Закон барри. Экологические законы коммонера. «Природа знает лучше»

«В книге «Замыкающийся круг» Барри Коммонер предлагает четыре закона, сформулированных им в виде афоризмов.

Мы их приведём и кратко прокомментируем, показав, что по своему существу это известные законы природы наиболее общего и фундаментального уровня.

Закон 1. Всё связано со всем.

Этот закон постулирует единство Мира, он говорит нам о необходимости искать и изучать природные истоки событий и явлений, возникновение связующих их цепочек, устойчивость и изменчивость этих связей, появление в них разрывов и новых звеньев, стимулирует учиться эти разрывы залечивать, а также предсказывать ход событий.

Закон 2. Всё должно куда-то деваться.

Нетрудно увидеть, что это, по существу, просто перефразировка известных законов сохранения. В наиболее примитивном виде эту формулу можно трактовать так: материя не исчезает. […]

Законы 1 и 2 в качестве следствия определяют концепцию замкнутости (закрытости) природы как экологической системы самого высокого уровня.

Закон 3. Природа знает лучше.

Закон утверждает, что любое крупное вмешательство человека в природные системы вредно для неё. Этот закон как бы отделяет человека от природы. Суть его состоит в том, что все, что было создано до человека и без человека, является продуктом длительных проб и ошибок, результатом сложного процесса, опирающегося на такие факторы, как изобилие, изобретательность, безразличие к индивидам при всеохватывающем стремлении к единству.

В своём становлении и развитии природа выработала принцип: что собирается, то и разбирается.

Этот принцип прекрасно сформулирован в известном фильме Марка Захарова «Формула любви». Помните, кузнец, ломая для продления срока ремонта карету графа Калиостро, произносит такую сентенцию: «Что один человек сделает, другой завсегда сломать сможет». В природе же суть этого принципа состоит в том, что естественным путём не может быть синтезировано ни одно вещество, если нет средства его разрушить. На этом основан весь механизм цикличности.

Человек же в своей детельности этого не предусматривает, по крайней мере, сразу. Не всё, что он «собирает», природа умеет разрушить. Это одна из тупиковых ситуаций во взаимоотношениях человека с природой, хотя сам человек - часть природы. […]

Человек хочет быть независимым от природы, быть над нею, и всё, что он делает, он создает для своего комфорта, для своего удовольствия и только для них. Но он забывает, что на фоне природной целесообразности и гармонии, выражаясь словами А.И. Герцена , «наш комфорт жалок и наш разврат смешон». Наверное, надо следовать призыву нашего крестьянского поэта Николая Клюева : «...с Богом будем богами...». Для этого человек должен усмирить свою гордыню. К этой мысли мы еще вернемся в конце книги.

Закон 4. Ничто не даётся даром.

Иными словами, за всё надо платить. По существу, это второй закон термодинамики, говорящий о наличии в природе фундаментальной асимметрии, т. е. однонаправленности всех происходящих в ней самопроизвольных процессов. При взаимодействии термодинамических систем с окружающей средой есть только два способа передачи энергии: выделение теплоты и работа. Закон говорит о том, что для увеличения своей внутренней энергии природные системы создают наиболее благоприятные условия - они «пошлин» не берут. Вся произведенная работа без всяких потерь может переходить в теплоту и пополнять запасы внутренней энергии системы. Но, если мы делаем обратное, т. е. хотим произвести работу за счёт запасов внутренней энергии системы, т. е. через теплоту сделать работу, мы должны платить. Всю теплоту превратить в работу нельзя. Всякая тепловая машина (техническое устройство или природный механизм) имеет холодильник, который, как налоговый инспектор, производит сбор пошлины. Это и есть плата за полезную работу, своеобразный налог природе».

Барри Коммонер известный американский ученый эколог. Он также является автором ряда книг и известный социальный и политический активист.

Коммонер родился в 1917 году. Он учился в Гарвардском университете и получил степень доктора в области биологии в 1941 году. Основной темы своей работы, Коммонер как биолог, избрал - проблему разрушение озонового слоя.

В 1950, Коммонер будучи противником атмосферных испытаний ядерного оружия, пытался обратить на эту проблему внимание общественности. В 1960 году он принимал участие в решении других экологических проблем, включая проблемы охраны окружающей среды и исследования источников энергии. Им написано множество книг: Science and Survival (1967), The Closing Circle (1971), Energy and Human Welfare (1975), The Poverty of Power (1976), The Politics of Energy (1979), and Making Peace with the Planet (1990).

По мнению Коммонера, сегодняшние промышленные методы и добыча ископаемого топлива, приводят к активному загрязнение окружающей среды. Он твердо убежден, что стремление к максимальной прибыли, в настоящее время, имеет приоритет над экологией планеты. По мнению Коммонера только возмещение ущерба нанесенного природе – бессмысленно. Мы должны, в первую очередь, сосредоточиться на предотвращении уничтожения природы в будущем; по большей части, решение экологических проблем кроется, в сохранении окружающей среды.

Человечеству понадобилось почти 5 млн. лет, пока его численность достигла 1 миллиарда. Потом понадобилось только 50 лет(в 1920-1970 г.), пока она удвоилась, то есть выросла после 1,8 млрд. перед 3,5 млрд. людей. В 1987 г. численность населения Земли составляла 5 млрд. людей. К середине следующего столетия она может составить 12-14 млрд. людей. За всю историю существования человечества исчезло почти 150 видов млекопитающих, из которых больше 40 видов исчезли за последние 50 лет. За прошлые 30 лет исчезло больше 40 видов и 40 подвидов птиц.

Экология как наука является теоретической основой охраны окружающей среды и рационального природопользования. Законы экологии были сформулированы в 1974 году Б. Коммонером. Они сводятся к четырем основным принципам, которые объясняют устойчивое развитие природы и призывает человечество руководствоваться ими в своем влиянии для окружающую среду.

3. Природа знает лучше - закон имеет двойной смысл - одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами. Этот закон базируется на результатах возникновения и развития жизни на земле, на естественном отборе в процессе эволюции жизни. Так, для любого органического вещества, вырабатываемого организмами, в природе существует фермент, способный это вещество разложить. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения.

Вопреки этому закону человек создал (и продолжает создавать) химические соединения, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее (полиэтилен, ДДТ и др.). Этот закон предупреждает нас о необходимости разумного преобразования природных систем (строительство плотин, переброска стока рек, мелиорация и многое другое).

4. Ничто не даётся даром (вольный перевод - в оригинале что-то вроде «Бесплатных обедов не бывает») Глобальная экологическая система, т. е. биосфера, представляет собой единое целое, в рамках которого любой выигрыш сопряжен с потерями, но, с другой стороны, все, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Платежей по этому векселю невозможно избежать, они могут быть только отсрочены.

Первый закон

Всё связано со всем

1. Всё связано со всем. Этот закон отражает существование колоссальной сети связей в биосфере между живыми организмами и природным окружением. Любое изменение качества природной среды по существующим связям передается как внутри биогеоценозов, так и между ними, влияет на их развитие.

Первый закон экологии Барри Коммонера обращает наше внимание на общую связь процессов и явлений в природе и очень близок по смыслу к закону внутреннего динамического равновесия: изменение одного из показателей системы вызывает функционально-структурные количественные и качественные изменения, при этом сама система оставляет общую сумму вещественно-энергетических качеств. Кролик ест траву, волк – кролика, но и кролик, и волк преследуют одну цель – обеспечить свой организм пищей и, главное,энергией.

Энергия в различных формах связывает все организмы на Земле друг с другом и со средой обитания.

Почти вся энергия, за счёт которой существует всё живое на Земле, поступает на Землю в виде солнечного излучения. У разных групп организмов свои источники энергии и вещества. Всё это – незаменимые ресурсы.

В природе на любой организм действует сразу огромное количество (десятки и сотни) различных факторов. Чтобы живое существо могло успешно существовать и размножаться, то эти факторы должны вписываться в определённый диапазон. Такой диапазон называется пределом толерантности (выносливости) данного вида организмов. Что объединяет живые существа в лесу или на лугу – деревья, цветы, летающих над ними бабочек? Гусеницы бабочек питаются листьями растений; бабочкам и пчёлам необходим нектар, который дают им цветы, а семена у растений могут завязаться только после опыления цветов насекомыми.

Известна байка о Дарвине, который на вопрос своих земляков о том, что им делать для увеличения урожая гречихи, ответил: «Разведите кошек». И напрасно земляки обиделись. Дарвин, зная, что в природе «все связано со всем», рассудил так – кошки переловят всех мышей, мыши перестанут разорять гнезда шмелей, шмели будут опылять гречиху и крестьяне получат хороший ее урожай.

