Почему наши учительницы одиноки. Почему важно, чтобы мальчикам преподавали учителя-мужчины Мужчин педагогов должно быть больше

В предыдущем посте про книги дискуссия неожиданно свернула на тему учителей. Один из затронутых аспектов - малочисленность мужчин-учителей в школе. Даже высказали мысль, что их отсутствие негативно сказывается на воспитании мальчиков.
Какие же причины малочисленности мужчин в школе?

Педагогические вузы традиционно считаются девчачьи. Так, насколько я знаю, было в советское время, так остается и сейчас. Я сам закончил педагогический вуз. По моим наблюдениям, парней, в зависимости от факультета и специальности, в среднем процентов 25%. Исключения составляет лишь факультет ДИФП (довоенная и физическая подготовка), где количество ребят стремится к 100%. Большинство из них получает специальность учителя физкультуры и занимаются спортом профессионально или полупрофессионально. Физкультура у них каждый день. Второй мужской факультет, где ребят процентов 75-80, это факультет, готовящий учителей черчения и труда.
Самый женский - ПИМНО, откуда выходят учителя начальных классов. Там мальчики просто редкость, дай бог, если повезет, то один на группу. Часто не везет и нет ни одного.
То есть уже на начальном этапе (получение специальности) мы получаем соотношение мужчин и женщин-учителей 1 к 4. Это притом, что парням грозит армия. Если бы не было призыва, количество поступающих в педагогические вузы юношей было бы еще меньше. Какие причины?

Маленькая зарплата педагога, на мой взгляд, не основная причина. В середине 90-ых зарплата инженера была ничуть не выше учительской, но политехнические вузы парнями обделены никогда не были. Сейчас зарплаты учителям повышают, есть возможность подрабатывать репетиторством. Думаю, выходит не меньше, чем у рядового офисного клерка или мелкого чиновника. Молодым учителям конечно, тяжелее, потому что у них не начислений за стаж и т.п. Помимо зарплаты есть приятные плюсы, вроде свободного графика, не надо сидеть с 8 до 5, провел уроки и свободен. Два месяца отпуска - тоже неслабый бонус.

Отсутствие карьерного роста - эта причина уже посерьезней. Многие учителя как пришли после института в школу, так и остались рядовыми учителями до пенсии. Какая карьера может быть у учителя? Завуч. Если инициативен и повезет, то можно стать директором школы. Но, по-моему, директора у школ меняются крайне редко. Единицы уходят в районо, гороно и министерство. Но в эти ведомства чаще попадают минуя ступень школьного учителя. То есть получается, что у учителя почти нет перспективы карьерного роста, только рост в личном и профессиональном плане. Такая вот особенность профессии.
Написав о карьерном росте учителей, подумал о преподавателях вуза. У них карьерный карьерная лестница тоже не очень длинна. Заведующий кафедрой, декан, ректор. Тоже далеко не все ими становятся. Но у преподавателей как-то больший простор для маневра и творчества. Одни преподают в 2-3 вузах, вторые помимо преподавания работают в других структурах, государственных и коммерческих. Даже в школе ведут уроки. Или посвящают себя науке.
У учителей как-то с маневром туго, большая их часть крепко привязана к родной школе, в лучшем случае берут репетиторство. И мало кто работает в двух школах сразу, не говоря уже о коммерческой организации. Почему так получается?

Быть учителем не престижно. Престиж профессии долго падал. Престиж профессии во многом завязан на деньгах ну и романтике, культивируемой СМИ и произведениями искусства. С культивируемой романтикой как-то совсем туго в последние годы, так что деньги выходят на первый план.
Но престижно ли быть военным или врачом? Или милиционером? А может инженером? По-моему сейчас тоже не слишком. Престижность профессии военных и милиции поддерживается телесериалами и кино, медицина и так не страдает от желающих стать медиками. Уровень зарплат врача-терапевта в поликлинике не сильно отличается от учителя школы. Медицина, правда, все же более коммерческая отрасль, чем педагогика. Частных клиник больше, чем частных школ.
Непристижность профессии - это причина, но она одинакова для парней и девушек и есть куча профессии таких же непрестижных. Поэтому, хотя это и влияет на выбор профессии юношей, но не в первую очередь.

