Почему иван 4 яркая личность. Каким правителем был Иван Грозный? Положительные оценки правления Ивана Грозного






Детство: Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее.


Люди Божий и нам Богом дарованные! Молю вашу веру к Нему и любовь ко мне: будьте великодушны! Нельзя исправить минувшего зла: могу только впредь спасать вас от подобных притеснений и грабительств. Забудьте, чего уже нет, и не будет, оставьте ненависть, вражду; соединимся все любовию христианскою. Отныне я судия ваш и защитник. (с этими словами обращался царь к народу после того, как сгорела Москва, почти совпавшая с его венчанием на царство.)


Особенности внешнего вида царя: Лицо - узкое, волевое лицо; крупный нос с горбинкой; небольшой рот; высокий лоб; большие глаза; выдающаяся вперёд нижняя часть лица; Фигура – Иван Грозный был высокий; полноватый; крупный; сильный; крепкий. Широкие плечи; хорошо развитая мускулатура. Герасимов


Отличительные черты характера: «+» « Иван IV, несомненно, обладал достоинствами выдающегося государственного деятеля». Он был хорошо образован для своего времени, имел от природы острый ум и одарен талантом публициста, умело руководил военными действиями и так далее. «-» Мстительность, жестокость, « тиран», болезненная подозрительность, суеверность и так далее.




«Личность самого Ивана Грозного, необузданного средневекового тирана, вызывает до сегодняшних дней в российской истории самые противоречивые отношения, но, видимо явление царя-тирана на российском престоле в эпоху становления в Европе единых национальных государств можно считать закономерным».


А почему Иван Грозный??? В памяти современников кровавое правление первого московского царя оставило глубокий след. Народ наградил Ивана Васильевича прозвищем Грозный. Но жестокость царя нельзя объяснить только патологическими причинами. Духом насилия, суеверий и пренебрежения к жизни человеческой проникнута вся атмосфера средневековья.


«Периоды покаяния и молитвы сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 года в Александровской слободе, загородной резиденции, царь случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, поскольку другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной. Иван Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына, даже сам подумывал уйти в монастырь». Иван Грозный и его сын Иван. Художник И.Репин. В ярости царь наносит посохом смертельный удар в весок своему сыну.




С 1578г. царь перестал казнить. Почти в это же время он приказал составить синодики (поминальные списки) казненных и разослать по монастырям вклады на поминовение их душ; в завещании 1579 года каялся в содеянном. Итоги правления Ивана Васильевича Грозного (Рюрика) были для страны крайне противоречивыми, как и характер Грозного. Главным результатом его почти 40-летнего пребывания на престоле явилось оформление централизованного Российского государства - царства, равного великим империям прошлого. Оно приобрело в ХVI веке широкий международный авторитет, имело мощный бюрократический и военный аппарат, который лично возглавил «государь всея Руси».


« Тиран, умер, как жил…» Н.М. Карамзин «История государства Российского» Тело изнемогло, болезнует дух, раны душевные и телесные умножились, и нет врача, который бы исцелил меня. Ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого; утешающих я не нашел заплатили мне злом за добро, ненавистью за любовь.


ВЫВОД: Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью оно обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не баланс интересов различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга.




Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Большая значимость для исторической науки и немаловажное значение собственно для самого государства являются причинами актуальности всех реформ. Ведь мы избежим ошибок, допущенных нашими предшественниками-реформатами, если подробно изучим реформы наших предшественников, грамотно поймём и оценим их со всех позиций.

Иван IV Васильевич Грозный (25.08.1530--18.03.1584). Великий князь с 1533, русский царь (1547), православный мыслитель.

Последний великий правитель династии Рюриковичей. Этот монарх создал мощное централизованное государство. Правление Ивана Грозного делят на два периода. Первый период царствования Ивана IV называется "до опричниной". Политика этого периода укрепила Российское государство и улучшила в нем аппарат центрального и местного управления. В этот период были заложены основы сословно-представительной монархии. Второй период царствования называется "опричниной". Эта политика разрушила экономику страны, повлекла страдания народа, голод и Смуту. Поэтому Иван Грозный является одной из самых неоднозначных личностей российской истории. С одной стороны он предстаёт перед нами, как талантливый государственный деятель, мудрый реформатор, а с другой, как кровавый тиран, ввергший свой народ в хаос чудовищных репрессий. Кем же для России был Иван IV (Тиран или созидатель?) - я попытаюсь разобраться в своей работе.

1. Начало правления

1.1 Политика Елены Глинской

В 1530 году 25 августа около Москвы в селе Коломенском родился наследник, сын Великого князя Московского Василия III Ивановича и Великой княгини Елены Васильевны Глинской, сын Иван.

В 4 года Иван он лишился отца. После смерти Василия III в 1533 г. на престол вступил сын Иван IV. В первые годы жизни Ивана от его имени страной правила Великая княгиня Елена Глинская. Елена продолжила экономический и политический курс её мужа. Её правление было отмечено реформами: в 1535 г. введена единая общерусская монета - серебряная копейка, заменившая деньги удельных земель; введение губных учреждений на местах; запрещалась покупка земель у служилых людей; усилился контроль над ростом монастырского землевладения.

Но борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских и Глинских во время правления и после смерти Елены в 1538 г. не прекращалась. К власти приходила то одна, то другая группировка. "Боярское правление" (1538-1547 гг.) этого времени характеризуется беззастенчивым расхищением казны, раздачей должностей "своим людям", расправами, разбоями. Произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов. В такой обстановке рос великий князь. Молодого князя они содержали в бедности, оскорбляли в его присутствии память родителей, случалось, чуть ли не на его глазах убивали друзей и покровителей, принадлежавших к противоположному лагерю. В его характере формируются: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Он привыкает к злу и находит удовольствие в картинности зла. Иван IV сбрасывал с теремов кошек и собак, вместе с соседними мальчишками разъезжал по городу в телеге и давил народ. Своеволие и самодурство бояр, ранняя смерть родителей, борьба за власть во многом повлияло на формирование его личности и характера. Иван привык не уважать человеческого достоинства, самой жизни человека. Из чего и вытекают будущие его террор и репрессии. Но одиночество дало будущему правителю России определенную свободу. Он прочитал фолианты из библиотеки Великого князя, познакомился со священной историей, историей церкви, Древнего Рима, русскими летописями. Для своего времени Иван IV был образованнейшим человеком.

1.2 Венчание на царство

В 16 лет он выразил желание принять царский венец и всю полноту власти. В январе 1547 г. его короновали в Успенском соборе Московского Кремля. Иван Васильевич принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти из рук московского митрополита Макария, который сам разработал ритуал венчания на царство. Иван IV стал "царем и великим князем всея Руси", единовластный правитель «по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению». Начался новый виток российской истории.

2. Внутренняя политика

2.1 Избранная рада 1549 г.

грозный опричнина земский самодержавие

Около 1549 г. образовалась "Избранная рада", куда входили близкие к Ивану Васильевичу люди, приближенные к царю членов Боярской думы. Её возглавлял А.Ф. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. Во время царствования Ивана IV Боярская дума сохраняет свое значение законодательного и совещательного органа, но его состав был увеличен почти втрое для того, чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии. Она широко участвовала в управлении страной. Заседания Боярской думы проходили в Грановитой палате Кремля. В течение 13 лет Избранная рада управляла от имени царя, проводя структурные реформы, направленные на образование сословно-представительной монархии. Тем не менее, Избранная рада не являлась официальным государственным учреждением.

Реформы 50-х годов XVI в.

Земский собор (1549 г.).

Созыв Земского собора стал предшественником начала реформ. Земский собор (1549 г.) - совещательный орган, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, высший слой горожан (купечество, посадские люди) и крестьянство. На Земском соборе приняли решение о создании на смену устаревшему Судебнику 1497 г. нового, сформулировали программу реформ, обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы.

Реформа центральных органов государственного управления.

Создана новая система центральных органов управления - приказы, специализированных по роду деятельности. Уже около 20 приказов действовало в России к середине XVI в. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Челобитный приказ - разбирал жалобы и осуществлял высший контроль; Посольский приказ - регулировал отношения с зарубежными странами; Большой приказ ведал финансами; Поместный - распределял земли за службу; Разрядный - отвечал за организацию дворянского ополчения; Разбойный - за охрану правопорядка. В дальнейшем число приказов увеличивается.