Например, уничтожение лесов и последующее уменьшение кислорода, а также выбросы в атмосферу оксида азота и фреона привели к истощению озонового слоя в атмосфере, что, в свою очередь, увеличило интенсивность ультрафиолетового излучения, достигающего земли и губительно действующего на живые организмы. К примеру, за последние 40 лет в непальских Гималаях было вырублено 50 процентов лесов, которые использовали либо в качестве топлива, либо для изделий из дерева. Но стоило только срубить деревья, как обрушившиеся муссонные дожди смыли почву со склонов гор. Поскольку без верхнего слоя почвы молодым деревьям невозможно пустить корни, на многих горах теперь нет растительности. Ежегодно из-за вырубки лесов Непал теряет миллионы тонн верхнего слоя почвы.

Подобные проблемы есть и в других странах.

Раньше в Бангладеше проливные дожди задерживались деревьями; теперь же потоки вод беспрепятственно стекают с лишенных растительности гор на побережье, вызывая там катастрофические наводнения. В прошлом наводнения огромной разрушительной силы случались в Бангладеше раз в 50 лет,а теперь каждые четыре года или чаще.

В других частях мира вырубка лесов привела к опустыниванию и изменениям климата отдельных местностей. Помимо лесов, есть и другие природные ресурсы, которые человек безжалостно расходует. Экологам по – прежнему известно сравнительно мало о том, как взаимосвязаны между собой части нашей гигантской экосистемы, и проблему могут замечать лишь тогда, когда серьезный вред уже нанесен. Подтверждение тому - проблема захоронения отходов, которая наглядно поясняет второй закон экологии.

Итак- всё в природе взаимосвязано!

Второй закон

Всё должно куда-то деваться (ничто не исчезает бесследно)

2. Всё должно куда-то деваться. Ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, переходит из одной молекулярной формы в другую, влияя при этом на жизненные процессы живых организмов. Действие этого закона - одна из главных причин кризиса окружающей среды. Огромные количества вещества например нефти и руды извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде.

Второй закон Коммонера также близок к выше рассмотренному, а также закону развития природной системы за счет окружающей ее среды, особенно первому его следствию. Сейчас в промышленной экологии разработано правило так называемого жизненного цикла вещей: давая согласие на выпуск какого-то продукта, общество должно ясно представлять, что будет с ним в дальнейшем, где закончится его существование и что придётся делать с его «останками». Поэтому мы можем рассчитывать только на малоотходное производство. В связи с этим при развитии технологий необходимы:

а) малая энерго- и ресурсоемкость,

б) создание производства, в котором отходы одного производства являются сырьем другого производства,

в) организация разумного захоронения неминуемых отходов

Представьте, как выглядел бы обычный дом, если бы из него не выбрасывались отходы. Наша планета представляет собой такую же замкнутую систему: все, что мы выбрасываем, в конце концов должно где-то скапливаться в пределах нашего дома - Земли. Частичное разрушение озонового слоя показывает, что даже такие, казалось бы, безвредные газы, как хлорфторуглероды (фреоны), не исчезают бесследно, растворяясь в воздухе. Кроме фреонов существуют сотни других потенциально опасных веществ, которые выбрасываются в атмосферу, реки и океаны.

Правда, одни отходы, которые называют «биологически разлагаемыми», со временем могут расщепиться и включиться в естественные процессы, другие же - не могут. На многих пляжах мира разбросаны пластиковые упаковки, которые пролежат в таком виде в течение нескольких десятков лет.

Крупный американский эколог и специалист в области охраны природы Барри Коммонер сформулировал четыре «закона экологии», которые он успешно применил для объяснения современной экологической ситуации. Внимательно вдумайтесь в их содержание.

1. Все связано со всем (или «все влияет на все»). Это очень лаконичная перефразировка закона материалистической диалектики о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности предметов и явлений в природе и обществе. Ф.Энгельс писал: «Ведь в природе ничего не совершается обособленно. Каждое явление действует на другое, и обратно».

Этот «закон» отражает колоссальное число связей между миллиардами населяющих биосферу живых существ и окружающей их средой, между биосферой и обществом, между компонентами различных экосистем, биосферой и солнцем. Известны неожиданные цепочки связей. Приведем примеры. Неумеренная вырубка лесов вызывает лесов вызывает: снижение лесистости – увеличение поверхностного стока – уменьшение запаса грунтовых вод – смыв почвы – обмеление и заиление рек и озер – сокращение площади пойм – сокращение продуктивности земель, кормовых угодий – снижение продуктивности животноводства – дефицит продовольственных товаров.

2. Все должно куда-то деваться. Это перефразировка закона сохранения вещества и энергии: ничто не исчезает бесследно. Попав в окружающую среду, вещество (мусор) переходит из одной формы в другую, перемещается с места на место, из одной экосистемы в другую, из района в район, нередко концентрируется по цепям питания. Все, что человек выбрасывает в процессе производства во внешнюю среду, рано или поздно попадает через продукты питания, воздух и воду в организм человека, вызывая многочисленные заболевания, преждевременное старение и смерть.

4. Ничто не дается даром. За все блага приходится платить. Глобальная система едина. Выигрыш в одном месте сопровождается потерей в другом. В каждом конкретном случае соотношение выигрыша и потери будет различным, могут быть весьма большие отклонения в ту или иную сторону. Так, затопление пойменных лугов при создании ГЭС вынуждает тратить большое количество энергии на производство кормов на поливных землях. Неумеренный забор воды из рек при орошении земель уменьшает сток этих рек, вызывает обмеление и высыхание их, а также тех внутренних водоемов, в которые впадают эти реки. В итоге нередко происходит опустынивание ландшафтов вокруг обмелевших или исчезнувших водоемов. Природа настолько сложна и совершенна, что «почти каждый наш шаг вперед приносит одновременно и пользу, и вред».

Таким образом, умелое использование наиболее общих законов философии, физики, экологии позволяет не только объяснить современную экологическую ситуацию, но и помогает изменять, регулировать ее.

Беседа «Как вести себя в природе?» (для учащихся 6–7 классов)

Цель: вызвать чувства сопричастности каждого учащегося к состоянию окружающей среды, природы, внутреннюю потребность работать над разрешением ее проблем.

Методические рекомендации: Помещение, где проводится беседа, должно быть оформлено соответствующим образом: это может быть выставка охраняемых растений и животных, внесенных в Красную книгу, гербарии ядовитых растений, выставка комнатных растений, красочные плакаты.

Дорогие ребята! Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался бы красотой рек, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек – часть природы, он должен заботиться о природе, сохранять ее и приумножать. Однако, в наш технический век, миллионы людей живут в экологически вредной среде. Чернобыльская трагедия создала огромные зоны радиационного загрязнения. Вода и воздух содержат в себе множество ядовитых веществ, особенно в крупных промышленных городах. Загрязняются и разрушаются почвы; продукты питания содержат химические соединения, вредные для организма человека; продолжается деградация биосферы, вымирают многие виды растений и животных.

Настало время каждому человеку задуматься, как сохранить и сберечь нашу природу. Для начала каждый школьник должен овладеть экологическими знаниями, научиться правильно вести себя в природе, знать законы природы и помнить, что в настоящее время универсальной ценностью является жизнь. А теперь давайте познакомимся с правилами поведения в природе:

1. Не сори в лесу! Знай, что бумага, которую ты оставил в лесу, сгниет только через несколько лет, а разбитое стекло может служить причиной пожара, полиэтиленовый мешок разрушается в течение 226 лет.

2. Не рви цветов большими охапками! Это приводит к уменьшению их численности.

Помни, чтобы из семян ландыша выросло растение, нужно 7-8 лет!

3. Не шуми в лесу! Не включай на всю мощь магнитофон; от большой вибрации воздуха не смогут взлететь шмели, пчелы, осы, жуки и другие насекомые. Шум пугает также птиц и животных.

4. Нельзя приручать диких животных, не зная, как за ними ухаживать.

5. Птицы – крылатая защита лесов, садов, парков. Не трогай птичьи гнезда, птенцов; птицы не любят, когда нарушают их покой. За один день синичка может уничтожить более пятисот насекомых.

6. Оберегай муравейники, делай специальные ограждения. Лес не может жить без муравьев!

7. Не оставляй недогоревших костров в лесу! Помни, что из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одна спичка может уничтожить миллион деревьев.

8. Помни, что в настоящее время запрещено собирать коллекции насекомых. Такие красивые бабочки, как мертвая голова, черный аполлон, голубая орденская лента, адмирал и другие внесены в Красную книгу Республики Беларусь. Оберегай их!

9. Запомни, что в Красную книгу Беларуси внесены следующие растения: кувшинка белая, ветреница лесная, купальница европейская, кубышка малая, первоцвет высокий, валериана двудомная, колокольчик рапунцель и другие виды. Изучайте их и охраняйте, они на грани исчезновения!

10. Запомни ядовитые растения: белена, дурман, цикута, вороний глаз, волчье лыко. Обращаться с ними нужно осторожно!

11. Запомни это стихотворение П.Бровки и вдумайся в его содержание:

Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

От этой черствости людской

Болит моя душа,

Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой,

Мне кажется не он, а дом пылает мой,

Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной все листья слезы льют.