Заниматься детьми - женское дело. Самая главная причина. Может, далеко не все это осознают, но где-то в подсознании сидит четкая ассоциация: женщина и ребенок, ребенок и женщина; воспитанием детей должны заниматься в первую очередь женщины. Возиться с детьми - это как не по-мужски. Учиться в педагогическом вузе - это одно, а быть училкой в школе совсем другое.
Заметьте, чем старше обучаемые, тем больший процент учителей мужчины. В детских садах мужчин-воспитателей нет вообще. В начальных классах их очень и очень мало. Далее их становится больше, учителя труда, физкультурники, ОБЖ. - обязательно мужчины, встречаются и в других науках. (Кстати, мне никогда не попадался в жизни мужчина-учитель литературы.) В педагогическом университете преподавателей-мужчин ничуть не меньше, чем женщин, в том числе и среди тех, кто ведет занятия исключительно по педагогике.

Хотя, так было не всегда. Учитель, Наставник в истории - это всегда мужчина. Еще в царской России большинство учителей было мужского пола. То есть традиция есть. Но в какое советское время женщины захватили большинство в школе? Может в послевоенные годы, когда мужчины-учителя и студенты педвузов ушли на войну и не вернулись?

Кто же он, мужчина в современной школе - неудачник, не сумевший освоить сугубо "мужскую" профессию или одинокий герой в женском коллективе, тянущий нелегкую лямку воспитания подрастающего поколения?

ПС. Хотелось бы услышать мнение лирушников, проживающих за пределами СНГ - как в других странах обстоят дела с учителями-мужчинами в школе?

А ведь правда: в школе работает мало мужчин. Неужели пугает уровень заработной платы? В наше время и тем более в городе Омске – возможно! Однако работа в школе – не только количество денег в месяц. Учитель, педагог – призвание, прежде всего. Если вам приятно преподавать и преподносить знания и видеть результат, то не хотелось бы затрагивать проблемы оплаты труда вообще. Мы люди материальные в основном, но духовное в нас – тоже бьёт ключом. А что касается мужчины в школе, то эта работа не только дворника и сторожа, слесаря и ремонтника, но и опытного педагога, готового воспитывать, готовиться и научать. Ответ на вопрос: почему мужчин педагогов в школах немного – можно найти в интернете. Но они есть, работают добросовестно и уважаемые люди.

– Учитель-мужчина в школе – это здорово! – отвечает коллега и учитель истории, женщина. – Вызывает уважение! Учеников, как правило, это дисциплинирует, всё-таки мужчина, авторитет. Женский педагогический состав тоже стимулирует к тому, чтобы всегда хорошо выглядеть. Да и мужской взгляд на проблемы школы может отличаться от взгляда женщин-учителей. А это на благо школы.

– Почему мужчин-учителей мало? – настойчиво спрашиваю знакомого экономиста.

– Мужчины неохотно идут в школы, молодые люди – особенно! Первое и неоспоримое – это заработная плата. Если есть семья, то зарплаты учителя в среднем будет недостаточно на её содержание.

А вот что отвечает маркетолог – «нарываюсь» на это сообщение в интернете, почти случайно:

– Есть амбициозные малые, им присуще (не всем) стремление к карьерному росту или достижению вершин, показателей. В школе этого нет. Ну, станет лучшим учителем, но ведь финансово от этого не выиграет.

– Педагогом может быть только мужчина, который очень любит детей, имеет терпение и умение грамотно и доходчиво объяснить предмет. А это не всем дано.

На вопрос отвечает директор школы – человек бывалый, немолодой и наблюдательный:

– Если мужчина обладает необходимыми качествами, то он тем более не пойдёт в школу, а будет пробовать себя на другом поприще, где есть карьерный рост, где можно за меньшее время заработать больше. Почасовая нагрузка распределяется порой неравномерно, то есть уроки могут быть в первую и во вторую смену, нередко это большая задержка, а могут быть окна… Нельзя же устраиваться в школы, где работает лишь первая смена с подвесной, например. Подобных школ в городе не очень много! Знаете, какой мужчина способен чувствовать себя в школе удовлетворённо и никуда не рыпаться? Который не может или не хочет далеко двигаться, не обладает уникальными талантами, но ему нравится, чтобы его слушали, пусть и дети.

С молодым педагогом Виталием Алексеевичем Степченко знакомлюсь на VIII Международных аксиологических чтениях. На чтениях он работал соведущим на одной из секций. Молодой, умный, интеллигентный. Грамотно анализирует выступления, умеет выделить главное и существенное.

