Мангуп - древнейшая история крыма. Мангуп-кале - пещерный город Мангуп кале подземный объект

Мангуп расположен в юго-западной части предгорья Крымских гор недалеко от Бахчисарая. Общая площадь плато, на которой находится Мангуп-Кале, – около 90 гектар, абсолютная высота составляет 583,7 метров над уровнем моря. С трех сторон плато окружено вертикальными обрывами высотой до 60 метров, северный склон прорезан тремя ущельями. Мангуп-Кале – самый крупный «пещерный город» Крыма. Заселение плато началось около пяти тысяч лет назад. Первое оседлое поселение появляется здесь во второй половине третьего века нашей эры. С тех пор Мангуп был домом для разных народов Крымского полуострова, от готов и алан до караимов и турок. И он до сих пор хранит множество тайн и загадок. Информационно-туристический портал «Крым-Инфо» предлагает ознакомиться с интересной и познавательной статьей Н. Дрёмовой, опубликованной в журнале «Полуостров сокровищ», а также собственными фотографиями, сделанными в октябре 2016 года.

Миллионы лет назад на месте Мангупа существовал целый горный известняковый массив, но сохранился только один останец, над которым продолжают «трудиться» ветер и время. В Средние века природа окружающей местности была сильно изменена человеком: лес полностью вырубили, добыча камня для строительства производилась непосредственно на плато; в итоге была выбрана почти вся толща инкерманских известняков. Многочисленных путешественников, побывавших на Мангупе и оставивших описание крепости, геология интересовала в меньшей степени, чем, например, удачное для обороны положение. К примеру, турецкий странник Эвлия Челеби, проезжавший здесь в XVII веке, так делился своими впечатлениями: «Это высокая крепость, расположенная на вытянувшейся к небу белой скале. Окружность скал, на которых находится крепость, составляет 20 тысяч шагов. Это ровный луг и приятная поверхность, а со всех сторон этой горы на тысячи аршинов – ущелья, как адские колодцы. Она похожа на какой–то гриб, с тонкой ножкой и широкой поверхностью, на которой находится поле. Подойти к этой крепости невозможно, только со стороны ворот». Челеби побывал в живом городе, Мангуп тогда населяли татары, турки и караимы, зарабатывавшие на жизнь выделкой шкур – «...в Крыму знаменита телячья кожа с Мангупа». Упоминал он и о том, что многочисленные пещеры внутри и снаружи цитадели используются как склады. Путеводитель Марии Сосногоровой, изданный в конце XIX века, описывает уже руины, опустевшие улицы, тающую с каждым годом тень присутствия человека: «Тут недавно еще видны были следы христианской церкви, татарской мечети и караимской синагоги, но теперь трудно отыскать их развалины. Внимательно всматриваясь в груды мусора, образовавшиеся из прежних зданий, можно, однако, и теперь распознать, где стояли дома и как шли некоторые улицы. На каменном грунте заметны углубленные колеи, выбитые колесами. От прежних садов уцелели в двух местах кусты сирени; а в конце прошлого столетия Паллас еще видел здесь одичалые маслины и груши». Лет десять назад в мертвом городе снова объявились люди. СМИ тогда с упоением писали о современных пещерных жителях, которые удобствам цивилизации и суетному миру предпочли величественность Мангупа и единение с природой. Публика здесь, которую называли «индейцами», действительно подобралась разношерстная: встречались «идейные» философы, но все больше бомжи, наркоманы, алкоголики. Случалось, милиция отыскивала тут преступников, скрывающихся от правосудия. В одной из пещер у бывшей москвички, а затем «мангупчанки» Яны появился на свет мальчик. Ребенок рос как настоящий Маугли, бегал зимой и летом голышом, мать уверяла, что закаливание идет только на пользу малышу. Житье-бытье на Мангупе этих новых троглодитов, по собственному вкусу обустраивавших пещеры памятника истории и археологии, в конце концов закончилось – после масштабной милицейской облавы, во время которой выловили одиночек и вычистили местную «коммуну». С тех пор на плато и повывелись «индейцы» – впрочем, возможно, какая–то небольшая рассеянная популяция и обитает там летом.

У Мангупа среди всех крымских древностей одна из самых необычных летописей исследования. Собственно, раскопки (очень скромные) здесь впервые были проведены только в середине XIX века. До этого описания крепости изобиловали предположениями: строительство оборонительных стенприписывали то готам, то генуэзцам, рукотворные пещеры – таврам и скифам. К началу прошлого века памятник считался уже хорошо изученным. В довоенное время Мангуп своим вниманием археологи особо не баловали. Правда, в период Великой Отечественной, когда в Крым вошли немецкие войска, не в самое подходящее время для научных изысканий – в июле 1942 года, здесь снова появились люди с кирками и лопатами. Но эти раскопки были частью политики: археологам поставили цель собрать материал о германских племенах, некогда проживавших на полуострове. Те должны были подкрепить теорию о «неотъемлемых правах» оккупантов на Крым. Заказ участники научно–исследовательского похода выполнили и даже перевыполнили, назвав ряд крымских крепостей разного времени готскими. Специальная экспедиция нацистов изучала древний город. «Во время войны немцы водили на Мангуп экскурсии, у них было даже экскурсбюро в Бахчисарае, – рассказывает крымский краевед Павел Хорошко. – И еще там находился наблюдательный пункт: отсюда замечательно просматривались окрестности». На «хорошо изученный» Мангуп в 1967 году экспедиция под руководством известного археолога, исследователя Юго–Западного Крыма Евгения Веймарна выехала в поисках доказательств того, что памятник этот поздний, не ровня раннесредневековому средоточию экономики и культуры Эски-Кермену. Предполагалось, что именно Эски-Кермен был тем самым Доросом, столицей Готии. По словам ученого Александра Герцена, мнение о «второстепенности» Мангупа было выработано еще в 20-30-х годах прошлого века, пусть и не все ученые его разделяли. Существовала еще и гипотеза о том, что пещерные города были цепью византийских укреплений. Но против нее была сама логика: не все города были укреплены и имели стратегическое значение, и относятся они к разному времени. В общем, экспедиция 1967 года показала, что точку в исследовании Мангупа ставить рано. И сейчас, четверть века спустя, Александр Герцен, продолжающий все это время раскопки в древней крепости, уверен, что о Мангупе предстоит узнать еще много нового.