"Царь Иван Грозный первый в России сформулировал значение царской власти и фактически первый разработал учение о русской православной монархии. Государственное управление, по его учению, должно представлять собой стройную систему. Представитель аристократического начала, кн. Курбский, упирает преимущественно на личные доблести «лучших людей» и «сильных во Израиле». Иван IV относится к этому как к проявлению политической незрелости и старается объяснить князю, что личные доблести не помогут, если нет правильного «строения», если в государстве власти и учреждения не будут расположены в надлежащем порядке. «Как дерево не может цвести, если корни засохнут, так и это: аще не прежде строения благая в царстве будут», то и храбрость не проявится на войне. Ты же, говорит царь, не обращая внимания на строение, прославляешь только доблести".

Реформа законодательных норм.

В 1550 году был введен в действие новый, усовершенствованный Судебник, свод государственных законов. На Стоглавом соборе Православной церкви в 1551 году утвердили «Стоглав» -- свод канонических (церковных) законов.

Судебник 1550 г.(основа Судебник 1497г.), который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил плату за "пожилое ", включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян, ограничивал права наместников, ужесточал наказания за разбой, вводил наказание за взяточничество. В Судебник внесены изменения и дополнения, связанные с усилением центральной власти. Общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогообложения, что также было закреплено юридически в Судебнике 1550 г. Большая соха - единая для всего государства единица взимания налогов. В зависимости от плодородия почвы, социального положения соха могла составлять от 400 до 600 га земли. Так же население должно было нести тягло - совокупность натуральных и денежных повинностей.

Реформа системы местного управления.

Система кормлений была отменена в 1556 г. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде помои, которые выделял централизованный фонд. Властные и судебные функции выполняли губные старосты, избиравшихся из местных дворян, и земские старосты в черносошных городах, которые избирались чернотягловыми крестьянами и горожанами. Целовальники, губные и земские дьячки помогали старостам. Обеспечив приток дополнительных средств в казну, эта реформа укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.

Военная реформа.

В 1550 г. в Москве было создано постоянное стрелецкое войско из пищальников, на вооружении которого находились пищали и холодное оружие. Войско делилось на московские и городовые приказы. Постоянное стрелецкое войско стало мощной боевой силой Московского государства. Было составлено "Уложение о службе" (издано в 1556 г.) - первый военный устав. Уложением о службе, являлась наследственность и начиналась с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. Установлены две формы прохождения военной службы: по отечеству, то есть по происхождению; по прибору, то есть по набору. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставить одного воина "конно, людно и оружно", в случае недодачи налагался штраф. Вливались в войско и казаки с Дона. Указ об Избранной тысячи в октябре 1550 г. В октябре 1550 г. был составлен проект испомещения так называемой "избранной тысячи", тем самым правительство Ивана Грозного предприняло попытку удовлетворить земельный голод дворянства, путем пересмотра системы вотчинного землевладения. В дополнение к основным владениям служилые люди, не имевшие земельных владений вблизи столицы, получали поместья из оброчных и дворцовых земель на расстоянии 60-70 верст от Москвы. Всего предполагалось раздать более 177 тыс. десятин с несколькими тысячами крестьянских дворов. С учетом сенокосных и других угодий - до 225-250 тыс. десятин. В соответствии с Указом была составлена "Тысячная книга", содержащая список тысячи избранных дворян. Формируется новая сословная группа - московское дворянство. Проект реформы полностью не выполнился, так как у правительства не хватило необходимого фонда свободных земель под Москвой, однако вскоре стали ежегодно устраиваться смотры наличного состава государева двора, что позволяло Ивану IV быстро назначать на командные должности наиболее близких к царю княжат и дворян. Царский замысел "тысячной реформы" в целом был использован лишь много позднее при организации опричнины. В 1571 г. был составлен первый Устав по организации сторожевой и станичной службы. К концу XVI в русская армия превышала 100 тыс. человек. Проведенные реформы укрепили вооруженные силы страны.

Церковные реформы.

В 1551 г. на Стоглавом Соборе (100 глав) одобрены реформы Избранной Рады; проведена унификация святых (составлен общерусский список), религиозных обрядов, канонов; приняты меры по ограничению монастырского землевладения и установлен царский контроль над монастырским владениями, было решено сохранить земли церквей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар допускать только после доклада царю. Собор заявил о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников, выступил против распутства, пьянства и бродяжничества монахов. На церковь возлагалось устройство школ для мирян.

Итоги реформ.

Реформы 50-х годов XVI в. имели результаты:

Усилилась личная власть царя и централизация государства.

Система центрального и местного управления стала более четкой и действенной.

Военная мощь страны выросла.

Закрепощение русского крестьянства продолжалось.

Крах Избранной Рады.

Разногласия в вопросах внешней политики Ивана IV и лидера Избранной рады Алексея Адашева, настаивавшего на продолжении Ливонской войны, а также некие подозрения в отравлении своей любимой жены царицы Анастасии повлекли за собой в 1560 г. роспуск Избранной рады, а сам Алексей Адашев отправлен служить воеводой в город Юрьев. Некоторые историки считают, что Иван IV тяготился опекой Избранной Рады, был недоволен медленными темпами реформ, стремился ускорить централизацию и править единолично. С падением Рады были свергнуты размеренные и неторопливые реформы. Им на смену пришли решительные действия - опричнина.

2.2 Опричнина (1565 - 1572 гг.)

Опричнина - система мер, направленных на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян. Территория государства была разделена на опричные земли (плодородные земли с развитым земледелием), доходы с которых поступали в государеву казну, и земщину - оставшуюся часть страны. Около 100 тысяч рублей были взяты с земщины на создание опричнины. Опричникам собирались раздать поместья в опричных уездах. В областях земщины княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владельцы были "выведены" в окрестные районы, где получили земли на основе поместного права. На опричных землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Суть аграрного переворота заключалась в перераспределении земель бояр в пользу дворянства, которое привело к ослаблению крупного феодально-вотчинного землевладения и ликвидации его независимости от центральной власти. Всю эту реформу Иван IV проводил с невероятной жестокостью. Расправы, казни следовали одна за другой. Разгрому подвергались целые города: Новгород, Клин, Торжок, Тверь. Опричники могли убивать любого человека, объявив его изменником государева, они были абсолютно уверены в правоте своих чудовищных злодеяний. В руках царя опричнина была мощной военно-карательной организацией. Особенно страшной расправе был подвергнут в 1570 г. Новгород, где было истреблено почти все население. Даже младенцев опричники бросали в ледяную воду Волхова. В ее состав входили как представители знатных родов, так и рядовые служилые люди. Как в современной армии опричники приносили особую присягу на верность царю, в которой обязывались не вступать в общение с земскими, даже с родственниками. Царь стоял во главе «монашеского братства», трапезы которых проходили в Александровой слободе (резиденция царя), напоминая о далеких временах, когда князья пировали со своими дружинами. Их отличительной чертой были черная одежда, собачьи головы и метлы у седел. Опричникам была гарантирована полная безнаказанность, так как являлись личными слугами царя.

Опричнина внушала тотальный страх в ряды народа, деморализовала его, ослабила ее военную мощь, во всех слоях общества формировалась рабская психология. Главным оружием правителя объявляется «страх».

Уничтожить остатки феодальной раздробленности, подорвать основы боярско-княжеской независимости - эта главная цель опричнины.

В результате:

На западе войска Речи Посполитой успешно теснили русских. Ливонская война была проиграна. Шведские войска захватили Нарву.

В 1571 г. из-за низкой боеспособности опричного войска крымские татары захватили и разграбили Москву.

Барщина - это самая жестокая форма закрепощения крестьянства.

Политика Ивана Грозного повлекла за собой установление крепостного права в государственном масштабе, "поруху" 70 - 80-х годов XVI в. и противоречия рубежа XVI - XVII вв., которые современники называли Смутой. В конце правления Ивана Грозного и при его преемниках обострились социальные, сословные, династические и международные отношения, что и стали причинами Смуты. Таким образом, страх Божий - это главное и единственное средство спасения. Исполнителем воли Господа на земле может быть только он, православный государь, Помазанник Божий. Эта религиозная концепция правления превратили царя Ивана Васильевича в Ивана Грозного.

3. Внешняя политика

Основные направления внешней политики

На Западе - борьба за выход к Балтийскому морю.

На Востоке и Юго-востоке - борьба с Казанским и Астраханским ханством.

Начало освоения Сибири.

На Юге - защита земель от набегов крымского хана.

3.1 Ливонская война (1558 - 1583)

Ведение изматывающей Ливонской войны в течении 25 лет для выхода к Балтийскому побережью, было следствием необходимости России установления тесных связей с Западной Европой, которые тогда легче всего было осуществить через моря, а также обеспечения обороны западных границ России, где ее противником выступал Ливонский орден. В случае успеха открывалась возможность приобретения новых хозяйственно освоенных земель.