– Работаю в Многопрофильной академии непрерывного образования преподавателем истории и обществознания. Веду подготовительные курсы для подготовки к ЕГЭ и ГИА, занимаюсь подготовкой одаренных детей из районов области к участию в предметных олимпиадах. Филиалом «МАНО» является Сибирская школа нового поколения, где я третий год работаю учителем истории и обществознания. До этого пять лет отработал учителем истории и обществознания в общеобразовательной школе города Омска.

Окончил Виталий Алексеевич исторический факультет Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, он историк по специальности. Аспирант ОмГУПС по специальности «История». Кандидат исторических наук. Ему 30 лет, женат, воспитывает дочь.

– Что для вас профессия учителя?

– Для меня профессия – это то, что мне было интересно всегда, то, что я делаю с удовольствием. Еще с начальной школы интересовался историей, много читал, перечитал все, что было связано с историей в нашей местной библиотеке. В средней школе успешно участвовал в олимпиадах по истории и обществознанию. За первое место в областной олимпиаде по истории в 11 классе без экзаменов зачислили в ОмГУ на исторический факультет (была золотая медаль, она давала право одного экзамена, а историю засчитали как 100% за победу в олимпиаде). В университете с большим интересом учился, много читал. Лето проводил в археологических экспедициях (суммарно около года жизни в тайге за время учебы и еще, лет пять спустя, ездил). На пятом курсе университета пошел работать в школу учителем. С тех пор стараюсь передать свои знания ученикам, развить в них интерес к истории и обществоведческим дисциплинам, учу логически мыслить. Нравится работать со школьниками, абитуриентами, студентами. От ребят всегда исходит поразительное жизнелюбие и оптимизм, много шутим, смеёмся. Это очень помогает в суровых учительских буднях. О выборе профессии не жалею, занимаюсь тем, чем хотел заниматься с детства. Работать приходится много, но я рад, что могу обеспечить семью жильём и всем необходимым.

– Часто ли участвуете в мероприятиях?

– Подобные аксиологическим чтениям мероприятия у нас проходят часто. Только я в них участвую редко, так как этим в «МАНО» занимаются отдельные люди. Я преподаватель, организация мероприятий в мои обязанности не входит. Если вам интересны мероприятия и все прочее, чем занимается «МАНО», можете зайти на сайт или попросить интервью у нашего ректора Владимира Ивановича Гама. Он доктор педагогических наук, профессор, академик, заслуженный учитель России. Он вам очень интересно расскажет про всё. Возможно, даже покажет, с ним всегда интересно беседовать – много знает и хороший стратег. В аксиологических чтениях я участвую не первый раз.

– Вам уже приходилось работать со специалистами Епархии?

– Непосредственно со Светланой Петровной Баранцевой был только на аксиологических чтениях. Она ведёт большую работу, направленную на развитие духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. К её работе отношусь с большим уважением. У нас сейчас мало людей, которые хотят подобными вещами заниматься. А она – профессионал, хорошо знает систему работы школы, может объяснить сложные вещи простым и понятным языком. Педагоги любят ее комментарии. Работая со школьниками, я прекрасно понимаю, что в сфере морали у молодежи и детей большие проблемы. Далеко не во всех семьях дети получают необходимое воспитание. Школа, конечно, в плане воспитания многого сделать не может, воспитывать должны родители. Но идеалы, принципы, нормы, личный пример педагогов, тоже играют свою роль.

– Чему должна учить современная школы и вы вместе с ней?

– Школа должна учить добру и справедливости, патриотизму, взаимному уважению. А мы, как живой инструмент, помогаем этому процессу. К сожалению, Интернет и телевидение учат противоположному. Но если объединять усилия семейного воспитания с тем добрым, что хотят привить ребёнку педагоги, положительные результаты будут. Ведь у нас много хороших, добрых, воспитанных детей. Только обращаем внимание мы в первую очередь на «плохишей», они бросаются в глаза.

Не задаю Виталию Алексеевичу вопросы о том, сколько он зарабатывает в месяц и двигается ли по карьерной лестнице. Что имеет этот замечательный и честный педагог – тем и поделится с детьми. История – его любимый предмет, а старание – это совесть и честь педагога.