До того, как Мангуп принялись планомерно изучать, считалось, что эпоха его основания – примерно X-XI века. Но выяснилось, что люди облюбовали плато на добрых шесть столетий раньше. Вряд ли «романтики пещерной жизни» осознают, каким тяжелым было существование людей в раннем средневековье. До «преклонного» тридцатилетнего возраста доживала примерно пятая часть обитателей Мангупа. В то время, когда в экспедиции работали два молодых врача, стоматолог и судмедэксперт, была частично воссоздана «история болезней» местного населения. Ведь все невзгоды, которые приходится переживать человеку, оставляют след на его костях и зубах. Например, по ним можно узнать, как часто и в каком возрасте он голодал, какой пищей питался, чего не хватало в рационе. И останки жителей Мангупа рассказали о том, что мясо было на их столе редким гостем, что не раз приходилось туже затягивать пояса, что часто страдали они от зубной боли, и некому было ее облегчить. Кариес настолько поражал зубы, что они просто сгнивали во рту; следов удаления больных зубов не было – значит местные знахари стоматологией не занимались. Болезни сердца, ревматизм, артрит, туберкулез – это далеко не полный перечень недугов древних жителей Мангупа. Некоторые останки носили следы давних травм, которые здесь, видимо, не умели лечить: сломанные руки и ноги не вправляли, если пострадавший не умирал от заражения, то всю оставшуюся жизнь он мучился от боли в неправильно сросшейся конечности. Кости мужчин сохранили следы ранений от топоров, копий. Пожалуй, хуже жизни средневекового обитателя Мангупа было только существование женщин – они имели еще меньше шансов дожить до «преклонных» тридцати лет. Представительницы слабого пола умирали от болезней, вызванных образом жизни и тяжелой работой, питались скудно, во множестве гибли при родах.

Во второй половине VI века на Мангупе разворачивается строительство огромной византийской крепости. То, что она самая большая в Крыму (без малого квадратный километр) видят туристы: остатки башен и стен. И непонятно было: зачем же подпускать врага так близко? Но, оказывается, оборонительные стены были вынесены далеко вперед, они делали все плато неприступным, существовала целая система защитных сооружений. Населяли тогда плато, сердце той самой Готии – страны Дори, готы и аланы, союзники Византийской империи. Два века спустя город был захвачен хазарами, И Крым вошел в состав Хазарского каганата – о чем упоминается в «Житие Ионаа Готского». Позже хазар вытеснили византийцы, и Мангуп стал частью великой империи. A X-XI века, которые когда-то считались временем основания города, оказались периодом запустения. Тогда люди ушли с Мангупа, и почти четыре столетия он оставался мертвым городом. «Можно строить самые разные предположения, почему крепость оказалась покинутой, но причиной могла стать сейсмическая катастрофа, – считает Александр Герцен. – И, видимо, средств на восстановление Мангупа на тот момент не было». Но три века спустя люди снова сюда вернулись.

Княжество Феодоро, включавшее Юго-Западное нагорье и Южный берег от Ласпи до Алушты – это отдельная глава в истории Мангупа. Время основания княжества остается предметом научных дискуссий, достоверные известия о его существовании относятся к середине XIV века. Наиболее раннее из дошедших до нас описаний крепости принадлежит иеромонаху Матфею, побывавшему в Крыму в 1395 году. Свои впечатления он изложил в поэме. Обозревать ему пришлось полуразрушенный город, переживший нашествие кочевников. «Я могу поведать тебе о моих утратах, войнах, ужасах, битвах; о народах, осаждавших меня семь лет... набегах, засадах, ржании лошадей; а внутри вопли и жалобы людей, терпящих девятый год осаду, лишенных пищи. Они так страдали от мук голода, что поедали ослов, собак и кошек. Я мог бы рассказать тебе, как под тяжестью жалоб они сдали меня», – так от имени самого города рассказывал Матфей о событиях в столице Феодоро. Пока история княжеских династий, правивших Феодоро, для историков состоит из фрагментов с огромными пробелами. Популярна гипотеза о том, что первыми правителями были представители византийского рода Гаврасов. В одной из родословных записей русских князей Головиных упоминается князь Стефан Васильевич, приехавший с сыном в Москву в конце XIV века «из вотчины Судака, да из Кафы, да из Мангупа». Сказать, что в те времена княжество было процветающим – справедливо: в культурном слое того времени обнаружили немало предметов, рассказывающих, что выращивали феодориты и какими ремеслами они занимались. На Мангупе сохранились остатки княжеского дворца, построенного в XV веке. Сооружение было двухэтажным, с башней, обширным двором, из которого широкая лестница вела на второй этаж. Внутренний двор украшали колонны в греческом стиле. Дворец сопротивлялся туркам, как небольшая крепость. После штурма он, скорей всего, некоторое время служил новым хозяевам, но вскоре был заброшен. Пало княжество Феодоро в 1475 году под ударами турецкой армии, и с этого времени крепость стала владением османов. Мангуп был единственной крепостью, которая оказала невероятное сопротивление захватчикам: осада города началась в июле и длилась полгода. Жители крепости не сдались, даже когда туркам удалось прорваться через внешнюю стену. Защитники организовали прямо в цитадели кузницу, в которой изготовляли оружие. Через полгода оккупанты поняли, что крепость штурмом не взять. Турецкий военачальник стал отводить свои войска, но оставил в заса де отряд янычар. Жители города, увидев, что основные силы отступают, совершили вылазку, но воины из засады сумели прорваться в незапертые ворота и занять крепость. Турки перестроили укрепление, назвав его Мангуп-Кале (крепость Мангуп), и почти три столетия город был центром кадылыка (административно–территориальной единицы Османского государства), в состав которого входило 150 деревень. В 1774 году цитадель покинул турецкий гарнизон, а в 1792 году Мангуп оставили и его последние обитатели – община караимов.