По договору 1554г. Дерптский епископ должен был платить Москве "Юрьевскую дань" за захваченный ливонцами в 1224 г. Юрьев (Дерпт), но он не выполнял условие договора 1554 года, Орден вступил в союз с Сигизмундом II Августом, королем польским и великим князем литовским, против России. В итоге, в январе 1538 г. русская армия вступила в Ливонию и началась Ливонская война.

1558 - 1563 гг.

В 1561 году русские войска завершили разгром Ливонского Ордена, эти земли перешли под власть Польши, Дании и Швеции. Взяли Нарву, Тарту (Дерпт), подошли к Таллину (Ревелю) и Риге; в 1563 г взятие Полоцка. Война с Ливонией превратилась для России в войну против Польши, Литвы, Швеции, Дании и приобрела долгий и мучительный характер. Иван IV взял курс на усиление личной власти.

С 1563 по 1578 гг. возобновляется война в Ливонии, русские войска захватывают новые земли и города, но война затягивается, царь терпит несколько неудач. В 1564 г. русская армия терпит сильное поражение на реке Улле под Полоцком, царь винит в них всех, кроме самого себя; начинаются очередные казни. В этот период времени страна разорена тяготами и бедствиями войны, неурожаями и эпидемиями, голодом и разрухой. Смертельно уставшие служилые люди не хотят воевать; спасаясь от мобилизаций и податей, бесчинств опричников, воевод и своих помещиков крестьяне и посадские люди бегут на окраины. Беда не приходит одна, возобновляет набеги крымский хан нарушив перемирие. «Нож в спину» Ивана воткунул военачальник князь Курбский, в 1564 году он переходит на сторону поляков. В 1569 г. Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посполитую. Избранный на престол Стефан Баторий перешел в наступление. Все эти неудачи приводят к мысли Ивана IV об отмене опричнины (1572 г.) Нищета и разорение дворян, из которых формировались вооруженные силы, вызвало кризис армии.

1579 - 1583 гг.

Однажды в припадке гнева он смертельно ранил сына Ивана, наследника престола (1582 г.). Жертвами террора стали тысячи простых людей, многие видные деятели, в том числе и военачальники. С 1579 г. русские войска вели оборонительные бои. Были взяты: Полоцк (1579 г.), Великие Луки (1581), осажден Псков. Оборона Пскова, во главе с воеводом И.Шуйским, заставила Батория пойти на переговоры и заключить с Россией перемирие.

Ливонская война закончилась заключением перемирия сроком на 10 лет в Яме Запольском - местечке под Псковом в 1582 г. Спустя год было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Ливонская война завершилась поражением. Произошел обмен: Россия отдавала Ливонию, а Речь Посполитая захваченные русские города, кроме Полоцка. За Швецией оставались освоенное побережье Балтики, города Корела, Ям, Нарва, Копорье. Выход России к Балтийскому морю был обеспечен, но она потеряла все завоевания в Ливонии и была истощена.

3.2 Присоединения "осколков" Золотой орды

Основные усилия были направлены на присоединение Казанского и Астраханского ханств. Тому были несколько причин: татарские ханы продолжали совершать грабительские набеги на русские земли; по территории ханств пролегала часть Волжского торгового пути; плодородные малозаселенные земли, на которых располагались ханства, были очень привлекательны для русских землевладельцев.

Сначала Иван IV рассчитывал подчинить Казанское ханство с помощью дипломатических мер, однако это не принесло желаемого результата. Тогда после ряда неудачных попыток в 1552 г.150-тысячное войско Ивана IV осадило Казань. Русское войско было лучше вооружено, чем татарское. Подорвав городскую стену, через пролом в стене русские войска ворвались в город. Хан Ядигер-Магмет был взят в плен, Казанское ханство призвало себя побежденным. Народы Среднего Поволжья вошли в состав России.

Спустя 4 года, в 1556 г. было завоевано Астраханское ханство. С середины XVI в. всё Поволжья уже являлось территорией Российского государства, в его состав также вошли Башкирия, Чувашия, Кабарда. Это открыло возможность для продвижения в Сибирь. Богатые купцы - промышленники Строгановы получили от Ивана Грозного грамоту на владение землями по реке Тобол. На свои средства они сформулировали отряд из вольных казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 г. Ермак прошел на территорию Сибирского ханства, а спустя год разбил войско хана Кучума и взял его столицу Кашлык. Окончательно Кучум был разбит в 1598 г., и Западная Сибирь была присоединена к России.

Восточное и южное направление было более удачным. В состав России вошли Казанское и Астраханское ханства. Была обеспечена безопасность страны на южных и восточных рубежах. Началось освоение Сибири русскими промышленниками, крестьянами и ремесленниками. Население Сибири платило налог пушниной "ясак", что способствовало пополнению государственной казны.

Рыжов К. Великие дела Ивана Грозного .

(Биографическая статья из кн.: Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.):

"Первым большим делом самостоятельного царства Ивана стали казанские походы. В конце 1547 года Иван в первый раз выступил в поход на Казань: в декабре он выехал во Владимир, приказав вести туда за собой пушки. В феврале 1548 года войско вышло из Нижнего, но принуждено было вернуться из-за рано начавшейся весны. Иван возвратился в Москву, как говорит летописец, в больших слезах, опечаленный тем, что не сподобил его Бог совершить похода".

Заключение

Для того чтобы точно сделать вывод кем был Иван Грозный нужно привести несколько высказываний историков о нем.

Зуев М.Н. (историк XX в.).

Итоги правления Ивана Васильевича Грозного неоднозначны. Основной результат почти 50-летнего пребывания на престоле - окончательное становление централизованного Российского государства - царства, равного великим империям прошлого. Личность Ивана IV, необузданного средневекового деспота, крайне противоречива, однако итоги его царствования для России в целом положительны. Видимо, появления в Европе единых национальных государств можно считать закономерным.

Н.М. КАРАМЗИН (русский историк XIX в.):

Между иными тяжкими опытами судьбы, сверх бедствий удельной системы, сверх ига моголов, Россия должна была испытать и грозу самодержца-мучителя: устояла с любовью к самодержавию, ибо верила, что Бог посылает и язву, и землетрясение, и титанов; не преломила железного скипетра в руках Иоанновых и двадцать четыре года сносила губителя, вооружаясь единственно молитвою и терпением, чтобы, в лучшие времена, иметь Петра Великого, Екатерину Вторую (история не любит именовать живых). В смирении великодушном страдальцы умирали на лобном месте, как греки в Термопилах, за отечество, за веру и верность, не имея и мысли о бунте. Напрасно некоторые чужеземные историки, извиняя жестокость Иоаннову, писали о заговорах, будто бы уничтоженных ею: сии заговоры существовали единственно в смутном уме царя, по всем свидетельствам наших летописей и бумаг государственных. Духовенство, бояре, граждане знаменитые не вызвали бы зверя из вертепа слободы Александровской, если бы замышляли измену, взводимую на них столь же нелепо, как и чародейство. Нет, тигр упивался кровию агнцев - и жертвы, издыхая в невинности, последним взором на бедственную землю требовали справедливости, умилительного воспоминания от современников и потомства!

К.Д. Кавелин (русский историк и юрист XIX в.):

"Как бы мы ни смотрели на Ивана Грозного, царствование его, конечно, одно из замечательнейших в русской истории; а мы, даже до сих пор, все больше обращаем внимание на психологический характер его жестокостей, как будто в них вся сущность дела. Все то, что защищали современники Иоанна, уничтожилось, исчезло; все то, что защищал Иоанн IV, развилось и осуществлено; его мысль так была живуча, что пережила не только его самого, но века, и с каждым возрастала и захватывала больше и больше места. Неужели он был не прав? От ужасов того времени нам осталось дело Иоанна; оно-то показывает, насколько он был выше своих противников".

Митрополит Иоанн Снычев, Тихомиров Л. А. Жизнь и государственное учение Ивана Грозного . (Биографические статьи на сайте Института Русской цивилизации):

"Царь Иван Грозный первый в России сформулировал значение царской власти и фактически первый разработал учение о русской православной монархии. Государственное управление, по его учению, должно представлять собой стройную систему. Представитель аристократического начала, кн. Курбский, упирает преимущественно на личные доблести «лучших людей» и «сильных во Израиле... Как дерево не может цвести, если корни засохнут, так и это: аще не прежде строения благая в царстве будут», то и храбрость не проявится на войне. Ты же, говорит царь, не обращая внимания на строение, прославляешь только доблести".

