История духовная жизнь в 20 е гг. Культурная и духовная жизнь в конце XIX - начале XX века. Большевики и церковь

Вопрос 01. Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности?

Ответ. Ликвидации неграмотности советская власть придавала огромное значение. Во-первых она изначально ориентировалась на рост числа пролетариата, а развитие техники в то время уже давно достигло такой стадии, когда для работы на предприятии требовался по крайней мере минимальный уровень образования. Во-вторых образование было организовано абсолютно отлично от дореволюционных стандартов, и через него коммунистическая партия укореняла в массах свои идеалы.

Вопрос 02. Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа?

Ответ. Положительные стороны:

1) доступ к образованию получили группы населения, которые раньше по имущественным и национальным признакам доступа к нему почти не имели;

2) обучение стало полностью бесплатным;

3) в образование были внедрены элементы самоуправления;

4) были внедрены новые педагогические методики, включая большее время для самостоятельной работы учеников в группах;

5) возникла масштабная и довольно эффективная система работы с беспризорниками;

6) появилась эффективная система ликвидации безграмотности взрослых.

Отрицательные стороны:

1) многие получали места в университетах не по знаниям, а по классовой принадлежности и верности партии;

2) многие преподаватели погибли или иммигрировали, новых набирали также по принципу лояльности новому режиму, из-за чего уровень образования упал.

Вопрос 03. Почему значительная часть российской интеллигенции не приняла большевистский режим? Каковы мотивы тех, кто признал советскую власть?

Ответ. Во-первых до революции значительная часть интеллигенции занимала активную политическую позицию, она не была монархической, но у большинства интеллигентов не было и коммунистических взглядов. Главное, во время Гражданской войны власть коммунистов показала свой лицо. Интеллигенты не относились к пролетариату, чью диктатуру провозгласила власть, многие прошли тюрьмы и концлагеря, куда попадали только за классовую принадлежность. Многих шокировало неприятие новой властью любого альтернативного мнения. Удивительно не то, что такое количество интеллигентов не приняло советскую власть, удивительнее то, что часть дореволюционной интеллигенции её приняла. Последние действительно поверили в то, что новая власть сможет создать нового человека и построить настоящий рай не земле.

Вопрос 04. Какую роль сыграл сборник «Смена вех»?

Ответ. «Смена вех» убедила многих интеллигентов и внутри страны, и в иммиграции, что служа советской власти, они служат делу восстановления и возрождения России, и советская власть не такая «красная», какой хочет казаться. Данный сборник статей повлиял на многих известных деятелей культуры, которые впоследствии вернулись из иммиграции в СССР.

Вопрос 05. Каковы причины гонений, направленных против православной церкви и её служителей?

Ответ. Социалистическое революционной движение изначально было атеистическим (это касалось представителей всех партий, не только большевиков). Но дело было не только в этом. После захвата власти большевики хотели остаться единственными, кто определяет духовную жизнь страны.

Вопрос 06. Каковы основные черты «нового советского искусства»?

Ответ. Основные черты:

1) новое искусство «выбрасывало на свалку» достижения старого;

2) оценивать произведения требовалось с точки зрения не их художественных достоинств, но классовой принадлежности и политических пристрастий автора;

3) у искусства появились не только новые идеи, но и новые выразительные формы;

4) искусство должно было служить построению нового общества, потому, к пример, серьёзные художники и поэты стали создавать плакаты.

Задание 1

Из работы Н.И.Бухарина и Е.А.Преображенского «Азбука коммунизма»

Обучение должно быть обязательным... Обучение должно быть бесплатным... Обучение... должно быть равным для всех... Обучение должно охватывать всю молодёжь от 8 до 17 лет.

Школа должна быть единой. Это значит... что должно быть уничтожено деление школ на мужские и женские и осуществлено совместное обучение детей обоего пола... Единая школа означает единую лестницу, по которой может и должен пройти каждый учащийся социалистической республики, начав с самого низшего порога - с детского сада - и закончив высшею ступенью...

Школа социалистической республики должна быть трудовой. Это значит, что обучение и воспитание должно быть соединено с трудом и должно опираться на труд...

Оканчивающему единую трудовую школу ученику коммунистическое общество говорит: «Профессором можешь и не быть, а производителем ценностей быть обязан».

Задание 2

Проанализируйте документы и запишите ответы на вопросы.

Из работы Н.И. Бухарина и Е.А. Преображенского «Азбука коммунизма»

В буржуазном обществе ребёнок рассматривается... в значительной степени как собственность своих родителей. Когда родители говорят: «Моя дочь, мой сын», это означает теперь не только наличие родственных отношений, но и право родителей на воспитание собственных детей. Это право с социалистической точки зрения совершенно ни на чём не основано... Ребёнок... принадлежит тому обществу, в котором и благодаря которому он родился, а не только лишь «обществу» своих родителей. Обществу же и принадлежит первейшее и основное право воспитания детей. И с этой точки зрения претензии родителей путём домашнего воспитания запечатлеть в психологии своих детей свою ограниченность необходимо не только отклонять, но и высмеивать самым беспощадным образом... Будущее принадлежит общественному воспитанию.