«Основание Мангупа, судя по преданию стариков, положено какими-то женщинами, мужья которых выступили на воинственный промысел в отдаленные богатейшие страны света. Женщины эти поселились на самой вершине Баба-Кая, а рабов своих разместили в пещерах, остужающих эту возвышенность. Долго они проводили жизнь свою прилично женщинам, разлученным с мужьями, и строго обращались с рабами», – так начинается одна из мангупских легенд из «Универсального описания Крыма» Василия Кондараки 1875 года. История о бунте невольников, покусившихся на замужних дам, имеет оптимистичный для того времени хэппи-энд: вернулись храбрые мужчины-завоеватели, рабов наказали, «изменниц» истребили, и «от крови их повыростали те которых ныне собираются здесь в громадном количестве для окраски сафьянов». Классической можно считать старую легенду о дочери мангупского бея, которую пришел сватать чужестранный богатырь. Получив отказ, воин победил выставленных против него солдат, разнес часть крепости, добился, чтобы вывели к нему красавицу. Но нашел ее тщедушной, невзрачной и... жениться передумал. Павел Хорошко приводит легенду, которой любят развлекать нынешних туристов экскурсоводы – о карстовой пещере Скыр-Коба, расположенной недалеко от южного монастыря. Это рассказ о юноше, который копил деньги для женитьбы. Нашел невесту, организовал пир, нанял музыкантов и пошел в пещеру, чтобы принести драгоценности, подготовленные в подарок невесте, но обратно не вернулся. Девушка пошла искать жениха и тоже сгинула. А в пещере якобы бродит ее зрак – нет-нет, да слышат звон украшений невесты. Легенда о храбром казаке, открывшем ненадолго жадному турку сокровища Мангупа – одна из самых ранних, где упоминаются клады крепости. Потом была вереница народных сказаний о сундуках с золотом и серебром. Легенды о мангупских кладах привлекали на плато множество народа из отдаленных мест. Балаклавские греки приезжали сюда на поиски сокровищ и даже развалили одну из башен крепости. А если расспросить жителей Бахчисарайского района – многие будут клясться, что их отцы и деды чуть ли не своими глазами видели, как с Мангупа на двух полуторках вывозили золото. Впрочем, экспедиции клады находили – и драгоценности, спрятанные горожанами под стенами, и комплекты богатой конской упряжи. Но в глазах ученых ценнее всего золота – это открытие печей, в которых производилась черепица для Мангупа и окрестных городов. Или припрятанный неведомым работягой полный набор инструментов для обработки камня, а также орудия труда кузнеца и камень с надписью.

Темными ночами, особенно когда Мангуп окутывают туманы, на плато слышится детский плач. И тогда перед заплутавшим туристом из ниоткуда возникает полупрозрачная фигура ребенка в богатых одеждах – это мангупский мальчик, призрак последнего принца княжества Феодоро. Он может вывести потерявшего дорогу к людям, а может, напротив, загнать к отвесному обрыву... Вам еще не страшно? А как же свидетельства тех, кто «ощущал совсем рядом присутствие привидения», или ссылки на некие отчеты крымских спасателей о заблудившихся на плато туристах, которых якобы потом находили в состоянии тяжелейшего нервного потрясения? Ну, тогда самое время узнать правду о мангупском мальчике... С 1977 года по начало 1990-х Мангупская археологическая экспедиция получала для работы солидное подкрепление из групп учащихся Севастопольского ПТУ № 3. Годы, когда приезжало самое большое количество таких помощников, были «золотым веком благоустройства». На ПТУ тогда государство и шефы-предприятия тратились щедро, на раскопки приезжали даже со столами для пинг-понга, не говоря о роскошных палатках и кухонном оборудовании. Копали будущие трудовые кадры всего по 4 часа в день, а остальное время проводили в развлечениях: от походов до военных игр. И руководил группой мастер производственного обучения Лев Шерешев – нумизмат, поэт, творческий человек. «Однажды утром выхожу будить лагерь и застаю Льва у костра, – вспоминает Александр Герцен. – Говорит, что вот все думаю, как обормотов своих развлечь, и сочинил легенду, которая может стать основой игры, создать какой–то мистический ореол, даже немного припугнуть... И рассказал мне о мангупском мальчике, последнем наследнике погибающего княжества, которого враги загнали в пещеру, а скала расступилась и поглотила его». Легенда оказалась настолько живучей, что очевидцы, своими глазами видевшие мальчика, не переводятся по сей день. Помните пушкинскую строчку: «Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется»? Экскурсоводы порой уверяют, что на Мангупе находился женский монастырь. И аргументируют они это тем, что рядом Женский источник – не зря же его так века тому назад прозвали? Еще пару лет, немного фантазии – и к этому самому источнику можно водить туристок, желающих с помощью волшебной «женской» воды сохранить молодость и красоту... «В 1973 году мы вывезли на летнюю археологическую практику на Мангуп огромное количество народа, 75 человек – весь первый курс, – вспоминает Александр Герцен. – Зашла речь о том, где удобнее всего совершать гигиенические процедуры. Решили, что девушки будут ходить к ближайшему источнику, в балке Табана-Дере, а мальчики – к тому, что подальше, в другой стороне, в Гамам-Дере. Оттуда и пошло: «женский источник», «мужской источник». Обожают Мангуп и всевозможные космические контактеры, а также охотники за потусторонними сущностями. В 1986 году Александр Герцен в одно прекрасное утро, высунувшись из палатки, наблюдал почти библейское зрелище: по плато шествовала вереница одетых в какие–то балахоны беременных женщин – как в народе говорят, на сносях. Вел их мужчина, сообщивший удивленному археологу, что здесь, в балке Табана-Дере, находится уникальная купель, в которой крестили детей мангупской знати. И если женщина родит в этой купели (в моде тогда были роды в воде), то ребенок станет необычайно одаренным. Огромное корыто в балке действительно было: поилка для бычков, которых колхоз в зимнее время выгонял на Мангуп. Позже Герцену показывали газету с фотографией будущих мам у чудо-купели... Рожали-то они у подножия плато, куда и воду привезли в резервуарах, но в газете сделали упор на чудо. Так что у членов экспедиции были основания опасаться, что однажды они обнаружат в хозяйственном корыте экзальтированную роженицу.

