Социологическая концепция г спенсера. Социология Г. Спенсера. Основные идеи марксистской социальной философии

Г. Спенсер разделял точку зрения Конта, по которому социология, примыкающая к биологии, составляет с ней физику организованных тел и рассматривает общество как своего рода организм. Но Спенсер помещает психологию между биологией и социологией, но это не оказало заметного влияния на его представление об обществе. Спенсер был не согласен с идеей Конта о том, что весь социальный механизм покоится на мнениях и что идеи управляют миром, вносят в мир перевороты. Спенсер считал, что «мир управляется и изменяется посредством чувства, для которых идеи служат только руководителями. Общественный организм покоится в конце концов не на мнениях, но практически целиком на характерах».

Итак, Спенсер объясняет «социальный механизм» через психологию, хотя это и не связывается с его аналогией общества с биологическим организмом. Старание объяснить явления, происходящие в общественной жизни, проводя биологические аналогии с живым миром во многом связана с теорией Дарвина. Появившись в середине 19 века, она оказала сильное влияние на социологию, породив различные биологизаторские социологические концепции, в том числе и социал-дарвинистские. Эти концепции состояли в том, создается универсальная модель эволюционного процесса путем переноса на общество и доведения до логического конца принципы естественного отбора и борьбы за существование.



Особенно ценным для понимания происхождения многих социальных институтов, изучения общества явилось использование эволюционной теории. Эволюционный подход к обществу важен тем, что каждое событие изучается в его развитии. Революция, совершенная в биологии эволюционной теорией Дарвина и принятая многими социологами, намного усилила историко-сравнительный способ изучения культурных и социальных форм жизни.

Первая социологическая работа Спенсера «Социальная статика» вышел в 1850 г. Затем, в 60-90-е годы были написаны: «Основные начала», «Основания психологии», «Основания биологии», «Основания социологии», «Основания этики», «Основания социологии» были предварены самостоятельной книгой «Социология как предмет изучения». В это время Спенсер, создавая систему синтетической философии, пытался свести воедино все теоретические науки того времени.

Спенсер не дал формального определения социологии и ее взаимосвязи с другими общественными науками. В целом он видел в социологии науку о «надорганическом» развитии, которая одновременно описывает этот процесс и формулирует его законы. Притом он абсолютно не сомневается в необходимости социологии как самостоятельной науки - науки, свободной от различных, в том числе и классовых, предрассудков.

Свои социологические принципы Спенсер, подобно Конту, выводил из философских принципов, исключая невозможное, используя дедукцию. Несмотря на то Спенсер относился к Конту чрезвычайно критично, но все же считал, что французский философ в понимании социальных явлений намного превосходил все прежние подходы и называл его философию «замыслом, полным величия.

Главной отличительной чертой социальных структур, по Спенсеру, это помощь людей в достижении общей цели добровольная или принудительная. Она делит общество на два типа: «военное», где принуждают помогать для достижения общей цели и «промышленное», где это происходит добровольно.

Большое внимание Спенсер уделил уточнению и разработке понятийного аппарата социологии. Так он анализирует принципы общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных систем и органов общественной жизни. Можно сказать, что он заложил основа формирования понятийной системы социологии, а также структурно-функционального метода. В значительной степени этому способствовали аналогии человеческого общества с биологическим организмом, которые он проводил. Естественно, он делал различие между биологическим организмом и процессами общественной жизни. Основное значение различия Спенсер видел в том, что в живом организме особи существуют ради целого, а в обществе - наоборот. Поэтому он писал: «Общество существует для блага его членов, а не члены существуют для блага общества».

На громадном этнографическом материале английский философ постепенно рассматривает эволюцию семейных отношений: первобытные половые взаимоотношения, формы семьи, отношение к женщинам и детям; эволюцию обрядовых учреждений и обычаев, политических институтов: государство, представительные учреждения, суд и т.д. Отдельное внимание Спенсер уделил религиозным учреждениям, промышленности и ее структуре. Таким образом, социология у Спенсера выступает как всеобъемлющая наука, включающая общую теорию исторического развития (эволюцию).

Его работа «Основания социологии» (1877 г.) был одним из первых в плане построения целостной социологической системы на этнографическом материале. Он пытается умозрительно преобразовать физическую, интеллектуальную и особенно религиозную жизнь первобытного человека, установить источник его основных идей и представлений.