Во второй части беседы учитель предлагает учащимся познакомиться с тезисами экологической морали и расшифровать их значение:

P каждый человек имеет право на благоприятную среду жизни;

P природу нужно любить и беречь, она наша мать и кормилица;

P даже самая совершенная технология не может заменить природы;

P нарушив слаженность и красоту природы, трудно надеяться на ее полное восстановление;

P взял у природы – компенсируй втрое, срубил дерево – посади три;

P семь раз отмерь и не делай того, последствий чего для природы ты не знаешь;

P в больной природе нельзя оставаться здоровым;

P только говорить об охране природы мало, нужно действовать;

P не убивай живое;

P не рви цветов – они нужны растениям.

В заключение беседы подводятся итоги о значении природы для каждого человека.

вБТТЙ лПННПОЕТ. ъБНЩЛБАЭЙКУС ЛТХЗ. юБУФШ 3

рТПДПМЦБЕН ЮЙФБФШ ЛОЙЗХ вБТТЙ лПННПОЕТБ "ъБНЩЛБАЭЙКУС ЛТХЗ". оБРПНОА, ЮФП ЬФБ ЛОЙЗБ - ПДОБ ЙЪ ПУОПЧПРПМБЗБАЭЙИ ДМС ЬЛПМПЗЙЙ. ч ЬФПК ЛОЙЗЕ вБТТЙ лПННПОЕТ УЖПТНХМЙТПЧБМ ЪОБНЕОЙФЩЕ ЮЕФЩТЕ ЪБЛПОБ ЬЛПМПЗЙЙ:
1. чУЕ УЧСЪБОП УП ЧУЕН.
2. чУЕ ДПМЦОП ЛХДБ-ФП ДЕЧБФШУС.
3. рТЙТПДБ ЪОБЕФ МХЮЫЕ.
4. оЙЮФП ОЕ ДБЕФУС ДБТПН.
уЕЗПДОС НЩ РТПЮЙФБЕН ПВПУОПЧБОЙС, ЛПФПТЩЕ вБТТЙ лПННПОЕТ ДБЕФ ФТЕН РПУМЕДОЙН ЪБЛПОБН. й, РПЦБМХКУФБ, ПВТБФЙФЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФТЕФЙК ЪБЛПО - "рТЙТПДБ ЪОБЕФ МХЮЫЕ". ьФПФ ЪБЛПО РТСНП ХФЧЕТЦДБЕФ, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ, ЧНЕЫЙЧБСУШ Ч ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙЕ ЛБЛПК-МЙВП УМПЦЙЧЫЕКУС РТЙТПДОПК, ЧЪБЙНПУЧСЪБООПК УЙУФЕНЩ, ЛБЛ РТБЧЙМП - РПЧТЕЦДБЕФ ЕЕ! дБ, УФЕРЕОШ РПМПНЛЙ НПЦЕФ ВЩФШ ТБЪОПК, Й Ч ЛБЛЙИ-ФП УМХЮБСИ УЙУФЕНБ ЧПУУФБОБЧМЙЧБЕФ ТБЧОПЧЕУЙЕ, ОП РТБЛФЙЮЕУЛЙ ЧУЕЗДБ ЧНЕЫБФЕМШУФЧП - ЬФП ОЕ ХМХЮЫЕОЙЕ, Б ОБТХЫЕОЙЕ.
лБЛ ЦЕ ЬФП РТПФЙЧПТЕЮЙФ ЧЪЗМСДБН ОБ ЮЕМПЧЕЛБ ЛБЛ ОБ НПЗХЭЕУФЧЕООПЗП ГБТС РТЙТПДЩ!

чФПТПК ЪБЛПО ЬЛПМПЗЙЙ: чУЕ ДПМЦОП ЛХДБ-ФП ДЕЧБФШУС

ьФП, ТБЪХНЕЕФУС, РТПУФП ОЕЖПТНБМШОБС РЕТЕЖТБЪЙТПЧЛБ ЖХОДБНЕОФБМШОПЗП ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ЪБЛПОБ - НБФЕТЙС ОЕ ЙУЮЕЪБЕФ. ч РТЙНЕОЕОЙЙ Л ЬЛПМПЗЙЙ ЬФПФ ЪБЛПО ПЪОБЮБЕФ, ЮФП Ч РТЙТПДЕ ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ ФБЛПК ЧЕЭЙ, ЛБЛ "НХУПТ". ч МАВПК РТЙТПДОПК УЙУФЕНЕ ЬЛУЛТЕНЕОФЩ Й ПФВТПУЩ ПДОЙИ ПТЗБОЙЪНПЧ УМХЦБФ РЙЭЕК ДМС ДТХЗЙИ. хЗМЕЛЙУМЩК ЗБЪ, ЛПФПТЩК ЧЩДЕМСАФ ЦЙЧПФОЩЕ ЛБЛ ПФИПДЩ ДЩИБОЙС, - ЬФП РТЕЧПУИПДОПЕ РЙФБФЕМШОПЕ ЧЕЭЕУФЧП ДМС ЪЕМЕОЩИ ТБУФЕОЙК. тБУФЕОЙС "ЧЩВТБУЩЧБАФ" ЛЙУМПТПД, ЛПФПТЩК ЙУРПМШЪХЕФУС ЦЙЧПФОЩНЙ. пТЗБОЙЮЕУЛЙЕ ПФВТПУЩ ЦЙЧПФОЩИ УМХЦБФ РЙЭЕК ДМС ТБЪМБЗБАЭЙИ ВБЛФЕТЙК. йИ ПФВТПУЩ - ОЕПТЗБОЙЮЕУЛЙЕ ЧЕЭЕУФЧБ, ФБЛЙЕ ЛБЛ БЪПФ, ЖПУЖПТ Й ХЗМЕЛЙУМЩК ЗБЪ, - УФБОПЧСФУС РЙЭЕК ДМС ЧПДПТПУМЕК.

рПУМЕДПЧБФЕМШОЩЕ РПРЩФЛЙ ПФЧЕФЙФШ ОБ ЧПРТПУ "ЛХДБ ЧУЕ ЙДЕФ?" НПЗХФ ДБФШ ХДЙЧЙФЕМШОП НОПЗП ЙОЖПТНБГЙЙ ПВ ЬЛПУЙУФЕНБИ. тБУУНПФТЙН, Л РТЙНЕТХ, УХДШВХ ПФДЕМШОЩИ РТЕДНЕФПЧ ДПНБЫОЕЗП ПВЙИПДБ, УПДЕТЦБЭЙИ ТФХФШ - ЧЕЭЕУФЧП, ЛПФПТПЕ ПЛБЪЩЧБЕФ, ЛБЛ ОЕДБЧОП ЧЩСУОЙМПУШ, УЕТШЕЪОПЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ ПЛТХЦБАЭХА УТЕДХ. уХИБС ВБФБТЕКЛБ, УПДЕТЦБЭБС ТФХФШ, РПЛХРБЕФУС, ЙУРПМШЪХЕФУС РП ОБЪОБЮЕОЙА Й "ЧЩВТБУЩЧБЕФУС". оП ЮФП РТПЙУИПДЙФ У ОЕА ДБМШЫЕ? уОБЮБМБ ПОБ РПРБДБЕФ Ч НХУПТОЩК ЛПОФЕКОЕТ; ЪБФЕН ЛПОФЕКОЕТ ПФЧПЪСФ ОБ НХУПТПУЦЙЗБФЕМШОХА УФБОГЙА. ъДЕУШ ТФХФШ ОБЗТЕЧБЕФУС; ПОБ ПВТБЪХЕФ ТФХФОЩЕ РБТЩ, ЛПФПТЩЕ ЧЩВТБУЩЧБАФУС ЮЕТЕЪ ФТХВХ, ОП ТФХФОЩЕ РБТЩ ФПЛУЙЮОЩ. чЕФЕТ РПДИЧБФЩЧБЕФ ЙИ, Й Ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ ПОЙ ПУБЦДБАФУС ОБ ЪЕНМА У ДПЦДЕН ЙМЙ УОЕЗПН. рПРБЧ, УЛБЦЕН, Ч ЗПТОПЕ ПЪЕТП, ТФХФШ ЛПОДЕОУЙТХЕФУС Й ПРХУЛБЕФУС ОБ ДОП. ъДЕУШ ЕЕ РЕТЕТБВБФЩЧБАФ ВБЛФЕТЙЙ, РТЕЧТБЭБС Ч НЕФЙМЙТПЧБООХА ТФХФШ. пОБ ТБУФЧПТСЕФУС Ч ЧПДЕ Й РПЗМПЭБЕФУС ТЩВПК; РПУЛПМШЛХ ТФХФШ ОЕ ХЮБУФЧХЕФ Ч НЕФБВПМЙЪНЕ, ПОБ ОБЛБРМЙЧБЕФУС Ч ПТЗБОБИ Й ФЛБОСИ ТЩВЩ. тЩВБ ЧЩМБЧМЙЧБЕФУС Й УЯЕДБЕФУС ЮЕМПЧЕЛПН, Й СДПЧЙФБС ТФХФШ ПФЛМБДЩЧБЕФУС Ч ЕЗП ПТЗБОБИ. й ФБЛ ДБМЕЕ.