Нашествия экстрасенсов на Мангуп случаются регулярно, с такой же частотой, как и стихийные явления. Одни ловят энергетические шары, якобы выпивающие позитивные эмоции – и даже показывают снимки с ними (впрочем, приземленные физики утверждают, что техника всего-навсего отображает известковую пыль). Другие полны желания помочь в установлении научной истины. Одна из таких групп коллективным разумом довольно удачно проникала в прошлое на Чуфут-Кале, более-менее точно датируя древние стены. Но дело-то в том, что памятник частично изучен и информацию о нем можно было почерпнуть из литературы или экскурсионных рассказов. Но решивший удостовериться в точности метода Александр Герцен завлек экстрасенсов на караимское кладбище, услышал, как каменные тумбы, поставленные Авраамом Фирковичем в середине XIX века, они причислили чуть ли не к античным изделиям – и решил, что на Мангупе эту методику использовать не стоит. Цитадель, остатки оборонительных стен, многочисленные пещеры (одну из них выдают за узилище, где содержали пленных), базилика, монастырь, каменные цистерны и зернохранилища – все это можно увидеть своими глазами. Прошлое Мангупа намного интереснее всех баек и легенд, которые были о нем выдуманы. Другое дело, что многие страницы его истории еще предстоит открывать, точнее, восстанавливать. Узнавать о том, как он рос и менялся, чем занимались люди, жившие там, какая иерархия существовала в обществе. Конечно, в феодальное время были на Мангупе свои «сливки общества»: к сожалению, могилы этих людей в большинстве своем были разграблены еще в древности. Хотя в 2005 году ученым посчастливилось исследовать нетронутое парное захоронение мужчины и женщины, чью одежду когда-то украшали богатые поясные наборы в золотоордынском стиле. Находили на Мангупе захоронения священников: по традиции им перед погребением закрывали лицо «воздухами» – тканью, вышитой золотой или серебряной канителью, и укладывали рядом некоторые предметы, свидетельствовавшие об их статусе. Один из пастырей даже оставил в наследство ученым клад из 111 серебряных монет, припрятанный в алтаре церкви. Судя по всему, это были не его личные накопления, а дар для церкви, потому что монеты явно были получены единовременно, как сегодня бы сказали, разовым траншем.

Мангуп – уникальный экскурсионный объект. Вы можете посетить одну из главных достопримечательностей Крыма в ходе тура , который мы организуем круглый год. Или совершить однодневную экскурсию к этому таинственному месту, приехав летом на отдых в . Тем же, кто только раздумывает над поездкой, рекомендуем посмотреть небольшой фильм об одной из самых главных загадок Мангупа, который называется

Время на чтение: 8 мин

Живым напоминанием о давно ушедшем Средневековье служит крепость Мангуп-Кале, находящаяся недалеко от села Залесное, что в получасе езды от Севастополя. Это крупнейший по размерам город того периода, сохранившийся в юго-западной части Крыма. Твердыня взирает на окрестности с высоты в 583 метра над уровнем моря.

Внутри крепостных стен было обнаружено около 15 родников, два из которых (Мужской и Женский) служат местами массового паломничества. Ежедневно полюбоваться красотами комплекса и окружающей его долины по четырем маршрутам поднимаются тысячи туристов.

Сегодня плато облюбовали любители хиппи-культуры и прочие неформалы, некоторые из которых постоянно проживают в Мангупе. Несколько раз в году здесь проводятся исторические реконструкции и рыцарские фестивали.

Образование Мангуп-Кале

Первые свидетельства заселения возвышенности датируются археологами еще временами неолита. Доподлинно известно, что в III-IV вв. н.э. здесь полным ходом шло строительство сарматских и скифских поселений. Первые крепостные постройки, до наших времен не дошедшие, датируются VI в. В греческих источниках раннее укрепление фигурирует под именем Дорос. Долгое время город, надежно защищенный скалами с трех сторон, считался неприступным.

В конце VII века Мангуп становится частью хазарского каганата, но в 787 году повстанцы отбивают у хазар крепость и окружающие земли, чем вызывают гнев могущественного каганата. Скорое нашествие хазар вылилось в полное разрушение города-крепости.
С XI по XIV век крепость известна под именем Феодоро и именно этот период считается самым загадочным и неизученным в истории этого места.

Происхождение названия крепости

Слово «мангуп» означает «гора», а «кале» - это «крепость». «Крепость на горе» звучит просто и прозаично, но не все согласны с такой трактовкой названия. Комплекс находится на горе Баба-Даг, что в переводе с татарского звучит как «отец-гора», а османы, после захвата территории и начала нового строительства, трактовали название Мангуп-Кале как «разрушенная крепость».

История укреплений

Все каменные остатки некогда величественной крепости датируются XIV-XV вв. В тех частях, где твердыню не защищали неприступные скалы, были выстроены массивные стены с системой оборонительных башен.
Летописи свидетельствуют о том, что в XIII-XIV вв. укрепление на Баба-Даге называлось Феодоро, а позже было переименовано в Мангуп, Поселение, которым правили князья армянского происхождения, быстро стало столицей одноименного княжества.

Крепость стала домом для многочисленных народов, включая греков и караимов, занимавшихся сельским хозяйством и рыбной ловлей. Существуют археологические свидетельства развитости промыслов и ремесел, в особенности в области производства керамики и дубления кож.