Из статьи педагога-марксиста В. Н. Шульгина Мы не призваны воспитывать русского ребёнка, ребёнка русского государства, а гражданина мира, интернационалиста, ребёнка, который полностью понимает интересы рабочего класса и способен драться за мировую революцию... Мы воспитываем нашего ребёнка не для защиты родины, а для всемирных идеалов.

1. Каковы были основные цели воспитания, провозглашённые пролетарским государством?

2. Почему большевики с недоверием относились к семейному воспитанию ребёнка?

1. Воспитание ребенка обществом, прививание ему идеалов социализма.

2. Чтобы сделать его таким как все, чтобы думал он также, как думает партия, а не его родители.

Задание 3

Проанализируйте материалы параграфа. Вставьте пропущенные в тексте фамилии писателей и поэтов: И.А. Бунина, 3.Н. Гиппиус, М. Горького, А.И. Куприна, В.В. Маяковского, Д.С. Мережковского, И. Северянина, М.И. Цветаевой.

Из книги П. Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры»

Естественно, что писатели, вполне сложившиеся, связанные с прежней социальной средой и не желавшие мириться с новым положением, первые отошли и, по большей части, эмигрировали за границу. Здесь прежде всего следует назвать А. Бунина, последнего певца дворянской усадьбы, А. И. Куприна, несравненного живописца исчезнувшего быта... Отошли сразу или постепенно эмигрировали и корифеи следующего, романтического периода, старшие символисты, потревоженные в своих созерцаниях и рифмотворчестве грубой действительностью: З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, И. Северянин, М. И. Цветаева. Особое положение относительно большевиков занял М. Горький, оказавший им до революции немало услуг материального характера, он как-то «притих». Зато вдвойне шумел В. В. Маяковский со своей ратью футуристов... Как же ему было не слиться с революцией. Ведь до революции он был самым левым из левых, самым рьяным разрушителем литературных традиций.

Задание 4

С помощью текста параграфа выберите ответы на вопросы.

1. В чём состояла главная идея сменовеховства:

а) в распространении большевистской идеологии в зарубежных странах;

б) в объединении всех антисоветских сил в эмиграции;

в) в примирении с советской властью во имя воссоздания великого Российского государства?

2. Какое имя выпадает из общего логического ряда:

а) М. Горький; б) А.И. Куприн; в) С.В. Рахманинов; г) С.С. Прокофьев; д) А.Н. Толстой; е) М.И. Цветаева?

Задание 5

Задание 6

Используя текст учебника и самостоятельно найденные материалы, напишите небольшое эссе на тему «Большевики и Русская православная церковь».

Большевики видели в церкви конкурента, который массово мог влиять на умы людей. Теперь же для построение нового общества необходимо было воспитать «нового человека», который станет поддерживать идеи социализма и примет участие в построении нового общества и продвижении мировой революции. Вся дальнейшая деятельность партии была направлена на уничтожения инакомыслия и разрушение старых порядков. Сначала был принят Декрет об отделении церкви от государства, затем проведены суда над служителями церкви. Храмы и монастыри начали закрываться, имущество церкви конфисковывалось в пользу революции. Священники и их семьи были лишены избирательного права, а их дети не могли получить специальное или высшее образование.

Большевики были настроены решительно, вплоть до полного физического уничтожения церковнослужителей и искоренения веры умов людей.

Культура России Конец XIX - начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. "В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, - писал Н.А.Бердяев. - Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.


Наука и естествознание Во второй половине XIX в. Наука выдвигается в число важнейших сфер общественной деятельности. Открытия мирового значения были сделаны в области химии. Профессор С.- Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев () сформулировал в 1869 г. периодический закон химических элементов, ставший одним из важнейших в естествознании. Д. И. Менделеев


Естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов () ученик Г. Гельмгольца и учитель И. П. Павлова, был новатором в области физиологии. Итогом его исследований высшей нервной деятельности явился труд «Рефлексы головного мозга» (1866), где доказывалось единство и взаимодействие психических и физических процессов в организме. С успехами естествознания связаны труды основоположника почвоведения Василия Васильевича Докучаева () и главный из них «Русский чернозем» (1883). Ученый доказывал, что почва особый природный организм со своими законами образования, развития и оскудения. Докучаев составил карту почвенных особенностей Европейской России и дал классификацию почв в стране (1886). И. М. Сеченов