Самая большая похвала учителю – сияющие глаза учеников. Сколько мы преподаём во время урока, как привлекаем и мотивируем подрастающее поколение, каким образом ребята усваивают материал – это и есть работа в учебном заведении. Наши поступки будут помнить, а знания – использовать во благо.

Я где-то читал, что смысл жизни – в служении. А профессия учителя – одна из тех, что в наибольшей мере позволяет это реализовать. Только очень важно, по-моему, осознавать, что в школе мы – не только учителя, но и ученики, по-настоящему уважать детей, и тогда наше служение может принести много пользы и добра.

Проблема нехватки мужского влияния всегда существовала в школе. У нас ведь много неполных семей и много мальчиков, которые растут исключительно в женском сообществе. И в этой ситуации яркий, интересный мужчина, который может повести за собой, – приобретение школы. Пожелаем же, чтобы их становилось всё больше!

Виктор Власов

Недавно на одном сайте, посвященном профориентации, я встретила список «самых мужских профессий» по мнению его составителей. В него закономерно попали летчики и моряки, шахтеры и сварщики, спасатели и военные. Профессии «учитель» или «преподаватель» в этом списке не оказалось. Также ее не нашлось ни среди «самых интересных», ни среди «самых престижных»; не встретилась она ни в «перспективных», ни в «популярных». Я уже хотела было окончательно расстроиться, как открыла последний список - «самых женских» профессий. Искомое находилось там под номером 1. Лучше бы я окончательно расстроилась на страницу раньше, было бы не так обидно за свое дело.

Я, конечно, сама пополняю эту статистику, являясь учителем-женщиной, а попросту «учительницей», «училкой», но как же часто не хватает нашей школе учителей-мужчин, способных внести мужское начало в обучение и воспитание ребят и гармонию в большие женские коллективы, которые в народе не зря зовут «серпентариями»!

По статистике 2010 года в России из 1,36 млн. учителей к сильному полу принадлежали всего 7%. Не думаю, что за четыре года ситуация принципиально изменилась. Самые частые возражения и объяснения этому явлению слышал, пожалуй, каждый: «На учительскую зарплату семью не прокормишь!», «Не мужское это дело!». Редким выпускникам педагогических вузов, идущим работать в школу, удается избежать подобного прессинга.

Мне удалось побеседовать с шестнадцатью учителями-мужчинами, рассказавшими о своем отношении к профессии. Кто-то из них преподает в настоящее время, кто-то выбрал другой путь, в любом случае, бесследно работа учителем не проходит.

Путь в профессию учителя чаще всего связан с педагогическим вузом. Большинство моих ровесников (7 из 16 опрошенных - молодые люди с педагогическим стажем от 1 до 5 лет) объяснили выбор вуза низким конкурсом, наличием бюджетных мест или другими прозаическими причинами.

Николай Николаевич Боровков, 1 год педстажа, учитель математики и информатики: «Поступил после армии, т.к. не хотелось терять год, а здесь брали сразу на второй курс. Поработал в летних лагерях и школе на практике, понравилось».

Александр Андреевич Каретник, 3 года педстажа, преподаватель физкультуры и ОФП: «Во время обучения и после окончания КузГПА поработал на РЖД: проводником, начальником, инструктором направления. Многое применял из полученного мною в академии. Но в один прекрасный момент получил хорошее предложение возобновить тренерскую карьеру в Москве! Поэтому оставил железную дорогу и уехал работать тренером».

Однако призвание и мечты об учительской стезе - вещи непреходящие, существующие во все времена. Чаще, конечно, о них упоминали более опытные учителя, чей выбор жизненного пути пришелся на советское время.

Александр Николаевич Игрицкий, преподает около 40 лет математику и физику школьникам, а также спецдисциплины, связанные с физикой и математикой у студентов: «Первый червячок появился в родной школе, когда по предложению нашей учительницы по математике Вероники Евгеньевны Балакиной стал вести математический кружок для 5-6 классов. Потом вел занятия в институте в физматшколе при МИФИ… Потом… Потом всё! «Коготок увяз - всей птичке пропасть!» Последний и решающий аргумент: на первом курсе после успешной сдачи первого коллоквиума по математике мне разрешили принимать коллоквиум у своих однокурсников… А затем сказали: вам бы преподавать…»