Каялся в содеянном... (Биографические материалы с сайта "От Руси Древней до Империи Российской"):

"Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в т.ч. к Андрею Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади в ознаменование покорения Казанского царства".

Личность Ивана Грозного привлекала внимание множества историков (Н.М. Карамзин, С.М Соловьёв, В.О. Ключевский, С.Б. Веселовский, А.А. Зимин, Р.Г. Скрынников, Б.Н. Флоря). Царствование Ивана Грозного составляет половину XVI в. и в истории России является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Иван Грозный был порождением своего времени. В народном эпосе Иван IV предстает и как покоритель Казани, и как жестокий "царь-собака".

С одной стороны талантливый государственный деятель, мудрый стратег, а с другой, как кровавый тиран, опустивший свой народ в нищету, страх и репрессии. В эпоху своего правления Иван Грозный перешёл от реформирования государства к терору, вёл войну с собственным народом.

Я считаю, что кровавыми чертами правления Ивана Грозного были:

· разгром реформаторского движения в Церкви, опричнину и новгородский поход;

· разделение государства царём на земщину, повлекшее за собой ослабление боярско-княжеского землевладения и подрыв политической роли боярства;

· бегство населения на окраины;

· падение боевой мощи русской армии, как следствие кризис армии и проигранная Ливонская война

· установление деспотического режима личной власти царя.

Положительные черты правления Ивана Грозного:

· удалось провести преобразования и создать прочную систему приказного управления;

· сформировать органы сословного представительства и земского самоуправления;

· покончил с ордынской властью, сокрушил татарские ханства Поволжья и нанесло тяжелое поражение Крымской орде;

· присоединение к нашему государству Казань, Астрахань и Сибирь, тем самым расширив наши границы;

· стремился к централизации и укреплению русского государства.

Я считаю, что стоит отметить личностные особенности Ивана Грозного:

· жестокость (террор эпохи опричнины);

· эгоистичность (частая смена жен в своих личных интересах. «Случайное» убийство сына Ивана. Личная обида на политических противников (например, на Курбского));

· властолюбие (реформы, направленные на централизацию государства);

· набожность и склонность к раскаянию (убив своего сына, Грозный впоследствии глубоко раскаялся и пожертвовал большую сумму за упокой души своего сына, опричные казни сменялись поездками по монастырям).

Энергичный и знавший полосы депрессии, умный и подозрительный, упрямый и непоследовательный, жестокий и дальновидный, образованный и суеверный, - с точки зрения психологии Иван Грозный был душевно неуравновешенным человеком.

Следует отметить, что Иван Грозный действовал в тех исторических условиях и в той обстановке, когда правители XVI века всегда прибегали к жестокости именно по той причине, что ясно чувствовали слабость своей власти и силы непокорных своих противников.

В эпоху правления Ивана Грозного были многочисленные взлёты и падения Русского государства, царь стремился к его централизации и укреплению. А еще он сочинял тексты к православным праздникам, сочинял музыку, был отличным полемистом в своих письмах. Я не могу однозначно определить, какой личностью был Иван Васильевич, но считаю, что он внёс крупный вклад в историю нашего государства.

Литература

1. Справочник школьника 5 - 11 класс: учебное пособие / под общей ред. Соболевой О.Л. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. - 768с.

2. История России с древнейших времен до конца XIX в.: в 2-х т. Т.1/под ред. Зуев М.Н. - М.: Новая Волна, 2002. - 448с.

3. Русская история в жизнеописаниях её главных деятелей: в 3-х т. Т.1/под ред. Костомаров Н.Н.- Ростов-на-Дону: Феникс. 1995. - 640с.

4. История России с древнейших времен до конца XVII в.: учебное пособие / под общ. ред. Сахарова Н.А. - Изд.3-е. - М.: Просвещение, 1997. - 303с.

5. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX в. / под ред. Волобуева О.В. - М.: Дрофа, Веди-принт, 2006. - 399с.

6. История СССР с древнейших времен до конца 18 в. / под ред. Рыбаков Б.А. - М.: Высшая школа, 1975.

7. История государства российского: в 2-х т. Т.1/под ред. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. - М.: Книжная палата, 1991.

8. Лекции по русской истории / под ред. Платонов С.Ф. - М.: Высшая школа, 1993.

9. История России: учебное пособие / под ред. Орлова А.С., Георгиева В.А., Георгиевой Н.Г. - Изд.2-е, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. - 520с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Иван Грозный - последний великий правитель династии Рюриковичей. Политика Елены Глинской, венчание на царство Ивана IV. Усиление централизации государства и личной власти царя как результат реформ. Основные направления внешней политики Ивана Грозного.

    реферат , добавлен 12.02.2011

    Иоанн IV Васильевич (прозвание Иван Грозный) - великий князь Московский и всея Руси. Ранняя биография и детство великого царя. Реконструкция внешнего вида Ивана IV по черепу. Культурная деятельность Ивана Грозного. Болезнь и последние годы жизни князя.

    презентация , добавлен 17.05.2012

    Личность легендарного русского царя Иоанна IV, историческое значение его реформ. Обстоятельства вхождения Ивана Грозного на престол, предпосылки развития тирании. Понятие и исторические причины введения опричнины. Характеристика реформ Избранной рады.

    реферат , добавлен 16.01.2015

    реферат , добавлен 07.10.2011

    Реферат на монографию В.Б. Кобрина "Иван Грозный". Разговор в предисловии об образе Ивана Грозного в художественном фильме режиссера С.М. Эйзенштейна. Цель создания данной книги. Рассказ обо всех последствиях опричнины и трагедия этого явления для страны.

    анализ книги , добавлен 26.11.2009

    Программа реформ. Реформы в период 1549-1556 гг. Военная реформа. Судебник 1550 года. Дворцовая тетрадь. Стоглав. Земельные реформы. Земская реформа. Государственный и политический талант Ивана Грозного. Развитие и укрепление русского государства.

    реферат , добавлен 13.03.2007

    Цели, формы и содержание государственных реформ царя Ивана Грозного: создание Судебника 1550 г., борьба со взяточничеством, ограничения местничества, реформа церкви. Опричнина как центральное событие истории XVI века, ее сущность, причины и последствия.

    контрольная работа , добавлен 28.05.2010

    Царствование Ивана Грозного, история жизни царя и его семьи. Московское восстание 1542 г. Избранная Рада, ее реформы: военная, государственного управления, церковная. Опричнина и ее негативное влияние на экономическое и политическое положение России.

    контрольная работа , добавлен 17.08.2009

    Полемика с авторами Приложения к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о личности Ивана IV Грозного; неоднозначные и противоречивые черты; доводы и возражения. Итоги правления Иоанна IV - главный критерий оценки политического деятеля.

    доклад , добавлен 05.12.2010

    Общественные преобразования в Московском государстве в царствование Ивана IV (Грозного) (1533-1584гг.). Внешняя политика. Утверждение деспотического самодержавия и нарастание общественного кризиса в Московском государстве конца XVI-начала XVII вв.

Характеристика личности которого интересует многих наших современников, приобрел за годы своего правления огромное количество земель, порой прибегая к безжалостным средствам. Также известен созданием системы централизованной власти. Но неизвестно, что больше способствовало его знаменитости: заслуги перед государством или жестокий и необузданный нрав?

Иван Грозный: личность и эпоха, а также окружающая атмосфера

Русский царь, правивший с 1547 года, был внуком Ивана Великого и сыном Василия Третьего. Мать его - принцесса монгольского происхождения. Когда Ивану было три года, его отец умер, а еще через пять лет скончалась мать (по некоторым данным, ее, возможно, отравили). Вокруг взрослеющего мальчика царила атмосфера постоянного соперничества и обмана. Молодежь страдает от плохого здоровья, жестокого обращения, манипулирования и отсутствия образования.

Борьба во дворце за власть перерастает в кровавую вражду. Иван сам не раз наблюдал или слышал об убийствах и избиениях. А зачастую и сам подвергался словесным и физическим нападкам. Неспособный ударить своих мучителей в ответ, он вымещал свое разочарование на беззащитных животных, которых жестоко пытал и бросал с вершин башен. Так провел свое детство Иван Грозный. его - задача сложная, ибо о нем много известно, но еще больше - забыто либо просто умалчивается.