Развивая внешнеэкономические связи, местные правители столкнулись с серьезной проблемой в лице генуэзцев, страстно желавших забрать все побережье Тавриды под свой контроль. Для обороны важного для мангупцев порта Авлита была построена крепость Каламита, быстро разросшаяся в богатейший портовый город Крыма. Возмущенные денежными потерями генуэзцы пошли на вооруженное столкновение, завершившееся их разгромом. Итогом стала передача города Чембало под протекторат Мангупского государства после хитроумного восстания рыбаков.

Вскоре, из Аппенинского полуострова прибывают 20 отборных галер, которые после недолгой осады отбирают Каламиту и Чембало, но крымский хан Хаджи-Гирей наголову разбивает вероломных итальянцев и возвращает Каламиту мангупцам.

После падения Константинополя, турки высаживаются на Крымском полуострове и осаждают Мангуп. В декабре 1475 года жители города сдаются на милость победителю, а сама крепость подвергается уничтожению. Долгих 300 лет эти земли принадлежали султану. Лишь в 1774 году последний турецкий солдат покинул плато Баба-даг. Твердыня отходит к Российской империи и постепенно превращается в руины.

Во время немецкого наступления на Севастополь в годы Великой Отечественной Войны фельдмаршал Э. Фон Манштейн выбрал гору Баба-Даг основным наблюдательным пунктом над окрестностями.
Кроме достоверных исторических сведений, существует ряд , связанных с Мангуп-Кале. Редкий житель Крыма не слышал предание о бродящем по древним склонам мальчике-призраке. По одной из версий, ребенка в старинных одеяниях замуровали в стену во время строительства цитадели. Другая история гласит, что мальчик был сыном местного князя, который был казнен турками во время взятия крепости. Мальчик не выдержал унижений и сбросился со скалы. Третья легенда овеяна романтикой – благородный юноша, погибший за свободу родного княжества, возвращается к оставшейся в Мангупе возлюбленной.

Девичье озеро на Мангупе

Озеро, водная гладь которого занимает живописную долину между горами Чишма-Бори и Баба-Даг, является искусственно созданным водохранилищем. Местные жители называют это место просто озером Мангуп.

Водоем хорошо известен любителям отечественного кинематографа – здесь снимались эпизоды фильма «Подземелье ведьм». Вход в подземное убежище, по задумке создателей фильма, находился на крошечном острове посреди водохранилища. Кинолента снималась в 1990 году - тогда это место было уединенным уголком для размышлений, а не популярным среди туристов местом отдыха со всей сопутствующей инфраструктурой, как сегодня.

Интересно, что во время создания водохранилища, под затопление попали остатки древнего храма, алтарь которого появляется их воды в периоды засухи.
Для посетителей здесь оборудованы беседки и навесы, где можно провести пикник. Работает несколько точек питания, предлагающих попробовать традиционную татарскую кухню. Для прогулки по горным склонам, гости арендуют квадроциклы, а для неспешного скольжения по бирюзовой воде – катамараны.
Кстати, именно с воды открываются лучшие виды на четыре скальных выступа, которые напоминают когти хищника, держащего в страхе эти места. Вдалеке видны два мыса, под одним из которых, Чишма-Боир, было обнаружено жилище доисторического человека.

Один из берегов Девичьего озера занимает поселение Ходжа Сала, в котором каждый из чуть более 50 жителей связан с приемом и обслуживанием туристов.

Свято-Благовещенский православный монастырь на Мангупе

В 20 метрах ниже плато, на южном склоне Баба-дага, находится мужской . Уникальная святыня была сооружена прямо в скале на высоте 400 метров над уровнем моря. Хозяйственные постройки возведены на шатких укреплениях, которые долгие годы успешно справляются со своей задачей.

Монастырь был основан еще в VI веке, действовал в течение почти тысячи лет и был разрушен пришедшими османами в конце XV в. Только через 500 лет, в конце XX века силами монахов святыня была воссоздана и сегодня является действующей. Труднодоступность места обусловила отсутствие здесь электричества, а вместе с ним и всех информационных источников. Сегодня ничто из светского мира не отвлекает монахов от прямого общения с богом.

Приближение к монастырю по крутому склону символизирует наличие ухоженных обитателями монастыря цветочных клумб. Необыкновенный вид на окрестности дает простой ответ на вопрос, почему богоугодные люди селятся в таких труднодоступных местах.

Кельи и молитвенные комнаты обустроены на месте древних гротов VI в. Имеется здесь и большой грот, в котором в древности происходили собрания братии.

Паломники приходят помолиться к иконе Богоматери «Скоропослушница» и испить воды из чудотворного источника, расположенного прямо в одном из гротов. Фрески XV века, украшающие стены храма сегодня частично восстановлены и удивляют посетителей необычной легкостью и точностью изображений.

Главный объект, ради которого туристы преодолевают сложный подъем на Баба-Даг, – это масштабные руины древнего города Мангуп. Поднимаясь сюда, легко понять, почему город так долго оставался независимым и неприступным. Величественные скалы часто были окутаны туманом, что создавало еще большие сложности для штурмующих крепость войск.

Во время восхождения, путешественники видят возле одной из троп старинное кладбище караимов с более чем тысячей надгробий. После вхождения в состав Российской империи, евреи-караимы получили право селиться на всей территории огромного государства и вскоре покинули территорию Крымского полуострова. Хоть на надгробиях и высечены надписи на еврейском языке, в повседневном общении караимы предпочитали употреблять собственный диалект, сильно напоминающий крымско-татарский язык.

Для обороны пещерного города была выстроена огромная цитадель, отделявшая мыс Текшли-Бурун от городских построек. Общая длина возведенных укреплений – около 1,5 км, а если брать и естественно созданные скальные границы, то периметр комплекса составляет не менее 7 км. Доминантой стен служила трехэтажная башня, которая прикрывала оборону единственных ведущих в Мангуп ворот.

До 1425 года, когда в городе был построен отдельный княжеский дворец, именно башня служила резиденцией местного лидера. Она имела интересную конструкцию – стены, выходившие за пределы цитадели, грозно смотрели на долину, ощетинившись узкими бойницами. Четвертая же стена, направленная во двор, имела праздничный вид, была украшена резьбой и широкими окнами. Арка ворот, через которые гости попадали в Мангуп, хорошо сохранилась.