География Русские географы и природоведы значительно обогатили представления не только о собственной стране, но и о Земле, о ее материках и континентах. В 6090-е гг. выдвигается блестящая плеяда неутомимых путешественников, исследующих малоизученные края Земли. В организации экспедиций большую роль сыграло Русское географическое общество, во главе которого стоял сменивший в 1873 г. его основателя Ф. П. Литке П. П. Семенов-Тян- Шанский (). П. П. Семенов первым из европейцев путешествовал по горам Тянь-Шаня (). Николай Михайлович Пржевальский () после экспедиции в Уссурийский край () осуществил четыре экспедиции в Центральную Азию (), побывав в Тибете, Монголии, Китае. Он открыл много неизвестных ранее горных хребтов, рек и озер, впервые описал неизвестные породы животных (тибетский медведь, лошадь Пржевальского и т. д.), собрал ценную коллекцию растений. Пржевальский Н. М.


Николай Николаевич Миклухо-Маклай () путешествовал за пределами России, побывав в гг. на Мадейре, в Марокко, в Новой Гвинее. В гг. с научной целью находился на Малайских островах Полинезии. Тесные дружеские контакты русского ученого с местным населением дали ему возможность провести серьезные исследования антропологические и этнографические, способные противостоять расистским теориям. Н. Н. Миклухо-Маклай


Искусство В русской культуре второй половины XIX в. первенствовала литература. Идейно- эстетические принципы господствующего в ней критического реализма оказали мощное воздействие на все области искусства. Определяющими здесь становятся требования близости к жизни, к народу, стремление ответить на запросы общества, удовлетворить его потребности в правде, в красоте, которую искусство ищет уже в самой действительности.


Живопись Процесс обновления в живописи начался с «бунта» в Академии художеств молодых художников в 1863 г. Отказавшись писать конкурсные работы на традиционные сюжеты из мифологии, они потребовали свободного выбора тем. Получив отказ, 14 живописцев во главе с И. Н. Крамским вышли из академии и основали Артель художников. Она послужила ступенью к новому объединению в 1870 г. Товариществу передвижных художественных выставок, окончательно оформившемуся с принятием устава в 1876 г. За два десятилетия существования передвижники показали выставки своих картин более чем в 20 городах. Их союз был одновременно и профессиональным, и идейным, и коммерческим, объединяя едва ли не всех талантливых художников, утверждавших принципы реализма и народности.


На первый план в 6070-е гг. выдвинулась жанровая живопись с ее ярко выраженными социальными мотивами. Здесь серьезного успеха добился Василий Григорьевич Перов () с его картинами уездной и деревенской пореформенной России («Чаепитие в Мытищах», «Приезд станового на следствие», «Сельский крестный ход на Пасхе»), До подлинного трагизма поднимается художник, рисуя похороны осиротелой крестьянской семьей своего кормильца («Проводы покойника»), Григорий Григорьевич Мясоедов () сумел передать поэзию крестьянского труда («Косцы»), тесную связь сельского мира с природой, зависимость от нее («Засуха»), показал взаимоотношения крестьян с земскими учреждениями (« Земство обедает »). Расцвет творчества Ильи Ефимовича Репина () приходится на начало XX в., но уже в 1870-е гг. проявился его могучий талант. Событием в искусстве и в общественной жизни стала картина «Бурлаки на Волге» (1872). В ликах бурлаков, резко индивидуальных и одновременно составляющих единое целое терпение и страдание, покорность и готовность к протесту. Отзываясь на больные вопросы времени, Репин создает своеобразный триптих о разночинской интеллигенции: «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали».


Новым типам пореформенной России посвящены картины Николая Александровича Ярошенко () «Студент», «Курсистка», «Кочегар». Из гущи повседневной городской жизни выхвачены сюжеты картин Владимира Егоровича Маковского () «На бульваре», «Крах банка», «Свидание », « Вечеринка », « Не пущу!». В историческом жанре этой поры художники отходят от традиционного источника античной истории, обращаясь к прошлому отечества, стремятся воссоздать его события и образы со всей достоверностью. На полотне Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни» нет изображения самой казни противников петровских реформ. Но смертельная схватка Руси уходящей и обновляющейся передана с огромной силой. Богатый колорит картины, сложная, оригинальная композиция способствуют донесению авторского замысла.


