, военных дел, государственной экономии, промышленности, наук, торговли. Высший судебный орган – Правительствующий Сенат.

С осени 1857г. начал действовать новый правительственный орган – Совет Министров (до него Комитет министров). В состав Совета вошли все министры и другие лица, назначенные императором. В пореформенной России почти все министерства значительно расширили свои функции. Собственная его императорского величества канцелярия потеряла значение главного государственного органа, но продолжала выполнять определенные функции в системе управления. Совет министров действовал до 1882 г.

В 1860 г. был создан Государственный банк, занимавшийся кредитованием промышленной, торговой и другой деятельности .

Реформы существенно изменили военное министерство. При нем был образован Главный штаб по управлению войсками, а департаменты преобразованы в главные управления, которые значительно улучшили состояние дел во всех отраслях военного ведомства.Всего в России в конце XIX в. насчитывалось около 15 министерств и учреждений.

Формирование всесословных органов самоуправления (земства, городские думы) в 60х – 70х гг. XIX века. 1 января 1864 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно «Положению» 1864 г., земства являлись всесословными учреждениями. К решению вопросов местного хозяйства привлекался широкий круг жителей: представители дворян, торгово-промышленной буржуазии и крестьян (3 курии). Они избирали на 3 года Уездное земское собрание , которое собиралось 1 раз в год в сентябре. Исполнительный орган Уездная земская управа –работает на постоянной основе, во главе Председатель и 2-3 заместителя. Губернская управа – Председатель и 5-6 заместителей – исполнительный орган губернского самоуправления. Все это делало местное управление более гибким и мобильным. Но преобладали в земствах всё же дворяне. Отмена крепостного права лишила помещиков - самых надежных агентов самодержавия - власти над крестьянами, и правительство постаралось передать им властные полномочия через земские учреждения. Жизнеспособность земств обеспечивалась также их самофинансированием. Основную часть поступлений они получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Однако главным объектом обложения оказались крестьянские земли. Благоприятным фактором деятельности земств были принципы самоуправления. Несмотря на опеку бюрократии, земства сами формировали руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.д.
Согласно «Городовому положению» 1870 г., в городах учреждались бессословные органы самоуправления: распорядительный - городская дума и исполнительный - городская управа, избираемые на 4 года плательщиками городских налогов, к которым относились владельцы различных торгово-промышленных заведений, домов и прочих доходных имуществ.
Городские думы находились в прямом подчинении Сенату. Городской голова, являясь председателем думы, одновременно возглавлял городскую управу. В крупных городах он утверждался министром внутренних дел, в мелких - губернатором. В функции нового городского самоуправления входили забота о благоустройстве городов. Они получили право собирать налоги с городской недвижимости, а также с торгово-промышленных заведений. Деятельность городских органов самоуправления позитивно влияла на развитие городов, но имела и существенные недостатки: слабый бюджет, преимущественная забота о районе проживания городской верхушки и полное запустение рабочих окраин, безразличное отношение к бедноте.

Дореформенный суд был сословным, зависевшим от администрации, в нем отсутствовала состязательность, гласность, следствие находилось в руках полиции. Все это порождало возможность для злоупотреблений. Судебные уставы 1864 г. были направлены на ликвидацию этих недостатков, предусматривали введение института присяжных заседателей. Суд в России был провозглашен скорым, правым, милостивым, равным для всех подданных, с уважаемой и независимой судебной властью. Судебное заседание можно было начать только в присутствии адвоката. Судебные уставы разрешали кассации в случаях нарушения судопроизводства или появления новых свидетельств в пользу осужденного.

Мировой суд – судья избирается населением на 5 лет. Судьи делятся на участковых – у них место, оклад; и починный судья – на общественных началах. Они рассматривали мелкие уголовные дела (до 2-лет наказания), гражданские дела (с исками не более 500 руб.). Один раз в год проходил съезд Мировых судей с целью рассмотрения жалоб на самих мировых судей. Их можно обжаловать в Сенате, который являлся высшей инстанцией. Основная инстанция – Окружной суд – судья назначается Сенатом пожизненно. Население избирает судебных присяжных заседателей (12+2 запасных) – это очень демократичная судебная реформа. Судебная Палата – для обжалования решений Окружного суда. В итоге Россия получила одну из самых лучших судебных систем в мире.

Незавершенность реформ 60-70-х гг. заключалась, прежде всего, в том, что экономические реформы не сопровождались реформами политическими, приведением системы власти и управления в соответствие с уровнем развития экономики и требованиями общества.
Позиция правительства соответствовала основному принципу российского консерватизма: государство - главная сила. Правительство проводило открыто протекционистскую политику и политику жесткого финансового контроля. Общим итогом ревизии реформ 60-70-х гг. стало создание административных органов управления деревней; сведение к минимуму роли общественного самоуправления в земских и городских учреждениях, усиление контроля Министерства внутренних дел над ними; ограничение выборного начала при замещении должностей; передача дел от судебных учреждений в ведение учреждений, находившихся в непосредственной связи с управленческой администрацией. Принятые законы должны были вернуть дворянству его положение в управлении государством и обществом, сохранить сословную структуру и самодержавие власти. Однако это не произошло. Распространение консервативных идей их авторами было преувеличено, и полного поворота назад не получилось. Общество не позволило его совершить, и даже в самом дворянстве усилились тенденции к всесословности.

Контрреформы: 1) 1866г . Земствам запретили брать налоги с промышленных предприятий;2) На печать земских учреждений ввели цензуру. Расширен контроль Губернатора – особое присутствие по земским учреждениям.

Городская реформа 1870г. «Городское положение» – население делится на три категории: высшие налогоплательщики, средние, остальные – они избирают одинаковое число депутатов. Избрана Городская Дума – орган городского самоуправления (на 4 года). Исполнительный орган – «Городская Управа », которую контролирует Губернатор.

Убийство Александра II. На престол вступил его сын, Александр III. Реформы 60-70-х гг. оценивались не однозначно. Были две основные оценки. Одни считали, что реформы зашли слишком далеко, они угрожали основам монархии и их надо не только остановить, но и вернуть назад, на исходные позиции, восстановить «так, как было». Одним из главных лидеров этого движения в окружении Александра III и был К.П. Победоносцев.
Другая группа полагала и настаивала на том, что реформы не завершены, их необходимо продолжить и расширить, в первую очередь довести их до реформирования органов власти и государственного управления. Это направление современники связывали, прежде всего, с именем М.Т. Лорис-Меликова, последнего в царствование Александра II министра внутренних дел. В последние месяцы царствования императора Александра II он занимал пост министра внутренних дел с расширенными полномочиями, проводил либеральную внутриполитическую линию. В руках Лорис-Меликова оказалась сосредоточенной огромная власть, отчего это время современники и стали называть «диктатурой Лорис-Меликова»

В пореформенный период сохранилась система права, сложившаяся еще в первой половине XIX века в результате кодификации, проведенной под руководством М.М. Сперанского. Основными источниками права являлись Полное собрание законов (ПСЗ) и Свод законов Российской империи. Однако развитие буржуазных отношений в экономике и государственные реформы вызвали необходимость внесения существенных новелл в законодательство. Этим и было обусловлено издание второго, а затем и третьего исправленных изданий ПСЗ. Свод законов был дополнен XVI томом, в который вошли судебные уставы 1864 г. Готовились проекты новых уложений и уставов. Некоторые из них были утверждены и включены в исправленные издания ПСЗ, но другие так и остались проектами.

С 1863 г. под контролем Сената стало издаваться Собрание узаконений и распоряжений правительства. В него входили постановления министерств, сенатская практика, уставы акционерных и кредитных обществ.

Толкование законов и решение юридических коллизий находилось в ведении Сената. Его разъяснения для юридической практики стали обязательными. Отдельные постановления Сената, утвержденные императором, приобретали статус законов.

Наряду с нормативными актами в качестве источников права использовалось и обычное право, особенно в практике волостных и коммерческих судов. Применение обычая в случаях, не урегулированных правом, стало правилом, но которое не должно было противоречить законодательству. По делам, рассматривавшимся в церковных судах (епархиальных консисториях), – бракоразводным и некоторым другим – источником являлось каноническое (церковное) право.

Несмотря на то, что общероссийское право считалось действовавшим на всей территории империи, наряду с ним в некоторых инонациональных регионах применялись в определенных пределах и свои правовые системы. Это относилось к обладавшей автономией Финляндии, а также к Прибалтийским губерниям и Закавказью. В Средней Азии и на Северном Кавказе помимо местного обычного права – адатов в качестве источника права при решении конфликтов среди коренного населения использовался шариат (мусульманское право).