Отдельный княжеский дворец был построен в 1425 году и был разрушен турецкой артиллерией через 50 лет. Остатки резиденции были разобраны для реконструкции других объектов и сегодня на месте роскошного здания видна только часть фундаментов.

У стен цитадели видны остатки десятков пещер бытового и хозяйственного назначения. Отдельного внимания заслуживают погребальные углубления, где средневековые люди хоронили своих усопших. Хорошо сохранилось основание Южной церкви.

Жители Мангупа долго и успешно занимались выращиванием винограда и приготовлением собственного вина. Хорошо различим тарапан – большое каменное углубление со специальными стоками, где давили ягоды. Рядом располагается подземное хранилище для готового продукта.

Туристам предлагается осмотреть бывшую гробницу, которая впоследствии служила позицией для стрелков и арбалетчиков и прикрывала единственную дорогу к крепости. Нужно отдать должное защитникам – угол обстрела здесь идеальный, а в случае нехватки боеприпасов можно было просто начать скидывать камни на наступавшие войска.

О духовной жизни местного населения свидетельствуют остатки часовни, под которой были обнаружены склепы с захоронениями знатных жителей города.

На верху южного склона плато установлен деревянный православный крест, от которого начинается тропа «Железная дверь» к Благовещенскому мужскому монастырю.

Как добраться до пещерного города на общественном транспорте

Проще всего доехать до комплекса из районного центра Бахчисарай. Несколько раз в день сюда ходит автобус до Залесного. Выходить в поселке Ходжа-Сала.

Из Севастополя, Симферополя и Ялты добираться лучше с пересадкой все в том же Бахчисарае. Существуют прямые автобусы Сиферополь-Родное, Севастополь-Богатое, Севастополь-Терновка и Ялта-Бахчисарай (через Залесное), но ходят они редко и часто билеты на них достать довольно проблематично.

Для желающих переночевать в этом неповторимом месте существует возможность аренды комнат в частном пансионате и гостевом дворике, которые расположены в селении Ходжи-Сала.
Попасть в Мангуп можно в составе многочисленных туристических групп, которые собираются во всех популярных местах отдыха Крымского побережья.

Как добраться до пещерного города на машине

Мангуп-Кале находится недалеко от окраины Севастополя, поэтому дорога от центра города не отнимет больше получаса. Первый способ – выехать из города по Ялтинскому шоссе и свернуть с него на дорогу в сторону поселка Терновка, от которого до пещерного города остается всего несколько километров. Второй вариант – отправиться через Балаклавский район все в ту же Терновку.

Из Ялты нужно двигаться по дороге на Бахчисарай и свернуть в сторону Ходжа-Салы в селении Танковое.
Центр Крыма Симферополь связан с Мангуп-Кале дорогой, которая ведет через Бахчисарай. Свернуть с основной трассы нужно в селении Сирень и двигаться прямо через Залесное и Ходжа-Салу.

Стоимость и время посещения пещерного города Мангуп-Кале

Посещение пещерного комплекса Мангуп-Кале является платным. Цены на посещение не зависят от сезона и составляют 100 рублей для взрослого гостя и 50 рублей для детей школьного возраста. Древний город на горе Баба-Даг работает без выходных. Время работы с 9:00-16:00.

Потайные ходы и катакомбы, старинные монастыри, крепость и потрясающей красоты горные пейзажи – все это пещерный город Мангуп-Кале в Крыму. На сегодняшний день это самый большой памятник подобного рода, расположенный на полуострове.

Это своего рода напоминание об ушедшем Средневековье, располагающееся на высоте почти 600 метров над уровнем моря.

Фото Мангуп-Кале:



Неприступная крепость и самый большой пещерный город

Мангуп-Кале настолько древний, что ученые до сих пор не могут назвать точную дату его основания. Предположительно, город был построен в VI веке н.э. Но некоторые ученые говорят о том, что первые сооружения появились здесь еще задолго до рождества Христова – в 3-4 веках до н.э.

Пещерный город, словно исполин, сегодня возвышается сразу над тремя зелеными долинами.


Располагается он на огромном горном плато, площадью 90 гектаров. Гора, на которой стоит этот памятник средневековья, носит имя – Баба-даг, что переводится как отец-гора. А сам город состоит из десятков рукотворных пещер, которые в старину служили отличным укрытием для многих народов. Снаружи он чем-то даже напоминает муравейник, со множеством окон и потайных ходов.

На территории Мангуп-Кале можно увидеть множество построек, в то числе кладбище, церкви, монастыри. Длина крепостной стены, окружающей город – 1,5 километра.

История пещерного города – от истоков до наших дней

Согласно официальным источникам, первые укрепления на плато стали появляться уже во второй половине V столетия. В то время гора располагалась на территории Крымской Готии. В VII веке крепость была полностью построена, но то и дело переходила от хазаров к готам и обратно. В это же время она получила свое название – Мангуп.

Наиболее масштабные строения возникли в период с середины XIII по XV века, когда крепость являлась частью княжества Феодоро. В то время здесь процветало виноделие, торговля и сельское хозяйство.

В 1475 году Мангуп-Кале, как и другие крепости Крымского полуострова, пала под натиском Османской Империи. И с этого времени, на протяжении 300 лет, здесь располагались турецкие гарнизоны.

Последние жители ушли из пещерного города в 1790 году.

Обзорный видео поход по Мангуп-Коле

Что посмотреть в Мангуп-Кале

Из исторических мест лучше всего сохранилась цитадель, построенная феодоритами. В центре крепостной стены располагается джонджон, который не просто служил защитным сооружением, но и в мирное время выполнял роль дворца. Здесь же можно увидеть руины храма – октагона.


Рядом с крепостной стеной расположилась величественная башня – символ турецкого зодчества. Недалеко можно увидеть казармы и караульные помещения.