Тот же конфликт старого и нового, как основа семейной драмы, воплощен в картине Николая Николаевича Ге () «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Никаких внешних проявлений этой драмы здесь нет, спокойны и позы ее участников. Лишь взгляд Петра говорит о глубине конфликта: в нем нет ненависти к предавшему его сыну, лишь горечь и мука, сознание, что дело его жизни не будет продолжено тем, кто должен был его унаследовать. Батальная живопись 6090-х гг. близко соприкасается с исторической. Здесь тот же уход от академических условностей, декоративности, парадности. В. И. Суриков-баталист («Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком») выступает в роли своеобразного режиссера мизансцены, которую выстраивает в строгом соответствии с ходом военных действий, с исторической правдой, не жертвуя ею во имя большего эффекта. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»


Василий Васильевич Верещагин () формально не принадлежал к передвижникам, но разделял их идейные и эстетические пристрастия. Под кистью художника война предстает противоестественным для человека состоянием. Его картина «Апофеоз войны», изображающая раскаленную пустыню с разрушенным городом вдали и пирамидой человеческих черепов на переднем плане, воспринималась как антивоенный символ. «Апофеоз войны»


Иван Константинович Айвазовский () х гг. зрелый мастер, признанный лучшим маринистом не только России, но и Европы. Морская стихия запечатлена им в самом разном состоянии от штиля до шторма («Девятый вал», «Черное море», «Среди волн»). Одна из лучших его картин «Море». На полотне нет ничего, кроме сурового безбрежного моря и бесконечного неба. «Море» Айвазовского можно отнести к самым грандиозным произведениям мирового пейзажа. «Девятый вал»


Расцвет пейзажной живописи связан с творчеством Исаака Ильича Левитана (). В картинах «Осенний день. Сокольники», «Вечер. Золотой плес», «Тихая обитель», «У омута», «Стога. Сумерки» слышна и щемящая музыка русской природы и ее особая тишина. Они навевают светлую грусть и раздумья о жизни, в которой нет гармонии и красоты, присущей природе. При внешней непритязательности пейзажи Левитана результат высочайшего мастерства и новаторства художника, во многом предугадавшего развитие живописи XX в. «Золотая осень»


Архитектура Быстрый рост после реформ 60-х гг. городов, сети железных дорог, промышленных предприятий, резкое увеличение числа банков и акционерных обществ, учебных и культурных заведений все это обусловило колоссальный размах строительства. Перед архитекторами встали новые многообразные задачи, выдвинувшие на первый план необходимость их функционального, соответствующего типу здания, решения. Храм Воскресения Христова


Опера В оперном жанре на первый план выдвигается национальная опера на сюжеты российской истории. В «Псковитянке» Римского- Корсакова, «Князе Игоре» Бородина не только звучат народные мотивы народ является участником сценического музыкального действа. Н. А. Римский-Корсаков Александр Порфирьевич Бородин


Театр В пореформенную эпоху возникает множество частных театров и антреприз, но центрами театральной культуры остаются императорские театры. Они финансируются правительством, сюда стягиваются лучшие актерские силы, режиссура и сценография были поставлены здесь на современном европейском уровне. В театральной жизни двух столиц тон задавал Малый театр с его устойчивыми традициями сценического реализма, идущими от великих Щепкина и Мочалова. Малый театр называли «Домом Островского»: здесь переиграли все пьесы выдающегося драматурга. Острая социальная проблематика его произведений позволила вывести на сцене галерею русских социальных типов, показать быт и нравы городских слоев, сложные отношения в пореформенном обществе между его сословиями. На сцене Малого театра блистали П. М. Садовский, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова. Театр не замыкался на реалистическом искусстве: с середины 70-х гг. здесь, как и в других театрах России, все больше завоевывает позиции и романтизм с его патетикой и пафосом. Мария Николаевна Ермолова Картина кисти В. Серова

Строительство советской школы

30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Не смотря на явные издержки – отмену уроков, домашних заданий, учебников, отметок и экзаменов, положение имело значимость поскольку утверждало принцип бесплатности образования.

Декретом СНК от 2 августа 1918 года преимущественное право поступления в Вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При Вузах были созданы рабочие факультеты (рабфаки).

Идеология и культура

Творческая интеллигенция поначалу восторженно восприняла революцию, однако вскоре пришло осознание насколько жестким станет государственный контроль над любыми проявлениями творческого поиска.

Множество представителей творческой интеллигенции выехали за границу. (И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.К.Глазунов, С.С.Прокофьев, Ф.И.Шаляпин, И.Е.Репин и др.)

А.А.Ахматова, М.А.Волошин, М.М.Пришвин, М.А.Булгаков оставшись на Родине ушли в глубокую духовную оппозицию.

Целый ряд творческой интеллигенции сотрудничали с новой властью, посчитав, что революция разбудит созидающие силы в стране. В.В.Маяковский воспевал революцию в своих стихах. («Ода революции», «Левый марш»). А.А.Блок (поэма «Двенадцать»). Художники К.С.Петров-Водкин написавший картину «1918 год в Петрограде» и В.М.Кустодиев – картина «Большевик». В.Э.Мейерхольд поставил первый советский спектакль «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского. Спектакль оформил художник К.С.Малевич.