Несмотря на сохранение дореформенной правовой системы, пробивали себе дорогу буржуазные принципы права, в том числе принцип равенства подданных перед законом. В историко-правовой литературе он справедливо трактуется как важнейший принцип буржуазного права, поскольку направлен против сословных и иных привилегий и ограничений прав человека, характерных для феодализма.

Использование другого принципа буржуазного права – свободы договора – предоставляло широкие возможности промышленникам устанавливать кабальные условия труда рабочих. Продолжительность рабочего времени доходила до 12 – 14 часов. Не ограничивались штрафы за нарушения трудовой и технологической дисциплины. Договоры обычно не содержали каких-либо обязательств хозяев предприятий по социальному обеспечению рабочих. Отсутствовало и пенсионное законодательство в отношении рабочих частных предприятий, поскольку пенсии предусматривались только для чиновников государственного аппарата, военнослужащих, полиции и жандармерии.

Рост рабочего движения способствовал принятию ряда законодательных актов, регулировавших вопросы труда и заработной платы. Эти акты сформировали специальную отрасль права Российской империи – фабричное право, которое в дальнейшем трансформировалось в трудовое право. Была ограничена ночная работа женщин и детей (1882 г.), а затем и всех рабочих. Заработная плата стала выплачиваться раз в две недели. Изданный в 1886 г. закон о штрафах ограничил его размером не более 1/3 зарплаты в месяц и содержал требование о том, чтобы суммы штрафов шли на улучшение условий труда. На рубеже XIX – XX вв. были законодательно установлены продолжительность рабочего времени не более 11,5 часов в сутки и обязательные дни отдыха в выходные и праздничные дни. Надзор за работой осуществляла фабричная инспекция в составе губернской администрации. Для наблюдения за исполнением фабричного законодательства еще в 1886 г. были созданы губернские по фабричным делам присутствия.

Быстро развивалось коммерческое законодательство. Были изданы Устав о промышленности заводской и фабричной, который регламентировал деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий, а также новый Ремесленный устав, новая редакция Торгового устава, Биржевой устав, Вексельный устав и Устав о торговой несостоятельности.

Гражданское процессуальное право формируется в отдельную отрасль, чему в большой степени способствовала судебная реформа и принятие в 1864 г. Устава гражданского судопроизводства.

В мировом суде рассмотрение гражданских дел происходило упрощенно. После подачи в суд искового заявления ответчик вызывался в канцелярию суда и знакомился с содержанием иска. При неявке ответчика судья мог разбирать дело без него, но неявка истца влекла прекращение дела. Все процессуальные действия судья производил лично, протоколируя их. Решения суда могли быть обжалованы в апелляционном порядке.

Разбирательство гражданских дел в общих судах происходило на основе принципов устности, гласности, состязательности. Дело начиналось с подачи искового заявления. В порядке предварительной подготовки к слушанию дела с содержанием заявления знакомился ответчик, который мог написать возражение. Истец, в свою очередь, писал опровержение на возражение. В суде могли участвовать представители (опекуны), адвокаты, допускалось примирение сторон. Само судебное разбирательство, как правило, представляло собой состязание сторон, причем бремя доказывания лежало на стороне, которая что-либо утверждала или требовала. По окончании слушания суд оглашал резолюцию по делу, а окончательное решение сообщалось в течение двух недель. Обжалование решений общих судов допускалось в апелляционном порядке в судебную палату в течение четырех месяцев.

Административное (полицейское) право. Отмена крепостного права, введение всесословных судебных учреждений и другие реформы 60 – 80-х гг. XIX века привели к отмене многих сословных и иных ограничений прав российских подданных. Однако и после этих реформ сохранялись ограничения прав определенных категорий населения по сословному, религиозному основанию и по признаку пола. Особенно ярко правовое неравенство проявлялось в административном или как его тогда называли – полицейском праве.

Примером мог служить такой важный институт административного права, как паспортный режим, который регламентировался Уставом о паспортах и беглых, принятым еще в 1830-е годы и носившим ярко выраженный сословный характер. Установив строгий паспортный режим, обязательность паспортов и их прописки как средство административно-полицейского надзора за населением, Устав предусматривал особые виды паспортов для каждого сословия, за исключением крестьян, которые в случае отлучки с места постоянного проживания получали с разрешения помещика временные виды на жительство.

В связи с отменой крепостного права и другими реформами остро встал вопрос о необходимости обновления паспортного законодательства. Подготовка проекта нового закона длилась более 30 лет, и лишь в 1895 г. императором было утверждено новое Положение о видах на жительство.

По новому Положению дворянам, чиновникам, духовенству, почетным гражданам, купцам и разночинцам выдавались бессрочные паспорта. Мещанам, ремесленникам и сельским обывателям паспорта могли быть выданы только на срок не более 5 лет за плату или бесплатные билеты на кратковременную отлучку при отсутствии задолженности по налогам, а ремесленникам и крестьянам – с согласия ремесленной управы или сельского общества.

Ограничивалось право на получение паспорта, а, следовательно, и передвижения по стране и выбора места жительства, для лиц римско-католического и иудейского вероисповедания и членов некоторых религиозных сект. Запрещалась выдача паспортов и видов на жительство бродячим инородцам и цыганам.

Существенными были ограничения прав женщин. Имена замужних женщин вписывались в паспорта их мужей. Отдельный вид на жительство им мог быть выдан лишь с согласия мужа и на срок, согласованный с ним. Если муж аннулирует свое согласие, то полиция обязана была водворить жену в дом мужа. Для выдачи паспорта или вида на жительство неотделенным членам крестьянских семейств и незамужним дочерям требовалось согласие главы семейства.

Права подданных Российской империи могли быть ограничены принятым 14 августа 1881 г. Положением о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия. Им предусматривалось, что отдельные местности Российской империи могли быть объявлены состоящими не только на военном положении, но и на «исключительном» положении в формах «усиленной» или «чрезвычайной» охраны.

Полномочия по объявлению той или иной местности на усиленной охране принадлежали министру внутренних дел и генерал-губернаторам при «преступных посягательствах» на существующий государственный строй или безопасность частных лиц и их имущества, когда оказывались неэффективными меры, предусмотренные постоянно действующими законами.

Право введения режима чрезвычайной охраны было предоставлено Кабинету министров, который принимал решение, утверждаемое императором. Основанием для этого являлись также посягательства на существующий государственный строй или безопасность частных лиц, которые создавали более серьезные последствия в виде «тревожного настроения» населения, вызывающего необходимость принятия исключительных мер безотлагательного характера.

В рамках действия режимов усиленной и чрезвычайной охраны генерал-губернаторам, губернаторам и градоначальниками предоставлялось право издания постановлений по различным вопросам поддержания общественного порядка: привлечения виновных лиц к административной ответственности, наложения секвестра на недвижимое и ареста на движимое имущество и доходы с них, введения запрета на проведение митингов, учреждения особых военно-полицейских команд, отстранения от должностей чиновников всех ведомств, закрытия учебных заведений и другим вопросам.

Режим усиленной охраны устанавливался на срок до 1 года, а чрезвычайной охраны – до 6 месяцев. Но эта норма не исчерпывала возможность продления действия чрезвычайных законов на определенной территории, поскольку предусматривалось неограниченное количество раз продления сроков действия установленных режимов Комитетом министров по представлению Министерства внутренних дел.

Обе формы исключительного положения широко применялись царским правительством. В некоторых российских областях режимы усиленной или чрезвычайной охраны действовали в течение длительного времени.

Гражданское право. Гораздо в большей мере, чем в административном праве, буржуазные правовые принципы получили отражение в гражданском праве. Основным источником гражданского права по-прежнему являлся Х том Свода законов Российской империи. Кроме того, потребности развития капиталистической экономики сделали необходимым издание торгового устава, уставов железных дорог, ряда фабричных законов. Превращение бывших крепостных крестьян в «свободных сельских обывателей» сделало их равноправными субъектами гражданско-правовых отношений и значительно расширило сферу действия гражданского права.

Каждое физическое лицо считалось правоспособным с момента рождения. Однако объем правоспособности определялся в законах о состояниях. Полная дееспособность наступала с 21 года. Дееспособность могла ограничиваться по суду по причине психического расстройства, а также при признании расточителем. Крестьян – злостных неплательщиков податей сельское общество могло направлять на принудительные общественные работы. Имелись и иные ограничения правоспособности по национальному, религиозному признакам и признаку пола.

Полное признание в законе получило понятие юридического лица, что было прямо связано с развитием капиталистических отношений. Оно применялось к государству и его органам, монастырям, учебным заведениям, купеческим, промышленным объединениям, товариществам, акционерным обществам. Юридические лица разделялись на публичные, частные, соединения лиц и учреждения. Юридические лица имели право владеть имуществом, вступать в сделки. Однако закон устанавливал государственный контроль за их деятельностью и при отклонении этой деятельности от целей, объявленных в уставе юридического лица, сделки, заключенные с нарушением устава, могли быть признаны недействительными.