В основном, первая часть его «Оснований социологии» отведена главным образом под исследование первобытного человека, причем по большей части анализу его духовной стороны, включающую чувства и верования, которым он придавал большое социологическое значение в определении характера общественной жизни. То есть речь в книге практически идет об описании первобытной культуры человечества, первобытном мировоззрении, где, как и в других частях своего произведения, он пользовался только сравнительно-историческим методом, и что не имело ни малейшего отношения к вопросу о том, является ли общество организмом, или же чем-то отличным от него.

Параллели с живым миром находят у Спенсера применение тогда, когда он рассматривает политические институты, которые, собственно говоря, и являются для него истинным социальным организмом

Изучение спенсеровских «Оснований социологии» показывает, что он периодически исключительно внешним образом соединяет убеждения, навеянные органической аналогией с результатами сравнительного изучения, этнографическими и историческими данными, которые рассматриваются с эволюционной точки зрения. Это дает повод заявить, что в действительности социология Спенсера, ее сущность и смысл характеризуются не столько органической аналогией, сколько применением к изучению общественных явлений сравнительного метода. Именно он является у Спенсера исходной базой развития его социологической концепции.

Грязнов В.С. Эволюционизм Спенсера и проблемы развития науки// Позитивизм и наука. Критический очерк. М., 1975

Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».
Эволюция – это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Спенсер – сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом. Он приравнивает общество к организму. В таком организме, как общество, Спенсер обнаруживает выделившиеся подсистемы, которые в свою очередь подразделяются дальше: внутренняя система выполняет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания»; внешняя система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды; промежуточная система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию. Спенсер считал, что эволюция любого организма:
1)тесно связана с его приспособлением к среде, т.е. в случае с обществом, к природе;
2)предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следовательно, и его постоянное усложнение.
Изменение общества, его постепенная дифференциация являются проявлением социальной динамики, причем динамика понимается широко, так как включает не только состояние дисбаланса и развития, но и состояние относительной стабильности, когда процессы развития замедляются. Естественная структура общества для Спенсера та, в которой выделяются церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные институты общества.
Понятие «эволюция» в социологической теории Спенсера играет важную роль при объяснении не только изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов.
Спенсер выделял два типа общества:
1)военное, т.е. основанное на принуждении и жестком социальном контроле;
2)индустриальное, представляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля.
В отличие от военного общества индустриальное характеризуется большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятны для общества, так как они препятствуют его развитию и ограничивают свободу составляющих его индивидов.
Несмотря на то что теория Спенсера заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепции Дарвина, он не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший». Данный принцип, считал ученый, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества более характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Целей на этом этапе общественной жизни достигают силой убеждения, а не агрессией.
Во второй половине XXв. интерес к концепции Спенсера возродился в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализ и структурный функционализм



9) Социологическая теория К. Маркса
Марксистское понимание сущности человека и человеческого общества возникло в рамках целостного марксистского миропонимания, развитого К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям объективной действительности. Это, в частности, философское, социологическое, экономическое и другие учения. Все эти теории тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое.
К. Маркс – видный политический деятель, философ, социальный теоретик и экономист. Самой известной особенностью идей Маркса является представление о связи между социальной и экономической жизнью общества. Экономика (базис) включает три обязательных элемента:
1)средства производства (орудия и материалы);
2)работника;
3)того, кто присваивает продукт производства. Данные элементы присутствуют во всякой экономике, различия же сводятся к тому, в каком они соотношении;
4)работник может владеть или нет средствами производства (отношения владения);
5)присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или на средства производства, или на труд, или на то и другое одновременно (отношения собственности).
Основой классовой теории Маркса стало разграничение работников на тех, кто живет своим трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда. Опираясь на это разграничение, он описывал производственные отношения. Производственные отношения отражают существующее разделение труда определяются уровнем развития орудий труда. Все описываемые Марксом формации фактически строятся на противопоставлении двух классов. Но это не значит, что структура общества двоичная, часто структура реального общества включает в себя классы, являющиеся рудиментами ранее существовавших форм общества.
Надстройка – это социальные формы, которые детерминируются базисом. К ним Маркс относил семью, государство, идеологию. Утверждается, что у Маркса вся социальная жизнь детерминирована экономическими процессами. В действительности соотношение между экономикой и обществом в теории Маркса не столь жестко. К примеру, он считал, что такие социальные институты, как семья и государство, не только относительно независимы от экономики, но могут оказывать на нее влияние. Детерминация надстройки базисом сводится в основном к тому, что ее характер в значительной мере зависит от экономических интересов господствующего социального класса.
Маркс первым придал социологический смысл понятию «отчуждение», под которым он понимал отчужденность труда и его продукта от человека, который выполняет свою работу по внешнему принуждению. Понятие «отчуждение» для Маркса имело две стороны:
1)это структурная часть капиталистического общества;
2)это психологическое состояние, которое переживает производящий класс в условиях капиталистического производства.
К. Маркс разработал концепцию социального изменения, по которой двигателем истории является классовая борьба. Это означает, что трансформации экономической структуры сами по себе не способны вызывать социальные изменения: для этого необходимо активное вмешательство людей, точнее, угнетенного класса.