Многие известные ученые посчитали своим долгом работать на благо Родины, хотя и не все разделяли идеологические воззрения большевиков. Основоположник самолетостроения Н.Е.Жуковский, создатель биохимии и геохимии В.И.Вернадский, химик Н.Д.Зелинский, отец космонавтики К.Э.Циолковский, физиолог И.П.Павлов, агроном И.В.Мичурин, растениовод К.А.Тимирязев.

С окончанием гражданской войны большевики резко усилили контроль над духовной жизнью страны. В августе 1921 года начались репрессии. Были расстреляны химик М.И.Тихвинский и поэт Н.С.Гумилев.

В конце августа 1922 года около 160 крупных ученых и философов были высланы из страны. В их числе философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Е.Н.Трубецкой. Величайший ученый - социолог П.А.Сорокин и др.

До 1925 года культура развивалась в относительной духовной свободе. В 1925 году была принята резолюция ЦК ВКП (б) «О политике партии в области художественной литературе». Начал утверждаться партийный диктат в духовной жизни творческой интеллигенции.

Сменовеховство

После Октябрьской революции страну были вынуждены покинуть около миллиона ее граждан. Большинство из них крайне враждебно относились к Советской власти. Однако ряд эмигрантов в «бессмысленном и беспощадном бунте» видели глубокие корни. Большевикам же удалось загнать анархию в государственное русло. В НЭПе они увидели подтверждение своей правоты. В июле 1921 года в Париже вышел сборник статей «Смена вех» отражавший эти взгляды. Целый ряд эмигрантов стали возвращаться на Родину. В 1923 году вернулся А.Н.Толстой. В 30-х годах вернулись С.С.Прокофьев, М.И.Цветаева, М. Горький, А.И.Куприн.

«Сменовеховства» устраивало и большевиков, поскольку оно дало возможность расколоть эмиграцию.

Идеология «нового искусства»

В рамках атеистического воспитания, большевики попытались устранить своего основного конкурента в духовной жизни страны. Принятие 23 января 1918 года декрета об отделении государства от церкви открыло политику произвола по отношению к церкви. Стали закрываться храмы и монастыри, а их имущество конфисковывалось властями. Избранный в 1918 году патриарх Тихон, предал большевиком анафеме. В 1922 году патриарх Тихон был арестован. После его смерти в 1925 году выборы нового патриарха были запрещены. Взявший на себя обязанности патриарха митрополит Петр был сослан на Соловки. До 1943 года церковью руководил местоблюститель патриаршего престола Сергий. (патриарх в 1943-1944 годах).

Созданием литературно – художественной и культурно – просветительной организации – «Пролеткульта», большевики попытались ввести в организованное русло творческую интеллигенцию, проповедуя «чистую пролетарскую культуру» и требуя выбросить на свалку культурные традиции прошлого.

В 1925 году оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). В литературу пришли писатели нового поколения. И.Э.Бабель – «Конармия», А.С.Серафимович с романом «Железный поток», К.А.Тренев «Любовь Яровая», М.А.Шолохов – «Донские рассказы», Д.А.Фурманов – «Чапаев».

В годы НЭПа расцвела сатира. Вышли в свет «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е. Петрова, сатирические пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня». Удивительные рассказы М.Зощенко.

Расцвело искусство плаката. Революционной романтикой овеяно творчество скульптора И.Д.Шадра – «Булыжник – орудие пролетариата. 1905 год». Гигантские планы строительства в духе конструктивизма представлены архитекторами. «Башня III интернационала», спроектированная в 1919 году В.Е.Татлиным.

В историю мирового кино вошли фильмы С.Эйзенштейна – «Броненосец «Потемкин»», «Октябрь».

Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличались еще относительной свободой, но постепенно все больше и больше духовная жизнь стала стискиваться идеологическим партийным наступлением на культуру.

Духовная жизнь СССР в 30-х годах XX века

30-е годы являются годами «культурной революции» , провозглашенной большевиками. Основными задачами «культурной революции» считались ликвидация безграмотности и значительное повышение образовательного уровня народа. Важнейшей, основополагающей стороной «культурной революции» стало утверждение и безраздельное господство в духовной жизни общества марксистско – ленинского учения.

Образование

В 1930-х годах начался переход к всеобщему 4 классному обучению . В 1937 году обязательным стало 7 летнее обучение . Переработаны школьные программы, созданы новые учебники. В школу возвращены уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и меры наказания, вплоть до исключения. В 1934 году было восстановлено преподавание географии и истории на основе марксистско-ленинских принципов. В 1933-1937 годах было открыто более 20000 новых школ. Согласно переписи 1939 года грамотность в СССР составляла более 80%. Советский союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов

Наука

Заявление Сталина о том, что все науки, в том числе естественные и математические носят политический характер, привело к травле ученых, не согласных с этим утверждением.