Вадим Евгеньевич Жутовский, 15 лет педстажа, преподаваемые в разное время предметы - английский язык, история, технология, право: «По природе - гуманитарий, но свою взрослую жизнь начал технарем. Окончил техническое училище, два раза не поступил на истфак. Потом друзья посоветовали идти на системного программиста. Но в 90-е поменялась архитектура ЭВМ - появились персональные компьютеры, а потом и Союз развалился. Немного помаявшись, получил второе высшее - учитель английского языка и литературы. Так для меня открылись двери в школу, о чем всегда мечтал: мама, бабушка, двое дедов были учителями. В 2009 году осуществилась, наконец, еще одна моя мечта - получил третье, историческое образование и стал учителем истории. Вот так не быстро вышел на цель».

Сергей Смирнов, преподаватель физики и спецразделов математики с 30-летним стажем: «Сначала - по нужде. Потом понял - повезло!»

Но и от молодежи, на которую принято пенять во все времена, можно услышать искренние слова о своей профессии.

Денис Гиряев, 2 года работы учителем математики и 2 года руководства собственным образовательным проектом: «Как, наверное, многие дети, ещё с детства я хотел стать учителем. Учась же в старших классах, я понял, что это не детская глупая фантазия, а деятельность, к которой лежит душа. Да и мой учитель математики — Заслуженный работник образования Республики Беларусь Волков Михаил Николаевич — стал для меня примером, на который стоит равняться. Он не просто учил математике — он учил жизни. По сегодняшний день я благодарен ему за все, что он для меня сделал. Кстати, именно благодаря Михаилу Николаевичу, я осознал важную истину: что бы ты ни делал — делай это лучше, чем делали до тебя».

Посчитать, сколько респондентов ушли из профессии, а сколько в ней остались, оказалось неожиданно сложно. Если, бросив работу учителем, уходишь в инженеры - все просто и понятно: ушел. А если при этом по субботам подрабатываешь в школе? А если ушел на пенсию по выслуге лет? А если - в районо? Мотивы же полностью или «частично» ушедших поддаются обобщению намного лучше.

Александр Александрович Казанцев, 17 лет педстажа, преподаватель истории и социальных дисциплин, тренер по шахматам: «Ушёл. У тренера зарплата очень низкая, а в общеобразовательной школе морально противно работать. Последней каплей стало требование написать объяснительные за двойки, вместо неё написал заявление».

Михаил Олегович Никаноров, 3 года педстажа, учитель информатики: «Ушел по причине несоответствия объема труда и времени заработной плате». Точно ту же причину назвали еще два его коллеги и бывших одногруппника, успевших поработать в школе, - Николай Боровков и Сергей Дмуховский. К слову, все трое, как и многие учителя информатики, ушли работать в сферу информационных технологий. Денис Гиряев добавил к этой, основной, претензии, что «не готов работать в рамках устаревшей системы, пропитанной глупым бюрократизмом и отторгающей любые реальные инновации».

Претензии к бюрократизму не единичны, но есть и те, кто готов с ними мириться ради чего-то более важного.

Алексей Валентинович Судничников, 3 года педстажа, учитель информатики: «Уйти? Да, хотелось. И не раз. Причины - бюрократия и чрезмерная наглость детей и/или родителей. Но последнее время - всё меньше. К бумажной работе как-то привык, а с наглыми научился справляться».

Впрочем, тех, кому работа исключительно нравится, не меньше.

Константин Николаевич Шнянин, 3 года педстажа, учитель физкультуры: «Я работаю учителем, профессию менять не собираюсь (наверно, потому что у меня есть какие-то шансы занять управленческую должность). Я занимаюсь любимым делом, и за это платят деньги (как сказал мне один многоуважаемый человек: «заниматься любимым делом и получать за это деньги - мечта каждого человека»). Все вокруг кричат, что учителям мало платят, но можно получать и в школе нормальные деньги, если не сидеть на своем стуле. Проходит много конкурсов, мэрия всячески поддерживает учителей, а особенно молодых».

В целом щекотливого вопроса заработной платы в беседах я старалась не касаться. Работает человек - значит, либо хватает, либо призвание первично, а заработок может найтись и где-то еще. Однако эта тема не может не волновать тех, кто в нашем обществе традиционно является главой семьи, кормильцем.