10) Социологическая теория Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858–1917)– французский социолог «классического периода», оказавший огромное влияние на становление социологии как автономной науки. Основные труды: «Общественное разделение труда», «Метод социологии», «Самоубийства», «Элементарные формы религиозной жизни».
Он полагал, что социология сможет стать наукой только в том случае, если у нее будут собственные предмет и метод.
Предмет социологии – это социальные факты, которые составляют особую социальную реальность, имеющие собственные качества и законы. Социальным фактом у него является любой социальный феномен, который накладывает определенные ограничения на действия индивида и одновременно является внешним, объективным по отношению к нему (не является результатом его субъективной мотивации). Примерами социального факта могут служить закон, норма, язык, религиозные верования и обряды (то, что существует до индивида и помимо него). Именно социальные факты управляют человеком.
Дюркгейм сформулировал три основных правила социологии. Правило первое состоит в том, чтобы рассматривать социальные факты как вещи. Это означает, что:
1)социальные факты являются внешними для индивидов;
2)социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они строго наблюдаемы и безличны;
3)устанавливаемые между социальными фактами причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Правило второе состоит в том, чтобы систематически отмежевываться от всех врожденных идей. Это означает, что:
1)социология должна порвать все свои связи с любыми идеологиями и личностными пристрастиями;
2)она также должна освободиться от всяких предрассудков, которыми обладают индивиды по отношению к социальным фактам. Правило третье состоит в признании первенства (примата) целого над составляющими его частностями. Это означает признание того, что:
1)источник социальных фактов находится в обществе, но не в мышлении и поведении индивидов;
2)общество представляет собой автономную систему, которая управляется своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию индивида.
Таким образом, в теории Дюркгейма уменьшается роль индивида в социальной реальности, на него с момента рождения оказывается сильное давление. Дюркгейм обозначил два типа социального давления:
1)принуждение, исходящее извне (от окружающих индивида людей и общества в целом);
2)давление перенесенных внутрь норм, которые становятся некими внутренними двигателями человека.
Утрату ценностей он называл анемией. Анемия – состояние, когда общество теряет свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в общественные ценности.
Дюркгейм провел глубокое исследование самоубийства. Он выделил четыре типа самоубийства:
1)эгоистическое самоубийство, совершаемое по личным мотивам;
2)анемическое самоубийство, вызванное тем, что индивид чувствует отсутствие норм или их непереносимое противоречие;
3)альтруистическое самоубийство, которое совершается членами группы ради других ее членов;
4)фаталистическое самоубийство, являющееся результатом чрезмерного социального давления и чрезмерной социальной регуляции.

11)Социологическая теория М. Вебера
М. Вебер (1864–1920)– немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовс-кой социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных западных социологических школах и привела в 70-х гг. XXв. к своеобразному «веберовскому ренессансу».
М. Вебер ставит в качестве необходимой предпосылки социологии не общество, а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Вебе-ру общественные институты (государство, право, религия и т.д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Он отрицал идеи, что общество первично в отличие от составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей.
В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.
Однако Вебер не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его индивидов». В этой «ориентации на другого» получает свое признание и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т.д.
Отсюда «признание» – «ориентация на другого» – становится одним из центральных методологических принципов социологии Вебера.
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).
По мнению Вебера, предметом социологии должно стать не столько непосредственное поведение индивида, сколько его смысловой результат, так как характер массового движения в большей мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие эту массу индивиды.
При перечислении возможных видов социального действия Вебер выделяет четыре: ценностно-рациональное; целерациональное; аффективное; традиционное.
1.Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую иначе понимаемую, безусловно, собственную самоценность определенного поведения, взятого просто как таковое независимо от успеха.
2.Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель просчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать в своих целях.
3.Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.
4.Традиционное действие диктуется привычками, верованиями, обычаями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

· Герберт Спенсер был одним из самых ярких прёдставителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии».

· Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

a) Спенсер выделяет:

Неорганическую эволюцию (развитие Земли, Вселенной);

Органическую (биологическую и психологическую);

Надорганическую (социальную, морально-этическую).

В основе механизма социальной эволюции в теории Спенсера лежат три фактора:

Возникает дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности, так как люди в основе своей неравны с точки зрения приобретенного наследства, индивидуального опыта, условий, в которых они живут, случайностей, лишений, с которыми сталкиваются.

Существует тенденция к усилению неравенства, углублению специализации ролей, росту неравенства власти и достатка. В результате первоначальные дифференциации, постепенно расширяются.

Общество начинает делиться на фракции, классы, группы по классовым, национальным или профессиональным различиям. Появляются границы, охраняющие эти объединения, поэтому возвращение к гомогенности становится невозможным.

Чтобы подчеркнуть направление, в котором движется эволюционный процесс, Спенсер впервые ввел полярную, дихотомическую типологию обществ.

Военное общество - это распространение армейской организации на все сферы общественной жизни. Отсюда не только запретительное право, единственно допустимое в промышленном обществе, но и прямая регламентация того, что следует делать. Право охраняет не интересы индивида, личности, а в первую очередь незыблемость статусной иерархии власти. Среди обществ, наиболее приближающихся к военному типу, Спенсер называет Древний Египет, Спарту, Россию.

Промышленный тип общества - это аналог «современного общества». Индивиды не прикованы статусно к одному месту или занятию и свободно меняют свои социальные позиции. Сплачивающими силами вместо примитивного принуждения становятся знание и приобретенная психологическая гибкость, уживчивость людей. Отношения в промышленном обществе - это совокупность идеальных условий. Среди таких условий названы: децентрализация; торжество принципа «разрешено все, что не запрещено законом».

b) Органицизм: уподобление общества организму.

Общество - агрегат (совокупность) индивидов (индивиды - клетки, физиологические единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму - растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.



Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов»):

ü Поддерживающая - производство необходимых продуктов.

ü Дистрибутивная (распределительная) - разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)

ü Регулятивная (государство) - организация частей на основе их подчинения целом


Основное содержание символического интеракционизма.

· Как широкая теория, символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века, в Чикагской школе. Основателем его является американский социолог Джордж Мид .

· Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом.

· Общество в этой теории рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Другими словами, общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей, ибо только здесь обнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения.

· Символический интеракционизм сосредотачивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий.

· Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет, из себя для других в социальном мире.

· В первые десятилетия нашего века изучение Я - концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Я - концепция (лат. conceptus – понятие) - система представлений человека о самом себе. Формирование Я– концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я – концепции выступают:



ü Сравнение себя с другими

ü Свидетельства восприятия другими

ü Оценка результатов деятельности

ü Переживание внутренних состояний

ü Восприятие своего внешнего облика

· Символический интеракционизм опирается на три основные посылки:

a. Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений-символов, которыми они наделяют элементы своего окружения.

b. Во-вторых, эти значения (способ связи явления и символа) выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия – интеракции.

c. В-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. "Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения.

· По Блумеру: Символический интеракционизм покоится на 3 базовых посылках:

ü Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как социальные силы. Символический интеракционизм предлагает детерминизм значений.

ü Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.

ü Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

· Значительное место в работах, Блумер уделял коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования.

· Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как:

ü Толчения

ü коллективное возбуждение

ü соц. Инфекция

Которые при определенных условиях способны вылиться в новые формы группового и институционального поведения:

ü действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожидании, нет признанного лидерства)

ü экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений)

ü масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-либо события)

ü общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).

· Кульминация научного успеха Символического интеракциониста пришлась на 70-80-е гг. В эти же десятилетия сформировались такие направления, как социальная феноменология и этнометодология, родственные Символическому интеракционизму и основывающиеся на том же самом мировоззренческом фундаменте.

8. Основные идеи марксистской социальной философии.

Работы: Основной труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя:
«Основные начала» (1962), «Основная биология» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология, как предмет изучения» (1903), «Основания этик» (1879-1893).

"Социальная статистика".
"Начала социологии", "Грядущее рабство".
Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них.

Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия «сверхорганический» организм, т. е. как специфическую организацию. Спенсер выдвигает идею о том, что общество есть организм и сравнивает животный организм с организмом общественным.

Животные организмы обнаруживают постепенное увеличение в своей массе.

Этот факт даже является одним из отличительных признаков живого организма. Общественный же организм растет обычно до того времени, когда общество распадается на несколько других, или до тех пор, пока оно не будет поглощено каким-либо другим обществом. Эта черта является как чертой сходства, так и чертой различия между двумя этими организмами.
- Наряду с увеличением в размерах у них наблюдается и увеличение сложности строения.
- Прогресс, в структурной дифференциации, сопровождается в обоих случаях прогрессивной дифференциальной функцией. Отделы, на которые распадается масса тела, становятся все более несхожими между собой. Разнообразие их наружных форм и внутреннего сложения влечет за собою и разнообразие тех действий, которые они выполняют. То же самое справедливо по отношению к тем частям, на которые распадается общество. Разделение труда, впервые указанное экономистами как общественное явление и вслед за тем признанное биологами за явление органической жизни и названное ими "физиологическим разделением труда" - есть именно та особенность, как в обществе, так и в животном мире, которая делает каждое из них живым целым. В обществе взаимная зависимость между всеми его частями столь же строга, как и в животном организме. Обыкновенный живой организм может быть рассматриваем как народ, состоящий из отдельных единиц, живущих каждая своей индивидуальной жизнью, причем некоторые из них обладают даже весьма значительной степенью независимости, мы легко поймем, что народ, составленный из человеческих существ, может быть вполне справедливо рассматриваем как организм. В социальном организме, как и в индивидуальном, выделяется жизнь целого, совершенно отличная от жизней отдельных единиц, хотя и слагающаяся из этих последних.


Общество, как и биологический организм, обнаруживает в процессе своего развития общественный рост. Он совершается путем слияния общественных групп различных степеней. Первичная общественная группа, подобно первичной группе физиологических единиц, с которой начинается органическое развитие, никогда не достигает значительного размера путем обычного разрастания.

Образование более крупного общества происходит только путем комбинации более мелких обществ; при этом разделения, вызванные прежними распадениями, не стираются вследствие такого процесса.

Герберт Спенсер понимает общество как целостный организм, аналогичный биологическому организму. Это сложный организм, состоящий из взаимосвязанных и взаимозависимых клеток и органов. Эти клетки и органы связаны в единую систему и выполняют специфические функции в составе организма.

В 1850 г. вышел научный труд Спенсера - Как один из основоположников органической школы, Спенсер, вслед за Огюстом Контом ввел в социологию идею изменчивости и "плавного" эволюционизма.

Понятия эволюционистской социологии Спенсера - "возрастающая связанность", "переход от гомогенности к гетерогенности", «определенность», - описывающие морфологическую структуру общества, позволяли английскому социологу-позитивисту проводить аналогию между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом. В свою очередь, это раскрывало возможность применения в социологии естественнонаучных методов, что и составляло одну из целей позитивистского подхода к обществознанию.

Двумя полюсами эволюции общества английский социолог признавал военный и промышленный типы устройства общества. Эволюция идет по направлению от первого ко второму. В той мере, в какой закон выживания наиболее приспособленного реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу, характеризующемуся прежде всего дифференциацией, основанной на личной свободе. Социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство - как противное органическому единству социальной системы и эволюционному прогрессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных. Спенсер рассматривает общество как особое бытие, хотя и слагаемое из отдельных единиц, но постоянно сохраняемых в пределах их группировки как целостность. Это, по его мнению, указывает на конкретность составляемого ими агрегата.

Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к законам низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество – часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате «общественного договора” или божественной воли.

Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты «социального организма» и выявлвял общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы:

1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численности населения, материальные ресурсы и др.):

2. Как и в биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры.

3. Усложнение структуры сопровождается дифференцаицией функций, выполняемых отдельными частями.

4. в обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей.

5. Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур.

Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологию наполнял социологическими аналогиями. Спенсер в своей теории использует термин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида, Спенсер резко критикует органицизм, обращая внимание на существенные различия социального и биологического организма:

1.В отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией.

2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой символическую коммуникацию.

3. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.

4. Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры

5.Но главное в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей.

Общество, по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества.
Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. «Это обьединение органицизма с номинализмом составляло наибольшую теоретическую трудность социологии Спенсера.