Образованный, неординарный и невероятно набожный

В то же время Иван усиленно занимается чтением книг и прочитывает их в невероятном темпе. Он много пишет, учится музицировать и становится великолепным наездником. Интеллектуально он был заметно более развит, чем его окружение. Личность и характеристика Ивана Грозного в тот период правления тщательно изучается многими историками. Этот человек настолько поражает своей неординарностью и ученостью, что его с легкостью можно поставить в один ряд с самыми грамотными правителями.

Да, он жесток, но в то же время очень благочестив и постоянно соблюдает сложные обряды православия. Принимает самое активное участие в разнообразных церковных мероприятиях. В шестнадцать лет, в 1547 году, Иван был коронован. Три недели спустя он женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой.

Она была выбрана на параде девиц, представленных юному государю. Царица родила ему шестерых детей, из которых выжили только двое. Во время их совместного тринадцатилетнего проживания Анастасия всегда оказывала успокаивающее действие на упрямый, нервный и неустойчивый нрав своего мужа.

Начало правления: добросовестный лидер

Именно в этот период, с 1547 по 1560 гг., оценка личности и деятельности Ивана Грозного, как правило, несет в себе наиболее положительные черты. Он становится добросовестным и благочестивым лидером. Иван назначил консультативный совет, основал Национальное собрание действующих реформ в органах местного управления и составил новый свод законов, которые стандартизировали ответственность и обязанности аристократии.

Личность царя Ивана IV Грозного становится популярна не только в Российском государстве. Он берет под свой контроль Волгу и доступ к Каспийскому морю, поощряет торговлю с различными европейскими странами, в том числе с Англией, Францией и Голландией. Более того, приглашая зарубежных мастеров, занимается украшением Москвы. И должен быть особо отмечен за свою высокую прогрессивную административную политику. Так начал царствовать Иван Грозный, характеристика личности которого известна не только историкам, но и многим начитанным людям.

Пробуждение жестокого нрава

В 1553 году Иван Четвертый переносит серьезную болезнь, во время которой начинает подозревать своих вельмож в нелояльности. Решает мстить их семьям, применяя пытки и казни. А когда его супруга умирает в 1560 году, начинается период звериного произвола.

Теперь перед современниками предстает совершенно иной Иван - Грозный. Характеристика личности этого царя подробно разбирается даже в школьной программе, и каждый ученик знает, что именно с этого времени он начинает отличаться безграничной жестокостью. Семейная жизнь Ивана Четвертого становится более нестабильной, подчеркивая его эгоцентризм, неуверенность и маниакальный темперамент.

Беспорядочная семейная жизнь

В 1561 году он женится на красавице но вскоре устает от нее. Через два года после ее смерти Иван женится на Марфе Васильевне Собакиной - дочери купца, которая умирает уже через две недели.

Четвертая супруга Ивана Грозного - Анна Алексеевна Колтовская. Ее он отсылает в монастырь, а в 1575 году женится в пятый раз на Анне Григорьевне Васильчиковой. Неразумная дама завела себе любовника, которого Иван Четвертый насадил на кол прямо под ее окном, а саму прелюбодейку постриг в монашки. Последней его супругой была Мария Федоровна Нагая. Иван Четвертый женился на ней в 1581 году. Существуют версии, что некоторые из жен Грозного умерли от отравления.

Правитель, прославившийся благодаря жестокому нраву

Конечно, читателям известны многие исторические личности. Иван Грозный, Петр Великий, Екатерина Вторая и так далее. Но Иван Четвертый - это царь, о котором наслышан каждый человек, даже тот, кто вообще не знаком с историей. Что же вызвало такую всеобщую известность?

Наверное, это тот жесточайший период его правления, который имел свой расцвет с 1564 по 1572 годы. Когда, согласно историческим источникам, Иоанн Васильевич безжалостно пытал и убивал тысячи своих подданных, и многих даже собственноручно. Его целью было очистить землю от "коварных элементов". В 1570 году на основе непроверенных обвинений в весь город Новгород был подвергнут пыткам. Шестьдесят тысяч граждан было вырезано в течение одной недели.

Стоит ли судить строго эту историческую личность

Иван Четвертый правил до 1584 года. Кто-то из историков отмечает его заслуги перед державой, кто-то упрекает в излишней подозрительности и жестокости, очень многие ставят ему в вину детоубийство... Как разобраться, кто из них прав? Единственно возможный вариант - самому углубиться в историю, но на это уйдет очень много времени. Поэтому мы пойдем другим путем. Что поможет ближе познакомиться с любым человеком, будь то соседский дядя Вася или знаменитый Иван Грозный? Характеристика личности. Кратко останавливаясь только на основных деталях, можно отметить его бескрайнюю подозрительность, ненасытную жестокость и крайнюю испорченность. Согласно историкам, это самые выдающиеся черты характера этого царя.

Во время его правления вряд ли хоть одна семья знатного происхождения не была затронута своеволием царя. Бесчисленные были заброшены во время нападения опричников, а землевладельцы были вынуждены покидать свои дома в поисках спасения. Как только не называли этого человека: маньяк, убийца собственного сына... "В общем, - скажет читатель, - мрачная личность". И детство Ивана Грозного сыграло в этом решающую роль. Потому что, скорее всего, уже в юные годы в мальчика была заложена та болезненная жестокость, которая проявилась в зрелом возрасте. Воспитываясь в той атмосфере, что царила во дворце, Иван Четвертый не имел возможности общения с матерью или отцом, ему никто не оказывал никакой поддержки - ни физической, ни моральной. Так что не нам судить его за неустойчивость нрава или несостоятельность психики.

I. Введение

II. Личность Ивана Грозного

III. Эпоха правления Ивана Грозного:

1.Ливонская война. Оборона Пскова 2. Положение России в Европе: Торговля с Англией 3. Опричнина: Что такое опричнина 4. Противоречие в строе государства

IV. Заключение

I. Введение

Эта тема была выбрана мной не случайно, так как правление Ивана IV Грозного играет немаловажную роль в истории России. Во времена его правления был созван первый Земский собор (1549 г.) - совещательный орган, в котором были представлены различные сословия: аристократия, служилые люди, духовенство; принят новый общероссийский Судебник, способствовавший укреплению централизованной власти. В результате реформ было создано постоянное стрелецкое войско, возникли особые органы исполнительной государственной власти - приказы (Посольский, Разбойный, Челобитный и др.). В это время в особое сословие выделились дворяне. Было ограничено местничество (занятие высших должностей в зависимости от знатности и служебного положения предков); система кормлений (содержание должностных лиц за счет местного населения) была заменена общегосударственным налогом, из которого оплачивались служилые люди (1556 г.). Немаловажно было и расширение территории Российского государства за счет присоединения Башкирии (1552-1557 гг.), Астрахани (1556 г.) и Сибирского ханства (Западная Сибирь), присоединенного к России Ермаком в 1582 г.

Но все эти положительные перемены были омрачены поражением в Ливонской войне (1558-1583 гг.), в результате которого Россия потеряла ряд крепостей: Нарва, Ям, Копорье, Ивангород. Неудача в Ливонской войне была следствием слаборазвитой экономики, острой внутренней борьбы в государстве, вызванной опричниной (1565-1572 гг.), деспотичный режим которой еще долго сохранялся даже после ее отмены царем.

Централизация через террор привела к экономическому и политическому кризису 1570-1580-х гг., усиленному войной. Выход из него стали искать в дальнейшем закрепощении крестьянства. XVI век подходил к концу с обострением внешних и внутренних противоречий.

Неординарна и личность самого Ивана IV. Его воспоминания о детстве и молодости (о казнях, зверствах и насилиях) сделали из него "Грозного". Сначала Иван Васильевич предпринял попытки мирных перемен в стране и уже добился многих успехов, но прошлое стало перебарывать его, подозрительность и жестокость превратили его в тирана.

Лучшие историки России пытались дать мрачному и героическому правлению русского царя правильную оценку, включить эпоху Грозного в поток русской и европейской истории. Особенно актуально звучит эта тема в экстремальную эпоху, которой в России являлась первая четверть XX века. Именно тогда были написаны сочинения о царствовании Ивана Грозного, в которых на фоне современных событий осмысливалось происходящее в XVI веке. Таковы труды замечательных российских историков: оригинальна трактовка "опричных потрясений" грозненской эпохи Сергея Федоровича Платонова, ставшая впоследствии классической, и совершенно иная концепция, разработанная его современником Робертом Юрьевичем Виппером.

II. Личность ивана грозного

Иван Васильевич IV появился на свет в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Иван рано стал сиротой, на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. С детства он находился среди чужих людей. В душе на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "родственники мои не заботились обо мне". Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. Как и все люди, выросшие среди чужих, без надзора отца и ласк матери, Иван рано усвоил себе привычку ходить, прислушиваясь и оглядываясь.