рТПУМЕЦЙЧБОЙЕ ЬЛПМПЗЙЮЕУЛЙИ ФТБЕЛФПТЙК - ПФМЙЮОПЕ Й ЬЖЖЕЛФЙЧОПЕ УТЕДУФЧП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ПРТПЧЕТЗОХФШ ТБУРТПУФТБОЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ФПН, ЮФП ЧЕЭЙ, УФБЧЫЙЕ ВЕУРПМЕЪОЩНЙ, РТПУФП "ЙУЮЕЪБАФ", ЛПЗДБ ЙИ ЧЩВТБУЩЧБАФ. оЙЮФП ОЕ "ЙУЮЕЪБЕФ", ФП ЙМЙ ЙОПЕ ЧЕЭЕУФЧП РТПУФП РЕТЕНЕЭБЕФУС У НЕУФБ ОБ НЕУФП, РЕТЕИПДЙФ ЙЪ ПДОПК НПМЕЛХМСТОПК ЖПТНЩ Ч ДТХЗХА, ПЛБЪЩЧБС ЧМЙСОЙЕ ОБ ЦЙЪОЕООЩЕ РТПГЕУУЩ МАВПЗП ПТЗБОЙЪНБ, ЮБУФША ЛПФПТПЗП ПОП УФБОПЧЙФУС ОБ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС. пДОБ ЙЪ ЗМБЧОЩИ РТЙЮЙО ОЩОЕЫОЕЗП ЛТЙЪЙУБ ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП ПЗТПНОЩЕ ЛПМЙЮЕУФЧБ ЧЕЭЕУФЧ ЙЪЧМЕЮЕОЩ ЙЪ ЪЕНМЙ, РТЕПВТБЪПЧБОЩ Ч ОПЧЩЕ УПЕДЙОЕОЙС Й ТБУУЕСОЩ Ч ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЕ ВЕЪ ХЮЕФБ ФПЗП ЖБЛФБ, ЮФП "ЧУЕ ЛХДБ-ФП ДЕЧБЕФУС". ч ТЕЪХМШФБФЕ РБЗХВОП ВПМШЫЙЕ ЛПМЙЮЕУФЧБ ЧЕЭЕУФЧ ОЕТЕДЛП ОБЛБРМЙЧБАФУС Ч ФЕИ НЕУФБИ, ЗДЕ, РП РТЙТПДЕ, ЙИ ОЕ ДПМЦОП ВЩФШ.

фТЕФЙК ЪБЛПО ЬЛПМПЗЙЙ: рТЙТПДБ ЪОБЕФ МХЮЫЕ

оБУЛПМШЛП НОЕ ЙЪЧЕУФОП, ЬФПФ РТЙОГЙР ЧУФТЕЮБЕФ ЪОБЮЙФЕМШОПЕ УПРТПФЙЧМЕОЙЕ, РПУЛПМШЛХ ПО РТПФЙЧПТЕЮЙФ ЗМХВПЛП ХЛПТЕОЙЧЫЕКУС ХЧЕТЕООПУФЙ Ч ФПН, ЮФП ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ УХЭЕУФЧБ ПВМБДБАФ ХОЙЛБМШОПК ЛПНРЕФЕОФОПУФША. пДОПК ЙЪ ОБЙВПМЕЕ ИБТБЛФЕТОЩИ ПУПВЕООПУФЕК УПЧТЕНЕООПК ФЕИОПМПЗЙЙ СЧМСЕФУС РТЕДУФБЧМЕОЙЕ, ЮФП ПОБ РТЙЪЧБОБ "ХМХЮЫЙФШ РТЙТПДХ" - ПВЕУРЕЮЙФШ ФБЛЙЕ РТПДХЛФЩ РЙФБОЙС, ПДЕЦДХ, ЦЙМЙЭЕ Й УТЕДУФЧБ ЛПННХОЙЛБГЙЙ, ЛБЛЙЕ РТЙТПДБ ОЕ НПЦЕФ РТЕДПУФБЧЙФШ. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС, ВХДХЮЙ РМПИП УЖПТНХМЙТПЧБО, ФТЕФЙК ЪБЛПО ЬЛПМПЗЙЙ ХФЧЕТЦДБЕФ, ЮФП МАВПЕ ЛТХРОПЕ БОФТПРПЗЕООПЕ ЙЪНЕОЕОЙЕ РТЙТПДОПК УЙУФЕНЩ ЧТЕДОП ДМС ОЕЕ. ьФП, РПЦБМХК, ЛТБКОСС ФПЮЛБ ЪТЕОЙС, ФЕН ОЕ НЕОЕЕ, С ДХНБА, ЮФП Ч ФБЛПН ХФЧЕТЦДЕОЙЙ УПДЕТЦЙФУС ОЕНБМБС ДПМС ЙУФЙОЩ, ЕУМЙ ТБУУНБФТЙЧБФШ ЕЗП Ч ПРТЕДЕМЕООПН ЛПОФЕЛУФЕ.

с ДХНБА, ЮФП ДМС РПСУОЕОЙС ЬФПЗП РТЙОГЙРБ РПМЕЪОП РТЙВЕЗОХФШ Л БОБМПЗЙЙ. рТЕДРПМПЦЙН, ЧЩ ПФЛТЩЧБЕФЕ ЪБДОАА ЛТЩЫЛХ ЧБЫЙИ ЮБУПЧ, ЪБЛТЩЧБЕФЕ ЗМБЪБ Й ФЩЛБЕФЕ ЛБТБОДБЫПН Ч ТБВПЮЙК НЕИБОЙЪН. рПЮФЙ ОЕЙЪВЕЦОП ЮБУЩ ВХДХФ РПЧТЕЦДЕОЩ. пДОБЛП ЬФПФ ТЕЪХМШФБФ ОЕ БВУПМАФОП ОЕЙЪВЕЦЕО. уХЭЕУФЧХЕФ ЛБЛБС-ФП ЧЕТПСФОПУФШ, ЮФП ЮБУЩ ИПДЙМЙ ОЕРТБЧЙМШОП Й ЛБТБОДБЫ УМХЮБКОП ЙУРТБЧЙМ ЙИ. пДОБЛП ФБЛПК ЙУИПД ЮТЕЪЧЩЮБКОП НБМПЧЕТПСФЕО. чПЪОЙЛБЕФ ЧПРТПУ, РПЮЕНХ? пФЧЕФ УБНППЮЕЧЙДЕО: Ч ЮБУБИ ЧПРМПФЙМПУШ ПЮЕОШ НОПЗПЕ ЙЪ ФПЗП, ЮФП ФЕИОПМПЗЙ ОБЪЩЧБАФ "ЙУУМЕДПЧБОЙЕН Й ТБЪЧЙФЙЕН" (ЙМЙ, ВПМЕЕ ЖБНЙМШСТОП, "R& D - research and development"). ьФП ПЪОБЮБЕФ, ЮФП ЪБ ДПМЗЙЕ ЗПДЩ ГЕМБС БТНЙС ЮБУПЧЭЙЛПЧ, ЛБЦДЩК ЙЪ ЛПФПТЩИ ХЮЙМУС Х УЧПЕЗП РТЕДЫЕУФЧЕООЙЛБ, ПРТПВПЧБМБ ЧУЕЧПЪНПЦОЩЕ ХУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС, ПФВТПУЙМБ ФП, ЮФП ОЕ УРПУПВУФЧПЧБМП ИПТПЫЕНХ ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙА УЙУФЕНЩ Ч ГЕМПН, Й ПУФБЧЙМБ МХЮЫЕЕ. ч ТЕЪХМШФБФЕ УХЭЕУФЧХАЭЙК ОЩОЕ ЮБУПЧПК НЕИБОЙЪН РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК РТПДХЛФ ФЭБФЕМШОПЗП ПФВПТБ ЙЪ ПЗТПНОПЗП ТБЪОППВТБЪЙС ЧПЪНПЦОЩИ ЧБТЙБОФПЧ УПУФБЧОЩИ ЮБУФЕК, ЛПОУФТХЛФЙЧОЩИ УИЕН ТБВПЮЕЗП НЕИБОЙЪНБ. мАВБС РПРЩФЛБ ОБХЗБД ЙЪНЕОЙФШ ЮФП-МЙВП РПРБДЕФ, ЧЕТПСФОП, Ч ФПФ ЛМБУУ ОЕУПУФПСФЕМШОЩИ ЙМЙ ЧТЕДОЩИ РЕТЕДЕМПЛ, ЛПФПТЩЕ ВЩМЙ ПРТПВПЧБОЩ Й ПФВТПЫЕОЩ Ч РТПГЕУУЕ ЬЧПМАГЙЙ РТПЙЪЧПДУФЧБ ЮБУПЧ. рЕТЕЖТБЪЙТПЧБЧ ОБЫ ЪБЛПО Ч РТЙНЕОЕОЙЙ Л ЪБЛПОХ ЮБУПЧ, НПЦОП УЛБЪБФШ: "ЮБУПЧЭЙЛ ЪОБЕФ МХЮЫЕ".