Группа биологов и философов во главе с Т.Д.Лысенко выступили против генетиков, объявив ее «буржуазной наукой». Правильный «классовый» подход был оценен. Ведущие генетики страны во главе с Н.И.Вавиловым, Н.К.Кольцовым были репрессированы. В результате советская генетика безнадежно отстала в своем развитии от передовой мировой науки.

Особое внимание Сталин уделял истории, ставшей важнейшей идеологической дисциплиной. В 1938 году бы издан «Краткий курс истории ВКП(б)», лично отредактированный Сталиным и ставший новой концепцией истории страны. Идеологические догмы и партийный контроль крайне негативно отразились на состоянии гуманитарных наук.

Не смотря ни на что, советская наука продолжала развиваться. Ведущие советские ученые внесли значительный вклад в мировую науку.

Физика: С.И.Вавилов (проблемы оптики). А.Ф.Иоффе (физика кристаллов и полупроводников). Б.В. и И.В.Курчатовы (исследование атомного ядра. И.Курчатов стал создателем Советской атомной бомбы.)

Химия: Н.Д.Зелинский, С.В.Лебедев. Налажено производство синтетического каучука, пластических масс и тд.

Социалистический реализм

Советское искусство развивалось в тисках партийной цензуры, и было обязано следовать в рамках единственного художественного направления – социалистического реализма. Марксистско – ленинская идеология вбивалась в общество любыми средствами. Решения партийных органов по поводу состояния и дальнейшего развития культуры являлись истиной последней инстанции и не подлежали обсуждению. Отображать жизнь советского общества не через реалии настоящего дня, а только через насаждаемые в обществе мифы о прекрасном завтра – политическая основа метода социалистического реализма. Этой жесткой партийной установке должны были следовать все творческие работники. Несогласным не было места в жизни общества.

На первых порах большинство советских людей воспринимало насаждаемые мифы в атмосфере веры в прекрасное завтра. Этими настроениями людей умело пользовалась власть, порождая трудовой энтузиазм и гнев к «врагам народа», абсолютную преданность вождю и готовность к подвигам.

Развитее советской культуры в 30-е годы имело противоречивый характер. Несмотря на строжайший контроль и идеологическое давление, советская культура достигла значительных успехов.

Советское кино

Документальное кино

Кинематограф стал самым массовым видом искусства. Документальную хронику смотрела вся страна. Через экран можно было показать окружающую людей жизнь в рамках партийных установок. «Великая иллюзия» коммунистического завтра, показанная через героику мифов, воздействовала на сознание людей, строивших новую жизнь в рамках грандиозного коммунистического эксперимента..

В документальном кино трудились Д.Ветров, Э.К.Тиссэ, Э.И.Шуб, оставившие замечательные кадры прошлого страны.

Художественный кинематограф

В рамах социалистического реализма работал и художественный кинематограф.

В 1931 году на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (режиссер Н.В.Экк). Проблеме нового советского поколения посвящены фильмы С.А.Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель».

В 1936 году вышла на экраны первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» режиссера Н.В.Экка.

В 1930-х годах было снято значительное количество советских кинофильмов в самой различной тематике.

Если мы снова вернемся в первые года после революции, то нужно отметить, что почти сразу на базе Министерства народного просвещения сформировалось новое центральное ведомство - наркомат просвещения во главе с А.В. Луначарским. Круг полномочий его был много шире прежнего министерства. Наркомат держал в поле своего внимания все сферы духовной жизни общества, все учреждения культуры.

Это ведомство сосредоточило управление дошкольным воспитанием и школой (начальной, средней и высшей), политическим «просвещением» населения и издательским делом, профессиональной подготовкой рабочих и научными учреждениями, театрами и музеями, библиотеками и клубами. Наркомпрос смело и безапелляционно вторгался даже в такую тонкую область творческой деятельности человека, как литературу и искусство.

Одновременно с созданием новой интеллигенции, верной идеям коммунизма, большевистское правительство предпринимало отчаянные попытки наладить диалог с представителями старой интеллигенции - малочисленной (около 2.2% населения), но особо значимой общественной группы, главной носительницы знаний и национальных культурных традиций.

Поначалу политика в отношении старой интеллигенции отличалась двойственностью. С одной стороны, создавались условия для творчества деятелей науки, улучшение их быта, с другой - в отношении представителей старой буржуазной школы применялись расстрелы и аресты. В начале 20-х гг. эта политика обрела большую последовательность. Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию. Произошло некоторое оживление общественной жизни творческой и научной интеллигенции, снова начали действовать различные объединения литераторов, художников, ученых.

В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы («философский пароход» 1922г.), художники и литераторы. Некоторые были вынуждены эмигрировать. После 1924 г. высылки прекратились, но снова начались аресты и заключения в лагеря. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведения некоторых авторов (Н.С. Гумилев).