В гражданском праве получил свое воплощение и такой буржуазный принцип, как неограниченность права собственности, свобода распоряжения ею. В Х томе Свода законов право собственности определялось как власть «исключительная и независимая от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно». Право собственности защищалось исковой давностью, срок которой устанавливался в 10 лет. Прекращение права собственности связывалось с постановлениями законодательного органа, актами экспроприации или конфискации.

Вещи (имущество) подразделялись на: движимые (деньги, ценные бумаги, капиталы, драгоценности) и недвижимые (земля, дома, фабрики, заводы, шахты, железные дороги и т.п.); главные и принадлежности; раздельные и нераздельные; потребляемые и непотребляемые; заменимые и незаменимые; тленные и нетленные; изъятые из оборота и не изъятые из него.

Кроме того, сохранялось сформировавшееся ранее разделение имущества на благоприобретенное – приобретенное не по праву наследования (купленное, подаренное и т.д.) и родовое – полученное по родовой принадлежности, по наследству. Если свобода распоряжения движимым и недвижимым благоприобретенным имуществом была почти неограниченной, то свобода распоряжения родовыми и майоратными имениями, а также заповедной собственностью была серьезно ограничена. Родовые имения могли быть отчуждены только в пользу кого-либо из узкого круга наследников по закону. В случае если родовое имение все же уходило на сторону, то ближайшие родственники в течение 3-х лет имели право его выкупить. Майоратные имения могли передаваться по наследству только старшему сыну.

В отличие от родовых и майоратных имений заповедным могло быть не только землевладение, но и движимое имущество. С заповедной собственностью запрещались любые виды сделок, она не подлежала судебным взысканиям. Заповедное имущество запрещалось дробить, поэтому по наследству оно могло передаваться лишь целиком, а не по частям-долям.

Существовали ограничения на приобретение земельной собственности по национальным и религиозным признакам. Так, запрещалось приобретение земельной собственности лицам иудейского вероисповедания за пределами черты их оседлости.

Ограничения в распоряжении земельной собственностью касались и крестьянского землевладения. Относительно свободно крестьяне могли распоряжаться лишь приусадебными наделами и полевой землей при подворной форме землепользования. Но, хотя право собственности на землю здесь принадлежало крестьянскому двору, отчуждать ее можно было лишь в пользу других членов сельской общины.

При общинной форме землепользования право собственности на полевую землю принадлежало общине. Внутри общины земля распределялась между крестьянскими дворами по числу мужчин – членов общины. На женщин земельные наделы не выделялись. Периодически происходили переделы земельных наделов. Практика переделов отвечала крестьянским представлениям о справедливости, поскольку качество земли, доставшейся членам общины, было различным. Однако, переделы земли, подрывая стабильность землепользования, не создавали стимула у крестьян вкладывать труд и средства в улучшение плодородия почвы. В целях хотя бы некоторой стабильности землепользования в 1893 г. было запрещено производить переделы чаще, чем через 12 лет.

Продавать землю сельская община могла лишь с разрешения губернского по крестьянским делам присутствия, а в крупных размерах – с разрешения министра внутренних дел. Такие ограничения должны были препятствовать обезземеливанию крестьян и мешать их миграции в города, чтобы не создавать опасности социальных взрывов.

Существовала и государственная собственность, к которой относились казенные земли, леса, реки, озера, здания, железные дороги, военные заводы и т.п. Закон определял государственную собственность как «не принадлежащую никому в особенности». Управление и распоряжение ею осуществляли специально уполномоченные министерства и ведомства. Имелось также дворцовое и удельное имущество, доходы от которого поступали на содержание царского двора и членов императорской фамилии.

Государство сохраняло за собой право принудительного выкупа за вознаграждение имущества, и прежде всего – земли, как у физических, так и у юридических лиц.

Принцип свободы договора также получил свое отражение в гражданском праве пореформенной России. Этот принцип противопоставлялся сословным, религиозным и цеховым ограничениям, присущим феодализму.

В российском законодательстве содержались нормы, регулировавшие все виды договоров, характерных для развитых товарно-денежных отношений. Появились такие виды договоров, как договор комиссии, страхования, издательской деятельности. Расширилось применение договоров казенного подряда, имущественного найма, займа, ссуды, товарищества.

Стороны могли заключить между собой любой договор «не противный законам» при условии, что его цель «не противна общественному порядку и благочинию». Свободным был и выбор формы договора, но по некоторым видам сделок закон предписывал письменную форму, а в определенных случаях, например, сделках с недвижимой собственностью – купчую крепость. Обеспечение обязательств осуществлялось посредством задатка, залога, неустойки, поручительства.

Вместе с тем, сохранялись некоторые ограничения свободы договора личного найма для крестьян, которые не могли его заключать на длительный срок без разрешения сельской общины, волостного правления, а с 1889 г. и земского участкового начальника, поскольку именно от этих инстанций зависело получение ими вида на жительство. Замужняя женщина могла заключать договор личного найма лишь с письменного разрешения мужа. Особо жестко регламентировались договоры личного найма батраков, нанимавшихся на сельскохозяйственные работы и поступавших в услужение в качестве домашней прислуги. При неявке на работу или досрочном уходе с нее эти категории нанявшихся могли быть возвращены к месту работы полицией.

Наследственное право. Влияние буржуазных правовых принципов сказалось и на наследственном праве. Это выражалось в значительном расширении практики передачи наследственного имущества по завещанию и более полном проведении в жизнь принципа свободы завещательных распоряжений в отношении движимого имущества и благоприобретенной недвижимости.

При отсутствии завещания или при признании его судом недействительным вступал в силу порядок наследования по закону. Наследниками первой очереди были дети, затем внуки. Усыновленные дети могли наследовать только благоприобретенное имущество, а незаконнорожденные вообще устранялись от наследства. Переживший супруг получал седьмую часть, сестры при наличии братьев – четырнадцатую часть недвижимого и восьмую часть движимого имущества. Родители устранялись от наследования своим детям.

Сложным был порядок наследования имущества крестьянского двора. Завещательная форма практически не получила распространения, но широко использовались местные обычаи. По общему правилу завещать имущество можно было лишь членам семьи, а землю наследовали только те из них, которые являлись членами сельской общины. Вместе с тем, к наследованию в крестьянских семьях допускались посторонние лица, ставшие членами крестьянского двора: усыновленные, приемные и незаконнорожденные дети. Если жених входил в семью невесты, дочери допускались к наследованию наравне с ним.

Семейное право. Буржуазные правовые принципы в наименьшей степени отразились на семейном праве. Законным признавался только религиозный брак. Заключение, расторжение брака, другие личные отношения в семье регулировались нормами канонического права. Для вступления в брак по-прежнему требовалось согласие родителей, а для некоторых категорий лиц, например, чиновников и офицеров – разрешение начальства. За несоблюдение этих правил, дети по жалобе родителей могли быть наказаны вплоть до тюремного заключения, а офицеры и чиновники – уволены со службы. Запрещались браки между христианами и нехристианами. Для православных дозволялся только моногамный брак, причем церковь венчала лишь до 3-х раз. В четвертый раз жениться или выйти замуж было нельзя. Для мусульман разрешалась полигамия – можно было иметь до четырех жен. За невесту надо было платить выкуп – калым, что на практике означало покупку девушки.

Развод по церковным правилам для православных был возможен лишь по установленным поводам. Наиболее доступен был развод по причине нарушения супружеской верности одним из супругов. При этом виновная сторона нередко лишалась церковным судом права повторного вступления в брак и на нее налагалась церковная епитимия, что могло повлечь для чиновников и офицеров увольнение от службы. У мусульман развод для мужчин был облегчен до предела: достаточно было устного заявления мужа («талак»).

Имущество супругов признавалось раздельным, и они могли самостоятельно распоряжаться им и даже вступать в разрешенные законом сделки друг с другом. Однако выдавать векселя жена могла лишь с разрешения мужа. Точно также жена не могла наняться на работу и получать зарплату без разрешения мужа. Она была обязана почитать мужа, оказывать ему послушание, следовать за ним при изменении им места жительства.

Закон не регламентировал пределов отцовской власти над детьми. Дети были обязаны послушанием родителям под страхом наказания. Незаконнорожденные дети не имели права на фамилию отца и отстранялись от наследования. Только в 1891 г. родителям было разрешено узаконение таких детей.