ьФБ БОБМПЗЙС РПМОБ ЗМХВПЛПЗП УНЩУМБ, ЛПЗДБ НЩ ТБУУНБФТЙЧБЕН ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙЕ УЙУФЕНЩ. нПЦОП ЧЩЪЩЧБФШ ГЕМЩК ТСД УМХЮБКОЩИ ОБУМЕДУФЧЕООЩИ ЙЪНЕОЕОЙК Ч ЦЙЧЩИ УХЭЕУФЧБИ, ЕУМЙ РПДЧЕТЗБФШ ЙИ ЧПЪДЕКУФЧЙА ФБЛЙИ БЗЕОФПЧ, ЛБЛ ТЕОФЗЕОПЧУЛПЕ ЙЪМХЮЕОЙЕ ЙМЙ ЗБННБ-ЙЪМХЮЕОЙЕ, ЛПФПТЩЕ ХЧЕМЙЮЙЧБАФ ЮБУФПФХ НХФБГЙК. чППВЭЕ ФБЛПЕ ПВМХЮЕОЙЕ РПЧЩЫБЕФ ЧЕТПСФОПУФШ ЧУЕИ ЧЙДПЧ НХФБГЙК, ЛПФПТЩЕ Ч РТЙТПДЕ ОБВМАДБАФУС ПЮЕОШ ТЕДЛП, Й РПЬФПНХ ПОП ЮТЕЧБФП ЧУЕЧПЪНПЦОЩНЙ ЙЪНЕОЕОЙСНЙ. оП ДМС ОБУ ПЮЕОШ УХЭЕУФЧЕООП ФП ПВУФПСФЕМШУФЧП, ЮФП РПЮФЙ ЧУЕ НХФБГЙЙ, ЧЩЪЩЧБЕНЩЕ ХРПНСОХФЩНЙ ЙЪМХЮЕОЙСНЙ ЙМЙ ДТХЗЙНЙ УТЕДУФЧБНЙ, ЗХВЙФЕМШОЩ ДМС ПТЗБОЙЪНБ, Й Ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ ОБУФПМШЛП, ЮФП ПТЗБОЙЪН РПЗЙВБЕФ, ОЕ ХУРЕЧ ДБЦЕ РПМОПУФША УЖПТНЙТПЧБФШУС.

дТХЗЙНЙ УМПЧБНЙ, РПДПВОП ЮБУБН, ЦЙЧПК ПТЗБОЙЪН, РПДЧЕТЗБАЭЙКУС УМЕРЩН УМХЮБКОЩН ЙЪНЕОЕОЙСН, РПЮФЙ ОБЧЕТОСЛБ ВХДЕФ ОЕ ХМХЮЫЕО, Б УМПНБО. й Ч ПВПЙИ УМХЮБСИ ПВЯСУОЕОЙЕ ПДОП - ПЗТПНОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ "R&D". ч ЛБЦДПН ЦЙЧПН ПТЗБОЙЪНЕ ЧПРМПЭЕОЩ ДЧБ ЙМЙ ФТЙ НЙММЙБТДБ МЕФ "R&D". ъБ ЬФП ЧТЕНС ЧПЪОЙЛМП ВЕУЮЙУМЕООПЕ НОПЦЕУФЧП ОПЧЩИ ПУПВЕК, ПТЗБОЙЪНПЧ, Й Ч ЛБЦДПН УМХЮБЕ РТПЙУИПДЙМБ РТПЧЕТЛБ ФПЗП, ОБУЛПМШЛП ХДБЮОЩНЙ ПЛБЪБМЙУШ УМХЮБКОЩЕ ЗЕОЕФЙЮЕУЛЙЕ ЖПТНЩ. еУМЙ ЙЪНЕОЕОЙЕ УОЙЦБЕФ ЦЙЪОЕУРПУПВОПУФШ ПТЗБОЙЪНБ, ПОП ХВЙЧБЕФ ЕЗП РТЕЦДЕ, ЮЕН ЬФП ЙЪНЕОЕОЙЕ НПЦЕФ ВЩФШ РЕТЕДБОП УМЕДХАЭЙН РПЛПМЕОЙСН. вМБЗПДБТС ЬФПНХ ЦЙЪОШ ТБЪЧЙМБ УМПЦОЩК ЛПНРМЕЛУ УПЧНЕУФЙНЩИ ДЕФБМЕК, Б ФЕ ЧПЪНПЦОЩЕ ЛПОУФТХЛГЙЙ, ЛПФПТЩЕ ПЛБЪБМЙУШ ОЕУПЧНЕУФЙНЩНЙ У ОЙНЙ, ВЩМЙ ПФВТПЫЕОЩ ЪБ ДПМЗЙК РЕТЙПД ЬЧПМАГЙЙ. фБЛЙН ПВТБЪПН, РПИПЦЕ, ЮФП УФТХЛФХТБ ПТЗБОЙЪНБ ОЩОЕЫОЙИ ЦЙЧЩИ УХЭЕУФЧ ЙМЙ ПТЗБОЙЪБГЙС УПЧТЕНЕООПК РТЙТПДОПК ЬЛПУЙУФЕНЩ - ОБЙМХЮЫБС, Ч ФПН УНЩУМЕ, ЮФП ПОЙ ВЩМЙ ФЭБФЕМШОП ПФПВТБОЩ ЙЪ ОЕХДБЮОЩИ ЧБТЙБОФПЧ Й ЮФП МАВПК ОПЧЩК ЧБТЙБОФ УЛПТЕЕ ЧУЕЗП ВХДЕФ ИХЦЕ УХЭЕУФЧХАЭЕЗП ОЩОЕ.

ьФПФ РТЙОГЙР ПУПВЕООП СТЛП РТПСЧМСЕФ УЕВС Ч УЖЕТЕ ПТЗБОЙЮЕУЛПК ИЙНЙЙ. цЙЧПЕ УПУФПЙФ ЙЪ НОПЗЙИ ФЩУСЮ ПТЗБОЙЮЕУЛЙИ УПЕДЙОЕОЙК, Й ЙОПЗДБ РТЕДУФБЧМСЕФУС, ЮФП РП ЛТБКОЕК НЕТЕ ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ОЙИ НПЗХФ ВЩФШ ХМХЮЫЕОЩ, ЕУМЙ ЪБНЕОЙФШ ЙИ ОЕЛЙН ЙУЛХУУФЧЕООЩН ЧБТЙБОФПН ЕУФЕУФЧЕООПК УХВУФБОГЙЙ. фТЕФЙК ЪБЛПО ЬЛПМПЗЙЙ ХФЧЕТЦДБЕФ, ЮФП ЙУЛХУУФЧЕООПЕ ЧЧЕДЕОЙЕ ПТЗБОЙЮЕУЛЙИ ЧЕЭЕУФЧ, ОЕ УХЭЕУФЧХАЭЙИ Ч РТЙТПДЕ, Б УПЪДБООЩИ ЮЕМПЧЕЛПН Й ФЕН ОЕ НЕОЕЕ ХЮБУФЧХАЭЙИ Ч ЦЙЧПК УЙУФЕНЕ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП РТЙОЕУЕФ ЧТЕД.