Александр Геннадьевич Баданов, педагогический стаж около 17 лет, в школе преподавал информатику, экономику, был руководителем различных технических кружков, в настоящее время работает со студентами: «Чисто» учителем никогда не был. В образование пришел уже с некоторым багажом знаний и опытом работы в сфере ИТ. В настоящее время моя работа связана с различными отраслями НХ. Вынужден работать в нескольких местах (в том числе и удаленно). Несмотря на радужные картинки о средних зарплатах и финансовом благополучии работников сферы образования - это несколько не так. Я с удовольствием бы работал с полной отдачей в одном месте...».

Некоторые мои коллеги подошли к вопросу о профессии учителя философски.

А.Н. Игрицкий: «Это сложный вопрос - профессия. Сегодня, подводя итоги, невольно думаю, какая же у меня профессия? И прихожу к выводу - помогать людям получать любые знания. Ушёл ли сегодня из неё? Скорее да, чем нет. Почему? Могу несравненно больше, чем сегодня фактически делаю в обычном ОУ. Сменить профессии в моем её понимании не хочу. Это моё».

А Владимир Владимирович Милов, в прошлом учитель информатики с 19-летним стажем , сумел описать свой профессиональный путь буквально в одной фразе: «Школа - пединститут - учитель - директор - начальник отдела образования».

Завершить краткий экскурс в биографии наших учителей хотелось бы оптимистичным лаконизмом В.Е. Жутовского: «Уверен, что это - «моя колея».

О том, чем же отличается эта колея для учителей-мужчин и так ли страшен большой женский коллектив - .

Неожиданно попали к незнакомому учителю в первый класс. Мужчина, молодой парень только что после университета, мы у него первые. Что скажете? Что-то как-то неожиданно и странно.

Среда. После уроков у меня дополнительные занятия - дискуссионный клуб школьников. Как и всегда, тем для обсуждения много, ребята задают вопросы, я увлекаюсь и пытаюсь объяснять девятиклассникам что-то пока для них сложное, но интересное: прыгаю от квантовой физики до истории религии. Когда наконец наступает небольшая пауза, из аудитории звучит очень неожиданный и самый сложный из вопросов:

«Андрей Николаевич, а почему вы в школе работаете, вы же такой умный?»

Здесь пришлось остановиться и обстоятельно всё разъяснить, потому что за такими вопросами всегда скрывается больше, чем сказано. В этом наивном недоумении удивительным образом сформулирован образ школы, сложившийся у современных детей. Школа - это не место для умных.

Немногим раньше я столкнулся и с другим образом школы, с образом, который сложился в общественном сознании: школа - это не место для мужчин.

Я учился на первом курсе филологического факультета. На таких факультетах, как известно, мальчиков любят, поскольку их мало - нас в группе было всего двое. Мы с товарищем отправились на кафедру русского языка, где натолкнулись на одного из преподавателей, завязался разговор и прозвучал вопрос: «Ну вы-то журналистами хотите быть, на телевиденье пойдёте?», а потом комментарий к нему: «Не в школу же вам идти». Помню, меня это тогда очень обидело, поскольку я уже начинал работать педагогом дополнительного образования и собирался стать учителем. В моем случае, к счастью, обида только укрепила это намерение.

Но не все легко справляются с обидой и сложившимися предрассудками. Сейчас мужчина в школе - это скорее исключение, чем правило. Если вы попытаетесь представить себе День знаний в абстрактной школе, то, скорее всего, вообразите белые банты, гладиолусы и учителя, который ждёт в классе. Каждый представляет этого условного учителя по-разному, но всегда есть один общий элемент: этот учитель - женщина. И не удивительно, ведь по данным последнего международного исследования TALIS , в котором принимала участие Россия, 85 процентов учителей - женщины.

Однако если мы обратимся к истории образования, то легко выясним, что учителями на протяжении очень большого периода человеческой истории были только мужчины. Собственно говоря, само слово «учитель» - мужского рода. Почему же теперь так сложно встретить учителя-мужчину?

Мужчина в школе - не мужчина?

Так уж получается, что мужчины редко говорят о своих проблемах. Не принято. Мужчина должен быть сильным, терпеливым, стойким, не должен сдаваться, должен преодолевать все трудности и не жаловаться. Мужчина должен быть успешен. А успешность в обществе, особенно в последнее время, определяется количеством денег, которые ты зарабатываешь.