Уголовное право. В уголовном праве, как и в некоторых других отраслях российского права второй половины XIX в., действовали как общие, так и особые законы. К общим относилось, в первую очередь, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Его новые редакции выходили в 1857 и 1866 гг., но наиболее существенной переработке Уложение подверглось в редакции 1885 года. К особым законам относились такие систематизированные акты, как Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., Воинский устав о наказаниях в редакции 1875 г. и Военно-Морской устав о наказаниях 1878 г.

В Уложении 1885 г. преступлением признавалось противозаконное деяние и неисполнение того, что под страхом наказания предписано законом. Одновременно в нем провозглашалось, что наказания за преступления и проступки определяются не иначе, как на точном основании постановлений закона. Это ограничивало произвол судей. Система преступлений и наказаний была сложна и дифференцирована, что приводило к казуистичности и отсутствию обобщений в законе. Вместе с тем, в нем сохранился принцип аналогии, дававший суду право «дополнять» закон в случае пробела в праве.

Закон различал три категории преступных деяний: тяжкие преступления, за которые могли быть назначены смертная казнь, каторга, поселение; преступления, за совершение которых назначались заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом; проступки, за которые назначались арест и штраф.

В первом разделе Уложения, содержащим Общую часть, были разработаны все правовые признаки состава преступления и условий применения наказаний: субъект и субъективная сторона, объект и объективная сторона.

Субъектом считались физические лица, но наказания в отдельных случаях применялись и к юридическим лицам. Например, сельское общество могло быть подвергнуто штрафу. Не подлежали уголовному наказанию невменяемые и дети до 7 лет. Ответственность за преступление исключалась в случаях, если совершено деяние либо во исполнение действующего закона или приказа начальника, кроме явно преступного, либо с дозволения власти, либо в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Наказание смягчалось подросткам в возрасте до 18 лет, за давностью и по некоторым другим обстоятельствам.

Обязательным признаком состава преступления стала виновность. Закон разделял умысел на предумышленный и внезапный, а умышленные преступления – на совершенные хладнокровно или в состоянии аффекта. Случайное преступление не наказывалось. От степени вины и характера объекта преступного деяния зависела степень наказания. При этом наказания за неосторожные проступки и преступления, совершенные по небрежности, предусматривались в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В Уложении 1885 г. были подробно освещены стадии развития преступления: 1) обнаружение умысла и приготовление к преступлению; 2) покушение; 3) совершение преступления. В отдельных случаях предусматривалось наказание и за голый умысел. Например, преступления против царской власти или угроза поджога.

Закреплялись основные принципы соучастия в преступлениях. Среди соучастников выделялись главные виновники, участники, зачинщики, сообщники, подговорщики (подстрекатели), пособники и попустители, недоносители и укрыватели. Виды соучастия: скоп, включавший главных виновников и участников и образовавшийся в момент совершения преступного действия; сговор, в котором участвовали зачинщики, сообщники, подстрекатели и пособники; шайка, состоявшая из главных виновных, сообщников и пособников.

В Уложении 1885 г. содержалось около 2 тысяч составов преступлений. Среди видов преступлений на первом месте по-прежнему были преступления против церкви – богохульство и кощунство, совращение христианина в другую веру, погребение христианина без христианского обряда и т.п. На втором месте были государственные преступления – бунт против верховной власти, преступные действия против императора и членов императорской фамилии, государственная измена, смута, заговор, неповиновение властям. За ними следовали преступления против порядка управления – вынесение заведомо неправосудного приговора, лжесвидетельство, нарушение общественного порядка, сопротивление полиции, неисполнение повинностей и т.п.

Особое внимание в Уложении обращалось на дела об оскорблении и явном неуважении к властям и чиновникам при исполнении ими служебных обязанностей. Подданный, даже если ему случайно попало в руки «ругательное письмо» или «недозволенное сочинение», обязан был, не читая его, немедленно сдать властям. За неисполнение этого предписания полагалось наказание. Также наказывалось всякое оскорбительное или неуважительное высказывание в адрес властей, чиновников, полиции.

Далее следовали должностные преступления. Ответственность за них предусматривалось как в Уложении, так и в ведомственных дисциплинарных уставах и правилах. К должностным преступлениям относились злоупотребление властью, превышение, а также бездействие власти, разглашение государственной или служебной тайны, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и т.п. Особое место среди должностных преступлений занимало взяточничество. В наиболее тяжких случаях за него полагалось тюремное заключение и ссылка в Сибирь, но в большинстве случаев наказание ограничивалось взысканием с виновного штрафа в двойном размере взятки.

К имущественным преступлениям относились разбой, грабеж, воровство, мошенничество, вымогательство, умышленное повреждение чужого имущества, поджог и т.п. Завершали список преступления против личности – убийство, телесные повреждения, незаконное лишение свободы, похищение ребенка, оскорбление и т.п.

Предусматривалась ответственность за самоубийство, которое осуждалось христианской религией. Самоубийцы лишались христианского погребения, их завещания и предсмертные распоряжения признавались недействительными. Покушавшийся на самоубийство и оставшийся в живых подлежал уголовной ответственности наравне с участниками дуэлей.

Воинские преступления – переход на сторону неприятеля, сдача крепости или военного корабля неприятелю, потеря боевого знамени, неисполнение приказа, бегство с поля боя, дезертирство, промотание казенного имущества, мародерство, насилие над мирным населением и т.п. – карались в соответствии с Воинским и Военно-Морским уставами о наказаниях.

Главной целью наказания являлось возмездие. Другой целью было предотвращение преступлений под страхом наказания. Цели перевоспитания и исправления не ставились.

Уложение определяло более ста видов наказаний, которые подразделялись на главные, дополнительные и заменяющие.

Главными видами наказания были:

а) смертная казнь, чаще приводившаяся в исполнение через повешение, а такие мучительные наказания, как колесование и четвертование более не применялись;

б) каторга от 4 до 20 лет или бессрочная, назначаемая, в основном, за политические преступления;

г) заключение в исправительные дома от полутора до 6 лет, в тюрьмы и крепости от двух месяцев до 2 лет;

д) арест от 1 дня до 6 месяцев;

Дополнительными наказаниями считались лишение всех или особенных прав состояния, титулов, семейных прав, права на участие в выборах, права заниматься определенной деятельностью, а также конфискация имущества.

К уголовным и исправительным наказаниям не относились такие меры полицейского воздействия, как отдача под надзор полиции, высылка за границу, запрещение жить в определенных местностях.

Уголовный процесс. В ходе судебной реформы 1864 г. провозглашаются следующие принципы: равенство сторон в суде; обеспечение возможности защиты; участие в суде присяжных заседателей; оценка доказательств самим судом на основе обстоятельств дела; отделение судебного процесса от прямого вмешательства административных властей; устность, гласность, состязательность, презумпция невиновности.

В местных судах процесс проходил в упрощенном порядке, без деления на стадии. В лице мирового судьи объединялись следователь, судья и обвинитель. Допускалось примирение сторон при содействии судьи. В качестве доказательств в мировом суде служили показания истцов, ответчиков, потерпевших, свидетелей, а также письменные доказательства и присяга.

В общих судах процесс по уголовным делам делился на несколько стадий: 1) дознание, которое вела полиция, а по политическим делам – жандармерия с целью установления факта преступления; 2) предварительное следствие; 3) подготовительные к суду действия; 4) судебное следствие; 5) вынесение приговора; 6) исполнение приговора; 7) пересмотр приговора, если это необходимо.

Законными поводами к возбуждению уголовного дела были жалобы частных лиц, сообщения полиции, иных учреждений и должностных лиц, явка с повинной, усмотрение прокурора или судебного следователя.

Предварительное следствие осуществлялось судебными следователями под наблюдением прокуроров, а по государственным преступлениям - членами судебных палат и Сената. Следователям помогала полиция. На этой стадии участие защиты не допускалось. Со следственными материалами знакомили обвиняемого и направляли их прокурору, который составлял обвинительный акт и представлял его в окружной суд или в судебную палату, если дело должно было рассматриваться с участием присяжных. Палата выносила определение о предании суду, и дело поступало на рассмотрение в окружной суд.

В судебном заседании присутствовали три члена суда, секретарь суда, прокурор, адвокат, а в суде присяжных – также 12 основных присяжных заседателей и двое запасных. Права судей и заседателей объявлялись равными. Стороны имели право отвода суда. Заседания проводились публично, кроме дел о половых преступлениях, о преступлениях против царя, его семьи и веры.

Судебное следствие начиналось с чтения обвинительного заключения. Затем следовал допрос обвиняемого, свидетелей, проверка других доказательств. Если подсудимый сразу признавал себя виновным, то сразу переходили к заключительным прениям. В ходе их слушались речи прокурора, адвоката и объяснения подсудимого. До вынесения вердикта прокурор не мог касаться вопроса о мере наказания.