Это развило в нем подозрительность, которая с течением лет превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, что держали, как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. В торжественные церемониальные случаи - при выходе или приеме послов - его окружали царственной пышностью, становились вокруг него с раболепным смирением, а в будни те же люди не церемонились с ним, порой баловали, а порой и дразнили. Горечь, с какою Иван вспоминал об этом 25 лет спустя, дает почувствовать, как часто и сильно его сердили в детстве. Его ласкали как царя и оскорбляли как ребенка.

Детство Ивана прошло в такой обстановке, что он не мог тотчас и прямо обнаружить чувство досады или злости, излить кому-либо свои переживания, рассказать о страданиях и бедах. Эта необходимость сдерживаться, дуться в рукав, глотать слезы, питала в нем раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей, злость со стиснутыми зубами. К тому же он был испуган в детстве. В 1542 г., когда у власти были князья Бельские, сторонники князя И. Шуйского ночью врасплох напали на стоявшего за их противников митрополита Иоасафа. Владыка скрылся во дворце великого князя. Мятежники разбили окна у митрополита, бросились за ним во дворец и на рассвете вломились с шумом в спальню маленького государя, разбудили и напугали его.

Дворцовые перевороты оставили болезненный след в сознании малолетнего Ивана IV. На его глазах во дворце происходили безобразные сцены своеволия, насилия и убийства. Поэтому в памяти Ивана IV на всю жизнь остались впечатления, полученные им в раннем возрасте, что по смерти матери остались они с братом круглыми сиротами, что подданные начали заботиться не о них, а о стяжании себе богатства и славы. И сколько зла натворили они! Скольких бояр и воевод убили... Дворы, села, именья дядей их расхитили и водворились в них... Казну деда и отца нашего себе захватили. Но молодой государь и сам иногда вмешивался в дворцовые интриги. В 1543 году он отдал на растерзание собакам князя Андрея Шуйского, а в 1546 году приказал казнить двоих князей Воронцовых.

Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, которая с годами превратилась в наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которая, как ему казалось, старается опутать его со всех сторон. Это заставило его постоянно держаться настороже; мысль, что вот-вот из-за угла на него бросится недруг, стала привычным, ежеминутным его ожиданием. Всего сильнее в нем работал инстинкт самосохранения. Все усилия его бойкого ума были обращены на разработку этого грубого чувства.

Все переживаемое Иваном не мешало ему быстро развиваться. Ивана учили грамоте, вероятно, так же, как учили его предков, как вообще учили грамоте в древней Руси, заставляя твердить часослов и псалтырь с бесконечным повторением задов, прежде пройденного. Изречения из этих книг затверживались механически, на всю жизнь врезывались в память. С тех пор книги должны были стать любимым предметом его занятий. От псалтыря он перешел к другим частям писания, перечитал много, что мог достать из тогдашнего книжного запаса, вращавшегося в русском читающем обществе. Это был начитаннейший москвич XVI в. Недаром современники называли его "словесной мудрости ритором".

О богословских предметах он любил беседовать, особенно за обеденным столом, и имел, по словам летописи, особливую остроту и память от божественного писания. В 17-20 лет он уже поражал окружающих массой пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумались и в зрелом возрасте. Но все было не так уж безоблачно. Ранняя привычка к тревожному уединенному размышлению про себя, втихомолку постепенно развила в нем болезненную впечатлительность и возбуждаемость. Постепенно Иван привык вводить в деятельность ума участие чувства. О чем бы он ни размышлял, он подгонял, подзадоривал свою мысль страстью.

С помощью такого самовнушения он был способен разгорячить свою голову до отважных и высоких помыслов, раскалить свою речь до блестящего красноречия, и тогда с его языка или из-под его пера, как от горячего железа под молотом кузнеца, сыпались искры острот, колкие насмешки, меткие словца, неожиданные обороты. Недаром Иван считался одним из лучших московских ораторов и писателей XVI в., потому что был самый раздраженный москвич того времени. В сочинениях, написанных под диктовку страсти и раздражения, он больше заражает, чем убеждает, поражает жаром речи, гибкостью ума, изворотливостью диалектики, блеском мысли, но это фосфорический блеск, лишенный теплоты, это не вдохновение, а горячность головы, нервическая прыть, следствие искусственного возбуждения.

Но люди такого типа быстро перегорают, поскольку в них слабеет возбуждаемость, и они прибегают к искусственному средству, к вину, и Иван не был исключением из правил, так как в годы опричнины он не чуждался этого средства. Такой нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана. Царь совершил и задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его примером ужаса и отвращения, как для его современников, так и для последующих поколений (Раздражение царя толкнуло его на то мероприятие, которое мы называем опричниной. В уме Грозного всему заводчиками были "изменные владыки", княжата, устроители рады, а виновными безначалии и оппозиции все вообще сочувствующие княжатам.*

Гнев государя падал на всякого повинного в сопротивлении его воле - безобразия с опричниками в Москве и в Александровской слободе, разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита Филиппа.) Но царь превратился в "Грозного" не только из-за банального пьянства. Еще с детства он был лишен устойчивого нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотнее склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки: он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. Ему недоставало внутреннего, природного благородства; он был восприимчивее более к дурным, чем к добрым, впечатлениям; он принадлежал к числу тех недобрых людей, которые скорее и охотнее замечают в других слабости и недостатки, чем дарование или добрые качества.

В каждом встречном, он, прежде всего, видел врага. Всего труднее было приобрести его доверие. Для этого таким людям надобно ежеминутно давать чувствовать, что их любят и уважают, всецело им преданы, и, кому удавалось уверить в этом царя Ивана, тот пользовался его доверием до излишества. Тогда в нем вскрывалось свойство, облегчающее таким людям тягость постоянно напряженного злого настроения - это привязчивость. Первую жену свою он любил какой-то особенно чувствительной любовью. Так же безотчетно он привязывался к Сильвестру и Адашеву, а потом и к Малюте Скуратову. Это соединение привязчивости и недоверчивости выразительно сказалось в духовной Ивана, где он дает детям наставление, "как людей любить и жаловать и как их беречься". Эта двойственность характера и лишала его устойчивости. В своей духовной грамоте он писал: "Тело изнемогло, болезнует дух, раны душевные и телесные умножились, и нет врача, который бы исцелил меня, ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого, утешающих я не нашел, заплатили мне злом за добро, ненавистью за любовь". **

Но если взглянуть с другой стороны, то сразу приходит мысль: "Ничего себе бедный страдалец, царственный мученик, да он года за два до того, ничего не расследовав, по одному подозрению, так, зря, бесчеловечно и безбожно разгромил большой древний город с целою областью, как никогда не громили никакого русского города татары". Это была еще одна из черт его характера - даже в самые злые минуты он умел подниматься до этой искусственной задушевности, до крокодилова плача. Но есть одно обстоятельство, которое сразу придает смысл всем описанным свойствам - Иван был царь. Черты его личного характера дали особое направление его политическому образу мыслей, а его политический образ мыслей оказал сильное, притом вредное, влияние на его политический образ действий, испортил его.

Кроме всего выше перечисленного в голове Ивана рано зародилось политическое размышление - занятие, которого не знали его московские предки ни среди детских игр, ни в деловых заботах зрелого возраста. Политические думы царя вырабатывались тайком от окружающих, как тайком складывался его сложный характер. Первым помыслом Ивана при выходе из правительственной опеки бояр было принять титул царя и венчаться на царство торжественным церковным обрядом. Все его мысли были о царской власти, о ее божественном происхождении, о государственном порядке, об отношениях к советникам и подданным, о гибельных следствиях разновластия и безначалия. Несть власти, аще не от бога. Всяка душа властем предержащим да повинуется.

Горе граду, им же градом мнози обладают и т. п. Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное "я" сделалось для него предметом набожного поклонения. Он сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания в виде ученой теории своей царской власти. Тут необходимо отметить недостаток ее практической разработки. Увлеченный враждой и воображаемыми страхами, он упустил из виду практические задачи и потребности государственной жизни и не умел приладить своей отвлеченной теории к исторической действительности.

Без этой практической разработки его возвышенная теория верховной власти превратилась в каприз личного самовластия, исказилась в орудие личной злости, безотчетного произвола. Усвоив себе чрезвычайно исключительную и нетерпеливую отвлеченную идею верховной власти, он решил, что не может править государством, как правили его отец и дед, при содействии бояр, но, как иначе он должен править, этого он и сам не мог уяснить себе. Превратив политический вопрос о порядке в ожесточенную вражду, в бесцеремонную и неразборчивую резню, он своей опричниной внес в общество страшную смуту, а сыноубийством подготовил гибель своей династии.