Здесь скрывается сразу две причины пренебрежительного отношения к мужчине-учителю. Во-первых, процесс зарабатывания подразумевает в обыденном сознании какой-то тяжёлый физический труд. Труд учителя - интеллектуальный, а потому чаще всего я слышу, что на работе вообще ничего не делаю.

«Сложно как будто прийти и языком потрепать» - говорят люди, плохо понимающие, в чём заключается труд учителя.

Во-вторых, одна из центральных причин плохого отношения к учителю-мужчине - деньги. Хороший, тяжёлый труд хорошо оплачивается; раз платят мало, значит, и трудишься плохо. Да и вообще, «разве нормальный мужик будет работать за такие деньги?» Проблема оплаты труда учителей является на данный момент одной из самых серьёзных и плохо решаемых.

По словам главы Минобрнауки, средняя зарплата учителя в России составляет 35 тыс. рублей. Для сравнения, средняя зарплата учителя из США – 180 тыс. рублей. Конечно, другие расходы, другая экономика, и вообще незачем сравнивать, но проблема от этого никуда не пропадает. Ведь даже до этой «средней» зарплаты мне ещё надо было дожить: попробуйте, первый год работая в школе, взять нагрузку больше 20 часов, классное руководство, дополнительные занятия (а только в этом случае есть вероятность получить «среднюю» зарплату).

Карьера для неудачников

Но с первыми изменениями в отношении к себе со стороны других людей молодой человек сталкивается уже при поступлении в университет. Печальный факт: в современном обществе преобладает мнение, что если парень после школы поступил на педагогический факультет, значит, больше его никуда не взяли. Значит, он - неудачник и говорить с ним не о чем.

Надо сказать, что эта идея появилась не на пустом месте. Конечно, на педагогические факультеты конкурс всегда был ниже. Конечно, мальчиков берут очень охотно и закрывают глаза на мелочи. Но разве подобные вещи не происходят на других факультетах? Всегда есть люди, живущие по инерции, и всегда будут люди, относящиеся к своей деятельности как к призванию, готовые честно трудиться и добиваться результатов.

Я никогда не считал себя неудачником из-за того, что поступил на филологический факультет. Я сознательно выбрал его и работу учителя, хотя без труда проходил и на более престижные факультеты, но, тем не менее, сочувствующие взгляды и фразы типа «ну ничего, работать ведь не обязательно по специальности, главное - диплом получить» сопровождали меня довольно долго. Такое отношение может легко отбить желание работать в школе ещё на первом году обучения.

Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других

Когда же всем вокруг становится понятно, что ты настроен серьёзно и ничего менять в своем образовании не намерен, наступает ещё одна перемена в отношении. Отныне к будущему учителю-мужчине будут относиться не только с сочувствием, но и со снисхождением. В разговорах о нем будут упоминать как о местном «дурачке», блаженном.

«Не всем ведь быть юристами» - скажет дядя. «Кто не умеет делать - учит» - добавит старый знакомый. «А мог бы пойти в бизнес» - подведёт итог премьер-министр.

Собрав все эти причины вместе, можно представить, какое давление испытывает на себе учитель-мужчина, особенно молодой специалист. Образ педагога в общественном сознании из человека, который является для детей проводником в мир знаний и примером для подражания, превращается в вечно пьяного трудовика/историка/географа или недалёкого физрука, который подглядывает за школьницами в раздевалке.

Отсюда сомнения и боязнь родителей отдавать детей в класс, классным руководителем которого является мужчина. Итог - общее неуважение к профессии.

Образование в гармонии

Чем больше общество подшучивает над учителями-мужчинами, чем снисходительнее к ним относится, тем хуже отношения между учителем и детьми. Образовательный процесс - всегда двусторонний, и если дети «благодаря» общественному влиянию не могут воспринимать учителя всерьёз, то обучение не состоится, каким бы талантливым ни был педагог.

Всем известная истина о том, что всё должно быть сбалансировано и гармонично, безусловно, применима и к образованию и воспитанию. Сложно воспитать полноценную личность без мужского влияния, невозможно воспитать её и без женского участия.

Профессия учителя не должна быть ограничена одним полом, поскольку такое ограничение отрицательно сказывается на детях.

А так хочется показать им, что школа - место для умных, место для интересных, место для талантливых.

В оформлении статьи использован кадр из фильма «Охота» (2012).