Вердикт присяжные принимали до вынесения приговора большинством голосов. Давался один из двух ответов: «виновен» (иногда добавлялось «но заслуживает снисхождения») или «невиновен». При этом в совещательной комнате присяжные не могли пользоваться материалами дела.

После вынесения обвинительного вердикта прокурор давал заключение о мере наказания. Защитник выдвигал свои возражения, затем предоставлялось последнее слово подсудимому. Члены суда удалялись на совещание, выносили приговор с определением меры наказания, который оглашался в суде. Если суд признавал, что присяжными осужден невиновный, дело передавалось на слушание нового состава присяжных, и их решение было уже окончательным.

Приговоры, постановленные в окружном суде с участием присяжных, и приговоры судебных палат были окончательными и обжалованию не подлежали. Они могли быть обжалованы или опротестованы прокурорами в кассационном порядке в Сенат. Приговоры окружных судов без участия присяжных заседателей могли быть обжалованы в апелляционном порядке в судебную палату. Приговоры Сената и Верховного уголовного суда могли быть отменены только императором в порядке помилования. Вступившие в законную силу приговоры исполнялись полицией.

Существовали и изъятия из общего порядка рассмотрения дел. Так, по должностным преступлениям предварительное следствие и предание суду производилось должностными лицами того ведомства, к которому принадлежал обвиняемый, а не судебными следователями.


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Международное положение России и выработка нового внешнеполитического курса после Крымской войны.

Крымская война и Парижский мир 1856 г. стали переломным рубежом в истории международных отношений Европы. Россия утратила роль могущественной военной державы континента, которую она играла со времен Венского конгресса. Бонапартистская Франция по своему влиянию и военной мощи на целое десятилетие выдвинулась на первое место.

Важнейшим условием Парижского трактата было, как известно, запрещение России иметь военный флот и береговые укрепления на Черном море. Это же ограничение касалось и Османской империи, но на деле ее мало затрагивало, т. к. базы турецкого военно-морского флота находились вне черноморских вод. Именно такой режим Черного моря подразумевался под его нейтрализацией, хотя в случае войны туда могли заходить с согласия султана флоты западных держав. Таким образом, нейтрализация была фактически односторонней и угрожала безопасности России. С утратой Южной Бессарабии, переданной в соответствии с договором Молдавскому княжеству, Россия теряла контроль и над устьем Дуная.

Крымская война нанесла ощутимый удар по позициям и престижу России на Балканах. Преимущественное влияние на Ближнем Востоке перешло к Англии, Франции и Австрии. По условиям Парижского мира все великие державы были объявлены гарантами автономии Дунайских княжеств и Сербии в рамках Османской империи. Таким образом, ликвидировался российский протекторат над Дунайскими княжествами. Более того, Австрия, Франция и Великобритания заключили соглашение об использовании силы в случае возможных нарушений территориальной целостности Османской империи и о совместной поддержке положений Парижского трактата. Новая система международных отношений, сложившаяся между великими державами на Ближнем Востоке, получила в науке название Крымской системы.

Свидетельством дипломатического поражения России стал крах надежд царского правительства на поддержку Австрии. Переход Вены на сторону антироссийской коалиции и колебания Пруссии во время Крымской войны отчетливо показали, что внешнеполитическая система Николая I и его министра иностранных дел К. В. Нессельроде не выдержала испытания временем и потерпела полное крушение.

Стало очевидным, что принципы «монархической солидарности» и легитимизма уже непригодны для определения внешнеполитического курса империи. Правительство Александра II уже не в состоянии было осуществлять вооруженное контрреволюционное вмешательство в дела Западной Европы, и в дальнейшем вынуждено было мириться с успехами буржузно-национальных движений в ряде стран.



Необходимость перемен во внешней политике вытекала не только из нового соотношения сил на международной арене, но и из внутреннего положения в самой России. Необходимо было обеспечить передышку для проведения буржуазных реформ и реорганизации вооруженных сил.

Поворот во внешней политике обусловил и смену руководства дипломатического ведомства. 15 апреля 1856 г. министерство иностранных дел возглавил князь А. М. Горчаков. Новый министр прошел большую и серьезную дипломатическую школу, приобрел значительный авторитет в качестве чрезвычайного и полномочного посланника при Германском союзе во Франкфурте-на-Майне, посла в Вене. Характерно, что граф Нессельроде недолюбливал Горчакова и всячески тормозил его продвижение по служебной лестнице.

Во главе министерства иностранных дел Горчаков стоял почти четверть столетия и оказывал огромное влияние не только на внешнюю политику, но и на внутренние дела страны. За добросовестную службу в 1862 г. ему был пожалован чин вице-канцлера, а в 1867 г. – канцлера.

Новое направление внешней политики было обосновано министром в докладе Александру II и сформулировано в известном циркуляре от 21 августа 1856 г., направленном в российские посольства и миссии при европейских государствах. Российское министерство иностранных дел заявляло, что сотрудничество великих держав на основе принципов Священного союза 1815 г. себя исчерпало, и что Россия не желает жертвовать своими интересами для поддержания этих принципов. Подчеркивалось желание российского императора посвятить основные заботы внутренним делам, а свою деятельность за границы империи распространять только тогда, когда интересы России потребуют этого безоговорочно. Отказ от прежней активной роли на континенте носил, однако, временный характер. На это недвусмысленно намекала фраза циркуляра о том, что Россия «сосредотачивается», что нужно было понимать в том смысле, что страна приходит в себя от понесенных утрат и собирается с силами. Фраза эта обошла всю Европу и стала как бы девизом внешней политики России после Крымской войны.

Одну из основных задач внешней политики Горчаков видел в отмене нейтрализации Черного моря. Необходимо было также восстановить утраченные позиции и влияние на Балканах. Тем самым, по словам Горчакова, был бы ликвидирован «двойной дефект» Парижского трактата. Решение этих задач требовало поиска новых путей и дипломатических комбинаций.

Российская дипломатия во время борьбы за пересмотр Парижского мира.

Царская Россия не могла рассчитывать на пересмотр Парижского мира без поддержки какой-либо другой европейской державы. Особенно благоприятные возможности, по мнению Александра II и А. М. Горчакова, открывало сближение с Францией. Заключение союза или, в частности, развитие сотрудничества с ней казались вполне реальными. Со времени Парижского конгресса Наполеон III и сам настойчиво добивался сближения с Россией.

Крымская война не принесла Франции никаких территориальных приращений. Формально Франция со времен войны находилась в союзе с Англией, но союз этот дал трещину. Желая ослабить преимущество Лондона на Балканах, французское правительство было не прочь поддержать Россию в некоторых ближневосточных делах. Взамен Наполеон III рассчитывал получить содействие Петербурга в осуществлении своих агрессивных планов в Западной Европе, в частности в борьбе с Австрией из-за Северной Италии.

Действительные цели Наполеона III не являлись загадкой для российской дипломатии, но в то время Англия и Австрия были основными противниками Петербурга. Враждебные происки Англии царское правительство ощущало везде: и на Кавказе, и в Персии, и в Турции.

На торжества по случаю коронации Александра II в августе 1856 г. Наполеон III послал одно из самых доверенных лиц – своего сводного брата Ш. де Морни, оставив его послом России. Герцог Морни был женат на русской княжне Трубецкой и славился в Париже как глава «русской партии». Понятно, что в обеих российских столицах его приняли с радостью.

Послом России в Париж был назначен бывший министр государственных имуществ граф П. Д. Киселев. Этот выдающийся государственный деятель пользовался большим влиянием при дворе, и его назначение свидетельствовало о значении, которое придавалось в Петербурге этому дипломатическому посту. Прием, оказанный Киселеву во французской столице, также был довольно сердечным. В этой связи одна из венских газет даже иронично писала: «Петербург и Москва не могут быть более русскими, чем сегодняшний Париж».

Признаком дальнейшего улучшения отношений между двумя державами стал визит во Францию в мае 1857 г. брата царя великого князя Константина Николаевича. Наконец в сентябре

1857 г. в Штудгарте состоялось свидание Наполеона III и Александра II с участием министров иностранных дел. Официально оба императора были приглашены на торжества по случаю дня рождения вюртембергского короля, который находился в родственных отношениях с обоими дворами. Но вся Европа понимала, что действительная цель встречи выходила далеко за рамки обычной встречи родственников. В действительности Наполеон III и Александр II обсуждали возможности согласованных действий в Италии и на Балканах.

В ходе дальнейших дипломатических сношений Петербурга и Парижа французская сторона в случае вступления России в войну с Австрией предлагала ей присоединить Галичину, но в деле пересмотра Парижского трактата не обещала ничего определенного. Однако А. М. Горчаков твердо придерживался занятой позиции, старался избежать втягивания своей страны в военный конфликт только для обеспечения французских интересов. Но и толкать Наполеона III «в объятия Англии» он также не желал. Поэтому дипломаты обеих стран рассматривали все новые и новые проекты договора.