Менее жестокой была борьба с «попутчиками» - представителями творческой интеллигенции, принявшей революцию, но заявившие о своей аполитичности, независимости художественного творчества от идейных убеждений.

Еще с октября 1917 года новая власть стремилась также подчинить себе авторитетную в народе Русскую православную церковь (как, впрочем, и другие религиозные конфессии) и последовательно, невзирая ни на что, продвигалась к поставленной цели.

На основании декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви (20 января 1918г.) вводилась свобода совести, церковных и религиозных организаций, право вести религиозную и антирелигиозную пропаганду. Также в 1918 году было восстановлено патриаршество, патриархом стал митрополит Московский Тихон. Однако, по прямому указанию В.И. Ленина проводились конфискации (1922г.) под предлогом борьбы с голодом ценностей церкви, а также последовавший вслед за этим массовый террор против ее служителей. Начиная с 20-х годов стали появляться различные литературные издания и различные организации и союзы. Самым крупным из таких организаций стал союз «воинствующих безбожников», который к 1930 году насчитывал в своем составе 3,5 млн. человек. Многие церковные праздники заменялись советскими, прошли аресты религиозной интеллигенции.

В итоге, в 1927 году советская власть ликвидировала патриаршество, которое смогло восстановится только лишь 1943 году, после чего началось очередное массированное наступление на все религии. И если забежать немного вперед, в начало 30-х годов, то необходимо отметить, что в 1932 году был принят Декрет СНК СССР «О безбожной пятилетке», в котором ставилась задача к 1 мая 1937 года забыть «имя Бога» «На всей территории СССР».

Массовая неграмотность являлась тяжелым наследием дореволюционной России и была усугублена Гражданской войной. Но еще с 1919 года, когда был принят Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», начинается наступление на это «вековое зло». Этот Декрет обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учится читать и писать. Начала создаваться сеть просветительских учреждений: школы грамоты, избы-читальни, кружки. В 1920 году была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, а в 1923 году было создано массовое добровольное общество «Долой неграмотность!»

Таким образом, к концу 20-х гг. около 50% населения умели читать и писать (против 30% в 1917 г.). В тоже время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19 месте в Европе.

Новая власть поставила задачу коренного преобразования всей системы народного образования в целях создания единой трудовой школы , важнейшими принципами которой являлись:

  • - Связь обучения с производством;
  • - Преемственность в воспитании и образовании;
  • - Совместное обучение.

Первым шагом в направлении преобразований стал Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Отменялось преподавание в школах «Закона Божьего». Конституция РСФСР закрепила право на «полное, всестороннее и бесплатное образование». Специальным постановлением Наркомпроса «О школах национальных меньшинств» устанавливались равные права всех нерусских школ в системе просвещения.

На основе положения ВЦИКа «О единой трудовой школе» создавалась двухступенчатая школа (I ступень - 5-летнее обучение; школы IIступени создавались на базе 4-7 классов гимназий и коммерческих училищ). В конце 1920 г. Появились учебные планы и программы, включавшие обязательное изучение русского языка, физики, химии, математики и литературы. В 1925 году был принят декрет о введении в РСФСР всеобщего начального обучения, рассчитанного на 10 лет.

Цель реформ в высшей школе состояла в формировании новой рабоче-крестьянской интеллигенции. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 года «О правилах прием в высшие учебные заведения РСФСР» предоставил каждому человеку в возрасте от 16 лет (независимо от гражданства, пола, вероисповедания) право поступления в вузы без экзаменов. Плата за обучение отменялась. Упразднялись все учебные степени и звания преподавательского состава. При приеме соблюдался классовый принцип, обеспечивающий преимущество выходцам из трудового народа.

Позднее, в 1919г. Были созданы рабфаки - факультеты рабочей молодежи для подготовки к поступлению в вуз. В 1921г. Положения «О высших учебных заведениях РСФСР» ликвидировали автономию высшей школы. Они были поставлены под бдительный надзор партийных и государственных органов. Профессора и преподаватели, не разделявшие коммунистических убеждений, увольнялись. Также были упразднены юридические, историко-филологические факультеты, а вместо них создавались факультеты общественных наук (ФОНы). Кроме того, с 1921г. Вводилось обязательное изучение марксизма-ленинизма.

Перед руководителями советской власти стояла задача восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу социалистическому строительству.

После революции была сохранена сеть научных учреждений - Российская Академия Наук (с 1925г. - Академия наук СССР), университетские кафедры, одновременно учреждались новые научно-исследовательские институты и общества.

Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных организациях. Отечественные ученые участвовали в международных конференциях, в заграничных научных экспедициях. Первым официальным выступлением ученых Советской России за границей был доклад Н.И. Вавилова и А.А. Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных злаков в 1921 году в США.

В 1920г. Около 200 ученых приняли участие в разработке плана ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России). В связи с потребностями производства началась разведка нефти в разных районах страны.