дЕМП Ч ФПН, ЮФП ЧБТЙБГЙЙ ИЙНЙЮЕУЛЙИ ЧЕЭЕУФЧ, ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЙНЕАЭЙЕ НЕУФП Ч ЦЙЧПК НБФЕТЙЙ, ОБНОПЗП ВПМЕЕ ПЗТБОЙЮЕОЩ, ЮЕН ЧПЪНПЦОЩЕ ЧБТЙБГЙЙ. сТЛБС ЙММАУФТБГЙС: ЕУМЙ УДЕМБФШ РП ПДОПК НПМЕЛХМЕ ЧУЕИ ЧПЪНПЦОЩИ ФЙРПЧ ВЕМЛБ, ФП УХННБТОБС ЙИ НБУУБ РТЕЧЩУЙФ НБУУХ ЧУЕК ЙЪЧЕУФОПК ЧУЕМЕООПК. пЮЕЧЙДОП, ЮФП ЖБОФБУФЙЮЕУЛЙ ПЗТПНОПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЧЙДПЧ ВЕМЛБ ОЕ УПЪДБЕФУС ЦЙЧЩНЙ ЛМЕФЛБНЙ. оБ ПУОПЧЕ УЛБЪБООПЗП ЧЩЫЕ НПЦОП РПМБЗБФШ, ЮФП НОПЗЙЕ ЙЪ ЬФЙИ ЧПЪНПЦОЩИ ФЙРПЧ ВЕМЛБ ВЩМЙ ПДОБЦДЩ УПЪДБОЩ ПФДЕМШОЩНЙ ЦЙЧЩНЙ ПТЗБОЙЪНБНЙ, ОП ПЛБЪБМЙУШ ЧТЕДОЩНЙ Й ЙУЮЕЪМЙ ЧЧЙДХ ЗЙВЕМЙ ЬЛУРЕТЙНЕОФБМШОПЗП ПТЗБОЙЪНБ. рП ФПК ЦЕ РТЙЮЙОЕ ЦЙЧЩЕ ЛМЕФЛЙ УЙОФЕЪЙТХАФ ЦЙТОЩЕ ЛЙУМПФЩ (ФЙР ПТЗБОЙЮЕУЛПК НПМЕЛХМЩ, ЛПФПТБС УПУФПЙФ ЙЪ ГЕРПЮЕЛ БФПНПЧ ХЗМЕТПДБ ТБЪМЙЮОПК ДМЙОЩ) У ЮЕФОЩНЙ ЮЙУМБНЙ, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙНЙ ДМЙОХ ХЗМЕТПДОПК ГЕРПЮЛЙ (ОБРТЙНЕТ, 4, 6, 8 Й Ф. Д. БФПНПЧ ХЗМЕТПДБ), ОП ОЕ УЙОФЕЪЙТХАФ ЛЙУМПФ У ОЕЮЕФОЩНЙ ЮЙУМБНЙ. рП-ЧЙДЙНПНХ, РПУМЕДОЙЕ ВЩМЙ ПДОБЦДЩ ПРТПВПЧБОЩ Й ПЛБЪБМЙУШ ОЕХДБЮОЩНЙ. еЭЕ ПДЙО РТЙНЕТ - Ч ЦЙЧПК НБФЕТЙЙ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ТЕДЛЙ ПТЗБОЙЮЕУЛЙЕ ЧЕЭЕУФЧБ, ЛПФПТЩЕ УПДЕТЦБФ УЧСЪБООЩЕ БФПНЩ БЪПФБ ЙМЙ ЛЙУМПТПДБ. ьФП ДПМЦОП УЧЙДЕФЕМШУФЧПЧБФШ П ФПН, ЮФП ЙУЛХУУФЧЕООПЕ ЧЧЕДЕОЙЕ ЧЕЭЕУФЧ ФБЛПЗП ФЙРБ ВЩМП ВЩ ПРБУОЩН. й ДЕКУФЧЙФЕМШОП, ФБЛЙЕ ЧЕЭЕУФЧБ ПВЩЮОП ПЛБЪЩЧБАФУС ФПЛУЙЮОЩНЙ Й ОЕТЕДЛП ЛБОГЕТПЗЕООЩНЙ. с ДБЦЕ РТЕДРПМБЗБА, ЮФП ЖБЛФ ПФУХФУФЧЙС ддф Ч РТЙТПДЕ УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ П ФПН, ЮФП ЛПЗДБ-ФП Ч РТПЫМПН ЛБЛЙЕ-ФП ЪМПУЮБУФОЩЕ ЛМЕФЛЙ УЙОФЕЪЙТПЧБМЙ ЕЗП НПМЕЛХМХ - Й РПЗЙВМЙ.

пДЙО ЙЪ РПТБЪЙФЕМШОЩИ ЖБЛФПЧ Ч ИЙНЙЙ ЦЙЧЩИ УЙУФЕН - ЬФП ФП, ЮФП ДМС МАВПК ПТЗБОЙЮЕУЛПК УХВУФБОГЙЙ, ЧЩТБВБФЩЧБЕНПК ПТЗБОЙЪНБНЙ, УХЭЕУФЧХЕФ ЗДЕ-ФП Ч РТЙТПДЕ ЖЕТНЕОФ, УРПУПВОЩК ЬФХ УХВУФБОГЙА ТБЪМПЦЙФШ. лБЛ УМЕДУФЧЙЕ, ОЙ ПДОП ПТЗБОЙЮЕУЛПЕ ЧЕЭЕУФЧП ОЕ ВХДЕФ УЙОФЕЪЙТПЧБОП, ЕУМЙ ОЕФ УТЕДУФЧ Л ЕЗП ТБЪМПЦЕОЙА; Л ЬФПНХ ЧЩОХЦДБЕФ ЧУЕ ФБ ЦЕ ГЙЛМЙЮОПУФШ. рПЬФПНХ, ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ УЙОФЕЪЙТХЕФ ОПЧПЕ ПТЗБОЙЮЕУЛПЕ ЧЕЭЕУФЧП, РП УФТХЛФХТЕ ЪОБЮЙФЕМШОП ПФМЙЮБАЭЕЕУС ПФ РТЙТПДОЩИ ЧЕЭЕУФЧ, ЕУФШ ЧЕТПСФОПУФШ, ЮФП ДМС ОЕЗП ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ ТБЪМБЗБАЭЕЗП ЖЕТНЕОФБ Й ЬФП ЧЕЭЕУФЧП ВХДЕФ ОБЛБРМЙЧБФШУС.

хЮЙФЩЧБС ЬФЙ УППВТБЦЕОЙС, С ДХНБА, ВЩМП ВЩ ТБЪХНОП ПВТБФЙФШ ПУПВПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ЛБЦДПЕ ЙУЛХУУФЧЕООПЕ ПТЗБОЙЮЕУЛПЕ ЧЕЭЕУФЧП, ПФУХФУФЧХАЭЕЕ Ч РТЙТПДЕ Й ЙНЕАЭЕЕ УЙМШОПЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ ЛБЛПК-МЙВП ЧЙД ПТЗБОЙЪНПЧ, ФБЛ ЛБЛ ЧРПУМЕДУФЧЙЙ ПОП НПЦЕФ УФБФШ ПРБУОЩН Й ДМС ДТХЗЙИ ЖПТН ЦЙЪОЙ. рТБЛФЙЮЕУЛЙ ФБЛПК ЧЪЗМСД ПЪОБЮБЕФ, ЮФП ЛП ЧУЕН ЙУЛХУУФЧЕООЩН ПТЗБОЙЮЕУЛЙН ЧЕЭЕУФЧБН, ЛПФПТЩЕ ПВМБДБАФ ПВЭЕК ВЙПМПЗЙЮЕУЛПК БЛФЙЧОПУФША, УМЕДХЕФ ПФОПУЙФШУС ФБЛ ЦЕ, ЛБЛ Л МЕЛБТУФЧБН, ЙМЙ, ЧЕТОЕЕ, ФБЛ, ЛБЛ НЩ ДПМЦОЩ ПФОПУЙФШУС Л МЕЛБТУФЧБН, - РТЕДХУНПФТЙФЕМШОП, ПУФПТПЦОП. фБЛБС ПУФПТПЦОПУФШ Й РТЕДХУНПФТЙФЕМШОПУФШ, ТБЪХНЕЕФУС, ОЕЧПЪНПЦОЩ, ЛПЗДБ НЙММЙПОЩ ФПОО ЧЕЭЕУФЧБ РТПЙЪЧПДСФУС Й ЫЙТПЛП ТБУУЕЙЧБАФУС Ч ЬЛПУЙУФЕНЕ, ЗДЕ ПОП НПЦЕФ ПЛБЪБФШ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ ПЗТПНОПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ПТЗБОЙЪНПЧ, ОБИПДСЭЙИУС ЧОЕ УЖЕТЩ ОБЫЕЗП ОБВМАДЕОЙС. фБЛ УМХЮЙМПУШ У ДЕФЕТЗЕОФБНЙ, ЙОУЕЛФЙГЙДБНЙ Й ЗЕТВЙГЙДБНЙ. юБУФЩЕ ЛБФБУФТПЖЙЮЕУЛЙЕ ТЕЪХМШФБФЩ ОБЫЕК ДЕСФЕМШОПУФЙ РТЙДБАФ ПУПВХА ХВЕДЙФЕМШОПУФШ ФПЮЛЕ ЪТЕОЙС, ЮФП "РТЙТПДБ ЪОБЕФ МХЮЫЕ".