Наконец 19 февраля 1859 г. в Париже П. Д. Киселевым и министром иностранных дел Франции А. Валевским был подписан секретный договор, по которому Россия в случае конфликта Парижа с какой либо третьей стороной должна была придерживаться только нейтралитета. Соглашение не предусматривало ни концентрации российских войск на галицийской границе, ни ликвидации наиболее тяжелых для России положений Парижского мира. Не содействуя решению главной внешнеполитической задачи Петербурга, оно в значительной мере облегчило Франции и Сардинии победу над Австрией. И все же дипломатическая линия А. М. Горчакова обеспечила России выход из международной изоляции и заключение более-менее равноправного договора.

Положительным результатом сближения России с Францией было налаживание сотрудничества на Балканах. Следует иметь в виду, что в период с 1856 по 1871 г. российское правительство желало поддержания в балканском регионе статус-кво и остерегалось скорого возникновения восточного кризиса, т. е. всеобщего восстания балканских народов и распада Османской империи. В Петербурге совершенно справедливо считали, что обострение обстановки на Балканах используют во вред России ее более мощные соперники: Англия, Франция и Австрия. Вместе с тем российская дипломатия заботилась о том, чтобы не оттолкнуть балканские народы, и по мере возможности поддерживала их стремление к освобождению. Разумеется, эта помощь оказывалась в той степени, в какой она отвечала интересам Российской империи и соответствовала ее реальным возможностям.

Сотрудничество России и Франции на Балканах было наиболее результативным в 1856-1859 гг. Во время обострения отношений между Турцией и Черногорией они поддерживали последнюю и добивались заключения соглашения между враждующими сторонами. Согласованно действовали Петербург и Париж и при обсуждении вопроса о Дунайских княжествах на Парижской конференции в 1858 г. Принятое здесь решение ускорило создание в 1859 г. единого государства, которое в 1862 г. получило название «Румыния». В российском внешнеполитическом ведомстве отчетливо сознавали, что объединение Дунайских княжеств ослабит Турцию, а также одновременно нанесет удар по Парижскому трактату, зафиксировавшему их разъединение.

Особенно большое значение российское правительство придавало укреплению своего влияния в Сербии. Сербы все еще чувствовали гнет султана, хотя и пользовались внутренней автономией. Турецкие войска занимали цитадель в Белграде и ряд других крепостей. Между турками и сербами происходили постоянные стычки. Экономически Сербия зависела от Австрии, куда направлялся экспорт сербских продуктов сельского хозяйства. Австрия владела частью сербских земель и не желала укрепления экономической и политической самостоятельности Сербии.

Когда сербское правительство при князе Михаиле Обреновиче стало увеличивать армию и объявило княжескую власть наследственной, Порта при поддержке Англии и Австрии потребовала отмены этих мер. Россия же и Франция высказались в пользу Сербии.

Летом 1862 г. бесчинства османов в Сербии привели к кровавым событиям. Для урегулирования конфликта была созвана международная конференция в Канлидже возле Константинополя. Россия и Франция согласовали позицию по сербскому вопросу еще до ее открытия. Окончательный текст протокола был подписан в Канлидже после долгих споров с представителями Англии и Австрии. Две турецкие крепости из шести на сербской территории ликвидировались, но турецкие орудия по-прежнему оставались в белградской цитадели. Сербское правительство не удовлетворилось достигнутым и продолжило увеличение своей армии. В этих условиях петербургский кабинет пошел на оказание материальной помощи Сербии. В Белград было переправлено около 400 повозок с вооружением (39 тыс. ружей и 3 тыс. сабель). Однако свою задачу в это время российское правительство видело в том, чтобы не только не форсировать события, а, наоборот, сдерживать Сербию от преждевременных выступлений.

Согласованные действия России и Франции при выработке Канлиджского протокола были последним актом российско-французского сотрудничества в балканских делах перед восстанием в Польше 1863 г., когда отношения обеих стран резко обострились. До обсуждения с Францией вопроса о пересмотре Парижского мира дело так и не дошло.

Дипломатическое выступление Англии, Франции и Австрии против России во время польского восстания 1863 г. круто изменило расстановку европейских сил. Вмешательство западных держав не облегчило положение поляков, но имело важные международные последствия. В правительственных верхах России оно усилило оппозицию курсу на сближение с Францией. В качестве альтернативного направления выдвигалось сближение с Пруссией. Характерно, что еще в октябре 1862 г. на должность посла в Париже вместо П. Д. Киселева был назначен А. Ф. Будберг – сторонник российско-прусского союза.

Обострение отношений России с западными державами во время польского восстания было на руку Пруссии. О. Бисмарк, давно задумавший объединить Германию «железом и кровью» под главенством Пруссии, первым стал делать попытки к сближению двух стран. Уже в первые дни польского восстания в Петербург для выработки плана совместных действий против повстанцев был отправлен генерал Альфенслебен. Но А. М. Горчаков считал, что положение в Польше можно разрядить путем либеральных уступок и противился соглашению с Пруссией. В то же время Александр II, которому импонировали традиционные династические связи с этой страной, решил по-своему.

27 января (8 февраля) 1863 г. российскому министру иностранных дел пришлось подписать конвенцию с Пруссией. Пруссия соглашалась давать возможность царским войскам свободно преследовать польских повстанцев на прусской территории и помогать им в этом собственными силами. Обе стороны обязались также взаимно обмениваться информацией относительно польской пропаганды.

Когда Бисмарк приступил к осуществлению плана объединения немецких земель, в Петербурге не стали ему мешать. Сказались условия внешнеполитической изоляции России, внутренние трудности страны. Поэтому во время войны Пруссии и Австрии против Дании в 1864 г. Россия сохраняла нейтралитет. Правда, вначале Александр II и Горчаков пытались словесными уговорами сдержать Бисмарка. Они хорошо понимали, что прусская экспансия не только нарушает равновесие в Европе в пользу Пруссии, но и приближает последнюю к Датским проливам.

В результате войны Пруссия захватила Шлезвиг и заняла таким образом важные стратегические позиции между Балтикой и Северным морем. Разгром Дании вызвал серьезные опасения в помещичьих и буржуазных кругах России. «Московские ведомости» словами М. Н. Каткова с горечью восклицали: «Бог знает, стал бы Петр Великий строить Петербург, если бы предвидел, что это возможно!» Но, в конечном счете, и российская печать ставила на первое место вопрос о Черном море и перспективах отмены статей Парижского трактата.

А. М. Горчаков надеялся на сохранение «равновесия» сил между Австрией и Пруссией, в котором российское правительство со времени Семилетней войны видело один из залогов поддержания своего влияния на дела Западной Европы. Однако попытки склонить Бисмарка к умеренности оказались тщетными. Мало того, австро-прусская война 1866 г. привела к дальнейшему усилению Пруссии, которая вскоре ликвидировала Германскую конфедерацию держав. Система международных трактатов не выдерживала испытание временем.

Одновременно Горчаков сделал последнюю попытку прозондировать позицию Наполеона III в отношении вопроса об отмене нейтрализации Черного моря. Но в ходе переговоров 1866-1867 гг. стало ясно, что Россия не может рассчитывать на поддержку Франции. Кроме того Франция вместе с Австрией стала выступать против России на Балканах. В этих условиях Горчаков окончательно пришел к выводу, что только соглашение с Пруссией может создать противовес участникам крымской коалиции.

В августе 1866 г., когда Горчаков еще тщетно нащупывал почву для конкретных переговоров с Наполеоном III, российское правительство одновременно известило Бисмарка о желании провести двусторонние переговоры с Пруссией. Это вызвало незамедлительный отклик. В Петербург прибыл прусский генерал Мантейфель. Он заверил, что Пруссия поддержит требования России об отмене наиболее тяжелых для нее статей Парижского трактата, когда этот вопрос будет официально поставлен российской дипломатией. Взамен царское правительство соглашалось придерживаться доброжелательного нейтралитета во время объединения Германии.

Зато визит царя и Горчакова в Париж во время работы всемирной выставки летом 1867 г. продемонстрировал нежелание французской стороны идти на какое-нибудь сближение. Дело еще и в том, что Наполеон III даже в случае возможной франко-прусской войны не придавал позиции России серьезного значения. Озлобление в правительственных сферах России вызвал также и мягкий приговор французского суда (принудительные работы) Березовскому, стрелявшему в Александра II во время этого визита во Францию.