Но самое интересное – это рукотворные пещеры, располагающиеся на Текшли-Бурун. В некоторые из них можно спуститься по крутым каменным лестницам.


Полезно знать, что не только пещерным городом и крепостными стенами славится этот исторический памятник на горном плато.

Так на территории Мангупа располагается 15 чистейших родников. А всего в нескольких километрах раскинулось красивейшее искусственное Девичье озеро, которое появилось здесь в 1984 году. На дне водоема можно найти голубую глину, которая обладает лечебными свойствами.

Здесь же можно порыбачить, покататься на лошадях и отведать блюда местной кухни в небольших ресторанчиках.

С вершины крепости открываются захватывающие виды, и здесь многие туристы делают восхитительные панорамные фото.


Как добраться до крепости своим ходом

Располагается Мангуп-Кале в 20 километрах от Севастополя, в Бахчисарайском районе Крыма. Ближайший населенный пункт – село Красный Маяк. Согласно карте, отсюда до исторического памятника всего 5 километров.

Добраться до пещерного города легко можно на машине. Доехав до села, нужно свернуть на дорогу, идущую на юг. Следуя по ней, не доезжая искусственного озера, нужно будет повернуть направо и двигаться в направлении села Хаджи-Сал. Ехать придется по проселочной дороге. И уже оттуда можно начнется подъем на плато, где находится исторический памятник.

Полезно знать, что, если нет машины, можно легко добраться на общественном транспорте. Из Севастополя отправляются автобусы № 40 и 109. Они следуют до села Терновка. Пройдя мимо села по трассе, нужно будет повернуть на Шулдан. Через пару километров покажется «Девичье озеро», за которым и располагается старинная крепость.

Из Севастополя или Бахчисарая нужно будет сесть на автобус до села Зелесное, от которого также легко можно будет добраться до цели.

Мангуп-Кале на карте Крыма

GPS Координаты: 44° 35′ 40″ N, 33° 48′ 29″ E Широта/Долгота

Часы работы и цена билета

Мангуп-Кале открыт для посещения в любой день кроме вторника и среды. Посетить историческое место можно с 9:00 до 17:00. Продажа билетов завершается в 16:30. Стоимость для взрослых – 100 рублей, для детей – 50 рублей.

Пещерный город Мангуп-Кале (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Крым
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Древний город Мангуп-Кале считается одной из самых любопытных достопримечательностей полуострова Крым и ярчайшим памятником эпохи Средневековья. В те времена его называли Дорос, а сам он играл ключевую роль в бастионе Крымской Готии. Сегодня же сюда, как к настоящей сокровищнице истории и культуры, приезжают тысячи туристов. Причем интерес вызывает не только древнее поселение, но и его особо значимые места.

Немного истории

Город начинает свою историю с конца 6 века - времени Великого переселения народов. В тот период здесь хозяйничали кочевники аланы, но в 7 веке все окрестные земли присвоили себе византийцы, основав крепость. С годами она стала привлекать внимание, и вскоре была захвачена Хазарским каганатом. Именно хазары и дали крепости настоящее название.

Город Мангуп-Кале переживал потрясения вплоть до 14 века, мирное время наступило только когда он стал столицей средневекового христианского княжества Феодоро.

Пока в Мангуп-Кале правили князья, город процветал и укреплял свое положение, в нем построили христианскую базилику, дворцовый ансамбль и укрепления из камня, а также расширили подземные коммуникации, добавили административные и жилые строения.

Однако последующее вторжение османских оккупантов стало для поселения еще одной проверкой: несмотря на отвагу и смелость, почти все местные жители были истреблены, и в нем стали жить репрессированные турками иудеи. С годами эти земли покинули и их последние поселенцы. Город долгое время пустовал, пока не превратился в туристическую жемчужину Крыма, напоминающую о великом прошлом.

Что интересного

Наиболее примечательным местом в городе, помимо его улиц, пещер и остатков зданий, можно назвать Девичье озеро искусственного происхождения. Оно расположено на отвесной балке, откуда открывается завораживающая панорама на мысы плато Мангуп: Зовущий, Ветреный, Сосновый и Дырявый. Эти мысы - следующие места, достойные посещения, ведь с них можно увидеть все живописные крымские просторы и аутентичный поселок Ходжа-Сала.

Несмотря на серьезные разрушения, в городе до сих пор стоят несколько пещерных монастырей, церкви, казематы и старая трехэтажная крепость, где некогда жили феодороийские князья.

А рядом находится самая большая в городе пещера - Барабан-Коба. Внутри нее находится колонна - если по ней ударить, будет слышен бой барабанов. Что касается храма Св. Елены и Константина и дворцового комплекса, то сегодня от них остались только фрагменты оснований.

Напоследок напомним, что древнее поселение входит в состав Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, где можно заказать экскурсию по окрестностям.

Практическая информация

Город Мангуп-Кале расположен возле села Ходжа-Сала в Бахчисарайском районе. Добраться до него можно из Ялты , Севастополя и Бахчисарая на автобусах или маршрутных такси (выходить нужно между селами Залесное и Ходжа-Сала). Веб-сайт

Есть возможность доехать на автомобиле. GPS-координаты: 44°35’42"N; 33°48’29"E.

Стоимость билетов: вход 100 RUB - для взрослых, 50 RUB - для детей, экскурсия с гидом - дополнительно 100 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Режим работы: с 9:00 до 16:00 ежедневно.

Привет! Я продолжаю рассказ о том, как проходила наша поездка на Мангуп-Кале, ведь самое интересное — подъем на машине и исследование пещерного города. На территории мы купили экскурсию на УАЗике. Наш гид Владимир быстро и аккуратно доставил нас к началу тропы ведущей на плато. На самый верх машины не поднимаются.

Сохранивший свое древнее название, пещерный город Мангуп-Кале находится во внутренней гряде крымского хребта. Спустя века, Мангуп продолжает поражать своей грандиозностью и притягательной красотой. Он возвышается более чем на 580 м над уровнем моря. С юга и запада — гора в виде отвесных скал, с севера — соседствуют глубокие овраги с густым лесом, которые разделяют четыре мыса.