юЕФЧЕТФЩК ЪБЛПО ЬЛПМПЗЙЙ: оЙЮФП ОЕ ДБЕФУС ДБТПН

лБЛ ЗПЧПТЙФ НПК ПРЩФ, ЬФБ НЩУМШ ОБУФПМШЛП ИПТПЫП РПДФЧЕТЦДБЕФУС Ч РТЙНЕОЕОЙЙ Л РТПВМЕНБН ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ, ЮФП С ТЕЫЙМ РПЪБЙНУФЧПЧБФШ ЕЕ ЙЪ РЕТЧПЙУФПЮОЙЛБ - ЬЛПОПНЙЛЙ. "ъБЛПО" ЧЕДЕФ УЧПЕ РТПЙУИПЦДЕОЙЕ ПФ ЙЪМАВМЕООПК ЬЛПОПНЙУФБНЙ ВБУОЙ П ОЕЛПЕН ОЕЖФСОПН НБЗОБФЕ, ЛПФПТЩК ТЕЫЙМ, ЮФП ЕЗП ОПЧПЙУРЕЮЕООПЕ ВПЗБФУФЧП ОХЦДБЕФУС Ч ТХЛПЧПДУФЧЕ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ. й ФПЗДБ ПО РТЙЛБЪБМ УЧПЙН УПЧЕФОЙЛБН, РПД ХЗТПЪПК УНЕТФЙ, УПЪДБФШ ТСД ФПНПЧ, УПДЕТЦБЭЙИ ЧУА НХДТПУФШ ЬЛПОПНЙЛЙ. лПЗДБ ФПНБ ВЩМЙ УПЪДБОЩ, Х НБЗОБФБ ОЕ ИЧБФЙМП ФЕТРЕОЙС ЮЙФБФШ ЙИ, Й ПО ПФДБМ ОПЧЩК РТЙЛБЪ - ЙЪМПЦЙФШ ЧУЕ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ФЕПТЙЙ Ч ПДОПН ФПНЕ. й ФБЛ ЬФБ ЙУФПТЙС РТПДПМЦБМБУШ (ЛБЛ Й ЧУЕ ЙУФПТЙЙ РПДПВОПЗП ТПДБ) ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ ПФ УПЧЕФОЙЛПЧ ОЕ РПФТЕВПЧБМЙ, ЕУМЙ ПОЙ ИПФСФ ЦЙФШ, УЧЕУФЙ ЧУА ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА ОБХЛХ Л ПДОПК-ЕДЙОУФЧЕООПК ЖТБЪЕ. фБЛПЧП РТПЙУИПЦДЕОЙЕ ЪБЛПОБ "ОЙЮФП ОЕ ДБЕФУС ДБТПН".

ч ЬЛПМПЗЙЙ, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ Й Ч ЬЛПОПНЙЛЕ, ЬФПФ ЪБЛПО РТЙЪЧБО РПДЮЕТЛОХФШ, ЮФП ЧУСЛБС ЧЕЭШ ЮЕЗП-ФП УФПЙФ. ьФПФ ЬЛПМПЗЙЮЕУЛЙК ЪБЛПО ПВЯЕДЙОСЕФ Ч УЕВЕ РТЕДЫЕУФЧХАЭЙЕ ФТЙ ЪБЛПОБ. рПФПНХ ЮФП ЗМПВБМШОБС ЬЛПУЙУФЕНБ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ЕДЙОПЕ ГЕМПЕ, Ч ТБНЛБИ ЛПФПТПК ОЙЮЕЗП ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ЧЩЙЗТБОП ЙМЙ РПФЕТСОП Й ЛПФПТБС ОЕ НПЦЕФ СЧМСФШУС ПВЯЕЛФПН ЧУЕПВЭЕЗП ХМХЮЫЕОЙС; ЧУЕ, ЮФП ВЩМП ЙЪЧМЕЮЕОП ЙЪ ОЕЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙН ФТХДПН, ДПМЦОП ВЩФШ ЧПЪНЕЭЕОП. рМБФЕЦБ РП ЬФПНХ ЧЕЛУЕМА ОЕМШЪС ЙЪВЕЦБФШ; ПО НПЦЕФ ВЩФШ ФПМШЛП ПФУТПЮЕО. оЩОЕЫОЙК ЛТЙЪЙУ ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ ЗПЧПТЙФ П ФПН, ЮФП ЬФБ ПФУТПЮЛБ УМЙЫЛПН ЪБФСОХМБУШ. "

"рТЙТПДБ ЪОБЕФ МХЮЫЕ". рТПУФБС Й ЬМЕЗБОФОБС ЖПТНХМЙТПЧЛБ. лМАЮЙЛ, ЛПФПТЩК НПЦЕФ РПНПЮШ Ч ТЕЫЕОЙЙ НЕМЛЙИ Й ЗМПВБМШОЩИ ЧПРТПУПЧ. еУМЙ чЩ ЪБФТХДОСЕФЕУШ УДЕМБФШ ЧЩВПТ, ЧУРПНОЙФЕ ЬФХ ЖТБЪХ. нПЦОП МЙ ВЕЗБФШ ТЕВЕОЛХ ВПУЙЛПН? рТЙТПДБ ТБЪТЕЫБЕФ:). нПЦОП МЙ ТЕВЕОЛХ УРБФШ РПД ВПЛПН Х НБНЩ, ОЕ УФБОЕФ МЙ ПО ПФ ЬФПЗП ЙЪВБМПЧБООЩН Й ВЕУРПЛПКОЩН? ч РТЙТПДЕ НОПЗЙЕ ДЕФЕОЩЫЙ РТЙЦЙНБАФУС Л УЧПЙН НБНБН ЧП УОЕ, Й ЧЩТБУФБАФ УЙМШОЩНЙ Й УБНПУФПСФЕМШОЩНЙ. чБЦОП МЙ ЛХЫБФШ РП ЮЕФЛПНХ ТБУРЙУБОЙА? еУМЙ УПНОЕЧБЕФЕУШ, РПРТПВХКФЕ ОБЛПТНЙФШ ЛПФБ, ЛПЗДБ ПО ОЕ ИПЮЕФ ЕУФШ.
й ЕЭЕ. дМС НЕОС МЙЮОП УБНЩН УЙМШОЩН БТЗХНЕОФПН ДМС ПФЛБЪБ ПФ РТЙЧЙЧПЛ ВЩМП ОЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЛПОУЕТЧБОФПЧ Й ДТХЗЙИ ПРБУОЩИ ЧЕЭЕУФЧ Ч ЧБЛГЙОБИ; ОЕ УФБФЙУФЙЛБ ПУМПЦОЕОЙК РПУМЕ РТЙЧЙЧПЛ; ОЕ РПФТСУЕОЙЕ ПФ ПУПЪОБОЙС ТБЪНБИБ РТЙЧЙЧПЮОПЗП ВЙЪОЕУБ… б ЙНЕООП ФП, ЮФП РТЙЧЙЧЛБ УФБЧЙФУС ЧОХФТЙНЩЫЕЮОП - ЧПЪВХДЙФЕМЙ ВПМЕЪОЙ РТПОЙЛБАФ Ч ПТЗБОЙЪН, НЙОХС ЧУЕ ЕУФЕУФЧЕООЩЕ ВБТШЕТЩ, ОЕ ДБЧБС ЪБРХУЛБФШУС ОПТНБМШОЩН РПУМЕДПЧБФЕМШОЩН ТЕБЛГЙСН ЙННХОЙФЕФБ. рП УХФЙ, ПТЗБОЙЪН ОЕПЦЙДБООП ПВОБТХЦЙЧБЕФ ЧТБЗБ УТБЪХ Ч УЧПЕН ДПНЕ, Й ДТБЛБ ОБЮЙОБЕФУС ФБН, ЛХДБ ЮХЦПК - ВЕЪ РТЕДЧБТЙФЕМШОПЗП ПРПЪОБОЙС Й ПРПЧЕЭЕОЙС - РПРБДБФШ ОЕ НПЦЕФ. ьФП ПДОПЪОБЮОП РТПФЙЧПЕУФЕУФЧЕООП. дБ, ТЕВЕОПЛ ЧЩЦЙЧБЕФ РПУМЕ ФБЛПК РТПГЕДХТЩ - ОП ХТПЧЕОШ ЧОХФТЕООЙИ ТБЪТХЫЕОЙК ПГЕОЙФШ ОЕ НПЦЕФ ОЙЛФП. "рТЙТПДБ ЪОБЕФ МХЮЫЕ".