Исходя из всего вышесказанного, я могу утверждать, что период правления Ивана IV не привнес значительных положительных результатов в нашу историю, как может показаться на первый взгляд, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Иван Васильевич больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены.*

Зато на лицо отрицательное значение этого царствования. Царь Иван был замечательным писателем и мыслителем того времени, но он не был государственным деятелем. Самолюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишало его практического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка.

Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана - одно из прекраснейших по началу - по конечным его результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени. Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом. Его можно сравнить с машинистом, который, чтобы погубить своих врагов, пустил под откос поезд, на котором сам же ехал.

Иван родился 25 августа 1530 г. в семье великого князя Василия III. Будучи трех лет от ро-ду, он лишился отца, а в неполных восемь лет - матери Елены Глинской. Его четырехлетний брат Юрий не мог делить с ним детских забав. Ребенок был глухонемым от рождения. В соответствии с завещанием отца правление государством перешло в руки бояр, которые должны были пере-дать власть княжичу по достижении им совершеннолетия.

После смерти великой княгини Елены Глинской власть перешла в руки членов семибояр-щины, поспешивших расправиться с князем Овчиной. Опекуны были единодушны в своей нена-висти к временщику, но их согласию в скоре пришел конец.

С гибелью Андрея Старицкого старшим среди опекунов стал князь Василий Васильевич Шуйский. Этот боярин, которому было более 50 лет женился на царевне Анастасии, двоюродной сестре малолетнего великого князя Ивана. Став членом великокняжеской семьи, князь Василий захотел устроить жизнь, приличную его новому положению, со старого подворья он переехал жить на двор Старицких.

В то время как между феодалами шла борьба за власть, Иван, по собственному выражению, рос в “небреженьи”. Бояре мало заботились о подростке. И он и его младший брат Юрий терпели нужду даже в платье и пище. Все это ожесточало и возмущало подростка, уже отдававшего себе отчет в происходящем. Поэтому Иван на всю жизнь сохранил недоброе отношение к опекунам. В своих письмах он не скрывал раздражения против них. Бояре не посвящали Ивана в свои дела, но зорко следили за его привязанностями и спешили удалить из дворца возможных фаворитов.

Достигнув зрелого возраста, Иван не раз вспоминал его сиротское детство. Чернила его об-ращались в желчь, когда он описывал обиды, причиненные ему - заброшенному сироте - бояра-ми. В душу сироты рано и глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, превратили его робость в нерв-ную пугливость. Ребенок пережил страшное нервное потрясение, когда бояре Шуйские однажды на рассвете вломились в его спальню, разбудили и испугали его. С годами в Иване развились по-дозрительность и глубокое недоверие к людям.

Иван быстро развивался физически и в 13 лет выглядел сущим верзилой. Посольский при-каз официально объявил за рубежом, что великий государь “в мужеский возраст входит, а ростом совершенного человека уж есть, а с божьею волею помышляет уже брачный сезон приняти.” Дьяки довольно точно описали внешние приметы рослого юноши, но они напрасно приписывали ему степенные помыслы о женитьбе. Подросток очень мало напоминал прежнего мальчика, рос-шего в “неволе” и строгости; освободившись от опеки и авторитета старейших бояр, великий князь предался диким потехам и играм, которых его лишали в детстве.

Окружающих поражали буйство и неистовый нрав Ивана. Лет в 12 он забирался на остро-верхие терема и спихивал оттуда кошек и собак “тварь бессловесную”. В 14 лет он начал “чело-вечков уроняти”. Кровавые забавы тешили “великого государя”. Мальчишка отчаянно безобраз-ничал. С ватагой сверстников, детьми знатнейших бояр, он разъезжал по улицам и площадям города, топтал конями народ, бил и грабил простонародье “скачущие и бегающие всюду небла-гочинно”.

По мере того, как князь великий подрастал, интриги усиливались, бояре все чаще стали впутывать мальчика в свои распри. Попытка Ф.С. Воронцова войти в доверие к Ивану кончилась для него печально. Иван хорошо помнил, как в его присутствии произошла потасовка в думе, когда Андрей Шуйский и его приверженцы бросились с кулаками на боярина Воронцова, стали бить его, оборвали на нем платье, “вынести из избы да бы убить хотели”. После чего он был со-слан в Кострому, несмотря на заступничество Ивана.

Лучшие дня

Эту обиду 13-летний “самодержец”, однако не простил. Не прошло 3 месяцев после инци-дента в думе один из “ласкателей” подучил великого князя казнить Андрея Шуйского. Князь Шуйский, стоявший в то время во главе управления, был по его приказанию схвачен великокня-жескими псарями и убит, а его советники были разосланы в ссылку по городам. Псари наброси-лись на боярина возле дворца у Курятных ворот, убитый лежал 2 часа “От тех мест - записал ле-тописец - стали бояре от государя страх иметь и послушание”.

Падением Шуйских, в конечном итоге воспользовались дяди великого князя - князья Глин-ские. По существу правление Глинских мало чем отличалось от хозяйничества Шуйских; их лю-ди беззаконно грабили население. Бояре распоряжались в свою пользу государственным земель-ным фондом, государственная казна была разграблена.

Прошли долгие и долгие годы, прежде чем Иван IV добился послушания от бояр, пока же он сам стал орудием в руках придворных.

Создавшееся в следствие “бесчиния и самовольства” бояр положение представляло серьез-ную опасность для целостности государства и должно было вызвать попытки укрепить власть со стороны тех групп государствующих классов, которые опасались развала государствующего единства. Первую такую попытку сделал Митрополит Макарий. По убеждениям он был горячим сторонником сильной самодержавной власти. Под несомненным влиянием Макария сложилась и политическая идеология Ивана Грозного. Макарию, вероятно, принадлежала мысль о венчании на царство молодого Ивана. Этот акт должен был не только повысить международное значение Русского государства, но и укрепить расшатавшуюся центральную власть.

Когда Ивану исполнилось 16 лет, Боярская дума и митрополит короновали его на царство. Принятие царского титула знаменовало начало его самостоятельного правления.

Венчание на царство происходило 16 января 1547 г. Было сделано все, чтобы придать ему как можно больше блеска и торжественности.

Над Москвой плыл колокольный звон. Звонили во всех кремлевских соборах, им вторили окраинные церкви и монастыри. Они возвещали московским жителям о торжественном событии - венчании молодого государя великого князя всея Руси Ивана Васильевича на царство.

В Кремле медленно и чинно двигалась процессия. Из великокняжеского дворца она на-правлялась к главному московскому собору Успения Богородицы, отстроенному при Иване III, деде нынешнего великого князя. В тяжелых меховых шубах, соболиных, горностаевых, беличь-их, крытых то восточными шелками с яркими разводами, то итальянским бархатом, то фландр-ским сукном, плавно двигались бояре. Завороженная великолепием шествия и серьезностью про-исходящего, толпа застыла. Шутка ли, венчание на царство. Такого Москва еще не видела.

Во время долгой, по обычаю православной церкви, торжественной службы митрополит возложил на Ивана крест, венец и бармы. Устами митрополита была начертана программа дея-тельности царя: В союзе с церковью, которая отныне объявлялась “матерью” царской власти, царь должен был укрепить “суд и правду” внутри страны, вести борьбу за расширение государст-ва.

По завершении чина венчания великий князь стал “боговенчаным царем”. По алому барха-ту, струившемуся, словно поток крови, на ослепительно белом снегу, шел в свои хоромы первый русский царь, носивший этот титул на законных, с точки зрения того мира основаниях.

Столица государства, Москва, отныне украсилась новым титулом - она стала “царствую-щим городом”, а русская земля - Российским царством. Но для народов России начался один из самых трагических периодов его истории. Наступало “время Ивана Грозного”.

В пору реформ личное влияние Ивана умерялось авторитетом его советников.

В молодые годы государь вместе со своими избранными советниками повел смелую внеш-нюю и внутреннюю политику, целью которой было: с одной стороны - привести в порядок зако-нодательство, устроить областное управление и привлечь к нему выборных людей из различных сословий, с другой - расширить границы государства на Востоке и Западе, добиться берега Бал-тийского моря, укрепить связи с Западной Европой.