В таких условиях происходило еще более тесное сближение России с Пруссией. В 1868 г. между обеими странами было заключено устное соглашение (имевшее силу договора) о взаимных обязательствах в случае франко-прусской войны.

Незадолго до франко-прусской войны 1870 г. царь вновь подтвердил Бисмарку свое обещание в случае вмешательства в конфликт Пруссии с Францией Вены разместить на границе с Австро-Венгрией трехсоттысячную армию, которая, если понадобится, даже «займет Галицию». В августе 1870 г. Бисмарк, в свою очередь, известил Петербург, что Россия может рассчитывать на поддержку при пересмотре Парижского трактата.

Блистательные победы Пруссии перевернули вверх ногами всю военно-политическую ситуацию в Европе. Восстание 4 сентября в Париже, падение Второй империи и провозглашение республики во Франции на этот раз не вызвали в Петербурге никакого переполоха с точки зрения политического строя в этой стране. Александр II в принципе, безусловно, осуждал республику как форму правления, но в Наполеоне III он видел только узурпатора, нарушителя легитимизма и лютого противника России.

В то же время непомерное усиление Пруссии породило тревогу в правительственных сферах России. Перспектива создания Германской империи беспокоила А. М. Горчакова и военного министра Д. А. Милютина. Явные антипрусские настроения демонстрировал наследник престола великий князь Александр Александрович, женатый на датской принцессе Дагмаре, которая хорошо помнила унижение своей родины в 1864 г. Цесаревич считал, что Россия рано или поздно прочувствует «прусскую дружбу и благодарность». Относительно возможной «неблагодарности» Пруссии в одном из докладов царю писал и Горчаков. Александр II ничего не написал на этом документе. Видимо, он понимал обоснованность сомнений Горчакова, но ему было неприятно утвердительной пометкой зафиксировать на бумаге недоверие к своему дяде – королю Вильгельму I.

Между тем А. М. Горчаков явно торопил Александра II и настаивал на незамедлительных действиях по устранению результатов Парижского мира. Особенно упорно в вопросе об отмене ограничений на Черном море Горчакова поддерживал посол России в Константинополе Н. П. Игнатьев, который через свою разветвленную агентурную сеть был хорошо информирован о положении в Османской империи и ее провинциях.

15 октября 1870 г. предложение Горчакова обсуждалось на заседании Совета министров. Канцлер считал возможным поставить вопрос и о возвращении России Южной Бессарабии. Среди царских министров не было единства взглядов. Многие опасались, что выступление России может привести к нежелательным последствиям. Предлагалось вначале выяснить позиции европейских правительств. Горчаков возражал. Он считал, что решение вопроса нельзя передавать на рассмотрение европейских стран, т. к. в этом случае возникает реальная угроза установления непоколебимости Парижского трактата, и тогда пересмотр его условий мирным путем станет совершенно невозможным. Канцлер справедливо отмечал, что Пруссия пока что еще ощущает необходимость в поддержке России, но надежды на ее «благодарность» в будущем являются весьма проблематичными. Поэтому он предостерегал от промедления в действиях. Горчаков предвидел и то, что в сложившейся обстановке, несогласные страны смогут перейти только к «бумажной войне». По предложению Д. А. Милютина было решено ограничиться заявлением о ликвидации статей трактата, ограничивавших права России на Черном море, но не затрагивать территориальных вопросов.

19 (31) октября 1870 г. циркуляр А. М. Горчакова о решении России не выполнять часть статей Парижского трактата был направлен в российские посольства для вручения правительствам государств, подписавших этот договор. Момент был выбран очень удачно. Циркуляр Горчакова вызвал в Европе шок. Им были недовольны все европейские кабинеты, в том числе и правительство Пруссии. Однако им пришлось ограничиться устными протестами. Неожиданная поддержка была оказана Соединенными Штатами, которые заявили, что никогда не признавали решений Парижского конгресса об ограничении прав России на Черном море.

Большое значение для успеха России имело и то, что западные страны не смогли склонить к протесту против циркуляра Горчакова Турцию. Кроме впечатлений от военных успехов Пруссии, определенную роль в этом сыграла и позиция российской дипломатии, в первую очередь политическая деятельность энергичного Н. П. Игнатьева.

В Пруссии циркуляр Горчакова вызвал неприятие, и Бисмарк всячески пытался затянуть решение вопроса. Только настойчивость российского министра иностранных дел вынудила Пруссию пойти на выполнение данных ранее обещаний. Но Бисмарк не хотел открытой поддержкой России настраивать против Пруссии Англию; он не желал также и возникновения российско-английского конфликта, который мог привести к новой европейской войне. С целью примирения сторон Бисмарк предлагал созвать в Петербурге специальную конференцию для обсуждения черноморского вопроса. Однако английское правительство возражало против предложенного места проведения конференции и назвало вместо Петербурга Лондон.

Конференция открылась в английской столице 5 января 1871 г. и продолжалась около двух месяцев. Россию представлял посол в Англии Ф. И. Бруннов. В заседаниях наряду с представителями европейских держав участвовал и делегат Турции. Порта, хотя и ощущала давление со стороны Англии и Австрии, держала себя довольно независимо. Ее представитель решительно отклонил предложение союзников о создании их морской базы в Черном море и свободном проходе их военных кораблей через проливы.

1 (13) марта 1871 г. представителями России, Турции, Пруссии, Австро-Венгрии, Англии, Франции и Италии была подписана Лондонская конвенция. Она ликвидировала все ограничения для России и Турции на Черном море. С этого времени Россия могла держать там военный флот и строить военно-морские базы. В мирное время проливы признавались закрытыми для военных судов всех стран. Однако гарантии от вторжения военно-морских сил иностранных государств в значительной мере сводились на нет правом султана открывать проливы для военных кораблей «дружественных и союзных держав». Поскольку самой мощной морской державой по-прежнему оставалась Англия, такой режим проливов был ее маленькой победой на конференции.

В целом же отмена нейтрализации Черного моря явилась крупнейшим успехом российской дипломатии. Она позволила России укрепить оборонительную линию южной границы государства, более интенсивно заняться освоением причерноморских земель, расширить внешнюю торговлю через проливы. Кроме того, Лондонский протокол поднял престиж России на Балканах, восстановил ее влияние в Турции. А. М. Горчаков как инициатор этого акта добавил к титулу князя почетный титул «светлейший».

19 век для русской литературы по праву называется золотым. Он подарил нам множество талантливых писателей, которые открыли всему миру русскую классическую литературу и становится законодательницей моды. На смену романтизму начала 19 века приходит эпоха реализма. Основоположником реализма считается А.С. Пушкин, точнее его более поздние работы, которые положили начало этой эпохи.

В 40-е годы возникает «натуральная школа» - которая стала началом развития направления реализма в русской литературе. Новое направление освещает темы, которые широко не освещались до этого. Объектом исследования для «натурщиков» стали жизнь низших сословий, их быт и нравы, проблемы и события.

Со второй половине 19 века реализм получает название критического. В своих произведениях поэты и писатели критикуют действительность, пытаются найти ответ на вопрос кто виноват и что делать. Всех заботил вопрос, как Россия будет развиваться дальше. Общество делится на славянофилов и западников. Несмотря на различие взглядов, эти два направления объединяет ненависть к крепостному праву и борьба за освобождение крестьян. Литература становится средством борьбы за свободы, показывает невозможность дальнейшего нравственного развития общества без социального равноправия. В этот период создаются произведения, ставшие в последствие шедеврами мировой литературы, в них отображается жизненная правда, национальная самобытность, неудовлетворенность существующим самодержавно-крепостным строем, жизненная правда делают произведения того времени всенародными.

Русский реализм во второй половине 19 века имеет существенные отличия от западноевропейского. Многие писатели того времени обозначают в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к революционной романтике и социальному реализму, произошедшему в 20 веке. Наибольшей популярностью в России и за рубежом пользовались романы и повести именно периода второй половины 19 века, в которых показывалась социальная природа общества и те законы, с которым происходит его развитие. Герои в произведениях рассуждают о несовершенстве общества, о совести и справедливости.

Одним из самых знаменитых литературных деятелей того времени является И. С. Тургенев. В своих произведениях он поднимает важные вопросы того времени («отцы и дети», «накануне» и др.)

Большой вклад в воспитание революционной молодежи внес роман Чернышевского «Что делать?»

В произведениях И. А. Гончарова показаны нравы чиновников и помещиков.

Еще одним крупнейшим деятелем, творчество которого повлияло на умы и сознание людей того времени, был Ф. М. Достоевский, внесший неоценимый вклад в развитие мировой литературы. В своих сочинениях писатель раскрывает многогранность человеческой души, поступки его героев способны поставить читателя в тупик, заставляют проявить симпатию к «униженным и оскорбленным».