рТЙЗМБЫБА чБУ РПДРЙУБФШ РЕФЙГЙА Ч РПДДЕТЦЛХ ЗТХДОПЗП ЧУЛБТНМЙЧБОЙС. уВПТ РПДРЙУЕК ЙДЕФ НЕДМЕООЕК, ЮЕН ИПФЕМПУШ ВЩ - ОБ 28 НБТФБ РТЙУПЕДЙОЙМПУШ ПЛПМП 10 ФЩУСЮ ЮЕМПЧЕЛ ЙЪ 120 УФТБО. б Л НБА 2009 ЗПДБ РМБОЙТПЧБМПУШ УПВТБФШ НЙММЙПО РПДРЙУЕК.
еУМЙ чЩ ИПФЙФЕ, ЮФПВЩ РТПЙЪЧПДЙФЕМЙ УНЕУЕК ВЩМЙ ПЗТБОЙЮЕОЩ Ч ТЕЛМБНЕ, ЮФПВЩ ЧУЕ ВПМШЫЕ НБН ЛПТНЙМП ДЕФЕК ЗТХДША, ЮФПВЩ ТБВПФБАЭЙЕ НБНЩ ЙНЕМЙ РЕТЕТЩЧЩ ОБ ЛПТНМЕОЙЕ ДЕФЕК, РПДРЙЫЙФЕ, РПЦБМХКУФБ, РЕФЙГЙА, Й РТЙЗМБУЙФЕ УЧПЙИ ЪОБЛПНЩИ: пДЙО НЙММЙПО РПДРЙУЕК Ч РПДДЕТЦЛХ ЗТХДОПЗП ЧУЛБТНМЙЧБОЙС уФТБОЙЮЛБ ОБ БОЗМЙКУЛПН СЪЩЛЕ: Ч ЖПТНХ "Sign the Petition" ОБДП ЧЧЕУФЙ УЧПЕ ЙНС МБФЙОУЛЙНЙ ВХЛЧБНЙ, e-mail, Й ОБЦБФШ ЛОПРЛХ "Send".
фЕЛУФ РЕФЙГЙЙ:

" нЙТПЧЩН МЙДЕТБН.
лБЛ ЗТБЦДБОЕ, НЩ РТЙЪЩЧБЕН ЧБУ ПУФБОПЧЙФШ ЛПННЕТЮЕУЛПЕ ЧНЕЫБФЕМШУФЧП Ч УЖЕТХ РЙФБОЙС НМБДЕОГЕЧ, Б ФБЛЦЕ Л РПМОПНХ ЧОЕДТЕОЙА нЕЦДХОБТПДОПЗП УЧПДБ РТБЧЙМ РП УВЩФХ ЪБНЕОЙФЕМЕК ЗТХДОПЗП НПМПЛБ Й Л ПВЕУРЕЮЕОЙА РПДДЕТЦЛЙ ЦЕОЭЙО Ч ЛПТНМЕОЙЙ ЗТХДША. нЩ ОБУФБЙЧБЕН ОБ ОЕПВИПДЙНПУФЙ УПЪДБОЙС Й ЧОЕДТЕОЙС ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ, ЛПФПТПЕ УДЕТЦЙЧБЕФ РТПДЧЙЦЕОЙЕ РТПЙЪЧПДЙФЕМСНЙ УНЕУЕК Й РТПДХЛГЙЙ Ч ТПМЙ ЪБНЕОЙФЕМЕК ЗТХДОПЗП НПМПЛБ. б ФБЛЦЕ ОБ ОЕПВИПДЙНПУФЙ УПЪДБОЙС ВАДЦЕФОПЗП РМБОБ ДЕКУФЧЙК, ОБРТБЧМЕООПЗП ОБ РТПРБЗБОДХ Й РПДДЕТЦЛХ ПРФЙНБМШОПЗП ЗТХДОПЗП ЧУЛБТНМЙЧБОЙС, ОБ ПВЕУРЕЮЕОЙЕ ДТХЦЕУФЧЕООЩИ Л ЗТХДОПНХ ЧУЛБТНМЙЧБОЙА ТБВПЮЙИ НЕУФ У УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ РЕТЕТЩЧБНЙ ДМС ЛПТНМЕОЙС ТЕВЕОЛБ, ЛБЛ Ч ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ, ФБЛ Й Ч ЛПННЕТЮЕУЛЙИ РТЕДРТЙСФЙСИ, ЮФПВЩ ТБВПФБАЭЙЕ ЦЕОЭЙОЩ ОЕ ВЩМЙ ЧЩОХЦДЕОЩ РТЕЛТБЭБФШ ЗТХДОПЕ ЧУЛБТНМЙЧБОЙЕ. "

рТЕДМПЦЕОЙС Й ЪБНЕЮБОЙС РТЙОЙНБАФУС ОБ [email protected] .

уБКФ лМХВБ ЕУФЕУФЧЕООПЗП ТПДЙФЕМШУФЧБ - www.club-er.ru.
чУФТЕЮЙ Й ТБЪОППВТБЪОЩЕ НЕТПРТЙСФЙС Ч З. рЕТНЙ РТПИПДСФ ЛБЦДХА ОЕДЕМА.

В 1970-х годах биолог и эколог Барри Коммонер изложил в виде простых афоризмов четыре правила экологии, благодаря которым он приобрел широкую известность. Коммонеру удалось научно-популярным языком объяснить обществу опасности легкомысленного отношения к окружающей среде.

Будущий ученый появился на свет в 1917 году в Бруклине. Его отец и мать были еврейскими иммигрантами из Российской империи. После окончания университета со степенью бакалавра, в 1938 году Коммонер магистерскую степень получил, а в 1941 - докторскую. После Второй мировой войны больше 30 лет преподавал в университете Сент-Луиса физиологию растений. В пятидесятых годах XX века Барри Коммонер написал несколько книг о вреде ядерных испытаний для экосистемы планеты. В 1980-х года он переехал в Нью-Йорк, где получил должность главы Центра биологии и природных систем при городском колледже.

Его исследования в течении своей научной деятельности стали основой для написание нескольких научно-популярных трудов по экологии. В двух из них «Замыкающийся круг» (1974) и «Технология прибыли» (1976) ученый описал четыре экологических принципа. В своих законах Барри Коммонер опирается на принцип динамического равновесия.

Первый закон

Наиболее наглядной иллюстрацией принципа динамического равновесия выступает первый постулат, сформулированный Коммонером - «Все связано со всем».

В написанных работах ученый старался донести мысль о том, что в окружающем мире все компоненты связаны друг с другом. Если человечество портит что-то в одном месте биосферы, то это непременно влияет на другие. Любое воздействие, даже небольшое, влечет за собой последствия, в том числе и негативные.

Этот принцип иллюстрирует огромное количество связей между находящимися в экосистеме живыми существами и окружающей средой, биосферой и обществом, и компонентами множества систем.

В своей работе Коммонер опирался на научные труды своих предшественников. В одном из трудов для иллюстрации первого принципа он изложил историю из жизни Чарльза Дарвина. Как то раз к Дарвину за советом пришли сельские жители. Они просили ученого подсказать им, как поднять урожайность гречневой крупы. На что ученый посоветовал завести больше котов: они уничтожат грызунов, которые поедают крупу, в результате чего урожайность последней повысится.

Второй закон

Второй постулат гласит: «Все должно куда-то деваться». Он вытекает из фундаментального закона сохранения материи. В природе синтезируются только те вещества, которые могут впоследствии быть разрушены естественным образом. В соответствии с первым принципом, всякое загрязнение вернется к человеку обратно. Это позволяет по-новому рассматривать проблему отходов материальной промышленности. Синтезирование человечеством новых веществ, которые нельзя разрушить без вреда для окружающей среды, привело к проблеме накопления отходов, там где их не должно быть. Это же касается и добычи ископаемых: переработанная нефть приводит к загрязнению и ухудшению экологической обстановки.

Второй закон основывается на принципе перераспределения бытового мусора и безотходного экологического производства. При создании новых технологий стоит учитывать, чтобы они были менее ресурсозатратными, а также использовали продукты переработки. Кроме того стоит применять наиболее щадящий способ утилизации мусора.

Третий закон

Третий принцип сформулированный американским биологом гласит: «Природа знает лучше». Он основан на теории эволюции. Существующие в современном мире организмы и комбинации результат долгого процесса эволюции и естественного отбора. Из огромного количества веществ в результате процесса отбора остались те соединения, которые наиболее приемлемы для земных условий и имеют разлагающие их ферменты. Природа посредством конкурентной борьбы видов за существование оставляла только сильнейшие организмы устойчивые к конкретным климатическим условиям.

Активные преобразования человеком экологической среды (экоцида), биогеоценозов (ценозоцида), а также истребление растений и животных (геноцида) может привести к

необратимым последствиям, в результате которых мир перестанет быть пригодным для существования человечества. Без точного знания функционирования законов экосистем и биоценозов и последствий их изменения невозможны никакие «улучшения» природы. Необдуманное вмешательство человека с целью решения проблем может привести к еще большему урону. Массовый отстрел воробьев в Азии, наносящие, по мнению жителей, вред посевам культур, послужил причиной того, что их место заняли насекомые. Последние лишившись естественных врагов увеличили свою популяцию и нанесли еще больший вред посевам. Изменения в экологической цепи привели к большему сокращению урожайности.

Четвертый закон

Последний принцип, выведенный Коммонером, основывается на законе разумного природопользования и гласит: «Ничто не дается даром» или «За все приходится платить». Этот закон объединяет в себе три предыдущих. Биосфера, как всеобъемлющая экосистема, является единым целым. Победа в одном месте сопровождается поражением в другом.

Экономия средств на защите окружающей среды оборачивается для человека осложнением здоровья, природными катастрофами и снижением благоприятных условий для жизни. Все что было получено из нее в результате человеческого труда, в конечном итоге должно быть возмещено.

В своих законах Коммонер выносит на первый план всеобщую связь природных процессов. Прогресс любой природной системы возможен только при использование материальных, энергетических и информационных ресурсов окружающей ее среды.