В послереволюционные годы ситуация в области российской литературы и искусства серьезно изменилась. Многие представители художественно культуры эмигрировали или подверглись репрессиям, некоторые из оставшихся продолжали работать в старом ключе, но значительная часть писателей и художников восприняла задачи культурной революции. В этом направлении развивалось творчество дореволюционного авангарда, представителям которого импонировала идея создания новой действительности средствами искусства. В 20-е гг. появилось новое поколение творческой интеллигенции, «возвращенное революцией». В условиях революционного энтузиазма, первых успехов НЭПа и определенной творческой свободы. В среде старой и новой творческой интеллигенции развернулась борьба за пути и методы строительства новой литературы и искусства.

В соответствии с концепцией революционного искусства литература была призвана «служить трудовому народу». Главным героем литературы и искусства стал «человек труда» с новыми моральными устоями.

Что касается литературных объединений и организаций, то в борьбе за пролетаризацию искусства участвовали такие организации как Пролеткульт, РАПП. Также в первые годы НЭПа были созданы такие литературно-художственные группы как «Октябрь» (1922г.), «Левый фронт искусств» (ЛЕФ,1922г.) в 1923г. Была создана Московская ассоциация пролетарских писателей(МАПП).

Однако далеко не все организации стояли на позиции формирования новой пролетарской культуры. Литературные общества «Серапионовы братья» (1921), «Перевал» и др. также искали пути к новому искусству, но занимали позицию, вызвавшую со стороны рапповцев и лефовцев их резкую критику как «попутчиков»

В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени - Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников. Художники-авангардисты поддержали идею служения искусства государству и революции, государственного управления искусством и идеологического контроля над ним. Они обосновывали концепцию массового искусства как инструмента «конструирования психики»

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б.В. Иогансона, а в особенности картина «Допрос коммуниста». Огромное распространение получили парадные портреты вождей народа.

В первой половине 20-х гг. составлялись планы упорядоченного развития больших городов - Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана и др. Работавшие над этими планами архитекторы являлись представителями дореволюционной архитектурной школы.

Ведущим стилевым направлением советской архитектуры стал конструктивизм . Архитекторы, продолжая традиции русского модерна, видели свою задачу в разработке художественных форм на основе функционального назначения вещей, зданий, применяемых материалов, технических конструкций. Конструктивисты выдвинули лозунг производственного общественно-полезного искусства . Стремясь к простоте, геометрическим формам, сочетанию образности и функциональности эстетических форм, они искали творческую выразительность в новых конструкциях и материалах.

Декретом СНК в 1919 г. все театры страны были объявлены национальной собственностью. Театр являлся важным участком «борьбы за народное искусство» и здесь произошли самые решительные перемены. Революция способствовала развитию нового режиссерского театра.

Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлении театрального искусства сыграли Большой драматический театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета. советский интеллигенция искусство литературный

К середине 20-х годов относится появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Крупнейшими событиями театральных сезонов 1925-1927 гг. стали “Шторм” В. Билля-Белоцерковского в театре им. МГСПС, “Любовь Яровая” К. Тренева в Малом театре, “Разлом” Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом драматическом театре, “Бронепоезд 14-69” В. Иванова во МХАТе. Прочное место в репертуаре театров занимала классика. Попытки ее нового прочтения делались как академическими театрами (“Горячее сердце” А. Островского во МХАТе), так и “левыми” (“Лес” А. Островского и “Ревизор” Н. Гоголя в театре им. В. Мейерхольда).

В августе 1919г. была национализирована киноиндустрия, которая сыграла большую роль в развитии советской пропаганды. «Кино для нас важнейший вид искусства, пока не ликвидирована неграмотность», - подчеркивал Ленин. С.М. Эйзенштейн (автор фильмов «Броненосец Потемкин», «Октябрь») положил начало развитию революционной тематики в художественном кинематографе.

В первые годы советской власти развитие музыки было тесно связанно с песенным творчеством. Партийным и государственным гимном СССР стал «Интернационал».

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др.

20-е годы вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции», под которой подразумевалось не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы.

Культурное развитие данного периода очень неоднозначно, что оставляет вопросы для размышления и по сей день:

С одной стороны, революция сделала все сокровища культуры и искусства достоянием трудящихся. Широко раскрылись для народа двери дворцов, музеев, театров, концертных залов. Сюда пришли необычные зрители и слушатели: - рабочие и крестьяне, красногвардейцы и матросы. Были также достигнуты определенные успехи в повышении всеобщего интеллектуального уровня.

С другой стороны, Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

Хотя партия установили полный контроль над духовной жизнью общества, ее целью было поднимать в народных массах дух культуры, пробуждать тягу к искусству, в то же время не выпуская из под контроля. В.И.Ленин говорил: «Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».