По своим размерам Мангуп самый большой природный памятник в группе пещерных городов Крыма, а вот по количеству пещер он в самом конце списка. На его плоской вершине, в средние века, располагалось княжество Феодоро (Готия) с одноименной столицей, которое и владело всеми окрестностями.


Все, что сохранилось на Мангупе до сегодняшних дней — наследие, которое досталось нам от разных народов, населявших плато. Разрушительные войны, не оставляющие камня на камне, практически уничтожили то, что было воздвигнуто колоссальным трудом.

Дорога на Мангуп-Кале экстремальная с выбоинами и колдобинами и моей подруге она совсем не понравилась), «небольшую» тряску компенсировали потрясающие виды. Я люблю такие маршруты и подниматься на плато пешком, уж точно, не стала бы.


В пещерный город ведут крутые туристические тропы, например через ущелье Табана-Дере по следам готов и аланов. На подъеме вы увидите фрагменты оборонительной стены XVI в., которая защищала древний город и караимское кладбище с большим количеством надгробий. Восхождение займет 40-60 мин., все будет зависеть от выбранной тропы и физической подготовки.

Пересчитав все кочки, пыльные и довольные мы поднялись на плато Мангуп, где пробыли около двух часов.

Предлагаю мое видео о подъеме, где есть рассказ нашего гида Владимира.

Поднявшись на плато, мы увидели открытый участок с туристическими маршрутами. На небольших холмах виднелись фундаменты древних построек. Город-крепость с северной стороны защищали оборонительные стены, которые были построены в два ряда. На мысе Тешкли-бурун находилась самая укрепленная часть крепости — цитадель.




Расположенные на плато колодцы помогали выдерживать длительные осады. Во многих пещерах видны прямоугольные углубления для купания и сбора воды. Многочисленные каменные ванны для производства виноградного сока — тарапаны, подтверждают, что на плато население занималось сельским хозяйством.




На территории пещерного города Мангуп сохранились останки: караимского некрополя, синагоги, дворца, жилого комплекса, цитадели, пещерных сооружений, а еще наскальные фрески и надписи. Возле каждого исторического объекта находится информационный щит.


Есть мнение, что на Мангупе находилось около пяти наземных церквей. Самой большой была — базилика. Церковь Св. Константина была уничтожена вместе с дворцом турками.



На юго-восточном краю плато есть тропа, ведущая вдоль отвесной скалы к восстановленному пещерному Свято-Благовещенскому мужскому монастырю.




Известный факт: двуглавый орел достался России в наследство от Византии после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III.

Этот рисунок мы увидели в пещере на мысе «Дырявый». Видимо, там находился тайник для геокэшеров (участников туристической игры с применением навигационных устройств для поиска тайников).


Есть предположение, что именно она привезла в Москву герб — двуглавого орла, символ династии византийских императоров и власти княжества Феодоро. Род мангупских правителей находился в родстве с византийскими императорами по женской линии, что не давало ему полного права использовать этот герб. Но амбициозный мангупский правитель, желая подчеркнуть свою власть, сделал двуглавого орла государственным символом и высекал его на городских постройках.

Пещерный город Мангуп-Кале — настоящее достояние Крыма, которое нужно увидеть своими глазами. Сложно передать все благолепие, которое предстает перед глазами даже самого избалованного туриста. С южного склона открываются виды на Ласпинский перевал и Ай-Петри, а у подножия горы живописная долина.






Апогеем нашей прогулки стала самая дальняя точка на мысе «Дырявый» — видовая пещера Барабан-Коба. Восточный мыс весь изрезан пещерами, к которым стоит присмотреться. Это не просто полые углубления в скале. Каждая пещера индивидуально обустроена выбитыми в камне ступенями, перилами, балкончиками, окнами, поддерживающими столбами и нишами.


Каменные ступени в пещере ведут в подземелье, а другие по самому краю отвесной скалы.





А это то самое отверстие, которое и дало мысу второе название «Дырявый» — самое популярное место для фото-сессий на Мангуп-Кале.


В стену пещеры вмонтирована памятная табличка. Владислав Рябчиков был археологом и журналистом. Многие думают, что он погиб на Мангупе. Нет, трагедия произошла в Симферополе: Владислава на пешеходном переходе сбил автомобиль.

Мангуп, утверждают археологи, принимает не всех, но Владислав на развалинах «пришелся ко двору». После его гибели археологи вместе с сотрудниками Бахчисарайского историко-культурного заповедника установили на Мангупе мемориальную доску в память о Владиславе и в благодарность за его публикации в защиту истории и ее памятников.


На ютубе нашла это видео, где ребята исследуют пещерный город Мангуп-Кале. С помощью коптера они сделали потрясающие панорамы с воздуха. Посмотрите, не пожалеете.

    1. Пещерный город Мангуп-Кале является памятником археологии и архитектуры, находится под охраной государства.
    2. Вход в пещерный город платный, в день нашего пребывания — 100 руб./чел., учащимся и пенсионерам — скидка по предъявлению документа. Подъем на УАЗике — 1500-2000 руб. за машину.
    3. Обращаю ваше внимание, что большинство ступеней, ведущих в пещеры стерты и отполированы ногами туристов, поэтому позаботьтесь об удобной обуви и будьте осторожны. Присматривайте за детьми! В жаркое время захватите головной убор и конечно не забудьте про питьевую воду, она пригодится и летом и в межсезонье.
    4. Прежде чем отправиться на плато Мангуп, поинтересуйтесь прогнозом погоды, чтоб низкая облачность или дожди не помешали вам лицезреть природные полотна во всей красе.
    5. Лучшее время для посещения Мангуп-Кале — межсезонье.

Желаю вам, чтоб и ваша поездка на Мангуп-Кале обязательно осуществилась и в сердце средневекового княжества Феодоро вы обрели новые познания, зарядились неистовой энергетикой и сохранили самые хорошие впечатления от увиденного.

Благодарю за внимание!