Салтыков- Щедрин в своих произведениях выводит на чистую воду чиновников и казнокрадов, взяточников и лицемеров, которые обворовывают народ.

Л. Н. Толстой в своем творчестве показал всю сложность и противоречивость человеческой натуры.

Переживание А. П. Чехова за судьбу российского общества нашли отображение в его творениях, подарив писателя, чей талант заставляет восхищаться и по сей день.

Большое влияние литература конца 19 века оказывает на все сферы культуры, в борьбу за свои идеалы вступают так же театр и музыка. Настроения общества того времени находит отображение и в живописи, внедряя в сознание людей мысль о равноправии и благе для всего общества.

    Современный мир не обходится без людей, которым принадлежит власть и право быть первыми. Для животных, то же самое. Лев – царь зверей, слово конечно заезженное, но все-таки справедливое

Литература 2 половины 19 века сыграла важную роль в общественной жизни страны. В этом уверены большинство современных критиков и читателей. В то время чтение было не развлечением, а способов познания окружающей действительности. Для писателя само творчество становилось важным актом гражданского служения обществу, так как у него была искренняя вера в силу творческого слова, в вероятность того, что книга сможет воздействовать на ум и душу человека так, чтобы он менялся к лучшему.

Противостояние в литературе

Как отмечают современные исследователи, именно из-за этой веры в литературе 2 половины 19 века рождался гражданский пафос борьбы за какую-нибудь идею, которая могла сыграть важную роль в преобразовании страны, отправить всю страну по тому или иному пути. 19 век был веком максимального развития отечественной критической мысли. Поэтому выступления в печати критиков того времени вошли в анналы русской культуры.

Известное противостояние, которое наметилось в истории литературы в половине 19 века, обозначилось между западниками и славянофилами. Эти общественные течения возникли в России еще в 40-х годах XIX столетия. Западники выступали за то, что с реформ Петра I началось истинное развитие России, а в будущем необходимо следовать по этому историческому пути. При этом ко всей допетровской Руси они относились с пренебрежением, отмечая отсутствие достойной уважений культуры и истории. Славянофилы выступали за самостоятельное развитие России независимо от Запад.

Как раз в те времени среди западников популярным стало весьма радикальное движение, которое было основано на учении утопистов с социалистическим уклоном, в частности, Фурье и Сен-Симона. Самое радикальное крыло этого движения рассматривало революцию в качестве единственного способа что-то изменить в государстве.

Славянофилы, в свою очередь, настаивали, что история России не менее богата, чем западная. По их мнению, западная цивилизация страдала от индивидуализма и безверия, разочаровавшись в духовных ценностях.

Противостояние между западниками и славянофилами наблюдалось и в русской литературе 2 половины 19 века, а особенно в критике по отношению к Гоголю. Западники считали этого писателя основоположником социально-критического направления в отечественной литературе, а славянофилы настаивали на эпической полноте поэмы "Мертвые души" и ее пророческом пафосе. Помните, что критические статьи играли большую роль в отечественной литературе 2-ой половины 19 века.

"Натуралисты"

В 1840 годах появилась целая плеяда писателей, сплотившихся вокруг литературного критика Белинского. Эта группа писателей и стала называться представителями "натуральной школы".

В литературе 2 половины 19 века они были весьма популярны. Их главный герой - представитель непривилегированного сословия. Это мастеровые, дворники, нищие, крестьяне. Писатели стремились дать возможность им высказаться, показать их нравы и быт, отразив через них всю Россию под особым углом.

Большую популярность среди них получает жанр В нем с научной строгостью описываются разные слои общества. Яркие представители "натуральной школы" - Некрасов, Григорович, Тургенев, Решетников, Успенский.

Революционеры-демократы

К 1860 годам противостояние между западниками и славянофилами сходит на нет. Но споры между представителями интеллигенции продолжаются. Вокруг бурно развиваются города, промышленность, меняется история. В этот момент в литературу 2 половины 19 века приходят выходцы из самых разных социальных слоев. Если раньше писательство было уделом дворянство, то теперь за перо берутся купцы, священники, мещане, чиновники и даже крестьяне.

В литературе и критике развиваются идеи, заложенные еще Белинским, авторы ставят перед читателями острые социальные вопросы.

Философские основы закладывает в своей магистерской диссертации Чернышевский.

"Эстетическая критика"

Во 2 половине 19 века в литературе направление "эстетической критики" получает особое развитие. Боткин, Дружинин, Анненков не принимают дидактизма, провозглашая самоценность творчества, а также его отрешенность от социальных проблем.

"Чистое искусство" должно решать исключительно эстетические задачи, к таким выводам приходили представители "органической критики". В ее принципах, разработанных Страховым и Григорьевым, подлинное искусство становилось плодом не только разума, но и души художника.

Почвенники

Большую популярность в этот период получили почвенники. К ним себя относили Достоевский, Григорьев, Данилевский, Страхов. Они развивали идеи славянофилом, предостерегая при этом слишком увлекаться социальными идеями, отрываться от традиции, реальности, истории и народа.

Они пытались проникнуть в жизнь обычных людей, выведя общие принципы для максимального органичного развития государства. В журналах "Эпоха" и "Время" они критиковали рационализм оппонентов, которые, по их мнению, были настроены слишком революционно.

Нигилизм

Одной из особенности литературы 2 половины 19 века стал нигилизм. В нем почвенники видели одну из главных угроз для настоящей действительности. Нигилизм был очень популярен среди разных слоев русского общества. Он выражался в отрицании принятых норм поведения, культурных ценностей и признанных лидеров. Моральные принципы при этом подменялись понятиями собственного удовольствия и пользы.

Самое яркое произведение этого направления - роман Тургенева "Отцы и дети", написанный в 1861 году. Его главный герой Базаров отрицает любовь, искусство и сострадание. Им восторгался Писарев, который был одним из главных идеологов нигилизма.

Жанр романа

Важную роль в русской литературе этого периода занимает роман. Именно во второй половине XIX века выходит эпопея Льва Толстого "Война и мир", политический роман Чернышевского "Что делать?", психологический роман Достоевского "Преступление и наказание", социальный роман "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина.

Самым значимым стало произведение Достоевского, отразившее эпоху.

Поэзия

В 1850-е годы поэзия переживает период расцвета после непродолжительного забвения, которое наступило после золотого века Пушкина и Лермонтова. На авансцену выходят Полонский, Фет, Майков.

В стихах поэты уделяют повышенное внимание народному творчеству, истории, быту. Важным становится осмысление российской истории в произведения Алексея Константиновича Толстого, Майкова, Мея. Именно былины, народные предания и старинные песни определяют стиль авторов.

В 50-60-е годы популярным становится творчество гражданских поэтов. С революционно-демократическими идеями связывают стихи Минаева, Михайлова, Курочкина. Главным авторитетом для поэтов этого направления становится Николая Некрасов.

К концу XIX века популярными становятся крестьянские поэты. Среди них можно выделить Трефолева, Сурикова, Дрожжина. Она в своем творчестве продолжают традиции Некрасова и Кольцова.

Драматургия

Вторая половина XIX столетия - время развития национальной и самобытной драматургии. Авторы пьес активно используют фольклор, уделяют внимание крестьянскому и купеческому быту, отечественной истории, языку, на котором говорит народ. Часто можно встретить произведения, посвященные социально-нравственной проблематике, в них романтизм сочетается с реализмом. К таким драматургам относится Алексей Николаевич Толстой, Островский, Сухово-Кобылин.

Многообразие стилей и художественных форм в драматургии привело к возникновению в самом конце столетия ярких драматических произведения Чехова и Льва Николаевича Толстого.

Влияние зарубежной литературы

Зарубежная литература 2 половины 19 века оказывает заметное влияние на отечественных писателей и поэтов.

В это время в зарубежной литературе царят реалистические романы. В первую очередь это произведения Бальзака ("Шагреневая кожа", "Пармская обитель", "Евгения Гранде"), Шарлотты Бронте ("Джейн Эйр"), Теккерея ("Ньюкомы", "Ярмарка тщеславия", "История Генри Эсмонда"), Флобера ("Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо", "Простая душа").

В Англии в то время главным писателем считается Чарльз Диккенс, его произведениями "Оливер Твист", "Записки Пикквикского клуба", Жизнь и приключения Никласа Никклби", "Рождественская песнь", "Домби и сын" зачитываются и в России.

В европейской поэзии настоящим откровением становится сборник стихов Шарля Бодлера "Цветы зла". Это произведения знаменитого европейского символиста, вызвавшие целую бурю недовольства и возмущения в Европе из-за большого количества непристойных строк, поэта даже оштрафовали за нарушение норм морали и нравственности, сделав сборник стихов одним из самых популярных в десятилетии.