Эти сложные задачи требовали долгого и кропотливого труда, что не устраивало царя Ива-на. Введя опричнину он стремился разрешить задачи завершения централизации государства, преодолеть сопротивление боярской оппозиции, добиться укрепления режима личной власти и разделаться с врагами. И если отец и дед Ивана IV умело привлекали на свою сторону бывших независимых князей, давая им щедрые посулы и реальные привилегии, то Грозный внес в этот процесс непредсказуемую жестокость и деспотизм.

Он окончательно избавился от старых советников и боярской опеки. Казалось бы, царь дос-тиг, наконец, неограниченной власти, которой домогался. Но такое впечатление, по-видимому, страдает преувеличением. Опричнина явилась любимым детищем Грозного, но она не была пло-дом только его ума и энергии. В важнейшие периоды опричнины рядом с царем Иваном неиз-менно выступает целая плеяда деятелей практического склада с господством людей, внушающих ужас. “Напротив того, это господство людей, которые сами напуганы. Террор - это большей ча-стью, бесполезные жестокости, совершенные для собственного успокоения людьми, которые сами испытывают страх”.

Кровавый террор наложил глубокую печать на все стороны политической жизни общества. Никогда еще не расцветали столь пышным цветом низкопоклонство и славословие. Ласкатели и сотрапезники без всякой меры превозносили мудрость и непогрешимость правителя. Под влия-нием страха и неумеренных славословий Грозный, несмотря на весь природный ум, все больше утрачивал перспективу, становился нетерпим к любому противоречию и упрямо громоздил ошибку на ошибку. В конце концов, он окружил себя людьми сами сомнительными, бессовест-ными карьеристами и палачами. Опричнина создала видимость всевластия московского само-держца. Но в царстве опричного террора правитель сам стал игрушкой в руках авантюристов ти-па Малюты Скуратова.

В юности Иван увлекался религией, в зрелые годы стал законченным фанатиком. Многие жестокие и непостижимые его действия имели в качестве побудительного мотива религиозный фанатизм.

Н - р.: После разгрома казани Грозный велел казнить увезенных в Новгород мусульман, от-казавшихся принять христианство, в завоеванном Полоцке приказал утопить всех местных евре-ев, собственноручно душил своих незаконнорожденных детей.

От сумасбродства и жестокости царь Иван легко переходил к покаянию. Также с удиви-тельной легкостью он переходил от смирения к гордыне и гневу, унижавшему и уничтожавшему собеседника. Царь не прочь был затеять словесный поединок с жертвой в тот момент, когда па-лач уже приготовил топор.

В браке Ивану суждено было насладиться счастьем, не выпадавшим на долю его предков. Первой его женой была Анастасия, дочь боярина Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Моло-дой царь любил свою жену. Спустя много лет, Иван с сожаленьем вспоминал о радостях и сча-стье, которые ему доставил союз с Анастасией. Брак состоялся 3 февраля 1547 г. Не прошел и трех месяцев после этого, как вспыхнул пожар, уничтоживший целую часть столицы. Иван был выведен из сладкого покоя, в котором окружающие склонны были видеть залог лучшего будуще-го. Красивая и ласковая Анастасия казалась ангелом-хранителем, который удержит государя от вспышек гнева и даст покой подданным. Но влияние Анастасии было преувеличено, как и все преувеличивалось в этой легендарной стране. Она оставила Ивану 2 сыновей. Младший из них, Федор, был болезненный и слаб умом. С ним не считались. Старший, Иван, по-видимому, и фи-зически, и нравственно напоминал отца, делившего с ним занятия и забавы.

Второй раз Иван женился в 1561 г. на Марии, полудикой черкешенке Темрюковне. Умерла она в 1569 г. О ней ходила молва, что она была также распущена по своим нравам, как и жестока по природе.

Через 2 года после ее смерти Иван избрал себе в жены дочь простого новгородского купца - Марфу Васильевну Собакину. Она прожила после свадьбы всего лишь 2 недели. Царь уверял, что ее отравили раньше чем она стала его женой, т. е. она умерла девственницей.

Этим царь хотел оправдать свое намерение вступить в 4 брак, о котором он стал думать не-медленно после смерти Марфы. Церковные правила препятствовали осуществить его намерение. Он стал доказывать необходимость для себя нового союза, утверждая, что у него одну за другой отравили 3 жены, он говорил, что после смерти 2 супруги он уже сам был готов уйти в мона-стырь. Только заботы о воспитании детей и о своем государстве удержали его. Он должен из-брать себе подругу, чтобы “избежать греха”. Церковь уступила настоятельным просьбам царя.

В 1572 г. он повел к алтарю дочь одного из своих придворных вельмож, Анну Колтовскую. Через 3 года он заточил ее в монастырь. Предлогом для этого послужило обвинение предъявлен-ное к царице в заговоре царицы против царя. Развод сопровождался рядом казней, совершенно истребивших семью царицы. Анна прожила в Тихвине до 1626 г. под именем инокини Дарьи.

После этого царь приблизил одну за другой 2 наложниц - Анну Васильчикову и Василису Мелентьеву. Обе они признавались его супругами, хотя для сожительства с ними он испросил только разрешения своего духовника, понимавшего, что для такого человека, как Иван, нужно изобретать более эластичные правила. По свидетельству летописей, Анна продолжала еще 3 года пользоваться ласками царя. Но умерла она все-таки насильственной смертью. Карьера Василисы была более короткой, еще совсем молодой и красивой, она была заточена в один из подгородных монастырей.

По преданию в 1573 г. на смену, Василисе явилась новая любовница, Мария Долгорукая. Однако после первой же ночи Иван бросил ее. Долгорукая погибла: ее посадили в коляску, за-пряженную лихими лошадьми, и утопили в реке.

В сентябре 1580 г. царь вступил в 7 или 8 более или менее законный брак с Марией Нагой, дочерью боярина Федора Федоровича. Она скоро стала матерью царевича Дмитрия. В то же вре-мя царь женил своего сына Федора на сестре Бориса Годунова Ирине, и создал, таким образом, новую семью на которой сосредоточилась его любовь. Впрочем, это не мешало ему лелеять меч-ту о браке с Марией Гастингс.

Легко себе представить, чем могла быть при таких условиях домашняя жизнь царя. Больше всех своих сыновей царь любил старшего Ивана, наследника царского престола, между отцом и сыном существовало согласие в идеях и чувствах. Они даже менялись своими любовницами. Но однажды, оскорбленный внешним видом своей невестки царь ударил ее с такой силой, что она прежде времени разрешилась от бремени. Естественно, что царевич не сдержался от упреков в адрес отца. Грозный вспылил и замахнулся своим посохом. Удар был нанесен царевичу прямо в висок.

Преступление было совершено царем без умысла, но оно все же перешло ту меру, к которой привыкли его современники. Смерть наследника явилась как бы народным бедствием, так как будущее московского престола представлялось весьма печальным. Федор был полуидиот, Дмит-рий - еще дитя. От своих любовниц царь имел несколько сыновей, но они не признавались его законными наследниками.

В следствие этого, царь больше, чем когда-либо, старался заглушить свою печаль и терза-ния совести в самом необузданном разврате. Эти излишества окончательно подорвали и без того уже растроенное его здоровье.

В начале 1584 г. обнаружились некоторые тревожные симптомы, взволновавшие государя и весь его двор. Тело Ивана распухло и стало издавать нестерпимое зловоние. Врачи признавали в этом разложение крови. Астрологи указали время, когда наступит смерть. Но царю об этом ска-зано не было. Однако Богдан Бельский (любимец Ивана) предупредил астрологов, что если их предсказание не сбудется, их сожгут живыми. Это было равносильно назначению премии за убийство царя. Поэтому, после его смерти многими высказывались подозрения, что он был от-равлен Борисом Годуновым с сообщниками.

Царь умер 18 марта 1584 г. Он пригласил Бориса Годунова сыграть с ним в шахматы и сам уже начал расставлять фигуры по доске, как вдруг почувствовал себя дурно. Спустя несколько минут он уже хрипел в агонии. Так исполнились предсказания астрологов. По желанию Ивана, после совершения над ним предсмертных обрядов, он принял монашество. Он оставил своему сыну Федору царский венец, а Борису Годунову государственную власть.

Таков был первый царь всея Руси.

Полное вранье
Patriot 03.11.2009 12:20:31

Нигде я такого вранья не слышал еще.Изучай лучше историю Русскую,а не сплетни всякие пеши.Нормальный Царь был,не так страшен и жесток Иван IV,как его обрисовывают.мне лично вообще не понравилось.советую людям не заморачиваться на этом сайте и не верить